Что ели во время войны? Что делали знаменитые культурные деятели во время войны

В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка всей жизни страны на военный лад. Определяющей программой деятельности стал лозунг: «Все для фронта, все для победы !».

Экономическая ситуация в значительной степени осложнялась тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн кв. км, где раньше проживали 74,5 млй человек и выпускалось до 50% про­мышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось при промышленном потенциале чуть ли не начала 1930-х гг.

24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации под председа­тельством Н.М. Шверника. Основные направления перестройки экономики:

1) эвакуация из прифронтовой полосы на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей.

В течение июля - ноября 1941 г. в восточные районы страны было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных воен­ных. Они разместились в Поволжье, на Урале, в Западной и в Вос­точной Сибири, Казахстане и Средней Азии. В рекордные сроки эти предприятия вводились в строй. Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе домен­ная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).

С этой позиции война стала апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы . Несмотря на огромные трудности, ус­ловия данного режима позволили использовать такие преимущества, каксверхцентрализацию управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы , а также вызванное патриотиче­скими чувствами напряжение всех сил народа.

Исход войны определялся не только на фронте, но и в тылу . Прежде чем одержать военную победу над Германией, нужно было победить ее в военно-экономическом отношении. Становление военной экономики в первые ме­сяцы войны происходило очень трудно:

    проведение эвакуации в условиях беспорядочного отхода войск;

    быстрая утрата важнейших в экономическом отношении районов, раз­рушение хозяйственных связей;

    потеря квалифицированных кадров и оборудования;

Кризис на железных дорогах.

В первые месяцы войны спад производства составлял до 30%. Тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве. СССР потерял территории, производившие 38% зерна и 84% сахара. Осенью 1941 г. была введена кар­точная система обеспечения населения продуктами питания (охватывала до 70 млн человек).

Для организации производства предпринимались чрезвычайные меры - с 26 июня 1941 г. для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы, рабочий день для взрослых увеличивался до 11ч при шес­тидневной рабочей неделе, отпуска отменялись. В декабре 1941 г. все работники военных производств объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на данных предприятиях.

К концу 1941 г. удалось остановить падение промышленного производ­ства, а в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске бое­вой техники не только по количеству (2100 самолетов, 2000 танков ежемесяч­но)^ но и в качественном отношений: с июня 1941 г. начинается серийное производство минометных установок типа «Катюша», был модернизирован танк Т-34/85 и т. д. Разработаны методы автоматической сварки брони (Е. О. Патон), сконструированы станки-автоматы по выпуску патронов. |

В кратчайшие сроки вводились в действие предприятия-дублеры на Урале и в Сибири. Уже в марте 1942 г. начался прирост в военной области. Для производства вооружения и техники на новом месте требовалось время. Только во второй половине 1942 г. ценой неимоверных усилий тружеников тыла при жесткой организационной работе партийных комитетов удалось создать слаженно работающий военно-промышленный комплекс , которой выпуская больше вооружений и техники, чем Германия й ее союзники. Для обеспечен ния предприятий рабочей силой была ужесточена отвётствённость рабочих за трудовую дисциплину. В феврале 1942 г. был принят указ, в соответствия с которым рабочие и служащие были объявлены мобилизованными на время войны. Основную часть рабочих тыла и тружеников села составляли женщий ны и подростки. В городах была введена карточная система распределениям К1943 г. армия была оснащена новыми образцами военной техники: самоле* тами Ил-10, Як-7, танками Т-34(м).

Значительный вклад в укрепление Вооруженных Сил внесла наука. Оя крыты новые месторождения нефти и газа, освоено производство высокока~| чественных сталей, созданы новые радиолокаторы, начаты работы по pacщеплению ядерного ядра. В Новосибирске открылся Западносибирский фи| лиал АН СССР.

Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией , а производство вооружения достигаем своего максимального уровня в 1944 г.

Ушедших на фронт мужчин на предприятиях и в колхозах заменя­ли женщины, пенсионеры и подростки (40% численности рабочих в промышленности составляли женщины, 360 тыс. учащихся 8-10 клас­сов пришли на производство во второй половине 1941 г.). В 1944 г. среди рабочего класса насчитывались 2,5 млн человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.

Население возводило оборонительные сооружения, организовывало дежурство в госпиталях, в качестве дойоров сдавало кровь. Большой вклад в дело победы внесли заключенные ГУЛАГа (к началу войны их количество достигло чудовищных размеров - 2 млн 300 тыс. человек; в 1943 г. оно составляло 983 974 человека). Они вели добычу полез­ных ископаемых, производили снаряды, шили обмундирование. За осо­бые отличия в тылу 198 человек были удостоены звания Героя Социа­листического Труда; 16 млн человек награждены медалью «За доблес­тный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Однако, говоря о трудовых свершениях и массовом героизме в тылу, не следу­ет забывать, что война подорвала здоровье народа. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей»

Тыл направлял на фронт оружие, боеприпасы, военную технику, про­довольствие и обмундирование. Достижения промышленности сдела­ли возможным уже к ноябрю 1942 г. изменить соотношение сил в пользу советских войск. Количественное увеличение производства боевой техники и вооружения сопровождалось быстрым улучшением их качественных характеристик, созданием новых типов машин, артиллерийских систем, стрелкового оружия.

Так, средний танк Т-34 оставался лучшим во Второй мировой вой­не ; он превосходил однотипный фашистский танк T-V («Пантера»). В том же 1943 г. началось серийное производство самоходно-артиллерий- ских установок (САУ).

В деятельности советского тыла 1943 г. стал переломным. В ходе войны улучшались тактико-технические данные самолетов. Появились более совершенные истребители Ла-5, Як-9, Як-7; было ос­воено серийное производство штурмовика Ил-2, прозванного «истреби­телем танков», аналог которого германской промышленности так и не удалось создать.

Большой вклад в изгнание оккупантов внесли партизаны .

Согласно плану «Ост» гитлеровцы установили в оккупированных районах режим кровавого террора, создавая так называемый «новый порядок». Действовала специальная программа вывоза продовольствия, материальных и культурных ценностей. На принудительную работу в Германию было вывезено около 5 млн человек . Во многих районах сохранены колхозы с назначаемыми старостами для изъятия продовольствия. Созданы лагеря смерти, тюрьмы и гетто. Символом уничтожения еврейского населения стал Бабий Яр в Киеве, где в сентябре 1941 г. было расстреляно свыше 100 тыс. человек. В лагерях уничтожения на территории СССР и других стран Европы (Майданек, Освенцим и т. д.) погибли миллионы людей (военнопленных, подпольщиков и партизан, евреев).

Первый призыв к развертыванию движения сопротивления в тылу врага прозвучал в директиве СНКи ЦИКВКП(б) от 29 июня 1941 г. Были поставлены задачи дезорганизовывать связь на оккупированных территориях, унич­тожать транспорт, срывать военные мероприятия, уничтожать фашистов и их пособников, помогать созданию диверсионных истребительных групп . Партизанское движение на первом этапе носило стихийный характер.

Зимой 1941-1942 гг. в Тульской и Калининской областях сформировались первые партизанские отряды , которые включали в себя коммунистов, ушедших в подполье, солдат из разгромленных частей и местное насёлёниё. Одновременно действовали подпольные организации, занимавшиеся разведкой, диверсиями информированием населения о положении на фронтах. Символом мужества стало имя 17-летней московской комсомолки, разведчицы Зои Космодемьянской , дочери репрессированного, заброшенной в тыл вра­га и повешенной гитлеровцами.

30 мая 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанских дви­жении во г паве с П. К. Пономаренко , а при штабах армий - спецотделы по связи с партизанскими отрядами. С этого момента партизанское движение приобретает более организованный характер и координирует свои действия с армией (Белоруссия, северная часть Украины, Брянская, Смоленская и Ор­ловская области). К весне 1943 г. диверсионная подпольная работа велась практически во всех городах на оккупированной территорйи. Стали возни­кать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С. А. Ковпаком, А. Н. Сабуровым, А. Ф. Федоровым, Hi 3. Колядой, С. В. Гришиным и др. Почти все партизанские соединения име^ ли радиосвязь с Центром.

С лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы , операций «Рельсовая война и «Концерт ». По мере наступления советских войск партизанские соединенния переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

Всего за годы войны партизаны вывели из строя 1,5 млн солдат и офицеров противника, взорвали 20 тыс. вражеских поездов и 12 тыс. мостов; унич-^ тожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

Партизанское движение и подполье стали одним из существенных фактор ров Победы .

Антигитлеровская коалиция.

В первые дни войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль, который был сторонником бескомпро­миссной борьбы с Германией, заявил о готовности поддержать Совет­ский Союз. Свою готовность оказать помощь высказали и США. Официальное вступление США во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 г. существенно повлияло на соотношение сил в мировом кон­фликте и способствовало завершению создания антигитлеровской коа­лиции.

1 октября 1941 г. в Москве СССР, Англия и США договорились о поставках в нашу страну вооружения и продовольствия в обмен на стратегическое! сырье. Поставки в СССР вооружения, продовольствия и других военных мате риалов из США и Англии начались в 1941 г. и продолжались до 1945 г. Основ-? ная часть их шла тремя путями: через Ближний Восток и Иран (в Иран в ав*| густе 1941 г. вошли английские и советские войска), через Мурманск и1 Архангельск, через Владивосток. В США был принят закон о ленд-лизе - пе редаче необходимых материалов и вооружений союзникам взаймы или в аренду). Общая стоимость этой помощи составила около 11 млрд долларов, или 4,5% от всех материальных ресурсов, использованных СССР во Второй миро­вой войне. По самолетам, танкам, грузовикам уровень этой помощи был выше. В целом эти поставки помогли советской экономике уменьшить нега­тивные последствия в военном производстве, а также преодолеть нарушен­ные экономические связи.

Юридически антигитлеровская коалиция сложилась 1 января 1942 г. 26 государств подписали в Вашингтоне Декларацию Объединенных Наций . Правительства стран-союзниц брали на себя обязательство направить все свои ресурсы против членов Тройственного пакта, а также не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

С первых же дней войны между союзниками наметились разногласия по вопросу об открытии Второго фронта : С просьбой открыть Второй фронт Ста­лин обратился к союзникам уже в сентябре 1941 г. Однако действия союзников ограничились в 1941-1943 гг. сражениями в Северной Африке, а в 1943 г. - высадкой на Сицилии и в Южной Италии.

Одна из причин разногласий - разное понимание Второго фронта. Союз­ники понимали под Вторым фронтом военные действия против фашистской коалиции во Французской Северо-Западной Африке, а затем по «балканско­му варианту»; для советского руководства Вторым фронтом была высадка войск союзников на территории Северной Франции.

Вопрос открытия Второго фронта обсуждался в мае-июне 1942 г. во время визитов Молотова в Лондон и Вашингтон, а затем на Тегеранской конферен­ции в 1943 г.

Второй фронт был открыт в июне 1944 г. 6 июня в Нормандии началась высадка англо-американских войск (операция «Оверлорд», командующий Д. Эйзенхауэр ).

До 1944 г. союзники осуществляли локальные военные действия. В 1942 г. американцы вели военные действия против Японии в бассейне Тихого океа­на. После захвата Японией к лету 1942 г. Юго-Восточной Азии (Таиланда, Бирмы, Индонезии, Филиппин, Гонконга и т. д.) флоту США летом 1942 г. удалось выиграть сражение у о. Мидуэй. Начался переход японцев от наступ­ления к обороне. Английские войска под командованием Монтгомери одер­жали победу в Северной Африке в ноябре 1942 г. под Эль-Алайменом.

В 1943 г. англо-амёриканцы полностью освободили Северную Африку. Летом 1943 г. они высадились на о. Сицилия, а затем в Италии. В сентябре 1943 г. Италия перешла на сторону антигитлеровской коалиции. В ответ на это немецкие войска захватили большую часть Италии.

Тегеранская конференция.

С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране состо­ялась встреча Й. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля .

Основные вопросы:

    решено, что открытие Второго фронта произойдет в мае 1944 г.;

    Сталин заявил о готовности СССР вступить в войну с Японией посл$ капитуляции Германии;

    принята Декларация о совместных действиях в войне и послевоенном; сотрудничестве;

    не было принято решение о судьбе Германии и границах Польши.

На Ялтинской конференции (в феврале 1945г .) подняты вопросы:

      о послевоенных границах Германии и Польши;

      о сохранении Германии в качестве единого государства; сама Германия и Берлин временно разделялись на зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую;

      о сроках вступления СССР в войну с Японией (через три месяца после окончания войны в Европе);

      о демилитаризации и денацификации Германии и проведении в ней демократических выборов. Была принята Декларация об освобожденной Европе, в которой союзные державы заявили о своей готовности помочь европейским народам «создать демократические учреждения по их собственному выбору».

      Серьезные разногласия вызвали вопросы о судьбе Польши и репарациях. Согласно решениям конференции СССР должен был получить 50% всех репарационных платежей (кроме того, в качестве «компенсации» за Западную Украину и Западную Белоруссию Польша получала территории на западе и на севере.

Союзники договорились о создании ООН, и 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско состоялась ее учредительная ассамблея. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, экономический и социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб- квартира - в Нью-Йорке.

С 17 июля по 2 августа в Потсдаме (под Берлином) состоялась последняя за время войны встреча на высшем уровне. В ней участвовали И. Сталин, Г. Трумэн (Ф. Рузвельт умер в апреле 1945 г.), У. Черчилль 28 июля его заменил К. Эттли, лидер лейбористов, одержавших победу на парламентских выборах). На конференции приняты следующие решения:

      по германскому вопросу - предусматривались разоружение Германии ликвидация ее военной промышленности, запрет нацистских организаций демократизация общественного строя. Германия рассматривалась как единое А экономическое целое;

      решен вопрос о репарациях, о разделе германского военного и торгового флотов;

      в Германии было решено создать четыре зоны оккупации. Восточная Германия вошла в советскую зону;

      для управления Германией был создан Контрольный совет из представителей союзных держав;

      территориальные вопросы. СССР получил Восточную Пруссию с г. Кенигсбергом. Западная граница Польши была определена по р. Одеру и Западной Нейсе. Были признаны советско-финская (установлена в марте 1940 г.) и советско-польская (установлена в сентябре 1939 г.) границы;

      создан постоянно действующий Совет министров иностранных дел великих держав (СССР, США, Великобритании, Франции и Китая). Ему было поручено подготовить мирные договоры с Германией и ее бывшими союзниками - Болгарией, Румынией, Финляндией и Италией;

      нацистская партия объявлялась вне закона;

      принято решение о созыве международного трибунала для суда над главными военными преступниками.

Ялта и Потсдам подвели итоги Второй мировой войны, зафиксировав но­вую расстановку сил на международной арене. Они явились доказательством того, что только сотрудничество и переговоры могут привести к принятию конструктивных решений.

Международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США

Конференция

Основные решения

Участники:

И. Сталин,

У. Черчилль,

Ф. Рузвельт

1. Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии.

2. Решен вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение мая 1944 г.

3. Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши.

4. Высказана готовность СССР вступить в войну с Японией после разгрома Германии

И. Сталин,

У. Черчилль,

Ф. Рузвельт

    Согласованы планы разгрома и условий безоговорочной капитуляции Германии.

    Намечены основные принципы общей, прлити^ц, . в отношении послевоенной организадии-ми.

    Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольной органа

и о взыскании репараций.

    Решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН.

