Мэ квалификационные испытания по гост рв 8.573. Метрологическая экспертиза образцов. Повторная аттестация испытательного оборудования

Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также оборудование для мониторинга и измерений, необходимое для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям.

Организация должна установить процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности были выполнены в соответствии с требованиями к ним.

Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное оборудование должно быть:

a) откалибровано и/или поверено в установленные периоды или перед его применением по эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована (4.2.4);

b) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;

c) идентифицировано в целях установления статуса калибровки;

d) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;

e) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.

Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Организация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой измеренной продукции.

Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению предварительно должна быть подтверждена и повторно подтверждена по мере необходимости.

ПримечаниеПодтверждение соответствия компьютерного программного обеспечения предполагаемому применению обычно предусматривает его верификацию и менеджмент конфигурации в целях поддержания его пригодности для использования.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 7.6
7.6.1 Требования пункта 7.6 применяют наряду с обязательными метрологическими требованиями, содержащимися в Законе , в нормативных правовых актах Минпромторга России, а также в нормативных правовых актах и технической документации федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков.

7.6.2 В организации должны быть разработаны, согласованы с ВП и утверждены ее руководителем перечни (или перечень с отдельными разделами) следующих видов технических средств (при их наличии), относящихся к оборудованию для мониторинга измерений, с указанием их наименования, типа, заводского номера и характеристик:

Средств измерений [меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, включая датчики, измерительные каналы, измерительные системы, средства измерительного контроля и диагностики и другие технические средства, предназначенные для измерений и имеющие нормированные метрологические характеристики (показатели точности)];

Эталонов единиц величин;

Стандартных образцов;

Испытательного оборудования и технических систем (комплексов) полигонов, испытательных организаций (далее – испытательное оборудование);

Средств контроля;

Индикаторов.

В перечне средств измерений отдельно указываются средства измерений, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и вне ее, а также средства измерений военного назначения.

7.6.3 К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений должны относиться измерения параметров военной продукции в процессе оценки ее соответствия (контроля качества и испытаний) обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и государственными заказчиками оборонного заказа.

7.6.4 Отнесение технических средств к различным видам оборудования для мониторинга и измерений в организации должно осуществляться в соответствии с определениями их терминов в настоящем стандарте.

При отнесении технических средств к средствам измерений при необходимости руководствуются также Регламентом и особенностями отнесения технических средств к средствам измерений военного назначения, установленными Минобороны России.

d) действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия, если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования.

После того как несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия требованиям.

Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.3
8.3.1 В организации должен быть установлен порядок проведения работ по удовлетворению рекламаций в соответствии с ГОСТ РВ 15.703.

8.3.2 Организация должна согласовывать с заказчиком (потребителем) или ВП решения по несоответствующей военной продукции, включая различные варианты:

Разрешение на отступление или отклонение;

Переделку с целью удовлетворения установленным требованиям;

Принятие с ремонтом или без ремонта по разрешению на отклонение;

Забракование или отправку в отходы.

8.3.3 В организации должны быть созданы участки или изоляторы для размещения (содержания) несоответствующей военной продукции. Если физическая изоляция невозможна или нецелесообразна, должны быть использованы специальные средства идентификации по согласованию с ВП (заказчиком).
8.4 Анализ данных

Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.

Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся:

a) к удовлетворенности потребителей (8.2.1);

b) к соответствию требованиям к продукции (8.2.4);

c) к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4);

d) к поставщикам (7.4).

