Страстной (чистый) четверг: четыре события. Справка. Страстная неделя в славянской традиции

Post Views: 402

Он связан с множеством традиций и обычаев, а также имеет глубокий смысл, который передает суть христианской веры.

Чистый четверг - это четвертый день последней, седьмой недели Великого поста. Конечную неделю перед Святой Пасхой называют Страстной, потому что она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Господа, о Его страданиях, распятии, смерти и погребении. Четверг перед Страстной пятницей считается кульминационным моментом для всего христианского мира: именно в этот день, согласно библейским сказаниям, Спасителя предали. Тем не менее, верующие свято чтят этот день. Ведь принято считать, что в Чистый четверг происходит возрождение и прощение грехов.

Чистый четверг в 2018 году

Дата Чистого четверга - плавающая, так как напрямую зависит от празднества Пасхи. В этом году за три дня до Светлой Пасхи, в седьмой четверг поста, верующие будут встречать Чистый, или Великий, четверг. В церковном календаре это событие отмечено 5 апреля 2018 года. Несмотря на то, что дата празднества непостоянна, Чистый четверг всегда приходится на последнюю неделю Великого поста, которая названа Страстной седмицей. Это заключительный этап подготовки всего христианского мира ко дню Христова Воскресения.

Чистый четверг: суть и смысл

В Чистый четверг мы вспоминаем события давно минувших дней, увековеченные в памяти всего христианского народа. В Библии описано, как за три дня до казни Спаситель собрал своих учеников на Тайную вечерю. В тот вечер Христос напоминал своим апостолам, что важно вести богоугодный образ жизни, быть чистым духом и любить ближнего. После службы Иисус омыл ноги всем присутствующим, разделив с ними хлеб и вино.

При этом в Священном Писании указано, что именно на этой Тайной вечере Мессия рассказал ученикам, что кто-то в эту ночь предаст Его. Господь уже знал о грехе, который задумал Иуда, но не стал называть его. К сожалению, все произошло так, как и сказал Христос. В ночь с четверга на пятницу его приближенный продал Христа за тридцать сребреников.

Было много исследований, которые пытались объяснить, почему преданный Иуда так поступил с Иисусом, но ни одно так и не смогло прояснить поступок грешника. Одна из версий указывает на то, что Иуда разочаровался в учениях Спасителя. Согласно другой теории, изменник мечтал убедиться в способностях Христа. Так или иначе, апостол поднял восстание в Иерусалиме, подведя Мессию к концу земной жизни.

Несмотря на страшные последствия этого дня, верующие продолжают чтить Чистый четверг. Христиане горят желаем упорно быть с Господом в последние дни Его мирской жизни, усиливая в Страстную неделю молитвы и ужесточая подвиги духа и тела. В этот день верующие подражают Христу, который претерпел ужасные страдания исключительно из-за любви к человечеству. Нужно пытаться быть снисходительнее к немощным людям, нести в мир добро, милосердие и любовь. Не осуждать, прекратить все тяжбы, суды, споры, наказания и научиться всепрощению.

Это самый важный день для всего рода человеческого, так как с Чистого четверга начинается усиленная подготовка к Христову Воскресенью. В четверг верующие очищают свою душу и жилище, в пятницу заготавливаются угощения, а в субботу снедь относится в церковь для освящения. В сам Чистый четверг нужно замаливать своих грехи и по возможности простить грехи других людей, чьи действия причинили вам ущерб.

Приметы и обычаи праздника Чистый четверг

Великий четверг в народе называют чаще Чистым четвергом . Всем известно, что в этот день нужно встать до рассвета и омыть свое тело водой, в идеале — выкупаться в реке, но подойдет для этих целей и ванна, и душ. Вода в Великий четверг обладает уникальной особенностью смывать болезни и грехи человека, обновлять его энергетику. Затем следует посвятить время предпасхальной уборке дома: мытью полов, стирке белья и прочим работам. По традиции, подобная подготовка к светлому Воскресению Христову в Страстную пятницу или Великую субботу недопустима, иначе «грязь и пыль могут попасть в глаза Иисусу».

Складывается впечатление, будто потому и называется Страстной четверг Чистым, что положено в этот день отмыкать от грязи жилье и собственное тело. Однако, смысл народного наименования праздника иной: важно очиститься внутренне, то есть сходить в храм, исповедоваться и причаститься.

Куличи к Пасхе выпекать также следует в Великий четверг. То же касается и окрашивания яиц. Тогда главные угощения светлого праздника Христова Воскресения послужат оберегом для вкушающего их человека.

А еще с церковной вечерней службы нужно принести домой зажженную свечу. Она защитит жилье от пожара и домочадцев от бед и болезней. Можно ко всему прочему пересчитать в Великий четверг все деньги, что есть в доме. В этом случае доходы в будущем году вырастут в разы.

