Как расшифровываются категории водительского удостоверения нового образца. Категории и подкатегории прав в водительских удостоверениях

Понятием «водительская категория» обозначаются транспортные средства, которыми дозволено управлять шоферу. Каждое авто относится к определенной категории. Водитель с прописанной категорией B (легковые авто) не может водить автобус, причисляемый к категории D. Разберемся, какие категории водительских прав существуют в 2016 году.

  1. А – мотоциклы (А1 – легковесные мотоциклы).
  2. В – «легкие» машины (В1 – трициклы, ВЕ – легковесные авто с прикрепленным прицепом).
  3. С – грузовики (С1 – легкие грузовики, СЕ – «тяжеловесы» с прицепом, С1Е – маловесные грузовики с «повозкой»).
  4. D – автобусные транспортные средства (D1 – небольшие автобусы, DE – автобусные средства с «повозкой», D1E – миниавтобусы с прицепом).
  5. М – мопеды.
  6. Tm – трамваи.
  7. Tb – троллейбусы.

Водителю дозволено управлять исключительно тем транспортом, который обозначен у него в документах необходимой категорией. В противном случае грозит штрафное взыскание 5-15 тыс. рублей за отсутствие нужной категории.

Права категории А: со скольки лет и как получить

Водительский документ с данной отметкой дает право управления любым мотоциклом даже с коляской. Также разрешает сидеть за рулем такого редкого вида транспорта в современном автомобильном потоке, как мотоколяска.

По определению ПДД, мотоцикл – это двухколесный транспорт, который может иметь или нет «люльку» сбоку. Права категории А также выдаются водителям трехколесных и четырехколесных мотоциклов весом не больше 400 кг (в снаряженном состоянии).

  • Подкатегория А1. К данному виду относятся мотоциклы с определенными параметрами – объм движка (до 125 см³) и мощность (до 11 кВт). Шофер с категорией А, автоматически получает право водить мотоцикл подкатегории А1.

Права категории B: авто, квадро- и трициклы

К ней причисляются транспортные средства со следующими характеристиками:

  • масса транспорта – до 3,5 тонн;
  • количество мест для пассажиров – до 8 (водительское сиденье не считается);
  • авто с прицепом, дозволенная масса которого – до 750 кг (и не превосходит массу самой машины без груза), а общая разрешенная масса всей «конструкции» – не выше 3,5 тонн.

Указанным требованиям помимо легковых машин также отвечают некоторые автобусы, маленькие грузовики, джипы и мотоколяски.

Подкатегория В1

Эти права предназначены для лиц, желающих «гонять» на трициклах и квадрициклах. «Квадрицикл» не надо путать с «квадроциклом». Поэтому и водительские документы нужны другие.

Квадрицикл – это мотоцикл с 4 колесами и обладающий следующими конструктивными особенностями:

  • развивающий минимальную скорость до 25 км/ч;
  • самая большая мощность движка – 15 кВт;
  • масса с поклажей – до 400 кг (для моделей, предназначенных для перевозки клади – до 500 кг).

Трицикл – транспортное средство на трех колесах (трайки, авто, велосипеды).

Подкатегория ВЕ

Если у автомобиля имеется тяжелый прицеп, то потребуются водительский документ подкатегории ВЕ. Он относится к машине со следующими параметрами:

  • авто с тяжелой «повозкой», масса которой легче 750 кг и превосходит массу самой машины без нагрузки;
  • авто с прицепом, масса которого меньше 750 кг, а дозволенная итоговая масса всей конструкции – более 3,5 тонн.

Обучают вождению автомобиля с тяжелым «вагончиком» с 18 лет. Длится процесс 1,5 месяца.

Категория С: грузовики всех видов

Это грузовики разной тяжести (исключая средства категории D). К ним относятся:

  • авто с дозволенной массой, превышающей рубеж 3,5 тонны;
  • грузовики с прицепленной конструкцией, разрешенная масса которой легче 750 кг.

Подкатегория СЕ

Если прицеп у грузовика тяжеловеснее 750 кг, то понадобятся права подкатегории СЕ. Они дозволяют водить транспортное средство с «повозкой» тяжелее указанной отметки.

