Обгон по обочине: неоправданный маневр. Разрешена ли езда по обочине? Штрафы за нарушение Можно ли ездить по обочине дороги

И в зимнее, и в летнее время, в больших и маленьких городах, а также на загородных маршрутах можно встретить водителей, которые едут по обочинам. Причина у каждого своя. Кому-то нужно обогнать впереди едущее транспортное средство, а сделать это по правилам ездок почему-то не в состоянии. Другим кажется неприемлемым качество дорожного покрытия на проезжей части, и он сворачивает вправо. Третьи вообще выезжают на обочину полосы встречного движения.

Такое поведение на дороге всегда является сильным раздражающим фактором для тех, кто ездит по правилам даже в самых невыносимых дорожных условиях. И нас спрашивают, предусмотрено ли какое-либо наказание для таких водителей?

○ Наказание за движение по обочине.

Для обывателя обочина – это участок дороги слева или справа от проезжей части. В ПДД предлагается следующая формулировка:

  • «Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.»

В пределах больших городов и широких трасс обочину делают однородной с проезжей частью. Это необходимо для того, чтобы исключить попадание пыли, грязи, камней на части дороги, по которым передвигаются автомобили, чтобы не ухудшать качество их движения в случае экстренного торможения.

В этом случае, обочина определяется разметкой в виде сплошной полосы.

В иных случаях обочина может представлять собою травяной покров, грунт, песок и т.д. Она никогда не отделяется от собственно проезжей части бордюром, не бывает приподнята над нею или чересчур опущена.

Именно то, что обочина находится на одном уровне с полосой движения автомобиля и делает ее такой соблазнительной для движения.

Итак, обочина – место для остановки, и более никаких действий на ней не предусматривается.

Нарушение за движение по обочине квалифицируется ч.1 ст.12.15 КоАП РФ :

  • «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

○ Штраф за обгон по обочине.

Иногда совершение правонарушения трактуется как обгон по обочине справа.

Понятие «обгон» часто оспаривается в апелляционных жалобах, мол, я не обгонял, я опережал.

Обгон связан с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

Опережение – это движение по своей полосе.

Но обочина не является полосой движения. Поэтому для нарушителей наказание будет являться справедливым.

○ Движение по встречной обочине.

Находятся водители, которые решаются на объезд впереди идущих транспортных средств или затора по противоположной обочине.

Разумному объяснению подобные действия не поддаются. Однако разработчики законов, видимо, сталкивались на дороге с таким необычным поведением, потому что наказание за него предусмотрено.

Чтобы попасть на обочину полосы движения в противоположном направлении, водитель пересекает полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Следовательно, он нарушает ПДД, пункт 9.2 :

  • «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.»

Наказание за это является суровым, ведь и возможность трагического развития событий намного выше. Протокол будет составлен по следующим пунктам обвинения Ст.12.15 ч.3 . :

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей. »

○ Движение по тротуару.

Движение по тротуару – еще один аспект, который в больших, загруженных городах скоро станет нормой жизни. Некоторые водители не гнушаются еще и посигналить зазевавшемуся пешеходу, чтобы поторопить его или прогнать прочь.

Наказание предусмотрено и для них:

КоАП РФ, ст.12.15 ч. 2. :

  • «Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения - влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.»

Пробки на дорогах – явление частое, особенно в крупных городах. Стояние в них может длиться часы. И если большинство водителей со временем привыкают терпеть или используют другие способы пути до места назначения (метро, велосипед, пешеходная прогулка), то некоторые пытаются пробку обойти по обочине.

Какие это вызывает проблемы и существует ли штраф за езду по обочине?

Проблемная ситуация

Подобными маневрами автомобилисты пытаются хоть немного продвинуться вперед. Но в итоге такие действия нетерпеливых водителей приводят к серьезным проблемам в автотранспортном движении.

  • Во-первых, проезжающие по обочине машины поднимают столб пыли, и этой пылью дышат водители транспортных средств. Кроме того, пыль попадает и в сами автомобили.
  • Во-вторых, после маневра по обочине нетерпеливые водители вновь пытаются вернуться на дорогу и встроиться в ряд, тем самым создавая сложности в движении и еще увеличивая пробку.
  • В-третьих, облако пыли ухудшает видимость.
  • В-четвертых, появляется опасность для пешеходов, движущихся по окраине трассы.

