Международное гуманитарное право. Современное международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право – это совокупность правовых принципов и норм, имеющих своей целью урегулирование отношении между конфликтующими сторонами, а также защиту основных прав и свобод граждан как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Объект международного гуманитарного права – это общественные отношения, возникающие между сторонами, которые находятся в вооруженном конфликте.

Под предметом международного гуманитарного права понимаются отношения, складывающиеся по поводу ограждения жертв, пострадавших от военных действий, и правил ведения вооруженной борьбы.

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современного международного публичного права и состоит из таких двух разделов, как:

1) Гаагское право, иными словами, право войны, устанавливающее права и обязанности сторон, находящихся в вооруженном конфликте, при проведении военных действий;

2) Женевское право, или гуманитарное право, включающее в себя права и интересы раненых, больных, гражданского населения и военнопленных во время вооруженного конфликта.

Сущность рассматриваемой отрасли права заключается в:

1) защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте, к ним относятся:

а) раненые;

б) больные;

в) потерпевшие кораблекрушение;

г) военнопленные;

2) предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно:

а) гражданскому населению;

б) медицинскому и духовному персоналу;

3) предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях, – жилым домам, школам, местам отправления культа;

4) запрещении применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводится различия между комбатантами и некомбатантами и которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта:

1) раненые;

2) больные;

3) потерпевшие кораблекрушение;

4) военнопленные;

5) гражданское население.

Из вышеперечисленного видно, что международное гуманитарное право устанавливает конкретные правила поведения сторон, являющихся участниками военных действий, кроме этого, старается сократить насилие, а также предоставляет защиту жертвам вооруженных конфликтов.

Основные источники международного гуманитарного права:

1) обычай;

2) нормы, которые были сформированы в обычном порядке и получили свое отображение в Гаагских конвенциях;

а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

в) об обращении с военнопленными;

г) о защите гражданского населения во время войны;

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по международному гуманитарному праву. Пособие составлено на основе новейшего международного законодательства и полностью соответствует программе курса «Международное гуманитарное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении международного гуманитарного права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

3. Нормы и функции международного гуманитарного права

Значительное количество норм международного гуманитарного права применяется исключительно во время военных действий. Это объясняется тем, что они регулируют отношения между воюющими сторонами, которые находятся в конфликте.

Формирование норм международного гуманитарного права происходит преимущественно не на основе полученного опыта государств в период вооруженных конфликтов, а на основании заключаемых договоров между ними, а также на основе резолюций международных организаций.

Процесс формирования норм начинается с момента принятия конвенции, в редких случаях – с момента принятия резолюций международной организацией. Следующий этап – это признание государствами и международными организациями соответствующих правил нормами международного публичного права.

Действие норм международного гуманитарного права распространяется и на международные вооруженные конфликты – это вооруженные столкновения конфликтующих государств, и на вооруженные конфликты немеждународного характера – это противоборство между правительственными силами, с одной стороны, и антиправительственными вооруженными формированиями – с другой. Как правило, вооруженные конфликты немеждународного характера происходят внутри самого государства и не выходят за его пределы.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в международных соглашениях, к которым относятся:

1) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) Женевская конвенция от 1949 г. об обращении с военнопленными;

4) Женевская конвенция от 1949 г. о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающимся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;

7) Гаагская конвенция от 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

8) Конвенция от 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

9) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия.

Функция международного гуманитарного права – это внешнее проявление своих свойств. Выделяют:

1) организационно-управленческую функцию. Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженного конфликта, основывается на интересах, согласованных между государствами, для достижения цели, связанной с защитой от последствий войны, помимо этого, в условиях неэффективности внутренней правовой системы для решения этой задачи. Отсюда следует вывод, что в указанных условиях эта отрасль выполняет организационно-управленческую функцию;

2) превентивную функцию. Содержание данной функции состоит в ограничении суверенитета государств – участников вооруженных конфликтов в отношении применения ими определенных средств, способов и методов ведения военных действий;

3) правовую функцию. Роль данной функция заключается в регулировании международных гуманитарных отношений, в разработке новых норм, в толковании положений, которые действуют;

4) защитную функцию.

Иными словами, это функция безопасности, которая обязана предоставлять покровительство различным категориям людей и объектов. Кроме этого, защитная функция помогает международному гуманитарному праву претендовать на то, чтобы стать первым сводом международно-правовых норм, которые предназначены для защиты человека в период вооруженного конфликта.

