Эвтаназия уход из жизни название детская. Детский эвтаназия - Child euthanasia. От болезни остался лишь шрам

Бельгийский парламент поддержал законопроект, разрешающий детскую эвтаназию. После того, как король Филипп подписал данный закон, любые возрастные ограничения на эвтаназию в этой стране снимаются. Пока ряд процедурных моментов нового закона остается неясным. Например, непонятно, что делать, если один из родителей не дает согласие на подобный акт и что такое предусмотренный «осознанный выбор» для малолетнего ребенка, который решил умереть. Но, тем не менее, Бельгия становится первой страной, которая сняла возрастной ценз на эвтаназию. Это историческое событие, которое переносит не только эту страну, но всю Европу в какую-то новую реальность.

В Бельгии с 2002 года, когда легализовали «взрослую эвтаназию», врачи «помогли» уйти из жизни полутора тысячам пациентов. А может ли кто-то наверняка сказать, что никто из них не мог бы выздороветь и жить полноценной жизнью? Ответ на этот вопрос находится в рамках формальной логики. Если медицина не открыла всех тайн человеческого организма, то вывода о абсолютной безнадежности того или иного больного она сделать не может. Именно поэтому в рамках общественной дискуссии по данному закону в Бельгии приводились одинаково трогательные истории про тех детей, которые претерпевали страдания и не могли «спокойно умереть» и тех, кто выздоровел, несмотря на казалось бы смертный приговор врачей. Но по новому закону врачи вправе не только это приговор вынести, но привести его в исполнение.

О каком согласии и воле страдающего человека можно вести речь? Человек способен совершить ложные выбор или повести себя неадекватно, даже если он не спал ночь из-за зубной боли. А тут измученному ребенку добрый психолог предлагает избавление: быстро, безболезненно, с любовью. Как тут не согласиться? Многие дети не понимают, что такое смерть. Из них, кстати, делают самых бесстрашных солдат, потому что война легко превращается в игру в детском сознании. Которая в определенный момент начинает нравиться детям. Они не вполне понимают цену жизни: ни своей собственной, ни окружающих.

Детская эвтаназия – это как доза для наркомана, измученного ломкой и неспособного сделать выбор. Или как бутылка водки для похмельного алкоголика, милосердно предложенная в супермаркете. Отказ от такого предложения – был бы нравственным подвигом. Вы бы поставили человека, а тем более ребенка, перед необходимостью такого подвига?

Недавно по другому случаю Святейший Патриарх Кирилл сказал, что современные представления о справедливости и милосердии настолько изжили себя, что возвращают современное общество в худшее, чем языческое, состояние. Легализация детской эвтаназии явления как раз такого порядка. «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла», ‑ гласит клятва Гиппократа, которой руководствовались древние и которая, без отсылок к Аполлону и Асклепию, была до настоящего момента была актуальна для современных европейских врачей. Клятва Гиппократа появилась задолго до христианства, но она как нельзя лучше демонстрирует смысл врачебной профессии. Ведь в древней Греции и в древнем мире вообще было не меньше людей, которые хотели умереть, не меньше смертельно больных и страдающих. Но врач не может одновременно быть палачом для своих больных – это хорошо понимали древние.

Наверное, древние греки назвали бы детскую эвтаназию варварством. Кстати, легенда о сброшенных со скалы больных спартанских младенцах не находит исторического подтверждения. Табу античной культуры, видимо, устарели не менее, чем христианские моральные постулаты. Все теснее свободному человеку держаться в рамках хоть какой-либо цивилизации.

Современное общество строит мир, которому, вспоминая известное изречение Пьер-Симона Лапласа, «не нужна гипотеза Бога». Это мир должен быть совершенным без искупительного подвига Христа, ему не нужно понятие о грехе, он хочет научным путем победить болезни и смерть. Но этот утопический замысел, как и любая утопия, может быть только античеловеческой. Как герои платоновского «Котлована» ликвидировали кулаков как класс, сплавив их на плоту, так современный либерализм создает все условия для физической ликвидации того, что не вписывается в понятие прекрасного свободного мира. Если ты не можешь победить страдания – ликвидируй тех, кто страдает – вот лозунг, под которым проходит победное шествие эвтаназии по Европе.

