Какой размер штрафа за езду по обочине. Движение по обочине. Нарушение ПДД. Штраф за обочину Правила дорожного движения движение по обочине

Очень часто в стремлении выиграть минуты, водители объезжают машины в пробке путем обгона с правой стороны дороги. Одних любителей движения по обочине останавливает угроза штрафа. Есть такие, кто, только попав в ДТП или сбив пешехода, понимают серьезность нарушения.

Из этой статьи вы узнаете:

Что такое обочина

В разговорной речи это зона автомобильной дороги, граничащая с проезжей частью. В соответствии с правилами дорожного движения она должна удовлетворять одному или двум условиям:

  • отличаться от основной дороги покрытием
  • быть выделена специальной разметкой

Почему запрещено движение по обочине

Автомобилисты доставляют много неудобств остальным участникам дорожного движения, выезжая на обочину. Клубы пыли, поднимающиеся от колес, ухудшают обзор другим водителям. Въезд автомобиля препятствует свободному перемещению пешеходов и велосипедов, а выезд создает затор и помехи для основного потока машин. Такие действия служат причинами различных ДТП, в том числе наездов на пешеходов многократно возникающих в населенных пунктах, и особенно за их пределами.

На автомагистралях ввиду высокого скоростного режима запрещена не только езда по обочине транспортных средств, но и их остановка и стоянка. Остановка и стоянка может осуществляться только в специальных местах, обозначенных знаками «Парковка» и «Место отдыха».

Наказание за езду по обочине

Чтобы уменьшить число нарушений ПДД, связанных с опережением справа, нарушителей привлекают к административной ответственности путем наложения штрафа. За последние годы размер взыскания увеличивался несколько раз. В 2018 году согласно статье 12.15 КоАП РФ штраф за самовольный и необоснованный выезд составляет 1500 рублей.

Передвижение по попутной обочине

За остановку и стоянку на обочине автомагистралей и приравненных к ним автодорог (например, МКАД) также придется заплатить 1500 рублей. К исключениям относятся специально отведенные места, где законно может припарковаться автомобилист. С целью контроля на МКАДе установлено более ста камер автоматической фиксации. Причем регистрация производится вне зависимости от включенных аварийных сигналов.

В случае получения постановления по почте необходимо проверять всю имеющуюся информацию: дату, место и время, нарушенную статью ПДД, статью КоАП, по которой на автовладельца налагается штраф в соответствующем размере. Следует внимательно изучить изображение автомобиля и номера регистрации на фотографии. Нередко при автоматической фиксации возникают различные ошибки. В этом случае постановление можно оспорить.

Езда по встречной обочине

Наиболее сложным и «дорогим» несоблюдением ПДД является езда по встречной обочине. Это нарушение дополнительно включает в себя выезд на встречную полосу. Караются такие действия в соответствии со ст. 12.15 КоАП строго: 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на 4-6 месяцев. При повторном несоблюдении водитель может быть оштрафован на те же 5000 рублей, а может и на год лишиться права вождения автомобилем.

Езда по встречной обочине

Если по вине водителя, двигавшегося как по своей, так и по встречной обочине, пострадали другие участники движения, ему грозит уголовная ответственность.

Кому и когда можно ехать по обочине

Кто может передвигаться

Согласно ПДД передвигаться по обочине имеют право:

  • автомобили коммунальных и дорожных организаций
  • машины, осуществляющие доставку учреждениям и фирмам, находящимся у обочины.
  • велосипедисты по достижении четырнадцатилетнего возраста
  • водители мопедов
  • гужевой транспорт.

Использовать правый край дороги в вышеописанных ситуациях разрешается, когда нет другого пути и способа перемещения и при этом должна быть соблюдена безопасность остальных участников дорожного движения.

Кому можно парковаться

Выезжать на обочину с целью остановки и стоянки имеют право:

  • все водители, паркующиеся с правой стороны дороги
  • участники дорожного движения в пределах населенного пункта, использующие обочину слева. При этом проезжая часть должна быть предназначена для одностороннего движения или иметь отдельную полосу в каждом направлении без трамвайных путей. Грузовой транспорт весом свыше 3,5 тонн может использовать левый край дороги только для разгрузочных работ.

