Сценарий интеллектуальной игры для старших классов, посвященная дню конституции рф. Игра ко дню конституции Требования к жюри

День конституции в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню конституции для 4 класса

Интеллектуальная игра к Дню Конституции

Автор: Антипова Евгения Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ начальная школа- детский сад посёлка санатория «Озеро Белое».
Описание работы: Данный материал полезен для учителей начальной школы Игру можно провести как внеклассное мероприятие, так и на уроке окружающего мира, Вопросы разработаны в соответствии с уровнем знаний учащихся 4 класса.

Вед. За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия...
Россия...
Раздолье...
Равнины...
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Как вы думаете, что объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети: Все мы- россияне!

Вед. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её
граждан.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре.
В игре примут участие только 6 человек, самые умные, находчивые и смелые. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится участником игры.

Внимание! Отборочный тур!
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)

Вед. Итак, участники заняли свои места, поприветствуйте их.
Это....................
За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон.
В полуфинале останется 2 игрока с наибольшим количеством жетонов, среди которых в финале выявится победитель.
В демократическом государстве все граждане имеют права и обязанности. Человек обязан осуществлять свои права в цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.
Какие права вы знаете? (право на жизнь, труд, отдых, медицинское обслуживание...)
Свободы? (свобода слова, вероисповедания, передвижения...)
Права и свободы есть не только у людей, но и у героев сказок. Внимание на экран...(демонстрируется мультф. « Гуси-лебеди» Какое право нарушено? (право на свободу))

Итак
Первый тур «Сказочный» по правам человека.
-Назовите сказки, которые здесь представлены. (картинки под номерами 1,2,3,4,5,6,7,8)
(1. Три поросёнка, 2.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, 3. Снежная королева, 4. Лягушка- путешественница, 5. Дюймовочка, 6. Золушка, 7.Красная шапочка, 8. Колобок
На каком рисунке нарушено право
A) на неприкосновенность жилища (1)
Б) на жизнь (1,2.7.8)
B) на свободу(3,5)
Г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня.(6)
Второй тур « Словарный»

На доске записаны слова:
1. гражданин
2. декларация
3. конституция
4. Закон
5. ООН

1 .Как называется основной документ государства, в котором записаны все законы? (3)
2. человек, который принадлежит к постоянному населению государства, пользуется всеми правами, выполняет все обязанности. (1)
3. Обязательные для всех правила. Принимаются государством, которое следит за его выполнением.(4)
4. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2)
(остаются 4 человека)

Третий тур « Логические цепочки»
Вед: 1.Какое из этих слов не является названием флага?
штандарт стяг знамя древко (древко)

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, к верхушке привязывали пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли, села или городка. Позже стяги стали делать из ткани.
Знамя- флаг, на котором вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» («священные знаки») (показ)
Штандарт- флаг Президента России. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Впервые бело-сине- красный флаг появился при царе Петре 1 более 300 лет назад.
Герб с двуглавым орлом появился гораздо раньше, более 500 лет назад при царе Иване 3. Это изображение уходит корнями в дохристианскую эпоху славян. Двуглавый орёл встречается в русских вышивках, но не как символ власти, а как солнечная колесница, запряжённая парой орлов, днём везущих по небу солнце.
(показ)

2. Какое из этих слов не является символом власти?
Меч скипетр держава корона (меч)
(картинка «Символы власти)
3. Что лишнее? (Изображения)
Герб России Герб СССР Герб Российской империи Эмблема (эмблема)
(картинки с данными названиями)
Остаются в игре 2 человека

Вед. Финал.
В финале участвуют.............
Во 2 главе Конституции написаны права, свободы и обязанности человека. О правах и свободах мы уже говорили, а какие обязанности есть у человека?
(учиться, охранять Родину, окружающую среду...)
Всё это и многое другое записано в Конституции.
Из слова Конституция нашим игрокам предстоит составить максимальное количество новых слов. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.
(Поздравление победителя)

Самое прекрасное на свете- Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию-
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Любите свою Родину, свою историю, будьте патриотами своей страны!










МКОУ «Верхнетуровская СОШ»

Интеллектуальная игра "Конституция - главная книга страны"

Провела: Давыденко О.В.

