На запрос предложений получено две заявки. В первой 95% товаров Российского производства и 5% иностранных. Во второй - все товары производства РФ. Нужно ли предоставлять приоритет второй компании, если в техническом задании не установлен перечень только Российских производителей?
Ответ
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.
При соблюдении условия определенного Постановление № 925, а именно: для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цена единицы каждого товара определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, указанной в документации о закупке на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора, приоритет в данном случае не предоставляется, в заявках не содержится предложений о поставке иностранной продукции.
С 1 января 2017 года при закупках по Закону № 223-ФЗ товарам российского происхождения, работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские лица, предоставьте приоритет. Такое правило установлено Правительством РФ в постановлении от 16 сентября 2016 г. № 925.
Устанавливайте приоритет с учетом положений:
- Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. - ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16 декабря 2011 г.);
- договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ
Приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:
- требование об указании участником закупки в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
- положение об ответственности участников закупки, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
- сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги по закупке;
- условие о том, что заявку, в которой не указана страна происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
- условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
- условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам. На основании документов о месте регистрации участника-организации и ИП или удостоверяющих личность для физлиц;
- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки на участие в закупке от участника, с которым договор заключают;
- положение о заключении договора в случае уклонения победителя. Если в итоге договор заключаете с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя;
- условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара - качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают указанным в договоре.
Правительство РФ утвердило этот список в пункте 5 постановления от 16 сентября 2016 г. № 925.
Чтобы определить соотношение, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил, по формуле:
Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой:
Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ
Установите приоритет отечественным товарам, работам и услугам в двух случаях.
Первый случай. Проводите конкурс или закупку способом, при котором:
- победителя определяете на основе критериев оценки и сопоставления заявок из документации о закупке;
- победитель предложил самую низкую цену договора.
Оцените и сопоставьте заявки по стоимостному критерию, снизив на 15 процентов цену договора в заявках, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами.
Договор в данной ситуации заключается по цене, предложенной участником в заявке.
Второй случай. Проводите аукцион или закупку способом, при котором победителя определяете, снизив начальную (максимальную) цену договора на «шаг», что установили в документации.
Заключите договор по цене, предложенной победителем, сниженной на 15 процентов, если:
- проводите закупку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя);
Заключите договор по цене, предложенной победителем, увеличенной на 15 процентов, если:
- проводите закупку на право заключить договор (цена снижена до нуля);
- заявка победителя содержит предложение о поставке иностранных товаров или о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.
Когда не предоставлять приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ
Приоритет не предоставляйте, если:
- закупку признали несостоявшейся и договор заключаете с единственным участником;
- в заявке на участие в закупке нет предложений о поставке российских товаров и выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
- в заявке на участие в закупке нет предложений о поставке иностранных товаров и выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
- стоимость российских объектов закупки из заявки меньше 50 процентов и победителя определяете на основе критериев оценки;
- стоимость российских объектов закупки из заявки больше 50 процентов и победителя определяете, снизив начальную (максимальную) цену договора на «шаг» из документации;
- разместили в ЕИС извещения о закупках или направили приглашения на участие до вступления в силу постановления, которое устанавливает приоритет;
- товары, работы, услуги закупаются у единственного поставщика.
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Определено, что в сфере закупок, которые осуществляют госкомпании (за исключением закупки у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика), должен действовать приоритет товаров российского происхождения, а также работ и услуг, оказываемых российскими лицами. Имеется в виду приоритет по отношению к товарам, работам и услугам, имеющим иностранное происхождение (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 " ").
Новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года. При этом их действие не будет распространяться на закупки, приглашения принять участие в которых были направлены до этой даты, а также если извещения об их проведении размещены в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru).
Кабмин установил, что если закупки осуществляются способом, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок (например, в конкурсе), а равно если победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, то оценки заявок, содержащих предложения о поставке товаров российского происхождения или осуществлении работ и услуг российскими лицами проводятся по предложенной в них цене, но сниженной на 15%. Договор при этом заключается по цене, указанной в такой заявке.
Допускает ли Закон № 223-ФЗ установление заказчиком требований к участникам закупки, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке? Ответ – в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Если закупка производится путем снижения начальной цены (в сфере закупок так проводится аукцион), а победителем стало иностранное лицо, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им. Но при ситуации, когда в таком же виде закупки цена договора снижена до нуля и победителем признано иностранное лицо, договор с ним заключается, наоборот, по цене, увеличенной на 15% от предложенной.
Новое постановление также закрепляет, что условием предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам является включение в закупочную документацию определенных сведений. В частности, это положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указание страны происхождения поставляемого товара, работы или услуги, сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги и т. д.
В то же время установлены случаи, когда приоритет не предоставляется. Например, если закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с ее единственным участником, или если в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами и в некоторых других случаях.
Напомним, полномочие устанавливать приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными закреплено в законе (п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " "). По мнению правительства, принятая мера стимулирует развитие всех отраслей российской экономики.
16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление). Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.
Сфера применения приоритета
Постановлением предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ:
товарам российского происхождения;
работам, выполняемым российскими лицами;
услугам, оказываемым российскими лицами, -
перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами. Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.
Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.
При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ .
Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:
в соответствии критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименной в приложении к Постановлению № 719;
в соответствии с Соглашением СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.
Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке .
Пункт 5 Постановления устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте . Буквальное толкование данного пункта предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения. В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).
В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:
при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный "шаг": если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;
при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.
Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.
Сопоставление с механизмами, действующими в рамках Закона
№ 44-ФЗ
Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), подобные преференции предоставляются с 2009 года. В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона
№ 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий:
Критерий |
Закон № 44-ФЗ |
Закон № 223-ФЗ |
Круг товаров, к которым применяются преференции |
Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155 |
Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами |
Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС |
Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС |
Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено |
Обязательность предоставления преференции |
Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией |
Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления |
Соотношение с международными договорами, заключенными РФ
Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).
ГАТТ (ВТО). В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок. Исключением в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.
В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ. Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ .
ЕАЭС. Пунктом 30 раздела XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет. Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.
В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении 2 месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС не выполнит его, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.
Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12 апреля 2016 года № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.
Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование пункта 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран. Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.
Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС. Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.
Подпункт "е" пункта 5 Постановления.
Подпункт "б" пункта 5 Постановления.
Среди указанных сведений: (i) требование о декларировании участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара; (ii) положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара; (iii) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров при исполнении договора, кроме случая, когда вместо иностранных товаров поставляются российские товары, соответствующие характеристикам, указанным в договоре, и др.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 года № Д28н-1347, Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 года № Д28и-569.
Особенности составления документации о закупке | ||||
Реализация приоритета в закупках | ||||
Реализация приоритета при проведении конкурса | ||||
Реализация приоритета при проведении аукциона | ||||
Случаи, в которых приоритет не предоставляется |
Внимание!
|
Установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).
Право Правительства РФ устанавливать подобный приоритет закреплено в п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).
Для заказчиков установление приоритета влечёт существенное изменение процедур закупки с 01.01.2017 г., которые необходимо отразить в Положении о закупке.
В справочном материале рассмотрены вопросы составления документации с учётом новых правил, а также порядок реализации приоритета при проведении закупок.
Справочная информация поможет заказчику безошибочно сформировать закупочную документацию с учётом приоритета, избежав административных штрафов до 10 тыс. рублей, и корректно применить правила , не вызвав нареканий со стороны участников закупки и контролирующих органов.
Особенности составления документации о закупке
В целях предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам предписывает заказчикам включать в документацию о закупке следующие сведения:
1) требование об указании (декларировании) в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемых товаров;
2) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;
Внимание!
|
Штраф!
|
3) о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы или услуги;
4) условие о том, что отсутствие указания (декларирования) страны происхождения товара не является основанием отклонения заявки, которая будет рассматриваться как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
Информация-разъяснение
|
5) порядок определения цены единицы каждого товара, работы или услуги (произведение начальной цены единицы товара, работы или услуги на коэффициент её изменения, определяемый как результат деления цены договора на его начальную (максимальную) цену);
Информация-разъяснение
|
Пример (расчёт)
|
6) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или удостоверяющих личность (для физических лиц);
7) указание в договоре страны происхождения товара на основании сведений из заявки участника закупки;
8) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же условия исполнения договора, как и победитель или следующие после них, в случае уклонения победителя от заключения договора;
9) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров в ходе исполнения договора, за исключением случаев, когда вместо иностранных поставляются российские товары, качества и потребительские свойства которых соответствуют договору.
Внимание!
|
Таким образом, документация о закупке должна содержать ряд обязательных сведений, которые заказчик обязан предварительно предусмотреть в Положении о закупке.
Реализация приоритета в закупках
Пунктами 2 -4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 установлен различный порядок предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам в зависимости от вида закупочной процедуры:
1) конкурс или иной способ, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, или победителем в котором признаётся лицо, предложившее наиболее низкую цену договора;
2) аукцион или иной способ, при котором определение победителя проводится путём снижения НМЦД.
Часть 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает виды конкурентных закупок:
- (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Вместе с тем заказчик вправе устанавливать иные способы закупок в Положении о закупке, которые будут соответствовать требованиям ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ .
Следовательно, при установлении порядка предоставления приоритета заказчику нужно учитывать вид проводимого способа закупки.
Рассмотрим реализацию приоритета на примере конкурса и аукциона.
Информация-разъяснение
|
Реализация приоритета при проведении конкурса
Оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения российских товаров, работ, услуг, по стоимостным критериям оценок производятся по предложенной в них цене, сниженной на 15% (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925). То есть заказчик обязан:
- снизить на 15% цену заявки, если в ней предложены товары, работы, услуги российского происхождения;
- с 27.07.2019 г.
снизить на 30% цену заявки, если в ней предложены товары радиоэлектронной продукции из реестра российской радиоэлектронной продукции (п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925);
Осуществить оценку и сопоставление заявок с учётом новых сниженных цен.
При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки в заявке.
Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении конкурса на примере.
Пример (расчёт)
950 000 - (950 000 х 0,15) = 807 500 рублей
|
Реализация приоритета при проведении аукциона
Если заявка победителя содержит предложения иностранных товаров, работ или услуг, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем закупки (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).
Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении аукциона на примере.
Пример (расчёт)
850 000 - (850 000 х 0,15) = 722 500 рублей
|
С 27.07.2019 г.
в случае если заявка победителя содержит предложения о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 30% от предложенной победителем закупки (п. 3.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).
Если в ходе аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. То есть участники предлагают цену, которую готовы заплатить за заключение договора.
В таком случае цена заключения договора увеличивается на 15%, если победителем предложены иностранные товары, работы или услуги (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).
С 27.07.2019 г.
в случае если победителем предложена к поставке радиоэлектронная продукция, не включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, цена заключения договора увеличивается на 30% (п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).
Рассмотрим порядок реализации приоритета при аукционе "на повышение" на аналогичном примере с закупкой письменных столов.
Пример (расчёт)
150 000 + (150 000 х 0,15) = 172 500 рублей
|
Случаи, в которых приоритет не предоставляется
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 определены случаи, в которых приоритет не предоставляется:
1) закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с единственным участником закупки;
Внимание!
|
2) в заявке не содержится предложения российских товаров, работ или услуг;
3) в заявке не содержится предложения иностранных товаров, работ, услуг;
Информация-разъяснение
|
4) в заявке на участие в конкурсе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет менее 50%;
5) в заявке на участие в аукционе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет более 50%.
Например, заказчик осуществляет закупку мебели со следующими условиями:
Товарная позиция | Количество (шт.) | Цена единицы (руб.) | Цена позиции (руб.) |
Стол письменный | |||
НМЦД (руб.) |
Вариант 1.
Товарная позиция | Страна происхождения | Количество (шт.) | Цена единицы (руб.) | Цена позиции (руб.) |
Стол письменный | ||||
Цена заявки (руб.) |
Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой указана цена единицы каждого товара и, следовательно, известна стоимость каждой товарной позиции.
Пример (расчёт)
|
Вариант 2.
Участником закупки предложена поставка мебели на следующих условиях:
Товарная позиция | Страна происхождения | Количество (шт.) | Цена заявки (руб.) |
Стол письменный | |||
Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой не указана цена единицы каждого товара.
Пример (расчёт)
|
В заключение отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 предусмотрены различные способы предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам, которые зависят от вида закупочной процедуры. Таким образом, заказчикам необходимо для каждой из них в положении о закупке предусмотреть соответствующий порядок предоставления приоритета.
[email protected]
Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.
Произошла ошибка
Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.
Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;
товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Ограничения в закупках
Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
Список товаров, которые попадают под ограничения:
некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;
отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;
отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .
Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Предоставление преференций
Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.
Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