Как лишить собственника земли, если он забросил участок? Когда дачный домик могут отнять? Дача в собственности могут ли ее отобрать

С 1 декабря вступил в силу скандальный закон №251-ФЗ - отныне дачник может неожиданно обнаружить, что собственником участка он уже не является.

Президент Путин в Послании Федеральному собранию призвал активнее отбирать у собственников и продавать на аукционах сельскохозяйственные земли - таким образом в оборот должны вернуться «миллионы гектаров пашни».

Эксперты опасаются, что жертвами новой волны «раскулачивания» станут не банки, скупившие тысячи гектаров «про запас», - как показывает практика, у банков есть деньги, чтобы договариваться с администрациями и откупаться от земельных инспекторов.

Зато землю по суду уже начали отбирать у бывших колхозников, которые получили по два-три гектара от колхозов еще в 90-е годы. Большинство колхозников продали свои паи тем же банкам или земельным спекулянтам за копейки. Однако есть такие принципиальные, кто до сих пор держится за свой пай: сажает на гектарах картошку либо сдает землю фермерам и колхозам под выпас скота.

Вроде бы и обработанная землица, но у земельных инспекторов всегда найдется повод найти массу нарушений: например, земля обрабатывается не так, как надо, а это снижает ее плодородие. Так что отдавайте свою землицу в собственность администрации, а там уже чиновники придумают, куда ее приспособить: переведут под дачное или иное строительство, продадут за хорошие деньги.

Но не надо думать, что муниципальные власти ограничатся «раскулачиванием» владельцев сельхозземли, аналогичные процедуры изъятия теперь будут производить и в отношении обычных дачников, владельцев тех же шести соток.

С 1 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон №251-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

«Новая норма законодательства по факту узаконит порядок отъема земельных участков более чем у 80% граждан России.

Отнимать и продавать с молотка смогут земли, предоставленные гражданам под садоводство, огородничество, дачное хозяйство, ИЖС, ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и даже под гаражное строительство.

Людмила Голосова, председатель профсоюза садоводов России , объясняет механизм «законного раскулачивания»: «В прежней редакции подать документы на государственную регистрацию права собственности могли только правообладатели недвижимости, стороны договора (когда речь идет о сделке купли-продажи или дарения) или их доверенное лицо. В новой редакции круг таких лиц расширился: теперь зарегистрировать право собственности на чужой участок могут также судебные приставы-исполнители и органы местного самоуправления».

Перед этим органы местного самоуправления должны вынести постановление о признании данного дачного участка или иной земли (возможно, со строениями) бесхозной. Тут вообще все просто - в закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заранее внесли пункт 4.1 статьи 45 в новой редакции, где говорится, что если с момента постановки на кадастровый учет прошло пять лет и земельный участок или дом не были внесены в ЕГРП, то его снимают с кадастрового учета.

Людмила Голосова написала письмо президенту, в котором напоминает: новый закон противоречит старому Федеральному закону №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 г.: «И это был первый федеральный закон, под которым Вы, уважаемый Владимир Владимирович, поставили свою первую подпись как Президент России! Возникает вопрос: мы в правовом государстве живем? Если Россия правовое государство, то по какому праву издается распоряжение Правительства РФ №2236-р, которым указано снимать с кадастрового учета земельные участки, ранее поставленные на данный учет в законодательном порядке?»

После этого власть автоматически объявляет участок и строения бесхозными и забирает в свою собственность. Затем «раскулаченное» имущество выставляется на аукцион.

В России 70-80% земельных участков в законодательном порядке поставлены на кадастровый учет и не внесены в ЕГРП - это позволяет закон начиная с 1992 года. «Теперь все эти участки «улетают» в собственность муниципалам, - предупреждает Голосова. - Власти могут подать документы на госрегистрацию отнятой земли без суда, по своему собственному усмотрению будут признавать участки бесхозными. Очевидно, что чиновники начнут беспредельничать и доказать что-то будет невозможно».

Более того, закон даже не обязывает чиновников ставить владельцев участков в известность, что с их собственностью проделываются подобные манипуляции.