Подкатегория С1

К данной касте относятся грузовики в диапазоне по массе 3,5-7,5 тонн, плюс средства с прицепом (С1) не тяжелее 750 кг.

Подкатегория С1Е

Она разрешает управлять грузовиком категории С1, но с увесистым «вагончиком» (больше 750 кг). В данном случае общая масса такого «паровозика» не должна заходить за отметку 12 тонн.

Если имеются права СЕ, то они разрешают садиться за руль средств С1Е.

Категория D: автобусы

Это авто, конструктивно предназначенные для транспортировки людей со следующими параметрами:

  • автобусы, имеющие больше «людских» 8 мест (исключая водительское место);
  • автобусы с тем же количеством сидений и с прицепом, который легче 750 кг.
  • Документ разрешает управление автобусами независимо от его массы. Получить их можно после 7 месяцев обучения уже в 21 год.

Подкатегория DЕ

Если автобус имеет более тяжелый прицеп, то придется получить категорию DE. Опять же речь идет о позволительной массе свыше 750 кг.

Подкатегория D1

Это миниавтобусы с сидячими местами в количестве от 9 до 16 (включая водительское кресло), а также средства D1 с прицепом легче 750 кг.

Подкатегория D1E

Если средства D1 имеют тяжелую «повозку» (более 750 кг), которая никак не годится для перевозки попутчиков, то понадобится категория D1E. При этом общая дозволенная масса такого автобуса с «вагончиком» – до 12 тонн.

Категория М

К ней относятся различные мопеды и квадрициклы (нетяжелые). Данная категория была введена лишь в 2013 году. Ее хитрость в том, что управлять этими средствами могут лица и не имеющие категорию М, но обладающие другими правами.

Получить права М можно уже в 16 лет.

Категория Tm и Tb

Ранее троллейбусы и трамваи не представляли собой отдельную касту. Они обозначались особыми отметками в документе. Сейчас им определили отдельные категории.

Выучиться на водителя такого общественного транспорта можно за полгода, если исполнилось 21.

Как получить водительские права в 2016 году

Чтобы получить права любой категории в нашей стране можно только после обучающего курса в автошколе и успешной сдачи экзаменационной части. Алгоритм такой:

  1. Подать документы на курсы вождения.
  2. Пройти обучения, соблюдая внутренние правила учебного заведения.
  3. Сдать экзамен, разделенный теоретическую часть и практику. Доказывать свою водительскую состоятельность придется экзаменатору из ГИБДД в условиях учебного полигона и на улицах города.
  4. Если экзаменационные испытания преодолены успешно, нужно оплатить госпошлину и сфотографироваться на права в ГИБДД.
  5. Полученный водительский документ действителен 10 лет.

Итог

Прежде чем записаться на обучение конкретной категории, следует определиться, какая из них вам необходимо и сразу выбрать подходящий вариант, руководствуясь своими планами на будущее (будет ли у вас большой семейный автомобиль или прицеп). Это сэкономит деньги, время и нервные клетки.

Категория в правах указывает на конкретный тип транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец водительского удостоверения. В начале ноября 2013 года были внесены корректировки в закон «О безопасности дорожного движения», изменившие список категорий водительских прав и дополнившие его новыми подкатегориями.

Водительское удостоверение какой категории есть у Вас?

Актуальные категории водительских прав на 2019 год

Новая классификация категорий российских водительских прав содержит семь основных пунктов , обозначенных буквенными символами, и четыре группы подкатегорий , содержащих в обозначении не только буквенные символы, но и цифры. Конкретную классификацию и расшифровку содержит таблица-описание категорий водительских прав, которые актуальны в 2019 году (ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ):