Существуют также народные поверья, связанные с достатком в доме. Если в Чистый четверг трижды пересчитать все деньги, находящиеся в доме, то на протяжении всего года они будут в полном достатке. Подсчетами следует заниматься утром, в полдень, и ближе к ночи, таясь не только от посторонних, но и от тех, кто постоянно проживает в доме.

Деньги также можно заговорить. Бросьте горсть монет в воду, приговаривая «Денежки, водиться – не переводиться, растите-размножайтесь, врагу не доставайтесь!» . Вода приобретет особые, притягивающие деньги, свойства. Этой водой моют двери, окна. Затем монеты следует из воды вынуть и положить в доме, в каком-нибудь недоступном для просмотра, но чистом и вымытом уголке и держать их там неделю. Водой, в которой лежали монеты, поливают деревья возле дома, не пропуская ни одного.

Православные службы в Великий Четверг

Церковные службы посвящены воспоминанию и воспроизведению тех сложных событий, которые когда-то пережил Сын Божий в этот день.

Литургия, совершаемая в этот день, имеет свои особенности: все верующие, священники, хор повторяют особую молитву, читаемую перед причащением. В некоторых, как правило, в крупных храмах, проводится обряд омовения ног. Епископ, подобно тому, как этот сделал Иисус Христос своим ученикам, умывает ноги священникам.

Также в этот день в церкви запасают Дары для причащения больных и немощных, то есть тех, кто не имеет возможности причащаться в храме. Освященные на литургии хлеб и вино (Тело и Кровь Христовы) сохраняют в особой Дарохранительнице, стоящей на алтаре. Из нее священники могут в течение всего года брать Дары для причащения вне стен храма.

В Великий четверг Патриарх благословляет миро (ароматное масло особого состава), необходимое для обряда миропомазания, через который верующий получает дары Святого Духа. Миро хранится в особом сосуде, и при каждом новом освящении в него добавляется новая порция. Затем миро развозят по всем епархиям, приходам, что еще раз подчеркивает единство церкви и общность всех верующих. Каждый человек, прошедший обряд миропомазания, может быть уверен, что он получил те же самые дары Святого Духа, что и любой другой помазанник.

Вечер Великого Четверга посвящается длительной службе, во время которой читаются те отрывки из Евангелия, которые имеют к событиям этого дня самое непосредственное отношение. Это скорбная и трагическая повесть. Она раскрывает планы первосвященников, задумавших убить Божьего Сына. Затем рассказывается о вечере в Вифании и помазании миром самого Иисуса, о предательских планах Иуды, о том, как Иисус омывал ноги своим ученикам. После этого рассказ переходит к самой Тайной вечере и тем драматическим событиям, произошедшим после нее: молитва в Гефсиманском Саду, предательство Иуды, арест Иисуса, суд синедриона, издевательства, а затем беседа у Понтия Пилата, отречение апостола Петра.

Примечателен обычай, сохранившийся до сих пор. Во время чтения прихожане держат в руках горящие свечи. Их принято уносить горящими домой и ставить перед домашними иконами.

Самой важной частью строжайшего из постов в году - Великого - является последняя неделя перед Пасхой. Названа она Страстной седмицей, так как именно на этот период в свое время пришлись страдания Христа, Сына Божия. Каждый день предпасхальной седмицы имеет особое значение и призван напоминать христианам о конкретных событиях минувшего. 25 апреля 2019 года верующие отмечают Великий, иначе Чистый четверг.


Особенности Великого (Чистого) четверга

Праздник Великий (Чистый) четверг, понятное дело, не носит торжественного характера. Мало того, Великий четверг является незримой точкой отсчета. Эта дата считается началом наиболее строгой части Великого поста и подготовки к светлой Христовой Пасхе.

В Великий четверг Страстной недели церковь вспоминает о четырех евангельских событиях, имевших место быть когда-то в упомянутый день. Речь идет о:

  • Тайной Вечере (последней совместной трапезе Христа с апостолами), в рамках которой Спаситель установил Евхаристию - новозаветное таинство Святого Причащения;
  • выражении Господом любви и кротости по отношению к своим ученикам в форме омовения последним ног;
  • вознесении Иисусом молитвы Отцу своему в саду Гефсиманском;
  • предательстве Спасителя Иудой, что продал Учителя за тридцать сребреников.

Перечисленные сюжеты жизни Христа вплетены в богослужения, совершаемые в храмах православных в Великий четверг. Так, литургия последнего знаменует собой непосредственно Тайную Вечерю в Сионской горнице, и присутствующие на ней верующие становятся символическими участниками столь важного действа. Омовение ног в знак служения и любви к апостолам, между прочим, нашло отражение в современном церковном уставе: именно в Чистый четверг чин, названый по аналогии с библейским событием, совершается Патриархом в главном храме страны. Кроме того, указанный обряд на практике осуществляется архиереем по отношению к священникам в кафедральных соборах и в некоторых монастырских обителях. Основные события последних дней и часов жизни Иисуса заключены в 12-ти отрывках из Евангелия.