И такое будет твориться по всей стране, включая многострадальный Крым. «Председатель Заксобрания республики Крым Константинов сообщил, что 80% владельцев земель не могут подтвердить свои права, видимо, надо понимать, что они не внесены в ЕГРП, и эти участки могут быть проданы с молотка», - комментирует Голосова.

По ее мнению, «такому беспределу со стороны власти невозможно подобрать слова»:

«Граждане нашей страны России, которые на законных основаниях получили землю, руководствуясь федеральными законами №28-ФЗ от 02.01.2000г., №122-ФЗ от 27.07.1997 г., ЗК РФ, ГК РФ, Конституцией РФ, которые находятся на своей земле 30-70 лет, возвели дома, вырастили сады, теперь должны их отдать государству в собственность? Или чиновники предложат гражданам выкупать свои же дома, выставленные на аукцион?»

По статистике Профсоюза садоводов России, дачные участки сегодня имеют 70 млн человек. Большая их часть была выделена еще во времена СССР «навечно и безвозмездно» - кроме того, дачники были освобождены от налогов.

Аделаида Сигида

С 1 июля вступает в силу закон, позволяющий местным властям принудительно изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельхозназначения.

Кроме того, государство сможет наконец разобраться с невостребованными земельными долями, которые в свое время были щедро розданы колхозникам. Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Вниманию дачников и огородников

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80% земель сельхозназначения юридически не оформлены. Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили госрегистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся. Проблема легитимности использования земли есть и у сельскохозяйственных организаций.

Новый закон восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га. Если дольщики и собственники земельных участков не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты. Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению, сообщающие о вступлении нового закона в силу. Местная власть получает дополнительные полномочия и отныне становится заинтересованной стороной. По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га. Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 млрд рублей. И это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения. Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

У кого могут отобрать землю?

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании "Приоритет", основанием для изъятия сельхозземель будут следующие критерии:

Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния,

Если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. (Признаки неиспользования будут установлены правительством РФ. При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков. Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов.)

Собственники могут избежать негативного сценария "расставания с земельным ресурсом", если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

"На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии "ненадлежащего использования" и "неиспользования" земель сельхозназначения, - уверен Виталий Бородкин. - Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории".

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом. Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом, но если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов. Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.

Собственник, приехав на свой земельный участок, обнаружил, что на входных воротах, в доме и гараже сменены замки. Когда садовод обратился к председателю СНТ, последний пояснил, что земельный участок возвращен в собственность СНТ на основании решения общего собрания членов СНТ и продан другому лицу на выгодных для СНТ условиях. Удивительно, но это не придуманная и совершенно реальная история.

Собственник, приехав на свой земельный участок, обнаружил, что на входных воротах, в доме и гараже сменены замки. Когда садовод обратился к председателю СНТ, последний пояснил, что земельный участок возвращен в собственность СНТ на основании решения общего собрания членов СНТ и продан другому лицу на выгодных для СНТ условиях.

Удивительно, но это не придуманная и совершенно реальная история.

Часто члену СНТ - злостному неплательщику грозят исключением из СНТ за неуплату установленных взносов. В виде дополнительной меры воздействия на садовода, который имеет долги по взносам, СНТ иногда прибегает к такой мере как изъятие земельного участка на территории СНТ у исключенного члена СНТ.

Еще одна распространенная ситуация, когда СНТ изымает земельные участки у их собственников, посчитав, что земельный участок заброшен и длительное время не обрабатывается и не осваивается. Подобные изъятия зачастую инициируют соседи, которые не прочь расширить свою территорию за счет чужого земельного участка.

Такие действия СНТ порождают массу судебных споров, ответчиками в которых выступают новые собственники участка, СНТ, а также местная администрация.

Давайте разберемся, может ли СНТ забрать участок у его собственника?

Возможность изъятия земельного участка, находящегося в собственности садовода, действительно предусмотрена действующим законодательством. Но такое изъятие может происходить только в порядке, установленным законом.

Порядок лишения садовода, огородника или дачника права собственности предусмотрен нормами п.2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту ФЗ-66), ч.3 ст.35 Конституции РФ, ст.44 ЗК РФ, ст.284-287 ГК РФ.

