Какая ответственность за превышение должностных полномочий. Что такое превышение должностных полномочий. Особо квалифицирующий состав

Этот оптимальный режим деятельности общества будет оставаться утопией до тех пор, пока против государственной власти будут совершаться преступления.

Каждое преступление этой категории ставит под удар развитие общественных, политических и экономических отношений внутри государства, а также – с её внешними партнёрами.

Понятие

Преступное превышение должностных полномочий связано с действиями должностного лица, которые не входят в круг его непосредственных обязанностей, но которые он, тем не менее, выполнил, что повлекло негативные последствия .

Должностные обязанности лица, которые он намеренно исказил, выполнил произвольно, с нарушением компетенции, квалификации и должностных инструкций, предусматривали определённый результат.

Виновный обязан был предусмотреть, что выполняемые им обязанности могут нанести существенный или иной вред, но проигнорировал это.

К негативным последствиям может быть отнесён как моральный , так и материальный ущерб , нанесённый отдельным лицам, группе лиц, предприятию или обществу .

От масштаба нанесённого ущерба будет, в определённой степени зависеть квалификация преступления.

В особом режиме рассматриваются преступления этой категории в том случае, когда они совершаются:

Преступление вменяется исключительно в соответствии с занимаемой должностью.

Поэтому определение факта преступления основано на рассмотрении должностного статуса лица.

Важную роль играют его должностные инструкции и функциональные обязанности . Если он проводил соответствующие действия в соответствии с вменяемыми обязанностями, состав данного преступления исключается.

В случае нарушений, им вменяется уголовная ответственность по другим параметрам.

За превышение должностных полномочий, предусмотрена ответственность и наказание в соответствии со статьёй 286 УК РФ .

Превышение должностных полномочий считается оконченным с момента наступления деструктивных последствий в отношении граждан или общественного благополучия.

При этом данное преступление рассматривается отдельно от наступивших последствий, если они повлекли деяние, предусматривающее ответственность по другим статьям УК.

Виды и формы

Превышение должностных полномочий имеет два вида:

  1. Преступное действие, превышающее должностные полномочия;
  2. Преступное бездействие, совершаемое умышленно, в целях достижения целей, которых должностное лицо не имело права ставить.

Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:


Уголовно-правовая характеристика преступления

Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия , нанёсшие соответствующий урон.

В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

Кроме этого, преступные последствия , которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.

Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.

Для определения уголовно-правовой характеристики преступления используются методы сравнительного анализа и синтеза с целью констатации фактов:


Если к вашему ребёнку в школе (директор) или в детском саду (заведующая) относятся предвзято, с целью взимания платы для нужд учреждения, что привело его к нервному срыву или к снижению успеваемости, вы можете возбудить дело о превышении должностных полномочий.

Криминалистическая характеристика

Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правоустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесённого материальным объектам, ущерба.

Кроме этого, криминалистические характеристики важны в случаях насилия, которые совершались должностным лицом, а также – в случаях незаконного удержания.

Представленные криминалистами улики могут сформировать более чёткую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причинённым этим деянием, непосредственным вредом.

Состав преступления

Преступление рассматривается в общем контексте преступлений, совершаемых против государственной власти.

Государственная власть распределила должностные полномочия между ответственными лицами, с целью подведомственного контроля, за их исполнением.

Нарушая установленный порядок, должностное лицо совершает преступное деяние, если оно повлекло деструктивные последствия.

Объект преступления родовой – общественные отношения в интересах государственной власти.

Объект преступления видовой — предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность:

  1. Государственных органов;
  2. Органов местного самоуправления;
  3. Государственных и муниципальных учреждений;
  4. Вооружённых сил РФ.

Их деятельность регламентируется чётким номенклатурным производством, в соответствии с поставленными целями и задачами, имеющими приоритетное развитие для государственной власти.

Они должны осуществляться на законной и справедливой основе, а её представители обязаны сверять все свои действия с интересами граждан и общества в целом.

Нарушение этих интересов является причиной вменяемой ответственности за превышение служебных полномочий.

Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, которое распространило незаконно свои полномочия за его пределы, что привело к нанесению вреда.

Субъективная сторона определяется прямым умыслом и нежеланием предвидеть опасность совершаемого им, деяния.

Доказательство превышения должностных полномочий

Как доказать превышение должностных полномочий?

В случае проведения следственных мероприятий, доказательством превышения должностных полномочий, будут, в первую очередь, считаться несоответствия действий должностного лица с его функциональными обязанностями.

Доказать это можно при тщательном рассмотрении и изучении трудового договора или контракта , должностных инструкций и функциональных обязанностей .

К доказательствам вреда, который произошёл по причине неправомерных действий должностного лица, могут относиться справки, счета о расходах, заключения независимой экспертизы.

Доказательство причинно-следственной связи между действиями виновного и наступившими последствиями устанавливаются путём выстраивания цепочки действий : от деяния должностного лица – к нанесённому этим деянием, ущербу.

К ним могут относиться как документальные подтверждения , так и свидетельские показания .

Если вы предполагаете, что вам нанесён вред действиями должностного лица, вы имеете право подать завяление в прокуратуру .

Для того чтобы подать жалобу в прокуратуру, вам необходимо собрать только те документы, которые подтверждают наличие причинённого вреда .

Неправомерность действий должностного лица, вы изложите в заявлении. Все остальные факты и соответствия – в компетенции прокурорского расследования.

Заявления (жалобы) о превышении должностных полномочий.

Особенности квалификации

Квалификация преступления зависит от тяжести наступивших последствий в результате деяния с превышением должностных полномочий.

Квалифицирующими признаками в соответствии со 2 и 3 частями , считаются:


основанием буде т применение предметов насилия: наручников, резиновых дубинок и других специальных средств.

Кроме этого, к ним будут относиться угрозы, в том числе угроза расправой, с демонстрацией оружия.

Последним квалифицирующим признаком будет являться:

  1. Нанесение особо крупного материального ущерба;

Каждый этап усиления квалификации преступления будет отягчаться, если жертвой преступления стал несовершеннолетний.

Сегодня к руководителям детских садов, школ, специальных детских учреждений привлечено особо пристальное внимание.

Превышение должностных полномочий в этой сфере вменяет серьёзную ответственность, при наступивших последствиях вреда для психического или соматического здоровья ребёнка.

Если должностным лицом совершено умышленное убийство, он будет отвечать в соответствии со статьёй 105 УК РФ.

Отграничение от смежных составов преступления

Данное преступление по составу очень близко преступному злоупотреблению должностными полномочиями, за которое вменяется ответственность в соответствии со ст. 285 УК РФ .

Они идентичны в том, что в обоих случаях служебное положение используется незаконно . Тем не менее, в них просматривается существенное различие.

Злоупотребление должностными обязанностями не предусматривает выхода за пределы функциональных обязанностей должностного лица, оно осуществляется в рамках предусмотренных полномочий, но искажает, гипертрофирует их функции, нарушает правомочность их применения.

При злоупотреблении должностные полномочия не превышаются, но используются не по назначению.

Рассмотрим примеры. Следователь в рабочее время проводит следственные мероприятия по своему личному вопросу, по просьбе друзей и т.п.

При этом, используя своё служебное положение, он может допрашивать граждан или совершать иные незаконные действия. Но эти действия были бы законны в том случае, если бы он выполнял их в отношении служебного задания.

Согласно ст. 286 УК РФ в составе преступления можно определить злоупотребление служебным положением.

Если следователь незаконно удерживает гражданина на основании собственных подозрений – он превышает свои полномочия, так как в данном случае подменяет функцию судьи, который имеет исключительное право на вынесение приговора о лишении свободы.сроком до 7 лет , с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет .

В соответствии с частью 3 – лишение свободы сроком от 3 до 10 лет , с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет .

Примеры из судебной практики

Следователь отдела по борьбе с экономическими преступлениями задержал подозреваемого в мошенничестве, который нанёс одной из компаний, крупный материальный ущерб.

На основании следственного материала, он заключил его в следственный изолятор, после чего передал материалы в суд.

В течение судебного разбирательства, до момента вынесения судебного приговора, виновный находился в заключении в следственном изоляторе незаконно , в общей сложности в течение трёх месяцев .

Капитан торгового судна РФ уличил одного из членов экипажа в краже. Он заключил его под арест и стал проводить дознание и следственные эксперименты.

Он имел такие полномочия в условиях, которые исключали доступ к органам правосудия. Но судно неоднократно заходило в порты российских городов, где он обязан был передать виновного в соответствующие органы.

В связи с длительным заключением в ненадлежащих условиях, здоровью матроса был нанесён значительный вред и он получил инвалидность .

В заключение необходимо отметить, что должностные преступления против государственной власти отличаются несанкционированной деятельностью , с использованием служебного положения.

Должностное лицо проявляет преступную недальновидность, действуя вопреки организованной системе, которая движется в своём развитии благодаря слаженной деятельности.

Любое действие, препятствующее её развитию и движению, вызывает противодействие, которое приводит к плачевным последствиям, в том числе – и для самого инициатора самодеятельности.

Не редко в российской правовой действительности встречаются случаи совершения преступлений, закрепленных в уголовном законодательстве в смежных статьях 285 и 286 Уголовного кодекса России. Это следующие преступления: злоупотребление и превышение должностных полномочий.

В этой статье будет рассмотрено совершение этих преступлений сотрудниками органов внутренних дел, а именно сотрудниками полиции.

В первую очередь, злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий стоит отграничивать друг от друга. При этом важно отметить, что рассматриваемые в данной статье преступления могут быть совершены только в том случае, когда субъект этого преступления осуществляет исполнение соответствующих должностных полномочий. То есть сотрудник полиции, который превышает должностные полномочия, обязательно должен находиться при исполнении (не в отставке, в отпуске, на больничном и т.п.).

Злоупотребление должностными полномочиями в соответствии со статьей 285 УК РФ - использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы и при этом обязательно совершенное из корыстной (иной личной) цели и в обязательном порядке повлекшее за собой существенное нарушение прав граждан (юридических лиц) либо законных интересов общества или государства. Это преступление наказывается максимально лишением свободы до 4 лет. В случае, если это преступление повлечет за собой тяжкие последствия, оно может наказываться максимально до 10 лет лишения свободы.


В данном случае имеется в виду совершение преступником таких действий или актов бездействия, которые были непосредственно связаны с осуществлением полицейским своих прав и должностных обязанностей, но не вызывались служебной необходимостью и противоречили целям и задачам, для достижения которых сотрудник полиции был наделен соответствующими полномочиями. Например, задержание лица на более длительный срок, чем предусмотрен законом (вместо 3 часов при административном задержании лицо было незаконно задержано сотрудниками полиции на срок в 48 часов без имеющихся на то законных оснований).

Превышение должностных полномочий (согласно статье 286 УК РФ) это, согласно закону, совершение сотрудником полиции активных действий, которые явно выходят за пределы полномочий полицейского и при этом существенно нарушают права граждан (юридических лиц) либо законные интересы общества или государства. Это преступление также может наказываться максимально в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае наличия факта незаконного применения оружия или насилия, срок назначаемого лишения свободы может доходить до 10 лет.

В отличие от злоупотребления (статья 285 УК РФ), рассмотренного ранее, превышение должностных полномочий полицейским это совершение активных действий, явно выходящих за пределы полномочий сотрудника полиции. Совершая преступление, сотрудник полиции осознаёт, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Существенность нарушения прав и законных интересов устанавливается судом на основании разъяснений, данных в соответствующей Постановлении Пленума ВС РФ.

Важно! Превышением должностных полномочий, например, будет являться незаконное и необоснованное применение сотрудником полиции оружия. В данном случае стоит отметить, что основания и пределы применения оружия (специальных средств) определены в ФЗ „О полиции” (например, основания и условия применения оружия полицейским закреплены в статье 23 указанного закона).

Заявление о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции

Расследованием данных дел согласно статье 151 УПК РФ занимаются следователи Следственного комитета России. Разрешением данных дел и привлечением к ответственности виновных занимаются суды общей юрисдикции.

Соответствующее заявление по факту злоупотребления или превышения должностных полномочий должно быть направлено в Следственный комитет России, в его территориальный следственный отдел. Оно может быть подано как непосредственно в данный орган, так и по почте либо через официальный сайт Следственного комитета РФ.

В заявлении в Следственный комитет указывается:

  • Наименование отделения следственного комитета, в которое подается заявление, адрес отделения с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • ФИО заявителя и адрес регистрации заявителя с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • Мобильный или домашний телефон заявителя для обратной связи (указание этих контактных данных не обязательно, но желательно.)
  • Дополнительно может быть указан адрес электронной почты для обратной связи
  • Название заявления: „Заявление о преступлении”
  • Текст заявления. В начале текста требуете возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, а именно превышения (злоупотребления) должностных полномочий. В данном тексте указываете обстоятельства, при которых было совершено преступление сотрудником (сотрудниками) полиции. Необходимо максимально четко и сжато описать обстоятельства, при которых произошло преступление. Указываете все обстоятельства дела, обязательно следует указать в чем именно выразилось злоупотребление или превышение должностных полномочий, какие Ваши права были нарушены действиями (бездействием) сотрудников полиции. Также необходимо указать все данные, которые имеются у Вас о сотрудниках полиции, дату совершения преступления, доказательства, которые Вы можете представить против нарушивших Ваши права сотрудников полиции. Дополнительно можете указать ссылки на статьи 285 и 286 УК РФ.
  • В конце заявления указываете фразу: „Об ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 Уголовного Кодекса РФ мне известно”
  • Приложение: перечисляете доказательства, которые Вы прилагаете к заявлению по данному делу. Все документы (доказательства) по делу прилагаются к заявлению в копиях.
  • Дата подачи заявления (число, месяц, год) и подпись заявителя с расшифровкой.

В течение 10 суток с даты регистрации Ваше заявление должно быть рассмотрено комитетом и по нему будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке, который предусмотрен статьями 144, 145, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению (обоснованный отказ придёт Вам по почте заказным письмом, зачастую в течение 14 суток с момента подачи заявления), Вы можете обжаловать данный отказ в порядке, предусмотренном статьями 124, 125, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ в прокуратуру, руководителю следственного органа или в суд. Самым действенным способом считается обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в прокуратуру. В данной жалобе указываете, что Вы не согласны с доводами следователя следственного комитета, послужившими основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий полицейским. При наличии, можете также приложить дополнительные доказательства (копии документов, видео- или фотоматериалы) по делу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Люди, стоящие у власти, обязаны придерживаться законов и не использовать свое положение в личных целях. Но на практике все обстоит не так, превышение должностных полномочий – это совершенные должностным лицом действия, не предусмотренные его обязанностями и повлекшими нарушение конституционных интересов и прав лица или компании (статья 286 УК РФ).

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими – наличие во втором случае корыстной или личной заинтересованности (ст. 285 ч.1). Речь идет не об использовании своего положения, а действиях, которые повлекли к нарушению интересов и прав граждан или организации.

Комментарии и понятия к статье

Это служащие, представляющие государственную власть по роду своей деятельности. К должностным лицам чаще всего относят:

  • сотрудников полиции: от сержанта патрульно-постовой службы до начальника отдела;
  • работников Прокуратуры: прокурор, заместитель, старший помощник;
  • служащих Следственного Комитета;
  • госслужащих на местном и федеральном уровне.

Дополнительно к подобным лицам относятся и те, кто не является представителем государственной власти, но на которых в перечисленных организациях возложены распорядительные, управленческие и хозяйственные функции (начальник кадров, зав. хозчастью).

Гражданин может иметь полномочия, определяющие его в качестве должностного лица, временно, постоянно либо по поручению. Разовое выполнение роли представителя государственной власти – присяжный на заседании суда, выбранный случайно.

Функции должностного лица: формы

Превышение служебных полномочий считается оконченным с момента наступления серьезных последствий в отношении физлица или общественности. Деяние рассматривается в отдельности от негативных результатов деятельности должностного лица, если они повлекли за собой действия, предусматривающие наказание по иным статьям Уголовного Кодекса.

Превышение полномочий подразделяется на несколько видов: преступное деяние и бездействие, совершаемое в личных интересах для достижения своей определенной цели, на которое служащий не имел права.

По форме действия классифицируются:

  • деяния, попадающие под деятельность других вышестоящих лиц (дознаватель за начальника);
  • действия, которые должны выполнять другие органы власти (ответственный по общежитию осуществляет обыск в помещениях);
  • единоличное деяние, которое выполняется только коллегиально (судья принимает решение по делу, которое должны вести несколько уполномоченных лиц);
  • выполнение действий в отсутствии особых обстоятельств, условий (неправомерное использование оружия);
  • совершение деяния, на которое никто не имеет права: начальник применяет силу к своему подчиненному (ППВС п. 19 от 2009 года №19).

Если к ребенку в детском саду или школе предвзятое отношение, с целью взимания средств на нужды госучреждения, что стало причиной его нервного расстройства или отставания по предметам, родители имеют право обратиться с жалобой о злоупотреблении служебными полномочиями.

Ответственность за превышение должностными обязанностями

Злоупотребление рассматривается, как выполнение определенных действий субъектом, выходящих за рамки его полномочий, что ведет к ущемлению интересов и нарушению прав гражданина и общественности.

Согласно ст. 286 УК РФ части 1, за подобные деяния предусмотрено пять наказаний:

  • отстранение от определенного вида должности;
  • запрет на деятельность, предусмотренную законом на срок 5-ть лет;
  • штрафные санкции, арест на 4-6 месяцев;
  • принудительная трудовая деятельность до 48 месяцев;
  • заключение под стражу до 4-х лет.

В ч.2 отражен квалификационный состав преступления – совершение противозаконного деяния главой МО либо государственным служащим одного из субъекта РФ.

За подобные действия ему грозит обязательный труд до 60 месяцев, штраф, с лишением возможности занимать или осуществлять конкретную деятельность (не всегда) либо уголовная ответственность – отбывание наказание в исправительном учреждении сроком до 7 лет с отстранением от должности до 3-х лет.

Уголовный Кодекс РФ ч.3 квалифицирует совершение преступлений, предусмотренных частью 1 и 2-ой следующим образом:

  • Причинение тяжкого вреда – авария на дороге, остановка коммерческой деятельности организации, серьезный ущерб.
  • Насильственные действия или угроза к их применению.
  • Использование спецсредств, оружия: резиновые дубинки, слезоточивый газ, бронемашины, водометы.

Совершение таких деяний предусматривает наказание в форме лишения свободы от 3-х до 10-ти лет. При этом должностное лицо не сможет осуществлять определенный вид деятельности или претендовать на конкретную вакансию на протяжении 3-х лет.

Судебная практика: примеры

Следователь отдела по предотвращению экономических преступлений задержал обвиняемого в мошеннических действиях служащего, причинившего огромный ущерб одному из предприятий. На основании полученного материала, он заключил его под арест, затем направил дело в суд. На протяжении всего процесса, до вынесения приговора, обвиняемый находился в изоляторе на незаконных основаниях, в течение 4-х месяцев.

Постановление Пленума ВС – необходимо придерживаться закона, соблюдая всего его правила и исключить издержки судебного производства, необоснованность вынесения обвинительного приговора, улучшить его качество. Но в то же время, следует установить факт нарушения и наказать лицо, уличенное в превышении своих обязанностей.

Судебная практика сталкивается с множеством случаев. Так, например капитан судна, перевозящего товары для последующей реализации на территории РФ, уличил члена экипажа в крупной краже. Он поместил его под стражу, стал осуществлять следственные мероприятия, дознание.

Капитан имел на это полномочия, так как сотрудники полиции были недоступны. Но корабль побывал в многочисленных портах, в одном из которых он должен был передать подозреваемое в преступлении лицо уполномоченным органам. Из-за продолжительного пребывания под арестом, у матроса ухудшилось состояние здоровья, и он получит инвалидность. Здесь на лицо превышение должностных обязанностей.

Преступные деяния против госвласти – противоправные действия, с использованием положения занимаемого на службе. Должностное лицо действует вопреки целостной организованной системе, что вызывает противодействие, которое может привести к негативным последствиям для самого инициатора.

УК РФ ст. 286 с комментариями содержит всю необходимую информацию, которую следует изучить должностным лицам во избежание крупного штрафа или уголовной ответственности в виде заключения под стражу от 3-х до 10 лет и лишения права заниматься предпочтительным видом трудовой деятельности.

Одним из наиболее распространенных составов противоправных действий с участием должностных субъектов является превышение их официально установленных полномочий. Данный перечень преступлений напрямую подрывает престиж государственных и муниципальных органов, поэтому выделен в отдельную норму УК РФ.

Что такое должностное лицо

Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах. Под определение должностных субъектов подпадают следующие лица:

  1. обладающие, на постоянной или временной основе, вмененным перечнем властных полномочий, либо получившие такие функции по специальному распоряжению;
  2. граждане, выполняющие организационно-распорядительные обязанности в государственных или муниципальных структурах;
  3. аналогичный перечень лиц, которым вменены административно-хозяйственные функции.

Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Для определения превышения вмененных обязанностей необходимо провести сравнение с положениями ст. 285 УК РФ, которая регламентирует злоупотребление служебными полномочиями:

  1. под превышением понимается противоправное поведение, совершенное должностным субъектом, явно выходящее за пределы вмененных обязанностей и полномочий (злоупотребление находится в рамках обязанностей, но направлено во вред интересам службы);
  2. выход за рамки полномочий должен иметь негативные последствия в виде существенного нарушения интересов граждан, организаций или государства без корыстной заинтересованности (по ст. 285 УК РФ личная заинтересованность субъекта является обязательным условием).

Кого могут привлечь за превышение должностных полномочий

Так как обладание должностным статусом имеет непосредственное отношение к государственной или муниципальной службе, за совершение указанного противоправного действия не могут привлекаться следующие категории граждан:

  1. государственные и муниципальные служащие, не имеющие указанных выше полномочий и осуществляющие трудовую деятельность на общих основаниях;
  2. преступления, совершенные сотрудниками предприятий ЖКХ, управляющей компании, частным охранником ЧОП;
  3. действия со стороны руководящего состава юридических лиц.

Статья 286 УК РФ не позволяет привлечь к уголовной ответственности за нарушение условий трудового контракта, допущенных государственным или муниципальным служащим, так как для них возможна дисциплинарная ответственность, в том числе увольнение.

Таким образом, в состав лиц, которым может применяться наказание за превышение служебных обязанностей, входят:

  1. сотрудники ГИБДД, находящие при исполнении;
  2. противоправные действия, совершенные судебным приставом-исполнителем;
  3. превышение служебных функций директором школы;
  4. существенное превышение полномочий налоговым инспектором при проведении выездных и камеральных проверок.

Особый правовой статус военнослужащих в ряде случаев позволяет привлечь их к ответственности по рассматриваемой норме. Для этого необходимо, чтобы таким военнослужащим в действующей армии были предоставлены властные, организационные или административно-хозяйственные функции. Для рядовых военнослужащих, проходящих службу по контракту, уголовная ответственность будет наступать по специальным составам воинских преступлений.

Что грозит за совершение данного преступления

В состав возможных санкций, регламентированных статьей 286 Уголовного кодекса РФ, входят следующие виды наказаний:

  1. штраф;
  2. работы принудительного характера;
  3. арест;
  4. лишение свободы.

Особый правовой статус указанных субъектов позволяет применять к ним дополнительные меры наказания - запрет занимать определенные должности или заниматься осуществление определенной деятельности на период времени, указанный в приговоре суда.

Дополнительными факторами, напрямую на тяжесть совершенного виновным лицом противоправного деяния, являются:

  1. выход за рамки служебных функций лицом, занимающим государственную или муниципальную должность;
  2. действия с применением насилия (особенно характерно для сотрудников правоохранительных органов);
  3. совершение деяния с использованием оружия или спецсредств;
  4. наличие по итогам преступления тяжких последствий.

В чем может выражаться на практике явное превышение должностных обязанностей? Такие случаи могут возникать при выполнении действий, входящих в компетенцию иного должностного субъекта, в том числе вышестоящего лица. В отношении сотрудников правоохранительных органов такое деяние может заключаться в использовании оружия без возникновения особых обстоятельств, перечисленных в нормативных документах.

Помимо этого, в явное превышение входит совершение действий, которые не должно выполнять, ни при каких обстоятельствах, ни одно из должностных лиц. Также под определение такого состава будет включаться совершение властным сотрудников единоличных действий, тогда как нормативные акты предусматривают обязательный коллегиальный характер их выполнения.

Чтобы установить, какая мера ответственности грозит преступнику, нет необходимости выяснять мотив его действий. Рассматриваемая норма не обуславливает применение карательных санкций наличием или отсутствие мотивов нарушителя.

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

— относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

— совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.

4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

5. Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285).

6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления. В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно:

— совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»).

Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по не требуется;

— совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п. «б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования. При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Законом об оружии. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (в ред. от 11.02.2003) , от 24.06.1998 N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» и др.);
———————————
См., например: ст. ст. 18 — 23 Закона о полиции; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; 2007. N 7. Ст. 830, 831; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; 2009. N 39. Ст. 4538; 2010. N 27. Ст. 3416; 2011. N 1. Ст. 46; N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2022; N 17. Ст. 2319; N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221; 2003. N 8. Ст. 755.

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085.

— совершение деяния с причинением тяжких последствий (п. «в»). Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. . В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей части ст. 105 УК.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19).