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.4
8.4.1 Анализу в СМК подлежат:

Результаты выполнения НИР и ОКР для всех планируемых этапов работ;

Результаты рассмотрения, приемки заказчиком (ВП) НИР, ОКР, их составных частей, этапов НИР и ОКР и реализации выполненных работ;

Данные о качестве продукции поставщиков;

Данные о качестве закупаемых материалов по результатам входного контроля и применения их при изготовлении военной продукции или опытных образцов;

Данные о соответствии оборудования для мониторинга и измерений установленным требованиям;

Результаты изготовления и контроля опытных образцов или единиц (партий) военной продукции в производстве;

Данные об идентификации и прослеживаемости продукции, выявленные отклонения от требований КД и ТД;

Результаты периодической оценки точности, настроенности и стабильности технологических процессов;

Результаты контроля (испытаний) макетов, моделей, экспериментальных и опытных образцов;

Результаты контроля (испытаний) серийной военной продукции;

Данные о поступивших сообщениях об отказах и повреждениях военной продукции у потребителей, не оформленные рекламационными актами;

Данные о соблюдении установленной ТУ периодичности испытаний серийной военной продукции, требований к номенклатуре и количеству образцов военной продукции, подвергнутых периодическим испытаниям;

Данные о проведении в процессе эксплуатации доработок, связанных с устранением конструктивных и производственных недостатков военной продукции и стоимости доработок;

Данные о повторяющихся дефектах военной продукции, выявленных при приемочных испытаниях, рассмотрении рекламаций и сообщений об отказах и повреждениях военной продукции;

Результаты анализа причин дефектов и отказов военной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и несоответствий, относящихся к разработке , производству и эксплуатации военной продукции;

Данные о корректирующих и предупреждающих действиях, включая проводимые мероприятия по устранению причин дефектов и отказов, регулированию и совершенствованию технологических процессов;

Результаты оценки показателей качества изготовления военной продукции (7.5.1.13);

Данные о компетентности персонала;

Данные об оценке затрат на качество (при необходимости);

Данные об анализе и утилизации несоответствующей военной продукции;

Данные об оценке результативности СМК и ее процессов;

Результаты внутренних и внешних проверок СМК;

Результаты проверок СМК поставщиков КИ, организаций-соисполнителей (субподрядчиков), исполнителей переданных процессов (4.1.3);

Данные о взаимном обмене информацией с организациями и заказчиком в рамках выполняемых контрактов (договоров) об отказах, неисправностях и других замечаниях к выпускаемой военной продукции для согласованного внесения улучшений в эту продукцию или для выполнения предупреждающих мероприятий;

Данные о выполнении и соблюдении метрологических правил и норм.

8.4.2 В СМК должны быть определены:

Виды и объем информации для анализа и принятия решений по обеспечению качества;

Формы информационных документов по каждому виду информации;

Периодичность и порядок доведения и обмена информацией в процессах выполнения работ по оборонному заказу.

8.4.3 Анализ данных должен предоставлять информацию:

О характеристиках процессов СМК и военной продукции и тенденциях их изменения, в том числе по результатам проведения ВП выборочных проверок (летучего контроля) выполнения в организации требований документации СМК, согласованных с ВП перечисление а) 4.2.1.2 ;

О причинах дефектов, выявленных в эксплуатации, в ходе испытаний, а также обнаруженных ВП при контроле качества изготовления опытной и серийной военной продукции;

Об организациях-исполнителях (разработчиках, изготовителях, поставщиках КИ), входящих в кооперацию по созданию военной продукции.

8.4.4 В организации должна быть организована периодическая подготовка итоговых отчетов о состоянии и динамике качества создаваемой или выпускаемой военной продукции, представляемых руководству организации и ВП, а также заказчику в установленном порядке.

8.4.5 В СМК отчетные материалы, включая записи о качестве, должны использоваться как основа для руководящих действий по повышению качества военной продукции.

8.4.6.1 В организации могут быть определены и документально оформлены:

Виды затрат на обеспечение качества;

Порядок и методы учета и сбора информации о составляющих затрат на обеспечение качества;

Порядок и методы анализа и обобщения затрат на обеспечение качества;

Порядок оформления результатов анализа;

Методы оптимизации затрат на качество по каждому виду продукции.

8.4.6.2 Определение фактических затрат на качество проводят периодически в соответствии с требованиями, установленными в документах СМК. Полученные результаты и рекомендации по регулированию затрат отражают в специальных отчетах.