Какие особенности имеет еще литургия в день Великого четверга? Данная служба носит название «литургии Василия Великого» и совершается после вечерни, с евхаристическим каноном. Подобная «полная» литургия характерна лишь для конкретных дней в году: помимо Чистого четверга, для Страстной Субботы, сочельников праздников Богоявление и Рождество Христово. В поместных церквях предстоятели освящают свежесваренное миро, а истинно верующие православные христиане стараются причаститься именно в этот день.

Как это было?

Не каждый читал Библию внимательно или вообще читал эту великую книгу, а посему для внесения ясности следует кратко освятить события Великого четверга, предшествовавшие распятию на кресте Спасителя человечества.

Итак, Иисус Христос уединяется с учениками накануне собственных страданий и казни в Сионской горнице для совершения последней (об этом было лишь ему известно) с ними совместной трапезы. Начинается она с уже упомянутого ранее омовения ног: Спаситель свершает обряды, что традиционно осуществляли рабы по отношению к собственному хозяину. Апостолы теряют дар речи, видя такое, однако не смеют останавливать Учителя. Только Петр восклицает: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» И получает следующий ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после... Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». На самом деле данное событие крайне символично: своим поступком Иисус хотел научить апостолов кротости и смирению, служению ближнему.


В какой-то момент совместной трапезы Сын Божий произносит, обращаясь к апостолам, роковые слова: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Ученики преисполняются великой скорби, слыша сие откровение. Каждый задает Учителю вопрос: «Не я ли, Господи?» Иисус же говорит им на это следующее: «Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться». Тут подает голос свой Иуда: «Не я ли этот предатель?» И отвечает Христос: «Ты это произнес...» Таким образом Спаситель дает ученику своему понять, что ему известна истина, но в то же время у предателя имеется шанс. Один апостол, Иоанн, любимец Иисуса, тихо спрашивает Учителя: «Господи! Кто это?» Ответ следует незамедлительно: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». Христос обмакивает кусок хлеба в солило и подает угощение Иуде. Этим Спаситель хотел вызвать в душе ученика-предателя чувство раскаяния за содеянное, но поступок сей возымел обратный эффект...


Следующий из четырех евангельских сюжетов касается установления Иисусом таинства Причастия или, по-другому, Евхаристии. Вот он, сей важный отрывок:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и дал им (ученикам) и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». Этим своим действом Христос явил людям верный способ спасения души и обретения после смерти жизни вечной в раю.

Молитва, вознесенная Сыном Божьим к Отцу его в Гефсиманском саду, случилась после совместной трапезы, Тайной Вечери, когда ученики Петр, Иаков и Иоанн, которых Мессия берет с собой в сад, забываются крепким сном. А ведь Иисус просил их бодрствовать, пока будет молиться Богу до кровавого пота... Христос обращается к Господу с пламенной просьбой пронести чашу будущих страданий мимо него, если это возможно, однако добавляет каждый раз: «...но не чего Я хочу, а чего Ты». Эту же фразу положено произносить христианину в молитвах, с которыми он обращается к Богу.


Приметы и обычаи

Великий четверг в народе называют чаще Чистым четвергом. Всем известно, что в Великий Четверг нужно встать до рассвета и омыть свое тело водой, в идеале - выкупаться в реке, но подойдет для этих целей и ванна, и душ. Вода в Великий четверг обладает уникальной особенностью смывать болезни и грехи человека, обновлять его энергетику. Затем следует посвятить время предпасхальной уборке дома: мытью полов, стирке белья и прочим работам. По традиции, подобная подготовка к светлому Воскресению Христову в Страстную пятницу или Великую субботу недопустима, иначе «грязь и пыль могут попасть в глаза Иисусу».

Складывается впечатление, будто потому и называется Страстной четверг Чистым, что положено в этот день отмыкать от грязи жилье и собственное тело. Однако, смысл народного наименования праздника иной: важно очиститься внутренне, то есть сходить в храм, исповедоваться и причаститься.

Куличи к Пасхе выпекать также следует в Великий четверг. То же касается и окрашивания яиц. Тогда главные угощения светлого праздника Христова Воскресения послужат оберегом для вкушающего их человека.

А еще с церковной вечерней службы нужно принести домой зажженную свечу. Она защитит жилье от пожара и домочадцев от бед и болезней. Можно ко всему прочему пересчитать в Великий четверг все деньги, что есть в доме. В этом случае доходы в будущем году вырастут в разы.

Тот, кто ходил в храм Великим постом регулярно, в последний четверг перед Пасхой заметит изменения. Уже со среды, после Преждеосвященной Литургии в храме не кладут земные поклоны и не слышно чтения молитвы Ефрема Сирина.

