Ст 12 о коррупции. Закон о противодействии коррупции в рф

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Статья 8.1. Представление сведений о расходах
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Уже много лет в Российской Федерации крайне актуальной остается проблема коррупции. В стране существует специальный закон № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", закрепляющий основные правила борьбы с коррупционными проявлениями. Самые важные положения этого закона будут разобраны в статье.

О чем закон?

273-ФЗ "О закрепляет ключевые принципы и юридические основы борьбы с коррупционными проявлениями в российском государстве. Но что вообще является коррупцией? Согласно статье 1 рассматриваемого нормативного акта, это попытки злоупотребления своим служебным положением, дачи или получения взяток, осуществления коммерческого подкупа или совершения других незаконных финансовых или имущественных махинаций в целях получения выгоды. Под противодействием коррупции закон подразумевает совокупность разного рода функций, которые реализуют государственные органы. Здесь стоит выделить предупреждение коррупционных проявлений, их ликвидацию и минимализацию.

Принципы противодействия коррупции

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", все работы по борьбе с финансовыми и имущественными преступлениями должны базироваться на ряде особых принципов. Здесь стоит выделить несколько основных групп условий и идей, без которых не было бы возможности качественно осуществлять свою деятельность.

Первый и самый важный принцип - это законность. Действовать необходимо в строгом соответствии с Конституцией, 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также прочими нормативными актами. Не допускается использование несоответствующих закону методов борьбы, тем более таких, что могли бы значительно нарушить права и свободы третьих лиц.

Далее стоит выделить принцип за Соблюдается он в России нечасто, и примеров тому довольно много. И тем не менее закон гласит, что любые лица, нарушившие закон, обязательно должны быть подвергнуты наказанию.

Из представленных выше двух принципов вытекают еще два: это открытость и публичность функций государственных органов. Любые меры: политические, информационные, экономические, пропагандистские - должны находиться в открытом доступе и быть видны каждому российскому гражданину.

Основы противодействия коррупции

Как организуется работа государственных органов, ответственных за борьбу с коррупционными проявлениями? В статье 5 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляются основные положения, предоставляющие ответ на этот вопрос.

Глава государства Российской Федерации должен определять основные политические направления в рассматриваемой области. Более того, он обязан устанавливать компетенцию федеральных исполнительных органов, которыми руководит. Естественно, полномочия Президента здесь не являются безграничными, а соответствующие рамки устанавливает российская Конституция.

Парламент (Федеральное собрание) как законодательный орган власти должен заниматься осуществлением своих полномочий в области именно законотворческого процесса. Как на верхнюю, так и на нижнюю палату возлагаются функции по составлению законопроектов, которые помогли бы реализовывать более качественную работу в представленной сфере. Исполнительные же органы должны заниматься контрольно-надзорной деятельностью за собственными министерствами.

Профилактические антикоррупционные меры

Стоит чуть более подробно рассказать о том, как реализуются меры по профилактике коррупционных проявлений. Вот какие виды профессиональной деятельности здесь стоит выделить:


Таким образом, N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" довольно четко закрепляет все основные антикоррупционные профилактические меры.

О конфликтах интересов

Не секрет, что качественная зачастую поднимает настоящую волну общественных скандалов и прочих неординарных явлений. Вызвано это может быть разными причинами: будь то отсутствие реакции со стороны государства, недостаточно императивный характер принимаемых мер, несоответствие реализуемых методов закону и прочее. Однако самым частым случаем здесь является конфликт интересов. В 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 этому явлению даже посвящена целая статья.

Под конфликтом интересов в статье 10 понимается ситуация, при которой должностное лицо может недостаточно хорошо реализовывать свою профессиональную деятельность из-за личной заинтересованности в чем-то. В области противодействия коррупции такая ситуация - далеко не редкость. Зачастую государственные борцы с коррупцией сами же становятся жертвами того, с чем они воюют. Что в таком случае следует делать? Вариант, как правило, один: организовывать более прозрачную и публичную работу.