№ п/п Буквенное и цифровое обозначение категории Характеристика транспортных средств
1 А Мотоциклы
2 А1 Легкие мотоциклы (объем мотора от 50 до 125 см3)
3 B Легковые автомобили и грузовые автомобили (грузоподъемность до 3,5 т либо вместимость до восьми пассажиров)
4 B1 Квадрициклы и трициклы
5 C Грузовые автомобили (грузоподъемность более 3,5 т)
6 C1 Грузовые автомобили (разрешенная нагрузка на ось от 3,5 до 7,5 т)
7 D Автобусы, транспортирующие более восьми пассажиров
8 D1 Микроавтобусы, транспортирующие от восьми до шестнадцати пассажиров
9 M Мопеды, скутеры и квадрициклы (объем двигателя не более 50 см3)
10 Tm, Tb Троллейбусы и трамваи
11 BE, CE, DE, C1E, D1E Специальные категории, дающие право на управление транспортными средствами с прицепом

Выделенные подкатегории подразумевают использование облегченного варианта транспортных средств одного типа, имеющих меньшую грузоподъемность и мощность двигателя. Управление ими допускает упрощенную форму подготовки и минимальный опыт.

Более полную картину можно представить после детального рассмотрения каждой категории и подкатегории водительских прав, а также выяснения их особенностей использования при управлении конкретным транспортным средством.

Категория водительских прав А и А1


Категория «А» дает право на управление любым типом мотоциклов , в их числе – оборудованных коляской. К ним приравниваются мотоколяски, выпуском которых активно занимались в прошлом веке. В настоящее время такие средства передвижения практически не используются. Согласно ПДД, мотоцикл представляет собой двухколесное транспортное средство с боковым прицепом либо без него . Это водительское удостоверение (категория «А») допускает автовладельцев к управлению в том числе и трехколесными либо четырехколесными транспортными средствами, масса которых суммарно не превышает 400 кг.

Имеющие в ВУ отметку о наличии подкатегории «А1», допускаются на законных основаниях к управлению мотоциклом с объемом двигателя, не превышающим 125 см куб., и мощностью – не более 11 кВт соответственно. Эта подкатегория объединяет маломощные мотоциклы с укороченной длиной и большой маневренностью. Наличие у человека прав, в которых открыта категория «А», дает законное право на управление транспортными средствами и подкатегории «А1». Однако права подкатегории «А1» не позволяют садиться за руль тяжелого и мощного мотоцикла (ст. 25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Категория B (Б/B) на легковой автомобиль

Водительское удостоверение категории «B» дает допуск к управлению не только легковым автомобилем и мотоколяской , но и некоторыми другими транспортными средствами (джип, минивэн, микроавтобус, грузовик ), отвечающим следующим требованиям:

  • с массой не более 3,5 тонн, числом сидячих мест не более восьми, за исключением водительского (к ним не относятся транспортные средства категории «А»);
  • легковой автомобиль в связке с прицепом, при весе, не превышающим 750 кг;
  • автомобиль с прицепом при весе, превышающим 750 кг, (прицеп не более массы машины без нагрузки), и с условием того, что полная масса состава составляет не более 3,5 тонн.

Нужно помнить, что означает категория «В» («B») в водительском удостоверении: с ней можно управлять всеми легковыми автомобилями, соответствующими перечисленным выше требованиям. Однако использование прицепов требует особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Правила предусматривают дополнительные требования при вождении автомобилей с тяжелыми прицепами массой , превышающей 750 кг:

  • максимально допустимая масса прицепа с грузом не должна быть больше массы автомобиля во избежание опрокидывания автомобиля на дорогах с неровностями;
  • суммарная масса автомобиля с прицепом не превышает 3,5 т.

Для управления легковым автомобилем категории «B» в связке с тяжелым прицепом человек обязан получить категорию «BE».

Что означает категория В1 (Б1, B1)?

Некоторые водители до сих пор не знают, что означает категория «В1» («B1») в водительском удостоверении. Здесь все достаточно просто – это новая подкатегория введена для управления трициклов и квадрициклов (). Трициклы – это трехколесный мототранспорт, а квадрициклы – четырехколесные мотоциклы, напоминающие советские мотоколяски.

Важно! В силу того, что «квадрицикл» и «квадроцикл» имеют абсолютно различные технические характеристики, водительские права для одного из типов транспортного средства не подходят для управления другим. Поскольку это разный транспорт, права на их вождение отличаются категориями.

