Фотографируем закаты. Как фотографировать закаты и рассветы

Их видели все. Потрясающие фотографии сверкающих закатов, богатые цветами и теплыми оттенками, которые, кажется, не вмещаются в рамках фотографии. Прогуливаетесь ли вы вечером вдоль пляжа, или просто сидите в местном парке, эти рекомендации сделают захватывающие фотографии возможными для каждого.

Шаги

    Выйдите пораньше . Вы никогда не знаете, когда свет будет самый лучший и самый красивый, но обычно это происходит очень быстро, буквально за одну минуту, который может быть в промежутке захватывающем по 15 минут до и после захода солнца (вот так, плюс еще полчаса восхода солнца, это то, что в Голливуде называется "волшебный час" ). Следовательно, вы должны быть на месте как минимум за полчаса до заката, чтобы у вас было время осмотреться и настроиться.

    Настройте камеру. Или же, напротив, пропустите эти технические пустяки, если это скучно для вас; конечно, мастерство в этих вопросах полезно, но необязательно. Гораздо важнее быть на месте в нужное время. С учетом сказанного...

    • Поиграйте с настройками экспозиции (функция камеры для создания более светлой или более темной фотографии). Постарайтесь не дожидаться когда большая часть неба погаснет и станет чисто белой. Помните, что, снимая на цифровую камеру, вы всегда можете исправить все, кроме самых крайних значений экспозиции.
    • Установите ISO в минимальное значение на цифровой камере. Небо при закате все еще достаточное яркое, так что вы можете совершенно спокойно установить минимум. Это даст вам больше возможностей для коррекции экспозиции, как говорилось выше (ведь если вы ставите большое значение ISO - это неизбежно вызывает появление шумов). Не увеличивайте его без необходимости.
    • Установите баланс белого ; опять же, это относится к цифровым камерам. Многие камеры достойно работают в режиме "Авто". Другие не очень; они могут воспринимать слишком много красного в пейзаже и пытаться сбалансировать его (что вам совсем не нужно, ведь весь смысл в том, чтобы апередать эти восхитительные цвета). Настройки "Дневной свет " или "тень" неплохой вариант, и вы, несомненно, поэкспериментируете с этим. Каждая камера отличается, одни умнее других. Любая приведет нас к конечной цели.
    • Изучите свою камеру. Некоторые камеры будут идеально работать, другие потребуют регулировок каждый раз. Какие-то камеры имеют настройки для фотографирования заката, какие-то нет. Для многих потребуется некаю степень компенсации композиции. Если вы используете средневзвешенный или точечный замер, вам, возможно, будет полезно замерить яркость на одном из (не самом ярком) участке неба, зафиксируйте замер экспозиции и снова скомпонуйте снимок.
  1. Выберите место. Походите вокруг, чтобы найти наилучший угол обзора. Существует бесконечное множество углов, положений, и композиций, с которыми вы можете поиграть; некоторые идеи, если захотите, изложены ниже.

    Подождите, пока солнце будет в самом идеальном месте, и сделайте снимок (несколько снимков, если у вас есть пленка или место на карте памяти). Что является идеальным моментом, это вопрос вашего художественного подхода. Если у вас нет идей, попробуйте подождать пока солнце скроется за облаком; чаще всего вы получите лучи, исходящие из облака.

    Подождите. Иногда самый эффектный свет появляется в короткий промежуток времени после того, как солнце спустилось за горизонт. Не пропустите его! Вы же не хотите застать этот миг по пути домой (или, что еще хуже, в автомобильной пробке), когда небо отблескивает зрелищными красками.

  2. Проявите пленку или напечатайте фотографию и наслаждайтесь своим произведением искусства!