Об ответственности и изменениях в законе

Согласно статье 13 рассматриваемого нормативного акта, ответственность за коррупцию на физических лиц возлагается в соответствии с гражданским и уголовным законодательствами РФ. Человек может нести наказания административного, уголовного или дисциплинарного типа за нарушения закона в рассматриваемой области.

273-ФЗ "О противодействии коррупции" с изменениями от 2017 года выглядит как нормативный акт, состоящий из 14 статей. В апреле 2017 года закон был дополнен информацией в статье 1, в которой приводятся основные понятия. Немного изменилась формулировка определения некоторых терминов. Закон закрепил ряд государственных органов, в том числе ЦБ, ПФР и Медицинский фонд, которые могли бы заниматься профилактикой коррупции.

Коррупционное правонарушение (простыми словами «взяточничество») является одним из самых распространенных преступлений в России среди чиновников, предусмотренных УК. И хотя в 2019 году зафиксировано снижение коррупции, ни законы, ни деятельность специальных органов нельзя назвать особо эффективными в решении данной проблемы. До сих пор предприниматели и простые граждане практически ежедневно сталкиваются с произволом и вымогательством со стороны власть имущих. Что можно сделать и куда идти жаловаться в такой ситуации?

Общую информацию, в том числе основные принципы противодействия коррупции, имеет возможность найти любой человек: для этого достаточно заглянуть в ФЗ под №273 от 2008 года (с изменениями на 2019 г.). Но для того, чтобы проблема была решена максимально быстро, лучше обратиться к профессионалам.

Оставив вопрос под статьей на сайте или заполнив специальную форму внизу страницы, можно быть уверенным, что опытные юристы подскажут решение любой проблемы в течение нескольких минут. А, главное – юридическая помощь является бесплатной и предоставляется круглосуточно.

Официальное определение термина «коррупция» содержится в ФЗ РФ под №273, целью создания которого является профилактика и борьба с имущественными преступлениями чиновников. Этот российский закон так и называется: «О противодействии коррупции». Он принят еще в 2008 году, но в 2014 - 2019 годах в этот правовой акт были внесены значительные изменения.

Так что же такое коррупция? Этим понятием охвачены преступления, совершаемые должностными лицами в период своей трудовой деятельности вследствие злоупотребления служебным положением.

Российский УК в числе прочих содержит статьи, содержащие уголовную ответственность за следующие деяния:

  • получение взятки должностным лицом в любом виде (деньги, подарки, имущество, услуги и т.д.) за оказание услуг или содействие в определенном вопросе (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки – человек, предложивший взятку чиновнику или иному представителю государства, подлежит уголовному преследованию наравне с взяткополучателем (ст.291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве – сама передача взятки взяткополучателю по его поручению или поручению взяткодателя (ст. 291.1 УК РФ).

Основы в борьбе с вымогательством чиновников

В 2019 году борьба со взяточничеством в РФ строится на положениях, которые отражают политику государства в этом вопросе.

Основные принципы противодействия коррупции перечислены в статье 4 ФЗ РФ под №273:

  • законность;
  • признание прав и свобод граждан;
  • комплексное использование различных мер (правовых, организационных, политических, информационных и др.) в деятельности муниципальных органов, учреждений, инстанций;
  • важность предупреждения коррупционных преступлений;
  • тесное сотрудничество государства с гражданами, общественными организациями и объединениями, в том числе международными;
  • публичность деятельности государственных органов;
  • неизбежность уголовного наказания за нарушение УК РФ и других федеральных законов.

Меры противодействия коррупции

Политиками ведется очень много разговоров о деятельности по противодействию взяточничеству и другим коррупционным преступлениям. Между тем, по состоянию на 2019 год ни УК, ни ФЗ Российской Федерации №273 не содержит какой-либо конкретной статьи, раскрывающей суть этих мер на правовом уровне.

Основываясь на тексте указанного закона №273, можно назвать следующие меры в борьбе с коррупцией:

  • анализ движения средств на счетах муниципальных учреждений;
  • мониторинг закупок для государственных нужд;
  • тщательный анализ доходов и расходов;
  • проверка достоверности сведений о доходах госслужащих;
  • выявление схем, созданных для обхода требований законодательства в сфере закупок.

