Израиль — значит «борющийся с Богом»! Предсказания об Израиле, которым не суждено сбыться

May 16th, 2011 , 07:51 pm

Меня давно занимает история о борьбе патриарха Иакова с Богом, описанная в Бытие 32-й главе. Особенно интересно мне было попытаться представить себе, как это все происходило на самом деле. Эту свою мечту я попытался осуществить в готовящемся комментарии на Бытие. Публикую отрывочек:

Библия сообщает об этих событиях скупым прозаическим языком: боролся с ним Некто, и [Иаков] увидел, что не может победить его. Однако всякому, кто знаком с каким-либо видом единоборств, понятно, как много сил, пота и разочарования скрывается за этими словами. Стоит отметить, что стандартная схватка в традиционных видах борьбы длится пять минут (дзюдо, самбо, вольная борьба). Если борцы проходят всю дистанцию, то за эти пять минут они так сильно устают, что иногда еле держатся на ногах. Иаков же боролся с таинственным противником "…до восхождения зари" (32:24). Можно только догадываться, как сильно он устал!

Чтобы более живо и образно представить себе это событие, давайте на минутку подключим «святое воображение». Предположим, что сначала Иаков пытался подойти к ручью, однако кто-то встал у него на пути и начал ему мешать. Возможно, Иаков хотел оттолкнуть его, но не смог. Потом он попытался обойти его стороной, но у него ничего не получилось. Может быть, Иаков возмутился и стал разговаривать с незнакомцем на повышенных тонах, как когда-то с Лаваном (ср. 31:36). Однако тот ему ничего не отвечал – просто не пускал его к реке, и все. Иаков бросился на него к кулаками, но не смог причинить ему никакого ущерба. Затем он сцепился с ним в плотном клинче и попытался повалить на землю, но незнакомец с легкостью противостоял любым движениям и приемам, подобно доктору Ливси, который махал шпагой и, отвернувшись, беззаботно нюхал цветочек. Вдобавок ко всему, как только незнакомцу надоела эта возня, он небрежным движением прикоснулся к бедру Иакова и навсегда вывел его из строя. Скорее всего, за эту ночь Иаков пережил полную гамму чувств от злости до отчаяния.

Поняв, что на самом деле он борется с Богом и «не может победить его», Иаков стал умолять о благословении. Он настолько смирился перед Богом, что заплакал и со слезами умолял о милости к нему. На это указывает пророк Осия: «Он боролся с Ангелом – и превозмог: плакал и о милости умолял Его» (Ос. 12:4). Как только он смирился, он в этот самый момент одержал победу – «превозмог». Противодействие Богу, хитрость и обман не привели Иакова ни к чему хорошему. Напротив, глубокое смирение и мольба о благословении превратили проигравшего в победителя.

Ровно 150 лет назад французский писатель, историк и филолог Эрнест Ренан написал и выпустил в свет книгу "Жизнь Иисуса" , в которой посредством ярких слов и образов он смог весьма точно передать религиозное мировоззрение своей эпохи: «Никакое преходящее явление не исчерпывает Божества. Бог открывался людям до Иисуса, будет открываться им и после него. Проявления Бога, скрытого на дне человеческого сознания, все одного и того же порядка, хотя они бывают существенно различны между собой, и при этом носят тем более божественный характер, чем более они велики и неожиданны. Поэтому Иисус Христос не может принадлежать исключительно тем, кто называет себя его учениками. Он составляет гордость всякого, кто носит в своей груди сердце человеческое. Слава его заключается не в том, что он выходит за пределы всякой истории; истинное поклонение ему заключается в признании, что вся история без него непостижима ».

Эти написанные Ренаном полтора века назад слова и сегодня не утратили своей актуальности! Без Иисуса Христа, без его критики, высказанной в адрес Иудеев, понять мировую историю действительно невозможно ! Без Христа вся история на самом деле непостижима .

Примечательно, что Иудеи по-прежнему не признают Иисуса из Назарета ни пророком, ни сыном Божьим. Для них он так и остаётся самозванцем, пришедшим к их предкам как возмутитель спокойствия, как лже-мессия, который пытался сбить с пути праведного народ еврейский, владеющий "богоданным" учением иудаизма — Торой.

В то же время высказанные два тысячелетия назад слова Христа об Иудеях — это точный медицинский диагноз, поставленный великим психотерапевтом целой группе людей. Придя к евреям, Иисус сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). Иудеям же с большой буквы он сказал иные слова: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять походит отца вашего..." (Ин. 8: 44).