8.4.6.3 Руководство предприятия осуществляет контроль и анализ затрат на качество в целях:

Оценки эффективности СМК;

Определения и корректировки задач структурных подразделений (служб) организации в области качества;

Определения необходимости внедрения новых методов обеспечения качества для улучшения экономического положения организации.
8.5 Улучшение
8.5.1 Постоянное улучшение

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.1
8.5.1.1 Количественные оценки результативности СМК должны предоставляться для анализа руководству и ВП с периодичностью, устанавливаемой организацией.
8.5.2 Корректирующие действия

Организация должна предпринимать корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.

a) к анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);

b) к установлению причин несоответствий;

c) к оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;

d) к определению и осуществлению необходимых действий;

e) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4);

f) к анализу результативности предпринятых корректирующих действий.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.2
8.5.2.1 Военная продукция, забракованная при производственном контроле, предъявительских и приемо-сдаточных испытаниях, а , должна быть исследована для выявления причин дефектов (отказов). Анализу также подлежит продукция, в которой обнаружены дефекты (отказы) при проведении испытаний по категориям: периодические, типовые, испытания на надежность и др.

Формы документов, составляемых по результатам анализа, устанавливают в соответствии с документами СМК организации.

8.5.2.2 Анализ отказавшей военной продукции начинают после обнаружения дефекта (отказа) или получения рекламации и проводят по согласованным с ВП типовым программам. Результаты анализа должны быть оформлены документально.
8.5.3 Предупреждающие действия

Организация должна определять действия в целях устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований:

a) к установлению потенциальных несоответствий и их причин;

b) к оцениванию необходимости действий в целях предупреждения появления несоответствий;

c) к определению и осуществлению необходимых действий;

d) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4);

e) к анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.3
8.5.3.1 Порядок и методы выполнения предупреждающих действий должны включать:

Использование соответствующих источников информации, в том числе в соответствии с 8.4.1, с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин несоответствий;

Анализ рисков возникновения проблем с качеством военной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и разработку мероприятий по снижению этих рисков;

Порядок инициирования (подачи и регистрации предложений) предупреждающих действий;

Предоставление соответствующей информации о предпринятых действиях для анализа их результативности со стороны руководства.

Библиография




Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ

«Об обеспечении единства измерений»



Административный регламент исполнения Росстандартом государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений

Утвержден приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 года № 122



Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений

Утверждены приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 года № 1081



Положение об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 734

УДК 658.51.011.018:623 КС ОП 0015
Ключевые слова: система менеджмента качества, военная продукция, политика в области качества, ответственность руководства, документация системы менеджмента качества, процессы жизненного цикла военной продукции, заказчик, военное представительство

Заместитель директора по научной работе

и техническому регулированию

ФГУП «Рособоронстандарт» Ю.А. Клейменов

«____» марта 2012 г.

Руководитель разработки стандарта,

начальник центра

ФГУП «Рособоронстандарт» А.Н. Кожевников

«____» марта 2012 г.

Ответственный исполнитель разработки стандарта,

Начальник отдела

ФГУП «Рособоронстандарт» В.В. Малюгин

«____» марта 2012 г.

СОГЛАСОВАНО


Начальник отдела (ФГУП «Рособоронстандарт»)

Порядок организации и проведения работ по метрологической экспертизе образцов определяют следующие нормативные документы:

1. ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений».

2. ГОСТ Р 8.568-97 «Аттестация испытательного оборудования. Основные положения».

3. ГОСТ Р 580-2001 «Определение и применение показателей точности методов испытаний нефтепродуктов».

4. ГОСТ Р 8.613-2005 «Методики количественного химического анализа проб вод. Общие требования к разработке».

5. ГОСТ 8.315-97 «ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения».

6. ГОСТ РВ 8.573-2000 «ГСИ. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения».

7. Р 50.2.008-2001 «ГСИ. Методика количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы» и др.

