Упрощению регистрации на недвижимое имущество. Регистрация прав на созданные объекты недвижимости в упрощенном порядке. Как поставить объект недвижимости на кадастровый учет

Об упрощенном порядке государственной регистрации прав на определенные объекты недвижимого имущества заговорили в 2006 году в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее-Закон № 93-ФЗ). Данный закон вступил в законную силу с 1 сентября 2006 года.Вопрос оформления прав на некоторые объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке не теряет своей актуальности в настоящее время.

Закон № 93-ФЗ внес изменения в некоторые законодательные акты, в том числе Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, в первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации; в Федеральный закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации";в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации": в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Изменения, внесенные в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со вступлением в силу Закона № 93-ФЗ, значительно упростили процедуру оформления (регистрации) прав граждан на земельные участки, предоставленных до 30.10.2001 г., а также на объекты недвижимости, созданные на земельных участках, отведенных для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Необходимость принятия Закона № 93-ФЗ была продиктована тем, что у большинства граждан, получивших в прошлом земельные участки и построивших на этих участках садовые (дачные) и жилые дома, отсутствуют документы, подтверждающие их право собственности на эти объекты недвижимого имущества (правоустанавливающие документы). Из-за отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов люди не могли легализовать находящуюся у них в пользовании и владении недвижимость, распоряжаться ей всеми предоставленными действующим законодательством способами (продавать, обменивать, дарить, закладывать, завещать). Единственный путь, по которому граждане могли идти в таких случаях – это судебное разрешение вопроса о праве.

Так, Законом № 93-ФЗ были внесены изменения в статью 25.2 Закона о регистрации «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства», а также Закон о регистрации был дополнен статьей 25.3, регламентирующейособенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Согласно вышеуказанных статьей Закона о регистрации, в упрощенном порядке могут быть зарегистрированы права на такие объекты недвижимого имущества как:

- земельные участки, предоставленные гражданам до 30 октября 2001 года на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то есть до момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

Создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, в частности: индивидуальные гаражи , построенные на земельном участке, предоставленном гражданину для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; садовые и дачные домики , а также иные строения, созданные на земельном участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства, дачного хозяйства; строения и сооружения вспомогательного использования (сараи, амбары и т.п.), индивидуальные жилые дома , создаваемые или созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в черте населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебных земельных участках).

Пунктом 1 статьи 25.2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки могут являться:

Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Выдаваемая органом местного самоуправления Выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма и содержание которой утверждена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 г. N П/103
"Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";

Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 25.2 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, указанных в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены:

Свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

Один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Для регистрации права собственности на некоторые объекты недвижимости нужно представить только документ, подтверждающий факт создания объекта и содержащий его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок (если право собственности на участок ранее не зарегистрировано). Речь идет об объектах, для строительства, реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

Согласно пункту 3 статьи 25.3 Закона о регистрации, для того, чтобы зарегистрировать право собственности на созданные или создаваемые постройки, как правило, бытового назначения (гаражи, теплицы, сараи, бани и пр.), необходимо заполнить Декларацию об объекте недвижимого имущества, которую может быть подписана лично собственником земельного участка либо представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, содержащей соответствующие полномочия, например, на составление и подписание декларации, на обращение с заявлением в регистрирующий орган. Декларация подтверждает факт создания такого объекта на участке, предназначенном для дачного хозяйства или садоводства, либо факт создания гаража или иного объекта (если для строительства, реконструкции не нужно разрешение на строительство).Форма и содержание Декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества"

Основаниями для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.При этом объект капитального строительства должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости в соответствии с о статьей 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Упрощенный порядок государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке , предназначенном для ИЖС , или созданным на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) заключается в том, что до 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства .

Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:

Право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

Указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления, соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

Для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно

Срок регистрации прав на земельные участки, предоставленным гражданам до 30.10.2001 г., изначально не установлены. Законом лишь ограничен срок представления для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства в качестве правоустанавливающего документа только документа, устанавливающего права собственности на земельный участок. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 28.02.2015 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", срок действия регистрации прав на в упрощенном порядке на объекты индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), продлен до 1 марта 2018 г.

Для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке, гражданам необходимо обратиться с заявлением о регистрации права собственности, представить документы, предусмотренные статьями 25.2 и 25.3 Закона о регистрации, а также оплатить государственную пошлину за регистрацию прав, в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ, которая составляет 350 рублей.

Оформление жилого дома в собственность по упрощенной схеме разрешено законодательством. Для этого потребуется только корректно заполненное заявление по форме, и передача всех необходимых бумаг для проведения регистрации в госорган. Важно знать, что в Росреестр понадобится отправить документ, доказывающий право владения территорией. При отсутствии этой бумаги недвижимое имущество не может быть допущено к процедуре регистрации.

Особенности осуществления регистрации по упрощенной программе

Сегодня вопрос оформления регистрацииправа на дом по упрощенной программе остается, как никогда, актуальным. Рассмотрим более подробно суть этой процедуры. Упрощенная программа работает в отношении:

  • Земельных участков, предоставленных частным лицам до ноября 2001 года на правах собственности, в качестве наследства или бессрочной возможности их использования для ведения ЛПХ, содержания огорода, садоводства, для постройки дома, гаража.
  • Построек, на которые в период начала застройки был выдан соответствующий разрешительный документ.
  • Автогаражей, созданных на земле, предоставленной для некоммерческих потребительских нужд.
  • Домиков, предоставленных для ЛДХ (личное дачное хозяйство).
  • Подсобных конструкций.
  • Частных домов, возведенных на участке под жилищное строительство, или в границах территории, расположенной в поселке или городе, и имеющей назначение для ведения ЛДХ.

С конца января 2010 года, госпошлина, которая установлена для проведения процедуры регистрации перевода в собственность территории, предназначенной под ЛПХ, выращивание культур, возведение жилых домов, автогаражей, составляет 200 рублей.

Согласно действующему законодательству, основанием для осуществления процедуры регистрации права на дом, расположенный на территории, определенной под ИЖС, или на земле, находящейся в черте поселка или города, и определенного для ЛПХ, является документация:

  • подтверждающая факт постройки объекта недвижимости, а также имеющая содержательное описание;
  • устанавливающая право на землю, где находится недвижимость.

Важно понимать, что документ об установлении права может не пригодится, если его уже ранее зарегистрировали в соответствующем госоргане.

Согласно ФЗ №122 документами, подтверждающими возведение объекта ИЖС и содержащими подробное описание недвижимости, могут выступить:

  1. Кадастровый паспорт на дом.
  2. Оформленное по всем правилам в администрации разрешение на пользование домом.
  3. Разрешительный документ на застройку, если возведение объекта еще не закончено.

До начала марта 2015 года документацией, доказывающей факт постройки дома на конкретном участке, являлся кадастровый паспорт.

Важно! Если у физлица для проведения регистрационных действий и получения права владения требуют предоставить дополнительную документацию, то это противозаконно. Подобные требования он может не исполнять.

Обязательное межевание земельных участков не требуется, если территория была определена под ЛПХ, садоводство, ИЖС. Межевание - это распределение пограничных линий территории с помощью специальных знаков, а также установления соответствующих координат. Согласно законодательству, отсутствие в госкадастре недвижимости информации о пограничных линиях участка, определенного под ЛПХ, не может стать причиной отказа в госрегистрации.

В этой ситуации в кадастр должны быть включены общие сведения об участке, а его планировка может быть не оформлена.

При отсутствии сведений о граничащих линиях территории, необходимо указать информацию о том, что пограничные линии участка не установлены согласно требованиям ЗК РФ.

С начала сентября 2006 года на практике применяется упрощенная программа оформления домов во владение. Это позволяет перевести недвижимое имущество в собственность без документа о введении его в пользование.