К управлению квадроциклами, снегоходами и вездеходами допускаются исключительно граждане с наличием удостоверения тракториста-машиниста категории «А».


Квадрициклы оборудованы мотоциклетными двигателями, однако механизмы управления бывают как у автомобилей, так и мотоциклов – либо ручная коробка передач в комплектации с традиционным рулевым колесом, либо ножная система для переключения передач, дополненная классическим мотоциклетным рулем управления. В зависимости от этого владельцы разных типов квадрициклов приобретают различные категории водительских удостоверений – с категорией «А» для вождения квадрицикла мотоциклетного варианта управления и с категорией «В» для вождения квадрицикла автомобильного варианта управления. Универсальный вариант, подходящий для любого вида управления – новая подкатегория «В1» водительских прав.

Обозначение «AS» в категории В1 водительских прав

При изготовлении нового образца водительского удостоверения некоторым автомобилистам с открытыми категориями «А» или «В» в заметках ставится отметка «AS» (Automotive Steering). В переводе на русский язык это означает «автомобильный тип рулевого управления». Подобная отметка «AS» ставится исключительно тем водителям, у которых категория «А» закрыта, а «В» открыта. Аббревиатура не ставится при наличии обеих категорий.

Что на самом же деле обозначает отметка «AS»? Она указывает на возможность управления только транспортом с рулевым типом управления , то есть рулем. Водитель, обладающий правами нового типа, может лицезреть отметку «AS» напротив категории «В1» при закрытой категории «А». Водителю разрешается управлять мотоциклами и трициклами исключительно с автомобильным типом управления (с рулевым колесом). Автомобилист с такой отметкой в правах имеет право управлять двухколесными транспортными средствами с автомобильным типом посадки. То есть управление мотоциклами с сидением, как в автомобилях.

Водительские права категории С


К категории «С» относятся грузовые автомобили с предельным весом в соответствии с технической документацией более 3,5 тонн, а также грузовики с легким прицепом массой, не превышающей 750 кг . Водитель, имеющий водительское удостоверение категории «C», допускается к вождению средних и тяжелых грузовиков (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовых автомобилей с прицепом весом не более 750 кг (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ).

Свидетельство на право вождения подкатегории «С1» предоставляет право на вождение грузовых автомобилей:

  1. с предельной массой, согласно технической документации, более 3,5, но менее 7,5 тонн;
  2. таких же грузовых автомобилей, сцепленных с прицепами весом до 750 кг.

Следовательно, подкатегорией «С1» открывается доступ владельцам таких ВУ к вождению легких грузовиков, оснащенных компактными прицепами. Причем документы с предоставлением возможности вождения транспорта категории «С» разрешают управлять моделями более легких грузовиков, которые законодательно отнесены к категории «С1».

Права категории «СЕ» допускают к вождению автомобильного транспорта категории «С» и соединенного с тяжелым прицепом – вес свыше 750 кг. Подобная отметка в правах необходима водителям КАМАЗов, МАЗов, БелАЗов и иных тягачей, привлекаемых к дорожному строительству, разработке карьеров, строительстве газовых и нефтяных магистралей, крупнотоннажным перевозкам.

К группе «С1Е» относятся грузовые автомобили с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединенные с прицепом, имеющим вес свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. Общий максимальный вес грузовика с прицепом не должен превышать 12 тонн. Обладание водительским удостоверением категории «СЕ» дает право на управление более легкими автомобилями, относящимися к категории «С1Е».

Водительские права категории Д (D)


Для управления автобусом водитель должен получить права по категории «D» (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ). Какие из транспортных средств относятся к данной категории? Это:

  1. транспорт, организующий транспортировку пассажиров с более чем восемью сидячими местами, без учета водительского места;
  2. машины категории «D» в связке с прицепом, вес которого не превышает 750 килограммов.

Водительское удостоверение категории «Д» («D») обеспечивает возможность управления автобусами различных типоразмеров вне зависимости от массы. Связка «автобус-прицеп» с максимальным весом последнего не более 750 кг также входит в эту категорию. Если же масса самого прицепа превышает положенную массу, водителю необходимо открывать категорию «DE».