Эти Иудеи словно гипнотизёры умудряются из года в год, из века в век убеждать весь мир (и евреев в том числе) в том, что они — последователи Моисея, а "Моисеев Закон" — не просто Закон, это Конституция еврейского народа! На что Иисус им как-то сказал: (Мф. 5: 17).

В чём же суть того давнего религиозного конфликта?

Чтобы понять суть разногласий Христа с Иудеями, достаточно посмотреть, какой изначально Закон принёс Моисей еврейскому народу?
Это были знаменитые 10 заповедей:
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Читая эти десять заповедей, мы видим, что "Моисеев Закон" был изначально законом миротворческим. Он ориентировал евреев на благоразумие, на благополучие и на справедливость. Если бы Иудеи и весь еврейский народ следовали ему, разве понадобился бы приход к ним Божьего посланника-миротворца со словами "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф. 5: 17)? Конечно же, нет! А раз приход Иисуса Христа к евреям был, значит на то были веские причины. Значит Иудеи делали в ту пору нечто такое, что несло зло человечеству и шло в разрез с десятью Моисеевыми заповедями.

Оказывается, в 621 году до Р.Х. духовные лидеры еврейского народа — левиты — написали другой "Моисеев Закон", диаметрально противоположный по смыслу тому изначальному Закону, который на самом деле принёс Моисей. И в этом была вся проблема.

Левиты назвали новый закон "Второзаконием" и навязали его евреям для неукоснительного исполнения. Они установили к тому времени над евреями такую диктатуру, какой ещё не знала история. За малейшее не подчинение "Второзаконию" полагалось одно наказание — смерть! «Отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью» (К евреям, 10: 28), — свидетельствует Библия. Она же свидетельствует и о том, какое было смысловое и нравственное наполнение этого нового "Моисеева Закона" для евреев.

Судите сами. Вот из-за этого "Второзакония", написанного левитами (Иудеями) от имени Моисея и Господа (!), и произошёл два тысячелетия назад конфликт между Иисусом Христом и этими фальсификаторами, озабоченными идеей мирового господства и монополией на землю.


Все мы знаем, что дело закончилось тогда тем, что мессия Иисус был объявлен лже-мессией , самозваным царём Иудейским , и его казнили.


А спустя несколько лет те же Иудеи объявили евреям, что Иисус Христос сам (!) принёс себя в жертву Непорочному Богу, чтобы своей алой кровью "очистить совесть нашу от мёртвых дел" (Евреям. 9: 14).

Вот собственно суть истории конфликта и смысл беспримерного подвига Иисуса Христа.

Иудеи и сегодня продолжают всё так же лгать всему миру, что никакого зла народам земли они не несут, что они живут по "Моисееву закону" , умалчивая о том, что на самом деле они живут по человеконенавистническому "Второзаконию" , к написанию которого пророк Моисей не имел никакого отношения. Фактически от иудеев по сей день исходит такое страшное зло, какого не делает ни один народ в мире! Ни одна революция на планете, будь то в Древнем Риме, во Франции, в Англии или в России, не обошлась без их участия. И сегодня иудеи озабочены лишь тем, как принести ещё больше зла миру. Свидетельство тому — опубликованная на днях в Интернете статья:

"Израиль производит по 10-15 атомных бомб в год"


По сообщению журнала Jane’s Defense Weekly Израиль, который вдобавок к биологическому и ядерному оружию разрабатывает очень сложные виды химического оружия, отказывается от подписания каких-либо международных соглашений, которые позволили бы наблюдателям ООН инспектировать его ядерный, химический и биологический арсенал.

Израильский ядерный объект в пустыне Негев недалеко от Димоны


Кроме того, в отчёте указывается на то, что Израиль - это единственная ядерная держава на Ближнем Востоке, в распоряжении которой находится от 100 до 300 ядерных боеголовок и средств их доставки (баллистические, крылатые ракеты и истребители-бомбардировщики).

По оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира Израиль на настоящий момент произвёл 690-950 килограмм плутония и продолжает производить столько, сколько необходимо для создания каждый год от 10 до 15 бомб того же типа, что была сброшена на Нагасаки.

Израиль не подписал ни Договор о нераспространении ядерного оружия, ни Конвенцию о запрещении биологического оружия.

Вывеска Израильского института биологических исследований в Нес-Циона служит прикрытием исследований и производства химического и биологического оружия .

Кроме того, Израиль производит тритий - радиоактивный газ, который используется для создания нейтронных боеголовок, которые приводят к меньшему радиоактивному заражению, но более высокой смертности.