Чтобы оформить в частное владение дом, находящийся на территории, предназначенной под строительство жилья или ведение ЛДХ, потребуется получить кадастры на недвижимое имущество, и на землю.

Эти документы станут официальным подтверждением строительства объекта недвижимости. Для оформления таких бумаг следует обратиться в БТИ, предварительно написав соответствующее заявление по форме. Специалисты госучреждения осуществят инвентаризацию дома, в результате которой подготовят техпланировку объекта.

Во время разработки и оформления планировки, в БТИ потребуется отправить следующую документацию:

  • Выписку , полученную из госкадастра, касаемую этого участка земли.
  • Документ, подтверждающий отсутствие сведений о жилом доме.
  • Решение, выданное администрацией, в котором будет указана информация о прикреплении к дому адреса. Бумага представляет собой документ-постановление.

Если земельный участок уже зарегистрировали, тогда оформлять кадастр на него не потребуется.

С начала марта 2015 года вместе с кадастром на землю нужно обязательно предъявить бумагу, подтверждающую введение дома в пользование.

На следующем шаге потребуется обратиться в службу госрегистрации по месту нахождения жилого дома. При себе необходимо иметь:

  1. Заявление на осуществление госрегистрации права владения.
  2. Чек о внесении госпошлины и его копия.
  3. Паспорт РФ или заверенная доверенность у нотариуса, при условии, если в госорганы обращается третье лицо.
  4. Кадастровый паспорт отдельно на дом и отдельно на землю.
  5. Письменное решение администрации о факте присоединения к участку адреса.
  6. Бумаги, устанавливающие право на участок, где расположен жилой дом с указанием целевых предназначений. В качестве таких документов могут выступить: договор на аренду, бумага, подтверждающая покупку или продажу и другие.

Где оформить дом в собственность?

Для того чтобы перевести дом в собственность, потребуется обратиться со всеми бумагами в службу госрегистрации.

Сама процедура регистрации осуществляется в местном регистрационном госучреждении. Вся информация заносится ЕГРП (Единый госреестр прав), при этом владелец получает свидетельство о госрегистрации.

Преимущества упрощенной программы перевода дома в собственность

Положительным моментом перевода дома в собственность по упрощенной программе является быстрый процесс регистрации постройки на ранее приватизированной территории.

Владельцу не потребуется оформлять специальное разрешение на ввод жилья в использование, а также предоставлять в Росреестр специальное разрешение от местной администрации на возведение дома. Это делает проще процедуру регистрации.

Если у владельца участка отсутствуют документы, подтверждающие право владения землей, то благодаря упрощенной программе, он может отправиться в Росреестр с пакетом другой документации, которая поможет доказать факт владения территорией в течение продолжительного времени.

К таким бумагам можно отнести похозяйственную книгу. Это позволит быстро перевести землю в собственность. В результате после получения документа о праве владения, человек становится полноправным хозяином дома и земельного участка, а значит, в дальнейшем, сможет совершать с ними любые действия.

Решением депутатов Госдумы «дачная амнистия» продлена до 2020 года – документ, позволяющий приватизировать жилые дома по упрощенной схеме, принят 22 февраля 2018 года. Данный вопрос законодателям пришлось рассмотреть в спешном порядке: до завершения льготного периода регистрации загородных домов и дач оставалось менее недели.

Расскажем подробнее, какие поправки содержит новый закон и будет ли продлена «дачная амнистия» после 1 марта 2019 года.

Последние новости

В апреле 2019 года СМИ сообщили о том, что Д. Медведев поручил продлить «дачную амнистию» до 1 марта 2020 года. До этого (в августе 2018 г.) вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, определившие новый уведомительный порядок строительства и оформления прав. Уведомление о начале и завершении строительства направляется в местный орган строительного надзора.