    Решен вопрос о восточных границах Польши. 6.. СССР подтверждено согласие вступить в войну

с Японией через три месяца после капитуляции Германии

Берлинская (Потсдамская ) {17 июля - 2 августа 1945 г.). Участники: И. Сталин,

Г. Трумэн,

У. Черчилль - К. Эттли

    Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира.

    Принято решение о системе четырехсторонней окку­пации Германии и об управлении Берлином.

    Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками.

    Решен вопрос о западных границах Польши.

    СССР передана бывшая Восточная Пруссия с г. Ке­нигсбергом.

    Решен вопрос о репарациях и уничтожении германских монополий.

Ленд-лиз.

В октябре 1941 г. США предоставили СССР кредит на сумму 1 млрд долларов на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружения. Обязательства организовать поставки самолетов и танков взяла на себя Англия.

Всего по распространенному на нашу страну американскому закону о ленд-лизе (он был принят Конгрессом США еще в марте 1941 г. и предусматривал помощь другим странам сырьем и вооружением в инте­ресах обороны США) за годы войны Советский Союз получил от США 14,7 тыс. самолетов, 7 тыс. танков, 427 тыс. машин, продовольственные и другие материалы. В СССР поступило 2 млн 599 тыс. тонн нефтепро­дуктов, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн пар обуви, 4,3 тонны продовольствия. В ответ на оказанную помощь Советский Союз за годы войны поставил в США 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн мар­ганцевой руды, большое количество платины, золота, пушнины. Из Анг­лии с начала войны по 30 апреля 1944 г. были получены 3384 самолета, 4292 танка, 1188 танков поступило из Канады. В исторической литера­туре бытует точка зрения, что поставки товаров союзниками за всю вой­ну составили 4% объема советской промышленности. Незначитель­ность поставок военных материалов признавали в годы войны многие политические руководители США и Англии. Однако бесспорным яв­ляется факт, что они стали не только материальной, но и прежде все­го политической и нравственной поддержкой для нашей страны в самые трагические месяцы войны, когда Советский Союз стягивал на советско-германском фронте решающие силы, а советская промыш­ленность не имела возможности обеспечить Красную Армию всем не­обходимым.

В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооцен­ке союзнических поставок по ленд-лизу. Американские же источни­ки оценивают помощь союзников в 11 -12 млрд долларов. Пробле­ма поставок вызвала обильную переписку на самом высоком уров­не, тон которой часто был довольно колким. Союзники обвиняли СССР в «неблагодарности», поскольку в его пропаганде полностью умалчивалось об иностранной помощи. Со своей стороны, Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, «вторым фронтом» советские солдаты в шутку прозвали понравившуюся им американскую тушенку.

В действительности же поставки по ленд-лизу готовых изделий, по­луфабрикатов и продовольствия оказали существенную экономиче­скую поддержку.

Долги за эти поставки сохраняются за нашей страной до сих пор.

После подписания Германией капитуляции страны антигитлеров­ской коалиции отказались от ялтинских планов ее раздела. Регулиро­вать жизнь в четырех зонах Берлина должен был контрольный совет, состоящий из главнокомандующих вооруженными силами союзников. Новое соглашение по германскому вопросу, подписанное в Потсдаме в июле 1945 г., предусматривало полное разоружение и демилитариза­цию Германии, роспуск НСДАП и осуждение военных преступников, де­мократизацию административного управления Германии. Еще объ­единенные борьбой с нацизмом страны антигитлеровской коалиции уже встали на путь раскола Германии.

Новая расстановка сил в послевоенном мире объективно делала Германию союзником Запада в борьбе против коммунизма, распростра­ненного в Восточной и Юго-Восточной Европе, поэтому западные дер­жавы начали форсировать оздоровление немецкой экономики, что при­вело к объединению американской и английской зон оккупации. Так противоречия и амбиции бывших союзников привели к трагедии цело­го народа. Преодолеть разделение Германии удалось лишь более чем через 40 лет.

Поражение и капитуляция Японии

Безоговорочная капитуляция Германии не означала окончания Вто­рой мировой войны. Союзникам предстояло ликвидировать еще одно­го серьезного противника на Дальнем Востоке.

Впервые вопрос об участии Красной Армии в войне против Японии был поставлен на Тегеранской конференции. В феврале 1945 г. на второй встрече И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля в Крыму советская сторона подтвердила согласие участвовать в войне с Японией через два-три месяца после капитуляции Германии, одновременно выдвинув на рассмотрение союзников ряд условий, которые были приняты ими. Подписанное руководителями трех стран соглашение предусмат­ривало следующее.

    Сохранение статус-кво Монгольской Народной Республики.

    Восстановление принадлежащих России прав, нарушенных в ре­зультате ее поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг.:

а) на возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов;

б) интернационализацию торгового порта Дайрен (Дальний) и вос­становление аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР;

в) совместную эксплуатацию Китайско-Восточной и Южно-Маньч- журской железных дорог на началах организации смешанного Совет­ско-Китайского общества с обеспечением преимущественных интере­сов Советского Союза.

    Передачу Советскому Союзу Курильских островов.

Подписав Ялтинское соглашение, США получили возможность из­бежать больших потерь американских солдат в войне против армии Японии, а СССР - возвратить все перечисленные в документе объек­ты, которые были утрачены и находились в руках Японии.

Заинтересованность США в войне против Японии была настолько велика, что в июле 1945 г. во время работы Потсдамской конференции И.В. Сталину пришлось подтвердить готовность СССР вступить в вой­ну к середине августа.

К августу 1945 г. американским и английским войскам удалось ов­ладеть рядом захваченных Японией островов на Тихом океане и зна­чительно ослабить ее военно-морской флот. Однако по мере прибли­жения войны к берегам Японии сопротивление ее войск возрастало. Сухопутные армии по-прежнему оставались для союзников грозной си­лой. Америка и Англия планировали нанести по Японии комбиниро­ванный удар, соединив мощь американской стратегической авиации с действиями Красной Армии, перед которой стояла задача разгромить крупное соединение японских сухопутных войск - Квантунскую армию.

На основании неоднократных нарушений японской стороной дого­вора о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. Советское правительство 5 ап­реля 1945 г. денонсировало его.

Согласно союзническим обязательствам, а также для обеспечения безопасности своих дальневосточных границ Советский Союз в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. вступил в войну с Японие й и тем самым поста­вил ее перед неминуемым поражением. Сходящимися ударами войск Забайкальского (командующий маршал Р.Я. Малиновский), 1-го Даль­невосточного (командующий маршал К.А. Мерецков) и 2-го Дальнево­сточного (командующий генерал армии М.А. Пуркаев) фронтов Квантунская армия была расчленена и по частям уничтожена. В боевых действиях активно взаимодействовали с фронтами Тихоокеанский флот и Амурская флотилия. Общее командование войсками осуществ­лял маршал A . M . Василевский . Вместе с советскими войсками против Японии боролись монгольская и китайская народные армии.

Еще 6 и 9 августа 1945 г., скорее преследуя цель установить диктат в послевоенном мире, нежели в соответствии со стратегической не­обходимостью, США впервые применили новое смертоносное оружие – атомные бомбы. В результате проведенных американской авиацией ядерных бомбарди­ровок японских городов Хиросимы и Нагасаки погибли и стали калеками более 200 тыс. мирных жителей. Это стало одним из факторов, приведшим Японию к капитуляции перед союзниками. Применение ядерного оружия против японских городов было вызвано не столько военными, сколько политическими причинами и прежде всего стремлением продемонстрировать (и испытать в реальных уловиях) козырную карту для давления на СССР.

Советский Союз внес большой вклад в победу над Японией, разгромив в течение трех недель, с 9 августа по 2 сентября 1945 г, Квантунскую группировку

28 августа 1945 г. на территории Японии началась высадка американских войск, а 2 сентября в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая ми­ровая война завершилась .