Составные части сложных образцов технической продукции называют изделиями. Метрологическая экспертиза изделий – это анализ и оценка правильности принятых технических решений по метрологическому обеспечению изделий при их разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации. МЭ изделий является составной частью работ по МлО и контролю их качества. Ее проводят в целях повышения эффективности МлО, обеспечения требуемого качества и эффективности применения изделий.

Основными задачами МЭ являются:

1) оценка обоснованности выбора измеряемых (контролируемых) параметров и допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);

2) оценка обоснованности назначения требований и количественных значений показателей МлО, в том числе показателей точности измерений параметров и достоверности измерительного контроля;

3) оценка обеспечения возможности контроля параметров в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации изделия с помощью заданных средств (системы) измерений и измерительного контроля (контролепригодности изделия);

4) оценка правильности выбора и применения средств (системы) измерений и измерительного контроля, а также методик выполнения измерений (стандартизованных или аттестованных) для обеспечения необходимых точности измерений параметров и заданной достоверности измерительного контроля;

5) установление технико-экономической целесообразности разработки и применения специальных средств измерений для испытаний и эксплуатации изделий;

6) определение необходимости создания новых рабочих эталонов для обеспечения поверкой средств измерений, входящих в комплект поставки изделий;

7) оценка соответствия реализованных требований МлО заданным в тактико-техническом задании (ТТЗ) или техническом задании (ТЗ) на разработку (модернизацию) изделия, а также требованиям действующих нормативных документов.


Объектами МЭ являются изделия (составные части изделия), а также все виды документов на изделия: ТТЗ (ТЗ); отчетные научно-технические; конструкторские, технологические и другие разрабатываемые на соответствующих стадиях жизненного цикла изделия.

МЭ проводится как в ходе метрологического сопровождения образцов, так и в виде самостоятельной работы по контролю их качества. Ее проводят экспертные комиссии, назначаемые заказчиком (генеральным заказчиком) или разработчиком (головным разработчиком) на стадиях жизненного цикла изделия. Проведение МЭ может быть совмещено с приемкой отдельных этапов работ на уровне подкомиссии (группы), входящей в состав государственной, ведомственной, отраслевой и других комиссий. В состав экспертной комиссии (группы), назначаемой ведомством-разработчиком (изготовителем), включают специалистов базовых организаций МС, головного НИИ по виду техники, специалистов разрабатывающих подразделений и МС предприятия-разработчика (изготовителя), представительства заказчика.

Метрологи-эксперты, входящие в состав экспертной комиссии, должны иметь специальную подготовку по программам метрологической экспертизы объектов или конструкторской и технологической документации.

Член экспертной комиссии отвечает за полноту, качество и своевременность проводимых им работ по МЭ. Он обязан : знать требования руководящих нормативных и методических документов по вопросам МлО, умело ими руководствоваться; выполнять работы в срок и с высоким качеством, соблюдать установленный режим секретности, правила техники безопасности; участвовать в разработке заключения (акта) и подготовке замечаний и предложений по вопросам МлО; подписывать заключение (акт).

Член экспертной комиссии имеет право: требовать от разработчика дополнительные материалы, необходимые для решения задач МЭ, или необходимые обоснования, включающие специальные расчеты и эксперименты; в ходе проведения МЭ объектов выдавать замечания и вносить предложения по совершенствованию их МлО; в случае необходимости представлять экспертной комиссии особые мнения и требовать их разрешения; ставить вопросы об улучшении работы экспертной комиссии.

Объем работ, выполняемых при МЭ, определяется программой МЭ, которая разрабатывается с учетом особенностей конкретного изделия и этапа проведения экспертизы. Основанием для разработки программы служат требования ТТЗ (ТЗ) на разработку (модернизацию изделий, НИР по метрологическому сопровождению, действующие нормативные документы и планы метрологических экспертиз. Она утверждается и доводится до заинтересованных организаций не позднее, чем за 15 дней до начала экспертизы.