Важно отметить, что сама «дачная амнистия» (в качестве самостоятельного документа) действовала до 1 марта 2019 года. При этом многие граждане, фактически владеющие недвижимыми объектами, по разным причинам так и не оформили право собственности.

По словам председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству П. Крашенинникова, нужно защитить права таких лиц, «не только за счет продления срока, но и за счет вовлечения в «амнистию» других объектов».

Напомним, ранее, в 2018 году, законопроект, продлевающий льготный период, депутаты рассмотрели в сжатые сроки: процесс регистрации в нижней палате состоялся 16 февраля, спустя четыре дня документ был принят в первом чтении, а спустя еще два дня – в третьем.

Авторы инициативы пояснили, что для оформления прав собственности в общем порядке требуется разрешительная документация на ввод объекта. В ряде случаев получить ее затруднительно либо попросту невозможно. Следовательно, такие дома будут признаны самовольной постройкой, а их хозяевам придется отстаивать свое право в суде.

«Дачная амнистия» – что это такое?

Это словосочетание вошло в повседневный обиход в 2006 году, когда власти разрешили хозяевам незарегистрированных в Росреестре участков и строений с минимальными временными и денежными затратами узаконить имущество. Необходимость запуска программы возникла из-за большого числа не состоящих на учете объектов недвижимости, право на владение которыми предоставлялось по ранее действовавшим правилам.

Федеральный закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006, более известный как закон о «дачной амнистии», заработал с 1 сентября 2006 года.

Документ предусматривает облегченный вариант оформления:

  • участков под дачи, для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  • возведенных на них строений и индивидуальных жилых домов.

Только за первые 8 лет, по данным Росреестра, по упрощенной системе зарегистрировано более 10,5 млн прав, из них 3,5 млн – на дома. Статистика за последующие годы, хоть и менее впечатляющая, показала: в целом программа востребована. Поэтому к окончанию ее действия закономерно назрел вопрос: будет ли «дачная амнистия» продлена до 2020 года? Закон № 93-ФЗ продолжает действовать и сейчас. Но в нем после многочисленных правок запутается даже опытный юрист.

Как менялся и будет меняться закон?

Действующая уже 13 лет «дачная амнистия» продлена до 2020 года. Как оформить дом в СНТ по новым правилам, — такой вопрос встает сейчас перед многими владельцами. Упрощенные правила оформления земли и построек на ней (от жилья до бань и гаражей) многократно корректировались. Получается, что многие нормы закона об амнистии стали универсальными, рассредоточившись по разным нормативным актам.

Закон о «дачной амнистии» неоднократно продлевался, изменялся и дополнялся: часть статей (изначально их было 13) уже утратила силу, поменялись и первоначально утвержденные правила.

К примеру, согласно 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на 01.01.2017 требовалось:

  • одновременно с госрегистрацией ставить объект на кадастровый учет;
  • оформлять жилые дома на основании технического плана (для его составления обязательно разрешение на строительство) и правоустанавливающего документа, если право на землю не зафиксировано в ЕГРН.

Осложнилась процедура регистрации дач и садовых домиков – в список обязательных документов вошел подготовленный кадастровым инженером технический план. До 2017 года регистрация таких строений производилась по одной декларации, такой простой была дачная амнистия.

Последние новости в 2019 году обнадеживают: 26.04.2019 на совещании профильного комитета депутаты Госдумы поддержали многие интересные предложения по продлению сроков «амнистии» и расширению ее действия.

Следовательно, в законе произойдут новые правки. Чего они могут коснуться:

  1. Упрощения оформления прав на жилые и садовые дома и иные постройки на земле, предоставленной до 04.08.2018, на срок до 1 марта 2022 года .
  2. Облегчения уведомительного порядка для строящихся объектов, если их возведение началось до 04.08.18 (в стройнадзор надо будет подать только 1 уведомление о завершении стройки).

При этом для регистрации потребуется технический план, а значит, помощь кадастровых инженеров.