Во всех ситуациях необходима максимальная осторожность, особенно если имеет место гололед, туман или дорога находится вне населенного пункта.

Непредвиденные обстоятельства

В случае поломки машины, резкого ухудшения самочувствия водителя, появлении иных непредвиденных причин, не позволяющих продолжить передвижение, ПДД разрешают использовать правый край дороги для вынужденного объезда или остановки. При этом водитель во избежание ДТП в обязательном порядке должен включить аварийный сигнал и выставить знак аварийной остановки.

Как можно оспорить штраф

Наиболее часто разногласия в соблюдении правил ДД возникают, когда автомобиль, совершив разрешенную остановку, возвращается на проезжую часть. Нередко эти действия сотрудники ГИБДД определяют, как непосредственно перемещение по обочине. Большинство камер застраховано от подобных ошибок.

Вторая популярная причина несправедливо выписанного постановления – те самые вынужденные обстоятельства. Состояние здоровья водителя или пассажира, требующие немедленного прекращения движения. Объезд препятствия справа во избежание столкновения на дороге. Все эти очевидные для водителя причины нарушения придется доказывать.

В качестве подтверждения своей правоты можно использовать показания свидетелей, записи видеорегистраторов, иные доказательства, способные прояснить ситуацию. Выписку протокола попытайтесь предотвратить на месте. Полученное по почте уведомление возможно оспорить только в ГИБДД, в худшем случае — в суде.

Почтовым уведомлениям присущ ряд ошибок в выписке штрафов, связанных с чисто технической стороной регистрации. Спорные ситуации:

  • в момент фиксации автомобилем управляло доверенное лицо
  • по одному нарушению пришло несколько штрафов
  • на фотографии с автоматической камеры плохо видно машину и регистрационный номер

Все эти эпизоды и выписанные штрафы необходимо оспаривать В ГИБДД. К жалобе прикладывается копия постановления, а также материалы, свидетельствующие о вашей невиновности: фото, видео, показания свидетелей.

Постановление можно обжаловать не позднее 10 дней с момента его получения. В противном случае дополнительно придется оформлять прошение о восстановлении срока обжалования. К ходатайству прикладываются справки и иные документально обоснованные причины задержки с подачей жалобы.

Можно вернуть деньги и по ошибочно оплаченному штрафу. Для этого в установленном порядке следует обжаловать постановление. После этого возврат денег производится через заявление в ГИБДД. Для жителей Москвы есть более быстрый способ перечисления денег по обжалованным штрафам – сайт www.avtokod.mos.ru

Видео: что бывает за езду по обочине

Помните, что проезд по обочине сопряжен с повышенной опасностью. Сознание ответственности и возможных последствий обязывает водителя использовать объезд справа только в соответствии с ПДД. Если же пришлось нарушить правила, чтобы избежать аварии, максимально позаботьтесь о доказательствах невиновности на случай наложения штрафа.

Желание обогнать образовавшийся проблемный участок дороги у автолюбителей возникает часто, но перед этим стоит ознакомиться с последствиями. Первая причина не нарушать данный пункт ПДД – это штраф, который необходимо выплатить, если зафиксирует камера или остановят сотрудники ГИБДД, вторая – возможность попасть в ДТП или создать аварийную ситуацию. Последний исход займёт намного больше времени, нежели стояние в пробке.

Разберемся с понятием

В ПДД трактовка обочины ясна, однако некоторые ошибочно полагают, что эта часть проезжей части должна быть огорожена какими-то разделителями или полосами. Чаще всего подобное можно заметить, но на сельской проезжей части встретить такое удаётся редко.

В пункте 1.2 ПДД Российской Федерации обочина – это крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части типом покрытия, либо выделена разметкой (пункт 1.2.1 и 1.2.2). Фото: zr.ru

Проезд по обочине в ПДД

В пункте 9.9 ПДД РФ сказано, что любое движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам запрещено.