Программа МЭ включает следующие разделы:

1. Общие положения (основание и цель МЭ, перечень участников).

2. Объекты экспертизы (наименование, тип изделия, его составные части и НТД).

3. Порядок проведения экспертизы (сроки, место, условия, состав лиц, организационные указания).

4. Задачи экспертизы (перечень задач решаемых при МЭ).

5. Методика проведения экспертизы (для каждой задачи – НД или методика).

6. Материально-техническое обеспечение (порядок и сроки представления документации и изделий; порядок обеспечения экспертов необходимыми техническими средствами; порядок представления руководящих, нормативных, отчетных и методических документов; транспортно-жилищное обеспечение).

7. Отчетность (требования к оформлению результатов МЭ и расчет рассылки).

8. Приложения (перечень нормативных, руководящих и методических документов, необходимых для проведения МЭ, справочные и другие данные).

Программа может не составляться при проведении МЭ проектов ТТЗ (ТЗ).

По результатам МЭ составляется заключение (акт) по установленной форме, которое прилагается к общему акту (отчету) по результатам выполнения проводимых на данном этапе работ или может быть его составной частью. Члены экспертной комиссии (группы), не согласные с результатами МЭ по отдельным вопросам, подписывают экспертное заключение с особым мнением , которое излагают в отдельном приложении к заключению. Председатель экспертной комиссии (группы) на каждое особое мнение составляет свое заключение.

Заключение по результатам МЭ, подписанное членами экспертной комиссии (группы), в трехдневный срок направляют для утверждения в организацию, назначившую экспертную комиссию (группу). Утвержденное заключение (с приложением особых мнений) направляют:

Должностным лицам, утвердившим план и программу МЭ;

Заказывающему управлению;

Головному разработчику;

Выписки из заключения высылают заинтересованным организациям, учреждениям и предприятиям (в части, их касающейся).

Для устранения недостатков и реализации рекомендаций экспертной комиссии (группы) разработчик (изготовитель) изделия составляет план мероприятий. Обобщенные материалы проведенных МЭ изделий, сведения об устранении недостатков докладываются соответствующими должностным лицами.

Сокращение числа контролируемых параметров, номенклатуры и числа СИ, подлежащих поверке;

Введение дополнительного числа контрольных точек;

Снижение или повышение требуемой точности измерений;

Повышение достоверности контроля параметров;

Замена СИ и методики выполнения измерений;

Введение сокращенной программы поверки СИ;

Включение в комплект поставки дополнительных СИ;

Проведение доработки образца в целях повышения контролепригодности, надежности и ремонтопригодности;

Заказ нового поверочного оборудования и организация поверки СИ;

Доработка или корректировка НТД и др.

Если реализация рекомендаций МЭ улучшает хотя бы один показатель качества изделия и при этом не увеличивает затраты на эксплуатацию, то целесообразность ее выполнения не вызывает сомнения и она должны быть записана в заключение МЭ. Если же потребуются дополнительные затраты, то решение о реализации рекомендации принимает заказчик, т.к. только он может решать вопрос о дополнительных расходах.

При проведении МЭ изделий используются следующие документы:

· ТТЗ (ТЗ) на выполнение НИР и ОКР;

· материалы НИР, ОКР, эскизного (технического) проектирования;

· технические условия (ТУ) на изделие;

· программы и методики испытаний, отчеты по испытаниям;

· комплект эксплуатационных документов на изделие;

· соответствующие руководящие, нормативные и методические документы;

· перечень СИ для комплектации изделия;

· извещения (бюллетени) на корректировку эксплуатационной документации;

· нормативные документы на используемые методы и средства поверки СИ;

· материалы исследований МлО изделия, заключения МЭ предыдущих этапов, и др.

Установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля, а также обеспечения оптимальных режимов исследуемых процессов относится к числу основополагающих положений метрологической экспертизы. В связи с этим каждый результат измерений сопровождается указанием значений характеристик погрешности измерений, на основе которых он получен.

