Термин закуп. Разряды зависимых крестьян Древней Руси: кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика

Пахотные земли во времена Руси были основным богатством, главным средством производства. Самой популярной вариацией производственной организации стала вотчинная – владели вотчиной бояре и князья, они получали его от отцов и передавали свои сыновьям. Работали на этой земле крестьяне – смерды, холопы, закупы, рядовичи.

В Киевской Руси наравне со стольными и боярскими вотчинами существовало большое количество фермеров-общинников, пока что никак не зависимых от феодалов. Подобные самостоятельные общины крестьян выплачивали подать в пользу страны князю.

Первой из названных наиболее популярный категорий зависимых крестьян я предлагаю вам рассмотреть смердов. Как известно, смерды – свободные крестьяне-земледельцы, которые обрабатывают государственную землю и платят специальную подать в пользу державы. Смерды по сравнению с другими группами зависимых крестьян находились в довольно выгодном положении – у них была личная свобода, своя земля, эти люди честно трудились и получали вознаграждение, у них не было проблем с местной княжеской властью, если они исправно платили подать, от князя они получали протекторат и имели определенные гражданские и человеческие права. По разным данным, воинская повинность смердов – непосредственное принятие участия в походах в пехоте, или поставка для армии лошадей и продовольствия. Кроме того, эта категория была самой многочисленной на Руси. Именно смерды – основная составляющая сельского населения Киевской Руси в 9-12 веках. Само понятие «смерд», по одной из версий означает – «человек», «свободный крестьянин». Постепенно эти свободные крестьяне-общинники попадали в зависимость от феодалов, утрачивали личную свободу и независимость, «прикреплялись» к земле, и со временем основная масса свободных крестьян превратилась в крепостных крестьян. Развитие социально-экономических отношение привело к тому, что ранее свободная часть населения превратилась в бесправную массу.

Следующей из рассматриваемых нами категорий являются холопы. Этот социальный слой был не такой многочисленный, но холопы также составляли внушительную долю среди сельского населения древнерусского государства. Непосредственно – холопы – зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе – военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин». Положение холопов было ужасным – полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного – какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.

Дальше я предлагаю вам рассмотреть такую категорию населения, как закупы. Закупы – крестьяне, которые находятся в тяжелом материальном и социальном положении, близком к холопскому. Закупов также именуют наймитами. Нельзя сказать, что это люди, продающие свои рабочую силу, скорее это должники, по специальному договору (текст его можно отыскать в «Русской правде») попадают в личную зависимость от так называемого нанимателя. Права закупов сильно ограничены, но, они более защищены, чем холопы, не имеющие совсем никаких социальных прав. Именно попадание в личную зависимость по определенному договору и отличает закупа от обыкновенного пролетария времен капитализма, хотя и тот, и другой продают свою рабочую силу. К социальным правам закупа относится весьма сомнительное право не быть извитым «не за дело», а «просто так». Закуп имеет право отстаивать свои права в судебном порядке и возможность уйти от хозяина при соблюдении определенных условий, обусловленных в подписанном договоре. Закупы также имеют право на собственное имущество, которого они не могут быть лишены насильно. Кроме прав, существуют и обязательства. Например, закупы обязаны выполнять все условия договора и несут ответственность за имущество, инвентарь и скот хозяина. Только в этом случаи они могут рассчитывать на соблюдение всех предписанных прав и свобод.
Обычно в закупы, или наймиты, шли крестьяне, не имеющие средств к существованию, и пойти в зависимость было их шансом выжить и прокормить свою семью. Закупы делали различную работу на дворе феодала, по этому признаку их делят на несколько подкатегорий. Если закуп сбежит от хозяина, тот превращает его в холопа.

Категория зависимого населения Древней Руси, которая очень похожа на закупов – рядовичи. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи. По одной из теорий, подтвержденной выписками из «Русской правды», рядовичи – часть челяди, мелкие служащие в доме феодала. Ещё одна версия говорит, что это смерды, заключившие с феодалом специальный договор («ряд»), по которому они попадали в некую феодальную зависимость и служили хозяину за плату, еду и кров. Это определение приближает рядовичей к закупам.

Из всего этого можно сделать вывод, что смерды – самая большая по численности и самая благоденствующая категория населения Киевской Руси, потому что они обладали личной свободой, в отличие от закупов и рядовичей, потерявший её ради того, чтобы выжить, и, уж тем более от совсем бесправных холопов. Как раз холопы – люди, чье положение было фактически рабским и являются низшей социальной категорией древнерусской державы.