Максимальные цены на кадастровые работы

Законодательство разрешает субъектам определять предельные цены на кадастровые работы, но только относительно земельных участков. Законом Московской области №156/2015-ОЗ от 08.10.2015, максимальная цена за кадастровые работы в регионе составляет 450 рублей за 100 кв. м, но не выше 7 000 рублей.

Власти Ленинградской области еще в 2007 году утвердили методику расчета максимальной цены на землеустроительные работы. Факторы, влияющие на ее величину, перечислены в постановлении областного правительства №197 от 03.08.2007:

  • базовая цена на работы (устанавливается на участок в 5 соток, стоимость зависит от количества смежных участков, на которых проводятся измерения);
  • районный коэффициент (чем ближе к Санкт-Петербургу, тем выше);
  • коэффициент-дефлятор на календарный год.

В среднем, работы занимают от семи дней.


Кому поможет «дачная амнистия» в 2019 году?

Росреестр поясняет, что для владельцев участков, входящих в состав дачных, садоводческих, огороднических товариществ, особый порядок действует до 31 декабря 2020 года, причем его могут продлить до 1 марта 2022 года. А для граждан, получивших землю в личное пользование до 30 октября 2001 года (в этот день вступил в действие Земельный кодекс), и вовсе нет временных ограничений.

Согласно поправкам в три федеральных закона – №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004, №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 и №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015, до 1 марта 2020 года:

  • не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • регионы вправе устанавливать максимальную стоимость услуг кадастровых инженеров за составление документов, требуемых для постановки объекта на учет;
  • основанием для госрегистрации является технический план строения и документы, подтверждающие право на владение землей.

Изначально для объектов ИЖС послабления действовали до 1 января 2010 года, но этот срок дважды переносился – на 1 марта 2015-го и 1 марта 2018-го. Теперь на то, что раньше называлось «дачная амнистия», сроки продлены до 2020 года.

Как оформить дом по упрощенной схеме?

Оформление дома по «дачной амнистии» требует предварительной подготовки документов:

  • разрешения на строительство;
  • подтверждения права собственности (таковым признаются договор купли-продажи, свидетельство о наследстве, акты и решения местной администрации и др.);
  • технический план дома или другого строения.

Пакет документов вместе с квитанцией об оплате госпошлины (в минимальном размере – 350 рублей) и заявлением на регистрацию объекта подается в Росреестр.

Срок предоставления услуги:

  • 10 рабочих дней, если заявитель обратился непосредственно в регистрационную палату;
  • 12 рабочих дней – с даты подачи заявления через МФЦ.

Для постановки на учет участка, выделенного до 30 октября 2001 года, понадобится только документ, подтверждающий право на владение.

на объекты недвижимости вступил в силу.

31.07.2019 года начала применяться новая редакция статьи 42 , п.1 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости, которая отменяет нотариальные сделки с долевой собственностью.

Упростил ли он жизнь обывателя? Разберемся подробнее.
Статья обновлена 04.01.2020 г

Упрощенный порядок сделок с недвижимостью с 31.08.2019 года заключается в следующем:

После вышеуказанной даты сделки с недвижимостью, находящейся в долевой собственности можно оформлять договором в простой письменной форме и оплатить госпошлину только 2000 рублей.

(вместо 0.5% от цены договора за удостоверение сделки нотариусом).

И ранее отчуждение недвижимости из единоличной и совместной собственности НЕ требовало удостоверения договора у нотариуса.

Ст.42 в новой редакции: «Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке…»

Обратите внимание!!!

«…всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке..