Выезд на обочину возможен (без наказания) только в случае полной остановки ТС. Причём делать это следует на правой стороне. Если парковка в данном месте запрещена специальным знаком, то необходимо включить аварийный сигнал, либо проехать место действия запрета на парковку.

Существует возможность остановиться и на левой части дороги, но только в случаях, если:

  • одна полоса движения для каждого направления и отсутствуют трамвайные пути;
  • одностороннее движение с запретом передвижения грузовых автомобилей, масса которых превышает 3.5 тонны.

Однако, в редких случаях движение машин по этой части дороги разрешено, если:

  • участник движения – транспорт коммунальных и дорожных служб;
  • участник движения – грузовой автомобиль, которому необходимо разгрузиться, но при этом нет других подъездов к складу или другому помещению.

Если правило не касается автомобилей, то проезд по обочине разрешен и другим участникам движения, например:

  • велосипедистам, достигшим возраста 14 лет, если не проложена велосипедная дорожка или нет возможности двигаться по ней (п. 24.2 и п. 24.6);
  • мопедам (п. 24.7);
  • гужевым повозкам и вьючным животным (по пункту 25.2).

Штраф за проезд по обочине

Если автомобиль попал на обочину не с целью остановки, то придётся заплатить штраф. Фото: avto-nomer.ru

В 2018 году в соответствии с 12.15 КоАП РФ размер штрафа составляет 1500 рублей. Раньше сумма была меньше, но из-за участившихся случаев аварийных ситуаций после проезда по обочине, этот пункт правил взят на отдельное рассмотрение.

Не стоит приравнивать термины проезд и обгон, так как обгон – это выезд на встречную полосу, а обочина таковой не считается.

Автолюбители цепляются за подобную возможность и пытаются не выплачивать штраф, однако правила есть правила и расписаны они довольно чётко.

В ближайшее время правительство планирует повысить сумму штрафа, поэтому следует быть внимательными на дороге.

Дополнительные нарушения

Если при выезде на обочину нарушаются ещё какие-то правила ПДД, то штрафы суммируются и их придётся выплачивать в полном объёме. При этом сотрудники ГИБДД должны выдать специальный протокол, в котором будут описаны все правонарушения. В нём же указывается сумма, необходимая к оплате.

Ужасная ситуация, если водитель, выехав на обочину, собьёт пешехода. При причинении тяжкого вреда здоровью наступает уже уголовная ответственность.

Самого факта достаточно для возбуждения уголовного дела и последующих за ним судебных разбирательств.

Данное правонарушение пункта ПДД может быть заснято на камеру, в большинстве случаев водителям не удаётся избежать денежного штрафа, поэтому следует быть внимательными и выполнять каждое требование ПДД, ведь это безопасность на дороге.

Риски

Выплата денежного штрафа – процедура неприятная, однако главная опасность нарушения правил выезда на обочину – это возможность создания аварийной ситуации. Фото: фео.рф

Покрытие обочины в большинстве случаев – грунт, в котором содержатся камни и различный дорожный мусор. Нередко происходят ситуации, когда автомобиль, выехав на обочину, падал в кювет или застревал в какой-нибудь луже.

Справиться с подобным можно, но не в условиях “пробки”, ведь никакой транспорт не сможет проехать, пока количество автомобилей не уменьшится. Нарушив правило, можно не только не достигнуть пункта назначения, но и задержаться надолго.

Почему не стоит выезжать на обочину

Не нужно забывать о водительской солидарности, ведь на дороге требуется относиться к автомобилистам так же, как к себе самому. При выезде на обочину для участников движения могут создаваться следующие проблемы:

  • в воздух поднимается большое скопление пыли и грязи, которое затрудняет движение, загрязняет двигатели автомобилей. В жаркое время года водителям приходится запирать окна, чтобы не задохнуться;
  • редко когда удаётся полностью объехать затор, приходится возвращаться на нормальную дорогу (если обочина закончится или проехать по ней будет нельзя). Попытка встроиться в ряд займёт кучу времени, а некоторые недовольные водители могут даже протаранить автомобиль со злости;
  • из-за столба пыли ухудшается видимость, что повышает риск дорожно-транспортного происшествия;
  • возникает опасность для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов, если эти участники движения пострадают, то автолюбителя ждёт уголовная ответственность и большие штрафы.