Согласно выводам нескольких отчётов, сделанных разными международными организациями, на которые также ссылается израильская газета Ha’aretz, биологическое и химическое оружие разрабатывается в Институте биологических исследований, расположенном в городе Нес-Циона, недалеко от Тель-Авива.

Официально часть сотрудников института (160 исследователей и 170 лаборантов) занимаются исследованиями в области биологии, химии, биохимии, биотехнологий, фармакологии, физики и других научных дисциплин.

Этот институт, наряду с ядерным центром в Димоне, является «одним из наиболее засекреченных организаций в Израиле» и находится под непосредственным контролем премьер-министра.

Величайшая секретность окружает исследования в области биологического оружия, бактерий и вирусов, которые могут быть распространены в стане врага и вызвать эпидемию. Среди них микроорганизмы, вызывающие бубонную чуму («чёрную смерть» из Средневековья) и вирус геморрагической лихорадки, названный Эбола - заразный, смертельный и практически не поддающийся лечению.

С развитием биотехнологий стало возможно создавать новые типы болезнетворных микроорганизмов, которые могут поражать население, не обладающее специальной вакциной. Существуют убедительные доказательства того, что Израиль разрабатывает биологическое оружие, способное разрушать иммунную систему человека. Официально Израильский институт проводит исследования вакцин, направленных против таких бактерий и вирусов, как сибирская язва, но на деле эти финансируемые Пентагоном исследования могут быть направлены на разработку новых патогенов для военных целей.

Точно такие же уловки использовали Соединённые Штаты и другие страны, чтобы обойти соглашения, запрещающие разработку биологического и химического оружия. Израильские секреты всплыли на поверхность отчасти благодаря расследованию, проведённому при помощи учёных датским журналистом Карелом Книпом.

Кроме того, стало известно, что токсические вещества, разработанные этим институтом, были использованы Моссадом для убийства палестинских лидеров.

Существуют медицинские доказательства того, что в секторе Газа и Ливане израильские войска использовали оружие нового образца: это оружие оставляет тело жертвы нетронутым снаружи, но, при проникновении внутрь, делает мышечные ткани безжизненными, обугливает печень и кости, сворачивает кровь. Это возможно при помощи нанотехнологии - науки, способной манипулировать микроскопическими структурами.

Италия также принимает участие в разработке этого оружия в рамках соглашения по военному сотрудничеству, и является европейским партнёром Израиля номер один по части этих исследований и разработок.

В своём последнем Законе о государственном бюджете Италия заложила ежегодное финансовое обеспечение в размере трёх миллионов евро на проведение итальяно-израильских совместных исследований. Как было сказано в одном из последних выступлений во дворце Фарнезина (где расположено Министерство иностранных дел Италии), это делается с целью найти «новые подходы к борьбе с болезнетворными микроорганизмами, не поддающимися лечению».

Вот оно — истинное лицо тех, кого Христос назвал детьми диавола.

Своей политикой Израиль снова и снова доказывает, что он — истинный борец с Богом и человечеством! Следовательно, диагноз Иисуса Христа, поставленный два тысячелетия назад, был верным, иудеи — больные на голову человекоподобные существа, спастись от которых можно только одним путём — устроив им Всемирную Жатву. Пророчество Христа о Жатве сохранилось в Евангелиях, вот оно.

«...Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как Солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 37-43).

Вы когда-нибудь слышали о борцовском поединке к человеком и ангелом? Насколько нам известно, он состоялся лишь однажды в истории человечества. Детали этой древней истории, записанной в 32й главе Книги Бытие, приобретут вскоре огромное значение, когда мы будем изучать тему «Израиль и библейские пророчества».

Авраам жил около 4 000 лет тому назад. Мы знаем, что у него родился сын по имени Исаак, а у Исаака родился сын, Иаков. Именно Иаков боролся с ангелом. Результатом этого поединка стало то, что ангел дал Иакову новое имя, Израиль. Чтобы понять причину этого странного столкновения и его важное значение для нас сегодня, мы должны прежде исследовать историю Исаака, Ревекки, Исава и Иакова, о которой идет речь в 27й главе Книги Бытие.