  1. Сделка должна быть оформлена одним договором. Если, для снижения налоговой нагрузки с применением налогового вычета в 1 000 000 рублей, участники долевой собственности оформляют сделку разными договорами купли-продажи(дкп) — это не одна сделка, значит требуется удостоверение ДКП у нотариуса.
  2. Вторая частая ситуация — сделки дарения или купли-продажи внутри участников долевой собственности.
    Например: квартирой владеют три собственника, один из которых решил подарить свою долю одному из двух других участников. Это нотариальная сделка.
  3. Другая частая ситуация — участников долевой собственности двое, один отчуждает(дарит или продает) свою долю в пользу другого.
    Как в этом случае? Порядок такой сделки в ст. 42 НЕ описан, а значит каждый регистратор будет ее применять по-разному. Пока центральный аппарат Росреестра или Верховный суд не выскажет свою позицию по таким сделка. А ждать придется долго, увы) . Из писем моих читателей сведения неутешительные — регистраторы требуют нотариального документа!
  4. Еще существуют сделки распределения долей (изменение размера долей между участниками долевой собственности.
    То есть состав участников не меняется, изменяется только размер долей.
    Например: было по 1\2 доле, участники перераспределили доли соглашением и стало 99/100 и 1/100 доли. Такие сделки описаны в п.2 статьи 42.
    Они НЕ требуют удостоверения соглашения о распределении у нотариуса.

По-прежнему требуется удостоверить договор отчуждения у нотариуса если:

  1. В числе участников долевой собственности есть несовершеннолетний или недееспособный участник (ст.54, п.2 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости)

Выделение долей детям в упрощенном порядке

После вступления в силу изменений, практически всем родителям теперь можно выделить доли детям без нотариуса.

Упрощенный порядок регистрации

Произошло слияние данных ЕГРП — единого государственного реестра прав и ГКН — государственного кадастра недвижимости.

Теперь есть единый реестр — ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости. Хранение данных в нем осуществляется только в электронном виде. Обещают, что информация будет дублироваться и сохраняться на разных электронных носителях, для исключения ее утери. Однако чувство тревоги от этого не уменьшается)))

Упрощенный порядок регистрации прав на недвижимое имущество. В чем же заключается упрощение регистрации?

Лишь в том, что процедуру постановки недвижимости на кадастровый учет и регистрацию прав на нее может осуществляться одновременно и одним специалистом — государственным регистратором.

Упрощенный порядок регистрации. Стало ли проще?

Регистрация недвижимости предполагает — регистрацию объекта недвижимости и регистрацию права на него.

  • объект недвижимости сначала описывается, определяются его технические характеристики, такие как площадь, этажность, наличие подвалов и технических этажей и других.
  • затем объект недвижимости «привязывается» к земельному участку.
  • всем объектам недвижимости присваивается идентификационный номер — кадастровый номер.

Этот номер уникальный и не может быть повторен по другим объектам. Кадастровый номер присваивается объекту навсегда и может быть изменен только в результате изменения объекта, например его разделения или объединения нескольких в один.

Утраченный объект недвижимости — снимается с кадастрового учета.

С 02.01.2017 года без постановки объекта недвижимости на кадастровый учет становится невозможным регистрация прав на него, в том числе и дачных домиков.

Упрощенный порядок регистрации прав на дачные строения по декларации отменен.

Как поставить объект недвижимости на кадастровый учет?

Права выявления и описания объектов недвижимости делегированы кадастровым инженерам.

Реестр сертифицированных кадастровых инженеров ведет Росреестр и с ним можно познакомиться на официальном сайте Росреестра — rosreestr.ru

Кадастровому инженеру можно заказать:

  • Технический план на строение (жилое или нежилое)
  • Межевой план на земельный участок

На основании этих документов и вашего заявления, будет произведен произведен кадастровый учет объекта недвижимости и данные о нем внесены в ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости.

Большинство существующих ранее объектов недвижимости уже состоит на кадастровом учете.

Но по старым объектам, построенным до 01.03.2013 года, могут быть ошибки либо они вовсе не состоят на кадастровом учете, что исключает регистрацию прав на них.

Регистрация прав на объект недвижимости

После постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, можно зарегистрировать на него право собственности, т.е определить законного собственника(хозяина), а после — иного правообладателя — арендатора, оперативного управляющего.