Из системного толкования указанных норм можно сделать следующие выводы:

  1. Для лишения садовода, огородника или дачника земельного участка необходимо наличие у него умышленных и систематических нарушений , предусмотренных земельным законодательством. При определенных обстоятельствах к таким нарушениям можно отнести длительное неиспользование земельного участка по целевому назначению.
  2. Обязательным условием изъятия земельного участка в СНТ является заблаговременное предупреждение садовода (огородника, дачника) о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основанием для лишения прав на земельный участок.
  3. Лишение садовода (огородника, дачника) его земельного участка возможно только на основании решения суда . Никаких внесудебных процедур для данных случаев не предусмотрено .
  4. Решение об изъятии земельного участка принимается только соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления . На основании указанного решения такой орган обращается в суд с иском об изъятии земельного участка у собственника.
  5. Изъятие земли осуществляется только путем его продажи через суд на торгах , а не путем передачи участка СНТ или иному заинтересованному лицу. Все заинтересованные лица могут участвовать в торгах на общих основаниях.
  6. Закон не предусматривает возможность для СНТ изъять земельный участок у собственника, если член СНТ не платит членские или какие-либо иные взносы. Лишение садовода членства в СНТ не влечет им утрату права собственности на участок. Такой гражданин лишь переходит в категорию индивидуальных садоводов.
  7. СНТ не вправе ни в судебном ни во внесудебном порядке лишать садовода земельного участка.

Мы рассмотрели вкратце процедуру лишения садовода, огородника и дачника его земельного участка. На практике могут быть разные нюансы, которые необходимо учесть при отстаивании своих интересов.

Новый закон о садоводах, вступивший в силу с 01.01.2019 г., изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Председателя товарищества, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019.

С 01 января 2019 г. вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 01 января 2019 г. наконец вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новый закон о садоводах изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Правления садовых товариществ, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019. В связи с этим необходимо перестраиваться работать по новым правилам в т.ч. и Правлению, которое избрано до 01.01.2019 года.

С 01 января 2019 г. вступает в силу ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он приходит на смену ФЗ от 15.04.1998 366-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При оказании юридической помощи садоводам наши адвокаты по СНТ последнее время все чаще сталкиваются со следующим вопросом: «Надо ли новому собственнику земельного участка платить взносы за приобретенный им дачный участок, которые до продажи участка не оплатил прежний собственник»?

Зачастую при разводе недобросовестный супруг пытается вывести бизнес из-под раздела совместного имущества, например, продав доли в совместной компании сторонним лицам по заниженным ценам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши адвокаты по СНТ разъясняют вопрос о том, возможно ли для организации территории СНТ (иных садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан), а также для раздела земельного участка такого объединения использовать такой документ как «Проект организации и застройки» или он окончательно отменен? Слово нашим дачным юристам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши юристы по вопросам садовых товариществ хотели бы разъяснить в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения?

Итак, Президент России подписал 29.07.2017 г. долгожданный многими Федеральный закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-217).

Для чего нужны дачные или садовые объединения: СНТ, ДНТ, садовые или дачные кооперативы? Прежде всего для создания комфортных условий пользования своими личным земельными участками, дачами, садовыми домиками.

С 1 декабря вступил в силу скандальный закон №251-ФЗ - отныне дачник может неожиданно обнаружить, что собственником участка он уже не является.

Президент Путин в Послании Федеральному собранию призвал активнее отбирать у собственников и продавать на аукционах сельскохозяйственные земли - таким образом в оборот должны вернуться «миллионы гектаров пашни».

Эксперты опасаются, что жертвами новой волны «раскулачивания» станут не банки, скупившие тысячи гектаров «про запас», - как показывает практика, у банков есть деньги, чтобы договариваться с администрациями и откупаться от земельных инспекторов.

Зато землю по суду уже начали отбирать у бывших колхозников, которые получили по два-три гектара от колхозов еще в 90-е годы. Большинство колхозников продали свои паи тем же банкам или земельным спекулянтам за копейки. Однако есть такие принципиальные, кто до сих пор держится за свой пай: сажает на гектарах картошку либо сдает землю фермерам и колхозам под выпас скота.