Показатели точности измерений – комплексы характеристик погрешности измерений, применение которых регламентировано рекомендациями МИ 1317-2004:

1) нижняя и верхняя границы, в пределах которых погрешность измерений находится с заданной вероятностью;

2) среднее квадратическое отклонение погрешности измерений;

3) характеристики случайной и неисключенной систематической составляющих погрешности измерений (СКО; АКФ; верхнюю и нижнюю границы).

Под нормой точности понимают предел допускаемой погрешности измерения данного параметра. Норму точности измерений выражают в тех же единицах, что и измеряемый параметр. Без норм точности измерений невозможны выбор и оценка правильности выбора средств измерений.

Назначение норм точности и контроль допускаемых отклонений основывается на следующем:

· требования к точности и достоверности результатов экономически и технически обоснованы;

· погрешности измерений сопоставимы с допусками и содержат, как правило, методическую и инструментальную составляющие;

· сопоставимы случайная и неисключенная систематическая составляющие погрешности;

· назначение требований к характеристикам в нормативных документах и проведение контроля осуществляются разными подразделениями или сотрудниками;

· установление норм точности измерений исключает возможность представления результатов измерений в форме, не удобной для практического применения;

· в случае отсутствия сведений о действительной функции распределения погрешности измерений ее принимают с некоторым запасом (например, равновероятностной в интервале, ограниченном нижним и верхним пределами погрешности).

К числу основополагающих положений, направленных на эффективное проведение метрологической экспертизы, относятся:

1) установление полноты и правильности требований к средствам и методикам измерений, оценка правильности их выбора;

2) выявление возможности преимущественного применения унифицированных, автоматизированных средств измерений, обеспечивающих получение заданной точности измерений и необходимой производительности;

3) оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности, а также соответствия производительности средств измерений и производительности технологического оборудования;

4) установление преимущественного применения аттестованных методик измерений;

5) установление правильности наименований и обозначений величин и их единиц;

6) установление правильности указаний по организации и проведению измерений для обеспечения безопасности труда;

7) определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов измерений, наличие стандартных или специальных программ обработки и соответствие их требованиям, предъявляемым к обработке результатов измерений, а также к формам их представления.

Полнота и правильность требований к средствам измерений основывается:

· на достаточности и рациональности выбранной формы задания этих требований;

· на соответствии принципа действия и конструктивных особенностей средств измерений решаемой метрологической задаче;

· на соответствии условий применения средств измерений условиям измерений;

· на возможности обеспечения производства необходимыми средствами измерений;

· на соответствии производительности средств измерений производительности технологического процесса.

Требования к средствам измерений являются достаточными, если указан диапазон их измерений и установлены требования к их метрологическим характеристикам, влияющим на погрешность измерений.

В общем случае в число метрологических характеристик средств измерений, к которым установлены требования, должны входить:

1) характеристики основной погрешности средств измерений;

2) характеристики, позволяющие учесть влияние внешних факторов;

3) характеристики средств измерений, позволяющие оценить погрешность из-за взаимодействия средств измерений с изделием и другими средствами измерений;

4) динамические характеристики средств измерений.

Из нескольких подходящих средств измерений выбирают те, которые, прежде всего, имеются в организации, дешевле, производительнее и проще в эксплуатации.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    Организация и проведение испытаний оборонной продукции. Требования к испытательным лабораториям. Новый ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Входной контроль изделий». Комментарии и практические рекомендации от эксперта-практика по внедрению изменений на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Технический контроль качества; методики проведения сертификационных испытаний; метрологическое обеспечение процесса испытаний оборонной продукции

    Для руководителей и специалистов испытательных подразделений и лабораторий предприятий, служб качества, отделов технического контроля предприятий оборонно-промышленного комплекса