«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его», он решил благословить перед смертью Исава, своего первенца (Быт. 27:1-4). Но прежде он послал Исава поохотиться на поле и приготовить ему вкусное блюдо из дичи. У жены Исаака, Ревекки, были другие планы. Пони­мая, какое большое значение для первенца имеет послед­нее отцовское благословение, она захотела, чтобы его по­лучил их младший сын, Иаков, который больше стремился к духовности, нежели старший брат. Пока Исав охотился в поле, Ревекка быстро приготовила любимое блюдо своего мужа и убедила Иакова отнести кушанье Исааку, притво­рившись Исавом (см. Быт. 27:5- 17).

Поступив так, как велела мать, Иаков солгал отцу, ска­зав: «Я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя»(ст. 19). Когда Исаак поинтересовался, как ему удалось так быстро убить животное, Иаков снова солгал, сказав: «Потому что Господь, Бог твой, послал мне на­встречу» (ст. 20. Исаак подозрительно спросил: «Ты ли сын мой Исав?» Тогда Иаков солгал в третий раз, ответив: «Я» (ст. 24). В конце концов Исаак поверил в этот обман и благословил Иакова как первенца (ст. 25-29).

Вскоре после этого Исав вернулся с охоты, и тогда Иса­ак понял, что его обманули. Он сказал Исаву: «Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое» (ст. 35). После этого «возненавидел Исав Иакова» и сказал в сердце своем: «Я убью Иакова, брата моего» (ст. 41). Од­нако, Ревекка узнала о намерении Исава и отослала Иако­ва к своим родственникам в дальнюю страну, где он про­был 20 лет (см. Быт. 27:43; 31:41). Иаков так больше и не увидел свою мать.

В 32й главе Книги Бытие описывается, что случилось с Иаковом через 20 лет, когда он возвращался домой. Нахо­дясь в середине большого каравана домочадцев и слуг, Иаков отправил впереди себя вестников, чтобы сообщить Исаву о своем приходе. Когда эти люди вернулись и сообщи­ли, что Исав идет навстречу к ним с 400 воинами, сердце Иа­кова затрепетало от страха. Он глубоко осознал свою вину за прошлый грех обмана и тревожился за свою семью. Поэтому Иаков «встал в ту ночь», «и остался Иаков один», умолять Бога о прощении и избавлении (Быт. 32:22, 24).

«И боролся Некто с ним до появления зари» (ст. 24) В Ос. 12:4 говорится о том, что этот «некто» на самом деле был ангелом. Полагая что это может быть его разгневанный брат Исав, Иаков всю ночь сражался за свою жизнь. На рассвете могущественный Незнакомец открыл Себя не как враг, а как Посланец неба. Он коснулся бедра Иакова; «и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (ст. 25).

Внезапно Иаков осознал, что этот могущественный Муж, возможно, является его единственной надеждой! В своей беспомощности и сокрушении духа он ухватился за Него со словами: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Его небесный противник спросил: «Как имя твое?»

«Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (ст. 26-28).

Это первый случай употребления имени Израиль в Библии. Из контекста вытекает его глубокий духовный смысл. В начале Израиль было особым именем, которым Ангел Божий назвал одного человека, Иакова. В библейские вре­мена имена людей значили больше, чем сегодня; они часто содержали в себе описание человеческих характеров. Бук­вальное значение имени Иаков - «обманщик» или «плут». Когда Исав узнал о том, что Иаков виновен в грехе обмана, он сказал Исааку: «Не потому ли дано ему имя; Иаков?» (Быт. 27:36). Таким образом, имя Иаков содер­жало в себе описание характера и греха этого человека. Ко­гда ангел спросил: «Как имя твое?» - Он уже знал ответ, однако хотел, чтобы Иаков назвал свое имя, что символи­зировало бы смиренное исповедание им греха и отречение от него. Иаков прошел испытание, покаялся и возложи, свое упование исключительно на Божью милость.

Ответ Господа: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Из­раиль» - показал, что Бог даровал ему новый характер! Таким образом, имя Израиль было духовным именем, сим­волизировавшим духовную победу Иакова над прошлым грехом обмана. Другими словами, человек Иаков стал те­перь духовным Израилем. Как мы вскоре увидим, эта исти­на о духовном Израиле приобретет огромное значение, ко­гда мы будем изучать тему Израиля в библейских пророчествах.

