Закон о засекречивании недвижимости чиновников. Госдума позволила фсо засекречивать данные об имуществе чиновников

Закон определяет, что директор России или уполномоченное лицо сможет устанавливать ненормированный рабочий график для отдельных категорий сотрудников органов государственной охраны. При этом таким сотрудникам будет предоставляться ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 10 суток. Однако

наиболее важные моменты документа все же связаны не с этим, а с правом госохранников ограничивать права и свободы других граждан, а также с предоставлением им возможности на приоритетной основе использовать объекты инфраструктуры.

Например, после принятия законопроекта сотрудники ФСО могут на безвозмездной основе пользоваться аэропортами, аэродромами, вертолетными станциями, морскими и речными портами. Также они смогут получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения.

Госохрана также теперь получит возможность ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на охраняемых трасса,х и им будет разрешено «обеспечивать охрану находящихся на стоянке воздушных судов и иных транспортных средств, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны». По новому закону

сотрудники ФСО также получили право «обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения» — например, если задерживаемый с оружием приблизится к ним или прикоснется к оружию сотрудника ФСО.

В ситуации необходимой обороны и при крайней необходимости сотрудникам ФСО будет дано право использовать любые подручные средства (в том числе транспортные).

Еще одним спорным моментом стало право «принимать меры по защите персональных данных объектов госохраны и членов их семей».

Обработка таких данных может осуществляться с согласия охраняемых лиц или с согласия органов госохраны, кроме персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами. Многие эксперты и правозащитники считали, что эта мера направлена против так называемых общественных расследований, которые могут проводиться против тех или иных лиц, имеющих защиту со стороны ФСО в соответствии с законом.

Впрочем, новый закон вводит и ряд серьезных ограничений по отношению к самим работникам ФСО. В частности, он запрещает сотрудникам ФСО размещать в СМИ и в интернете информацию (в том числе фото-, видеоматериалы) о себе, других сотрудниках органов государственной охраны, позволяющую раскрыть их принадлежность к таким органам, о своей служебной деятельности. Военнослужащие и гражданский персонал органов госохраны, имеющие имущество за границей, обязаны в определенный срок принять меры по его отчуждению.

Все госохранники теперь будут обязаны проходить дактилоскопию. Судимых людей, в том числе тех, у кого судимость снята или погашена, не будут принимать в ФСО.

Основанием отказа при трудоустройстве может также служить употребление наркотиков и новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также осуществление предпринимательской деятельности.

По сути, почти все нововведения, принятые Госдумой, повторяют положения совершенно секретного приказа №00157 от 1961 года, который регламентировал деятельность знаменитого Девятого управления (именно это подразделение было предтечей ФСО). Тогда сотрудники «девятки» имели все те же полномочия, что и работники прочих отделения Комитета госбезопасности. В частности, они имели право выполнять свои задачи под видом сотрудников других силовых структур. Например, они могли переодеться в форму сотрудников СССР, встать на тех или иных важных перекрестках и дорожных развязках и остановить подозрительную машину.

Служба охраны первых лиц государства за время своего существования переживала ряд реформ. Так, после распада СССР глава Службы безопасности президента «продавил» решение о разделении общей службы госохраны и личной охраны первого лица, которая не подчинялась другим подразделениям охраны. Впрочем, в 1996 году Служба безопасности президента вновь была включена в ФСО РФ.

Поправки в закон о госохране в феврале предложил президент Владимир Путин и сегодня они были одобрены депутатами в третьем окончательном чтении.

У ФСО появятся дополнительные полномочия по защите персональных данных находящихся под охраной лиц. Формулировки закона дают возможность фактически засекретить информацию об имуществе представителей властной верхушки. Эксперты полагают, что это приведет к исчезновению из общедоступных реестров информации о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, руководителе СК, спикерах парламента и председателях судов, а также сведений об их близких. Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Василий Пискарев ранее пояснял, что под запретом окажется только информация о местах проживания VIP-ов. Так их якобы хотят защитить от возможных угроз, например терактов. Со слов депутата, декларировать объекты, находящиеся под охраной первые лица будут по-прежнему.

Кроме того, ФСО предоставляется право «временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на трассах проезда объектов государственной охраны». Тем не менее, антикорррупционные расследования – с использованием открытых данных, дронов с фотокамерами и прочими устройствами, видимо будут затруднены. Кстати, самим сотрудникам госохраны после подписи документа президентом предстоит поголовно пройти дактилоскопическую регистрацию. Всем работникам службы запретят сообщать в прессе и в соцсетях о принадлежности к ведомству, постить фотографии и видео со своими изображениями и изображениями сослуживцев. ФСО также сможет бесплатно использовать аэропорты, посадочные площадки для вертолетов, морские и речные порты.