Даже, ранее не дававшие повода для подозрения в симпатиях в консерватизме издания, вроде «Нью-Йорк таймс», написали про то, что в Европе многие видят в подобном законодательстве аналогии с нацизмом, когда людей с психическими и физическими отклонениями попросту казнили. Ну что же, некоторый прогресс по сравнению с фашизмом все же есть: теперь нужно хоть спросить согласия перед тем как убить.

К сожалению, самые ужасные прогнозы о моральном будущем Европы имеют обыкновения сбываться. Гомосексуальные браки и усыновления, понижение возраста согласия на сексуальные контакты, легализация проституции и легких наркотиков. Все это казалось страшным сном какие-нибудь 50 лет назад. Что дальше? Может быть, стоит подумать о том, чтобы казнить неудачников, банкротов, пьяниц? С их согласия, конечно. Никакого насилия в свободной Европе.

Детская эвтаназия: прогресс или ловушка цивилизации

Сергеева М. И., Ялиева Л. К. (3 группа, 2 курс, леч. ф-т.)

Научный руководитель: доцент, к.ф.н. Н.В. Гришечкина

Эвтаназия является не только проблемой современной медицины, она аккумулирует в себе всю антропологическую проблематику современности, затрагивает фундаментальные основания человеческого бытия в мире. Как современная медицинская практика, направленная на быстрое и безболезненное прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания, эвтаназия долгое время отторгалась в медицине, осуждалась в обществе и преследовалась по закону.

Впервые термин «эвтаназия» был использован в 16 в. Ф. Бэконом для обозначения «легкой, не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти». По его мнению: «Долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнью».

Со второй половины 20 века в мире развернулась дискуссия вокруг легализации эвтаназии из соображений гуманности. Сторонники «гуманной» смерти борются за право неизлечимо больных людей покончить с собой, утверждая, что каждый человек вправе распоряжаться своей смертью. Еще М. Монтень говорил: «Добровольная смерть - прекраснейшее завершение жизни. Ибо наша жизнь зависит от воли других людей, и только смерть - от нашей собственной».

«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла», - гласит клятва Гиппократа. Сторонники же эвтаназии действует под лозунгом: «Если ты не можешь победить страдания - ликвидируй тех, кто страдает». В то же время нет возможности полностью обосновать запрет на эвтаназию (Зильбер А.П.), поскольку и развитие медицины всегда происходило через отмену старых запретов и постепенное включение в область легализации тех практик, которые прежде исключались из нее.

Как отмечает В. С. Степин, проблема эвтаназии порождается достижениями «техногенной цивилизации Запада». В настоящее время успехи современной науки в познании закономерностей жизни в целом и человеческого организма в частности позволяют выработать целый спектр жизнеподдерживающих технологий в виде специальной аппаратуры, фармакологических препаратов. Жизнь человека все больше определяется факторами искусственного порядка, что делает ее более комфортной, но в то же время и более зависимой. Как только внешнее «естество» было преодолено и за внутренним «естеством» выявилась понятийная «пустота», антропологическая граница «поплыла», находя выражение в проекте «смерти человека» посредством эвтаназии.

Поскольку образ человека до сих пор строился и все еще строится на «естественных» основаниях, то вполне закономерно, что в условиях нарастающего доминирования «искусственного» над «естественным», «культуры» - над «природой», искажается ценность жизни, подменяясь понятием качество жизни. И когда технологии оказываются бессильными поддерживать качество жизни, важными и значимыми становятся технологии безболезненного ухода из жизни.

По выражению одного из крупнейших современных специалистов в области философии науки Р. Дворкина, «естественные причины смерти отступают теперь перед возможностями медицины - «естество» составляет теперь лишь малую часть тех контролируемых и неконтролируемых факторов, от которых зависит теперь медицинское вмешательство».

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1998 году Верховный суд страны признал добровольную детскую эвтаназию приемлемой. А в 2014 году Король Бельгии Филипп подписал закон, разрешающий эвтаназию несовершеннолетних детей. Бельгия стала второй страной после Нидерландов, где разрешена эвтаназия для несовершеннолетних. Однако, в отличие от голландского закона, где эвтаназия узаконена с 12 лет, в бельгийском законопроекте минимальный возраст зафиксирован не был.