У Израиля было 12 сыновей, «которые вошли в Египет» (Исх. 1:1-5). Одному сыну, Иосифу, часто снились сны (см. Быт. 37). Несколько позже я вернусь к этой мысли. Сыны Израилевы умножились в Египте и были насильно превращены в рабов до времени Моисея. Затем Бог сказал Моисею: «Скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой отпусти сына Моего»(Исх. 4:22, 23). Здесь мы видим важное развитие библейской мысли. Значение имени Израиль расширяется. Теперь оно относится не только к Иакову, но также и к его потомкам. Целый народ назван именем Израиль. Таким образом, имя Израиль сначала было присвоено человеку победите­лю, а потом всему народу. Бог хотел, чтобы этот народ, Из­раиль, через веру в Него одерживал такие же победы, как Иаков. Бог назвал эту новую нацию, Израиль, своим сыном и первенцем. Помните об этом, потому что это очень важно для нашего дальнейшего исследования.

Следующий абзац включает в себя короткие фразы об израильской нации, которые поначалу могут показаться вам сухими. Но если полить сухое семя, могут произойти удивительные вещи. Если мы обратимся к Новому Завету, то эти небольшие семена фразы вскоре прорастут, и пре­вратятся в величавые деревья. Обратите на них особое внимание.

Израиль был назван «виноградной лозой, которую Бог перенес «из Египта» (Пс. 79:9). Бог сказал: «А ты, Изра­иль, раб Мой... семя Авраама» (Ис. 41:8). Бог также говорил об «избранном» Своем Израиле в Ис. 45:4. И еще Е сказал через пророка Исайю: «Вот, Отрок Мой, К Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народа. суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах/Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по не тине» (Ис, 42:1 -3). Не забывайте, что все эти слова первоначально относились к израильскому народу.

Примерно в 800 году до Р. X. Господь сказал через пророка Осию: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1). Однако к этому времени народ израильский, некогда возлюбленный Богом перестал соответствовать духовному значению своего имени. Израильтяне не одерживали побед в своей жизни, н Бог с грустью сказал о них; «Приносил жертву Ваалам и кади ли истуканам К Ос11:2). Teм не менее у Бога был особый план. Его слова: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» приобретут особое значение, когда мы во второй главе обратимся к Новому Завету.

Спрашивает Максим
Отвечает Александра Ланц, 04.03.2010


Максим спрашивает:

Помогите разобраться, пожалуйста. Вопросы о борьбе Иакова с Богом:
1 Зачем боролись?
2 С кем боролся: с Богом или с ангелом?
3 Как происходила борьба:физически, умствено или духовно?
4 Почему Иаков победил ангела, если ангелы превосходят людей?
5 Почему ангел отомстил, повредив состав бедра Иакова?
6 Как мог Иаков не отпустить Бога/ангела и причем тут заря?

Здравствуйте!

Отрывок Библии, о котором вы спрашиваете (), считается одним из сложнейших для понимания, поэтому рассматривая его, необходимо постоянно молиться к Отцу, о том, чтобы Он не допустил в наши сердца неверные, искажающие Его образ мысли. Хотя, конечно, мы должны молиться об этом постонно, как только открываем Священное Писание.

С КЕМ БОРОЛСЯ ИАКОВ?

То, что Иаков боролся именно с Богом, не подлежит сомнению. На это указывают слова Иакова: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» () и слова Того, с Кем Он боролся: «ты боролся с Богом» () А так же у пророка Осии читаем: «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом» (). Видите? Три ясных свидетельства о том, что перед Иаковом был именно Бог.

Однако, мы знаем и такие слова Осии:

Как же это понимать? Думаю, что именно так, как мы понимаем то, Кем является Христос. Христос – видимое отражение невидимого Бога. Ведь мы знаем и верим, что Бога не видел никто и никогда, Бога в принципе невозможно увидеть, объять умом, полностью познать... но для того, чтобы иметь общение со Своим сотворённым миром, Вседержитель сделал Себя явленным через Христа. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (). Христос назван Единородным Сыном Божиим именно потому, что Христос является нам изнутри Самого Бога и имеет в Себе всю Божию полноту: бесконечную и беспредельную мудрость, силу, славу, любовь...

Иаков боролся со Христом. Иаков очень хорошо понял, с Кем он имел дело: с Самим Богом, явившем Себя в Личности Христа. Ветхий Завет не оперирует словом «Христос», но для обозначения Того, Кто, принимает образ Ангела, но при этом говорит как Сам Бог, обычно употребляется словосочетание «Ангел Господний», а иногда и просто Ангел. И только по контексту , по параллельным текстам можно понять, Христос ли это или какой-то сотворённый ангел.


КАК ПРОХОДИЛА БОРЬБА? ЗАЧЕМ БОРОЛИСЬ? и пр.

Думаю, что то, как она проходила реально, мы сможем узнать только в Вечности у самого Иакова. Хотя уже сейчас можно сделать некоторые предположения. Да поможет нам милостивый Спаситель смотреть только на Правду.

