Статья о банкротстве юридических лиц. Главные положения закона «О несостоятельности (банкротстве)

Банкротство физических лиц в России явление новое и пока ещё не имеющее широкого распространения.

Многие граждане сочли, что законодательство теперь позволит каждому человеку, который в силу каких-то обстоятельств оказался в трудной экономической ситуации, с лёгкостью снизить общее финансовое бремя.

Это так, но только при соблюдении ряда условий. Сам же конкретный случай для этого должен содержать ряд необходимых признаков .

То, что получило общее обозначение «Закон о банкротстве физических лиц» на деле является поправками к «Закону о несостоятельности», которые направлены в первую очередь на регулирование отношений между гражданами и банками, официальными кредитными организациями, коллекторами. С 1 октября 2015 года Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ касается не только предприятий и бизнесменов, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, но и обычных людей.

Правда, стать банкротом не так уж и просто, а признание гражданина таковым целиком и полностью зависит от решения арбитражного суда.

Как и почему физическое лицо становится банкротом?

Для этого необходимо, чтобы суд установил, что человек не имеет возможности выполнить свои денежные обязательства. К ним относится вся совокупность обязательных для гражданина платежей, включая налоги, штрафы, оплату услуг ЖКХ и, конечно же, возврат имеющихся долгов по кредитам.

Обратиться с этой целью в суд может сам гражданин, его кредиторы, налоговые органы и все те лица и структуры, которые наделены такими возможностями в силу законодательства России в общем случае.

Следует отметить, что гражданин имеет право подать соответствующий иск в суд, но не обязан это делать, если сумма его долга не превышает 500 тыс рублей и он совершил хотя бы одну оплату по графику в течение трёх месяцев. Если же долг переваливает рубеж в полмиллиона и просрочка более трёх месяцев, то должник обязан обратиться в суд с целью признания его банкротом.

Основанием для банкротства является неплатежеспособность, а не наличие какого-то долга.

Общими признаками неплатежеспособности являются:

Всё перечисленное выше является основанием для обращения в суд. Должник может быть признан банкротом в силу его финансовой несостоятельности. Для этого не обязательно, чтобы долг превышал сумму в 500 тыс рублей.

Стадии процесса и документы

Необходимо сделать два существенных замечания. Речь идёт о стадиях правового регулирования отношений кредиторов, всех лиц перед которыми гражданин имеет долг и им самим.

Какие-то этапы имеют отношение к сроку до объявления должника банкротом, какие-то начинают работать после. Это не стадии именно банкротства как такового. Банкротство - это просто признание судом экономической несостоятельности и назначение финансового управляющего .

Так же следует иметь в виду, что одного заявления в суд недостаточно. К нему необходимо приложить определённые документы. Их перечень зависит от конкретной ситуации. К тому же процесс внедрения поправок к закону 127-ФЗ идёт всего год, поэтому нельзя исключить, что он может быть изменён.

Потребуются документы , которые подтверждают наличие задолженности, причину её возникновения и неспособности физического лица возвращать долги. Нужны ещё и те, что подтверждают или отрицают наличие ИП. Получить их нужно в срок не превышающий отметку в пять дней до подачи искового заявления. Так же потребуется опись имущества и документы, подтверждающие право владения им. Это не говоря уже о тех, что раскрывают доходы гражданина, природу их получения, уплаты налогов.

При формировании этого пакета документов нужно учитывать индивидуальные особенности. Так, если гражданин является инвалидом, то копии подтверждающих это документов, а если не имеет работы, то копия решения о признании гражданина безработным.

Если банкротом пытается себя признать сам гражданин, то все копии нужно заверить нотариально.

После сбора документов и подачи их в суд начинается процесс, который может быть выражен в трёх стадиях. Они все оговорены законом, но какие-то могут быть исключены. К примеру, если вопрос будет решен в ходе мирового соглашения, то про две последующих можно забыть.

Мировое соглашение

В судебной практике оно чаще всего заключается, если должник не хочет, чтобы его признавали банкротом. Тогда заключаются какие-то новые договорённости. Они превращаются в соглашение, которое утверждается судом.

Не нужно путать мировое соглашение и реструктуризацию долга. Чаще всего соглашение просто подтверждает отсрочку или частичную уступку. При этом развернутый график не составляется. К примеру, если банк согласен подождать 2-3 месяца и не назначать штрафы, а по истечение срока должник надеется найти источник дохода и покрыть долг в полном объёме, то это отражается в соглашении.