Чин омовения ног в Храме Христа Спасителя, 2010 г. Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается

В четверг (Великий, как и все предшествующие Пасхе дни) утром верующие слышат песнопение: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Достохвальные ученики, которым Христос омыл ноги, просветились на вечере, и в это же время Иуда злочестивый, будучи болен сребролюбием (страстной тягой к деньгам), предает Учителя, настоящего и праведного Судью другим, беззаконным судьям. И тот, кто имеет подобную страсть к стяжанию богатств, пусть посмотрит на того (Иуду), который из-за этих богатств повесился. «Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!» В этих словах выражена кратко, но исчерпывающе суть Великого Четверга. Это богослужебный ключ, помогающий понять, что вспоминает в Великий Четверток Церковь.

Евангельская история такова. Через четыре дня после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос праздновал вместе с учениками иудейскую Пасху. Он знал, что в его земной жизни эта Пасха - последняя. По этому совершил с учениками самое первое Таинство причащения. Он преломил хлеб и сказал: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите: ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», затем со словами: «Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». С тех пор и по сей день именно эти слова произносятся на каждой Литургии. Так что Великим Четвергом вспоминается установление Господом Таинства Причащения.

Но праздник имеет и трагическое измерение. После трапезы (Тайной вечери) Иисус Христос показывает, как должны служить ученики Христа людям. Словно раб он омывает ноги ученикам и отирает их полотенцем. И после таких событий Иуда, который ничем не был обделен (и причастился Тела и крови Христовых, и ноги ему Господь омыл, как остальным) идет и обещает фарисеям выдать Христа, чтобы те предали Его смерти. Иуда делает это «сребролюбием недуговав». Песнопения этой службы обращают внимание на два события великое - первой Евхаристии и страшное - поступок Иуды. Верующие вместе со всей Церковью молятся, чтобы не уподобится предателю, приступая к Таинству…

На Литургии верующий услышит песнопение, которое обычно произносится священником перед причастием мирян, а поется только в этот день. Когда из алтаря выносят хлеб Причастия (Агнца на дискосе) и вино в Чаше, вместо «Иже Херувимы…» хор поет дважы: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…». В нем снова - молитвенная просьба не уподобиться иуде, причастившемуся Тела и Крови Христовых, но предавшего Христа: «…не бо врагом Твоим тайну повем, ни лoбзания Ти дам, яко Иуда…».

Великий Четверток в народе зовут еще Чистым. Убирают квартиры (последняя уборка перед Пасхой, в следующие дни будет некогда), моются сами. Народная память таким образом сохранила воспоминание о том, как Христос омыл ноги ученикам. В больших кафедральных соборах архиереи могут совершать чин омовения ног - омывают ноги священникам своей епархии.
А еще опытный верующий достает из загашника или заботится о приобретении «фонаря». Это или большая стеклянная коробка с подсвечником внутри или маленький современный светильник, внутри которого можно поставить также свечу. Смысл в том, чтобы защитить от ветра свечное пламя. Зачем?

Вечером этого дня служится Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Или в народе - двенадцать Евангелий. Собираясь на эту службу в доме гасят все лампады, а в храме покупают свечу побольше…

Последование Страстей Господних - одно из самых продолжительных и сложных для внимания богослужений года. На нем читают 12 фрагментов из четырех Евангелий, в которых описываются предательство Иуды и страдания Христа. У молящегося появляется возможность (разумеется, при условии максимальных собранности и терпения) сопережить страшные и непостижимые события. Христос ведет прощальную беседу с апостолами и молится за них до кровавого пота, Его берут под стражу в Гефсиманском саду и подвергают унижениям у первосвященника Анны. Затем то, он страдает у другого первосвященника - Каиафы, а от любимого учителя отрекается ревностный апостол Петр. Господа Понтий Пилат и осуждает Его на распятие. Внимательный и терпеливый верующий услышит затем, как шел на Голгофу и нес свой Крест Господь, какие страшные страдания перенес, будучи распятым и какие знамения сопровождали его смерть на Кресте. Его слова «Свершилось!»(Иоан. 19:25-37) в последний момент перед смертью - известие о том, что свершилось наше спасение.

Чтение 12 евангелий чередуется с исполнением особых песнопений, где снова вспоминается неблагодарность Иуды, звучит обличительное обращение Христа к своим палачам. Во время чтения фрагмента Евангелия молящиеся зажигают свечи, а с колокольни звучит колокол (какое по счету Евангелие читается, столько и ударов).

По окончании службы верующие горящие свечи прячут в заготовленные фонари и так с огоньками великого четверга расходятся по домам, где зажигают лампады. В народе это зовется - четверговые свечи. есть даже народная традиция на потолке возле верхних косяков дверей огоньком такой свечи оставлять знак креста…

Страстна́я неде́ля (вар. Красная неделя, Червоная , укр. Білий тиждень, Чистий тиждень , полес. Русальна недзеля , христ. Страстная седмица , Святая неделя ) - следует после Вербной , седьмая последняя неделя перед Великоднём (Пасхой), продолжительностью шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью .

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы . Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Страстная неделя, последняя неделя Великого поста перед Пасхой

    ✪ PT221 Rus 68. События Страстной недели. Помазание Иисуса миром. Предательство Иуды.

Субтитры

Страстная неделя Страстная неделя – особый период в христианстве. Это последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресением и установленная в память о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. Называют эту неделю еще: Страстной седмицей, Страстной неделей, Страшной неделей, Великой седмицей, Великой неделей, Красной, Червоной, Святой неделей, Білий тиждень, Чистий тиждень. Последние шесть дней Великого Поста посвящены воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. Называется эта седмица Великою, потому что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д., употребляется также эпитет «Страстной». Согласно древнему обычаю, Страстная неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Во время Страстной недели вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Богослужению в Страстную седмицу придается особое значение. В Страстную седмицу пост особенно строг. Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения. Каждый день Страстной недели исполнен сакрального значения. В течение всего одной недели Иисус Христос познал цену человеческой любви и предательству, жизни и смерти. В начале страстной недели он въехал в Иерусалим, в середине – был схвачен и предан страданиям, в конце недели - распят. Ход церковной службы меняется в зависимости от того, какое событие произошло в определенный день предшествующей Пасхе недели. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. В дни Страстной недели Православная Церковь не празднует дни своих Святых, не поминает умерших и не проводит таких таинств, как венчание, крещение. Это неделя перед Пасхой, каждый день которой велик и свят. Православные христиане проводят это время, усердно молясь и пребывая в строгом воздержании. Рассмотрим каждый день отдельно. Вербное воскресенье В вербное воскресенье Спаситель вошел в Иерусалим для того, чтобы проповедовать там, быть схваченным и принять страдания. Иисус Христос знал о том, что ему предстоит, и шел на сознательную жертву ради того, кого любил больше всего на свете – ради человека. Обитатели Иерусалима приняли Иисуса как пророка и встречали его, держа в руках пальмовые ветви. В славянских странах решили заменить их веточками вербы. Люди в этот освящают в храмах вербу. С понедельника по среду Иисус Христос проповедовал в Иерусалиме. Зная о том, что срок его земной жизни подходит к концу, он старался вложить в уши слушателей как можно больше информации. Великий понедельник В понедельник вспоминается история смоковницы, на которой Иисус не обнаружил плодов и иссушил ее. Это бесплодное дерево символизирует души, которые не приносят в Царстве Божьем духовные плоды - истинное покаяние, веру, молитвы и добрые дела. В этот день вспоминается и библейский Иосиф – сын Иакова, которого братья продали в рабство в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа. Иосиф был выведен из темницы и поставлен над Египтом. Есть разрешается овощи, фрукты, хлеб. Великий вторник В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю и о воскресении мёртвых, также о Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и талантах. Едят в этот день горячее без наличия в пище растительных сортов масла. Великая среда Среда Страстной Седмицы является днем, в который Христа предали страданиям. В среду происходит два важнейших события: раскаявшаяся грешница Мария из Магдалы выливает драгоценное миро на ноги уставшего Иисуса и получает прощение, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению. В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребренников. Этот день знаменателен проведением Литургии Преждеосвященных даров, прекращением великих поклонов. Великий четверг В Великий четверг христиане вспоминают четыре события: 1.В четверг происходит Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос дает последние наставления своим ученикам и предвещает свою скорую смерть и воскрешение. 2.Омытие Господом ног своих учеников 3.Спаситель следует в Гефсиманский сад, где совершает молитву и напоминает апостолам о том, что в эту ночь им спать нельзя. 4.Но апостолы засыпают, и, преданный Иудой, Христос в ночь с четверга на пятницу попадает в руки римских солдат. На долю Христа приходится еще одно предательство: перепуганный Петр отрекается от учителя перед солдатами. День Великого Четверга, называют также «Четверток» Великая пятница - Страстная пятница Страстная пятница – это день, когда Иисус Христос был предан пыткам, судим и распят на кресте. После нескольких часов невыносимых страданий Христос умирает распятый на кресте. Это самый скорбный день страстной недели, день печали и самого строгого поста. В Великую пятницу литургия не совершается. Богослужения посвящаются распятию на кресте и смерти Христа. Литургия отсутствует, а христиане держат горящие свечи – символ величия Господа. По обычаю нищим подают милостыню, принято раздавать различные продукты питания бедным людям. Даже тем, кто не постился в течение Великого поста, священники настоятельно рекомендуют воздержаться в эту пятницу от употребления скоромной пищи, алкоголя. Великая суббота В субботу верные ученики хоронят тело Иисуса Христа. Суббота – самый таинственный день Страстной недели. Пока тело Христа лежит в гробу, душа его сходит в ад, где прощает древних пророков и праведников, живших до рождения Иисуса. Ад стонет от злости, так как Христос устанавливает свою власть даже в царстве дьявола. Остается всего несколько часов до Пасхи - великого дня, ознаменовавшего победу над смертью. В Великую Субботу следует готовиться к наступлению Воскресения Христа. По прошествии утреннего богослужения во всех храмах освящаются пасхи, яйца, пасхальные куличи. Священники облачаются в светлые одежды и проводят литургию. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь. После Великой субботы – наступает праздник Пасхи Страстная неделя для христиан Для христианина Страстная неделя – время строгого поста и покаяния. Отцы церкви предписывают проводить это время в молитвах и воздержании, посещать храм, присутствовать на службах, исповедоваться в грехах. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Славянские традиции Истинно верующим людям рекомендуется в течение Страстной недели размышлять о жизни и учении Иисуса Христа, о событиях последних дней его земной жизни. Русские люди выполняли заветы Православной Церкви: молились, соблюдали строгий пост, старались посещать всю неделю церковь, вести себя с достоинством, в это время запрещалось веселиться, петь песни, смеяться. В течение всей недели идет подготовка к главному празднику Пасхи: приводят в порядок дома, дворы, ворота, колодцы. Раньше белили печь, а то и стены. Считается, что Страстная неделя - это временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Велик днём или после него предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. В течение Страстной недели проводилось множество обрядов очистительного и предохранительного характера. Страстной Четверг, Великий Четверг. Обычаи предписывают проснуться перед наступлением рассвета и приступить к очищению самого себя и своего дома. Народные традиции именуют этот день "Чистым Четвергом". Соответственно, верующие люди в это время стремятся как к духовному, так и к телесному очищению. Свечи, зажженные в церкви и внесенные в родной дом, по преданию приносят счастье. В Чистый четверг, по русскому обычаю, необходимо было вымыть весь дом: полы, потолки, стены, двери и окна, очистить оклады икон, просушить все, что хранилось целую зиму в сундуках, сжечь старые соломенные постели, выбросить старую обувь, одежду, вынести весь мусор, тщательно вымыть всю посуду в доме. После Чистого четверга и до самой Пасхи включительно в доме уже не убирали и не подметали, этот запрет объяснялся боязнью засыпать пылью глаза Иисуса Христа, лежащего во гробе. В этот же день были распространены ритуальные омовения людей, которые должны были очистить человека от грехов, дать ему здоровье, красоту. Они проводились обычно на восходе солнца, до пробуждения птиц, когда вода еще «ничем не запачкана». Омовение проводились на реке, пруду, озере или дома. Магическое действие воды люди старались усилить, проводя различные дополнительные ритуальные действия. Так, в воду, приготовленную для омовения, а также в естественный водоем бросали серебряные монеты, обладавшие, по поверью, очищающими свойствами. В Чистый четверг, по обычаю, красили яйца, выпекали кулич, изготавливали из творога пасху. Кулич надо было выпекать, по мнению крестьян, именно в четверг, так как в этот день Иисус Христос преломил хлеб и дал вкусить от него своим ученикам со словами «сие Тело Мое». В Страстную пятницу - день распятия Христа на кресте - были запрещены все работы. В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца. Великой субботой оканчивается Великий пост. Нужно сходить в церковь и освятить приготовленные куличи и другую пасхальную еду. Не разрешается употребление пищи до окончания ночной службы. После окончания крестного хода наступает Великая Пасха