Если пункт ПДД был всё же нарушен, то не существует отягчающих обстоятельств, то есть штраф в указанном размере в любом случае придётся заплатить.

Если объезд совершается по встречной обочине

В таком случае правонарушение относят к другой категории, ведь нарушаются сразу несколько пунктов.

Сумма штрафа составляет 5000 рублей. Самая главная проблема в подобной ситуации – это решение сотрудников ГИБДД, которые имеют право лишить автолюбителя водительских прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

При повторном нарушении данного пункта ПДД штраф платится только в случае, если выезд на левую обочину был зарегистрирован камерами. В противном случае сотрудники ГИБДД лишают водителя прав сроком на 1 год.

Возможные оправдания

Люди предпочитают искать обходы в любой ситуации, если при этом можно будет не платить штраф, однако с пунктом 12.15 КоАП такого произойти не может.

В частных случаях водители склоняются объяснить свой поступок тем, что из-за затора выполнить обгон было нельзя, однако в ПДД чётко сказано, что “пробка” или автомобиль, остановившийся на обочине, не являются препятствием на дороге.

Попытка обратиться в суд и нанять юриста тоже обернётся провалом, вдобавок сумма штрафа не настолько большая, чтобы доводить ситуацию до судебного разбирательства и тратить столько времени.

Еще раз в общих словах узнать об особенностях движения по обочине и наказании за это нарушение можно в этом видео:

Итог

Выезд на обочину в редких случаях помогает преодолеть затор за короткий промежуток времени. Самый частый результат – это авария, в которой повреждаются, в среднем, 3-4 автомобиля. Правильное и безопасное решение – не выполнять объезд по обочине и не выезжать на неё. Так нервозность водителей будет оставаться на среднем уровне, воздух не будет загрязнён шлаком и не вызовет дискомфорта, а все участники движения останутся целыми и невредимыми.

Правила строги в отношении езды по обочине. Порой недоумеваешь, зачем она вообще нужна, если всякий выезд на нее карается штрафом. Однако в ряде ситуаций обочина сильно выручает.

К примеру, если на узкой дороге полоса движения загорожена сломавшимся автомобилем или на ней находятся посторонние предметы, мешающие проезду (упавшие ветви деревьев или камни), то водители могут использовать обочину для объезда препятствия.

По ней разрешено объезжать и ремонтные работы, если выставленный дорожниками знак не предписывает иного направления.

Кроме того, в соответствии с п. 24.2, п. 24.6 и п. 24.7 ПДД РФ, по обочинам могут беспрепятственно ездить велосипедисты, мопедисты, гужевые повозки, верховые или навьюченные животные с погонщиками, а также могут ходить пешеходы при отсутствии тротуара.

Без боязни штрафа на грунтовые обочины могут выезжать и автомобили коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб, а также грузовики, доставляющие товары к придорожным магазинам, если другой подъезд к ним отсутствует.

Для остальных автомобилей езда по обочинам запрещена. Эта часть дороги используется только для временной остановки и стоянки, если выставленные знаки или разметка не запрещают и этого.

Можно ли опередить всех справа?

Между тем многие используют обочину для другого, а именно — для обгона соседей по потоку и для опережения заторов. Такие маневры строго запрещены правилами. Однако есть и послабления.

Если обочина представляет собой асфальтированную полосу, а сплошная белая разметка стерлась или после укладки нового асфальта ограничивающие линии еще не нанесены, то тогда обочина сливается с полосой для движения. Она превращается в расширенную дорогу, где могут передвигаться любые транспортные средства без исключения. Если, конечно, нет запрещающих знаков.

Более того, расширившаяся полоса позволяет опережать транспортные средства справа. В новой редакции правил 2017 года опережением назван маневр объезда впередиидущего транспортного средства в рамках одной полосы и без выезда на встречную полосу.