1. История развития международного гуманитарного

2. Понятие и содержание международного гуманитарного

3. Анализ некоторых прав, предусмотренных международным гуманитарным правом и правом прав человека.

3.1. Право на жизнь

3.3. Судебные гарантии

4. Сфера применения международного гуманитарного права и права прав человека

4.1. Материальная сфера применения

4.2. Сфера применения в отношении лиц

Заключение

Введение

На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало свидетельств.(Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай овладевать землею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых. 35. Только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах».) Причина видится в собственности, на которой основано человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир. Это вселяет надежду на усиление тенденции к упрочению мира.

Жестокостью отличалось отношение не только к врагу, но и к собственным раненым воинам. Предложения об облегчении их участи высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество созрело для этого. B 1859г. французская армия нанесла поражение австро-венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых, обреченных на смерть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала. Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на общественных началах. В дальнейшем он предложил учредить общественный орган по оказанию помощи раненым и больным воинам. Его идея была реализована путем учреждения соответствующего комитета, который в дальнейшем стал Международным Комитетом Красного Креста.

Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию, которая завершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи раненых в войне на суше 1864 г. Так было положено начало праву защиты жертв войны. Гаагские конвенции распространили этот режим и на морскую войну, они также содержат нормы о военнопленных и о мирном населении.

Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоит очень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более глубокого изучения международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.

1. История развития Международного гуманитарного права.

Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974-1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов.

Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (далее - Женевская конвенция 1864 г.).

Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет, состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной из основных целей которого была разработка международных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом Красного Креста.

Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен. В Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.

В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.

Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.

Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.

В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г. С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета.

Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права. Один из основателей Международного комитета Красного Креста и в течение многих лет бессменный его Президент - Гюстав Муанье, сразу же после окончания этой войны изложил свои наблюдения и выводы в работе «Женевская конвенция во время франко-прусской войны». Главным выводом было то, что сфера применения международного права и распространение знаний о его принципах оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить излишне жестокие действия комбатантов .

Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями.

Хотелось бы отметить, что по поручению Президента США Авраама Линкольна 24 апреля 1863 г. по армии США был издан приказ № 100 «Инструкция полевым войскам Соединенных Штатов», подготовленный известным американским юристом немецкого происхождения Френсисом Либером. Данная Инструкция, ныне известная как Кодекс Либера, подтолкнула процесс последующей кодификации законов и обычаев войны. Кодекс Либера содержал подробные правила, относящиеся ко всем аспектам сухопутной войны, от способов ведения боевых действий как таковых и обращения с гражданским населением до обращения с особыми категориями лиц, такими, как военнопленные, раненые, партизаны (франтиреры) и т. д. Хотя Инструкция полевым войскам Соединенных Штатов формально была сугубо внутренним документом и предназначалась для применения в условиях гражданской войны между Севером и Югом, тем не менее она не только послужила импульсом для последующей кодификации законов и обычаев войны, но и явилась первым примером регулирования на внутригосударственном уровне отношений по защите жертв войны, воплотившим научные воззрения того периода, в том числе об ответственности индивидов за нарушение правил ведения военных действий, а также явилась документом, провозгласившим необходимость распространения знаний о праве войны.

2. Понятие и содержание международного гуманитарного права.

Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

  • Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права

Ретроспективный взгляд на историю становления и развития международного гуманитарного права свидетельствует о том, что Россия не только проявляла инициативы в разработке документов, направленных на гуманизацию вооруженных конфликтов, но и принимала активное участие в их имплементации в национальное законодательство, неукоснительно соблюдала его нормы в период войн XIX в.

Как уже отмечалось, в августе 1874 г. в Брюсселе состоялась международная конференция в целях установления правил ведения военных действий государств 1 См.: Мартенс Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конкуренция. С. 89-90. . Россия внесла на рассмотрение этой конференции проект международной конвенции о законах и обычаях войны, разработанный Ф.Ф. Мартенсом.

Несмотря на то, что другие государства не решились принять его в качестве юридически обязательного документа, тем не менее, он явился основой проекта международной конвенции о законах и обычаях войны, международной декларации о законах и обычаях войны, а также Заключительного протокола Брюссельской конференции 1874 г. В нем отмечалось, что от самих правительств должно зависеть определение всего, что может стать предметом общего соглашения по этим вопросам.