Ограничения для госслужащих

Коррупционное правонарушение всегда связано с использованием чиновником своего служебного положения. Поэтому в статье 12.1 ФЗ №273 перечислены ограничения, которые призваны уменьшить риск возможного нарушения должностными лицами УК Российской Федерации.

Итак, в 2019 году госслужащий не имеет права:

  • замещать другие должности, предоставляющие статус государственного служащего, кроме своей (п. 1, 2 ст. 12.1 ФЗ №273);
  • заниматься предпринимательством, а также участвовать в управлении хозяйствующих субъектов (п.п.2 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • заниматься любой другой возмездной деятельностью (за исключением научной и преподавательской) (п.п.3 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • быть доверенным лицом в органах государственной власти (п.п.4 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • использовать любую информацию и материально-техническую базу в неслужебных целях (п.п.5, 11 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать вознаграждение за выступления и публикации (п.п.6 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать подарки и вознаграждение в любом виде как от физических, так и юридических лиц (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273), а также выезжать в служебные командировки за счет указанных лиц (п.п.9 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273).

Куда пожаловаться на коррупцию?

Столкнувшись с произволом чиновников в любой сфере деятельности, человек растерян и не знает, куда идти жаловаться. А ведь стоит помнить, что УК Российской Федерации содержит специальные статьи, согласно которым взятки, злоупотребление и превышение должностных полномочий, растрата государственного имущества и схожие деяния рассматриваются не иначе как преступления, влекущие за собой уголовное наказание в соответствии с законом. Поэтому гражданин, узнавший о таком деянии, непременно должен сообщить о нем в специальные организации.

По состоянию на 2019 год в России существуют следующие интернет-порталы и органы, в которые пострадавший может направить жалобу по факту коррупции:

  • Комитет по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, являющийся общественной организацией. Принимает заявления о нарушении отдельным норм УК и других федеральных законов как в электронной форме на сайте http://com-cor.ru, так и в виде обычных писем.
  • Zastupnik(точка)org – российский ресурс, созданный в 2014 году при поддержке депутатов Госдумы РФ в целях борьбы со взяточничеством и другим произволом должностных лиц. Это эффективный проект, с помощью которого можно получить консультацию эксперта по любому правовому вопросу и пожаловаться на нарушение закона. Деятельность сотрудников Zastupnik(точка)org является правомерной и направлена на защиту интересов граждан.
  • Региональные подразделения специального отдела МВД Российской Федерации – ГУЭБиПК (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции). Этот отдел создан в рамках реализации программы по борьбе с коррупцией должностных лиц, а также в целях пресечения попыток коммерческого подкупа чиновников. В данном случае к должностным лицам и чиновникам относятся:
    • сотрудники федеральных министерств, служб, агентств;
    • депутаты Госдумы;
    • сенаторы Совета Федерации;
    • руководители субъектов РФ;
    • иные высокопоставленные лица.

В этот орган можно жаловаться и сообщать о фактах коррупции круглосуточно, поскольку сотрудники ГУЭБиПК РФ принимают заявления граждан 24 часа в сутки, однако на прием можно предварительно записаться и по телефону.

  • Региональные подразделения еще одного специального отдела в системе Министерства внутренних дел – Главное управление собственной безопасности (ГУСБ Российской Федерации). Целью деятельности указанного отдела является пресечение и борьба с коррупцией среди сотрудников полиции. Нередки случаи, когда лица, призванные защищать граждан от беззакония, сами вымогают деньги у потерпевших. При наличии достаточных оснований полагать, что полицейский нарушает закон и совершает коррупционное правонарушение, гражданину рекомендуется жаловаться в подразделение ГУСБ своего региона, поскольку, в случае оформления жалобы в дежурной части, есть вероятность, что информация попадет «не в те руки» и произойдет срыв операции. А, следовательно, доказать состав преступления и наказать «оборотня в погонах» будет очень сложно.
  • Телефон доверия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ – при денежном вымогательстве и превышении полномочий врачами муниципальных лечебных заведений.
  • Телефон доверия Министерства образования и науки Российской Федерации – при требовании взяток преподавателями учебных учреждений;
  • Отделение Генеральной прокуратуры по месту жительства – в случае произвола контролирующих инстанций в коммерческой деятельности и должностных лиц муниципальных органов. Жаловаться в этот орган можно разными способами:
    • телефон доверия;
    • оформление жалобы в электронной форме;
    • Почта России;
    • личный прием.