Для осуществления добровольного ухода из жизни несовершеннолетнего необходимо выполнить целый ряд условий. Так, на эвтаназию должны будут согласиться родители ребенка. Кроме того, психолог должен будет подтвердить, что больной уже достиг возраста, чтобы принять решение об уходе из жизни осознанно и добровольно. Наконец, медицинский консилиум должен будет постановить, что ребенок неизлечим и ничто не может облегчить его физические и психологические страдания.

В настоящее время эвтаназия в той или иной форме легализована в пяти странах Европы - Нидерландах, Люксембурге, Бельгии, Франции и Швейцарии.

Сам факт возникновения проблемы эвтаназии в современной культуре и медицине является своеобразным сигналом тревоги. В сегодняшнем технократическом обществе очень быстро меняются роли между человеком и техникой. Технократия - власть техники, выразившаяся в смещении сложившихся нормативов и стандартов, в размывании прежней границы между «можно» и «нельзя», в переоценке традиционного отношения к жизни и смерти. Не человек здесь управляет технологиями, а технологии управляют им. И эвтаназия в современном обществе - эффект бурного развития «технологий».

Таким образом эвтаназия - это общекультурная проблема, которая в силу своей «антропологической нагруженности» выдвинута в сферу медицины, но решаема только в масштабах философского дискурса, через анализ предельных оснований культуры.

Сегодня на семейном ужине рассказал про круглый стол, который провело ростовское отделение РВС по теме: "Вопросы практики продвижения "бэби-боксов" , и к своему удивлению обнаружил, что мои родственники читают те статьи РВС по этой теме, которые я публикую на своей странице в Одноклассниках и полностью поддерживают позицию РВС в его борьбе против этих ящиков для выбрасывания детей. Они напрямую связывают внедрение этой инициативы с интересами представителей российского и международного рынка трансплантологии.
Но написать эту статью меня побудила позиция моей двоюродной сестры по вопросу применения эвтаназии для детей с врождёнными заболеваниями, от которых отказались родители. Когда она в 90-е годы училась в ростовском медицинском ВУЗе, то насмотрелась на практике в 20-й больнице на брошенных родителями детей с врождёнными генетическими заболеваниями, которыми, по её словам, тогда никто не занимался и которые были обречены на длительные мучения перед смертью. Больше всех ей запомнился брошенный младенец, который родился с недоразвитым мочевым пузырём и глаза которыми он на неё смотрел. Ребёнку с таким врождённым дефектом требуются крайне дорогостоящие операции, которые многие родители себе позволить не могут и в итоге отказываются от таких детей ещё в роддоме.
Также она привела пример детей-бабочек - так называют детей, которые родились с редкой генетической болезнью буллёзным эпидермолизом, при которой у ребёнка по всей поверхности кожи практически от любого прикосновения возникают пузыри, которые сразу лопаются и образуют долго незаживающие язвы.


Девочка с буллёзным эпидермолизом

Таких детей в России всего 4000 человек. Это заболевание невозможно вылечить, а уход за такими детьми стоит для родителей около 150 тысяч рублей в месяц, что приводит к частому отказу от них со стороны родителей ещё в роддоме.
Вот таких детей моя двоюродная сестра предлагает подвергать эвтаназии, т.е. попросту убивать только за то, что родители от них отказались, а наше государство, по её мнению, не способно обеспечить им надлежащую медицинскую помощь, которая позволит им если не вылечить эти заболевания, то хотя бы снизить уровень страдания.
Меня крайне возмутила эта позиция, и сразу вспомнился опыт применения эвтаназии в нацистской Германии. Тогда в рамках программы умерщвления «Т-4» фашисты массово убивали душевнобольных и инвалидов, а также детей врождёнными генетическими заболеваниями и подвергали стерилизации их родителей.