Теперь документ должен быть одобрен Советом Федерации и подписан главой государства. В марте Владимир Путин уже наделил ФСО правом изымать земельные участки для нужд службы. О таких полномочиях ранее просила и Федеральная служба безопасности.

В Трансперенси Интернэшнл пока не знают, как будут справляться с ограничениями, которые вводит новый закон, - рассказал «Эху"юрист организации Дмитрий Утукин.

Принятый ГД в третьем чтении закон о полномочиях ФСО, предусматривающий защиту персональных данных охраняемых службой лиц, позволит скрывать от граждан доходы и активы наиболее высокопоставленных чиновников страны. Такое мнение в эфире радиостанции «Эхо Москвы» высказал редактор отдела расследований «Новой Газеты», лауреат Пулитцеровской премии этого года за расследование на основе «Панамского архива» Роман Анин.

«У нас под охраной ФСО находятся первые лица государства. Это направлено не на то, чтобы этих людей защитить, а на то, чтобы общество не узнало об их коррупционных нарушениях», - считает журналист.

«Безусловно, мы теперь не узнаем чем владеет семья президента, чем владеет семья премьер-министра, чем владеют охранники президента и прочие лица, которых охраняет Федеральная служба охраны», - пояснил он. «Если жена какого-то высокопоставленного чиновника занимается бизнесом и владеет недвижимостью стоимостью в сотни миллионов долларов, то мы об этом просто не узнаем и не узнает об этом общество».

Р.Анин подчеркнул, что достать подобные засекреченные сведения для журналистов занимающихся расследованиями будет по-прежнему возможно. Однако освобождение чиновников от необходимости отчитываться перед гражданами, по его мнению, отсылает к прошлым векам, а государственных лиц превращает в «касту неприкасаемых, про которых нельзя ничего говорить, нельзя ничего знать и нельзя ничего писать».

Законопроект был внесен в Госдуму президентом в феврале и изначально ничего подобного не предусматривал. Но ко второму чтению в документе появился пункт 14.1: обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с их согласия и (или) с согласия органов государственной охраны, за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию по федеральным законам. Автор этой поправки – председатель комитета по безопасности Василий Пискарев – считает, что в ней нет ничего принципиально нового: просто предусмотрели стандартные меры госзащиты для судей, у которых до сих пор таких гарантий не было.

Поправки означают, что из всех публичных реестров – ГИБДД, Росреестра, ЕГРЮЛ, ФССП, ФНС и т. п. – может быть исключена любая информация о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, председателях Следственного комитета, обеих палат парламента, Верховного и Конституционного судов и членах их семей, говорит замдиректора «Трансперенси интернешнл Россия» Илья Шуманов. На законодательном уровне нет определения члена семьи, констатирует он, а значит, закон могут применять произвольно, исключая из публичных реестров информацию хоть о двоюродных племянниках высокопоставленных чиновников.

И это сильно сокращает возможности для антикоррупционного мониторинга высокопоставленных лиц, предупреждает Шуманов.

Под государственной охраной находятся отнюдь не только чиновники – по закону президент вправе своим решением предоставить ее другим должностным лицам и иным гражданам. Госохраной пользуется, например, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напоминает Шуманов. Полный перечень находящихся под охраной лиц – тайна.

Это не первая попытка засекретить данные, находящиеся в публичных реестрах. В 2015 г. ФСБ разместила на портале проектов нормативных правовых актов законопроект, предлагающий закрыть информацию о персональных данных владельцев недвижимости в ЕГРП, а также о владельцах водного и воздушного транспорта. Доступность таких сведений негативно отражается на применении отдельных мер по государственной защите, объясняли авторы законопроекта. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала инициативу, но в Госдуму она так и не была внесена: инициативу решили «притормозить» как минимум до избрания нового созыва Думы, говорили тогда «Ведомостям» два федеральных чиновника. К тому же законопроект ФСБ раскритиковал Минюст, настаивавший, что такое нововведение ставит под угрозу сложившуюся систему защиты права собственности.

Распространенный прием, когда в виде поправок ко второму чтению в законопроекты вносятся концептуально новые положения, говорит бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Происходит все стремительно, буквально в режиме спецоперации, иногда законопроект вносится в повестку уже в ходе пленарного заседания, прямо с голоса, вспоминает он: выясняется, что заключение профильного комитета было получено накануне путем письменного опроса депутатов. Смысл такого приема – в том, чтобы не оставить времени на обсуждение инициативы, ее и изучить-то толком не успевают, говорит Гудков, именно таким образом появился закон о запрете усыновления российских детей гражданами США.