Давайте вспомним то, что предшествовало той ночи борьбы. За почти 20 лет до этого Иаков, желая добиться преимуществ первородства и главное – отцовского благословения, совершил грех, из-за которого все в его семье стали несчастны. И хотя по дороге в Месопотамию, куда Иакову пришлось бежать от гнева своего брата, он покаялся и получил Божие заверение в том, что он не оставлен, что будет под защитой Вседержителя, Иаков всё же продолжал носить в себе страх перед встречей с братом, ведь он своим обманом лишил Исава самого важного благословения, которое только мог получить сын от своего отца.

Этот страх достиг своего апогея в ночь борьбы. До этого, желая узнать намерения брата, Иаков послал к нему вестников, но «возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. Иаков очень испугался и смутился... И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его , чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми» () .

Далеко не глупый Иаков, хорошо понимает, что он и его семья находится на волоске от смерти, т.к. ни он, ни его люди не смогут противостоять вооружённым и сильным людям вспомившего обиду Исава, поэтому Иаков предпринимает все возможные меры для того, чтобы спасти от руки Исавы хотя бы самое дорогое для его сердца – жён и детей.

Собрав все свои силы и возможности, как мы бы сказали, собрав самого себя в кулак, Иаков уединился для молитвы. Библия не описывает нам его состояние, она просто говорит: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним» (). Я могу предложить вам лишь мою личную интерпретацию того, что происходило с Иаковом в ту ночь. И пусть Всемогущий Спаситель всегда пребывает с вами, когда вы осмысляете библейские слова.

Иаков был силён и физически, и духовно, он знал Бога своих отцов в действии, он знал, что Бог простил его грехи, знал о Божьем всемогуществе, он так же лучше многих сегодняшних христиан знал, что бороться с Богом, в принципе невозможно, это всё равно, что капле воды пытаться победить океан. Но в Иакове всё ещё было нечто, от чего он должен был быть избавлен. Иаков всё ещё не до конца отдал свою жизнь Богу. Оставалось что-то, что мешало Иакову получить мир в сердце и навсегда расстаться со страхом.

Мы не знаем, о чём он молился в ту ночь, но мы знаем, что в в начале той ночи он всё ещё надеялся на себя , на свои способности, на свою силу и пр. больше, чем на Бога. Звучит как парадокс: хотя Иаков понимал, что не сможет противостоять своему брату, что не сможет спасти сам себя, но всё же пытался это сделать.

Поэтому, когда Бог пристуил к Иакову в попытке устранить мучающую его «занозу» самоспасения, Иаков воспринял это как нападение на него и вступил в борьбу. Физическую? Возможно, что даже так. Возможно, он даже начал размахивать руками, пытаясь отделиться от Того, Кто хотел стоять прямо рядом с ним. Иаков напряг все свои физические силы, чтобы противостоять попытке Бога объяснить истину: сражаться и действовать должен Всевышний, а задача человека – полностью доверять Господу.

Посмотрите на следующий стих: «И боролся Некто с ним... и, увидев, что не одолевает его...». Бог увидел, что не может одолеть Иакова. Мы точно знаем, что Бог может одолеть любого человека, знаем, что однажды Он уничтожит грех и пересотворит землю. Значит в слове «одолеть» скрыт какой-то иной смысл. Не самого Иакова пытался одолеть Бог, а его понимание того, что происходит, и как надо себя вести в сложившейся ситуации, его недоверие к Богу, его попытку спасти себя за счёт своих сил. Физически сильный Иаков никак не мог полностью понять и принять, что его сила ничего не даст ему, а вот полное доверие Богу сдвинет и разрушит в прах гору ненависти его брата. Да, Иаков знал своего Бога, любил Его, служил Ему, хотел быть с Ним, но он всё ещё не доверился Ему полностью, всё ещё где-то как-то пытался положиться на свои силы.

И тогда, чтобы отвлечь Иакова от себя самого, от своей силы Богу пришлось причинить ему физическую боль и даже повредить его сильное тело. Именно тогда Иаков понял, что его "противник" сражается с ним не ради того, чтобы убить, а для того, чтобы разрушить в нём остатки его неправильного понимания того, Кто есть Бог, разрушить страхи, Иаков понял, что его неверному мышлению противостоит Тот, Кто желает сражаться вместо него, потому что только Он может реально победить чужую ненависть и обиду. И для Иакова наступил момент Истины! Он понял своего Бога, понял, где находится настоящая сила! ...и ухватится за Господа так крепко, как только мог: и руками, и сердцем, и душой, и разумом, всею силою своею ().