Вся совокупность работающих на феодала зависимых людей называлась по-прежнему называлась «челядью». Оставаясь обозначением зависимого и даже приниженного социального положения его носителя, этот термин все больше терял конкретную содержательность. В составе «челяди» были и рабы (холопы), и за­должавшие крестьяне, и люди, искавшие покровительства и службы у феодала.

Историческая справка (СИЭ): ЧЕЛЯДЬ – наименование зависимого населения в феод. России. В Др. Руси 6-9 вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства; в 9-10 вв. "Ч." - рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально зависимого населения, в сер. 11 в. его сменил термин "холопы". В 18-19 вв. "Ч." обозначает дворовых людей помещика (Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., т. 1, М., 1952; Зимин A. A., Холопы на Руси, М., 1973).

В XII в. распространенным названием временно зависимого крестьянина был «за­куп ». Это был смерд, вынужденный обращать­ся за помощью к боярину и получавший от него участок земли и «купу » - ссуду деньгами или в виде инвентаря, семян или тягловой силы. Попытка закупа убежать от господина превращала его по закону в холопа. Господин имел право принуждать закупа к исполнению повинностей, прибегая к телесным наказаниям.

Историческая справка (СИЭ): ЗАКУПЫ –категория зависимого населения Др. Руси. По Русской правде (пространной редакции) З. получали от феодала орудия произ-ва и обязаны были работать на его полях, но имели и свое х-во. Расплатившись с господином за ссуду ("купу"), З. мог стать свободным. В отличие от полного холопа, З. нельзя было убить; З. могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега З. мог быть превращен в раба. Обращение З. в раба без законного основания влекло освобождение З. от долга и возврат ему свободы. Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феод. зависимость. В Вел. кн-ве Литовском в 14-16 вв. З. - должники феодалов, к-рые до выплаты долга обязаны были работать в х-ве господина наравне с холопами. (Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, M., 1953, с. 195-210; Черепнин Л. В., Из истории формирования класса феодально-зависимого населения на Руси, "ИЗ", т. 56, M., 1956, с. 252-57).

Термин “закуп” впервые встречается в “Пространной Правде” в начале XIIв., но под общим названием “рядовича” впервые институт закупничества существовал и в более раннее время.

Другим наименованием зависимых людей были “рядовичи ”, т.е. люди, вынужденные заключать договор с феодалом и выполнять различные работы по этому договору.

Историческая справка (СИЭ: РЯДОВИЧИ –1) Большинство сов. историков считает, что Р. в Киевской Руси - это люди, находившиеся в зависимости от господина по "ряду" (договору). По своему положению Р. были близки к закупам. По Русской правде штраф за убийство Р. равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. Напротив, Л. В. Черепнин полагает, что на Руси не было особой категории крестьян-Р., и выдвигает гипотезу, что термин "Р." в Русской правде употреблен для обозначения рядовых смердов и холопов.

2) В рус. городах 14-16 вв. члены корпорации владельцев лавок одной профессии на гор. торгу ("ряда"). Р. сообща владели отведенной под лавки терр., имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. В Новгороде и Пскове периода независимости Р. пользовались также определ. суд. правами, к-рые при переходе этих городов под велико-княж. власть были ограничены (Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, 2 изд., т. 1-2, М., 1952-54; Черепнин Л. В., Из истории формирования класса феодально-зависимого крестьянства на Руси, ИЗ, т. 56, М., 1956; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, (М.), 1948; Пронштейн А. П., Великий Новгород в XVI в., X., 1957).

Существовало еще несколько терминов, обозначавших неполноправные категории населения. Таковыми были “изгои ” – люди, порвавшие связь со своей общиной. “прощенники ”, “пущенники ” (отпущенные на волю рабы), “наймиты ”. Но термины эти в большей мере выражают пути и причины перехода в зависимое состояние, чем оттенки самой зависимости. По мере исчезновения свободных крестьянских общин и формирования крестьянства как зависимого сельского населения данные термины выходят из употребления.

Историческая справка (СИЭ): ИЗГОИ –(от "гоить" - жить) - на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу к.-л. обстоятельств из своего обычного обществ. положения. Церк. устав кн. Всеволода Гавриил Мстиславича (12 в., по нек-рым предположениям 14 в.) перечисляет среди людей, находившихся под покровительством церкви: "изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство и себе приложим, - аще князь осиротеет". Упоминание о "четвертом изгойстве" имеет, возможно, иронич. характер в связи с междукняж. борьбой. По мнению Б. Д. Грекова, И. имелись также во владениях светских феодалов. И. упоминает Русская правда. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально зависимого населения (Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, кн. 1, М., 1952; ПРП, в. 2, М., 1953, с. 164).