Разрешена ли езда по обочине? По закону, обочина предназначена исключительно для движения по ней велосипедистов, перемещения пешеходов и так далее. Стало быть, обгоны потока автомобилей сбоку от дороги являются нарушением правил дорожного движения. За такие действия предусмотрен штраф. Автомобиль может выехать на обочину только с целью остановки.

Какое наказание

Согласно информации, указанной в Правилах дорожного движения, «обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет отличие по покрытию). Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в частности первая ее часть.

Штрафы за езду по обочине

Размер штрафа за этот вид административного правонарушения увеличивался не раз. Несколько лет назад он составлял 500 рублей, потом 1000, потом 1500. Но этот штраф мало пугает нетерпеливых водителей. Сумма небольшая, поэтому многие из водителей не обращают на нее внимание и пробуют обойти транспортный поток.

Штраф за обочину в 2019, так же, как и в прошлом, составляет 1500 рублей. Для многих водителей сумма небольшая, поэтому эффективность такого наказания невысока. По этой причине некоторые активисты различными путями (в частности, через сервис «Российская общественная инициатива») добиваются увеличения суммы штрафа в несколько раз. Это может помочь решить проблему с обгонами транспортных пробок по обочине и негативными последствиями от таковых обгонов.

Но повышение штрафов приведет к реальному результату только тогда, когда водители будут осознавать необратимость наказания. Для этого по всей стране активно вводятся центры фотовидеофиксации правонарушений на дороге. С помощью таких центров контролируется не только скорость автомобилей, но и езда по обочине.

Видео: О езде по обочине на Первом канале

Езда по встречной обочине

Отдельным правонарушением является обгон транспортного потока по обочине встречной полосы. В этом случае штраф будет гораздо серьезнее, ведь речь идет одновременно о нескольких совершенных правонарушениях: и езда по обочине, и движение по встречной полосе. Такие действия наказываются штрафом, который в несколько раз выше, чем штраф за обычный обгон по обочине. К тому же, за езду по встречной обочине органы ГИБДД могут отобрать водительские права на 4-6 месяцев .

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):


Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):


Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен - водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки - запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

  • уменьшить число обгонов по обочине;
  • улучшить статистику по негативным последствиям такого деяния.

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.


Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается . В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.


С помощью штрафа:
  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая - загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Автомобилисты, застрявшие в пробке, могут попытаться пробиться вперед путем маневрирования. Но если и встречная часть дороги забита транспортом или на данном участке дороги такой маневр невозможен, остается только путь по обочине.

Стоит заметить, что маневры нетерпеливых водителей способны создать немалые проблемы для движения прочим участникам. В летнее время автомобили при езде по обочине поднимают колесами много пыли – она осложняет обзор, попадает вместе с воздухом в легкие других водителей, проникает в салоны. Шофер, проехавший какое-то расстояние по обочине, затем вновь встраивается в ряд транспорта. Это приводит к дополнительным проблемам при движении, а пробка только увеличивается. Опасны такие маневры и для проходящих по трассе пешеходов.

Проезды, для которых шофер задействует обочину, трактуют как нарушение маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП действия автомобилиста подлежат наказанию, штраф составляет 1500 рублей .

Намного более серьезным будет наказание для тех, кто объезжает пробку по левой обочине.

  1. Такой маневр предполагает движение по встречной полосе. В это случае принимают во внимание все запреты, предусмотренные ПДД, которые связаны с проездами по встречной.
  2. Учитывается запрет движения по обочинам как дорожному элементу. Наконец, нельзя приступать к обгону, если нет уверенности, что по завершению маневра автомобилист сумеет вернуться на полосу, при этом не мешая другим участникам движения (ст.11 п.2 ПДД).

При нарушении наказание определяется по ст.12.15 КоАП (п.4) и представляет:

  • или штраф в размере 5000 рублей;
  • или лишение права управления ТС на срок 4-6 месяцев.

Если правонарушение совершено повторно, согласно ст.12.15 КоАП (п.5) назначается:

  • Штраф в сумме 5000 рублей при фиксации нарушения устройствами видеофиксации.
  • Лишение прав на год.

Стоит заметить, что в случае такого нарушения не помогут оправдания автомобилиста, выполнявшего объезд скопления машин по встречной полосе, что он якобы старался объехать препятствие. Ни заторы, ни остановившиеся на дороге исправные ТС не считаются препятствием (ст.1 п.2 ПДД).