Чистый, Страшной, Великий понедельник

Начинается неделя подготовки к встрече святого Воскресения . В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину . Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится (не ест и не пьёт целый день), будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и говяду (скотину) не напала порча [ ] . Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!» .

На Херсонщине на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам - «Мертвецький Великдень» .

Чистый вторник

Во вторник последней недели великого поста в селениях Тульской губернии сбирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней. Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным [ ] .

Страстная среда

В страстную среду обливают скотину снеговой водой .

В Белоруссии накануне Чистого четверга клали под крышу хлеб, соль и мыло. С тем хлебом на Юрия выгоняли скот из хлева, соль в дальнейшем использовали как средство от сглаза, а мылом назавтра до восхода солнца мылись в бане, чтобы быть чистыми (здоровыми) целый год. Если вынесенный хлеб за ночь замерзал, предполагали, что и яровые вымерзнут [ ] .

Чистый четверг

Чистый четверг, в зависимости от региона, называли: «Навський Великдень» (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)

До восхода солнца («пока ворóна своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: «Чистый четверг - это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла - „Отче наш“ раз прочитала; она меня по пояс вымыла - „Отче наш“ второй раз прочитала; и третий раз она читает „Отче наш“, когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала „Отче наш“, заканчивала: „Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку“. Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие». Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Забивали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным [ ] .