Нацистский плакат, пропагандирующий убийство неполноценных людей

Самое страшное, на мой взгляд, что моя двоюродная сестра пыталась оправдать предлагаемые ей методы гуманностью по отношению к детям. Так как, на её взгляд, наше государство не способно им помочь, то пусть тогда оно лучше их убьёт.
Я постарался ей объяснить, что это антигуманно, и вместо того, чтобы убивать таких детей, надо прилагать все усилия для помощи им, и если наше государство на данный момент действительно не справляется с данной проблемой, то должно подключаться гражданское общество и решать эту проблему уже сейчас, а уже затем оказывать давление на государство, чтобы оно в полной мере брало на себя решение этого вопроса.
В процессе подготовки этой статьи я нашёл ссылку на сайт фонда Б.Э.Л.А. , название которого расшифровывается как "Буллезный Эпидермолиз: Лечение и Адаптация". Этот фонд на данный момент обеспечивает уход за 200-ми детьми с этой страшной болезнью и каждый месяц организует консультации квалифицированных специалистов, а также лечение в Москве для пациентов из регионов.
Честь и хвала организаторам фонда Б.Э.Л.А. и другим подобным структурам, решающим эту сложнейшую задачу уже сейчас, но считаю, что наше государство обязано полностью взять на себя заботу о таких детях и ливидировать пространство для спекуляций по поводу эвтаназии в отношении них.

Идея эвтаназии в конце ХХ века становится всё более и более обсуждаемым вопросом, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, как качество жизни. Однако Клятва Гиппократа в традиционной её форме противоречит реализации самой идеи эвтаназии: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».

Наука движется вперед, заставляя человечество мыслить новыми моральными категориями. Возрастает число сторонников так называемой ситуативной этики моральных стандартов, продиктованных превалирующими обстоятельствами. Эти стандарты обусловлены нежеланием медиков оправдать себя в лице общественности и перед самими собой.

Ситуативная этика в медицине имеет ряд схожих черт с понятием крайней необходимости в уголовном праве, эта связь уже нашла свое отражение в Голландском Уголовном кодексе . В соответствии со статьями 40, 293, 294 этого Кодекса врач как единый специальный субъект, обладающий одновременно двумя обязанностями - охранять жизнь и избавлять от страданий, может безнаказанно осуществить эвтаназию, если на то "его вынуждают форс-мажорные обстоятельства".

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. рассматривает право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека .

В российском законодательстве право на жизнь впервые было провозглашено в Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г., дальнейшее закрепление оно получило в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ "Каждый имеет право на жизнь". Однако содержание и границы этого права не были раскрыты ни одним из этих документов.

Легализация эвтаназии

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды . В 1984г. Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994г. в штате Орегон, а в ноябре 2008 г. в штате Вашингтон. В марте 2012 года губернатор штата Джорджия Натан Дил подписал законопроект, запрещающий эвтаназию.

В Люксембурге разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002г. В 2003г. эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004г. - 360 пациентам. В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей.

Эвтаназия несовершеннолетних

Сегодня парламент Бельгии одобрил законопроект, разрешающий эвтаназию для смертельно больных детей. Согласно законопроекту, детская эвтаназия может быть осуществлена при соблюдении ряда условий: ребенок должен быть неизлечимо болен и испытывать боли, которые нельзя облегчить средствами медицины. Также пациент, будучи психически здоровым, должен самостоятельно неоднократно попросить об эвтаназии. Просьбу должны рассмотреть врачи и психиатры, а также одобрить родители.

Парламент Бельгии одобрил законопроект, разрешающий эвтаназию для смертельно больных детей без ограничений по возрасту: «за» проголосовали 84 парламентария, «против» - 44, 12 человек воздержались. Сенат Бельгии уже проголосовал за этот законопроект в декабре 2013 года. Когда закон, как ожидается, подпишет король Филипп, Бельгия станет первой в мире страной, официально разрешившей детскую эвтаназию без возрастных ограничений.

Эвтаназия для взрослых была законодательно разрешена в Бельгии в 2002 году и обычно осуществляется путем введения врачом большой дозы седативных препаратов. В рамках поправки, распространяющей законодательство на детей любого возраста, в отношении ребенка может быть применена эвтаназия только при соблюдении ряда строгих условий.