Русские заняли южную часть Сахалина (которая была передана Японии в 1905 г.) и Курильские острова (которые России уступила Японии в 1875 г.). По соглашению с Китаем получили обратно половину прав собственности на Китайско-Восточную железную дорогу (проданную в 1935 г. Маньчжоу-Го), включая ветку до Порт-Артура, которую» потеряли в 1905 г. Сам Порт-Артур , как и Дайрен, до момента заключения формального мира с Японией должен был оставаться под совместным китайско-российским управлением . Однако мирный договор с Японией подписан не был (разногласия по вопросу владения островами Уруп, Кунашир, Хабо- маи и Итуруп. Вторая мировая война была завершена .

Нюрнбергский процесс.

С декабрй 1945 г. по октябрь 1946 г. в Нюрнберге состоялся суд над руководи­телями Третьего рейха. Он осуществлялся специально созданным Междуна­родным военным трибуналом стран-победительниц . Суду были преданы высшие военные и государственные деятели нацистской Германии, обвиняемые в заговоре против мира, человечества и в тягчайших военных преступлениях.

Важнейшее значение имеет тот факт, что Нюрнбергский процесс впервые в истории посадил на скамью подсудимых не просто личности, но и преступ­ные организации, созданные ими, а также сами идеи, толкнувшие их к чело­веконенавистнической практике для их реализации. Были разоблачены сущ­ность фашизма, планы уничтожения государств и целых народов.

Нюрнбергский процесс - первый в мировой истории суд, признавший агрессию тягчайшим уголовным преступлением, наказавший как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязыва­нии и ведении агрессивных войн. Принципы, закрепленные Международ­ным трибуналом и выраженные в приговоре, были подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г.

Итоги и последствия войны

Вторая мировая война стала самым кровопролитным и крупным конфликтом в истории человечества, в который было втянуто 80% на­селения земного шара .

    Самым главным итогом войны стало уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма .

    Это стало возможным благодаря совместным усилиям стран антигитлеровской коалиции .

    Одержанная победа способствовала росту авторитета СССР и США, превращению их в сверхдержавы .

    Впервые нацизм был судим на международном уровне . Были созданы условия для демократического развития стран.

    Начался распад колониальной системы .

    С оздани е Организации Объединенных Наций в 1945 г., что открыва­ло возможности для образования системы коллективной безопасности , возникновения кардинально новой организации международных от­ношений.

Факторы победы:

    Массовый героизм всего народа.

    Эффективность действий государственного аппарата.

    Мобилизация экономики.

    Одержана экономическая победа. Эффективная работа тыла.

    Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.

    Поставки по ленд-лизу.

    Военное искусство военачальников.

    Партизанское движение.

    Серийный выпуск новой военной техники.

Советско-германский фронт был главным во второй мировой войне: на этом фронте было разгромлено 2/3 сухопутных сил Германии, уничтожено 73% личного состава немецкой армии; 75% танков, артиллерии, минометов, свыше 75% авиации.

Цена одержанной над фашистским блоком победы очень велика. Война принесла большие разрушения. Общая стоимость уничтожен­ных материальных ценностей (в том числе боевой техники и вооруже­ния) всех воевавших стран составила более 316 млрд долларов, а ущерб СССР - почти 41% этой суммы. Однако прежде всего цену победы определяют людские утраты. Принято считать, что Вторая ми­ровая война унесла более 55 млн человеческих жизней. Из них около 40 млн погибших приходится на долю государств Европы. Германия потеряла свыше 13 млн человек (в том числе 6,7 млн военных); Япо­ния - 2,5 млн человек (в основном военнослужащих), свыше 270 тыс. человек - жертвы атомных бомбардировок. Потери Великобритании составили 370 тыс., Франции - 600 тыс., США - 300 тыс. человек по­гибшими. Прямые людские потери СССР за все годы войны огромны и составляют более 27 млн человек.

Столь высокая цифра наших утрат объясняется прежде всего тем, что длительный период времени Советский Союз фактически один про­тивостоял фашисткой Германии, изначально взявшей курс на массовое истребление советских людей. Наши потери исчислялись убитыми в боях, без вести пропавшими, умершими от болезней и голода и погиб­шими во время бомбежек, расстрелянными и замученными в концент­рационных лагерях.

Огромные людские потери и материальные разрушения изменили демографическую ситуацию и породили послевоенные экономические трудности: выбыли из производительных сил самые дееспособные по возрасту люди; была нарушена сложившаяся структура производства.

Условия войны вызвали необходимость развития военного искусст­ва и различных видов вооружения (в том числе ставших основой со­временных). Так, в годы войны в Германии, был начат серийный выпуск ракет «А-4» («Фау-2»), которые невозможно было перехватить и унич­тожить в воздухе. С их появлением началась эпоха ускоренного раз­вития ракетной, а затем и ракетно-космической техники.

Уже в самом конце Второй мировой войны американцы создали и впервые применили ядерное оружие, которое лучше всего подходило для установки на боевых ракетах. Объединение ракеты с ядерным оружи­ем привело к резкому изменению общей ситуации в мире. С помощью ракетно-ядерного оружия появилась возможность нанесения неожи­данного удара немыслимой разрушительной силы независимо от рас­стояния до территории противника. С превращением в конце 1940-х гг. СССР во вторую ядерную державу усилилась гонка вооружений.

Решающий вклад в разгром фашизма внес советский народ . Живший сам в условиях деспотического сталинского режйма, народ сделал выбор в защиту независимости Родины и идеалов революции. Массовым явлением стали ге­роизм и самопожертвование. Подвиги И. Иванова, Н. Гастелло, А. Матросо- ва, А. Мересьева повторили многие советские воины. В ходе войны выдвину­лись такие полководцы, как А. М. Василевский, Г К. Жуков, К К. Рокоссов­ский, Л. А. Говоров, И С. Конев, В. И. Чуйков и др. Выдержало испытание единство народов СССР. Концентрировать людские и материальные ресурсы на важнейших направлениях для разгрома врага позволяла, по мнению ряда ученых, административно-командная система. Однако сущность этой системы вела к «трагедии победы», ибо системе требовалась победа любой ценой. Этом ценой были человеческйё Усизни и страдания населения в тылу.

Таким образом, понеся огромные потери, Советский Союз победил в тяжелой войне:

      за время войны была создана мощная военная промышленность, сфор мирована индустриальная база;

      СССР по итогам войны включил дополнительные территории на Западе и Востоке;

      заложена основа для создания «блока социалистических государстве Европы и Азии;

      открылись возможности демократического обновления мира и осво-# бождения колоний;

Говорят, в окопах атеистов не бывает. Когда человек оказывается на пределе возможностей и сил, на грани жизни и смерти, то естественным образом начинает искать помощи у Господа. Ведь на войне каждый понимает: в любую минуту он может расстаться с жизнью и предстать пред Богом.

«Мама, помолись за меня Богу»

Войны на земле абсолютно неизбежны, как неизбежны грех и зло. Война - страшное бедствие, крушение всяких надежд, планов, мечтаний. Война - предельное состояние человека, потому что всегда остро стоит вопрос: жизнь или смерть. А во время Великой Отечественной Войны вопрос стоял еще острее - жизнь или смерть целых народов, ведь все понимали, к чему приведет победа Германии. В такой ситуации ко многим приходило осознание: нужно просить помощи у Бога. Вот почему именно во время Великой Отечественной число людей верующих стало расти.

Прошедший войну солдат рассказывал: «Когда лежишь под обстрелом и прижимаешься к матери-земле, а на тебя с воем летят снаряды, и любой может угодить по тебе, то, кто бы ты ни был, ты вспоминаешь Господа». Парадоксально, но даже атеисты просили защиты у Господа. Вот, например, одно фронтовое письмо: «Мама, я вступаю в партию. Мама, помолись за меня Богу».