Регистрация права осуществляется на основании:

  • Право устанавливающего документа
  • Заявления о регистрации права

Так вот, теперь две эти процедуры можно провести одновременно, обратившись с заявлением в Росреестр.

Срок выполнения — 10 рабочих дней!

Упрощенный порядок регистрации на переходный период

ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости»

статья 70

Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях

7. До 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

статья 71

Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства

1. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.

2. В случае отсутствия разрешения на строительство на объект незавершенного строительства, проектной документации на объект незавершенного строительства сведения о таком объекте недвижимого имущества, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимого имущества на земельном участке, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимого имущества, изготовленного до 1 января 2013 года.

3. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, машино-места, изготовленного до 1 января 2013 года, или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение или машино-место.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте (за исключением сведений о местоположении здания, сооружения на земельном участке, об их площади, о площади застройки, сведений о площади и местоположении помещения или машино-места в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вот и все!

Упрощенный порядок регистрации недвижимости в 2019 -202 г

Основной смысл упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество заключается в систематизации и формировании необходимых инструментов для определённого влияния на рынок в данной сфере. А также охрана прав, закреплённых Конституцией РФ, которые распространяются на владельцев объектов недвижимости, в том числе, если речь идёт об оформления земельных участков в собственность. Поскольку область частного владения является частью таких гражданских взаимоотношений, которые напрямую влияют на гарантированные имущественные интересы, а также духовное развитие российского общества.

Например, не у всех владельцев, ранее ставших хозяевами земельных наделов и дачных построек имелись требуемые документы. Поэтому Федеральным Законом РФ, вступившим в силу в сентябре две тысячи шестого года, была проведена «дачная амнистия». Он сделал возможным упрощенный порядок оформления частной собственности. Проявившиеся изменения во всех основных законах, касающихся этой сферы, позволили значительно упростить и облегчить получение правоустанавливающих документов. Простая процедура предусматривает возможность и необходимость гарантировать соблюдение прав на недвижимость, а также обеспечить полноценные условия регистрации права собственности, защитив при этом владельцев от постоянно изменяющегося законодательства.

Основные назначения закона

Благодаря тщательно проработанным нормам теперь стало возможным оформить в упрощенном порядке:

  • осуществить приватизацию земли в организациях без коммерческой направленности (садовые товарищества и т.п.);
  • регистрировать права на личное (для частного проживания) строительство;
  • оформление права собственности на дом, участок земли;
  • возможность ускоренной замены старого образца правоустанавливающих документов на обновлённые.

Основные изменения пришли на такие области государственных служб, как:

  • кадастровые палаты, земельные комитеты (учёт, в который входит как самовольные постройки, так и земля);
  • налоговая служба (порядок оплаты государственной пошлины);
  • отделения Росреестра (включая взаимодействие с функциями, выполняемыми нотариусами);
  • муниципальные орган, городские и районные администрации (подготовка заключений и разрешений).

Если вопрос касается получения свидетельства нового образца на участок земли, то имеющими силу признаются формы бланков государственных служб, независимо, кем и когда они были выданы. Более того, считается достаточным, в случае, когда нет больше никаких документов, предъявление одной выписки из хозяйственной книги.

Важно! Вид предыдущего право обладания, будь то: наследуемое или бессрочное владение, в том числе, если нет возможности его точно установить, будет признаваться как участок, выданный на праве собственности. Происходит это на основании введенной презумпции права на землю.

Порадовала отмена обязательного межевания земельного участка, поскольку такое разграничение обходилось собственнику серьезными финансовыми затратами. Теперь, при условии отсутствия претензий между соседями, все операции (продажа, наследование, дарение и т.п.) с землёй можно проводить без процедуры межевания, исходя из фактически сложившихся границ. Следует отметить, что отсутствие споров между соседями освобождает собственника участка земли от обращения в судебные инстанции даже если за несколько десятилетий эти границы претерпели изменения.