Господь, проверяя насколько сильно желание Иакова быть с Ним, сказал: «отпусти Меня» . Это не значит, что Бог хотел уйти от него, не значит, что Иаков мог как-то удержать Всемогущего, просто Бог хотел, чтобы сам Иаков убедился в правильности своего решения. Иаков отвечает так, как ответит любой человек, познавший Бога: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» . Это не требование, это смиренная, идущая из самой глубины измученного сердца просьба. Пророк Осия «дорисовывает» картину: «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его» () Плакал и умолял о благословении. Но превозмог не Ангела, а себя ! Иаков превозмог своё желание самоспасения, полностью положился на Бога и тогда начал искренне плакать и умолять о настоящем спасении, которое может прийти только от Всемогущего. Это была его слёзная просьба о благословении: делай со мной всё, что хочешь, но я «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Далее опять происходит что-то странное. Бог спрашивает: «как имя твое?» Неужели Бог не знает имени того, с кем Он борется и кого собирается благословить? Значит, дело в чём-то ином. Спрашивая об имени, Господь хотел, чтобы Иаков ещё раз задумался обо всей своей жизни, ведь мы знаем, что в еврейской традиции имя – это попытка отразить характер человека, его жизнь. Произнося своё имя, Иаков вновь оказался там, где постоянно запинал своего брата, где был его грех и его страх. (Имя Яков древнееврейского происхождения, переводится как «запинатель», «препона»).

"И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков".

Бог спрашивает человека: каков ты, как ты живёшь, что ты делал в прошлом, что собираешься делать сейчас, каков твой характер? Человек отвечает: я постоянно, с самого рождения, был причиной проблем моего брата, я запинал его во всём, был постоянной препоной для него и сейчас буду. Я не могу от этого избавиться!

И тогда Бог меняет имя человека, т.е. полностью меняет всю его судьбу : «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль». Теперь, как утверждает Бог, этот человек не будет никого запинать, его характер, его взаимоотношения с людьми полностью изменятся.

Вопрос о том, что означает имя «Израиль» до сих пор остаётся открытым. Но для меня это имя означает «победитель», только не « не воинством и не силою, но» Духом Божиим, за счёт Духа Божьего (). Иаков победил не Бога, а свои страхи, свою неуверенность, он победил свои надежды на спасение по плоти, и поэтому смог дать Всемогущему возможность действовать в его жизни и реально спасти его.

То, что происходило с Иаковом в ту ночь я делю на 2 части. Сначала Бог боролся с Иаковом для того, чтобы победить в нём страхи и губительную для него надежду на собственные силы. А потом Иаков боролся с Богом, чтобы получить от Него благословение. Но заметьте, что Бог боролся именно с Иаковом, но не против него. А потом Иаков боролся не против Бога, а с Ним, для того, чтобы показать Ему, что он, Иаков, действиетльно желает благословения, действительно желает спасения, исходящего от Царя царей. Можно даже предположить, что Иаков боролся вместе с Богом, т.е. находился на Его же стороне. Ведь Иаков хотел победить в себе все страхи и всю свою неуверенность! А это то же самое, чего желал Бог.

ПРИ ЧЁМ ТУТ ЗАРЯ?

Я полагаю, что в контексте всей истории слово «заря» указывало Иакову на то, что его встреча в братом уже совсем близко. Мы знаем, что именно в этот день, после ночи борьбы, Иаков должен был увидеть Исава, а т.к. Исав явно поспешал, то они должны были увидеться уже утром.

«отпусти Меня, ибо взошла заря» . Я читаю это так: отпусти Меня, потому что тебе уже пора идти туда, где ты встретишься с Исавом, Исав уже очень близко.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

07 май

В 1994 году по просьбе Ирины Аллегровой Игорь Крутой написал музыку на знаменитое стихотворение М. Цветаевой “Я тебя отвоюю…”. Оно сразу же стало хитом, но далеко не каждый из слушателей смог оценить глубинный смысл произведения знаменитой поэтессы серебряного века. В частности, у многих из тех, кто плохо знаком с Библией, возник вопрос: "А с кем Иаков стоял в ночи?” Ведь в Ветхом и Новом Заветах упоминается несколько личностей с таким именем. Так кого же имела в виду Цветаева, и с кем патриарх, от которого произошли 12 колен народа Израиля, общался под покровом тьмы?