Расстрелы и лагеря

К началу Великой Отечественной в нашей стране христиан осталось очень мало, поскольку политика Советского государства была направлена на полное вытеснение веры и искоренение христиан. Две волны арестов христиан (в 1937 и 1941 годах) привели к тому, что огромное количество людей верующих, тех, кто не отказывался от своих убеждений даже под угрозой смерти, расстреляли либо отправили в тюрьмы и лагеря. Русская Православная Церковь, евангельские церкви подверглись жестоким репрессиям. Задача по абсолютной ликвидации Церкви в Советском Союзе была на пути к завершению.

И все же даже в таких, казалось бы, невероятных для выживания условиях, верующие люди оставались и продолжали собираться вместе, чтобы молиться Господу за страдающую от натиска нацистов Родину. Даже в блокадном Ленинграде верующие не переставали проводить богослужения.

Хлебопреломление в блокадном Ленинграде

Война пришла в каждый дом

Истинная суть отношения евангельских христиан к проблеме защиты Отечества изложена в материалах Всесоюзного совета руководящих представителей евангельских христиан-баптистов, состоявшегося в Москве 26—29 октября 1944 года — в разгар боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. Один из священнослужителей союзной армии тогда рассказывал: «Многие наши церкви вывесили в своих помещениях флаги с синими звездами по количеству членов церкви, служащих в армии. Если приходит известие, что какой-либо член убит, синяя звезда заменяется золотой. Во многих церквях флаги целиком покрыты золотыми звездами».

А вот несколько строк из христианского журнала военных лет, которые говорят о том, что в семьи христиан, как и во все другие семьи, война принесла страшное горе: «Четверо из шести сыновей Якова Ивановича Жидкова (священнослужителя - ред. ) поступили в ряды Красной Армии для борьбы с фашистскими захватчиками. Трое из них погибли в этой войне».

Оставшиеся на свободе мужчины-христиане пошли воевать, а женщины-христианки трудились на производстве, обеспечивая фронт всем необходимым. Война объединила всех: верующие и неверующие делали одно общее дело — спасали Родину от фашистских захватчиков. Православная церковь, евангельские христиане, старообрядцы, Армянская апостольская Церковь, Грузинская Церковь — в единым порыве отдавали все для дела Победы. Например, те, кто не мог уйти на фронт, организовывали денежные сборы, сборы вещей, работали на заводах, заботились о раненых, о детях погибших красноармейцев. Неслучайно в документах, которые вышли из-под пера председателя Совета по религиозным культам Полянского, неоднократно подчеркивается, что все эти религиозные организации внесли свой достойный вклад в дело Победы.

От свободы к новым гонениям

Война вынудила Сталина смягчить антирелигиозную политику. Он разрешил проведение Всесоюзной конференции евангельских христиан-баптистов, которая состоялась в Москве в октябре 1944 года.

Христиане во время войны и сразу после нее получили относительную свободу, их перестали убивать и отправлять в лагеря за веру. Вместе с остальными христиане ковали победу. Но, к сожалению, очень быстро все это забылось, и уже через пять-семь лет после войны началась новая волна гонений на христиан...

И только после распада Советского Союза в нашу страну пришла полная свобода вероисповедания.

Подготовила Ирина Хаджебиекова

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:
Господь вас спаси! -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.


Константин Симонов, 1941 г.

Первые массовые прекращения боевых действий с обеих противоборствующих сторон, стихийно инициированные военнослужащими, произошли во время Первой мировой войны. Командование не одобряло братаний с солдатами других армий, потому как этот процесс чаще всего разлагающе действовал на военную дисциплину.

Причиной могли служить религиозные праздники

Согласно исследованию ведущего научного сотрудника Центра военной истории России Института российской истории РАН Сергея Николаевича Базанова, первый массовый случай братания военнослужащих противоборствующих сторон на Первой мировой произошел еще в декабре 1914 года – по инициативе Папы Римского Бенедикта XV на время Рождества временное перемирие устроили английские и немецкие солдаты. Причем вопреки приказу командования обеих армий – Папа обратился с подобной просьбой к правительствам Великобритании и Германии, и поддержки не встретил.

Между русскими и немцами первое братание случилось на Пасху, в апреле 1915 года.

И российское, и англо-французское высшее военное командование разослало в войска циркуляры о недопущении случаев братания с немцами. Но на местах офицеры не знали, как стихийное проявление подобной «дружбы» прекратить, поэтому каких-либо серьезных методов наказания братавшихся во время Первой мировой так и не выработали.

Что происходило во время таких «дружеских встреч»

Отмечая праздник, немцы и англичане, после обоюдного стихийного прекращения боевых действий, поначалу вместе затянули рождественские песни (позиции противоборствующих войск находились рядом), а затем несколько групп солдат с обеих сторон на нейтральной полосе начали вручать друг другу рождественские подарки. Кроме того, противники устроили общие богослужения для отпевания погибших солдат и офицеров. Бывали случаи, что во время братания англичане и немцы даже устраивали совместные футбольные матчи.

Русские меняли у немцев продукты на спиртное – в российской армии действовал сухой закон. Происходил обмен и личными вещами – кисетами, фляжками и другой необходимой солдату мелочью.

По словам С. Н. Базанова, зачастую приглашение к братанию заканчивалось для солдат противоборствующей армии пленом. К примеру, во время одной их таких пасхальных «дружеских встреч» в 1916 году немцы пленили свыше 100 русских солдат.

К концу войны процесс стал повальным

Как считает С. Н. Базанов, братания между русскими и немцами на Первой мировой в определенной степени способствовали развалу российской армии, и без того пораженной антивоенными настроениями. После Февральской революции Германия и Австро-Венгрия на Восточном фронте специально инициировали массовые случаи братания солдат своих армий с русскими. Среди братавшихся были немецкие и австрийские разведчики, которые «под шумок» вели агитацию русских о необходимости низложения Временного правительства.

Судя по историческим документам, находившийся во время Первой мировой войны в Швейцарии В. И. Ленин активно и публично поддержал братания, считая что они – предтеча гражданской войны, которая в свою очередь, должна способствовать окончательному свержению господствующих классов. По возвращению в Россию Ленин опубликовал в «Правде» статью «Значение братанья». Впоследствии главный печатный орган большевиков напечатал порядка двух десятков публикаций в поддержку братания.

Как братались на Великой Отечественной

На Великой Отечественной войне если и братались, то с мирным населением, что не поощрялось ни командованием РККА, ни высшими офицерами армий союзников. Эйзенхауэр прямо запретил американским солдатам и офицерам налаживать неформальные связи с гражданским населением Германии. Впрочем, эти запреты повсеместно нарушались. Примеры «братания» на Великой Отечественной выражались, главным образом, в обоюдодобровольном сожительстве военнослужащих с представительницами женского пола на оккупированной территории.

Самый известный случай братания союзников – так называемая «встреча на Эльбе» в апреле 1945 года, когда войска 1-го Украинского фронта встретились с военнослужащими 1-й армии США. Это историческое событие нашло широкое отражение в документальном и художественном кинематографе.

Коммунистический Интернационал и СССР во время войны

Как мы видели, несмотря на рождение великой коалиции, советские люди, особенно в ходе начальной фазы войны, испытывали горестное чувство одиночества. Об этом говорят многие свидетельства. Прямолинейная в своем шапкозакидательстве пропаганда в течение длительного времени заверяла их, что трудящиеся той страны, которая решится напасть на СССР, непременно восстанут. Особенно настойчиво это повторялось в отношении Германии. И вот теперь немцы, финны, итальянцы, венгры и румыны воевали с СССР, в их рядах было немало рабочих, и, однако, никто не восставал.

В самом деле, в охваченном войной мире немецкая агрессия против СССР вызвала очень сложную реакцию. Гитлеровское нападение вернуло советскому народу временно утраченные симпатии людей с глубоко укоренившимися антифашистскими чувствами. Следует помнить, впрочем, что эта новообретенная солидарность вдохновлялась прежде всего боеспособностью Красной Армии: когда эта армия одерживала победы, солидарность росла; когда, казалось, будет вот-вот смята - убывала. Для коммунистов других стран кончилось время противоестественного раздвоения между их антифашистскими убеждениями и поддержкой советской политики. 22 июня 1941 г. они в едином порыве встали на сторону СССР против германского и итальянского фашизма. В Европе, попавшей под господство нацизма, они отдали свой опыт подпольной работы единственному /145/ реально существующему движению - Сопротивлению. Но многие партии еще страдали от последствий кризиса, пережитого и конце 30-х гг.; члены этих, как правило, малочисленных и разъединенных компартий с замиранием сердца воспринимали неудачи советских войск на фронте.

Секретариат Коминтерна в Москве собрался на свое заседание уже 22 июня 1941 г. Для оперативного руководства был избран триумвират в составе Димитрова, Мануильского и Тольятти. Многим компартиям в те дни были направлены очень ясные инструкции. Задачи войны против гитлеровской коалиции ставились выше всех остальных задач. Антифашистские установки VII конгресса Коммунистического Интернационала были не только безоговорочно взяты на вооружение, но и решительно расширены. Компартии стран, сражавшихся с Гитлером, должны были поддерживать собственные правительства и их военные мероприятия, сохраняя, правда, при этом свою независимость (английские и американские коммунисты в дальнейшем воспользовались этим положением, выдвигая требования об открытии второго фронта). Компартии стран, оккупированных Гитлером и Муссолини, призваны были выступать инициаторами создания союзов с участием широких социальных слоев и всех политических антифашистских сил, то есть уже не просто народных фронтов, а более широких национальных фронтов, способных вести борьбу за свободу своей страны. На долю коммунистов в фашистских государствах выпадала самая трудная задача: бороться за поражение правящего режима. Однако и эти партии должны были в своей деятельности стремиться к установлению возможно более широких социальных и политических связей, принося в жертву этому требованию все остальные соображения. Наконец, компартии нейтральных государств, даже не требуя вступления своих стран в войну, должны были добиваться, чтобы их нейтралитет развивался в сторону больших симпатий к СССР и всему антифашистскому лагерю. Такая рекомендация в особенности была высказана шведским коммунистам, которые на первых порах ограничились было лозунгом «нейтралитета Швеции в отношении всех государств». Национальный мотив повсюду выдвигался на первый план. Подобно тому как в СССР обращение к патриотическим чувствам сразу стало главным средством мобилизации народа, так для каждой коммунистической партии доминирующей становилась тема независимости и спасения нации.

Коминтерну пришлось также спешно исправить одну из своих самых серьезных ошибок, совершенных в ходе довоенных сталинских репрессий, и воскресить Компартию Польши, распущенную в 1938 г. Часть ее уцелевших деятелей, находившихся в Москве, была заброшена в Польшу (первая попытка, предпринятая в августе 1941 г., закончилась провалом; успеха удалось добиться лишь в последние дни этого года). Цель, поставленная перед ними, заключалась в восстановлении связей между разрозненными группами коммунистов, /146/ которые пытались воссоединиться в условиях немецкой оккупации. Благодаря им в начале 1942 г. партия восстала из пепла под названием Польской рабочей партии. Но лишь в мае ее новый глава Новотко, который вскоре пал от руки немцев, сумел установить радиосвязь с Димитровым.

Сеть международных связей и взаимной помощи, созданная Коминтерном за двадцать с лишним лет его существования, сослужила Советскому Союзу большую службу во время войны. Заметим, что три самые знаменитые советские разведывательные организации в стане нацистов - группа немца Зорге в Японии, венгра Радо в Швейцарии и поляка Треппера в нескольких странах Западной Европы - были организациями политического происхождения, то есть состояли в большей степени из бойцов-антифашистов, коммунистов старой закалки, нежели из профессиональных агентов: их деятельность, впрочем, не следует смешивать с работой Коминтерна. Вместе с тем годы войны нельзя рассматривать как период политической активизации Коммунистического Интернационала после кризиса, пережитого им в момент начала второй мировой войны. Более того, эти годы стали свидетелями его упадка как коллективного органа. Вся деятельность Коминтерна сосредоточилась на двух участках. Первым была радиопропаганда, которая велась двумя путями. Один был представлен вещанием ряда национальных радиостанций, вроде итальянской «Радиостанции Свободный Милан», которые подчинялись Коминтерну (ими руководил Тольятти), но скрывали свое местонахождение на советской территории. Другим путем были официальные передачи Московского радио на иностранных языках, в которых часто принимали участие крупнейшие деятели других коммунистических партий, но которые осуществлялись под неусыпным советским руководством. Вторым участком деятельности - также находившимся под полным советским контролем - была пропагандистская работа среди военнопленных.

Хотя главные руководители европейского коммунистического движения нашли прибежище в СССР, связь с их странами была очень затруднена и поддерживалась от случая к случаю. Каждой партии поэтому приходилось брать на себя большую инициативу и идти на большой риск. Оперативная радиосвязь поддерживалась между Москвой и некоторыми подпольными центрами зарубежных компартий (например, югославской, французской, чехословацкой). Занимался ею лично Димитров, но все материально-техническое обеспечение находилось в руках советского военного командования. Ведением войны руководили - да иначе и быть не могло - Сталин и его непосредственные сотрудники (к числу которых может быть отнесен и сам Димитров). Основные указания исходили от них. Для самостоятельной разработки стратегии и тактики руководящими органами Коммунистического Интернационала оставалось, следовательно, меньше возможностей, чем когда бы то ни было. В момент эвакуации учреждений из Москвы руководящий аппарат Коминтерна был переведен /147/ в Уфу, на Урал. Уже вскоре свою работу в нем прекратил Мануильский, перешедший в органы политического руководства Красной Армии.

Из книги Прощай, Африка! [Из Африки] автора Бликсен Карен

Сафари во время войны Когда началась война, мой муж и два шведа, работавших у нас на ферме, пошли добровольцами на границу с германским протекторатом, где лорд Делами организовал нечто вроде филиала Интеллидженс Сервис. Я осталась на ферме одна. Но пошли разговоры, что

Из книги Малая война партизанство и диверсии автора Дробов М А

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ МАЛОЙ ВОЙНЫ ВО ВРЕМЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914–1918 ГГ. Малая война на европейских театрах. - Малая война на внеевропейских театрах и на морях. - Организация Германией повстанческих отрядов в странах Востока против Антанты.

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 7. Время войны и время мира Война – смысл жизни рыцаря. Конечно, будучи посвященным в это звание, он становился воином Божьим, и ему надлежало умерять свой вкус к войне, подчиняя его требованиям веры. Однако ни сам вкус, ни пристрастие к военным действиям от этого не

автора

Во время войны По оценкам современных украинских историков, на конец 1939 года насчитывалось 8–9 тысяч членов ОУН. Часть Украины – под Красной Армией, часть – под Вермахтом. Часть ОУН во главе с Андреем Мельником считает, что надо делать ставку на Третий рейх. Другая часть

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

«Застой» – самое динамичное время в истории СССР Википедия утверждает, что «после 1975 года за годами правления Брежнева прочно утвердилось определение: «Эпоха застоя». Это полнейшее и глупое вранье. Сам термин «застой» первый раз произнес новый Генеральный секретарь

Из книги «Малая война» [Организация и тактика боевых действий малых подразделений] автора Тарас Анатолий Ефимович

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Всемирный Коммунистический Интернационал – руководство Всемирной Коммунистической революции Напомню, что российская (а затем советская) компартия входила во всемирный Коммунистический Интернационал (Коминтерн), который был образован весной 1919 года и официально

Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор Викторович

СССР накануне и во время войны. Экономика предвоенного СССР. Потери в войне ***>Мне кажется, у товарища Бушина сравнение некорректное. В первом случае, все силы нашего государства, все ресурсы в течение весьма длительного периода были брошены на подготовку к войне.Это

Из книги Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 автора Фельштинский Юрий Георгиевич

3. Коммунистический интернационал Исключительно важным инструментом воздействия на социалистические силы за рубежом, привлечения на свою сторону радикальных групп в рабочем движении на Западе, а также в национально-освободительном движении на Востоке должна была

Из книги НАКАНУНЕ. 23 АВГУСТА 1939 г. автора Мартиросян Арсен Беникович

То, что после Мюнхенского сговора Запада с Гитлером Сталин стремился заключить с нацистской Германией договор о ненападении в целях предотвращения хотя бы на время угрозы войны, принципиально нельзя считать вынужденным для Москвы шагом, поскольку в тот момент вопрос о

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Русские и шведы от Рюрика до Ленина. Контакты и конфликты автора Коваленко Геннадий Михайлович

Мир во время войны Несмотря на многовековое соперничество, история взаимоотношений России со Швецией (и входившей в ее состав Финляндией) не сводилась к сплошной череде войн и вооруженных конфликтов. Любая война заканчивается миром, ростки которого обнаруживаются

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Германский генеральный штаб автора Куль Ганс

Достижения во время войны В Б.Г.Ш. тщательно обдумывался вопрос о том, как могло бы выразиться участие английского экспедиционного корпуса в случае войны Германии и Франции.Соглашений в письменной форме, согласно которых Франция и Англия в случае войны были бы должны

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№85 Из проекта отношения председателя РВС СССР М.В. Фрунзе в СТО СССР по вопросу организации управления железными дорогами в военное время 26 мая 1925 г.*СекретноИзучение обширнейшего опыта мировой войны с достаточной очевидностью выявило значение железных дорог, ставших в

День начала войны я не помню, но слышала от родителей рассказ о нем. Чтобы ребенок, то есть я, дышал свежим воздухом, наша семья летом выезжала на дачу. Семья — не совсем точно сказано. Дедушка Иван Гаспарович считал, что ездить на дачу незачем: «Отключите в городе электричество и водопровод, ходите в уборную на Марсовом поле, а за водой - на Мойку, вот вам и дача. А воздух в нашем районе и так свежий — рядом Михайловский сад, Марсово поле, Летний сад». Дача — тоже не совсем точно сказано. В 1941 году родители снимали комнату на чердаке в Третьем Парголове. Тогда там были две деревни — Старожиловка и Заманиловка. Мы жили в Старожиловке, недалеко от нас было большое озеро (его называли Чертово), чуть подальше - Шуваловский парк.

Живя в каморке на парголовском чердаке, много раз в день поднимаясь и спускаясь по крутой лестнице без перил, родители были счастливы. Они любили природу, ходили в поле смотреть закаты (папа с детства любил смотреть на небо, особенно на вечернее и ночное), купались в озере, гуляли в парке, где знали каждый уголок — тенистые аллеи, пруд, который имел треугольную форму и назывался «Шляпа Наполеона». Холм, как папа говорил, насыпанный крепостными графа Шувалова, носил громкое имя «Парнас». После войны (до моих 14 лет, пока мы еще жили в доме на канале Грибоедова), мы с папой ездили гулять в этот парк на трамвае №20 (он шел туда около часа прямо от нашего дома, его кольцо было на Конюшенной площади). В парке папа любил объявлять торжественно: «Мы с тобой на Парнасе!» Тогда я, по своему невежеству, не понимала, почему он считал таким важным — оказаться на Парнасе, ведь холмик этот был совсем невысокий.

София Ивановна, Александр Иванович и Наташа Груздевы, 1939 г.

Но вернемся в июнь 1941 года. Был теплый солнечный день, мама осталась на даче, а папа со мной, почти четырехлетней, пошел в Шуваловский парк, и мы там играли в индейцев. Когда мы возвращались домой по проселочной дороге, поднимая как можно больше пыли, чтобы было веселее, на наших головах красовались «индейские» шляпы из лопухов. Потом папа посадил меня на плечи, мы шли и громко распевали недавно появившуюся песню «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой!» Вместо «экипаж», я громко выкрикивала «анипаж», чем папу очень забавляла. Навстречу нам попалась женщина, она с удивлением посмотрела на нас и сказала: «Вы, что, не знаете — война началась». Папа не сразу понял, о чем она говорит, настолько невозможной казалась война в такой солнечный и беззаботный день. «Какая война?» - «С Германией, по радио объявили».

С этого момента жизнь раскололась на «до войны» и «во время войны». До «после войны» было еще очень далеко, и как многие до него не дожили!

Лето 1941 года

23 июня 1941 года, как обычно по понедельникам, в Педагогическом институте имени Герцена собрался Ученый Совет, где папа защищал диссертацию, посвященную творчеству Мамина-Сибиряка. Об этом писателе часто говорили дома, и я его называла папин-мамин Сибиряк. Степень кандидата наук освобождала от мобилизации на фронт (кандидатам наук давали, как тогда говорили, «бронь»). Но папа ни минуты не колебался: он пошел на войну добровольцем и воевал под Ленинградом, пока не был тяжело ранен зимой 1944 года.

Иван Гаспарович Гудзюк, 1932 г.

Сложнее было решить, что делать остальным членам семьи. Казалось бы, надо уезжать из Ленинграда. Но дедушка Иван Гаспарович уезжать отказался категорически. Он сказал, что мужчины не должны покидать город, когда ему угрожает враг: «По крайней мере, в свою квартиру я немца просто так не пущу». И начал точить свою шашку (или саблю — не знаю точно), оставшуюся со времен его службы в царской армии. Разубеждать его было бесполезно. Он всегда был немногословен и очень упрям, мама говорила: литовец, чего вы хотите. На семейном совете решили, что мама останется со старым отцом, а меня надо отправить в эвакуацию с детским садом Академии наук, мама тогда работала в Академии. Почему-то казалось, что война долго не продлится и к осени детский сад вернется в Ленинград.

Мама принялась вышивать метки на моей одежде. Я помню черное пальто, в котором меня отправляли с детским садом, в нем же я пошла в школу через три долгих года. Почему оно мне все еще годилось? Наверное, его купили на вырост, а за военные годы я мало подросла. Замечу, что и в мои школьные годы дети редко носили одежду, которая была им впору, — вначале она была велика, а потом коротка и тесна. На черной шелковой подкладке моего пальто мама вышила яркими синими нитками: «Наташа Груздева. Ленинград, канал Грибоедова, дом 2а, кв. 6».

Детский сад эвакуировали на Валдай. Мое первое воспоминание: мы с воспитательницей сбились в кучу под одиноким деревом, прямо на нас с воем летит самолет. За ним тянется шлейф черного дыма. Очень страшно, дети кричат и плачут. Самолет пролетает над нами и падает в озеро, вместо черного шлейфа фонтан и белый пар.

Меня долго мучил вопрос: почему детей сразу не эвакуировали подальше от линии фронта? Лишь потом, в спешке и панике, их перевезли на Урал, не все дети дожили до конца войны, многие родители годами не знали, что с их детьми, где их искать. На этот вопрос мне ответила подруга, она прочла недавно, что планы эвакуации были разработаны еще для финской кампании, им и следовали.

Немцы стремительно приближались к Валдаю, а в Ленинграде пока было относительно спокойно, только время от времени звучали сирены воздушной тревоги. И мама решила вернуть меня домой. Она послала просьбу об этом с шофером из Академии наук (служебные машины часто ездили в лагерь на Валдае), и он привез меня обратно.

Надо сказать, что я с рождения была очень нервной и впечатлительной. На этот раз оказалось, что я панически боюсь сигнала воздушной тревоги. Как только включали сирену, я падала на землю и начинала безудержно рыдать. Иван Гаспарович строго сказал дочери: «Увози Наташу, добром это не кончится». И мы с мамой уехали в Вологодскую область к институтской подруге родителей Валентине Заслоновской (тете Вале), а дедушка остался в Ленинграде и 4 апреля 1942 года умер от истощения.