Кроме этого, закон позволил не только оформить приватизацию земли по специальной (более лёгкой) процедуре в индивидуальном порядке, но и получить в дальнейшем такой участок в собственность. В том числе без определения четких границ, руководствуясь при этом фактически сложившимися со временем. Никаких крайних сроков, а также взимания платежей при проведении вышеуказанной процедуры (“переоформление права”) Законодателем не предусмотрено.

Порядок получения правоустанавливающих документов по унифицированной процедуре

Дачные постройки (ангары, бани, гаражи, помещения хозяйственного назначения), находящиеся на участке земли на данный момент регистрируются в декларативном порядке. Регистрация производится на основании заполненной декларации. Когда же речь идёт об оформлении права на жилой дом, – то после изготовления технического паспорта. Такие изменения способствуют легализации самовольно возведенного жилья, поскольку в таких случаях был исключён обязательный порядок получения соответствующего разрешения на строительство, а также проведение процедуры ввода объекта в эксплуатацию.

По унифицированной форме упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество, регистрацию объектов позволяется проводить “задним числом” до 1 марта 2020 года. Для оформления свидетельства на право собственности достаточно подать заявление и получить разрешение на строительство в местном муниципальном органе. Новое законодательство предусматривает создание единого реестра, в который заносятся все сведения об объектах недвижимого имущества, а также осуществляется контроль за собственниками.

Важно! Градостроительный Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ, а также ряд Федеральных Законов РФ призваны регулировать порядок получения прав собственности, который предполагает сбор и подачу объёмного пакета документов. Таким образом, упрощенный порядок затрагивает конкретную категорию право обладателей, у которых право собственности возникло до принятия соответствующих законов, регламентирующих новую процедуру оформления.

Для регистрации дачной постройки необходимо подать правоустанавливающие документы на землю. Если сведения по земельному участку уже внесены в единый реестр, то производить такие действия не потребуется. Также, это касается гаражных построек, если соответствующей организацией, либо органом местного управления уже выдано специальное заключение о том, что данная постройка действительно не нарушает определённых для собственника границ.

Незначительные расхождения в границах самого участка земли с той информацией, которая внесена в единый реестр, не является основанием для отказа в регистрации дачной постройки, в том числе недостроенного сооружения.

Особенности и основные нюансы нового законодательства

По новым правилам не представляется возможным оформить любое строение, если участок земли официально предполагает назначение – “под огородничество”. Для изменения назначения земли необходимо подготовить довольно большой пакет документов, а также потратить немало времени. Кроме того, не все земельные участки разрешается переводить в другое целевое назначение, так что нюансов здесь возникает достаточно.

Также важным аспектом будет являться возможность зарегистрировать ” недострой”, поскольку такие постройки попадают под действия нового закона. Здесь возникает необходимость подготовки пакета документов и получения специального разрешения на строительство от местных органов самоуправления. При этом, если закончить строительство объекта, то указанное разрешение уже будет ненужным. Глобальная реконструкция здания, которое уже было зарегистрировано сюда не входит, потому как попадает под общие основания оформления.

В любом случае возведение капитальных строений предполагает соблюдение жилищных и градостроительных норм. Поэтому нужно всегда помнить, что наличие технического (кадастрового) паспорта, это прежде всего возможность избежать неприятных юридических последствий. Тем более, что судебные органы, в случае, если возникнет спор, будут относиться к декларации критически, поскольку данный документ заполняется заинтересованным лицом, а кадастровый паспорт нет.

Для владельцев частных домов появилось немало положительных сторон, например, прописка, возможность ускоренного получения займа в кредитном учреждении или приятное осознание обладания собственностью, закрепленное официальным свидетельством, что для многих является важным. Для право обладателя земельного участка появилась реальная упрощённая система, которая помогла расширить границы своих владений за счёт не задействованных земель, если они не являются собственностью водного или лесного фондов.