Для ускорения рассмотрения жалобы необходимо помнить о зоне ответственности каждого органа и его территориальной принадлежности. Не стоит сразу писать гневные письма важнейшему руководству страны (Президенту, Генеральному прокурору и т.д.), не пройдя перед этим нижестоящие инстанции.

В современной Российской Федерации вопрос коррупции является одним из самых острых. Это явление не только разлагает принципы демократического общества, но и вынуждает квалифицированных кадров увольняться по причине неприятия такового. К тому же, сами по себе взятки становятся своего рода дополнительным налогообложением, значительно увеличивающие затраты индивидуальных предпринимателей и рядовых граждан.

В противовес рассматриваемому явлению, государством вырабатываются стратегии противодействия коррупции. Чтобы структурировать и регламентировать их, был разработан и одобрен Федеральный закон № 273. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Какие актуальные поправки вводились в его текст в последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 - Основная терминология;
  • Ст. 2 - Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 - Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 - Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 - Организация противодействия;
  • Ст. 6 - Профилактические меры;
  • Ст. 7 - Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 - Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 - Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 - Конфликт интересов;
  • Ст 11 - Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 - Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 - Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 - Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция - совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие - деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты - законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией - полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Действующая редакция закона

Как любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, федеральный закон № 273 регулярно претерпевает процедуру внесения поправок. Данные меры производятся с целью актуализации регламента в стремительно изменяющейся экономической и правовой обстановке современной России.

Последние обновления в Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 внесены 3 апреля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил Федеральный закон № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Постановление, изложенное в статье 6 ФЗ 63 вносит в актикоррупционный закон следующие поправки:

  • Текст части 3 статьи 8 в новой редакции гласит, что сведения о любых доходах гражданина при поступлении на работу или учёбу представляют собой данные ограниченного доступа. В случае непоступления на работу или в учебное заведение, информация ликвидируется. Использование подобных данных является неправомерным. Также в рассматриваемую статью внесён пункт 1.1, гласящий о том, что граждане, поступающие на учёбу или на работу, обязаны предоставить информацию о доходах;
  • Статья 10 ФЗ 273 дополнена пунктом 3, определяющим, что обязанность по организации мер по урегулированию конфликтов интересов возлагается на служащих госструктур, Центрального банка и муниципалитетов. В некоторых случаях схожую ответственность несут заместители уполномоченных лиц.

Следует обратить внимание также на следующие изменения, привнесённые в рассматриваемый Федеральный закон в более ранние сроки:

  • В статье 7, изменения от 21 ноября 2011 года. В соответствии с поправками, одними из основных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов являются унификация юридических прав муниципальных и государственных служащих;
  • В соответствии с поправками от 2009 года, текст статьи 9 закона о противодействии коррупции гласит, что служащие обязаны оповещать работодателей о фактах коррупции. В противном случае, умолчание о таковых засчитывается как административное правонарушение, а в некоторых случаях - как содействие преступлению;
  • В статье 11, редакция от 5 октября 2015 года. В настоящей части изучаемого нормативного акта определяется порядок предотвращения конфликтов интересов. Допускаются даже такие меры, как устранение должностного лица, являющегося одной из сторон конфликтной ситуации;
  • В статье 12 , последние изменения внесены 21 ноября 2011 года. Согласно указанной части изучаемого закона, физическое лицо, уволенное с государственного поста, в течение 2 лет имеет право замещать сотрудника на соответствующей должности. Основанием для этого служит трудовой договор. В случае нарушения данным лицом трудовых полномочий, соответствующее соглашение расторгается.

Важно помнить, что, в соответствии с актуальными нормативами статьи 13, за нарушение антикоррупционного регламента, гражданам РФ и иностранным лицам грозит административное, уголовное и дисциплинарное взыскание.