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» - Навский Великдень (навь , др.рус. - покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших из «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз - когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз - на Спас . Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах [ ] [ ] .

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры .

Страстная пятница

О пятнице на страстной неделе говорили: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет» [ ] .

Страстная суббота

Страстная суббота (рус. Красильная суббота , белор. Чырвоная субота, Вялiкдзень валачобны , укр. Великодня субота , серб. Врбица ) - канун Великого дня.

В Белоруссии накануне Великодня жгли костры . На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался обряд, который дошёл из седой старины: 12 девушек, одевши белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села - этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год [ ] .

На западе Полесья, в Польше, Словении запрет спать во время всенощной мотивировался угрозой неурожая: верили, что у хозяина, заснувшего/лежащего в пасхальную ночь, полягут рожь, пшеница и лен, поля зарастут сорняками и т. д. .

Угощенье водяного

Считалось, что водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне он - изрядно наголодавшийся за зимнюю спячку - просыпается, начинает ломать лёд и до смерти мучит рыбу: назло рыболовам. Вот потому-то они и стараются умилостивить угощением гневливого речного воеводу. После этого он делается покладистей-сговорчивее и сам начинает стеречь рыбу, переманивать «на княжеский хлеб» крупных рыб из других рек, спасает рыбаков на водах во время бурь и распутывает им невода [ ] .

Поговорки и приметы

См. также

Примечания

  1. «Руса́льна недзе́ля, йих тры: велико́-дня , на Тру́йцу и на Рожэство́ ». –См.: Толстая С. М. Полесский народный календарь - М.: Индрик, 2005 - С. 216.
  2. , с. 161.
  3. , с. 267.
  4. , с. 102.
  5. , с. 163.
  6. , с. 209.
  7. , с. 257.
  8. Четверговая свеча // РЭМ
  9. Вытирание огня // РЭМ
  10. Четверговый хлеб // РЭМ
  11. Четверговая соль // РЭМ
  12. Верес // РЭМ
  13. , с. 621.
  14. Народни обичаји и веровања
  15. , А. Коринфский считал, что в старину Страстная неделя посвящалась Перуну, и в его честь разжигали на холмах костры., с. 213, 222.
  16. , с. 642.
  17. , с. 214-215.
  18. , с. 214-215.
  19. , с. 459.
  20. , с. 457.

Литература

  • Костер / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2004. - Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). - С. 620–6271. - ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл . - М. : Индрик , 2002. - 816 с. - (Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
  • Пасха /

В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Важнейшее евангельское событие - Тайная вéчеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).

Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху - таинство Евхаристии (Евхаристия - означает Благодарение).

На Тайной вечери между учениками произошел спор о старшинстве, тогда Христос показал ученикам наглядный пример смирения, совершив омовение ног ученикам (по древним обычаям омовение ног совершалось перед трапезой слугами), завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим.

В воспоминание этого события на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин умовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав, "Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня". Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви?", Христос тихо ответил ему: "ты сказал", в последний раз побуждая его к покаянию.

На утрени этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся..." В связи с этим тропарем следует вспомнить, что Церковь и вся святоотеческая традиция не видит в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества, о которых говорят писатели Нового времени. Богослужение называет Иуду рабом и льстецом, то есть обманщиком, называет причину его поступка - сребролюбие. Страсть настолько овладела им, что изменила его видение мира, и ради удовлетворения страсти в малом человек стал способен на страшный поступок. Он предал Господа, с Которым ходил три с половиной года Его общественного служения, свидетелем чудес Которого был.

Это напоминание всем христианам: в злодействе нет красоты, есть только гнусная порабощенность, привязанность к страсти.
Далее было совершено установление Таинства Евхаристии: Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, едите: сие есть Тело Мое". Исследователи отмечают важность того, что Христос произнес не "ей", то есть "сей хлеб", а именно "сие", потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть хлебом, а стал подлинным Телом Христовым. Затем, взяв чашу и снова благодарив, то есть молитвенно призвав Духа Отче, прелагающего вино в истинную Кровь Христову, сказал: "Пейте от неё все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов".

Затем, после прощальной беседы Христа с учениками, наступает время страданий Христа, которое начинается с Его первосвященнической молитвы: "Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя" - таким торжественным восклицанием начинает Господь эту молитву, она читается за Богослужением вечером Великого Четверга.

Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с учениками отправился в Гефиманский сад, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, отошел на некоторое расстояние и "начал ужасаться и тосковать". "Душа Моя скорбит смертельно" сказал Он этим Своим ближайшим доверенным ученикам: "Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною. Он пал на лице Свое, преклонив колена, и молился: "Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты". Молитва эта была столь напряженной, что по словам св. Луки, "Был пот Его, как капли крови, падающие на землю".