Во-первых, ребенок должен быть в терминальной стадии болезни и испытывать «невыносимые физические страдания», которые невозможно облегчить средствами современной медицины. Во-вторых, ребенок должен сознательно принять решение об эвтаназии и самостоятельно неоднократно ее попросить, продемонстрировав врачам, что он полностью осознает свой выбор.

Просьбу ребенка будут рассматривать лечащие врачи и психиатры. Окончательно решение об эвтаназии должно быть принято только с одобрения родителей.

По мнению детского онколога Ютт Ван дер Верф Тен Бос из Университетской клиники Брюсселя, на практике закон коснется крайне небольшого количества детей. По ее словам, она сталкивалась с детьми в возрасте до восьми лет, которые уже полностью осознавали ситуацию и просили прервать их жизнь, но, вероятнее всего, закон будет применяться в основном к подросткам.

Против закона высказались 170 бельгийских педиатров, подписавших открытое письмо парламенту с просьбой не голосовать по данному вопросу, поскольку «в этом нет срочной необходимости и что современная медицина способна облегчать боль».

Врач-педиатр из Лёвенского университета Стефан Ван Гол выразил беспокойство, что процедуры оценки умственных способностей ребенка недостаточно четко прописаны в законе и решение об эвтаназии может быть принято под давлением родителей.

Также не принимать закон призвали различные религиозные группы. При этом закон, разрешающий эвтаназию для взрослых, пользуется в преимущественно католической Бельгии широкой поддержкой общества, более того, согласно недавнему опросу местной вещательной компании RTBF, 75% опрошенных человек поддержали распространение закона и на детей.

По данным Федеральной комиссии по мониторингу и оценке эвтаназии Бельгии, в 2012 году в стране было зарегистрировано 1432 случая эвтаназии, то есть на 25% больше, чем в 2011 году, когда эвтаназию применили в отношении 1133 человек.

Помимо Бельгии эвтаназия для взрослых законодательно одобрена в Нидерландах и Люксембурге. Детская эвтаназия разрешена в Нидерландах для смертельно больных детей старше 12 лет при условии просьбы пациента и согласия родителей.

С 2002 года, когда этот закон вступил в силу, эвтаназия в Нидерландах была применена в отношении пяти детей. Всего, по данным комиссии по эвтаназии, по итогам 2012 года число пациентов, подвергшихся эвтаназии в Нидерландах, выросло на 13,3% и составило 4188 человек против 3695 человек в 2011 году.

В Швейцарии, Эстонии, Албании, а также в американских штатах Вашингтон, Орегон и Монтана существуют законы, позволяющие смертельно больным и психически здоровым пациентам совершить самоубийство при помощи врача. То есть в отличие от эвтаназии тут человек принимает смертельную дозу лекарств самостоятельно, а врач лишь выписывает лекарство. На детей такое законодательство нигде до сегодняшнего дня не распространялось.

Эвтаназия: «за» и «против»

Злоупотребление эвтаназией не надуманная проблема. Сознавали ее и в Голландии, первой стране в мире, узаконившей добровольный уход из жизни с помощью врача для неизлечимо больных людей. Соответствующий законопроект был принят здесь после многолетнего обсуждения в парламенте, и только как разрешение эвтанации в отдельных случаях. Этот закон так и называется: критерии применения эвтаназии и оказания помощи при добровольном уходе из жизни. Вот эти критерии:

- врач должен быть убежден (а значит, в случае юридического преследования, суметь доказать), что его пациент принял решение о своей эвтаназии добровольно и обдуманно;

-врач также должен быть убежден, что это тот случай, когда болезнь пациента неизлечима, а физические страдания от нее стали невыносимыми, и уже исчерпаны все средства избавить пациента от таких страданий;

-пациент должен быть проинформирован о своем состоянии на данный момент и о прогнозе, касающимся продолжительности его жизни;

-врач и пациент должны вместе прийти к заключению, что проблемам, вызвавшим желание эвтаназии, нет никакого другого решения;

-с этим заключением должен согласиться еще один врач, работающий независимо от лечащего врача и тоже знающий данного пациента;

-эвтаназия может быть произведена только врачом и только медицинскими средствами.