    Программа

    1. Нормативно-методическая база организации и проведения испытаний. Изменения с 2018-2019 гг. Государственные и межгосударственные стандарты. Новое в системе аккредитации и аттестации испытательных лабораторий.
    2. Требования к испытательным лабораториям (ИЛ). Порядок их аккредитации и аттестации.
      • Обеспечение технической компетенции испытательных подразделений (ИП) в свете требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 и ГОСТ РВ 0015-002-2012.
      • Аккредитация ИЛ в соответствии с ФЗ № 412. Перечень документов ИЛ. Порядок оформления.
      • Порядок аттестации испытательных подразделений по требованиям Министерства обороны России в области испытаний аппаратуры, приборов, устройств и оборудования военного назначения.
    3. Особенности организации и проведения технического контроля качества оборонной продукции на предприятиях, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ), в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.210-2001, ГОСТ РВ 15.307-2002 и ГОСТ РВ 15.703-2005.
    4. Аттестация испытательного оборудования, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции. Организация и порядок проведения. ГОСТ РВ 0008-002-2013.
      • Порядок разработки программы и методики аттестации испытательного оборудования и технических систем полигона или испытательной организации.
      • Порядок проведения метрологической экспертизы программы и методики аттестации оборудования и систем.
    5. Организация и проведение испытаний.
      • Требования к порядку и условиям проведения испытаний. Подготовка и проведение испытаний. Особенности разработки, построения содержания технического задания и технических условий.
      • Организация входного контроля качества закупленной продукции (ГОСТ 24297-2013).
      • Особенности организации и проведения испытаний опытных образцов продукции (ГОСТ РВ 15.210-2001). Разделы программы и методики испытаний опытных образцов (ГОСТ РВ 15.211-2002).
      • Особенности организации и проведения испытаний серийной продукции (ГОСТ РВ 15.307-2002).
    6. Требования и порядок организации работ по входному контролю изделий, материалов и сырья в соответствии с новым стандартом ГОСТ РВ 0015-308-2017. Обеспечение качества изделий, материалов и сырья, используемых при выполнении государственного оборонного заказа. Практические рекомендации по планированию, организации и осуществления входного контроля изделий, материалов и сырья, используемых при выполнении.
    7. Документирование процесса проведения испытаний.
      • Содержание разделов программы и методик испытаний.
      • Порядок разработки программ и методик испытаний.
      • Перечень проверок, подлежащих введению в программу испытаний.
      • Порядок документирования результатов испытаний.
    8. Метрологическое обеспечение процесса испытаний. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. ГОСТ РВ 8.573-2000.
      • Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия.
      • Организация измерений в процессе испытаний. Методики выполнения измерений.
      • Порядок аттестации методик выполнения измерений в интересах испытаний.
      • Новое в порядке отнесения технических средств к средствам измерений военного назначения, испытаний средств измерений военного назначения в соответствии с приказом Министерства обороны России от 02.06.2016 № 402.
    9. Сертификация оборонной продукции. Порядок и схемы сертификации, применяемые в Военном стандарте.
    10. Особенности оценки соответствия продукции военного назначения, поставляемых по государственному оборонному заказу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 № 1036.
    11. Методика оценки стоимости работ по проведению испытаний и сертификации продукции.

    Все вопросы курса рассматриваются с учётом последних изменений в нормативно-правовой базе.

  • Ведущие курса:

    Ведущий специалист в области стандартизации и сертификации вооружения и военной техники на всех стадиях жизненного цикла изделий. Эксперт высшей квалификационной категории системы сертификации «ВОЕННЫЙ РЕГИСТР», эксперт системы сертификации «ГОСТ Р». Имеет опыт организации и проведения сертификационных и инспекционных аудитов более чем на 400 предприятиях в качестве главного эксперта. Автор более 230 научных трудов по проблемам исследования процессов разработки, производства и эксплуатации вооружения и военной техники, управления качеством, стандартизации и сертификации. Имеет награды за заслуги в создании и развитии вооружения и военной техники. Кандидат военных наук, доктор технических наук, член-корреспондент Академии военных наук.