Чудеса феодоровской иконы божией матери. Феодоровская икона божией матери — значение, в чем помогает

Феодоровская икона Божией Матери

Общий вид Феодоровской иконы Богоматери без оклада

Феодоровская икона со сказанием (2-я половина XVIII века, музей-заповедник «Коломенское»)

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

Икона была написана в 1164 г. по заказу Владимирского князя для Городецкого монастыря.

Икону написали по заказу Владимирского князя в 1239 г. как дар к свадьбе его сына . Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра.
Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного.

Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218 -1220 гг. в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Храм Феодора Стратилата в Костроме

О времени основания Костромы нет летописных известий. Татищев приписывал ее основание и относил к 1152 г.

В 1237-1238 гг. на Русь обрушились монголо-татарские завоеватели. После разгрома Рязани их войска вступили на территорию Владимиро-Суздальской земли. Продолжая движение на север и восток, монголо-татары жгли русские города. В их числе оказался Городец [Кирьянов И.А. О древнем Городце/ Городецкая старина. Вып. 1. - Городец, 1992. С. 9, 10]. Тогда, в нач. 1238 г., и могла быть перенесена икона Богоматери из Городца в Кострому. Подробности «явления» иконы в Костроме, изложенные в «Сказании», призваны подтвердить указанную дату: «еже попусти Бог окаяннаго и свирепаго и прегордаго и мерзкаго отступника и лютаго мучителя Царя Батыя на всю русскую землю и мнози российстии грады плениша (...) и тогда плениша град, глаголемый Городец и понеже и вся сущия люди в нём посече и в есь пуст его сотвори, якоже обычай есть пленующим и от того плену и раззорения град той запусте и охуде, в нём же бе и сия чудотворная икона (...) Не восхоте бо Пресвятая Владычица наша Богородица образу Своему чудотворному быти на пусте месте (...) и датися Ей во одержание град Кострому» [Сказание о явлении и чудесах... - С. 210].

В 1239 г. Великий князь Владимирский восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата . Феодор Стратилат становится небесным покровителем города.

Князь Василий Ярославич родился в городе Владимире. До смерти старшего брата, Ярослава III Ярославича, княжил в Костроме.
Из летописей известно, что князь Василий женился в 1266 г. (имя и род его невесты неизвестны) и был венчан в соборе Феодора Стратилата святителем Игнатием, епископом Ростовским.

Затем в 1272 г. вступил на Владимирский великокняжеский престол.

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

Предание первое
Икону нашёл Великий князь Владимирский (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 г. икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает третье предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Предание второе
16 августа 1239 г. костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что
«видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи».
От имени великомученика Феодора Стратилата икона получила своё название - Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Предание третье
Согласно третьему преданию икону обрёл 16 августа 1272 г. младший брат Александра Невского князь (1236 или 1241-1277 гг.). Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 г. иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.


Успенский собор Костромы

В нач. XV в. город был перенесён на кремлёвский холм. В сер. XVI в. в кремле был сооружён каменный Успенский собор. Храм был одноглавый и двухстолпный, на высоком сводчатом подклете. Это один из первых известных на Руси двухстолпных храмов. В его архитектуре была и вторая уникальная особенность - разворот апсид не на восток, а на север, в сторону Запрудья, где произошло явление Феодоровской иконы. Двухстолпное решение стало весьма популярным на Костромской земле. Не исключено, что Успенский собор служил образцом при возведении несколькими десятилетиями позднее собора в Богоявленском монастыре Костромы, ныне кафедрального.

Признание иконы чудотворной



Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е гг., Кострома)

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.
…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
- «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»

Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную часовню.


Святое озеро и часовня XVII века

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

В 1613 г. Земский собор избрал на царство Михаила Романова , что закрепил итоговым документом - Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.


Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800). Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит.

Посольство возглавляли архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса, с посольством отправилась московская святыня - Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 г., и на следующий день, 24 (14) марта были приняты Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета - «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» - день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе:
Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.

С другой стороны, непосредственный участник событий, Авраамий Палицын, в своём «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и её сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, то "…архиепископ взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню…"

Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 г. он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 г. по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй пол. XVII в. становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 г. по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.