Другими словами, если вчерашняя обочина после зимних снегопадов потеряла белые линии, а тихоход жмется к середине дороги, то его можно опередить справа. Однако нужно быть готовым к тому, что подобный маневр создает риски для возникновения ДТП. Необходимо убедиться в отсутствии там других участников движения.

Кроме того, по расширившейся за счет бывшей обочины асфальтированной полосе можно опережать автомобили, которые придерживаются левой стороны дороги, готовясь совершить поворот налево. Они опознаются по мигающей желтой секции фар. Если справа нет белой разметки, а ширина асфальтированной полосы позволяет проехать легковому автомобилю с учетом бокового интервала до соседнего автомобиля, то опережать можно.

Однако, если автомобилист выехал на обочину в нарушение правил или совершил опережение, задев краем колеса за белую линию, ему грозит штраф в 1500 рублей, согласно статье 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правила дорожного движения разрешают выезд на обочину, если необходимо остановиться, а рядом нет более подходящего места. За любые перемещения, в том числе езду или совершение обгона по краю дороги, предусмотрен штраф, размер которого в 2019 году стартует от 1 500 рублей. Таких нарушителей, как правило, водители не любят и пытаются воспрепятствовать им при перестроении в свой ряд для продолжения движения или блокируют обочину.

Определение обочины

Несмотря на то что движение по обочине запрещено, она является элементом дороги

Обочина представляет собой крайнюю часть дорожного полотна. Она отличается от основной проезжей части типом покрытия и/или отграничена от неё специальной разметкой - сплошной или прерывистой линией. Попытка объехать затор создаёт опасность для велосипедистов и пешеходов, которым движение здесь разрешено.

При попытках выехавшего на обочину водителя вернуться в общий поток для продолжения движения появляются ещё большие помехи. Затор увеличивается, а опасность совершения мелких аварий только увеличивается.

Нормативно-правовая база и кто штрафует

Инспектор может выписать штраф или направить дело в суд для решения вопроса о лишении водительских прав

Разделительные полосы и обочины не предназначены для перемещения машин. С правого края от дороги разрешена только стоянка или остановка. Левый край (встречная обочина) может быть использован в качестве парковочного места только в следующих ситуациях:

  • если для каждого направления движения предусмотрена отдельная полоса, а между ними нет трамвайных путей;
  • если на этом участке дороги организовано одностороннее движение.

В последнем случае грузовые машины с массой больше 3,5 тонн имеют право встать на встречной обочине только для погрузки-выгрузки товара.

  • пешеходам - при отсутствии тротуаров;
  • велосипедистам - если нет велосипедной дорожки, а самому велосипедисту уже исполнилось 14 лет;
  • мопедам, повозкам, а также верхом на лошади - при движении как можно правее и в один ряд;
  • машинам служб, обслуживающих дорожное полотно;
  • грузовым авто - для подъезда к точке погрузки/выгрузки, если других подъездных путей нет.

Фиксацией нарушений занимаются:

  • инспектора ГИБДД - составляют протокол и выносят постановление на уплату штрафа или отправляют дело к мировому судье для рассмотрения вопроса о лишении водительского удостоверения;
  • автоматические камеры слежения - по материалам фиксации ответственный сотрудник ГИБДД выносит постановление и отправляет «письмо счастья» нарушителю.

Манёвры на обочине увеличивают вероятность совершения аварий, так как:

  • поднимается пыль, ухудшающая видимость;
  • нарушается сцепка с грунтом;
  • неровности, выбоины, ямы непредсказуемо изменяют траекторию движения автомобиля.

Виновником аварии всегда будет признан двигающийся по обочине водитель:

  • он уже нарушил правила, совершая нелегальное перемещение в обход проезжей части;
  • преимущества в маневрировании у находящегося в основном ряду, а не у того, кто выезжает с обочины.

В последнем случае двигающийся в полосе водитель не обязан уступать дорогу перестраивающемуся с обочины автомобилю, даже если это приводит к намеренному столкновению транспортных средств.