Историческая справка (СИЭ. Автор статьи Б.Н. Флоря): ПРОЩЕННИКИ –категория феод.-зависимого населения Др. Руси. Упомянуты в памятниках др.-рус. церк. права ("Устав Владимира", Смоленский устав 12 в.). П. зависели в суд. отношении от епископа и были обязаны уплачивать ему феод. ренту. Большинство исследователей считает, что П. - это бывшие холопы, получившие "прощение" (свободу) с условием работать на церк. землях; по мнению Б. Д. Грекова, - это люди, поступившие в зависимость от церкви после "прощения" (исцеления) их болезней. В памятниках переводной лит-ры термин "П." употребляется для обозначения вольноотпущенников (Лит.: Щапов Я. Н., Церковь в системе гос. власти Др. Руси, в сб.: Древнерус. гос-во и его междунар. значение. М., 1965).

Историческая справка (СИЭ): ПУЩЕННИКИ –назв. категории феод.-зависимого населения Др. Руси. Термин "П." встречается в уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича на том месте, где в др. памятниках употреблен термин прощенники. По мнению исследователей, П. и прощенники - различные наименования одной и той же группы населения.

Историческая справка (СИЭ .Автор статьи М.Я. Волков ) НАЙМИТЫ–внесословная категория населения феод. Руси 12-17 вв. Термин "Н." встречается впервые в Пространной редакции Русской правды. Н. обычно становились разорившиеся члены сельских и городских общин, беглые крестьяне и холопы, к-рые вынуждены были заключать договор о найме с феодалами, горожанами и др. нанимателями. При заключении договоров о найме Н. формально выступали как свободные люди, однако хозяин получал право не только на труд Н., но и на его личность. С 15-16 вв., в связи с ростом числа Н. и использования их труда, закон (Псковская судная грамота, Судебники 1497 и 1550, Уложение 1649, и др.) начинает отделять право на пользование трудом Н. от права на его личность, хотя и в 16-17 вв. Н. заключали неравноправные договоры с нанимателями и в конечном итоге преобладающая их часть закрепощалась. Утверждение крепостничества во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. привело к исчезновению слоя Н. Формирование рынка наемной рабочей силы в 18 - 1-й пол. 19 вв. происходило гл. обр. на основе развития отходничества (Лит.: Панкратова А. М., Наймиты на Руси в XVII в., в сб.: Акад. Б. Д. Грекову ко дню 70-летия. Сб. ст., М., 1952).

Нет данных, позволяющих определить, какая форма ренты преобладала в этот исторический период. Вероятно, часть лично зависимых смердов выполняла барщинные работы, т.е. работала на барской земле своими орудиями труда, используя свой скот. Другая часть несла оброчные повинности (натуральный оброк), т.е. отдавала часть своего урожая, продуктов промысла и охоты.

Хотя основой феодального производства был труд крестьян, значительную роль в вотчинном хозяйстве играл и труд холопов. Источниками “обельного” (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа в рабство, женитьба на рабе или вступление в должность тиуна или ключника без специального “ряда” с господином.

Историческая справка (СИЭ. Автор статьи А.А. Зимин ): ХОЛОПЫ –категория феод.-зависимых людей в Рус. гос-ве. По правовому положению приближались к рабам. Термин "X." впервые встречается в летописи под 986. В 11-12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в 12 в. в связи с развитием феод. отношений начинается процесс изживания X. По закону X. являлся вещью, к-рой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия X., к-рые, напр., не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т. п. X. становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке. Если правовое положение для всех категорий X. было одинаковым, то их хоз. деятельность была различной. До кон. 15 в. X. составляли большинство среди челяди, обрабатывавшей барскую землю. Часть X., гл. обр. из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в т. ч. военных, использовалась на земледельч. работах, позднее занималась ремеслом, с.-х. трудом, адм. деятельностью. На протяжении 16 в. роль и место X. в барщинном х-ве уменьшается за счет вовлечения в орбиту крепостной эксплуатации крестьян. Категории X., различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в X. (докладные, духовные, приданные, полонянники и др.), постепенно сливались и с кон. 16 в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство. С кон. 17 в. появляются X., посаженные на землю, имевшие свое х-во и платившие оброк, к-рые в 1679-81 с введением подворного обложения вместе с крепостными были "положены в тягло". Другая группа X., входившая в состав дворовых людей, в 1722-24 была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных. Как наиболее угнетенный слой населения X. были активными участниками антифеод. борьбы. В сер. 16 в. идеологом X. выступил Феодосии Косой. Помимо широко распространенного бегства, X. участвовали в Хлопка восстании 1603 и Крестьянском восстании под предводительством И. И. Болотникова 1606-07 (Лит.: Ключевский В. О., Подушная подать и отмена холопства в России, Соч., т. 7, М., 1959; Яковлев Б., Холопство и холопы в Московском государстве XVII в., т. 1, М.-Л., 1943; Панеях В. М., Кабальное холопство на Руси в XVI в., Л., 1967; Колычева Е. И., Холопство и крепостничество (кон. XV - XVI в.), М., 1971; Зимин А. А., Холопы на Руси, М., 1973).