Успенский собор не сохранил своей первоначальной архитектуры. Он многократно обновлялся и перестраивался после пожаров - в 1654, 1773 и 1843 гг. В сер. XVII в. он был с запада расширен. Будучи переделан в четырёхстолпный, собор получил вместо одной главы пять. В 1666 г. к нему пристроили придельную церковь в честь святого Феодора Стратилата. В соборе хранились наиболее почитаемые в городе иконы, в том числе и Феодоровская икона Божией Матери, а также знамёна костромского ополчения.
Святительские и царские грамоты адресовались вплоть до нач. XVII в. в Кострому в основном на имя «протопопа соборныя церкви Феодора Стратилата» (имелся в виду протопоп Успенского собора). Царь Михаил Феодорович посылает грамоты уже протопопу «соборныя церкви Пречистыя Богородицы и Феодора Стратилата».

18 мая 1773 г. страшный пожар охватил весь кремль и в нем древнюю соборную церковь – он уничтожил все её сокровища, весь архив, в котором были редкие рукописи. Церковный историк пишет, что при этом «чудесным образом сохранилась только древняя, неоцененная святыня – явленный и чудотворный образ Божией Матери Феодоровския». Во время этого пожара выгорело множество зданий в кремле, в том числе церкви Крестовоздвиженского монастыря, который после этого был переведён отсюда в упразднённый Анастасиин. Возобновленный Успенский собор остался в кремле один, на просторе, что дало возможность пристраивать к нему необходимые помещения.
Костромская епархия учреждена в 1744 г. Подворье архиерея и кафедральный собор находились в Ипатьевском монастыре. Тем не менее центром духовной жизни являлся Успенский собор, который, не будучи в Костроме главным, имел значительные преимущества.
В 1775–1778 гг. в нём трудились семнадцать ярославских живописцев. Внутри храма и на галерее были изображены сюжеты Библейской истории. Г. Лукомский и В. Лукомский в 1913 г. в своей книге о Костроме описали фрески этого храма, посвященнные явлению и чудесам Феодоровской иконы.
«Последовательно здесь изображено, – пишут они, – как Феодор Стратилат в день Успения носит икону по городу, как князь Василий в лесу увидел икону; далее изображены перенесение ее в Кострому, пожар в храме Феодора Стратилата, где первоначально была помещена икона, выход с иконой из Костромы против нашествия татар, битва с татарами за рекой Костромой у Святого озера и разные чудеса исцеления... Затем представлен Василий Квашня с конною свитою и собаками; на соборном перенесении иконы в Кострому изображен роскошный город (Кострома) с кремлем: на заднем плане – собор с золотыми главами, причем ворота в соборную ограду скопированы с натуры; а в изображении одного из чудес написана грандиозная крепость – на стенах, в амбразурах пушки и воины с ружьями и пиками».

XIX век



Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)

С кон. XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В нач. XIX в. на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, написанном в 1820 г., об иконе сообщается:
На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…

В 1891 г. для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 г., когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.


Список Феодоровской иконы XIX века

ХХ век

После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 г. в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 г. Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 г. Успенский собор был взорван во время так называемой «безбожной пятилетки». В 1929 г. костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII в. утрачена.

«Федоровская икона утрачена настолько с лицевой стороны, что не даёт исследователю ничего, кроме разрозненных и небольших фрагментов. Об утрате этого памятника приходится жалеть особенно потому, что обратная сторона иконы с изображением мученицы Параскевы, сохранившаяся вполне удовлетворительно, подтверждает эпоху её происхождения, относимую легендой ко второй четверти XIII в.»
(А. И. Анисимов).

«К сожалению, головы [Богоматери и младенца], так же как и голова написанной на обратной стороне Параскевы, лежат на новом левкасе, конца XVIII века. Лучше всего сохранилась одежда Параскевы» (И. Э. Грабарь). «От живописи на лицевой стороне иконы „Богоматери Федоровской" сохранились лишь небольшие фрагменты. В лучшей сохранности до наших дней дошло изображение Параскевы. От живописи XIII века на изображении Параскевы сохранились только одежды, небольшие куски первоначального белого нимба и серебряного фона»
(С. И. Масленицын).


Святая Параскева, почитавшаяся как покровительница свадеб (изображение на обороте Феодоровской иконы)

Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах. В 1930-е гг. Успенский собор где находилась икона был разрушен и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в сер. 1940-х гг. в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным. В 1947 г. на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 г. патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.
С апреля 1964 г. икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 г. была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 г. Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставшим кафедральным собором Костромской епархии.

Иконография



Фрагмент Феодоровского первообраза

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. По древнему описанию при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид:
…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.
Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» - «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.
Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта. На обороте иконы помещено поясное изображение великомученицы Параскевы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом, который по мнению И. Э. Грабаря представляет «определённый отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей». Её руки воздеты в молении на уровни груди.