Штрафы в Москве и СПб в 2019 году

Использование обочины для перемещения по МКАД не увеличивает сумму штрафа - всё те же 1500 рублей

За нарушение правил обгона и проезда по правой обочине в Москве и Санкт-Петербурге водителям придётся оплатить штраф в полторы тысячи рублей. Тогда как движение по встречной обочине будет расценено как боле серьёзное нарушение правил - выезд на «встречку», что наказывается строже:

  • штраф 5000 рублей;
  • лишение права управления транспортом до полугода.

Некоторые водители пытаются снизить сумму штрафа до 1000–1500 рублей, объясняя свой выезд на левую обочину попыткой объезда создавшего затор автомобиля. Однако ПДД не рассматривает это как препятствие, а значит, данный пункт КоАП (объезд препятствия по встречной полосе движения) в такой ситуации применить нельзя.

Если движение по встречке было совершено повторно, то наказание ужесточается в ещё большей степени:

  • лишение права управления до 12 месяцев;
  • штраф 5 000 рублей - при фиксации видеокамерой слежения.

Сколько платить в других регионах

Нарушение правил остановки и стоянки в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург наказываются более строго, тогда как передвижение по обочине по всей России штрафуется одинаково:

  • перемещение по правой обочине - 1,5 тысячи рублей;
  • перемещение по левой (встречной) обочине - штраф 5 000 рублей или лишение права управления на полгода;
  • повторная езда по встречной обочине - лишение до 1 года либо штраф в 5 тысяч рублей (при автоматической видеофиксации).

Помимо основного штрафа за езду по обочине, нарушителю может быть назначена дополнительная сумма:

  • по 500 рублей - за невключенные сигналы поворота и нарушение дорожной разметки;
  • 1500 рублей - за нарушение преимуществ пешехода;
  • от 2 до 25 тысяч рублей - за травмирование других участников движения в ходе ДТП на обочине или при выезде с неё.

Для успешного облажования штрафа необходимо соблюсти все требования при составлении жалобы

Административный кодекс однозначно трактует движение по обочине как запрещённое действие, караемое штрафом. Однако в некоторых случаях получить постановление можно и при совершении стоянки:

  • если водитель съехал на обочину и продолжил движение по ней в поисках подходящего места, необходимо останавливаться сразу;
  • если водитель в попытках перестроиться в свой ряд начал движение по обочине, необходимо ждать «окна», не трогаясь с места.

Во всех этих случаях сложно будет доказать свою правоту и оспорить выписанный инспектором штраф. Объезд затора по встречной или попутной обочине запрещён, однако при соблюдении определённого алгоритма штрафа или лишения можно избежать:

  1. Съехать на обочину.
  2. Остановиться.
  3. Выйти из машины для осмотра препятствия.
  4. Выехать на дорогу и продолжить движение.

Этот вариант возможен, если водитель находится непосредственно за остановившимся автомобилем, создающим помеху для движения.

Самые распространённые случаи оспаривания - постановления, выписанные на основании показаний камеры слежения. Механизм обжалования в этом случае следующий:

  1. Оплата штрафа по постановлению.
  2. Оформление жалобы на официальном сайте ГИБДД с приложением материалов видеофиксации, чека об оплате, объяснения ситуации водителем.
  3. Если в удовлетворении ходатайства будет отказано, то следующей инстанцией для обращения становится районный суд по месту совершения правонарушения.

Жалоба составляется в произвольной форме при соблюдении некоторых требований:

  • в шапке указано полное наименование адресата (инспекция ГИБДД или районный суд), а также персональные и контактные данные заявителя;
  • заголовок содержит суть обращения - жалоба на постановление об административном правонарушении;
  • в основной части кратко изложены обстоятельства дела со ссылкой на нарушенные нормы права;
  • в просительной части изложена просьба о прекращении производства по делу;
  • представлен перечень прилагаемых документов;
  • проставлена дата составления и подпись заявителя.

Таким образом, езда по обочине в 2019 году наказывается штрафом от полутора тысяч рублей при перемещении в попутном направлении или от пяти тысяч рублей при движении по встречному краю дороги. За такое нарушение можно остаться и без права управления любым видом транспорта на срок до 1 года.