Право на вождение транспорта категории «DE» относится к категории автобусов, имеющих тяжелый прицеп весом свыше 750 килограммов и сочлененные автобусы, в состав которых входит два салона – так называемые «гармошки». Примечательно, что категория «D» разрешает водителю управлять транспортным средством из подкатегории «D1», а «DE» – из категории «D1E».

В подкатегорию «D1» включаются автомобили для перевозки пассажиров, имеющие более восьми и менее шестнадцати сидячих мест, за исключением водительского сиденья и автомобили подкатегории «D1» в связке с прицепом, имеющим массу не более 750 килограммов.

Подкатегория «D1E» включает в себя тяжелые прицепы и подходит водителю автобуса в связке с прицепом, не эксплуатируемом в качестве перевозчика людей, и вес которых менее 750 килограммов. Вес прицепного устройства не должен превышать вес основного транспортного средства без нагрузки, причем общая масса такой сцепки составляет не более 12 тонн.

Водительские права категории Е


После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E» . При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.

Каким же образом происходит замена старых водительских удостоверений на новые, ведь срок их действия не превышает 10 лет?

Начиная с 1 апреля 2014 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».

Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.

В настоящее время, при замене водительских прав органы ГИБДД стараются проставить лишь те категории, на которые водитель сдал практический экзамен на управление авто с прицепом. Однако, поскольку ранее водитель получил удостоверение с категорией «Е» без дополнительных отметок, следовательно, эта категория давала возможность управлять любым транспортным средством с прицепом.

При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.

Свою правоту водители нередко доказывают в суде, причем при разбирательстве судебные органы, чаще всего, встают на сторону заявителя.

Права категории М


Управление скутером, либо мопедом без водительских прав запрещается в связи с ростом числа ДТП при участии этого вида транспорта. С начала 2014 года определена новая для РФ категория «М». Открывшие ее получают право на управление мопедом, скутером и легким квадрициклом . Категория «М» в водительском удостоверении 2019 года означает, что любая открытая прежде категория автоматом обеспечивает законное право его владельцу управлять транспортными средствами этой категории.

Водительское удостоверение категории «М» можно получить при наступлении минимального водительского возраста – 16 лет. Поскольку к управлению транспортным средством категории «М» обычно допускаются те же водители, которым дано право на вождение любым другим транспортным средством, во всех водительских удостоверениях эта категория прав открывается автоматически. Единственным условием для этого является открытие ее в медицинской справке совместно с любой категорией. Правом вождения мопедов обладает и водитель, имеющий права старого образца.

Штраф за «бесправное» управление мопедом, либо скутером и квадрициклом составляет от 5 до 15 тысяч рублей (п.1 ст.12.7 КоАП РФ ).

Внимание! Удостоверение тракториста-машиниста право управления транспортными средствами обозначенной категории не дает.

Что означают категории в правах нового образца Tb и Tm?

Для управления троллейбусом либо трамваем , начиная с 2016 года и, конечно, в 2019 году, водителю требуются права со специальной категорией «Tb»или «Tm». Ранее, вышеназванные типы городского транспорта не выделялись отдельной категорией, а в водительские права вносились записи о разрешении в раздел «Особые отметки». Особенностью управления этим видом транспорта является получение разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительское удостоверение B, B1, M


Действительное на текущий момент российское законодательство предусматривает возможность выдачи ВУ гражданам, которыми уже достигнут определенный возраст (п.2 ст.26 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ):

№ п/п Название категории Тип транспортного средства Возраст
1 А Управление мотоциклами 18 лет
2 А1 Управление мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт 16 лет
3 М Вождение мопедов 16 лет
4 В и С Вождение легковых и грузовых автомобилей 18 лет
5 D, Tb и Tm Управление автобусами, троллейбусами и трамваями 21 лет
6 ВЕ, СЕ и DE Вождение автомобильного транспорта с прицепами Люди, имеющие права и опыт вождения на категории В, С или D со стажем вождения не менее 12 месяцев

Для получения водительского удостоверения на право управления автомобильным транспортом любой категории необходимо обязательное обучение в автошколе с последующей сдачей теоретических экзаменов и практического вождения. Прохождение занятий и последующая сдача экзаменов в ГИБДД не имеет возрастных ограничений. К примеру, на категорию «А» или «В» начать обучение в автошколе и приступить к сдаче экзаменов в ГИБДД разрешено с согласия родителя даже раньше 18 лет, когда получают на руки ВУ.