Храмы, освящённые в честь иконы Феодоровский

Государев собор в Царском Селе - полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».


Феодоровский Государев собор,Собор Феодоровской иконы Божией Матери.

Феодоровский собор Санкт-Петербурга - построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».


Феодоровский собор Санкт-Петербурга

Фёдоровская церковь - построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время - кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.


Фёдоровская церковь Ярославля

Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).


Вознесенский собор Оршина монастыря

Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.


Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца

Празднование

В честь Феодоровской иконы Божьей Матери Православной Церковью установлены празднества:
- 16/29 августа;
- 14/27 марта - в память завершения смутного времени и призвания Михаила Федоровича на царство в 1613 году.

Феодоровская икона Божьей Матери покровительница, прежде всего, женщин – невест, будущих мам, и молитва к Богородице перед ней помогает при трудных родах. Ей молятся о сохранении мира и благополучия в семье, а также если семья в длительное время бездетна. Эту икону хорошо иметь в доме, где есть подобные проблемы. Искренняя молитва перед ней к Богоматери поможет Вам в их решении.
Молитва перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах. Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами. Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.
Больше всего свидетельств сохранилось о помощи, полученной по молитвам перед иконой о зачатии ребёнка.

Молитва первая перед иконой Божьей матери Феодоровская

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явлъшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Богородицы Феодоровская

О Премилосердая Госпоже, Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья перед иконой Богоматери Феодоровская

К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому привнесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастех, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческим; такождь от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоя, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надежда, Покров и Помощь и Заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.


Пресвятая Богородица Феодоровская
Юрий Кузнецов. Дерево, левкас, темпера, лак

3 июня, 6 июля, 8 сентября.
- 1 июля.
Феодоровская икона Божией Матери - 27 марта, 29 августа.
- 4 ноября, 21 июля.
- 22 ноября.
- 18 мая.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие Христово учение, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать и Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, страдая на древе, отдал Ей в наследие весь род человеческий в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во дни земной жизни Пресвятой Богородицы, и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы увидеть Ее, каждый почитал за великую радость получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы написанный образ Ее.

Множество раз от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол и евангелист Лука, бывший врачом и искусным художником, и, чтобы удовлетворить желание первых христиан, он, как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще несколько икон и принес их Самой Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: "Отныне ублажат Мя вси роды, - и присовокупила, - Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".

Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением в честь Ее храмов, церковными праздниками в память бесчисленных Ее благодеяний. Дивную и непостижимую картину для благоговейного взора представляют явленные и чудотворные иконы, а также нескончаемые чудотворения, совершающиеся перед ними по молитвам верующих. Сама Небесная Заступница, невидимо действуя через святые Свои образы, дарует верным обильные милости, источает неоскудеваемую благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый "Федоровский". Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.

Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре, радениями великого князя Георгия Всеволодовича, здесь был основан Городецкий монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь.

Младший брат св. блгв. князя Александра Невского, князь Василий Костромской , во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года, на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять, однако, та внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, князь Василий рассказал о чудесном образе духовенству и народу, после чего все двинулись в указанное князем место. Увидев икону, все пали на колени, принося сугубую молитву Богородице. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный костромской храм . В отсутствие князя в городе, жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по городу святой образ Богородицы, поэтому икону с этого времени стали именовать "Федоровской".

Протоиерей Иоанн Сырцов повествует: "Новоявленная Федоровская икона, по древнему описанию, в момент принесения в Кострому имела такой вид: написана масляными красками "на сухе древе". Доска в длину 1 аршин 2 ? вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины".

Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона "Федоровской" Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - "златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими". Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.

"Федоровская" икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы "Владимирской" и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с "Федоровской" иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.

Долго проходило "умоление" Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки "Владимирскую" икону сказал: "Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога". Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой "Федоровской" Богоматери и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!". В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь "Федоровской" иконы Пресвятой Богородицы в дополнение к ее явлению 16 августа (ст.с.).

Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы "на Сенях". С этого времени "Федоровский" образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

В 1618 году царь Михаил Федорович прислал в Кострому для украшения иконы "рясные привески", жемчужную накладную ризу и небольшую икону Богородицы в серебряном окладе. В 1636 году радениями царя икону поновили и вновь богато украсили ризой.