Некоторые из водителей пытаются объяснить свой маневр тем, что выехали на обочину с целью остановки, а затем не смогли найти удобного места и продолжали движение вынужденно. Но на это сотрудники ДПС могут ответить, что во время поиска места для остановки следует продолжать движение в правом ряду . Проезжая по обочине, нетерпеливый шофер заставляет нервничать других участников движения, способствует увеличению пробок, а также может спровоцировать ДТП.

Что говорится в ПДД?

Автомобилистам, которым часто приходится стоять в пробках, стоит изучить ПДД на предмет нюансов при езде по обочинам. Почти все действия, производимые таким образом, означают административное нарушение и подлежат наказанию. Но в некоторых обстоятельствах маневр дозволяется.

В п.1.2 Правил дорожного движения обочиной называют крайнюю часть дороги, которая от проезжей отличается видом покрытия . Она также может быть отделена от основной дороги при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2. В ст.9 п.9 запрещена езда ТС по обочинам и разделительным полосам.

На фото изображены виды разметки, обозначающие край проезжей части:

Сплошная линия 1.2.1

Прерывистая линия 1.2.2

Несмотря на запрет продвигаться по обочинам, не редкость, когда тот или иной водитель старается обогнуть часть пробки, продвигаясь по обочине. При попытке возвратиться в ряд движущегося транспорта нарушители создают все большие проблемы для движения.

Важно! Движение по обочине представляет опасность для пешеходов и велосипедистов – тех, кому можно двигаться по данному участку.

На обочину все же можно съезжать – для этого в ПДД особо оговорены некоторые ситуации.

Когда движение по краю дороге разрешено?

Выезжать на такой элемент дороги, как обочина, можно для того, чтобы ненадолго остановиться или устроить стоянку, когда это не запрещается. Маневр разрешен только с правой стороны дороги (ст.12 п.1 ПДД). Слева остановки или стоянки разрешаются только в населенных пунктах при условии:

  1. Если для каждого из направлений только одна полоса движения, а посередине нет трамвайных рельс.
  2. Если на дороге организовано одностороннее движение. Отдельно разработаны правила для грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т. Им разрешается остановка только с целью разгрузочно-погрузочных действий.

По обочине могут двигаться автомобили:

  • При подвозе груза к расположенным вблизи дороги объектам, если нет другой возможности проезда к ним.
  • Транспорт коммунальных служб, дорожно-эксплуатационных организаций.

Допустимо двигаться по обочине:

  1. Мопедам согласно ст.24 п.7 ПДД, если это не создает помех пешеходам.
  2. Велосипедистам в возрасте от 14 лет при отсутствии специально выделенных дорожек или при невозможности передвигаться по ним (ст.24 п.2, п.6 ПДД).
  3. Гужевым повозкам, животным вьючным, верховым – они могут передвигаться в один ряд и должны держаться как можно правее (ст.25 п.2 ПДД).
  4. В случае масштабного дорожного происшествия, когда не существует другого варианта проезда, движение по обочинам не возбраняется.

Спорные ситуации

Если автомобилист не согласен с точкой зрения сотрудника ДПС, он может его обжаловать. Для этого следует подать в ГИБДД заявление, привести доводы в пользу того, что нарушения не было. Если удастся представить убедительные доказательства, можно будет избежать наказания. При безуспешных попытках оправдаться оплатить штраф все же придется.

Чаще всего автомобилисты, застигнутые на «месте преступления», пробуют оправдаться тем, что не осуществляли движение по обочине, а пытались совершить остановку. Сотрудники ДПС могут возразить, что место для остановки следует выбирать, двигаясь в ряду автомашин, а не покидая его.

В этом случае надежда на благоприятный исход дела есть – если происшествие не было зафиксировано при помощи фото- или видеосъемки . В этом случае даже при выписывании протокола вы можете отправить в суд заявление с рассмотрением собственной версии произошедшего.

Со своей стороны, автомобилист может предупредить такое развитие событий, если в самом деле намеревается остановиться.

Внимание! Наличие видеорегистратора поможет запечатлеть истинную картину событий, чтобы потом с ее помощью обжаловать судебное решение.

