Акт состояния жилого помещения. Пишем акт осмотра жилого помещения

Акт осмотра жилища составляется при нарушении прав собственника недвижимости или при совершении сделки. В зависимости от обстоятельств, ставших причиной оформления бумаги, ее название будет видоизменяться, однако сущность документации в обоих случаях одинакова. Что это за документ, в каких ситуациях он оформляется и каков порядок его составления?

Осмотр помещения

В каких ситуациях составляется акт

Акт является обязательным документом при покупке квартиры в новостройке.

При ее оформлении перед заключением сделки, он носит название акт приема-сдачи жилого помещения. В ходе мероприятия проводится полный осмотр помещения с целью выявления недостатков, допущенных застройщиком. При их обнаружении, вместе с актом составляется претензионный лист и ведомость обнаруженных дефектов. В любом случае, были они выявлены или нет, документ выдается покупателю только после сделки. Упоминание в нем о дефектах, является основанием для предъявления требования собственника недвижимости об их устранении. Если застройщик отказался от строительной доработки, то покупатель вправе требовать снижения стоимости квартиры при покупке или отказаться от сделки.

Акт осмотра составляется также при аварийных ситуациях, случившихся в квартире, в которой уже проживают жильцы.

Они могут быть связаны с потопом, пожаром и повреждением конструктивных элементов здания, вследствие проведения ремонтных работ. Процедура проводится для документального обоснования требования пострадавшей стороны материального, а в некоторых ситуациях, и морального ущерба.

Акт осмотра помещения

В ракурсе таких событий, бумага оформляется заинтересованными в компенсации лицами в присутствии работников ЖЭКа или представителей управляющей компании. Стоит отметить, что в составлении акта присутствует также заинтересованность виновной стороны, чтобы пострадавшие соседи не завысили величину ущерба. Рекомендуется задействовать в мероприятии незаинтересованных в его результате лиц. Если оценка нанесенного ущерба вызывает затруднения, то необходимо прибегнуть к услугам независимого эксперта.

Акт осмотра помещения: образец

Для каждого обстоятельства, явившегося причиной оформления акта, применяются разные формы документа. При покупке квартиры в новостройке, ее бланк выдается застройщиком. Обязательным условием является отображение в нем паспортных данных покупателя и представителя строительной организации. В документе необходимо отметить, покупается жилье с отделкой или без нее.

Акт обследования жилого помещения – это официальный документ, подтверждающий законность проведения процедуры оценки. В него заносится вся информация об объекте, а также выявленные комиссией нарушения. Чтобы акт имел юридическую ценность, его необходимо составлять согласно всем правилам, о которых будет рассказано далее.

Нюансы составления акта обследования

Данный акт может понадобиться в нескольких случаях. Чаще всего его оформляют при совершении каких-либо сделок с недвижимостью. Перед продажей или сдачей в аренду квартиры её подвергают обследованию. Другой случай – когда выявлены факторы нарушения прав собственников объекта недвижимости. Иными словами, когда третьими лицами совершены действия, вызвавшие порчу имущества (пожар, затопление и т.д.). По средствам составления акта обследования выявляется сумма ущерба.

Акт обследования жилого помещения составляется в присутствии уполномоченного лица от жилищной организации (ТСЖ, ЖЭК и т.д.), виновников ущерба (если он имеет место), свидетелей и собственников жилья (или сторон договора). По завершению визуального осмотра помещения все стороны подписывают акт, подтверждая правдивость представленных в нём сведений. В случае несогласия одной из сторон по каким-либо пунктам, составляется письменное возражение с указанием всех неточностей.

Можно составить акт и при участии только одной сторон, после чего он направляется второй стороне для подписания. В таких ситуациях необходимо прикладывать к документам фото/видео дома и письменное подтверждение соседей составлялся по всем нормам.

Обратите внимание: в комиссии может присутствовать законный представитель одной из сторон. В таком случае составляется стандартная доверенность на право работы с документами.

Данный документ может иметь существенные отличия, зависящие от области эксплуатации объекта на который заводится акт:

  • жилое помещение;
  • производственная постройка;
  • торговые площадки;
  • складские помещения и др.

Другие отличия связаны с причиной составления акта (причинение ущерба или сделка купли/продажи). Обязательные пункты едины для всех случаев.

Что необходимо указывать в акте обследования

Простыми словами, проведение обследования жилого помещения проводится для того, чтобы получить реальную картину его состояния на настоящий момент. В случае обнаружения каких-либо дефектов, сведения об этом заносятся в официальный документ. Если подобных нарушений строительства чрезмерно много, помещение признают непригодным для проживания.

Особое внимание при осмотре должно уделяться несущим конструкциям здания. Необходимо проанализировать, требуется ли им усиление.

В общем виде перечень необходимых сведений для внесения в акт осмотра выглядит следующим образом:

  • сведения о назначении проведения акта осмотра (указываются причины, по которым он проводится);
  • подробное описание технического состояния всех конструкций и элементов;
  • при обнаружении каких-либо дефектов прилагаются фото/видео материалы в качестве доказательства их наличия;
  • заключение лаборатории о проведенных испытаниях строительных материалов;
  • расчеты, проведенные с целью определения прочностных характеристик несущих и ограждающих элементов объекта недвижимости;
  • итоговое заключение, в котором вынесено решение о пригодности помещения к эксплуатации;
  • рекомендации относительно методов устранения выявленных недостатков (если таковые имеются).

На видео о составлении акта

Заключение

Зачастую в управляющих компаниях имеются чистые бланки для акта обследования. Поэтому в большинстве случаев у людей не возникает трудностей с составлением данного документа. Тем не менее, если не соблюсти хотя бы одно из указаний, бумага не будет иметь юридической ценности, а проведенная комиссия признается недействительной.

Этот документ позволяет оценить текущее состояние отдельной комнаты или квартиры в целом, описать все имеющиеся дефекты и повреждения. Составляется такой акт в нескольких случаях:

  • При продаже квартиры как дополнение к основному договору;
  • При сдаче жилплощади в аренду: для фиксации изначального состояния и дальнейшего сравнения в период эксплуатации. В данном случае документ важен как арендодателю, так и квартиросъёмщику;
  • При пожаре, затоплении или другом случае нанесения ущерба: в обязательном порядке вызывается экспертный сотрудник фирмы, специализирующейся на осмотрах или ЖЭКа, ТСЖ;

В случае оформления акта по причине затопления жилого помещения на осмотр через официальную телеграмму-уведомление приглашается потенциальный виновник. В случае его неявки возможно провести опись самостоятельно, направив впоследствии один из экземпляров данному лицу по почте с уведомлением о получении. Также при осмотре в обязательном порядке должны присутствовать двое свидетелей (соседей или знакомых). В случае заключения договора купли-продажи или аренды документ не может быть оформлен в одностороннем порядке.

Каждая из сторон проставляет подпись под содержимым документа, тем самым подтверждая своё согласие с корректностью указанных данных. Но, если кто-то из присутствующих частично или полностью расходится во мнениях с составителем, все возражения подробно описываются в этом же акте.

Законодательство РФ не предусматривает конкретной формы акта осмотра помещения. За основу может быть взят только образец, по которому выписывается основная структура и важные моменты, на которые стоит обратить внимание при описании имущества/помещения. Для более ясного понимания того, как должен выглядеть бланк, приведём перечень основных пунктов, обязательных для включения в акт осмотра жилого помещения:

  • Шапка с названием документа
  • Время и место составления
  • Члены комиссии, стороны договора/спора, свидетели и другие присутствующие лица (Ф.И.О, отношение к делу, адрес проживания);
  • Тип жилого помещения (дом/квартира);
  • Точный адрес и причина проведения осмотра;
  • Общие данные об осматриваемой недвижимости: расположение (этаж), площадь в квадратных метрах, изначальное состояние (для ситуации залива);
  • Описание всех ярко выраженных характеристик/дефектов и основных элементов (мебель, стены, пол, потолок, окна, двери и т. д.). При этом в описании повреждений особенно точно рассматривается, насколько ухудшилось состояние. Если потенциального виновника нет при осмотре, делаются фотографии всех описываемых объектов/поверхностей. Каждый снимок впоследствии будет выступать как образец и доказательство порчи имущества;
  • В нижней части проставляются подписи всех присутствовавших напротив их Ф.И.О и паспортных данных. Здесь же указываются возражения и замечания относительно содержания со стороны несогласных лиц;

Удобнее всего при составлении использовать заполненный образец или бланк сотрудников проверяющей организации. Обычно в таком случае составляются три экземпляра, два из которых остаются у сторон договора/конфликта, а один направляется в управляющую компанию, ЖЭК или экспертную организацию. Пример заполненного акта вы можете видеть на изображении ниже:

Также вам может быть полезен краткий образец незаполненного акта:

Акт осмотра нежилого помещения

Производственная недвижимость также периодически подвергается осмотрам во время инвентаризации, продажи или плановой проверки состояния основных средств. В данном случае целью не будет являться поиск дефектов (как в случае жилого), а общий осмотр и проверка технических параметров. Так, для производственных цехов, помимо всего прочего, может быть произведён замер чистоты воздуха, проверена система вентиляции, осмотрены пути пожарной эвакуации, проверены санитарно-гигиенические параметры на соответствие нормам.

Бланк в данном случае не будет сильно отличаться. Разница лишь в указании юридических реквизитов организации и перечислении поимённого списка членов специально созданной комиссии. Во внутренней документации компании также должен быть приведён пустой и заполненный образец акта осмотра помещения. На согласованном и подтверждённом всеми участниками комиссии документе проставляются подписи и мокрая печать организации.

Полезное видео с советами юриста по обследованию жилого помещения:

Документ незаполненного бланка акта осмотра можно скачать по ссылке.