Россия стремилась урегулировать отношения между воюющими государствами, добиться применения законов и обычаев войны в практической деятельности армий. Разразившаяся вскоре война между Россией и Турцией (1877-1878) явилась поворотным пунктом в деле имплементации законов и обычаев войны в российское право. В частности, был издан Указ Правительствующего Сената от 12 мая 1877 г. в связи с возникшей войной, предписывавший всем военным и гражданским властям, присутственным местам и лицам, кого это касается, руководствоваться следующими правилами как в отношении неприятеля и его подданных, так и в отношении нейтральных государств и их подданных:

  • подданным Турции разрешается продолжать во время войны свое пребывание и свои мирные занятия в пределах империи под защитою действующих законов;
  • турецким купеческим судам, застигнутым объявлением войны в русских портах и гаванях, разрешено свободно выходить в море в течение времени, достаточного для погрузки товаров, не составляющих военной контрабанды;
  • подданные нейтральных государств беспрепятственно могут продолжать торговые сношения с русскими портами и городами под условием соблюдения законов империи и начал международного права;
  • военные власти обязаны принимать все меры с целью обеспечить свободу законной торговли нейтральных стран, насколько она допускается условиями военных действий;
  • на основании Парижской декларации 1856 г. каперство отменяется, выдача каперских свидетельств на имя частных лиц запрещается. В соответствии с этой декларацией в отношении нейтральной державы должны были соблюдаться определенные правила (нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды 2 В названном Указе перечислялись предметы, составлявшие военную контрабанду. ; товары нейтральных государств, за исключением военной контрабанды, не подлежат захвату под неприятельским флагом; блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е. поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования доступа к неприятельскому берегу);
  • начальству действующих армий предписывалось уважать Женевскую конвенцию 1864 г. относительно раненых и больных воинов, постановления о неприкосновенности неприятельских госпиталей, походных лазаретов и врачебного персонала на взаимных условиях;
  • на основании Петербургской декларации 1868 г. применение снарядов весом меньше 400 г, имеющих свойство разрывных и начиненных воспламенительными веществами, запрещается.

Как известно, в 1899 г. состоялась Первая Конференция мира, кодифицировавшая законы и обычаи войны. В основу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны был положен проект Ф.Ф. Мартенса, подготовленный к Брюссельской конференции. Эта Конвенция нашла отражение в Наказе русской армии о законах и обычаях сухопутной войны 1904 г. , представлявшем особое приложение к Уставу полевой службы и Наставлению для действий в бою отрядов из всех родов оружия, которые были утверждены императором России Николаем II. Устав состоял из двух разделов. Первый был посвящен офицерам и включал подразделы: кто признается воюющим; кто признается нейтральным; о раненых; о военнопленных; о переговорщиках; о лазутчиках. Второй раздел был адресован нижним чинам и содержат одиннадцать наказов. Вот некоторые из них: «1. Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями. 2. Рази врага в честном бою. Безоружного врага, просящего пощады, не бей. 3. Уважай чужую веру и ее храмы. 4. Мирных жителей неприятельского края не обижай, их имущество не порти и не отымай, да и товарищей удерживай от этого. Жестокость с обывателями только увеличивает число наших недругов».

Об уважительном отношении дореволюционной России к соблюдению норм международного гуманитарного права говорит также «Положение о военнопленных », утвержденное Его Императорским Величеством и объявленное в 1914 г. приказом военного министра № 697. Структура этого документа свидетельствует о достаточно подробном закреплении правового статуса военнопленных, включавшего такие разделы, как общие положения; о нахождении военнопленных в районе расположения действующих войск; о нахождении военнопленных на сборных пунктах и о дальнейшем препровождении их в места назначения; о помещении военнопленных внутри империи и надзоре за ними; о довольствии военнопленных.

Исторические факты свидетельствуют о неукоснительном соблюдении законов и обычаев войны российскими полководцами и флотоводцами Суворовым, Кутузовым, Ушаковым и др.

События 1917 г. в России не изменили отношения власти к ранее заключенным договорам в области международного гуманитарного права. Четвертого июня 1918 г. был опубликован Декрет о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. Совет Народных Комиссаров РСФСР доводил до сведения Международного Комитета Красного Креста в Женеве и правительств всех государств, признавших Женевскую конвенцию, что эта Конвенция, как в первоначальной, так и во всех ее позднейших редакциях, а также и все другие международные конвенции и соглашения, признанные Россией до октября 1915 г., признаются и будут соблюдаемы Российским Советским Правительством 3 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Вып. I. Петроград, 1922. С. 226-227. .

Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм международного гуманитарного права. Советский Союз в отличие от Германии и большинства других стран отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными 1929 г. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с оговорками были подписаны Советским Союзом, но ратифицированы лишь в 1954 г. Только две из них были имплементированы в «Инструкцию по применению в Вооруженных Силах Союза ССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море», введенную в действие в 1958 г. приказом министра обороны СССР № 20 4 См.: Справочник по законодательству для офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1988. С. 432-436. . Причем, в ней шла речь о применимости положений международного гуманитарного права лишь к раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из числа неприятельских армий. О распространении же названной Инструкции и на личный состав Вооруженных Сил СССР, а также о применимости к советским военнослужащим и гражданским лицам конвенций «Об обращении с военнопленными» и «О защите гражданского населения во время войны» лицемерно умалчивалось.

Некоторые положения Женевских конвенций 1949 г. были имплементированы в Закон СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 1958 г. в качестве таких уголовно наказуемых деяний, как преступные действия военнослужащего, находящегося в плену (ст. 29), мародерство (ст. 30), насилие над населением в районе военных действий (ст. 31), дурное обращение с военнопленными (ст. 32), незаконное ношение знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и злоупотребление ими (ст. 33).

Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 г., хотя и были подписаны Советским Союзом 12 декабря 1977 г., но ратифицированы лишь 4 августа 1989 г., т.е. накануне вывода контингента советских войск из Афганистана, участие которого в войне официально не было объявлено, как не было объявлено и о том, будут ли им соблюдаться нормы международного гуманитарного права. Этим усугублялась проблема розыска погибших и пропавших без вести в афганской войне, а также осложнялось решение вопроса освобождения советских военнослужащих, оказавшихся в плену у моджахедов.

В связи с ратификацией Дополнительных протоколов постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330-1 Совету министров СССР предписывалось подготовить и в шестимесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении изменений в советское законодательство, отражающих участие Советского Союза в упомянутых Дополнительных протоколах. Этим же постановлением Исполнительному комитету Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Министерству обороны СССР было рекомендовано принять меры к изданию текстов Дополнительных протоколов и распространению знаний об этих документах среди гражданского населения и личного состава Вооруженных Сил СССР.

В качестве первого шага по выполнению международных обязательств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны, стало издание Уставов Вооруженных Сил, а также приказа министра обороны № 75-1990 г., объявлявшего названные документы и содержавшего требования по их исполнению в войсках и силах флота. В этом приказе министра обороны командирам (начальникам) всех степеней предписывалось распространять знания о международном гуманитарном праве, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. В нем содержалось указание учитывать нормы международного гуманитарного права при проведении занятий, учений в войсках и силах флота, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоинских уставов, решений правительства, приказов и директив.

Положения о применимости международных стандартов в области прав человека к военнослужащим, к оборонной деятельности в целом нашли нормативное закрепление в ряде военнозаконодательных актов Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» содержит положение, согласно которому международные договоры Российской Федерации, наряду с ее законодательством, состав- ля ют правовую основу воинской обязанности и военной службы. И более того, нахождение в плену (за исключением добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного рассматривается как исполнение военнослужащим обязанностей военной службы. Попутно заметим, что сталинский режим устанавливал жесткие ограничения в правах не только защитников СССР, оказавшихся в плену в годы Великой Отечественной войны, но и в отношении их семей и близких родственников. Инерционность такого подхода сохранялась вплоть до конца 80-х годов.

В Основных положениях военной доктрины Российской Федерации, утвержденных Указом Президента России от 2 ноября 1993 г. № 1833, соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, признавалось в качестве основного принципа политики в области военной безопасности нашего государства. В положениях данного документа закреплялись также нормы о том, что Вооруженные Силы России используются в соответствии с «Женевскими конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, а также другими международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, применяемыми в период вооруженных конфликтов».

В действующей Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 21 апреля 2000 г. № 706, конкретные ссылки на Женевские конвенции отсутствуют, лишь отмечается, что ее правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты России, а также договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности. Кроме того, говорится, что Российская Федерация исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает военнослужащих знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 19).