    • Некоторые компактные (наведи-и-снимай) камеры имеют режим для фотографирования закатов. Воспользуйтесь им.
    • Знайте, что нет точного времени, в которое закат идеален для фотографий. Все зависит от количества света и красок, которые вы хотите передать на снимке. Временной отрезок важен, но не может быть точно определен.
    • Даже если облачно или идет дождь не теряйте самообладание! Вы можете использовать это как преимущество и поймать уникальный закат, который будет отличаться (оставаясь при этом прекрасным) от обыкновенных фотографий.
    • Попробуйте использовать режим с приоритетом диафрагмы на вашем фотоаппарате и немного уменьшите отверстие диафрагмы - точки света будут казаться крошечными звездами.
    • Рассветы могут быть столь же драматичными как и закаты, при этом в воздухе еще меньше искажений. Встаньте пораньше, чтобы сфотографировать рассвет.
    • Попробуйте замерить экспозицию охватывая небо над солнцем, с солнцем в непосредственной близости от края кадра. Зафиксируйте замер экспозиции (или установите вручную), перекомпонуйте кадр и снимайте. Это возможно только в камерах с функцией блокировки экспозиции или возможностью установки ручных значений экспозиции; в противном случае просто используйте компенсацию экспозиции пока это выглядит в кадре так, как вы хотите.

    Предупреждения

    • Солнце может быть опасно для глаз, если вы не осторожны. Никогда не смотрите прямо на солнце длительный период времени!
    • Вам может быть сложно увидеть результат на 5 сантиметровом экране при изменяющихся настройках для каждого снимка. Возьмите маленький блокнот и записывайте сколько фотографий с какими настройками вы сделали, это поможет вам понять разницу при просмотре фотографий за монитором компьютера.
    • Солнце также может повредить чувствительность цифровой камеры (меньше при съемке рассветов/закатов, когда уровень освещенности все таки меньше) - учитывайте это, если собираетесь фотографировать солнечные виды.

Природа рисует картины лучше, чем любой художник. Поэтому их хочется запечатлеть. Закат - одна из таких картин, каждый раз прорисовываемая заново и уникально. Пейзажи с заходящим солнцем стараются снять как профессионалы, так и начинающие фотографы.

Приведем несколько советов, как правильно фотографировать закат, чтобы получить красивую и качественную картинку.

Пара общих советов:

  1. Не пытайтесь сделать это без штатива. Он играет огромную роль в пейзажной фотографии. Облака движутся по небу, листья деревьев колыхаются на ветру и даже в полный штиль может пролететь пара птиц, которые сделают снимок интереснее. Будет досадно, если вместо этих элементов получатся смазанные пятна.
  2. Следует быть внимательнее с экспозицией. Лучше слегка затемнить кадр, чтобы избежать ненужных бликов и провалов. Однако следите, чтобы земля и все, что на ней, не ушли в глухой черный цвет.
  3. Следите за чистотой объектива: пятна и пыль могут стать большой проблемой при дальнейшей обработке фотографии.

Разумеется, этим не ограничиваются особенности съемки пейзажа в условиях заката. Рассмотрим их подробнее с разных сторон.

Как настроить фотокамеру

В каком режиме фотографировать, какую ставить выдержку, диафрагму и чувствительность ISO при съемке заката — довольно частый вопрос, который задают начинающие фотолюбители. Самыми эффективными параметрами при съемке заката будут:

  1. Режим приоритета диафрагмы (AV, A). Эксперты советуют закрыть диафрагму вплоть до значения f 22. Так можно получить художественный эффект расходящихся лучей. Детализация снимка при этом будет чуть ниже. Но тут придется выбирать между эффектностью и деталями.
  2. Установите выдержку на значение не менее 1/фокусное расстояние, так вы уменьшите вероятность размывания, если все же забыли штатив. Для объектива 50 мм оптимальной будет выдержка 1/50, для других выставляется по тому же принципу. При соблюдении режима приоритета диафрагмы аппарат сам выставляет выдержку. В случае получения пере- или недоэкспонированного кадра воспользуйтесь ручной настройкой экспозиции.
  3. ISO настройте на минимуме, позволяющем избежать эффект «шевеленки». Так вы удлините выдержку, но переходы между оттенками заката будут плавными и снизится уровень шума.
  4. Снимайте в RAW, если позволяет фотоаппарат. Так вы не потеряете нежные оттенки и переходы, которые могут исчезнуть при съемке в JEPG.
  5. При выставлении экспозиции не стоит наводить объектив на солнце, нужно выбрать место немного выше (солнце при этом не видно в видоискателе) и нажать наполовину кнопку спуска. Затем наведите объектив на планируемую сцену и нажмите на кнопку до конца.