Реструктуризация долга

Это чёткий график того, как должник будет выплачивать долг. Часто суды оставляют только «тело» долга, отменяют практически все штрафы и даже выплаты по процентным ставкам. Полученная сумма разбивается на части, а их должник обязан выплатить по графику. Срок при этом не может превышать 3-и года.

Обе эти стадии имеют отношение только к периоду до объявления человеком банкротом и практиковались российскими судами задолго до появления поправок 2015 года. Так же на основании законодательства, только основания для принятия решений судам давали другие статьи.

Нужно отметить лишь, что реструктуризацией всё может и кончиться, а может быть она станет преддверием продажи имущества. К примеру, долг составляет 1 млн рублей, а подлежащее отчуждению имущество нельзя оценить более, чем в 800 тыс. Тогда сумма долга пересматривается, приставы имущество забирают, а конкурсный управляющий начинает организацию торгов. В результате, к моменту их завершения, у банкрота долга не остаётся, но не остаётся и ничего, что не является необходимым для жизни или выполнения своих профессиональных обязанностей.

Объявление банкротства или признание судом финансовой несостоятельности происходит в случае, если упомянутые выше меры применить невозможно. После этого начинается третья статья. Она относится к периоду, когда гражданин уже признан банкротом официально.

Реализация имущества

С момента вступления в силу судебного решения банкрот теряет ряд своих возможностей. Его финансовые операции переходят под контроль управляющего. Это не значит, что он не может ничего продавать или покупать. Но финансовый управляющий имеет право остановить любые сделки, которые могут нанести вред хоть одному из кредиторов банкрота.

В этот же момент начинается процесс отчуждения и продажи имущества должника на торгах. Осуществляется это так же, как и ранее. Суд выписывает исполнительный лист, и с ним к должнику приходят приставы. Они могут отчуждать то, что не оговорено законодательством в качестве не подлежащего отчуждению. У банкрота не могут отнять квартиру или её часть, если это единственное место проживания, но могут автомобиль, если он не нужен для выполнения профессиональных обязанностей, другую недвижимость и подобные «лишние» вещи.

Сколько стоит банкротство?

Природа возникновения суммы в 500 тыс рублей, которую многие приняли за условие для объявления физического лица банкротом, станет понятной, если узнать о том, сколько денег придётся заплатить тому, кто решил сам объявить себя банкротом. Вряд ли нужно это делать, если долг её не превышает.

Госпошлина , которая берётся в момент подачи заявления в суд, - 6000 рублей. В этот же момент нужно перечислить на депозит суда вознаграждение управляющему , которое составляет 10000 рублей. Суд примет решение о том, сколько будет применено процедур. В классическом случае их две: реструктуризация долга и продажа имущества. Вознаграждение конкурсному управляющему за каждую ещё 10000 рублей. Так же необходимо дать объявления в средства массовой информации , которые тоже будут стоить примерно 10000 рублей.

Итак, минимум, если даже будет применена только одна процедура, 36000 рублей. Однако не плохо вспомнить и о том, что процессы по арбитражному законодательству достаточно сложные с точки зрения юриспруденции. А это значит, что не помешает и задуматься об услугах адвоката . Для среднего областного города в России по таким делам они могут вылиться в сумму в 30-40 тыс рублей.

Не нужно думать, что обанкротить себя самого в России сможет даже нищий. Сначала ему придётся собрать некоторую сумму.

Последствия

В общем-то никаких серьёзных последствий данной процедуры нет.

В течение пяти лет гражданин не сможет брать кредиты или займы без указания того, что он признан банкротом.

Сам он теряет право подавать заявление на повторное признание себя банкротом в течение такого же срока. Могут только другие заинтересованные лица.

Ещё нельзя стать руководителем юридического лица в течение срока в три года. Так же суд может запретить банкроту покидать пределы РФ так же на три года.

Преимущества процедуры

Основные из них относятся к области труднопрогнозируемых. Обычно граждане надеются на то, что признание банкротом спишет долг чуть ли не целиком . Практика показывает, что суды в РФ своей политики не изменили. Только теперь более тщательно анализируют реальную платежеспособность должника. Целиком долг списать очень трудно. Определённую сумму придётся выплатить или проститься с каким-то имуществом.

Основным преимуществом является то, что любые штрафы более не начисляются и погашать нужно только ту часть долга, которая зафиксирована в документах на момент признания физического лица банкротом.