В то же время принятые в СССР нормативные документы, определявшие подготовку и проведение боевых действий, включая боевые уставы видов Вооруженных Сил, не соответствовали требованиям международного гуманитарного права, более того, в значительной части противоречили ему. Учитывая этот факт, а также недостаточный уровень подготовки войск (сил) в области применения норм международного гуманитарного права, министр обороны СССР в 1991 г. поручил начальнику Генерального штаба, кадровым органам, другим воинским должностным лицам:

  • продолжить деловые контакты с МККК, а также с другими международными организациями, занимающимися проблемами применения норм международного гуманитарного права;
  • рекомендовать военно-политическим органам активизировать работу по пропаганде международного гуманитарного права в войсках и силах флота в процессе боевой подготовки, а также в их повседневной жизни и деятельности;
  • проработать вопрос об увеличении количества часов на изучение международного гуманитарного права в военно-учебных заведениях;
  • подготовить предложения по дальнейшему приведению законодательства, общевоинских и боевых уставов в соответствие с нормами международного гуманитарного права.

Однако распад СССР, разрушение его военной инфраструктуры осложнили решение перечисленных выше задач.

С учетом требований международного гуманитарного права о введении в действие законодательства, необходимого для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения (ст. 49 и 50 Конвенции 1; ст. 50 и 51 Конвенции II; ст. 129 и 130 Конвенции III; ст. 146 и 147 Конвенции IV, а также ст. II, 85 и 86 Дополнительного протокола I), в ст. 356 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны. В качестве уголовно наказуемых деяний в ней наряду с другими правонарушениями (жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением, депортацией гражданского населения, разграблением национального имущества на оккупированной территории, применением оружия массового поражения) признается «применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации». Названная статья далеко не полностью охватывает запрещенные международным гуманитарным правом методы и средства ведения войны, а также противоправные посягательства в отношении покровительствуемых лиц, которые по смыслу Дополнительного протокола I (ст. 85 п. 5) рассматриваются как военные преступления.

В Уголовном кодексе РФ, в частности, не предусмотрена ответственность за вероломное использование отличительного знака обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также иных защитных знаков и сигналов, принятых в международном гуманитарном праве.

В то же время в нем в качестве отдельных уголовно-наказуемых деяний предусмотрены геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наемничество (ст. 359), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360), так как по существу они вытекают из договорных источников, относящихся к международному гуманитарному праву.

Значительным вкладом Министерства обороны РФ в имплементацию норм международного гуманитарного права в военно-правовые акты является Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил (в дальнейшем - Наставление), утвержденное Министром обороны РФ 8 августа 2001 г., нормативный правовой акт, обязывающий командиров (начальников) обеспечивать соблюдение правил войны в процессе ведения боевых действий.

Наставление адресовано командирам, штабам тактического звена и представляет собою достаточно объемный документ, отражающий требования основополагающих источников международного гуманитарного права. Оно состоит из шести разделов (182 пунктов) и шести приложений. В Наставлении достаточно подробно раскрываются положения, касающиеся:

  • обязанностей командиров (начальников) в процессе организации и ведения боевых действий, их помощников по правовой работе, а также военно-медицинского персонала;
  • ограничений воюющих в применении методов и средств ведения войны; ответственности военнослужащих за противоправные действия:
  • отношения военнослужащих к жертвам вооруженных конфликтов, медицинскому и духовному персоналу противника;
  • действий войск на оккупированной территории;
  • особенностей применения норм международного гуманитарного права во внутренних вооруженных конфликтах.

Отдельные разделы посвящены особенностям применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами авиации и флота, соблюдению норм международного гуманитарного права при обеспечении боевых действий, изучению норм международного гуманитарного права (в ходе боевой подготовки и в военно-учебных заведениях). Значительную роль в работе по воспитанию личного состава войск (сил) призван сыграть Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий (Приложение 4), в котором содержатся основополагающие требования международного гуманитарного права. Достоинство Наставления состоит в том, что в нем международное гуманитарное право как бы вплетено в «технологию» ведения боевых действий, показывается их специфика в зависимости от пространственной среды действия войск (сил).

За последние пять лет Министерством обороны Российской Федерации были переработаны боевые уставы всех родов войск и видов Вооруженных Сил, в которых закреплены обязанности командиров (начальников) и их подчиненных по соблюдению норм международного гуманитарного права. Положения о необходимости соблюдения военнослужащими правил ведения войны нашли отражение в новых общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, вступивших в силу в ноябре 2007 г.

Что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на , содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права.

Уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между вооруженными конфликтами международного и немеждународного характера. Вооруженные конфликты международного характера – это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и дополнительном протоколе I.

Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, а также в дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права.

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Что означает «защищать»?

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов , например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.