Понятно, что соблюдение правил необходимо контролировать, и не всякое общество может обеспечить пресечение злоупотреблений эвтаназией, пока это еще не поздно. В Голландии существуют для этого региональные контрольные комиссии по применению эвтаназии, которые должны проверять ее каждый отдельный случай. Есть также активная общественная организация, следящая за всем, что имеет отношение к эвтаназии. Произвести эвтаназию в Голландии может только домашний или лечащий врач, и это правило делает невозможным «туризм самоубийц», который намеренно приписывают этой стране.

Эвтаназия – нравственное зло или уважение к свободе личности?

Можно долго дискутировать о возможности эвтаназии, о кощунстве самой мысли об этом, однако вряд ли здоровому человеку под силу понять чувства пациента, со дня на день ожидающего смерть. Поэтому чрезвычайно важно предоставить ему свободу, которую у него отбирает болезнь, то право, которого тяжелобольного лишают в самый трудный момент, не щадя его слабости и человеческого достоинства. Здоровье - собственность человека, и он вправе просить и даже требовать милосердия, в том числе и в форме эвтаназии. Юридически невозможно себе представить, что человек, имея право жить, не имеет права умереть, что он свободен на законных основаниях распоряжаться своей собственностью, но не жизнью.

Вот, скажем, в Нидерландах привыкли уважать право на смерть .

Уже 10 лет в стране действует закон: неизлечимо больные люди, в основном страдающие от рака, если они находятся в здравом уме, имеют право попросить своего терапевта сделать им укол смерти. Процедура бесплатна. Препараты для эвтаназии специально производит фармацевтическая промышленность.

В Нидерландах проводится около 3 тысяч эвтаназий в год. Их число растет. Через несколько лет врачи ожидают настоящий бум. Думать о смерти начнет более самостоятельное, послевоенное поколение. Что говорить, если даже молодежь уже сегодня сделала свой выбор.

"Я убью себя, приму какие-нибудь таблетки, если я буду неизлечимо болен", - говорит голландец Том Айкленбом.

"Это мое решение, в случае болезни: или тебе предстоят легкие в кавычках последние несколько месяцев мучений, или ты уйдешь сразу. Наверное, я выберу эвтаназию", - размышляет другой житель Голландии Николя Дюфе.

Среди этой свободы выбора церковь абсолютно бессильна. Разразился скандал: священник в небольшом голландском городке отказался отпевать пациента, выбравшего эвтаназию . Приходской совет обязал пастора извиниться и покинуть общину.

"Сама эвтаназия противоречит христианскому учению . И с моей стороны было бы странно одобрять это. Людям, конечно, моя позиция не нравится, но я чувствую, что сделал все правильно и меня не за что винить", - уверен пастор Норберт ван дер Слайс.

Запрет эвтаназии

В России эвтаназия законодательно запрещена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В России эвтаназия запрещена законом, точнее запрещена так называемая активная эвтаназия, предполагающая активное участие врача. На сегодняшний день в России действует закон «Об охране здоровья граждан». Статья 45 данного закона запрещает российским врачам «удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами». Лицо, которое осуществляет эвтаназию, «несет уголовную ответственность». При этом разрешается так называемая пассивная эвтаназия, иными словами "добровольный отказ от медицинской помощи". Врач может облегчить страдания больного, вводя ему наркотические препараты, которые ослабляют иммунитет. В результате больной погибает от вторичной инфекции, с которой не может справиться его ослабленный организм.

Русская Православная Церковь также категорически против признания законности эвтаназии . Патриарх Московский и всея Руси Алексий II убежден в том, что независимо от состояния больного нужно всегда надеяться на милосердие Божие и чудо, которое в любой момент может изменить состояние страждущего человека. Против эвтаназии категорически выступает и католическая церковь.

Там, где эвтаназия запрещена, практикующих ее врачей судят . Например, в Азербайджане, Украине и других странах.

Что же касается Греции, здесь уголовный кодекс страны предельно четко и ясно запрещает эвтаназию, а так же все ее виды.