Художественные эффекты в закатной съемке

Мы уже рассмотрели вопрос как сфотографировать закат с технической точки зрения, добавим пару слов о художественной стороне процесса.

  1. Включите дополнительные объекты в кадр, они сделают сюжет интереснее.
  2. Используйте съемку в режиме HDR, он сделает фото ярче и детальнее.
  3. Попробуйте поснимать в разную погоду или во время смены дождя и солнца. Уникальные световые и цветовые эффекты практически гарантированы.
  4. Не делите снимок на две части - земля и небо. Уделите закату 2/3 или 1/3 кадра.

Фотографии закатов имеют хороший спрос на различных фотостоках. Вы можете не только повысить свое мастерство, но и заработать на нем. На фотостоках работы продаются не по одному разу, поэтому каждая фотокарточка способна приносить регулярных доход пропорциональный ее востребованности.

Море, море - мир бездонный”, - так поётся в известной песне. На людей оно действует магическим образом. Всех тянет пофотографироваться и пофотографировать. Особенно тех, кто недавно купил зеркалку и решил покарить этот мир своей фотографией. Что следует знать о профессиональной и полупрофессиональной съёмке на море?

На море можно найти очень много точек для съемки красивых пейзажей. Особое место в этом жанре играет свет. У света есть три основных качества - интенсивность, направление и цвет, и все они зависят от времени суток. Если вы фотографируете в солнечный яркий день избегайте прямых попаданий лучей солнца, чтобы картинка была не пересвечена и не было лишних бликов.

В фотографии есть такое понятие как “золотой час”.

  • Золотой час - это час после восхода солнца и последний час перед закатом. В это время солнце находится низко над горизонтом и даёт мягкий и рассеянный свет. Тёплые тона добавляют в композицию элемент уюта, длинные тени дают изображению дополнительный объём и текстуру. Очарование морского пейзажа или портрета будет подчёркнуто и преумножено с помощью “золотого часа”.

Полуденное солнце даёт резкие тени. Лучи падают на модель сверху вниз, из-за чему могут неудачно подчеркнуть черты лица.

  • Устройте фотоссесию на белом песке, песок отражает солнце, это позволит сделать тени более мягкими. Также тени смягчит встроена или накамерная вспышка. Ещё вариант - в палящий зной поработать в монохромном режиме, он подчеркнёт глубокие тени.

На море можно встретить множество мест с большим количеством прямых линий и самая главная из них - морской горизонт. Снимая пейзаж, очень легко запутаться и “завалить” горизонт, особенно если ваша картинка включает такие элементы, как горы, набережная, или архитектурные строения. Линии также могут встретиться на мосту, пирсе или набережной, куда ведут линии - там находится акцент снимка. Используйте диагональные линии, они привносят динамику в кадр.

Что лучше взять для съёмок на море?

Объектив. Если вы хотите поснимать городские ландшафты и природу - вам понадобится широкоугольный объектив . Для портретов на фоне моря хороши объективы с длинным фокусом (от 50 до 200 мм).

Штатив. Если вы снимаете на коротких выдержках, то можно обойтись без штатива. На длинных же он вам обязательно понадобится. Основные требования к нему - прочность и устойчивость. Штативы бывают углепластиковые и алюминиевые. Первые - легче по весу. Это следует учитывать, если вы планируете много ходить в поисках локации. На море редко снимают в полный рост, это тоже следует учитывать при выборе штатива.

Фильтры. Из важнейших фильтров нужно отметить поляризатор. Он помогает избежать лишних бликов на воде и делает её прозрачной. Вам также может пригодиться градиентный фильтр, позволяющий затемнять небо. Защитный фильтр для объектива также не помешает при съёмке на море.