Подробнее о водительском удостоверении

Водительское удостоверение нового образца содержит всю информацию о водителе – владельце транспортного средства. Права подтверждают личность водителя и могут использоваться в некоторых случаях как замена общегражданского паспорта. На водительском удостоверении отмечается следующая информация о владельце (Приложение №1 Приказа МВД РФ №365 от 13.05.2009 г. ):

  • дата и место рождения;
  • дата выдачи пластиковой карточки, дающей право на управление ТС;
  • срок действия документа;
  • название органа, выдавшего права;
  • номер водительского удостоверения;
  • личная подпись;
  • фотография;
  • название категорий прав;
  • дополнительные сведения (группа крови, наличие очков, либо линз и др.).

Водительские права содержат информацию с двух сторон:

  • лицевая часть – персональные сведения о водителе;
  • обратная сторона – основная информация, сжато расшифровывающая категории и подкатегории нового образца.

В верхней части лицевой стороны содержится название документа и территория, на которой он был выдан. Левая сторона – цветная фотография 3×4 владельца без очков и головного убора. Водитель с плохим зрением вправе поместить фотографию в очках без тонированных стекол. Фотография для водительских прав в головном уборе позволена людям с особыми религиозными убеждениями.

Под фотографией размещается подпись водителя, идентичная его автографу в паспорте. Справа в документ вписаны фамилия с именем и отчеством и тут же обозначена дата рождения водителя.

Информация на русском продублирована тем же текстом на английском. В правой стороне лицевой части прав указывается орган, выдавший удостоверение, номер и серия документа. Здесь же отмечается регион регистрации. В нижней лицевой стороне ставится отметка о категории прав, присвоенных водителю.

То мы просто не можем обойти тему истории их возникновения. Разумеется, нужда в создании водительских прав появилась вместе с появлением первых автомобилей, поскольку они начали представлять опасность для окружающих. Именно тогда и решили выпустить документ, дающий право на управление автомобилем.

У истории появления водительских прав имеется две версии, одна из которых принадлежит Германии, а вторая - Франции.

Согласно Германской версии первые водительские права появились благодаря немецкому изобретателю Карлу Бенцу, усовершенствовавшему своего автомобиля. Долгое время он пытался убедить людей и местные власти в безопасности своего автомобиля, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо соблюдать, передвигаясь по городским улицам:

  • Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах - не более 6 км/ч.
  • Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.

Данное разрешение было выдано на срок с 1 января по 31 декабря 1894 года, но у начальства герцогства оставалось право его отозвать или дополнить новыми правилами.

Согласно Французской версии первые водительские права выданы по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако водительское удостоверение тогда называлось «Справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Для получения такой справки не требовалось сдавать экзамены, а нужно было просто продемонстрировать умение управлять своей машиной. Спустя 6 лет, в 1899 году, во Франции появился первый экзамен на проверку навыков вождения автомобиля, и после его сдачи экзаменуемый получал «Национальное удостоверение о пригодности к вождению». В то же время подобные удостоверения начали выдавать в США.

История российских водительских прав

Истории российских водительских прав уже более ста лет, и началась она в 1895 году, когда градоначальником Санкт-Петербурга генерал-лейтенантом бароном фон Валь было выдано двум горожанам разрешение на езду по городу на моторных велосипедах.

Когда же в 1896 году появились первые автомобили, князем М.И. Хилковым было подписано постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Далее на основании этого постановления в 1900 году Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Водители должны были проходить медобследование, раз в год техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час, что примерно составляет 13 км/ч.

С 1909 года российские водительские права приобрели европейский облик, когда Россией была подписана международная конвенция по урегулированию автомобильного движения и она приняла «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». С этого времени права стали выдавать с 18 лет, появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за втрое - арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав . Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году, на которых обучали навыкам вождения и ремонту автомобилей.