Обогнать автомобили по обочине в небольшом городе чаще всего удается безнаказанно. Зато в крупных населенных пунктах, где во многих проблемных местах установлены видеофиксаторы, это совсем не так просто. Выезжая на обочину с целью обгона других ТС, водителю надо понимать, что его действия с большой вероятностью обернутся денежным штрафом.

Каким образом ДПС может доказать вину?

Сотрудники ДПС, отметив нарушителя правил движения по автодорогам, обязаны принять меры к пресечению его действий. Выписывая протокол для назначения они обязаны подтвердить правомерность своих действий. Чтобы отправить дело в суд, требуется предоставить дополнительные материалы, подтверждающие совершение неправомерных действий.

Такими доказывающими материалами чаще всего являются фотографии или видеосъемка , выполненные на месте происшествия. Принимаются на рассмотрение материалы хорошего качества, где запечатлены транспортные средства с четко различимыми опознавательными знаками. Должно быть узнаваемым место съемки и совпадать с тем, что обозначено в протоколе.

Также многие сотрудники ДПС стараются непосредственно на месте происшествия получить показания свидетелей. Они также могут дополнить сведения, прилагаемые к протоколу.

Заключение

Обгон автомобилей, стоящих в пробке, при совершении маневра путем проезда по обочине квалифицируется как серьезное нарушение правил. Сотрудники ДПС обязаны пресекать такие нарушения, но они не в состоянии каждому из водителей внушить желание соблюдать культуру поведения при движении. Неверный подход к соблюдению общепринятых правил может навредить как самому автомобилисту, так и прочим участникам дорожного движения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Автомобиль может въезжать на обочину только для остановки или стоянки в случае, когда для этого нет более подходящего места. Ездить по обочине машинам запрещено Правилами дорожного движения (ПДД РФ).

Парадокс нетерпения

Именно по обочине наиболее нетерпеливые водители стремятся объехать автомобильные «пробки». Нередко создавая опасность для тех, кому по этой части дороги двигаться разрешено (пешеходов, велосипедистов и т.д.).

Пытаясь с обочины вновь вернуться в «свой» ряд, нарушители создают помехи движению и еще более увеличивают затор. За такие маневры с нарушением ПДД РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ предусматривает наказание от штрафа в 1500 рублей до лишения водительского удостоверения (ВУ).

Кому разрешено движение по обочине

  • штраф в 5000 рублей;
  • или лишение ВУ на 4-6 месяцев.

При повторном правонарушении, по ст.12.15, п.5 КоАП РФ

  • штраф в 5000 рублей (если правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами фотовидеофиксации);
  • или лишение ВУ до 1 года.

ПРИМЕЧАНИЕ. Аргументы водителя, объезжавшего пробку по обочине встречной полосы, в пользу штрафа в 1000-1500 рублей за объезд препятствия по «встречке» (ст.12.5, п.2) не пройдут. Согласно п.1.2 ПДД РФ затор на дороге, как и ТС, остановившееся на дороге в соответствии с ПДД РФ препятствием не являются.

Некоторые водители оправдывают свой въезд на обочину тем, что выехав и не найдя подходящего места для остановки, вынуждены были продолжить движение по ней. Но никто не мешал им, подыскивая подходящее для остановки своего авто место на обочине, двигаться в своем ряду.

От езды несознательных автомобилистов по обочинам

  • пробки увеличиваются;
  • возрастает нервозность водителей;
  • мелкие ДТП случаются чаще.

Видео: Езда по обочине

Видеоролик с Приозерского шоссе (Санкт-Петербург) за 4 минуты без слов убеждает в неизбежности наказания за езду по обочине.

Видео: Езда по встречной обочине

Автомобильный затор сродни очереди в магазине, попытки «самых умных» с помощью проезда по обочине «влезть без очереди» вызывают законное раздражение у сознательных граждан, некоторые из которых могут умело «отмстить» торопыгам, банально заблокировав дальнейший путь по обочине.

Например, так как, как сделано в этом видеоролике. Хотя вряд ли нарушители сделали из этого правильные выводы.

Видео: Пикник на обочине

Справедливость и безопасность на дороге должны охранять сотрудники ГИБДД, используя предусмотренные законом вполне конкретные наказания за запрещенное правилами движение автомобилей по обочине. Но и внутренняя культура водителя, и соблюдение им ПДД РФ не отменяются.