Как фотографировать закат на море?

Каждый из нас воспринимает закат по-своему. Море только способствует числу чудесных преломлений и метаморфоз.


О морском закате писали многие поэты, многие художники делали его темой для своих картин. У каждого фотографа также есть шанс снять закат по-особенному, запечатлеть свой закат. Для того, чтобы прийти к собственному стилю, нужно знать несколько нехитрых правил.

Планируйте заранее. Заранее присмотрите себе локацию, где можно будет получить более интересные снимки. Вам может понадобиться не один день, чтобы разведать самые “закатные” места. Определились с местом - придите на него заранее, хотя бы за полчаса. Придумайте сюжет, определитесь с композицией, подумайте над передним и задним планом.

Вот на что стоит обратить внимание, если вы хотите снять идеальный закат:

  • 25 минут. Опытные фотографы отмечают, что яркая фаза заката наступает через 25 минут после того, как солнце уходит за горизонт.
  • Фокусное расстояние. Если собираетесь снимать солнце крупным планом, берите длиннофокусный объектив. Если снимать на широкоугольник - солнце получается маленьким и невыразительным.
  • Линия горизонта. Не располагайте её в центре кадра. Если закат тусклый - расположите её в верхней трети, если яркий - в нижней. Чтобы не завалить горизонт, используйте уровень пузырькового типа (по типу строительного) и ориентируйтесь на него.
  • Диафрагма. Фотографировать закат лучше в режиме приоритета диафрагмы (AV, A). Причин несколько. Самая главная - у каждого объектива есть определенный диапазон значений диафрагмы, на котором он выдает наилучшее качество картинки, как правило, это f/5.6-11.
  • Формат изображений. Используйте RAW, а не JPEG. Множество тончайших нюансов, полутонов и прозрачностей вы просто потеряете, если будете руководствоваться только экономией места на карте. К тому же - на стадии обработки из RAW вы сможете вытянуть максимум, тогда как с JPEG - увы…
  • Различные условия освещённости. В разных случаях, на ЖК-экране закат может выглядеть или темнее (в самом начале), или светлее (на 20-25-ой минуте). Ориентироваться лучше на гистограмму, а не на экран. И не торопитесь удалять снимки, пока посмотрите их на компьютере.

Как фотографировать детей на море?

Сказать, что дети - самые капризные модели, будет не совсем верно. Их трудно заставить притворяться, если это не элемент игры, если им это не интересно. Им не интересно, в первую очередь, с натянутой улыбкой пялиться в объектив или принимать искусственную позу.

Детей, как и диких зверьков, лучше всего ловить “в объектив” в их естественной среде обитания.

Ключевое правило - нужно, чтобы просто-напросто дитя позабыло о существовании фотографа, либо воспринимало его “в фоновом режиме”. И ещё несколько моментов:

  1. Ориентируйтесь на максимальную естественность. Эмоции, улыбки, ужимки, беготня на фоне моря. Избегайте позирования и серьёзных мин. Здорово запечатлеть момент объятий малыша и родителей в лучах заката;
  2. Вопреки стереотипам, можно получить хороший снимок, когда “модель” не смотрит в кадр;
  3. Дети очень активны. Чтобы фотографии получались не смазанными, выставите максимально короткую выдержку;
  4. Снимайте так, чтобы солнце было за вами или сбоку от вас, чтобы оно освещало лицо малыша;
  5. Старайтесь не снимать с высоты роста взрослого. Сядьте на корточки, чтобы ребенок не задирал голову. Чередуйте крупные, общие и средние планы;
    • Умозрительно разделите кадр на три равные части вдоль и поперёк. Снимаемый объект располагается при этом или вдоль линий, которыми разделен кадр, или в тех точках, где они пересекаются. Если снимаете крупным планом, делайте так, чтобы объект съемки занимал 70% кадра. Постарайтесь не располагать лицо ребёнка посередине кадра. Фотография должна “дышать”, в ней должно быть свободное пространство, особенно по направлению взгляда ребёнка.
  6. Помните о классических правилах композиции. Например - правило “золотого сечения”;
  7. Не зацикливайтесь на лице или фигуре как на смысловом центре. Иногда стоит сместить акценты и сделать таковым мячик, с которым он играет или возведённые им замки из песка.