Закупы как категория древнерусского населения

Б. Д. Греков назвал вопрос о закупах одним из самых беспокойных в историографии Древней Руси. Ведь письменные памятники, которые содержат слово «закуп» довольно малочисленны. Например, он совсем не встречается в летописях. О закупах нам приходится судить только по тем материалам, которые имеются в Пространной Правде – основном и главном источнике в изучении так называемого закупшичества.

Само наличие определённого законодательства о закупах, которое было объединено в «Уставе о закупах» склоняет нас к выводу о значительном распространении в данный период закупничества, а также о его существенной ведущей роли в образе жизни барского подворья в двенадцатом веке.

Закуп свода законов «Русская правда» выступает с определёнными социальными и экономическими признаками. Однако, прежде чем разбираться в их существе необходимо уяснить, что закупом называли там недавнего смерда, то есть свободного крестьянина-общинника, лишённого из-за разорения средств производства, вынужденный экономической необходимостью искать покровительства и защиты у господина. Однако и данное утверждение нельзя признать удовлетворительным в полной мере, так как оно не вносит ясности и прозрачности в предзакупное положение бывшего раннее общинника. На самом же деле, в какой именно мере был разорён крестьянин – настолько ли, что он в данном пошатнувшемся состоянии сохранил крестьянский социально-экономический статус самостоятельного производителя? Данный вопрос имеет принципиальное значение и так называемый «Устав о закупах» может помочь нам в его разрешении.

Также не менее интересно и то обстоятельство, что в Русской правде закуп запечатлён утратившим всякую связь с существующей крестьянской общиной, членом которой он когда то был. Во всём Уложении не встречается ни одного намёка на любой контакт закупа с сельской общиной. Здесь он фигурирует в качестве человека, который подчиняется только одному господину.

Следовательно, до того как закуп стал таковым он полностью потерял общину, выпав из неё по каким-либо причинам. Какое было его имущество в тот самый момент? Чтобы получить ответ, давайте обратимся к Пространной Правде. Итак, в пятьдесят седьмой статье говорится, что закупа снабжает инвентарём хозяин.

Таким образом, можно предположить, что на момент становления закупом человек не имел ничего.

Что такое Закуп? Значение и толкование слова zakup, определение термина

1) Закуп - - в Древней Руси зависимые люди, взявшие у феодала в долг ссуду (купу) и обязанные отработать ее.

2) Закуп - - социальная категория зависимых людей, возникшая в XII в. В Древнерусском государстве закуп - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду ("купу") и за нее должен был работать на господина - либо на его пашне (" ролейные закупы "), либо как слуга. Хозяин имел право подвергать его телесным наказаниям, а попытка бегства превращала его в обельного (полного) холопа. Закуп отличался от раба: имел право выкупаться на волю, вернув купу; хозяйство закупа не являлось собственностью господина.

3) Закуп - – категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники, которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком.

Закуп

В Древней Руси зависимые люди, взявшие у феодала в долг ссуду (купу) и обязанные отработать ее.

Социальная категория зависимых людей, возникшая в XII в. В Древнерусском государстве закуп - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду ("купу") и за нее должен был работать на господина - либо на его пашне (" ролейные закупы "), либо как слуга. Хозяин имел право подвергать его телесным наказаниям, а попытка бегства превращала его в обельного (полного) холопа. Закуп отличался от раба: имел право выкупаться на волю, вернув купу; хозяйство закупа не являлось собственностью господина.

– категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники, которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Зиндан - - подземная тюрьма, клоповник. ...
Зулкарнайн - - прозвание Александра Македонского (букв.: «Обладатель двух рогов»). ...
Засека - заграждение, устраиваемое из деревьев диаметром не менее...
Застава - войсковое подразделение, выполняющее задачи охранения войск на...

Свободные смерды , заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами , которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья - пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской Правде » хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом , однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

См. также

Напишите отзыв о статье "Закупы"

Ссылки

  • Закуп // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Закупы

– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас... – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!..
– А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла.
– Думаю – нет... – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же...
– Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?!
– Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю... Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было... Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него...
– Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла.
– Ещё как можно, милая... Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.