В город Тотьму мы уезжали в спешке, был самый конец июля, немцы были уже совсем близко от Ленинграда. Мама взяла очень мало вещей — все поместилось в один небольшой чемодан. До Вологды ехали на поезде; эшелон, который шел перед нами, разбомбили, и наш поезд долго стоял — ждали, пока починят рельсы. От Вологды добирались на пароходе. Когда мы подплывали к тому месту, где нам предстояло прожить три года, я, согласно семейному преданию, спросила: «Эта деревня называется город Тотьма?» И лишь спустя многие годы, посетив этот удивительный город, попросила у него прощения за свое «столичное» детское высокомерие.

В Тотьме было много старинных двухэтажных деревянных домов с русскими печами, в одном из них на Белоусовской улице жила семья тети Вали. Ее муж Василий был каким-то районным начальником, и сначала его в армию не призывали. У них было четверо детей: две дочки (7- и 4-летние) и два сына (2-летний и грудной).

О том, как мы жили в эвакуации, мама рассказывала редко, и лишь после того, как ее не стало, папа дал мне тонкую школьную тетрадь с ее дневниковыми записями.

Тотемское житье

Мы провели в Тотьме три военных года, но я почти не помню города — только реку Сухону и мощенный булыжником подъем от пристани на крутой берег. Зимой с него катались на санях.

Странно, что в памяти не остались знаменитые тотемские церкви, видимо, потому, что наш дом в Ленинграде стоял рядом с храмом Спаса на Крови (ударение на букву «и»), и церковные силуэты мне казались обычными. Но двухэтажный деревянный дом тети Вали, где мы жили первые два года, помню хорошо - я его узнала, когда больше чем через полвека приехала в Тотьму. Мне и сейчас легко представить себе большую комнату с побеленной русской печью, около которой стояли ухваты разной величины. Напротив устья печи, у окон, тянулись стол и лавки, сделанные из широких толстых досок, пол в комнате тоже был дощатый, покрытый цветными половиками. Удивляло меня, как мыли столешницу, лавки и пол — их драили веником из прутьев, его называли голик. Помню, как весной лепили из теста булочки-жаворонки. Мы, дети, тоже в этом участвовали; небольшой кусок теста в наших руках быстро становился серым, а птички получались кривоватые, не такие красивые, как у взрослых.

В доме с русской печью жили тетя Валя с мужем, их четверо детей и еще моя 27-летняя мама со мной, 4-летней. Первый год войны мама хлопотала по хозяйству, ей, выросшей в большом городе, это было очень нелегко: вода из колодца, полные ведра на коромысле, русская печь с ухватами и чугунками. Какое-то время у нас с мамой была своя коза. Мама купила ее в деревне и привезла в Тотьму на пароходе. Коза не желала сходить на берег, и мама не знала, как с ней справиться. Кто-то посоветовал ей тащить козу обратно на пароход, и коза из упрямства спустилась по сходням. Когда у нас не было своей козы, мама покупала мне, как она говорила, «на папин аттестат» (видимо, на офицерскую зарплату) стакан молока в день.

Через год, в сентябре 1942-го, мама пошла в школу работать учительницей русского языка и литературы. Василий, муж тети Вали, усиленно добивался, чтобы его взяли на фронт. Его призвали в армию в апреле 1942 года, письма от него перестали приходить в декабре, вскоре выяснилось, что он погиб. После гибели дяди Васи две молодые учительницы остались с пятью детьми на руках.

Из маминого дневника: «Новогодняя ночь 1943 года. Валя уже вдова, ее дети — сироты. От Саши (моего папы — Н.Г.) давно нет писем. Неужели и я вдова?.. Я сижу одна и плачу — горько и безутешно. Кажется, и у меня все кончено. Пересмотрела его фотографии, залила их слезами. Все уже позади. Для Вали жизнь кончена. Надо жить, чтобы не умерли дети — вот и вся суровая логика. Может быть, было бы лучше, чтобы никто не мешал умереть, - для меня так. Так ли? Слишком жестокое и холодное, бессердечное и эгоистичное признание.

В школе дела не ладятся. Ребята — бурсаки, они ненавидят друг друга, издеваются друг над другом, ненавидят учителей школу, учебу, книги, знания. Для них ничего святого нет. Не знаю, справлюсь ли.

Когда кончатся муки и наступит ли вообще жизнь? Когда я буду сыта, у меня не будут мерзнуть ноги и когда перестанет болеть сердце и пухнуть от слез глаза? Или этим все и кончится?»

Летом 1943 года мама согласилась стать директором другой тотемской школы, не той, где они с тетей Валей преподавали. В этой школе за учительской была большая комната, где мы с мамой и поселились. В нашей комнате была обмазанная мелом печь, похожая на русскую в доме тети Вали, только поменьше и без лежанки наверху, на печи была приступочка, на нее мы ставили котелок, где кипятили воду и варили картошку. Картошку выращивали сами, школе под нее выделяли землю. Еще в нашей комнате были небольшой стол, стулья и одна кровать. Под потолком нашей большой комнаты висела электрическая лампочка без абажура. Когда она светила тускло (так бывало часто, хотя электричество, насколько я помню, не отключали), мама ставила стул на стол и проверяла тетрадки где-то высоко-высоко, в поднебесье, а я смотрела на нее, засыпая. Мы с мамой спали вместе, зимой не раздевались на ночь, а, напротив, надевали на себя всю одежонку, даже пальто.

Дров было мало, их учителя (и моя мама тоже) летом заготавливали в лесу. Когда мы укладывались спать, поверх одеяла мама накладывала нетолстые поленья. Она говорила мне, что это для веса, для тепла (одеяло у нас было тонкое), но на самом деле — не хотела меня пугать. Ночью в нашу комнату прибегали жирные крысы и начинали бегать по кругу — голова к хвосту. Еды у нас не было, они ее и не искали. Какой смысл был в их хороводах? Мама боялась, что они нападут на нас и загрызут меня. Поэтому она время от времени бросала полено в угол комнаты, опасаясь нечаянно задеть какого-нибудь зверька и разозлить компанию. От шума крысы ненадолго разбегались, потом их бесконечный хоровод возобновлялся.

Жизнь в школе была не из легких. Мама писала: «18 сентября 1943 года. Как мне тяжело! Немногие живут так, как /я/. Болят перебитые суставы пальцев от колки дров, скоро свалится с ног последняя пара туфель. 3 недели не была в бане — баня не работает. В голове вши. Сырые дрова не нагревают по 2 часа маленького котелка, и живем впроголодь. За каждым делом ходишь по целым дням. (Это я помню: мы бродили от конторы к конторе и там долго стояли в очередях в полутемных коридорах. — Н.Г.). В школе нет света, и не могу схлопотать 3 недели. Боже, и учебный год на носу. И целая школа — слезы, слезы подступают к горлу. Позор ждет меня впереди. Неужели когда-нибудь кончится эта ужасная жизнь? Нет мыла. Не в чем стирать. Боже, и никто этого не знает. А школа, работа — нет, все это ужасно».

К этому времени относятся одни из первых моих воспоминаний. У меня не было такого трагического ощущения жизни, как у мамы, может быть, потому, что мне было не с чем сравнивать: мирных дней я не помнила. Кроме того, в детстве радости и огорчения совсем не такие, как во взрослой жизни.

А мама с работой директора справлялась вполне успешно, ее уважали учителя и любили ученики. С маминых слов перескажу один случай. Как-то войдя в класс, мама заметила возню на задней парте. Урок начался, и вдруг в проходе между партами появилась собака. Класс замер, ожидая «спектакля». Не прерывая рассказа, мама открыла дверь, и истосковавшаяся на привязи собака с радостью в нее выбежала. Урок продолжался. Это случилось в последний год войны, когда в Тотьме снова появились собаки.