Идеи и позы для фотографирования на море

Поездка на море - один из лучших стимулов привести себя в порядок, походить на фитнес, сменить причёску. Фотосессия станет своеобразным моментом истины, итоговым экзаменом в вашей персональной “школе красоты”.


Хорошая фотосессия - один из залогов удавшегося отдыха. Нижеприведённые рекомендации будут полезны как моделям и фотографам, так и тем, кто решил немного поэкспериментировать, устав от безвкусных фото, подчёркивающих все их изъяны.

  • Портретная съёмка в воде. Модель аккуратно заходит в воду, стараясь не намочить лицо и волосы. Работаем на контрасте: девушка в воде, но часть её сухая.
  • Попробуйте сфотографировать модель так, чтобы линия платья находится на линии горизонта.
  • Побольше экспрессии. Пусть модель побегает по берегу, помашет руками, поваляется в песке. Сделайте максимально возможное число кадров, чтобы было, из чего выбрать.
  • Пусть модель наденет платье с длинным подолом, чтобы оно развевалось по ветру.
  • Пофотографируйте её со спасательным кругом.
  • Сфотографируйте модель на закате, чтобы получить силуэт.
  • Фотографии на набережной никто не отменял.
  • Love-story. Здесь вариантов может быть очень много. Романтика на фоне заката - беспроигрышный вариант.

Всем нам нравится любоваться красивейшими закатами и рассветами, когда небо окрашивается в немыслимые оттенки, а окружающая природа под красками солнца представляет собой совершенно завораживающую картину. И, конечно, очень хочется запечатлеть эту невероятную красоту на фотографиях. На самом деле закаты и рассветы сегодня снимают все – и профессионалы, и простые любители фотографии. Но действительно яркие, красивые и завораживающие кадры получается отснять только у единиц.

Все дело в том, что фотосъемка закатов и рассветов – это довольно сложный и трудоемкий процесс, который требует соответствующей подготовки и опыта. Конечно, качественный, интересный кадр может получиться и спонтанно. Однако такое случается крайне редко. Отправляясь на подобную съемку, фотограф должен не забывать об основных правилах и особенностях фотографирования на закате или рассвете, чтобы получить незабываемые и яркие снимки.

Подготовка

Для фотографирования закатов и рассветов очень важна предварительная подготовка. Как правило, наиболее интересные и завораживающие кадры являются результатом тщательного планирования. Стоит помнить, что рассвет и закат – это скоротечное явление, и время в данном случае будет работать против фотографа. На съемку у фотографа будет всего от двадцати минут до получаса и времени для спонтанного выбора лучшего ракурса просто не хватит. Поэтому до начала съемок рекомендуется изучить выбранный объект или местность, где обзор не будут перекрывать ненужные в кадре предметы.

Рассвет. Фото: bruce… / Foter.com / CC BY-NC-ND

Но само по себе небо в кадре будет выглядеть скучно. В этой связи, исследуя окрестности, нужно определить для себя наиболее интересные места для фотографирования, в которых, например, помимо лучей садящегося или восходящего солнца в кадр могут попасть какие-либо объекты на переднем плане. Кроме выбора интересных мест и ракурсов, следует сразу понять для себя, как встает или садится солнце в этой местности, а также как меняются света и тени в преддверии заката и после него. Не нужно забывать и о погоде, ведь от нее во многом зависит появление удивительных эффектов по время восхода или заката солнца.

Когда фотограф снимает закат или рассвет, он сталкивается со стремительным изменением характеристик света. Во время заката солнечный свет отличается мягкостью, а потому он отлично подходит для съемки сюжетов с естественным освещением. Если полуденный свет очень жесткий, то по мере приближения солнца к горизонту, свет становится все мягче и теплее, поскольку лучам приходиться пробиваться через большую толщу атмосферы. Изменение цветовой температуры света происходит обычно за час до захода солнца. При этом свет еще сохраняет свою яркость, что предоставляет фотографу возможность снимать разнообразные сюжеты с рук, без использования штатива.