Кроме этого, с момента признания гражданина банкротом коллекторы, которые с лета 2016 года действуют на законных основаниях, теряют все свои права и не могут выходить с банкротом на какие-то переговоры или присылать ему письма и другие сообщения.

Общие изменения в законодательстве

Принятие поправок 2015 года повлекло за собой изменения в других законах, которые относятся к административному и уголовному кодексам.

Теперь попытки искусственного ухудшения своего материального положения или подача ложных сведений о своём имущественном и финансовом положении могут повлечь уголовное преследование. Так, если ущерб от таких действий может быть оценен в сумму более 1,5 млн рублей, то виновному грозит срок до 6 лет. В случае, если ущерб оценят в меньшую сумму, то штраф.

Попавшим в трудную ситуацию гражданам следует иметь в виду, что налоговая служба уже начала практику при которой лица, не обратившиеся в суд с заявлением о признании себя банкротами при долге выше 500 тыс и при наличии просрочки более трёх месяцев, штрафуются на сумму от 1 до 6 тыс рублей.

Основные положения данного закона и порядок процедуры банкротства физлиц рассмотрены в следующем видеосюжете:

Граждане России впервые получат право объявлять себя банкротами. Согласно новому закону, суд может признать банкротом физическое лицо, имеющее любую задолженность(кредиты, коммунальные и ипотечные долги) в размере от 500 тысяч рублей, просроченную более чем на 3 месяца.

Естественно, о полном «списании» долгов речь не идёт: если мировое соглашение или реструктуризация долга будет признана невозможной, с кредиторами придётся рассчитаться за счёт продажи всего ценного имущества. Исключение составят единственное жильё(не ипотечное!) или земельный участок банкрота, вещи индивидуального пользования, доходы социального характера.

Как объявить себя банкротом?

  1. Судебное дело возбуждается на основании заявления (подаётся в письменной форме).
  2. Подать заявление может как сам должник, так и любой из кредиторов (в том числе муниципальный орган или государственный орган, например, налоговая инспекция).
  3. Далее следует процедура оценки платежеспособности. В её процессе суд выявляет имущество, которое может быть реализовано с целью уплаты долгов банкрота.
  4. Для сохранности имущества за банкротом закрепляется финансовый управляющий.
  5. О начале процедуры уведомляются все кредиторы, которые могут заявить о своих требованиях к должнику в течение двух календарных месяцев.

Когда вступит закон о банкротстве физических лиц

После многолетнего обсуждения и согласования, окончательная версия федерального закона о банкротстве физических лиц № 476-ФЗ была подписана президентом ещё в конце 2014 года. Изначально дата официального вступления законодательного норматива в силу была назначена на 1 июля 2015.

Однако согласно принятому Госдумой решению, вступление в силу нового закона было перенесено на 1 октября 2015 года.

Принят ли закон о банкротстве физических лиц?

Возможно, вы задаётесь этим вопросом, как и тысячи россиян, волей судьбы попавших в ряды неплатежеспособных должников. Как уже было сказано, закон бы принят осенью 2015 года.

Затягивание сроков принятия законов было связано с желанием защититься от мошенников. Сотни «фиктивных банкротов» уже сегодня желают избавиться от долгов незаконным способом – например, путём отчуждения имеющегося ценного имущества.

Заявление о банкротстве

В первую очередь, определитесь с местом подачи письменного заявления.

  • Физические лица подают заявление о банкротстве в суды общей юрисдикции.
  • Граждане, зарегистрированные в качестве ИП, обращаются с подобным заявлением в арбитражные суды (при условии того, что долг не был выплачен в процессе занятия ныне прекращённой предпринимательской деятельностью).

В частности, в форме заявления указываются следующие данные:

  1. Инициалы и адрес заявителя(для ИП – место госрегистрации в качестве предпринимателя).
  2. Текущий размер долговых требований(включая проценты и неустойки).
  3. Доказательства оснований возникновения задолженности.

Какое физическое лицо может быть признано банкротом

Основания для написания и принятия заявления о признании физического лица банкротом, а также завершения процедуры с объявлением должника несостоятельным перечислены в ФЗ РФ О банкротстве. Логически понятно, какое физическое лицо может быть признано банкротом – не имеющее возможности платить по счетам, но не каждый должник попадает под заявленную категорию. Однако, долг по в 10000 рублей никак не способствует получению статуса банкрота.