Иаков, сын Исаака

Первое упоминание человека с таким именем встречается в точнее в Книге Бытия. Там Иаков представлен как младший из братьев-близнецов, родившихся у патриарха Исаака от его супруги Ревекки. С помощью матери ему удалось обмануть полуослепшего отца и получить у него благословение на первородство. За свой поступок он расплачивался всю свою жизнь. В частности, опасаясь мести брата, Иаков бежал в Харран, где женился на двух сестрах, отслужив за них 14 лет. Они, а также служанки Зелфа и Валла, родили ему в общей сложности тринадцать детей. Когда Иаков вернулся из добровольного изгнания, его единственную дочь обесчестил царь Сихема. Ее братья в ответ на такое оскорбление устроили резню и отомстили жителям города.

С кем Иаков стоял в ночи

Прошли годы. Однажды Иаков не мог уснуть ночью, размышляя о злоключениях, выпавших на его долю. Вдруг перед ним предстал Бог в обличии ангела. Находясь на грани отчаяния, патриарх стал бороться с посланцем высших сил, до самого рассвета требуя благословения. Схватка была беспощадной, и ангел даже нанес ему рану в бедро. Однако рвение Иакова было оценено Богом, и он не только благословил его, но и даровал способность “одолевать человеков”. Кроме того, ангел присвоил ему новое имя — Израиль, означающее “борющийся с Богом”. Оно должно было напоминать о том, с кем и за что боролся Иаков в ночи. С этого времени жизнь Израиля изменилась: он вернулся в отчий дом, получил прощение отца и присутствовал на его похоронах. Даже продажа в рабство его любимого сына Иосифа своими же братьями в конечном итоге обернулась для Иакова триумфом, так как тот занял важный пост в Египте и, призвав отца и родственников под свое крыло, отвел им для проживания богатый округ Гесем.

Таким образом, библейская история, связанная с именем патриарха Израиля, может вызвать удивление. Ведь тот, с кем Иаков стоял в ночи и боролся, был сам Всевышний, а в Новом Завете, да и в Старом также, постоянно повторяется призыв повиноваться воле Господа беспрекословно.

Сын Заведея

В Новом Завете имя Иаков встречается неоднократно. Так, Иисус знакомится с тремя рыбаками — Заведеем и его сыновьями, Иаковом и Иоанном. Впоследствии молодые люди становятся апостолами, и первый из них именуется Старшим, чтобы отличить его от других последователей Спасителя с тем же именем. О том, насколько Иаков, сын Заведея, был близок Христу, свидетельствует тот факт, что он входил в число трех учеников, ставших свидетелями Преображения Господня. Что касается его деяний после вознесения Спасителя на небеса, то известно, что он участвовал в организации первых христианских общин. А погиб апостол Иаков в 44 году, будучи умерщвленным царем Агриппой Первым.

Сын Алафея

Вторым апостолом с именем Иаков является брат Евангелиста Матвея. Его называют по имени отца Алафеевым, и в мирской жизни он был мытарем. Его служение во славу Христа заключалось в наставлении на путь истинный язычников, и именно с этой целью он отправился вместе с апостолом Андреем Первозванным в Эддесу, а затем проповедовал в Газе.

Иаков - брат Господень

Еще один персонаж Библии с таким именем — это сын Иосифа, с которым была обручена Дева Мария. В церковной традиции его принято называть Меньшим апостолом Иаковом, и он считается братом Христа по плоти. В детстве он сопровождал Марию, Иосифа и младенца Иисуса во время бегства в Египет, а впоследствии стал первым иерархом Иерусалима. Кроме того, известно послание Иакова, в котором он пишет о том, как получить мудрость, и о радости в перенесении искушений. Ему же принадлежит известная фраза “Вера без дел мертва”, которая относится к числу наиболее цитируемых истин, приведенных в Библии.

Сохранились свидетельства о трагической кончине святого Иакова, сына Иосифа. В частности, известно, что примерно в 63 году, на книжники и фарисеи решили дискредитировать Христа в глазах народа и попросили его, уже престарелого, брата взобраться на кровлю храма и объяснить людям, что Иисус - обычный человек и не является спасителем. Иаков взошел туда, куда ему указали, и без страха вещал с высоты правду. За это его столкнули вниз и забили камнями, причем до последней секунды он молился и прославлял Господа.

Теперь вы знаете, с кем Иаков стоял в ночи. И, возможно, песня, которую двадцать лет назад написал на стихи Марины Цветаевой Игорь Крутой, для вас приобретет совсем иной смысл.