В Бельгии в ближайшее время будет окончательно утверждён новый закон, который одни называют чрезвычайно гуманным, а другие — очень жестоким и даже преступным.

Бельгийская революция

13 февраля Палата представителей парламента Бельгии официально одобрила закон, . «За» проголосовали 86 депутатов, «против» 44, 12 воздержались. Ранее законопроект уже получил одобрение сената и министерства юстиции страны. Теперь его должен подписать король Бельгии, и через 10 дней после публикации закона в официальной прессе детская эвтаназия в стране станет легальной.

Сторонники законопроекта, в числе которых левоцентристы, либералы и «зелёные», говорят о том, что речь ни в коем случае не идёт об умерщвлении больных детей, от которых желают избавиться родители. Неизлечимо больному ребёнку просто предоставляется возможность самому решить, хочет он продлить свои дни или предпочитает уйти достойно.

Закон устанавливает для детской эвтаназии жёсткие рамки: ребёнок должен находиться в безнадёжном, с точки зрения медицины, состоянии, испытывая постоянные и невыносимые страдания, которые невозможно облегчить и которые в ближайшее время приведут к смерти.

Помимо решения самого ребёнка, необходимо также согласие родителей. Критики обращают внимание на спорный момент — закон не уточняет, что будет, если отец и мать разойдутся во мнениях. Кроме того, соответствие состояния ребёнка такому, при котором эвтаназия разрешена, должны подтвердить медики и психологи.

Первой страной, легализовавшей эвтаназию для взрослых, стали Нидерланды в 1984 году. Спустя 18 лет Бельгия приняла аналогичный закон. Также эвтаназия является легальной в Швейцарии, Люксембурге и в ряде штатов США.

Революционность нового бельгийского закона в том, что он не устанавливает никаких возрастных норм вовсе. Даже в Нидерландах право на эвтаназию имеют только лица старше 12 лет. В Бельгии же отныне добровольный уход из жизни становится правом даже дошкольников.

Число выбирающих эвтаназию растёт

Даже в либеральной Бельгии подобный подход вызвал неприятие у многих. Вопрос о детской эвтаназии внёс раскол не только в среду политиков и простых граждан, а даже в круги медиков.

Против нововведения выступило большинство специалистов хосписов и центров паллиативной медицины. Группа из 160 педиатров обратилась с открытым письмом к властям, требуя отклонить закон.

Сторонники детской эвтаназии настаивают — речь идёт всего о нескольких случаях в год, когда детям уже никак нельзя помочь, их страдания ужасны, а врач, имеющий возможность прекратить мучения, не может этого сделать, поскольку пациент несовершеннолетний.

Противники возражают — лиха беда начало. В первый год действия закона об эвтаназии для взрослых благодаря ему ушли из жизни 200 человек, в 2003 — уже 360. А в 2012 году эвтаназией закончили своё существование 1432 бельгийца, причём это на четверть больше, чем в 2011 году.

У противников закона осталась последняя надежда — на короля. Именно к нему обращались участники массовой акции, прошедшей в Брюсселе. Они рассчитывают, что монарх наложит «вето» на законопроект.

До чего дошёл прогресс?

Ситуация в Бельгии привлекла внимание и за рубежом. Канадский медик записал обращение к властям Бельгии, в котором его 4-летняя дочь Джессика просит короля Бельгии Филиппа не подписывать закон о детской эвтаназии.

Джессика родилась с тяжелейшей формой порока сердца. При первых обследованиях врачи пришли к выводу, что девочка проживёт в лучшем случае несколько дней. Формально такой ребёнок попадает под действие нового бельгийского закона.

Однако канадские хирурги предпочли сражаться за жизнь ребёнка до конца и совершили практически невозможное, вырвав её из лап смерти.

Настораживает и странная тенденция: в современной Европе узакониваются вещи, которые начинают напоминать те, что практиковались в 1930-1940-х годах. Возможно, у страха глаза велики, но публичная казнь и расчленение «генетически неправильного» животного в Дании, по времени совпавшая с принятием закона о детской эвтаназии в Бельгии, заставляют думать, что прогресс в Евросоюзе двинулся по опасному пути. Очень бы хотелось в этом ошибиться.