Постепенно солнечный свет становится все более теплым – сначала он приобретает оранжевый оттенок, затем красный. Зайдя за горизонт, солнце перестает освещать объекты на поверхности земли, зато оно может подсветить облака. Это оптимальное время для съемок в контровом свете. После того, как облака «погаснут», наступают сумерки, света становится катастрофически мало и для получения каких-либо интересных кадров приходится использовать очень длительную выдержку, а также штатив. Для рассветов все аналогично, только эти фазы идут в обратном порядке.

Отдельный момент – это съемка закатов и рассветов в городе, где помимо солнечного света, присутствует еще и искусственное освещение. Подсветка зданий, фонари, свет от автомобильных фар – все это фотограф может использовать в своих целях. По мере того, как естественный свет ослабевает и солнце клонится к закату, искусственное освещение в городе начинает постепенно включаться. Оптимальным временем для фотографирования заката в городе считается момент равновесия, то есть когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются, что обеспечивает минимальный динамический диапазон сцены. Обычно такое время наступает через тридцать минут после захода солнца.


Пьяцца дель Кампидольо. Закат. Фото: MarcelGermain / Foter.com / CC BY-NC-ND

Новичкам лучше всего начинать с фотографирования закатов. И не только потому, что для съемки рассвета придется рано просыпаться. Рассвет, в целом, менее прогнозируем, чем часы заката, когда фотограф точно видит, где располагается солнце. Соответственно, на рассвете у Вас возникнут более серьезные трудности с построением композиции кадра, заблаговременной установкой и настройкой камеры. Для съемки закатов отлично подходят те места, где практически отсутствуют какие-либо лишние объекты и предметы, и ничто не мешает обзору. Это, например, пляжи, равнины или степь.

Возможно, придется несколько раз выезжать на выбранное место для того, чтобы, наконец, получить тот результат, который Вы ожидаете. К тому же, вряд ли Вы ограничитесь только одним сюжетом. Можно сразу составить для себя список наиболее интересных сюжетов, и определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Во время самой съемки старайтесь чаще менять ракурсы, снимать с разных точек и под разными углами. Ведь за эти полчаса, пока длится закат или рассвет, цвета, тени и освещение постоянно меняются, видоизменяя и окружающую обстановку.

Особенности съемки

При съемке закатов и рассветов следует обратить свое внимание на несколько основных моментов:

— Штатив

Главные трудности, которые ждут фотографа при съемке в предрассветные или закатные часы, — это нехватка света и большой динамический разлет получаемых снимков. Что касается нехватки света, то эта проблема решается использованием штатива. При съёмке с рук многие кадры могут получиться нерезкими из-за «шевеленки». Применение же штатива позволяет увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Если штатива нет, то желательно положить камеру на какую-нибудь твердую поверхность и надежно зафиксировать ее таким образом.

— Объектив

Как правило, для съемки заката или рассвета лучше использовать оптику с фокусным расстоянием от 50 мм и больше. Для фотографирования солнца крупным планом подойдет телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 200 мм. Широкоугольный объектив позволяет делать красивые панорамные снимки, однако он не очень подходит для фотографирования заката или рассвета, поскольку, в результате, солнце будет занимать незначительную часть фотографии.

— Настройки камеры

Мы уже упоминали о том, что большой динамический диапазон снимаемой сцены является отличительной особенностью съемки закатов и рассветов. Максимальный динамический диапазон проявляется при съемке в контровом свете, а минимальный – при фотографировании в противоположном направлении (когда камера направлена не на заходящее или восходящее солнце).