Вроде бы и обработанная землица, но у земельных инспекторов всегда найдется повод найти массу нарушений: например, земля обрабатывается не так, как надо, а это снижает ее плодородие. Так что отдавайте свою землицу в собственность администрации, а там уже чиновники придумают, куда ее приспособить: переведут под дачное или иное строительство, продадут за хорошие деньги.

Но не надо думать, что муниципальные власти ограничатся «раскулачиванием» владельцев сельхозземли, аналогичные процедуры изъятия теперь будут производить и в отношении обычных дачников, владельцев тех же шести соток.

С 1 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон №251-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

«Новая норма законодательства по факту узаконит порядок отъема земельных участков более чем у 80% граждан России.

Отнимать и продавать с молотка смогут земли, предоставленные гражданам под садоводство, огородничество, дачное хозяйство, ИЖС, ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и даже под гаражное строительство.

Людмила Голосова, председатель профсоюза садоводов России , объясняет механизм «законного раскулачивания»: «В прежней редакции подать документы на государственную регистрацию права собственности могли только правообладатели недвижимости, стороны договора (когда речь идет о сделке купли-продажи или дарения) или их доверенное лицо. В новой редакции круг таких лиц расширился: теперь зарегистрировать право собственности на чужой участок могут также судебные приставы-исполнители и органы местного самоуправления».

Перед этим органы местного самоуправления должны вынести постановление о признании данного дачного участка или иной земли (возможно, со строениями) бесхозной. Тут вообще все просто - в закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заранее внесли пункт 4.1 статьи 45 в новой редакции, где говорится, что если с момента постановки на кадастровый учет прошло пять лет и земельный участок или дом не были внесены в ЕГРП, то его снимают с кадастрового учета.

Людмила Голосова написала письмо президенту, в котором напоминает: новый закон противоречит старому Федеральному закону №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 г.: «И это был первый федеральный закон, под которым Вы, уважаемый Владимир Владимирович, поставили свою первую подпись как Президент России! Возникает вопрос: мы в правовом государстве живем? Если Россия правовое государство, то по какому праву издается распоряжение Правительства РФ №2236-р, которым указано снимать с кадастрового учета земельные участки, ранее поставленные на данный учет в законодательном порядке?»

После этого власть автоматически объявляет участок и строения бесхозными и забирает в свою собственность. Затем «раскулаченное» имущество выставляется на аукцион.

В России 70-80% земельных участков в законодательном порядке поставлены на кадастровый учет и не внесены в ЕГРП - это позволяет закон начиная с 1992 года. «Теперь все эти участки «улетают» в собственность муниципалам, - предупреждает Голосова. - Власти могут подать документы на госрегистрацию отнятой земли без суда, по своему собственному усмотрению будут признавать участки бесхозными. Очевидно, что чиновники начнут беспредельничать и доказать что-то будет невозможно».

Более того, закон даже не обязывает чиновников ставить владельцев участков в известность, что с их собственностью проделываются подобные манипуляции.

И такое будет твориться по всей стране, включая многострадальный Крым. «Председатель Заксобрания республики Крым Константинов сообщил, что 80% владельцев земель не могут подтвердить свои права, видимо, надо понимать, что они не внесены в ЕГРП, и эти участки могут быть проданы с молотка», - комментирует Голосова.

По ее мнению, «такому беспределу со стороны власти невозможно подобрать слова»:

«Граждане нашей страны России, которые на законных основаниях получили землю, руководствуясь федеральными законами №28-ФЗ от 02.01.2000г., №122-ФЗ от 27.07.1997 г., ЗК РФ, ГК РФ, Конституцией РФ, которые находятся на своей земле 30-70 лет, возвели дома, вырастили сады, теперь должны их отдать государству в собственность? Или чиновники предложат гражданам выкупать свои же дома, выставленные на аукцион?»

По статистике Профсоюза садоводов России, дачные участки сегодня имеют 70 млн человек. Большая их часть была выделена еще во времена СССР «навечно и безвозмездно» - кроме того, дачники были освобождены от налогов.