Цели:

  • Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества
  • Продолжить работу по формированию основ правовой культуры.
  • Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Ход игры

Ведущий: Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день - день, когда была принята Конституция России. Конституция - это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, ученики 7-9 классов. (Слово для приветствия предоставляется командам.)

Проходит представление команд. Команда «Единство», Команда «Россияне».

Ведущий: Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойный соперники. А значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри. (Представление жюри)

Ведущий: Итак, мы начинаем!

Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.

Когда была принята действующая Конституция РФ?

На сколько глав разделена Конституция РФ?

Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ?

Может ли в Российской Федерации вся полнота власти принадлежать одному лицу?

Возможно ли на территории какого-либо субъекта РФ ввести другую денежную единицу?

Кто, согласно Конституции РФ, может занять пост Президента страны?

Как называется Российский парламент?

На какие части делится парламент РФ?

Какую ветвь власти представляет парламент?

Кому принадлежит исполнительная власть РФ?

Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет быть избранным в Государственную Думу?

Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие?

Какой язык на территории России является государственным?

Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике РФ субъектами РФ?

Подведение итогов первого конкурса. Выступление жюри.

Ведущий: Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, перед законом все равны. Так ли это мы узнаем у команд.

Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи, либо привести факты свидетельствующие против нее. Время подготовки 5 минут.

1 команда статья 19 Конституции РФ: все равны перед законом и судом.

2 команда статья 20 Конституции РФ: каждый имеет право на жизнь.

Подведение итогов второго конкурса. Выступление жюри.

По статьям Конституции РФ определите о каких правах идет речь.
А) ст. 45, ст.46, ст. 47, ст. 48, ст. 50, ст. 61.
Б) ст. 30, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 42.

Найдите в каких статьях Конституции РФ говорится о личных правах граждан.

Подведение итогов третьего конкурса. Выступление жюри.

Определите роль главы государства в XVIII и XX веках.

Назовите основные функции Президента:

в отношении граждан;

полномочия президента в области законодательства;

в области исполнительной власти;

в области судебной власти;

в области обороны и безопасности;

Подведение итогов четвертого конкурса. Выступление жюри.

Пятый конкурс «Творческий»

Составить синквейн со словами: Закон, Конституция, Родина, Президент, Право.

Подведение итогов пятого конкурса. Подведение итогов игры. Выступление жюри.

Ведущий: Ну что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью предоставленной нам Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказывали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

Награждение победителей.

Ответы на вопросы игры.

Первый конкурс «Мозговой штурм»

9 глав

Нет, т. к Конституция РФ является основным законом страны.

Нет, т.к государственная власть осуществляется на основе разделения.

Денежной единицей РФ является рубль, введение и эмиссия других денег не допускается.

Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Федеральное Собрание.

Совет Федерации и Государственная Дума

Законодательную

Правительству РФ

Да

Нет, т.к правосудие осуществляется только судом.

Русский язык

Государственная символика устанавливается Федеральным Конституционным судом.

Второй конкурс «Аргументы и факты»

Оценивается ясность изложения основной мысли, веские аргументы. Активность всех участников команды.

Третий конкурс «Конституция - главная книга страны»

а) защита прав человека
б) политические права

ст. 20, ст. 22, ст. 23, ст. 26, ст. 27, ст. 28. ст. 29, ст. 30.

Четвертый конкурс «Президентский»

А) монарх:

передает сои знания по наследству;

неприкосновенен;

имеет ряд привилегий;

королевский двор выдает деньги на содержание королевской семьи;

посещает парламент только по специальному приглашению;

освобождается от уплаты налогов;

Президент:

является гарантом национальной независимости, территориальной целостности;

ратифицирует международные договоры;

решает вопросы гражданского и политического убежища;

присвоения высших воинских званий;

назначение референдумов.

Б) в отношении граждан: решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами, помилование.

В области законодательной власти: назначение выборов в Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, обращение Федеральному Собранию, назначение референдумов.

В области исполнительной власти: назначение и отставка Правительства, руководство внешней политикой, назначение и отзыв дипломатов.

В области судебной власти:представление кандидатур судей, представление и освобождение Генпрокурора.

В области обороны и безопасности: формирование Совета Безопасности и руководство им, Верховный Главнокомандующий вооруженными силами.

Сценарий игровой программы ко Дню Конституции РФ.

«Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Ход мероприятия

Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства больше 20 лет, а если быть точнее, то 24 года.

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Права, свободы человека -

Таков приоритет страны.

Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,

Мы все едины, мы - народ!

Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме. Ну, а изучать Конституцию как документ вы будете, или уже начали на уроках обществознания.

Перед вами экран с темами конкурса. Команды по очереди выбирают, в который будем играть.

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

А напоследок хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!

1.Кто быстрее ?

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – поднимаем зелёный сигнал. Если это противоречит закону, красный.

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

2.Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

3.Пойми меня

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

Демократия- власть народа;

Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;

Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

Свидетель-очевидец преступления;

Адвокат-защитник;

Преступление- особо тяжкое противоправное действие;

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

Суверенитет-независимость.

4.Термины

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 команда: (конституция)

Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 команда: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 команда (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 команда (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

5.Конкурс капитанов.

Кто является Верховным Главнокомандующим? (В. В. Путин)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

6.Сканворд

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

7.Сказка ложь, да в ней намек…

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

8.Отгадай сказку.

    В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

    В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого живые летательные аппараты? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

    В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

    В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

    В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

    В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

    В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

    Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

    Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

    Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

    Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

    Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

    В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

    Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

9.Анаграммы

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок - К О Р Ё Н Б Е

Семья – М Я С Ь Е

Страна – А Р А Н С Т

Документ – К У Н Т Е М О Д

Закон – К О Н З А

Политика – И П О К А Л И Т

Жизнь – З И Н Ь Ж И

Родители – Д И Л И Е Т О Р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

10. Государственные праздники

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год

2. Праздник Весны и Труда

3. День защитника Отечества

4. Рождество Христово

5. День Победы

6. День народного единства

7. День независимости России

8. Международный женский день

11.Вопрос – ответ

1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

    Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни

    Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

12.Определи статью

    Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

    Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

    Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

    Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

    Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

    Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

    Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

Для зрителей

    Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

    Переговорное устройство милиции? (Рация)

    Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

    Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)

    Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)

    Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)

    Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

    Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)

    Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат.)

    Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

    Что такое символ? (Условный знак, обозначение).

    Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

    Что такое герб? (Эмблема государства).

    Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

    Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

    Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

    Что такое гимн? (Торжественная песня).

    Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

    Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

    Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

    Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

    Что означает слово «герб»? (наследство).

    Старинное русское название флага? (стяг).

    Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

    Кто является главой Российского государства? (президент).

    Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

    Назовите денежную единицу России. (Рубль).

    Назовите растение – символ России. (Береза).

    Назовите столицу России. (Москва).

    Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

    Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

    Что при вступлении в должность президент приносит народу? (Присягу).

Главная книга страны
(интерактивная игра, посвященная Дню
к онституции)

Цель: активизировать интерес к изучению Конституции РФ, законов РФ, других законодательных актов.

Участники: 4 команды по 5 человек, учащиеся 9–11 классов, учащиеся-болельщики, классные руководители, учителя истории и обществознания.

Оборудование: кабинет истории, «круглые столы» для участников, бумага, маркеры, памятки цветовых обозначений, таблицы оценок для жюри.

Оформление: название игры, герб, флаг страны, экран, тематическая выставка рисунков.

Ход игры

На этапе подготовки к игре проводятся следующие мероприятия:

– анкетирование старшеклассников (см. Приложение 2);

– подготовительный урок с целью предоставления общих знаний о символике и истории герба, флага и гимна. Более подробно даются сведения о составляющих герба в российской и европейской геральдике, поясняются цветовые обозначения (см. Приложение 4);

– учащиеся заранее дают название своей команде, выбирают капитана.

Звучат позывные. Выходят ведущие.

Звучит музыка (фоном).

1-й ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята! Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция России.

2-й ведущий. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра.

1-й ведущий. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, им слово для представления и приветствия.

Проходит представление команд.

2-й ведущий. Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойные соперники, а значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной.

1-й ведущий. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри, или, как мы его сегодня назвали, совет старейшин.

2-й ведущий. И сейчас мы с удовольствием представляем его членов.

Представление жюри.

1-й ведущий. Итак, мы начинаем!

Звучат позывные.

1-й ведущий. Каждая команда уже выбрала себе капитана и сейчас получит задания для первого конкурса под названием «Аргументы и факты».

2-й ведущий. Мы приглашаем капитанов подойти к нам и выбрать конверт с заданием (п риложение 1).

1-й ведущий. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, все равны перед законом. Так ли это, мы узнаем из выступления команд. Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи либо привести факты, свидетельствующие против нее.

2-й ведущий. Время подготовки задания – 5 минут, время основного выступления – 3 минуты. По окончании основного выступления все участники игры могут задавать вопросы выступающей команде.

1-й ведущий. А пока наши команды размышляют, мы предлагаем вам, уважаемые зрители, посмотреть…

Выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время вышло. Слово предоставляется команде _____, выдвигающей аргументы в пользу конституционной статьи.

Выступление команды.

1-й ведущий. Спасибо. Теперь слово их оппонентам.

Выступление команд.

2-й ведущий. Прения закончились. Спасибо всем командам за активную работу. И просим наш уважаемый совет старейшин оценить выступление игроков.

Выступление жюри (критерии оценок см. в Приложении 3).

1-й ведущий. А наша игра продолжается, и мы объявляем второй конкурс…

2-й ведущий. Который называется «Мозговой штурм».

1-й ведущий. Каждой команде предстоит продемонстрировать знание статей Конституции и ответить на 4 вопроса, используя текст главной книги страны. Цена каждого вопроса – 1 балл, вопросы задаются по очереди каждой команде.

2) На сколько глав разделена Конституция РФ? (9 глав.)

3) Возможно ли наше государство назвать унитарным? (Нет. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты. Ст. 1, 5, 65, 68, 69,72.)

4) Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ? (Нет, так как Конституция РФ является основным законом страны.)

5) Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти принадлежать одному лицу? (Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения.)

6) Возможно ли на территории какого-либо субъекта федерации ввести другую денежную единицу? (Ст. 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег не допускается.)

7) Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента страны? (Ст. 81. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)

8) Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание.)

9) На какие части делится парламент Российской Федерации? (Ст. 95. Совет Федерации, Государственная дума.)

10) Какую ветвь власти представляет парламент? (Законодательную.)

11) Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации? (Ст. 110. Правительству Российской Федерации.)

12) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, быть избранным в Государственную думу? (Нет. Ст. 97. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

13) Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие? (Согласно ст. 118 правосудие осуществляется только судом.)

14) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической партии? (Ст. 129. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации.)

15) Какой язык на территории России является государственным? (Ст. 68. Русский язык.)

16) Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике Российской Федерации субъектами РФ? (Ст. 70. Государственные гимн, герб, флаг Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.)

1-й ведущий. Ну, что ж, команды показали блестящие знания конституции, и мы просим наше жюри оценить этот конкурс.

Выступление жюри.

1-й ведущий. Спасибо, а мы объявляем третий конкурс.

2-й ведущий. Давайте с вами вспомним результаты анкеты, которую проводили среди старшеклассников ребята из кружка «Пресс-центр».

На экране диаграммы результатов анкеты.

2-й ведущий. Что же отметило общественное мнение?

1-й ведущий. 100 % респондентов знакомы с официальными символами страны.

2-й ведущий. 98 % хорошо знакомы с символами города и области.

1-й ведущий. 95 % считают, что школе просто необходима собственная символика – для поддержки имиджа.

2-й ведущий. Поэтому мы с вами сегодня создадим проекты герба школы. Основные правила составления гербов вы уже знаете, перед вами на столе лежит памятка по цветовым обозначениям, принятым в геральдике.

Через 10 минут каждая команда представит нам свой проект герба школы и ответит на вопросы, если таковые возникнут со стороны других команд. А жюри, пользуясь критериями оценок, определит победителя как в творческом задании, так и в общем состязании.

1-й ведущий. А пока наши команды работают, на сцене…

Идет выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время на подготовку истекло. Слово защитникам проектов.

Проходит защита проектов.

1-й ведущий. Спасибо командам за представленные проекты. Пришло время подвести итоги. Слово совету старейшин.

Жюри объявляет результаты конкурса.

Звучит музыка.

2-й ведущий. Ну, что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью, предоставленной Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

1-й ведущий. И для награждения команд мы приглашаем на сцену…

Звучит музыка. Церемония награждения.