Справиться с расширенным динамическим диапазоном помогает точная настройка экспозиции. Для этого, во-первых, снимать лучше в формате RAW, который хранит гораздо больше информации, что позволяет «вытянуть» небольшие пересветы или недосветы при последующей обработке отснятых кадров в графическом редакторе. Во-вторых, рекомендуется использовать ручной режим (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

Для начала можно сделать пару снимков с теми настройками экспозиции, которые Вам автоматически предложит фотокамера. Оцените результаты. В большинстве случаев кадры получаться недодержанными, поскольку небо отражает еще достаточно света. Вместо того чтобы полагаться на автоматический режим камеры, лучше делать снимки с ручными настройками экспозиции. Поменяйте настройки немного в одну или в другую сторону и посмотрите, что получится.

После того, как Вы сделаете тестовый кадр в ручном режиме, смотрите на его гистограмму. Меняйте настройки, пока не получите снимок с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Нужно сразу отметить, что при фотографировании закатов и рассветов попросту нет одной единственно верно выбранной экспозиции. Поэтому не бойтесь экспериментировать с настройками.

Также для установки правильной экспозиции можно попробовать съемку с брекетингом. Большинство современных цифровых фотоаппаратов имеет встроенную функцию беркетинга, позволяющую получить серию снимков с разными экспозициями, которые будут немного отличаться по цвету и яркости. Если Вы чуть ошиблись при установке выдержки, Вы всегда можете быть уверены в том, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с правильной выдержкой. Особенно съемка с брекетингом актуальна для съемки в условиях контрового света.

— Градиентные фильтры

Для уменьшения динамического диапазона при подобных съемках можно использовать градиентный фильтр. Он позволяют несколько притемнить часть изображения, чтобы снимок не имел неприятных пересветов. Правда, нужно помнить о том, что такой фильтр способен затемнить не только светлую, но и темную область изображения, поэтому градиентный фильтр ни в коем случае нельзя считать панацеей. Рекомендуется использовать нейтрально серый градиентный фильтр на два стопа с мягкой границей, он даст естественную картинку, а его использование не будет заметно на снимках.

— Композиция

Как и при съемке любых других сюжетов, фотографирование закатов и рассветов требует знаний основ композиции. Не забывайте, например, о правиле третей, говорящем о том, что линия горизонта должна располагаться таким образом, чтобы она делила кадр в соотношении 1:2. Это означает, что две трети кадра должно быть отведено под море или небо. Так Вы получите более выразительный снимок. Не «заваливайте» горизонт, нужно всегда следить за тем, чтобы линия горизонта не была наклонена под углом к краю фотографии, это выглядит не слишком естественно.

Каким бы шикарным и захватывающим не был бы закат или рассвет, само по себе небо в большинстве случаев не представляет большого интереса. Расположите какой-либо объект на переднем плане, в частности, дерево, камни на берегу, лодку или человека.

Снятые на фоне закатного или восходящего солнца, эти объекты могут полностью изменить вид и настроение фотоизображения, они наполнят его новым смыслом и придадут необходимую глубину. Линия горизонта должна быть выше середины кадра — таким способом Вы акцентируете внимание зрителя на переднем плане, а не на самом закате или рассвете. В любом случае передний план делает снимок более интересным и ярким.

— Солнце и силуэты в кадре

В композицию снимка можно включить солнце. В частности, на снимке Вы можете получить прекрасные солнечные лучики – для этого нужно лишь зажать диафрагму. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее будут лучики солнца. Привнести изюминку в кадр можно и другим способом – используя силуэт какого-нибудь сравнительно крупного объекта, например, человека, скалистого утеса или дерева. Главное помните, что силуэт в контровом свете не должен заполнять более 30 – 40 процентов от всего кадра. Разумеется, искать следует интересную форму силуэтов, способную придать фотографии определенное настроение.


Whitby Abbey Sunset/ Закат. Фото: James Whitesmith / Foter.com / CC BY-ND

— Обработка фотографий

После съемки Вам, вероятно, придется поработать в графическом редакторе. Ведь далеко не всегда во время съемок на закате или рассвете Вы будете иметь дело с идеальными условиями освещения, плюс не всегда возможно подобрать оптимальные настройки экспозиции. Так что впоследствии приходиться улучшать качество отснятых кадров с помощью различных программ. Именно поэтому, кстати, лучшего всего снимать в формате RAW, чтобы получить больше возможностей при постобработке. Можно использовать различные средства коррекции фотографий – от регулирования яркости снимка до исправления некоторых ошибок в определении правильной экспозиции кадра.