Какой штраф за езду по обочине предусмотрен для водителей в 2020 г. Почему правилами движение по обочине запрещено и как избежать наказания.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одним из примеров неправомерного поведения водителей является езда по обочине. Чаще всего это происходит при возникновении транспортных заторов. Рассмотрим, почему закон рассматривает такие попытки объехать пробку, как правонарушения, а также каковы штрафы ГИБДД за езду по обочине.

Главные аспекты

Свои действия, связанные с движением по обочине, водители-нарушители мотивируют желанием объехать возникший затор и сократить тем самым время ожидания для остальных участников движения.

На деле, выезд на обочину не только не ускоряет движение, но еще больше замедляет его. Завершив свой маневр, нетерпеливые водители желают вернуться в поток на крайней правой полосе, чем тормозят его, создавая еще большую пробку.

Выезд на обочину и движение по ней автомобилей опасно и само по себе:

Общественная опасность несанкционированного движения по обочине автомобилей или других транспортных средств (за исключением велосипедов), заставила закрепить законодательный запрет на такие действия. Нарушителю придется заплатить штраф.

Необходимые определения

Под обочиной правилами дорожного движения понимается часть дороги, примыкающая непосредственно к проезжей части, но отделенная от нее разметкой.

Зачастую на обочине используется иной тип дорожного покрытия, отличный от проезжей части. Назначение обочины дается в ПДД:

  • обеспечение устойчивости дорожного полотна;
  • движение пешеходов или велосипедистов;
  • остановка и стоянка ТС (не везде и не всегда);
  • использование в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, изначально для автомобильного движения обочина не предназначена. По ней могут перемещаться лишь пешеходы и велосипедисты.

Выезд прочих ТС на эту часть дороги возможен только для остановки. Для нарушителей этого правила предусмотрен штраф.

В каких случаях разрешено движение в Москве

В ПДД предусмотрены исключения из общего запрета на передвижение транспортных средств по обочинам дорог.

Помимо велосипедов, езда по обочине разрешена для:

Всем прочим транспортным средствам на обочине разрешена лишь остановка. Следовательно, двигаться по ней допустимо лишь для торможения или разгона.

В большинстве случаев останавливаться разрешается на правой обочине. На автомагистралях остановка на обочине дозволена только в случае неисправности автомобиля, с включением аварийных сигналов.

Законодательная база (статья)

Само определение обочины, а также перечень участников дорожного движения, для которых движение по ней разрешено, содержится в .

Этот нормативный документ обязателен для всех, включая не только водителей, но и пешеходов. Запрет на движение по обочинам прописан в , а остановки на этой части дороги регламентированы и .

Ответственность за нарушение ПДД предусмотрена . В в частности установлен штраф для нарушителей правил маневрирования и обгона.

Именно так в административном праве трактуется езда по обочинам. Объяснение движения по обочине необходимостью объехать пробку, аргументом в пользу водителя не являются. Согласно все тем же ПДД, затор на дороге не является препятствием.

Какой предусмотрен штраф за езду по обочине

Объезд по обочине транспортного затора или медленно движущегося в правой полосе автомобиля, трактора или другого транспортного средства, приравнивается к нарушению правил обгона и разъезда, а также расположения автомобиля на дороге. В за это установлен денежный штраф.

При каких обстоятельствах можно получить взыскание

Любой водитель, не входящий в список исключений, предусмотренных п. 12.1 ПДД, выехав на обочину, совершает правонарушение.

Его тяжесть зависит от того, какой именно край дороги он выбрал для своего маневра — левый или правый. Наказание грозит за оба варианта, но его вид и размер существенно различаются.

Нарушение может быть выявлено сотрудником ГИБДД. В этом случае он составляет , где письменно фиксируется факт выезда на обочину, время и место совершения проступка.

Водитель знакомится с текстом протокола, подтверждая это своей подписью. При возникновении у него замечаний или несогласия с действиями сотрудника автоинспекции, водитель вправе внести их в протокол.