Минимальная сумма задолженности должна составлять 500000 рублей, время просрочки – не менее 3 месяцев. В ходе проверки проверяют наличие имущества, состоятельности должника, финансовых поступлений на счёта. Если расследование указывает на получаемый доход в размере меньше прожиточного минимума, откроется наличие несовершеннолетних детей или находящихся под опекой пожилых людей, а стоимость имеющегося имущества не может покрыть долги, гражданин признается банкротом по закону.

Изменения в закон о банкротстве физлиц

Ввиду появления пробелов в процедуре о банкротстве физических лиц были внесены изменения в закон о банкротстве физлиц, которые коснулись ряда положений. Кредиторы могут существенно пострадать, если вовремя не заявили требования о взыскании долгов к лицу, проходящему процедуру банкротства. После объявления гражданина банкротом взыскания к ранее ответственному лицу уже не могут быть предъявлены. Сумма в 500000 рублей – суммарный долг перед одним или несколькими кредиторами.

Изменения коснулись рассмотрения жалоб в процедуре о банкротстве, условий утверждения мирного соглашения. Установлены сроки получения дополнительных документов и справок – не ранее 5 дней до подачи заявления о банкротстве.

Что регулирует и как действует закон о банкротстве физических лиц?

Чтобы понять, что регулирует и как действует закон о банкротстве физических лиц, необходимо внимательно изучить положения ФЗ О банкротстве. Заявитель должен предоставить в суде доказательство наличия долгов в сумме не менее 500000 рублей, подтверждающие несостоятельность платежеспособности справки (о доходах-расходах), опись имущества. Однако это не значит, что суд сразу же вынесет решение распродать имущество должника и списать с него долг. Наоборот, будут предложены любые варианты, чтобы составить схему реструктуризации долга.

Таким образом, закон помогает гражданам, действительно попавшим в затруднительное положение ввиду кризисных явлений, неправильных расчетов, форс-мажорных обстоятельств, способствует выявлению недобросовестных клиентов, желающих аннулировать долги.

Банкротом гражданина объявляет суд после рассмотрения дела

Банкротом гражданина объявляет суд после рассмотрения дела, в ходе которого выяснились факты невозможности осуществления процедуры погашения долгов. Дела рассматривает арбитражный суд РФ. Сам факт возбуждения дела о банкротстве физического лица не гарантирует должнику списание долгов за счет имеющейся недвижимости и иного имущества. Может быть вынесен судебный приговор, обязывающий должника на протяжении нескольких лет выплачивать равнозначными частями кредитные средства по обязательствам.

К факторам получения должником статуса банкрота могут быть отнесены неимение собственной недвижимости, утеря прав на имущество в связи с независящими от лица обстоятельствами. Отсутствие постоянного дохода, признание гражданина недееспособным на длительный срок или пожизненно – ситуации, из которых объявление лица банкротом становится единственным возможным вариантом помочь гражданину страны выбраться из кризиса, получить возможность оплачивать коммунальные счета и иметь средства на пропитание.

Признавать себя банкротом можно один раз в пять лет

ФЗ РФ О банкротстве позволяет гражданам страны использовать возможность аннуляции долгов путем объявления себя банкротом. Кредитор вправе требовать банкротства должника с целью возмещения понесенных убытков. Признанное банкротом лицо сохраняет такой статус сроком на 5 лет.

Признавать себя банкротом можно один раз в пять лет. Оставшись банкротом и без имущества, бывшему должнику будет сложно восстановить финансовое благополучие. При неимении специальности или опыта работы в другой сфере, он может решиться на второй шанс в жизни, вновь приняв обязательства по кредиту. Неудачное вложение или неправильное распоряжение средствами опять повлечет к формированию непогашенного кредита. Сам факт накопления повторного долга в течение пятилетки будет расследован более тщательно, чтобы избежать недобросовестного применения закона.

Основные положения законопроекта

Основные положения законопроекта о признании физического лица банкротом:

  • заявление о признании гражданина РФ банкротом может подавать сам заёмщик, прогнозируя невозможность иного выхода, или кредитор, задолженность перед которым составляет указанную по закону сумму требований;
  • сумма долга перед кредиторами физического лица – от 500000 рублей;
  • время просроченных платежей – три месяца.