В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло 6.

С 1936 года водительские права были отданы в ведение органов внутренних дел, а с 1963 года появились первые международные водительские права в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении.

С 1999 года водительские права приобрели облик пластиковой кредитной карты.

Огромный выбор автотранспортных средств вынуждает периодически вводить новые категории в удостоверение, дающее право на управление определенными видами техники. Российским законодательством также предусмотрены некоторые дополнительные пункты в водительском удостоверении. Например, что означает категория b1 в водительских правах?

Это нововведение появилось два года назад и на момент текущего года остается законным основанием, дающим право на управление определенными транспортными средствами.

Описание категории B1

Новая графа появилась благодаря массовому распространению различного рода квадрициклов и трициклов. Уместнее будет сказать, что категория В осталась без изменений (разрешает вождение легкового автотранспортного средства менее 3500 кг с количеством сидячих мест не более 8), а b1 является дополнительным подпунктом к ней.

Все нововведения отображены на оборотной стороне водительского удостоверения наряду с основными пунктами.

Транспортные средства с менее тяговитыми двигателями и значительно меньшими габаритами уже относятся к другой категории, введенной для мопедов (М).

Дополнительно к пункту b1 предусмотрены два подпункта, которые проставляются в крайней правой графе (12) в строке с указанием категории. Эти дополнительные аббревиатуры обозначаются как «AS» и «MS». Возникает вопрос о том, какие машины можно водить, обладая этими отметками в собственных правах, и что означает AS:

  • AS (Automotive Steering) – допуск к управлению транспортным средством, имеющим автомобильный руль. Дает дополнительную возможность установки сидения автомобильного типа на квадрицикл или трицикл взамен стандартных.
  • MS (Motorcycle Steering) – дает право на управление квадрициклом или трициклом в стандартной комплектации.

Транспортные средства, которыми можно управлять

Трициклы и квадрициклы набирают широкую популярность в нашей стране за последние годы. Эти агрегаты популярны в виде транспортных средств выходного дня, на которых можно осуществлять передвижение по пересеченной местности, труднопроходимым дорогам и другим интересным местам:

  • Трициклы. Эти транспортные средства представляют собой мотоциклетный агрегат, обладающий тремя колесами и оснащенный силовым агрегатом с объемом равным или превышающим 50 куб. см. Рынок автотранспортных средств переполнен различной техникой, в продаже имеются трициклы с полностью электрической тягой.
  • Квадрициклы. Эти агрегаты представляют собой мотоциклетный транспорт на четырехколесном ходу с двигателем мощностью менее 20 л. с., подлежащий обязательной регистрации в органах Госавтоинспекции. Электрические модификации квадрициклов должны обладать электромотором, обладающим мощностью не более 15 КВт. Также вес данного транспортного средства не должен быть тяжелее 0,55 тонны, а максимальные скоростные показатели – не более 25 км/ч.

Квадроциклы и квадрициклы – это совершенно разные транспортные средства. Первая категория мототранспорта не предназначена для передвижения по общественным дорогам, они также не имеют кабины. Вторая категория мототранспорта оснащена кабиной и имеет возможность передвижения по дорогам общего пользования и больше напоминает автотранспорт или мотоколяску.

Порядок получения категории b1

Открытие данного подпункта к основной графе В не требует значительных усилий. Для ее получения не предусмотрена программа обучения и сдача экзаменов.

  • Категория В – дополнительно открываются подкатегории b1 и AS.
  • Категория А – также становится доступной b1 и MS.

Вышеописанные подкатегории также открываются в автоматическом режиме для водителей, проходящих процедуру замены водительского удостоверения по истечению его срока действия или в итоге восстановления документа по причине утери, кражи. В данном случае прохождение дополнительного обучения с точки зрения законодательства нашей страны не предусмотрено.

В случае необходимости получения категории b1 для новичков, учеба и сдача соответствующих экзаменов — обязательные мероприятия. На выбор начинающим водителям предоставляются варианты прохождения программы обучения по направлениям А или В, либо одновременно обеим.