В настоящее время большая часть нарушений ПДД фиксируется не живыми сотрудниками полиции, а автоматическими камерами.

Об их размещении сообщают специальные дорожные знаки и разметка. Снятое камерой нарушение становится основанием для вынесения постановления о штрафе, которое направляется нарушителю почтой, вместе со снимком.

Сколько составляет размер правонарушения за вождение (сумма)

Размер штрафа за выезд на обочину и движение по ней в 2020 г. равен 1500 р. Эта сумма за последние годы несколько раз менялась, от 500 до 5000 р.

Относительно невысокий штраф и небольшая вероятность обнаружения, особенно в плотном потоке или при наличии затора, провоцирует многих водителей на совершение такого правонарушения.

Однако, выезд на обочину сегодня фиксируется не только инспекторами ГИБДД, но и на камеру. Особое место занимает движение по обочине не попутной полосы, а встречной.

Такое поведение наказывается штрафом уже до 5000 р. Кроме того, такое нарушение предусматривает и лишение водительских прав.

Суд, рассмотрев протокол, вправе «спешить» нарушителя на период от 4 месяцев до полугода. Повторно совершенное, то же деяние лишит водителя прав уже на целый год.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью (стоит знак 5.3 «Автомобильная дорога»), но обочины на ней отделены от правой полосы сплошной линией.

Фото: образец знака 5.3 — Автомобильная дорога

Это означает, что выезд и движение по ним запрещены в любом случае, как и на скоростной трассе, обозначенной знаком 5.1.

Для фиксации нарушений на МКАД установлено более 100 автоматических камер. В их поле зрения попадают и обочины.

Любители объезжать заторы по правому краю дороги будут на основании данных с камеры оштрафованы на 1500 р.

По встречной

Движение по левой обочине расценивается как выезд на встречную полосу. В этом случае водитель совершает двойное правонарушение — использует не предназначенную для его автомобиля часть дороги и нарушает правила совершения маневра. Соответственно и наказание будет более строгим - высокий штраф и лишение прав.

На трассе

На дорогах, отнесенных к скоростным автотрассам, ставится особый знак — «Автомагистраль» 5.1. Обочины у них с твердым покрытием, от проезжей части их отделяет сплошная линия.

Фото: образец знака 5.1 — Автомагистраль

Двигаться по ним автотранспорту запрещено, равно как и останавливаться. Для этого существуют специальные площадки.

Единственное исключение - неисправность, при которой автомобиль не может двигаться дальше. В этом случае водитель может занять обочину, включив аварийный сигнал и выставив знак аварийной остановки.

Видео: опасная обочина, правила ПДД

Задним ходом

Въезд на обочину разрешен для останавливающегося транспорта. Если это не автотрасса, то такое действие не будет нарушением ПДД.

Но даже для них движение по обочине задним ходом запрещено. Это создает опасность для движущихся по краю дороги пешеходов или велосипедистов, а также для других водителей.

Поэтому в п. 9.9 ПДД установлен прямой запрет. Его нарушение грозит штрафом в 500 р.

Какое наказание ждет водителя

За правонарушение, обозначенное в ст. 12.1 КоАП водителя ждет денежный штраф. Его размер зависит от тяжести совершенного незаконного деяния.

За выезд на правую обочину, то есть нарушение относительно небольшой тяжести, сумма взыскания составит 1500 р.

И в этом случае на штраф за езду по обочине скидка 50% при оплате в течение трех недель с получения распространяется.

Тот же проступок, но с использованием левой обочины, трактуется уже как серьезное нарушение правил. За его совершение придется отдать уже 5000 р. и дисконт здесь недействителен.

В том случае, если суд посчитает действия водителя опасными для окружающих, он вправе лишить его прав, сроком до полугода. Такое решение зависит и от того, есть ли у уже автовладельца штраф за подобное действие в прошлом.

Выезд автомобиля на обочину и движение по ней - серьезное нарушение правил дорожного движения.

Штраф за него накладывается как на основании административного протокола, так и на основании данных автоматических камер.

Образование на дороге затора не является разрешением для водителей использовать обочину для его объезда.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .