Ограничение конкуренции по 44 фз статья штраф

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

Пеня

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом ():

П = (Ц – В) x С ,

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

С – размер ставки.

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С ) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста ():

С = С ЦБ x ДП ,

С ЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К ;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно ():

К = (ДП / ДК) x 100% ,

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К ), чтобы получить С ЦБ ():

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К Размер ставки рефинансирования (С ЦБ)
0-50% 0,01 ставки рефинансирования
50-100% 0,02 ставки рефинансирования
100% и более 0,03 ставки рефинансирования

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

    ПРИМЕР 1

    Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

    Сначала определим коэффициент К :

    К = (9 / 30) x 100% = 30%

    Поскольку это значение попадает в диапазон "0-50%", то в формуле расчета ставки С мы будем использовать С ЦБ , равный 0,01 значения (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

    С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)

    Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

    Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

    П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

    ПРИМЕР 2

    Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К :

    К = (18 / 30) x 100% = 60%

    Автоматически меняется значение коэффициента К , который надо учитывать: он попадает в диапазон "50-100%", а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:

    С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)

    Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.

    ПРИМЕР 3

    Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:

    К = (42 / 30) x 100% = 140%

    Снова изменился диапазон значений коэффициента К , теперь он составляет "100% и более" – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:

    С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)

    Соответственно, итоговый размер пени будет равен:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.

Штраф

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного "дешевле" будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на , ни .

Совсем-совсем недобросовестно

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в , только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ " "). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований , – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков ().

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на "неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту".

В условиях неопределенности

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.". Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте () – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения .

Исключение из правил

В заключение напомним, что в соответствии с заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ();
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия ();
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты ().

Виды правонарушений

В КоАП предусмотрены меры административной ответственности, направленные на исполнение действующих норм законодательства. Виды правонарушений в госзакупках для государственных и муниципальных нужд отражены в статьях 7.29-7.32.1, 7.32.5 КоАП.

К госзаказчику могут применить штрафы при нарушении следующих процедур:

  1. выбор способа и условий определения поставщика;
  2. определение НМЦК;
  3. планирование заказов;
  4. порядок проведения закупок;
  5. ведение реестра контрактов;
  6. возврат денежных средств;
  7. порядок заключения, изменения контракта.
  8. оплата поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Штрафы 44 ФЗ, таблица 2018 года

Наказание за нарушения при планировании

Этап планирования заказчиком контролируют финансовые организации. Порядок установлен ч. 5 ст. 99 44-ФЗ 44-ФЗ (введено ППР от 12.12.2015 №1367). Контроль проводят:

  1. казначейство;
  2. региональные и местные финансовые организации;
  3. организации системы внебюджетных фондов.

Они рассматривают плановые документы заказчика и сопоставляют данные с реально выделенными деньгами. По результатам проверки финансовые органы ставят отметки в документах заказчика о соответствии или несоответствии информации по полученным данным. Если при этом контрольный орган выявит нарушение, заказчика могут наказать.

С этого же года осуществляется мониторинг госзакупок на основании ч. 1 ст. 97 44-ФЗ. Этим занимается Минфин. Путём наблюдений и сбора информации о закупках, в том числе о плановых документах, проводится анализ обоснованности заказов (Постановление Правительства №1193).

Взыскания, предусмотренные за неправомерные действия заказчика при планировании закупок, установлены в статье 7.29.3 КоАП.

goscontract.info

Штрафы по 44-ФЗ — таблица КоАП 2018 с последними изменениями

Все действия поставщиков и заказчиков, которые принимают участие в закупках для удовлетворения государственных потребностей четко регламентированы действующим 44-ФЗ. За нарушение каких-либо положений этого документа предусмотрены штрафные санкции. Поэтому всем участникам закупки необходимо помнить, за какие нарушения они могут быть привлечены к ответственности.

Ответственность заказчиков

За несоблюдение правил реализации закупок заказчику придется выплатить штраф. Объем санкций и порядок их применения устанавливается статьями с 7.29 по 7.32 КоАП РФ. Объемы штрафов, актуальные на 01.06.2017 года вы можете уточнить в таблице.

Вид правонарушения

Санкции

Основание

Часть

Статья

Нарушения, вызванные неправильным выбором методики закупки

Несоблюдение порядка утверждения победителя закупки.

С ответственного сотрудника взыскивается 30 000 рублей.

Покупка товаров или услуг у единственного поставщика при обстоятельствах, когда законом предусмотрено проведение аукциона или конкурсной процедуры открытого типа.

Ответственный сотрудник заказчика уплачивает 50 000 рублей.

Организация процедуры закрытого типа (конкурса или аукциона) в ситуациях, которые не соответствуют действующему законодательству. Несоблюдение порядка или регламентированных сроков предоставления контролирующим органам документов для согласования проведения закрытой процедуры.

На ответственного сотрудника накладываются санкции в объеме 50 тысяч рублей.

Противоречие правилам согласования с контролирующими органами условий проведения закрытой покупки товаров и услуг в рамках заказа для обороны страны.

В зависимости от обстоятельств контрактный управляющий заплатит от 30 000 до 50 тысяч рублей.

Ошибки при вычислении НМЦК

Несоблюдение правил определения стартовой цены будущего контракта при проведении торговой процедуры.

Контрактный управляющий обязан будет уплатить штраф от 30 000 до 50 тысяч рублей.

Отклонение от правил расчета НМЦК при реализации закупки у одного поставщика.

На ответственного работника накладывается штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Отступление от порядка обоснования НМЦК

С ответственного сотрудника взимается 10 тысяч рублей.

Ошибки в области планирования закупок

Указание в план-графике приобретения МТР, которые не удовлетворяют целям реализации закупок, предписанных законодательством.

Исходя из обстоятельств, объем штрафа может варьироваться от 20 до 50 тысяч рублей.

Отклонения от норм реализации и временных рамок реализации обсуждения закупки обществом.

Ответственный сотрудник обязан выплатить 30 тысяч рублей.

Отступление от регламентированных временных промежутков узаконивания план-графика и его опубликования в ЕИС.

С контрактного управляющего может быть удержано от 5 до 30 000 рублей.

Нарушение правил организации закупки

С ответственного сотрудника взыскивается 5 тысяч рублей, с компании – 15 тысяч рублей.

Контрактный управляющий должен будет заплатить 30 тысяч рублей, а компания – 100 тысяч рублей.

Отклонение от предписанных временных промежутков размещения в ЕИС данных о реализации запросов ценовых предложений и котировок, если погрешность составляет не более 1 суток.

С контрактного управляющего удерживается 3000 рублей, с компании – 10 000 рублей.

Отклонение более чем на сутки от регламентированных периодов опубликования в ЕИС сведений о реализации запроса предложений или котировок.

15 000 рублей для ответственного сотрудника. 50 тысяч рублей для организации.

Публикация в ЕИС сведений с отклонениями от норм российского законодательства.

С ответственного сотрудника взимается 15 тысяч рублей. Для организации объем штрафа возрастает до 50 000 рублей.

Ответственный сотрудник уплачивает 30 тысяч рублей.

Санкции в объеме 30 000 рублей накладываются на ответственного работника.

Публикация извещения о закупке, которая была признана необоснованной.

Ответственный сотрудник должен заплатить 30 тысяч рублей штрафа.

Необоснованное отклонение предложения, поданного на участие в закупочной процедуре.

С ответственного сотрудника взыскивается штраф в объеме 1% от НМЦК, в интервале от 5 до 30 тысяч рублей.

Ошибки при оформлении итогового протокола закупки

Ответственный сотрудник выплачивает 10 тысяч рублей.

Определение правил рассмотрения предложений, который противоречит действующему законодательству.

С ответственного сотрудника взыскивается 1 % от НМЦК. При этом штраф может варьироваться в пределах от 5 до 30 тысяч рублей.

Неточности при формировании описания закупаемого объекта.

На ответственного сотрудника накладывается штраф 5 — 30 тысяч рублей. Его конкретный объем определяется, как 1% от НМЦК.

Несоответствие нормам при признании конкретного участника закупки победителем.

Ответственный работник уплачивает 50 тысяч рублей.

Штрафы по 44 ФЗ

Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

  • специализированных компаний;
  • всех участников сделки.

Штрафы для заказчиков

Штрафы для поставщиков

Наказание за срыв сроков






Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Штрафы по 44 ФЗ

Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2018 году законопроект подвергся значительным изменениям.

Основные изменения в 44 ФЗ в 2018 году: последняя редакция

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могут воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма станет единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением станет то, что операторы электронных площадок будут наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

  • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
  • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

Ответственность за нарушение условий контракта

Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированных компаний;
  • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

Штрафы для заказчиков

Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

  • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
  • неправильная форма осуществления тендера;
  • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

Штрафы для поставщиков

Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Наказание за срыв сроков

На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

Таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями 2018 года

За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции. Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий, который включает таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями этого года.






Скачать официальный текст закона №44

Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

Штрафы по 44-ФЗ

После начала действия в 2013 году Федерального Закона № 44 было необходимо также ввести санкции за несоблюдение его норм. Штрафы за нарушение 44-ФЗ прописаны в КоАП (Кодексе об административных правонарушениях) и разделены по статьям. Взыскания применяются по отношению как к недобросовестным поставщикам и заказчикам, так и к оператору электронной площадки.

Штрафы по контракту по 44-ФЗ строго регламентированы законом и их суммы приведены в таблице ниже.

Если у вас возникает спорный момент и вы не уверены, правомерными ли будут ваши действия в том или ином тендере, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые с готовностью проконсультируют вас даже в самых сложных вопросах. Все консультации бесплатны, для этого всего лишь необходимо оставить заявку на нашем сайте.

Подача жалобы в ФАС

консультация тендерных специалистов и юристов для избежания наложения санкций

Таблица штрафов по закупкам в рамках 44-ФЗ согласно КоАП РФ

Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение и неисполнение контракта

С сентября 2017 года стали применяться новые правила расчета штрафных санкций в госконтракте за нарушение его исполнения. Взыскания будут применять как к исполнителям, так и к заказчикам госзаказа.

Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 устанавливает новые условия и отменяет ранее действующее Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 №1063.

Были изменены правила расчета в госконтракте штрафов за ненадлежащее исполнение или неисполнение поставщиками обязательств, а также изменения коснулись расчета пени за каждый день просрочки исполнения договора.

Данные правила устанавливают:

размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;

размер штраф в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, установленных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;

  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
  • Для контрагентов штрафы установлены как в виде фиксированной суммы в рублях, так и в виде процента от стоимости всего контракта, либо его этапа, если договором предусмотрено проведение отдельных этапов закупки.

    Итак, с новым постановление штрафы за ненадлежащее исполнение или неисполнение контракта стали более дифференцированы относительно стоимости контракта.

    Минимальная ставка в 0,1% предусмотрена для контрактов, с НМЦК контракта (или этапа) свыше 10 млрд. руб.; максимальная ставка — 10%, для контрактов с НМЦК контракта (этапа) не превышающего 3 млн. руб.

    • Образец справки о доходах для соцзащиты Предоставление справки о доходах - это рядовая процедура при обращении в различные государственные и частные учреждения. Для каждого конкретного случая существуют свои особенности в составлении и […]
    • Нотариусы Кировский район Екатеринбург Адреса, расположение на карте и телефоны нотариусов Кировский район в Екатеринбурге. Нотариус Анисимова Ольга ВладимировнаГород: Екатеринбург Адрес: ул.Мичурина, 68 Нотариус Богодист Марина […]
    • Презентация к уроку по обществознанию (7 класс) на тему: Нормы поведения Презентация по обществознанию 7 класс Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: ПРОВЕРКА Д / З Конфликт Виды конфликтов Пути разрешения конфликта Функции […]
    • Арбитражный суд Краснодарского края 18 июля 2018 года состоялось совещание судей и работников аппарата Арбитражного суда Краснодарского края по итогам работы за 6 месяцев 2018 года Состоялись плановые учебные занятия с работниками […]
    • Госпошлины в 1С 8.3: примеры, проводки, отражение Проводки по госпошлина в 1С 8.3 (как и в других программах): Дт 68.10 – Кт 51 Дт 91.2(20, 26, 44, 08.4) – Кт 68.10 Счет дебета зависит от вида проводимой операции. Например, при […]
    • ООО "НК Экспертиза" информация актуальна на 03.08.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухотчетность Бухгалтерская […]

    Поставщики и реализаторы товаров неразрывно связаны. От качества поставок зависят доходы продавца, который, при оперативной реализации закупок, повторно закажет товар у поставщика. На сохранение круговорота влияет и качество продукции, и соблюдение сторонами условий контракта. На территории РФ это регулируется ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок», за счет описанных штрафов и ответственности перед законом, описанной в статье 107 ФЗ 44.

    В сфере закупок распространены случаи, когда заказчик или поставщик нарушает обязательства или не выполняет их в полном объеме. Для поставщика это передача некачественного товара, или меньшего количества, чем указано в договоре. Для продавца - неполная оплата при закупке продукции. Иногда нарушения происходят по причине незнания одной из сторон законодательства в целом и ФЗ 44 - в частности.

    Административные штрафы в ФЗ 44 учитывают эти схемы. Их размеры изменяются в зависимости от степени тяжести нарушения. Изменения, вносимые в ФЗ 44, призваны регулировать этот момент, и оставлять суммы на соразмерном правонарушению уровне.

    Ответственность за нарушения по контрактной системе

    Административные наказания за неисполнение контракта по ФЗ 44 различаются. Это касается размеров выплачиваемых сумм. Они рассчитываются в процентном соотношении от цены контракта.

    Наиболее уязвимой остается сфера государственных закупок, рассматриваемая ФЗ 44. Поэтому, последние нововведения в законодательстве РФ затрагивают данный вопрос.

    Правонарушения со стороны заказчиков, хоть и редки, но случаются, и за них предусмотрены санкции по ФЗ 44. В результате последних редакций закона, наказание, в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, кроме заказчика, несут:

    • должностные лица официальных органов;
    • лица, входящие в комиссию по осуществлению госзакупок;
    • специализированные организации;
    • операторы электронных площадок;
    • стороны сделки.

    Но и поставщики могут допустить свои виды нарушений по ФЗ 44. Среди них в юридической практике самые распространенные:

    • просроченный договор;
    • частично выполненные или невыполненные обязательства;
    • несоблюдение законодательных формальностей.

    За все нарушения ФЗ 44 взыскивается пеня, и ее размер растет с увеличением срока просрочки. Она может дополняться штрафами или принимается решение об одностороннем разрыве контракта.

    Штрафные санкции для заказчика

    По ФЗ 44 от 5 апреля 2013 года, штрафы в сфере закупок теперь регулируются статьями 7.29-7.32.1 КоАП. Обычно, заказчики обходятся без правонарушений по ФЗ 44, но всегда остается вероятность ошибки или неверно истолкованных нормативов законодательства.

    Все нарушения закона о контрактной системе влекут за собой административную ответственность. Сумма выписываемых штрафов по ФЗ 44 варьируется от 5 тыс. рублей, за просрочку возврата денег не более чем на 3 дня, и до 1 миллиона - за отказ или уклонения поставщика вооружения РФ от заключения контракта на государственный оборонный заказ.

    Наказание за сроки

    Как уже говорилось выше, длительность просрочки влияет на размер пеней ФЗ 44, которые нарушитель обязан выплатить. Стоит привести примеры штрафов по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту.

    За нарушение сроков контракта заказчиком, размер штрафа по ФЗ 44 составляет 3 тыс. рублей, если длительность просрочки не превысила 2 рабочих дня. Для государственных оборонных заказов, с тем же нарушением сроков, сумма увеличивается до 30 тыс. рублей. По ФЗ 44, для операторов электронной площадки с аукционами, за нарушение сроков блокировки выносится наказание об уплате 15 тыс. рублей. Юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тыс. рублей, если им нарушен порядок закупки информации и документов, указанный в ФЗ 44, и нарушение сроков не превышает одного рабочего дня.

    Таблица штрафов за нарушение 44 ФЗ

    Номер статьи КОАП

    Текст правонарушения ФЗ 44

    Административная ответственность по ФЗ 44

    Часть 1, ст. 7.29

    Нарушение требований, предъявляемых законодательством РФ к способу определения поставщика при закупке продукции.

    Штраф в 30 тыс. руб.

    Часть 2, ст. 7.29

    Игнорирование необходимости проведения конкурса или аукциона для определения поставщика.

    Штраф 50000 руб.

    Часть 2.1, ст. 7.29

    Заказчиком было принято решение о проведении конкурса или аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или он нарушил порядок и сроки направления, нужного для заключения контракта с единственным поставщиком.

    Штраф 50000 руб.

    Часть 3, ст 7.29

    Должностное лицо включило в план-график закупок товары, не соответствующие целевому назначению, указанному в документе, или обладающие максимальной ценой, без должного обоснования.

    Штраф в 20-50 тыс. руб.

    Часть 3, ст. 7.29

    Должностное лицо не обосновало начальную стоимость контракта или закупаемого товара.

    Штраф в 30 тыс. руб.

    Часть 3, ст. 7.29

    Был нарушен порядок/сроки общественного обсуждения по вопросу закупок, или оно не было проведено.

    Штраф в 30 тыс. руб.

    Часть 1, ст. 7.29

    Нарушение установленного законодательством РФ в ФЗ 44 срока утверждения планов-графиков закупок.

    Штраф 30000 руб.

    Часть 1. ст. 7.30

    Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона на 2 дня или меньше.

    Штраф в 5 тыс. руб. — для должн. лиц,

    в 15 тыс. руб. — для юр. лиц

    Часть 1.1, ст. 7.30

    Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона более чем на 2 дня.

    Штраф в 30 тыс. руб. — для должн. лиц,

    в 100 тыс. руб. — для юр. лиц

    Часть 1.2, ст. 7.30

    Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или меньше.

    Штраф в 3 тыс. руб. — для должн. лиц,

    в 10 тыс. руб. — для юр. лиц

    Часть 1.3, ст. 7.30

    Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или больше.

    в 50 тыс. руб. — для юр. лиц

    Часть 1.4, ст. 7.30

    Нарушение установленного ФЗ 44 порядка при предоставлении документации конкурса или аукциона, или при приеме заявок на участие в них. Штраф в 15 тыс. руб. — для должн. лиц,

    в 50 тыс. руб. — для юр. лиц

    Часть 1.5, ст. 7.30

    Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, менее чем через 10 дней с момента внесения соответствующих поправок в план-график. Штраф 30000 руб.

    Часть 1.6, ст. 7.30

    Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при отсутствии соответствующего момента в плане-графике. Штраф 30000 руб.

    Часть 1.7, ст.

    7.30

    Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при наличии предписания о необоснованности закупки. Штраф 30000 руб.

    Часть 2, ст. 7.30

    Отказ в участии в аукционе или конкурсе на основаниях, не указанных в ФЗ 44, или нарушение порядка рассмотрения заявок.

    Часть 2.1, ст. 7.30

    Наличие нарушений в протоколе, определяющем поставщика. Штраф в 10 тыс. руб.

    Часть 3, ст. 7.30

    Несоблюдение требований ФЗ 44 по вопросу размещения информации и документов. Штраф в 50 тыс. руб. — для должн. лиц,

    в 500 тыс. руб. — для юр. лиц

    Часть 4, ст. 7.30

    Лицом предъявлены не описанные в ФЗ 44 требования к участникам закупки. 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 5 до 30 тыс. руб.

    Часть 4.1, ст. 7.30

    Установленные на объект закупки требования, ограничивающие количество участников конкурса или аукциона, кроме случаев, указанных в ФЗ 44. 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 10 до 50 тыс. руб.

    Часть 4.2, Ст. 7.30

    Документация на конкурс или аукцион, на запросы предложений или котировок утверждена с нарушением законодательных требований ФЗ 44. Штраф в 3 тыс. руб.

    Часть 6, ст 7.30

    Отклонение или прием заявки на незаконных основаниях, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками и их последующей оценки. 5% от начальной цены контракта - до 30 тыс. руб.

    Часть 7, ст. 7.30

    Незаконное определение победителя в конкурсе или аукционе Штраф 50000 руб.

    Часть 8, ст. 7.30

    Незаконное уменьшение сроков подачи заявок. Штраф в 30 тыс. руб.

    Часть 11, ст. 7.30

    Закупки у малых предпринимательств или социальных некоммерческих организаций осуществлялись в меньших размерах, чем те, которые предусмотрены ФЗ 44. Штраф 50000 руб.

    Часть 13, ст. 7.30

    Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на срок до двух дней. Штраф в 3 тыс. руб.

    Часть 14, ст. 7.30

    Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на два дня или более. Штраф в 30 тыс. руб.

    Часть 1, ст. 7.31

    В реестре недобросовестных поставщиков была внесена информация, не соответствующая действительности. Штраф 50000 руб.

    Часть 2, ст. 7.31

    Просроченная подача или ненаправление информации для реестров недобросовестных поставщиков, и контрактов, заключенных заказчиками. Штраф в 20 тыс. руб.

    Часть 1, ст. 7.31.1

    Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или меньше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, описанное ФЗ 44. Штраф в 5 тыс. руб. - для должн. лиц,

    в 30 тыс. руб. - для юр. лиц

    Часть 2, ст. 7.31.1

    Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или больше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, указанное в ФЗ 44. Штраф в 15 тыс. руб. - для должн. лиц,

    в 90 тыс. руб. - для юр. лиц

    Часть 1, ст. 7.32

    В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44. 1% от цены контракта, от 5 до 30 тыс. руб. - для должн. лиц

    1% от цены контракта, от 50 до 300 тыс. руб.

    Часть 2, ст. 7.32

    В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. Двойная стоимость издержек

    Часть 3, ст. 7.32

    Должностное лицо уклонилось от подписания контракта, или нарушило сроки его заключения, указанные в ФЗ 44. Штраф 50000 руб.

    Часть 4, ст. 7.32

    Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44. Штраф в 20 тыс. руб. - для должн. лиц,

    Часть 5, ст. 7.32

    Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. Двойная стоимость издержек

    Часть 6, ст. 7.32

    При одностороннем отказе выполнить условия контракта, был нарушен официальный порядок его расторжения, приведенный в ФЗ 44. Штраф в 50 тыс. руб. - для должн. лиц,

    в 200 тыс. руб. - для юр. лиц

    Часть 7, ст. 7.32

    В результате действия/бездействия должностного лица или индивидуального предпринимателя был нанесен вред общественным интересам, и его степень недостаточна для уголовной ответственности. От 5 до 15% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 30 тыс. руб.), или дисквалификация - до 2 лет - для должн. лиц или ИП,

    от 100 до 300% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 300 тыс. руб.) - для юр. лиц

    Часть 8, ст. 7.32

    Нарушение требований ФЗ 44, наряду с другими нормативными актами законодательства РФ, связанными с контрактной системой в сфере закупок, при изучении результатов проведенных работ или поставленных товаров. Штраф в 20 тыс. руб.

    Часть 9, ст. 7.32

    Должностное лицо не отправило мотивированный отказ от принятия заказа, или не составило перечень документов, указанных в ФЗ 44. Штраф в 20 тыс. руб.

    Часть 10, ст. 7.32

    Должностным лицом была принята работа, не соответствующая условиям контракта, что повлекло за собой увеличенные расходы из бюджета РФ. Штраф в От 20 до 50 тыс. руб.

    Часть 11, ст. 9.16

    Закупленные товары не соответствуют требованиям их энергоэффективности. Штраф в 30000 руб. - для должн. лиц в 100000 руб. - для юр. лиц

    Часть 7, ст. 19.5

    Предписания от официальных органов не выполнены к установленному времени. Штраф в 50000 руб. - для должн. лиц в 500000 руб. - для юр. лиц

    Ст. 19.7.2

    Лицо не предоставило или пропустило сроки предоставления в уполномоченные органы, контролирующие сферу закупок, информации и документов, указанных ФЗ 44. Штраф в 15000 руб. - для должн. лиц,

    в 100000 руб. - для юр. лиц

    Нарушения данного ФЗ грозят серьезными штрафными санкциями, найти деньги на погашение которых — не всегда просто, однако выход есть. Можно оформить срочный банковский заем и рассчитаться с долгом в тот же день. Предложения

    Скачать текст закона

    В закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб», с момента его вступления в силу, продолжают вноситься изменения и поправки. Ознакомиться с редакцией ФЗ 44 от 7 июня 2017 года, можно .

    Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 14 ноября 2018. Время чтения 10 мин.

    За нарушение порядка по госзакупкам виновник может быть подвергнут административному наказанию. К ответственности привлекается должностное или юридическое лицо, оператор электронной площадки, член комиссии по закупкам, специализированная организация, индивидуальный предприниматель. Санкцией выступает штраф от 3 000 до 1 млн рублей, по ч. 7 статьи 7.32 КоАП также предусмотрена дисквалификация до двух лет.

    В сфере государственных закупок действуют свои принципы, правила и ограничения, установленные законодательно. В случае их нарушения на недобросовестную сторону, организацию или ответственного служащего могут быть наложены штрафы по 44-ФЗ.

    Таблица 1. Санкции за административные нарушения в сфере госзакупок: статья 7.29 КоАП

    Часть ст. Кратко
    1 Поставщик (подрядчик или исполнитель) по контракту определен способом, не регламентированным законом Должностное лицо, 30 000
    2 Поставщик назначен решением, минуя обязательный аукцион или конкурс Оно же, 50 000
    2.1 Проводится закрытый конкурс, с ограниченным числом участников, в два этапа либо нарушается порядок и сроки уведомления контролирующего органа о возможности проведения закрытого отбора и заключения контракта с единственным поставщиком
    3 Закрытые торги на оборонный заказ решено провести без надлежащего согласования с контролирующим органом, или они проводятся не по оговоренным правилам Тот же, от 30 000 до 50 000

    Таблица 2. Статьи 7.29.1, 7.29.2

    Правовая норма Кратко
    Ч. 1 ст. 7.29.1 Госзаказчик нарушил порядок установления начальной (максимальной) цены контракта по оборонному заказу в случае проведения торгов Должностное лицо, от 30 000 до 50 000
    Ч. 2 То же нарушение при заказе у единственного поставщика
    Ч. 1 ст. 7.29.2 Уклонение или отказ поставщика военной техники и вооружения от заключения контракта, если таковое является обязательным Должностное лицо: от 30 000 до 50 000;

    юридическое лицо: от 300 000 до 1 млн

    Ч. 2 То же нарушение, совершенное поставщиком, занимающим доминирующее положение

    Таблица 3. Статья 7.29.3

    Часть ст. Суть Субъект правонарушения и сумма штрафа, руб.
    1 Внесение в план закупок объектов, не соответствующих целям закупок, либо внесение начальной (максимальной) цены без надлежащего обоснования Должностное лицо, от 20 000 до 50 000
    2 Нарушена форма или порядок обоснования цены либо объекта закупки Тот же, 10 000
    3 Не проведение или нарушение порядка либо сроков общественного обсуждения закупок Тот же, 30 000
    4 Нарушены сроки утверждения плана закупок и размещения в информационной системе Тот же, от 5 000 до 30 000

    Таблица 4. Статья 7.30 КоАП

    Часть статьи Кратко
    1 Когда нарушен срок размещения сведений в единой системе в области закупок при проведении аукциона или конкурса до двух рабочих дней Должностное лицо: 5 000; юридическое лицо: 15 000
    1.1 То же нарушение, но более чем на два рабочих дня Чиновник: 30 000, юридическое лицо: 100 000
    1.2 Подобное нарушение при проведении запроса котировок, предложений, закупки у единственного поставщика, если просрочка составила один рабочий день Чиновник: 3 000, юридическое лицо: 10 000
    1.3 Такое же нарушение при просрочке более одного рабочего дня
    1.4 Если при размещении в информационной системе информации или направлении оператору электронной площадки сведений по закупкам нарушены требования, порядок предоставления, приема заявок на участие, разъяснения положений, окончательных предложений Чиновник: 15 000, юридическое лицо: 50 000
    1.5 Когда извещение о закупке или приглашение на участие размещены в системе ранее десяти календарных суток после внесения изменений в план-график Должностное лицо, 30 000
    1.6 Подобное нарушение, если сведения о такой закупке не внесены в план-график
    1.7 То же нарушение, когда закупка на основании предписания признана необоснованной
    2 Неправомерное отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ допустить к аукциону или необоснованное принятие заявки и допуск к конкурсу, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок
    2.1 Протокол по определению поставщика составлен с нарушением требований к содержанию Чиновник, 10 000
    3 Если в единой информационной системе не размещены сведения и документы, обязательные к размещению
    4 Установлены требования к участию в конкурсе, к подаче заявок, дополнительных материалов, размеру и способам обеспечения заявок, не предусмотренные законами РФ Чиновник: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000
    4.1 В описание объекта закупки внесены требования, ограничивающие число участников либо в один лот включены не связанные между собой объекты Тот же: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000
    4.2 Нарушены требования по утверждению материалов по конкурсу, аукциону, запросу предложений, котировок Чиновник: 3 000 руб.
    6 Когда неправомерно отклонена заявка на участие в запросе котировок, отстранен участник в запросе предложений либо незаконное допущение к участию Тот же: 5% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000
    7 Если поставщик определен с нарушением требований Чиновник, 50 000
    8 Сокращены сроки подачи заявок на участие либо нарушен порядок и сроки отмены определения поставщика Он же, 30 000
    10 Если нарушен порядок проведения аукциона или аккредитации участника Оператор электронной площадки, 300 000
    11 Когда закупка у субъектов малого предпринимательства (СМП) проводится в меньшем объеме, чем установлено законом; при этом время совершения нарушения – окончание календарного года Должностное лицо, 50 000
    13 Если нарушены сроки подписания протоколов, но не более чем на два рабочих дня Оно же, 3 000
    14 То же нарушение, но при пропуске срока более чем на два рабочих дня Оно же, 30 000
    15 Если нарушен срок по размещению государственного оборонного заказа Оно же, от 30 000 до 50 000

    Таблица 5. Статья 7.31

    Таблица 6. Статья 7.31.1

    Часть ст. Основание Субъект нарушения и сумма штрафа, руб.
    1 Просрочен возврат денежных средств участнику конкурса Должностное лицо: 5 000, юридическое: 30 000
    2 Подобное нарушение, но свыше трех рабочих дней Должностное лицо: 15 000, юридическое: 90 000
    3 Нарушение порядка или сроков блокирования операций по счету участника аукциона Оператор электронной площадки, 15 000
    4 Нарушение порядка ведения реестра аккредитованных участников электронного аукциона
    Несоблюдение правил документооборота, сроков и порядка размещения, направления сведений и уведомлений, проектов контрактов
    5 Когда оператор электронной площадки или его должностное лицо разглашают сведения об участнике аукциона до подведения итогов Должностное лицо: 50 000, юридическое: 250 000

    Таблица 7. Статья 7.32 КоАП

    Часть ст. Кратко Субъект правонарушения и сумма штрафа, руб.
    1 При заключении контракта нарушаются условия определения поставщика либо условия его исполнения Чиновник: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах от 5 000 до 30 000, юридическое лицо: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах от 50 000 до 300 000
    2 То же нарушение, если оно привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг
    3 Уклонение от заключения контракта либо нарушение сроков его заключения Должностное лицо, 50 000
    4 Условия контракта изменяются, в том числе цена, если такое изменение не предусмотрено законодательно Должностное лицо: 20 000, юридическое: 200 000
    5 То же нарушение, если оно привело к расходованию дополнительных бюджетных средств либо уменьшению поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг Должностные и юридические лица: двукратный размер израсходованных дополнительно бюджетных средств либо цен товаров, работ или услуг
    6 Нарушен порядок расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения Должностное лицо: 50 000, юридическое: 200 000
    7 Действия или бездействие, повлекшие неисполнение обязательств по контракту, с причинением существенного вреда обществу, государству, но подпадающие под уголовную ответственность Должностные лица и индивидуальные предприниматели: штраф от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификация до двух лет; юридическое лицо: от однократного до трехкратного размера стоимости невыполненных обязательств, но не менее 300 000
    8 Не проведена экспертиза по товарам, работам или услугам Чиновник, 20 000
    9 Не составлен документ о приемке товара, работы или услуги или отсутствует мотивированный отказ в данном действии
    10 Приемка товаров, работ или услуг, не соответствующих условиям контракта, и нарушение не устранено и привело к расходованию дополнительных бюджетных средств Он же, от 20 000 до 50 000

    Таблица 8. Статьи 9.16, 19.5, 19.7.2 КоАП

    Норма права Содержание Субъект нарушения и сумма штрафа в руб.
    Ч. 11 ст. 9.16 Закупленный товар, работа или услуга не отвечают требованиям энергоэффективности Должностное лицо: 30 000, юридическое: 100 000
    Ч. 7 ст. 19.5 Невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа должностным лицом заказчика, уполномоченной организации, оператором электронной площадки, специализированной организацией или членом комиссии по закупкам Должностное лицо: 50 000, юридическое: 500 000
    Ст. 19.7.2 Непредставление сведений и материалов в контролирующий орган либо предоставление недостоверной информации Должностное лицо: 15 000, юридическое: 100 000, а по оборонному заказу – от 100 000 до 500 000

    14 августа 2019 года вступает в силу ПП РФ № 1011 от 02.08.2019. Это постановление вносит коррективы в ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, которое регламентирует расчеты штрафов и пеней. Что меняется в связи с принятием нового НПА?

    Меняются штрафы

    Во-первых, для штрафов, по аналогии с пеней, узаконили исключение, когда их расчет может не производится по нормам Постановление РФ № 1042. Это случай, когда законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Об этом говорит п. 13, которого до этого не было в ПП РФ № 1042.

    Во-вторых, поменялся полностью п. 4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом своих обязательств, если закупка была только для СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

    В-третьих, усложнился порядок определения штрафа для контрагента, заключившего контракт по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения контракта). Теперь, если цена контракта не выше НМЦК, то штраф составляет:

    • 10 % НМЦК, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
    • 5 % НМЦК, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
    • 1 % НМЦК, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

    Если же цена контракта выше НМЦК, то штраф:

    • 10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
    • 5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
    • 1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

    То есть разница между первым и вторым случаем в точке отсчета. В первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

    В-четвертых, изменились указания относительно общей суммы неустойки. Если помните, то она не должны превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов в отношении как заказчика, так и контрагента, не должна превышать цены контракта.

    С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В рекомендации найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

    А что же пени?

    А расчет пеней, по сути, не изменился. Постановление РФ № 1011 вычеркнуло из ПП РФ № 1042 пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Да, и название постановления изменилось: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

    То есть с 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает правила только в отношении определения штрафов.

    Соответственно, расчет пени не изменился – он указан в ч. 5 и 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

    Что в итоге?

    Основание штрафа

    Изменилось/не изменилось

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке без ограничений по СМП и СОНКО

    Не изменилось

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке только для СМП и СОНКО

    Изменилось

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при заключении контракта по наиболее высокой цене (торги за право заключения контракта)

    Изменилось

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом, не имеющее стоимостного выражения

    Не изменилось

    За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно

    Не изменилось

    За неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО

    Не изменилось

    За неисполнение обязательств заказчиком

    Не изменилось

    Правила расчета неустойки

    Не поменялись

    Важно!

    Правила ПП РФ № 1042 больше не работают, если нормами специального закона или иного НПА установлен иной расчет штрафов.

    Штрафы по 44-ФЗ КоАП 2019 с последними изменениями

    В КоАП РФ нарушениям в сфере закупок посвящены следующие статьи:

    • неверный выбор типа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
    • нарушения при планировании закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
    • нарушения регламента проведения закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
    • неверное ведение реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
    • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
    • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

    Штраф может быть фиксированным или в процентах от НМЦК.

    Ответственность заказчика по Закону № 44-ФЗ. Таблица с примерами всех нарушений и размерами штрафов

    Для каждой из 14 групп нарушений - понятный пример из практики и размер штрафа. Отменить или снизить штраф можно в административном порядке - обратиться в вышестоящий орган или в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

    Уголовные штрафы по 44-ФЗ

    Уголовное наказание в сфере госзаказа начали применять с 2018. В УК РФ появились две новые статьи: за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ). По первой нарушителю грозит:

    • штраф до 200 тыс. руб.;
    • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
    • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

    Санкция будет более строгой, если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб. В этом случае максимальное наказание - 7 лет тюрьмы.

    За подкуп (то есть передачу денег, имущества, оказание услуг за помощь и т.д.) грозит:

    • штраф до 500 тыс. руб.;
    • условный срок до 2 лет;
    • исправительные работы до 2 лет;
    • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
    • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

    Административная практика: штрафы по 44-ФЗ

    Своим постановлением от 24.11.2016 по делу № 477-Т-16 Липецкое УФАС России оштрафовало сотрудника контрактной службы областного казенного учреждения «Гидротехнические комплексы». Заказчик закупал услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения путем запроса котировок. В соответствии с п.8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся при наличии лицензии. Поэтому в извещении о проведении запроса котировок заказчик установил требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

    Но помимо этого в извещении говорилось, что исполнитель должен иметь помещения с необходимым медицинским оборудованием (инструментами) и расходными материалами в соответствии методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом России совместно с Минтрансом России от 29.01.2002. Ошибка работника контрактной службы в том, что методические рекомендации носят лишь рекомендательный характер. Такое требование можно считать излишним. Установив его, заказчик нарушил положения ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

    Сотрудница контрактной службы пояснила, что допустила нарушение по неосторожности и не ставила перед собой цели ограничить количество участников закупки. Однако ФАС не посчитала нарушение малозначительным, поскольку оно могло привести к заключению контракта с нарушениями требований действующего законодательства или объявленных условий. В итоге специалисту назначили штраф по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в размере 3 000 руб.