Имея основной источник дохода, превышающий прожиточный минимум, заёмщику будет предложено мероприятие по разбиению долга и уплате определенных сумм равными частями. Обычно суммы платежей все равно не позволят полностью погасить образовавшуюся задолженность. Однако оспаривать судебное решение не имеет смысла, если при разбирательстве была увидена возможность восстановления кредитоспособности. При удовлетворении заявления имущества заемщика реализуют на торгах, выплачивая средства в пользу кредиторов. Сумма оставшегося долга подлежит списанию.

Признание банкротом = списание долгов?

Признание банкротом означает полное списание долгов – так полагают многие должники. Но не стоит забывать о бесплатном сыре, который, не так уж и бесплатен. Минимальные расходы, которые должен понести заявитель на признание себя банкротом – 16000 рублей. Кроме того, в ходе исследования предоставленных сведений и дополнительно выясненных обстоятельств, может оказаться, что гражданин все же платёжеспособен.

Списание долгов происходит не в полной мере, а только той части, которая останется неоплаченной после распродажи имущества заёмщика. В законе говорится о заботе государства о гражданах страны, попавших в затруднительное финансовое положение, поэтому жилье заемщика на торгах не реализуют.

Новая жизнь после банкротства

Новая жизнь после банкротства реальна благодаря разумной политике государства. Если человек действительно оказался в безвыходном положении, потеряв бизнес (для индивидуального предпринимателя), жилье (несчастный случай), средства к существованию (разорение предприятия, увольнение, проблемы со здоровьем), то при выясненных такого рода обстоятельствах человек действительно получит шанс на вторую жизнь.

Если арбитражный суд объявляет человека банкротом, то он останется при одежде и жилье, остальная его собственность будет распродана. Это максимум, который может сделать государство для гражданина без нанесения существенного ущерба населению и организациям.

Совет Сравни.ру: Помните, что закон о банкротстве физлиц не означает автоматического «списания» задолженности. Старайтесь не доводить дело до суда. Всё движется к судебному разбирательству? Приложите все усилия к заключению «мирового соглашения» с кредиторами.

Если финансовая ситуация у человека тупиковая, он не может рассчитаться с кредиторами (и, вдобавок, у него есть ), то банкротство для него — это актуальный вариант выхода из положения. Каждый гражданин, добровольно выполнив условие, что установило законодательство, незначительно ограничив себя в правах, которые гарантирует российский закон, обеспечит себе право на списание долгов (даже в отношении ).

Итак подробнее о такой теме, как «банкротство физических лиц 2018 (свежие новости ФЗ 127)».

ФЗ 127 о несостоятельности банкротстве, последняя редакция

Регулирование всех процедур выполняет Федеральный закон №127 о банкротстве. Этот законодательный акт действует с октября 2002 г., его последняя редакция с изменениями в силе с ноября 2017 г. Это означает, что настоящий документ не новый, действует он давно, а был добавлен только параграф, который является источником права по выполнению любых действий для предоставления статуса банкрот физ. лицу, старая глава, посвященная этому вопросу, утратила силу (гл. 1).

Также в 2017 году вносились последние правки в ст 228 УК РФ. Подробнее об этом

Распространяется сила ФЗ на физических лиц:

1. Имеющего долг свыше полумиллиона рублей;

2. Не справляющегося с обязательствами более трех месяцев.

Должник может стать банкротом при других обстоятельствах, но, что необходимо применять данную процедуру нужно будет доказывать, тогда, как по указанным двум пунктам никто не может отказать (как пенсионеру не могут отказать в страховых выплатах, описанных ). Этот государственный документ, а точнее его отдельное положение регламентирующее признание неплатежеспособности, также призван защитить права кредиторов. Закон указывает, что признать банкротом в РФ может только суд, причем любое такое дело будет рассматриваться только арбитражным учреждением, то есть сам себя человек объявить банкротом не может и для этого обязательно проведение .

Чтобы процедура была начата нужно подать заявление в судебную инстанцию. Следующий этап — это рассмотрение дела, если основания для признания неплатежеспособности веские, то будет назначен арбитражный управляющий, который будет руководить процессом. Это требуется, в том числе, и для соблюдения интересов предпринимателя на основании Федерального Закона №294, описание которого можно найти по .

Если должник имеет источники дохода, то суд даст возможность выплачивать человеку ежемесячную фиксированную сумму, без реализации имущества, такой реабилитационный период будет длиться до 3 лет. Если ситуация значительно хуже, нет источников получения денег, то понадобится продажа имущества. Им не может быть единственное жилье (кредитное, залоговое может), имущество использующиеся для получения заработка, пример, музыкальный, строительный инструмент, даже автомобиль.

Для продажи имущества используются торги, какая-либо электронная торговая площадка. Та часть долга, что не была покрыта продажей, списывается. Размер выплат определяется в соответствии с решением судебной инстанции, также ним устанавливается очередность проплат, требования сверх этого считаются незаконными. Участники дела могут подписать мировое соглашение.

Краткое содержание будет неполным, если не указать, что процедура восстановления платежеспособности сопровождается ограничением некоторых прав, например, нельзя занимать ряд должностей, чтобы выехать за границу нужно получить разрешение суда, нельзя получать кредиты, во многих организациях нужно будет указывать о банкротстве (даже поступать в учебные заведения сложнее — можно получить преждевременный ).

Основой данного закона является Гражданский кодекс РФ, чтобы данный акт, точнее его часть для физических лиц не противоречила другим документам были внесены изменения в ФЗ о исполнительном производстве и даже в ФЗ о трудовых пенсиях.

Федеральный Закон 127 о банкротстве — изменения 2018, краткое содержание

Поскольку этот юридический документ (ФЗ 127) еще новый, то соответственно для физических лиц в нем выявляются недостатки, которые Дума исправляет, принимая какое-либо дополнение, поправки. Последняя поправка была принята в ноябре 2017 г. Там более точно, четко прописывается ряд технических процедур, которые были упущены, когда происходило вступление всего документа в силу. Например, действующий акт пополнился описанием процесса оплаты услуг арбитражного управляющего.

Требования к арбитражным управляющим — Федеральный Закон 127 о банкротстве

Эффективность реструктуризации долгов, проведения всей процедуры зависит от арбитражного управляющего, который имеет внушительные обязанности, чтобы выполнять такие общие положения данного ФЗ:

1. Защищать любое имущество должника;

2. Анализировать финансовое положение;

3. Вести точный реестр требований кредиторов;

4. Экономно, разумно тратить средства должника;

5. Заявлять о правонарушениях со стороны участников.

Для этого Российская Федерация дала возможность этим людям проводить собрание кредиторов, переговоры, нанимать других специалистов, получать информацию об имуществе и тд. Такое внешнее управление должно принимать меры для выявления фиктивного банкротства, разбираться в каких-либо схемах, причем отдельный пункт ФЗ указывает, что управляющий должен вносить информацию об этом на рассмотрение суда. В отличие от процедуры банкротства юрлиц здесь отсутствует наблюдение, временная администрация. Указывает права, обязанности управляющих ст. 20.

ФЗ 127 о банкротстве физических лиц

Также нужно знать, что могут применяться меры для принудительного признания человека банкротом. Для этого заявление подает кредитор, уполномоченный орган, конкурсный управляющий. Далее, как указывает соответствующая статья, происходит стандартная процедура. В сокращении процесс может пройти, если человек умер, его место нахождения не известно.

Действующий ФЗ имеет номер, который присвоен другим законам, например, акту о науке и государственной научно-технической политике, также такую же нумерацию носит ФЗ об контроле за осуществлением международных автомобильной перевозки, поэтому не стоит удивляться.

Скачать бесплатно ФЗ даже с комментариями несложно, но более эффективную помощь окажет консультант, плюс которого в том, что он владеет всеми нововведениями, которые будут вступать в силу.

Банкрот в течение некоторого времени не может стать клиентом банка и получить крупную денежную сумму, однако срочные займы таким лицам все же предоставляются. Без справок и проверок кредит можно оформить

Похожее

Порядок назначения пособия по безработице Поиск работы по специальности – при современном уровне безработицы – насущный вопрос для большинства граждан России. Обладатели востребованной техниче...

Как правило, почти каждый работник, хоть раз, да брал отпуск. Поводом для этого может быть все, что угодно. Обычно такой вид отпуска не оплачивается п...

Развитие аудиторского рынка РФ на принципах добросовестной конкуренции, систематическое повышение уровня аудита, создание условий для повышения конкур...

В декабре прошлого года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующая редакция которого вступила в силу в 2019 году, были внесены изменения. Многие из них будут интересны не только кредиторам, но и должникам, ведь им отстаивать свои права ввиду новшеств становится всё более сложно. Мы рассмотрим ключевые поправки и их значение в разрезе практического применения.