Аделаида Сигида

Изъять земельный участок у владельца в 2020 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими права ми он обладает.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020: знайте свои права, чтобы не стать жертвой произвола!

С 1 июля 2019 года вступил в силу н овый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

  • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
  • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

  • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
  • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

  • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
  • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
  • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
  • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

  • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии :

  • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
  • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков :

  • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
  • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения , — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории «.

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
  • Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи) , — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка «.

Особо следует выделить положения закона о невостребованных земельных долях:

«Так, неосуществление сельскохозяйственных работ собственником или иным лицом, владеющим земельным участком на законном праве в течение трех и более лет подряд , а также земельная доля, о которой отсутствуют сведения в решениях органов местного самоуправления, принятых до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним», будет считаться невостребованной долей, — отметил эксперт. — Орган местного управления составляет списки таких невостребованных земель, списки утверждаются общим собранием участников долевой собственности».

Для нормального развития земельного рынка, по мнению экспертов, безусловно, обозначенные проблемы нужно было решить. Более того, представляется, что соответствующие изменения произведут определенный позитивный эффект на земельном рынке. Однако насколько сильным он будет, зависит от правоприменительных органов, а также от самих пользователей соответствующих земельных участков.

«Для эффективной работы предлагаемых норм нужна сильная и квалифицированная исполнительная власть на местах, — говорит Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». — Не сомневаюсь, что снова встанет вопрос о качестве системы управления, сбалансированности различных ветвей власти, их ответственности и компетентности, состоятельности органов государственной власти и местного самоуправления».

В равной степени, по мнению эксперта, это относится и к компетенции и ответственности различных собраний граждан, в данном случае владельцев земельных паев в общей долевой собственности. «Чтобы собрание не только состоялось, но еще приняло решение, требуется большое и, кажется, теперь забытое «искусство», которое раньше называлось умением работать с людьми, — отметил Эдуард Олевинский. — Проблему иллюстрирует сложившаяся с ТСЖ ситуация, когда результаты собрания жильцов нередко просто фальсифицируются, а их отмена требует длительных судебных тяжб. Полагаю, что закон оставляет возможность обойти предлагаемые нормы юридическими способами: перед правительством встанет весьма непростая задача установления критериев плодородия которые в принципе можно измерять и по ржи, и даже по камышу, если мода на камышовые крыши для бунгало докатится до России».

Изъятие земельных участков в 2020 году: основания, новый порядок и судебная практика

Отобрать имущество у владельца в 2020 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Государство или муниципалитет может изъять земли

Изъятие - многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти . От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

Закон об изъятии земель в 2020 году

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.
  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию :

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Новый порядок процедуры изъятия земель

Изъятие земли - формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2020 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Добровольное и принудительное изъятие земель

Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

Расчет производится с учетом:

  • рыночной стоимости;
  • цены недвижимости размещенной на земле;
  • упущенной выгоды.

Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

Поиск правообладателей

Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

  • размещает сведения на районных информационных стендах;
  • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
  • направляет запросы в органы Росреестра.

Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке. В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию. Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

Окончательное решение об изъятии земель

Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления .

Для вынесения постановления необходимы сведения:

  • о площади и местоположении изымаемых участков;
  • расположенных на земле недвижимых объектах;
  • сведения о документах, инициировавших процедуру.
Постановление об изъятии земель

В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

Окончательный вариант документа должен содержать:

  • основания изъятия;
  • сведения о владельцах земельных участков;
  • площадь земли;
  • сведения о кадастровых номерах.

Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

Компенсация
  • Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости.
  • Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка.
  • В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.
Судебная практика

Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

Чаще всего чиновниками нарушается:

  • процедура принятия решения;
  • порядок извещения владельца земли;
  • порядок проведения оценки.

Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

  • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
  • отмену акта органа власти;
  • возмещение убытков.

В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.

Уважаемые читатели!

  • При возникновении дополнительных вопросов – пользуйтесь помощью дежурного юриста нашего сайта. Связаться с ним можно кликнув в правом нижнем углу экрана.
  • Делитесь собственным мнением в комментариях к статье.

Использованы материалы из источников.