Усердно заботились об украшении иконы и костромичи. В начале XIX века для иконы была изготовлена новая золотая риза, с оставлением на ней прежних драгоценных камней и украшений. Современник свидетельствует: "На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками, на коих изображена надпись…". В 1891 году для чудотворного образа была устроена новая золотая риза весом почти в 10 кг., которая и украшала его до 1922 года.

Грозные события начала XX столетия - не обошли стороной Кострому. Однако Промысл Божий сохранил великую святыню российской земли. Икона не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в храмах на протяжении всего XX века. Следует заметить, что, учитывая духовно-культурную ценность чудотворной "Федоровской" иконы и ее историческую связь с Царственным домом Романовых, данный случай уникален для Новейшей истории Церкви.

В начале декабря 1919 года чудотворный образ Богоматери исследовала в Костроме экспедиция музейного отдела Наркомпроса под руководством И.Э. Грабаря с целью раскрытия первоначального красочного слоя. Но, в отличие от других икон, ставших предметом внимания искусствоведов, костромская святыня не покинула церковных стен на долгие годы.

Весной 1922 года в ходе общероссийской компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворного образа "Федоровской" Богоматери была снята драгоценная риза. Летом того же года храмы Костромского кремля были захвачены обновленцами; таким образом, чудотворная икона оказалась в их руках. В 1928 году обновленческая община возила икону на реставрацию в Москву, но вскоре образ все же вернулся в Кострому.

В 1944 году после самоликвидации обновленческого раскола икона была возвращена настоятелем "обновленческого собора" протоиереем Николаем, в православный храм. Первоначально чудотворный образ, как и во время пребывания у обновленцев, не имел ризы, только в 1947 году на нее была надета медно-позолоченная риза с одного из списков.

7 августа 1948 года в ходе поездки по волжским городам, Кострому посетил Святейший Патриарх Алексей I. Поклонившись "Федоровской" иконе Богородицы, Патриарх выразил пожелание, чтобы чудотворный образ был украшен ризой, достойной духовного величия святыни. Для устройства новой ризы клирики и миряне кафедрального Иоанно-Златоустовского собора начали сбор пожертвований, который занял несколько лет. К весне 1955 года московскими мастерами была изготовлена новая серебряно-позолоченая риза.

В апреле 1964 года, в связи с вынужденным перенесением кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, туда же был перенесен и чудотворный образ.

Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. 29 августа 1990 года - впервые после многих десятилетий, в день празднования явления "Федоровской" иконы Богородицы, многотысячный крестный ход прошел, после Божественной литургии, от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне; с того времени, как и прежде, совершение крестного хода вновь стало традицией. 18 августа 1991 года чудотворная икона "Федоровской" Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 12 мая 2001 года, впервые после 1928 года, чудотворный образ "Федоровской" Богоматери был доставлен в Москву, в храм Христа Спасителя, в октябре того же года для поклонения верующих, икона была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году "Федоровскую" икону встречали в Архангельской и Санкт-Петербургской епархиях. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году чудотворный образ вновь был доставлен в Москву, где находился в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

В 2003 году Костромская епархия начала сбор пожертвований для воссоздания драгоценной золотой ризы. 23 июня 2003 года благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной ризы (1891 г.) преподал Святейший Патриарх Алексий II.

Ныне чудотворная икона "Федоровской" Пресвятой Богородицы пребывает в костромском кафедральном соборе, в отдельном золоченом киоте под балдахином, справа от Царских врат.

Она издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.

Название монастырь получил по близь лежащему городу Городцу.
В последствии великий князь Владимирский.
Храм был освящен в честь великомученика Федора Стратилата.
Сырцов В.А., священник. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Кострома, 1908 , с. 6.
Икона "Федоровской" Богоматери до 20-х годов XX века находилась в иконостасе Успенского собора Костромы.
Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. СПб., 1820, с. 17-18.
Некоторое время икона находилась в руках раскольников-обновленцев.


17 / 09 / 2004

Феодоровская икона Божией Матери издревле почитается как чудотворящая святыня России. По молитвам верующих от нее было явлено множество чудес, радостных событий и долгожданных исцелений.

История появления иконы

Каждая Богородичная икона имеет свое название и чудесную историю обретения. В истории Феодоровской пересекаются многие имена и события: Феодор Стратилат, блаженная Параскева , князь Александр Невский , династия царей Романовых. Икона более 8 веков покровительствует граду Костроме.

Еще о православных святых:

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская».

Святой Лик был написан апостолом от семидесяти и евангелистом Лукой, автором одного из Евангелий, в 1 веке от Рождества Христова и несет в мир доброту и вселенскую заботу о человечестве.