На самом деле по поводу техники съемки и выставления экспозиции, выдержки и диафрагмы четких рекомендаций не существует, ведь во время фотографирования закатов и рассветов Вам придется иметь дело со стремительно меняющейся обстановкой. Здесь фотограф полагается исключительно на свою интуицию и опыт. Именно съемка в закатные и предрассветные часы позволяет фотографу учиться и совершенствоваться в своем мастерстве. В дальнейшем полученные знания и опыт Вы можете с успехом применять в других жанрах и видах фотосъемки.

Когда солнце завершает свой путь по небосводу, для фотографа наступает очень ответственный момент, который нельзя пропустить. Как правильно фотографировать закат?

При фотографировании заката самое главное – угадать время и погоду. В пасмурную погоду вряд ли что-то получится, вы можете провести 2 недели на курорте и не дождаться подходящих условий. Поэтому, при малейшем прояснении надо быть наготове.

Во время заката всё происходит очень стремительно, поэтому зевать ни в коем случае нельзя, тем более что рассвет вы уже благополучно проспали. Свет меняется быстро, что вкупе с изменчивой погодой может приводить к неожиданным эффектам. Сначала всё может выглядеть довольно невзрачно, но вы должны предвидеть события.

Если у вас до этого не получались закаты, то это не потому, что это очень сложно. Просто вы в это время либо едите, либо спите, поэтому вы пропускаете самое интересное. Фотограф должен быть всегда начеку. Есть и спать надо только тогда, когда уже нечего фотографировать – днём или ночью. Вы должны быть готовы оторваться от стула и бежать занимать позицию, даже если вам сейчас очень вкусно и тепло, потому что никто вас ждать не будет.

Смотрите, как меняются цвета в течение каких-то пары часов. Вот приблизительно за час до заката:

Вот солнце скрывается за горизонтом, неожиданно проявились облака, которые были не видны:

Но не торопитесь уходить. Буйство красок начинается через 20-30 минут после заката. Вам может показаться, что красок нет, а они на самом деле есть.

Для этого надо увеличить выдержку или открыть диафрагму пошире:

Даже если вам теперь кажется, что всё, не торопитесь. Примерно через час после заката будет короткий промежуток времени, когда можно поймать синее-синее небо перед тем, как оно превратится в угрюмую черноту:

Такое небо будет всего минут 10. Здесь нет никакого фотошопа, такие краски достигаются терпением и усидчивостью. Причём, даже неважно, на что вы фотографируете . Я как-то раз увидел интересное небо и схватил какую-то мыльницу у кого-то. Мыльница была на автомате и первый кадр меня немного расстроил, потому что это было вовсе не то, что я ожидал:

Обычно такие фото мне показывают знакомые, рассказывая, какой невероятной красоты закат они наблюдали;)

Но меня такая размазня ничуть не смутила, потому что я знал, что это ошибка автомата, на котором любят снимать новички. Я переключился в режим P , скорректировал экспозицию на -2 и получил именно то, что хотел:

Помимо этого фокуса, если вы хотите снизить контраст картинки и проявить передний план, избавившись от силуэтов, вы можете попробовать воспользоваться градиентным фильтром . Правда, в этом случае вам потребуется более тёмный фильтр, чем обычно.

Вообще, если снимать против света в лучах заходящего солнца, обычные сюжеты, которые ничем не привлекают днём, предстанут в новом обличии.

Если вы только что приехали куда-то и пока точно не знаете во сколько закат или рассвет, то рекомендую воспользоваться специализированной программой, коих немало для смартфонов. Тогда вам легче будет спланировать свой день и подобрать подходящее место для съёмки вечером. Например, для Андроид есть неплохое приложение Golden Hour , а положение Солнца на небе поможет предсказать Sun Position .

Не проспите закат.