На самом деле данные об имуществе крупных чиновников уже давно вымарывают из реестров, сетует Георгий Албуров из Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Например, из документов Росреестра исчезли имена сыновей генпрокурора Юрия Чайки, дочери министра обороны Сергея Шойгу, данные о владельцах имения секретаря Совета безопасности Николая Патрушева в Серебряном бору. Даже несчастная квартира в 50 кв. м, которая была записана за Кириллом Шамаловым (СМИ называли его зятем Путина. – «Ведомости»), теперь принадлежит «физическому лицу».

Никаких законных оснований удалять данные о собственниках из базы Росреестра нет, но во всех исковых заявлениях к нему с требованием предоставить информацию суды ФБК отказывали, вспоминает Албуров, со ссылкой на то, что интересы заявителей не затронуты. Данные о квартирах высокопоставленных чиновников у ФБК уже собраны, продолжает он, а новые крупные объекты недвижимости на рынке заметны, их нетрудно отследить и сравнить метраж проданной квартиры с данными, которые появляются в декларациях чиновников.

Дмитрий Астахов / пресс-служба правительства / ТАСС

Misha Friedman / Bloomberg

Владимир Родионов / ТАСС

Юрий Смитюк / фотохост-агентство ТАСС

Михаил Метцель / ТАСС

Сергей Фадеичев / ТАСС

Артем Коротаев / ТАСС

Максм Стулов / Ведомости

Госдума засекретила некоторые данные об имуществе чиновников, в частности, местоположение объектов недвижимости в собственности высокопоставленных государственных служащих. Соответствующие изменения были внесены в Федеральные законы «О государственной охране» и «О персональных данных» 21 июня 2017 года.

Какие изменения внесены в закон о госохране?
Поправки в ФЗ N 57-ФЗ «О государственной охране» вызвали немалый резонанс в СМИ. Уже во втором чтении в документ, который до этого не привлекал к себе особого внимания, были внесены изменения, касающиеся имущества чиновников и их семей. В частности, Федеральной службе охраны (ФСО) была поставлена новая задача: обеспечение защиты персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей (ст. 13 ФЗ от 27.05.1996 N 57-ФЗ).
Под объектами государственной охраны подразумеваются высшие чиновники:
- действующий Президент РФ;
- бывший Президент РФ (ст.2 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 N 12-ФЗ);
- Председатель Правительства РФ;
- Председатель Совета Федерации РФ;
- Председатель Государственной Думы РФ;
- Председатель Конституционного Суда РФ;
- Председатель Верховного Суда РФ;
- Генеральный прокурор РФ;
- Председателю Следственного комитета РФ;
- главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Всем, кроме российского президента, госохрана предоставляется только в течение срока их полномочий (ст. 6, 8 ФЗ N 57-ФЗ). Иностранным чиновникам - на время пребывания в РФ. По решению Президента РФ перечень государственных служащих под охраной может быть расширен.
В целях защиты объектов госохраны были также внесены изменения в ФЗ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в котором уточнено, что Роскомнадзор обязан принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных объектов госохраны по требованию ФСО (изменения в ст. 23). Ранее у ФСО таких полномочий не было.

Какие именно данные засекретили?
В принятом законе указано, что обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с их согласия и (или) с согласия органов государственной охраны, но за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами. Поэтому та информация, которая подлежит раскрытию, не может быть засекречена (п. 14.1 ст. 15 в редакции принятого закона). Чиновники по-прежнему будут ежегодно отчитываться о своем имуществе и доходах (включая имущество и доходы членов семьи). Так, опубликованию подлежат:
- перечень объектов недвижимого имущества в собственности и пользовании с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;
- перечень транспортных средств в собственности с указанием вида и марки;
- декларированный годовой доход;
- сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Как уже было сказано выше, эти сведения как публиковались, так и будут публиковаться. Однако теперь запрещено указывать любые другие сведения (персональные данные), кроме указанных выше. В частности, засекречены:
- персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи служащего (работника);
- данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего и членов его семьи;
- данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему и членам его семьи.
По официальной версии, мотивом принятия данных изменений стала забота о безопасности высших чиновников, данные о месте проживания и пребывания которых теперь будут засекречены из-за угрозы терактов. Однако общественные организации уже выразили обеспокоенность, что нормы закона можно трактовать достаточно широко. По мнению замглавы Transparency International Ильи Шуманова, применение закона о засекречивании имущества чиновников может привести к исчезновению из всех публичных реестров информации об объектах госохраны и их имуществе, то есть они фактически будут выведены из-под общественного контроля.