Образ был доставлен из Иерусалима в Русскую землю, а когда и кем - насчет этого история не сохранила сведений. Образ хранился в небольшой ветхой часовенке близ города Городец, здесь же со временем была возведена Городецкая мужская иноческая обитель.

В 1239 году монголо-татары сожгли Городец, и во время бесчисленных пожарищ пропал святой образ. Предположительно он был отдан Александром Невским костромскому князю Василию Мизинному.

Однажды князь Василий Ярославович направился на охоту в северные костромские леса. Здесь же, вблизи небольшой речушки, он лицезрел сияющий небесной красотой Лик Богородицы. Одновременно испытывая радость и великий страх, он приблизился к Нему и хотел взять в руки. Удивительно, но образ чудесно воспарил в воздухе и поднялся по дереву выше его роста. Опешивший князь пал на колени и стал слезно умолять Царицу Небесную, чтобы Она сподобила взять образ в руки и доставить в главный костромской храм. Но икона так и осталась недоступной для его рук. Тогда князь спешно отправился в Кострому, рассказал духовенству и прихожанам собора о необыкновенном событии. К месту явления иконы направился Крестный ход. Прибыв на место, все паломники коленопреклоненно стали умолять Пресвятую Деву об оказании милости городу и переходе иконы в Кострому. После молебна священники беспрепятственно сняли Святой Лик с высокой сосны и торжественно перенесли в городскую церковь.

Старинная Феодоровская икона Божией Матери, женская небесная покровительница. Россия XIX век.

На следующий день для поклонения Богородице выстроилась огромная очередь и многие прихожане объявили священству, что накануне лицезрели необычно одетого мужчину в военной одежде, который ходил по городским улицам и в руках держал новоявленную икону. Люди узнали в нем Феодора Стратилата и поняли, что сам небесный покровитель Костромы принес в дар городу чудотворную святыню. От имени Феодора Стратилата икона получила название Феодоровская, а на месте ее чудесного обретения был возведен первый костромской монастырь. Его алтарь, как исключение из общепринятых правил, был обращен в северную сторону, туда, где была явлена икона.

Помощь от Феодоровского образа

Общеизвестно, что верующим людям помогает не сама икона, а Лик, изображенный на ней, предстательствующий о молящихся перед Всевышним.

Пред ней возносят молитвы:

  • об исцелении от болезней;
  • о даровании долгожданного чада и об его успешном вынашивании;

Еще о молитвах о детях:

Богоматерь - великая Заступница и Помощница всего человечества. Чудотворная Феодоровская икона Богородицы пособствует женщинам в удачном замужестве, помогает забеременеть и благополучно освободиться от родового бремени, исцеляет даже от самых тяжелых недугов. Деве Марии молятся о достойном воспитании детей, об избавлении от скорбей, в различных житейских нуждах.

Совет! Если в семье произошел разлад, то Царица Небесная поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами.

Часто родители благословляют детей на брак именно этой иконой, а у многих женщин именно Феодоровская Дева является венчальной иконой.

Иконография

На первый взгляд Феодоровская икона Богоматери очень напоминает Владимирскую , но присмотревшись к ней видны некоторые отличия и символы.

На обеих иконах Богомладенец обнимает за шею Свою Мать, и Своей щекой прижимается к ее щеке, но восседает Он на правой материнской руке. Его правая нога покрыта ризой, а левая по колено обнажена, что символизирует воспоминания о Христовых Страданиях. Матерь Божия имеет скорбный вид, что означает, что Она уже как бы оплакивает Своего Сына, идущего на смерть ради искупления грехов человеческих.

Алматинская — Феодоровская икона Пресвятой Богородицы является точным списком святыни православного мира, великой Всероссийской святыни.

На оборотной стороне помещено поясное изображение великомученицы Параскевы Пятницы. На ней надеты красные одежды, украшенные золотым рисунком, а руки воздеты в молитве на уровне груди.

Божия Матерь - великая Предстательница пред престолом Сына Своего о том, чтобы человечество праведно и достойно проводило свой земной путь, чтобы люди творили добро, любили Отца Небесного и ближнего своего, чтобы дорожили тем коротким временем, которое отведено для стяжания святости, и готовили себя ко Спасению и Жизни Вечной.

В честь Феодоровской иконы Божией Матери установлено два торжественных дня почитания ее памяти: 29 августа и 27 марта.

Видео о Федоровской иконе Божией Матери.