Общие положения

Первая редакция Федерального закона «О банкротстве» была принята в октябре 2002 года и действует по сей день с существенным рядом изменений по многим статьям. Для реализации проекта и создания новых действенных норм права были привлечены отдельные положения из других отраслей законодательной базы.

Главной целью ФЗ №127 является регулирование процессов процедуры банкротства юридических и физических лиц с целью погашения долговых обязательств перед кредиторами, уполномоченными государственными органами и другими представителями пострадавшей стороны.

В частности, закон предусматривает порядок процессов реализации имущества должника на электронных аукционах, очерёдность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с заёмщиком, и саму процедуру признания несостоятельности юридического лица.

ФЗ №127 «О банкротстве»структурно сложный документ, разграничивающий права и обязанности всех участников отношений в данной сфере. В зависимости от обстоятельств дела, их может быть несколько:

  • Должник – юридическое или физическое лицо, нарушившее сроки долговых обязательств (3 месяца с момента неуплаты) в результате несостоятельности.
  • Кредиторы – лица, участвующие в процессе в качестве пострадавшей стороны и предъявляющие имущественные претензии к должнику.
  • Конкурсные кредиторы – лица, внесённые в реестр саморегулируемыми органами арбитражных управляющих, участвующие в деле и имеющие возможность влиять на ход разбирательства.
  • Арбитражный управляющий – лицо, берущее на себя обязательства по управлению активами должника на момент протекания разбирательства и во время конкурсного производства.
  • Уполномоченные государственные органы в виде Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других организаций, взаимодействующих с должником на момент его профессиональной деятельности.
  • Представители от рабочего комитета пострадавшей стороны, профильные организации и другие лица-наблюдатели процесса.

Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127

Множество изменений в последней редакции закона коснулись ключевых лиц, которые берут на себя ответственность за управление активами должника в процессе разбирательства – арбитражных управляющих. Они и ранее имели массу полномочий и отвечали практически за все процедуры во время разбирательства.

А с последними изменениями появился дополнительный круг обязанностей, связанных, в частности, со своевременным уведомлением в соответствующие интернет-ресурсы об объявлении банкротства, отправкой оповещений должникам об остатках имущества после погашения долгов вследствие реализации активов на аукционе и т.д.

Кроме того, назначение управляющих теперь неподконтрольно должникам, что вносит существенные коррективы в сам процесс управления активами. Если ранее предприятие, а точнее, его руководство, могло повлиять на ход событий и в свою пользу повернуть банкротство организации, получив с этого выгоду, сегодня такие действия невозможны.

И, напротив, привилегия назначения арбитражных управляющих, равно как и саморегулируемого органа арбитражных управляющих, теперь находится в руках конкурсных кредиторов. На первом собрании они могут назначить исполнителя по своему усмотрению.

Более того, в процессе разбирательства они также могут ходатайствовать о смене арбитражного управляющего, если его действия вызывают сомнения в предвзятости или уровень компетентности не соответствует требованиям пострадавшей стороны. Таким образом, ФЗ «О банкротстве юридических лиц» в 2019 году «перепрофилировался» и теперь действует в интересах кредиторов.

О пострадавшей стороне

Целый ряд изменений затронул самих кредиторов. В положениях закона появилось разграничение между участниками:

  • Кредиторы.
  • Конкурсные кредиторы.

Неопытным людям разница между этими понятиями не ясна. ФЗ «О банкротстве» №127 предусматривает разграничение прав и обязанностей между двумя этими группами участников. Кредиторы – лица, участвующие в процессе, но не внесённые в единый реестр, ведение которого осуществляет арбитражный управляющий.

Другими словами, такие кредиторы являются лишь наблюдателями и по окончании разбирательств и погашении долгов за счёт реализованного имущества ответчика обязательства перед ними автоматически аннулируются.

Конкурсные кредиторы являются полноправными фигурантами дела и могут не только претендовать на материальную компенсацию, но и выбирать процедуры банкротства, арбитражного управляющего и вносить изменения во время протекания процесса. Пострадавшее лицо с наибольшими убытками имеет самый существенный вес на собраниях кредиторов.

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

Увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

Спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

Справедливое распределение средств между сторонами;

Осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других - спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций 1 . С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

Нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

Нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

Нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права 1 .

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами , регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" 1 .

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что "наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений" 2 .