Скорбела и страшилась смерти человеческая природа Христа. Нравственные страдания происходили и от того, что Христос принял на Себя все грехи всего мира и шел на смерть за них: то, что должен был претерпеть весь мир за свои грехи, сосредоточилось теперь на Нем Одном.

Трижды становился Христос на молитву. В первый раз он молился об отвращении от Него чаши страданий, во второй раз Он изъявил уже прямую покорность воле Божией, и Ему был послан Ангел, чтобы окончательно укрепить Его в этой воле, после чего Он в полной решимости воскликнул: "Да будет воля Твоя". Помолившись в третий раз, Он пришел к ученикам предупредить их о приближении предателя: "Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников".

"Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: "Отче, прости им - они не знают, что творят..." Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид - перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей..." - напоминает в проповеди митрополит Сурожский Антоний.

О предании Христа рассказывают все четыре евангелиста. Первосвященники, боясь народного возмущения, дали приказ Иуде взять Иисуса осторожно. Отряду, который привел Иуда, было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: "Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем: Возьмите Его и ведите осторожно" (Мк. 14:44).

Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: "Равви, равви...", то Иисус кротко спросил его: "Друг, для чего ты пришел?" Не зная, что сказать на этот вопрос, Иуда в смущении произнес: "Радуйся, Равви" и поцеловал Его. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Христос сказал: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?"

Когда стража приблизилась, Христос спросил: "Кого ищете?" и на ответ "Иисуса Назарея" ответил "Это я". Апостолы хотели вступиться за Него, Петр извлек меч и, ударив первосвященнического раба Малха, отсек ему правое ухо, но, по свидетельству евангелиста Луки, Христос одним прикосновением исцелил его и велел Петру убрать меч: "Ибо все взявшие меч, мечем погибнут". Взявши Иисуса, враги повели Его связанным в дом, где жили первосвященники.

У первосвященника Каиафы в эту ночь собрались многие члены Синедриона. Все они уже заранее сговорились осудить Иисуса Христа на смерть. Но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину достойную смерти. А так как никакой вины нельзя было найти в Нем, то они выискивали ложных свидетелей, которые сказали бы неправду против Иисуса Христа. Много таких лжесвидетелей приходило. Но они не могли сказать ничего, за что можно было бы осудить Христа. Под конец выступили двое с таким лживым показанием: "мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный". Но и такое свидетельство не было достаточным для предания Его смерти.

"События земной жизни и страдания Иисуса Христа не могут быть поняты вне глубокого и всестороннего рассмотрения деятельности спецслужб Римской империи и Палестины, целей, которые они преследовали, обслуживая интересы своих властителей, развязавших массовый террор в подвластных им регионах" - считает генерал В. Илларионов, подробно исследовавший технику древних спецслужб и пришедший к выводу о том, что все современные технологии, кроме технических инноваций, древним спецслужбам были широко известны, и применялись в полной мере.

Каиафа спросил Христа: "заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" И только на этот вопрос Иисус Христос ответил: "Да, Я, и даже говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных". Тогда Каиафа разодрал одежды свои (в знак негодования и ужаса) и сказал: "на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство (т. е. что Он, будучи человеком, назовет Себя Сыном Божиим)? Как вам кажется?" Они же все в один голос сказали в ответ: "повинен смерти". После этого Иисуса Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые начали плевать Ему в лицо. Люди, державшие Его ругались над Ним и били Его. Другие же, закрывая Ему лицо, ударяли по щекам и с насмешкой спрашивали: "прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?" Все эти оскорбления Господь претерпел безропотно в молчании.

Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, Петр остался за воротами. Слуги три раза спрашивали его, не был ли и он со Христом. И каждый раз Петр отрицал, что знает Христа. На третий раз он начал клясться и божиться: "не знаю этого Человека, о котором говорите". В это время запел петух, и вспомнил Петр слова спасителя: "прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.

В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе. В народе существует немало поверий и суеверий, связанных с днем Великого Четверга. Кандидат богословия диакон Андрей Кураев комментирует: Великий Четверг не потому Великий Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота - это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница - это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин, по возможности, весь день должен провести в храме, в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что, вообще-то, это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас".

Утром, на Божественной Литургии, храмы переполнены: в этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. В конце 19 в., когда были утрачены традиции церковной литургической жизни и причащались только раз в год, великий Четверг был единственным днем в году, когда к Чаше приступала практически вся Русь.

Вечером в Великий Четверг совершается чтение 12 Евангелий Страстей Христовых: На службе читаются главы Четвероевангелия, повествующие о тайной Вечере, предательстве Иуды, взятии Христа под стражу, Распятии Христа. Верующие стоят перед Распятием с зажженными свечами, и многие, по традиции, приносят зажженную свечу домой, зажигая ей лампаду у иконы, которая горит неугасаемо до Пасхи.

В этот же день начинают красить пасхальные яйца.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в 1 веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.