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Феодоровская икона Божией Матери на протяжении трех веков была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений.

По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской, но в отличие от последней, левая ножка Младенца Христана иконе обнажена до колена.

Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.


Именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына - благоверного великого князя Александра Невского - на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей - небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

С именем Феодоровской иконы также связано одно из значимых в истории нашей страны событий. 21 февраля (по ст. ст.) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов - первый русский царь из боярского рода Романовых. 16-летний юноша был сыном Федора Никитича, (в иночестве Филарета, будущего Патриарха Московского), и Ксении Ивановны (в иночестве Марфы) Романовых. 14 марта 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой на царство со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству ».

С того времени Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухинойбыло поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевичас Прасковьей Салтыковойей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.

Многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому - «колыбель дома Романовых» - и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божьей матери. Особое почтение иконы-покровительницы было при царе Николае, молилась перед ней и вся его семья. В Царском селе (1909-1912 годы) на месте, которое выбрал сам монарх, был выстроен в честь святыни Феодоровский Государев собор. На месте гибели святых страстотерпцев, в доме Ипатьева (Екатеринбург), был обнаружен список Феодоровской иконы Богородице, который принадлежал мученице царице Александре Федоровне.

Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отречения страстотерпца царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII векаи носило местный характер. Однако начиная с 1620 года что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца,этот праздник закрепляетсяза 14 марта и сразу же становится весьма торжественным изначимымв царской семье.

При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случая. Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостныхбогослужений пышностью и приравнивалоськ празднику Благовещения.Его совершали в Успенском соборе, облачившись в белые ризы, служили всенощное бдение и литургию Иоанна Златоуста. Со второй половины XVIII века праздник стали переносить на ближайшее воскресение, что уже уменьшило его статус. В современном богослужебном уставе празднование иконе совершается по обычному великопостному чину.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. Во время второго пожара жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм - Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север - к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе до 1929 года.

Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью, не утрачена, что было подтверждено, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году. Она никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленско- Анастасиин собор Костромской епархии.


Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Позднее для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. В 1948 году патриарх Алексий I пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, достойной духовного величия святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад. В 2003 году Святейший Патриарх Алексий II преподал благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной драгоценной ризы (1891 г.), а Костромская епархия начала сбор пожертвований.

В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала список с древней костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий(Мечев) очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен.

Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени, а девицы молятся о счастье в брак е.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее «Феодоровская»:
О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О, Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам, явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на страшнем Судищи Христове стати одесную и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Тропарь, глас4:
Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к Кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем под сень крова Твоего прибегающим мир и велию милость.

Кондак, глас8:
Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем к Тебе, и милися деем: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавати вся благая и спасительная всем верою и любовию вопиющим Ти: Радуйся, Дево, христиан похвало.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - главная святыня Костромы и одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы во всей Русской Церкви. С ее обретением и последующим бытованием в Костромских пределах связано множество преданий, частью отраженных в акафисте. Исследователи датируют чудотворный образ XIII веком, хотя, увы, древнейший слой письма иконы, неоднократно поновлявшейся, почти не сохранился.

Феодоровской иконой в 1613 году был благословлен на царство первый царь династии Романовых Михаил Феодорович, и с этого времени она получает особое значение как покровительница царствующего дома, а списки с нее расходятся во множестве по всем русским городам.

В советскую эпоху Феодоровский образ был едва ли не единственной общерусской святыней, избегшей музейного заточения (правда, он лишился своей драгоценной ризы во время кампании по изъятию церковных ценностей и некоторое время находился в руках обновленцев).

Сейчас Феодоровская икона пребывает в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре. В храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках находится чудотворный список, относящийся, по-видимому, к XVIII веку.

Перед Феодоровской иконой Божией Матери традиционно молятся о добром супружестве, даровании детей, помощи в преодолении семейных неустройств. В нашем храме у Феодоровского образа ежесубботне в 16:00 совершается молебен с акафистом.

Дни празднования:

  • 27 марта (14 марта по старому стилю) - благословение при избрании на царство Михаила Феодоровича Романова;
  • 29 августа (16 августа по старому стилю) - память явления чудотворного образа.

Тропарь, глас 4

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Кондак, глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва, чтомая пред образом Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

О , Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие! К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей, к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастей, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и надежда, покров, и помощь, и заступление, радость, и утешение, и скорая во всем Помощница.

О чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе без Твоея всесильные помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во aвеки веков. Аминь.