Составление рассказов на тему «Весна. Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла»

Программные задачи:

1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.

2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна»; б). совершенствовать умение составлять распространённые предложения; в). формирование словаря, обогащение (ледоход, проталинка, набухать), активизация (блестящее, журчат, звенят капель).

3). Развивающие: творческое воображение, зрительное внимание, развитие мышления, мелкой моторики.

продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, правильно оценивать результаты деятельности.

5). Воспитательные: воспитывать интерес к изменениям в природе.

Материал: доска магнитная, картина М.Г. Пишвановой «Ранняя весна» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 г.), мнемотаблица – план для составления рассказа.

Предварительная работа: рассматривание по картине цветов мать-и-мачехи; чтение произведений С. Городецкий «Весенняя песенка», А. Пушкин «Птичка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», П. Соловьёв «Подснежник».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме:

«Составление рассказа по картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Программные задачи:

1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.

2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна»; б). совершенствовать умение составлять распространённые предложения; в). формирование словаря, обогащение (ледоход, проталинка, набухать), активизация (блестящее, журчат, звенят капель).

3). Развивающие: творческое воображение, зрительное внимание, развитие мышления, мелкой моторики.

4). Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, правильно оценивать результаты деятельности.

5). Воспитательные: воспитывать интерес к изменениям в природе.

Материал: доска магнитная, картина М.Г. Пишвановой «Ранняя весна» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 г.), мнемотаблица – план для составления рассказа.

Предварительная работа: рассматривание по картине цветов мать-и-мачехи; чтение произведений С. Городецкий «Весенняя песенка», А. Пушкин «Птичка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», П. Соловьёв «Подснежник».

Ход занятия.

1). Вводная часть.

Отгадайте загадку (о весне).

Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает поиграть в словесную игру «Назови признак».

Солнце (какое?) – блестящее, золотое, весеннее, искристое, весёлое…

Небо весеннее (какое?) – голубое, серое, пасмурное, хмурое…

Деревья весной (какие?) – голые, грустные, тонкие…

Воздух ранней весной (какой?) – прохладный, свежий, тёплый…

Словесная игра «Сядет тот, кто назовёт признак ранней весны».

Солнце светит ярко, но мало греет.

Воздух свежий и прохладный.

Небо серое.

Люди переоделись в демисезонную одежду.

На земле появились проталины.

На реках ледоход.

На дорожках лужи.

Сосульки тают.

Ручейки журчат, звенят.

На деревьях набухают почки и т.д.

Объявление темы:

Дети сидят на стульчиках.

Сегодня мы с вами будем продолжать учиться составлять рассказ по картине о ранней весне (выставляется картина).

2). Основная часть.

Беседа по картине.

Рассмотрите картину. Кого вы видите на картине?

(Дети вышли на прогулку из детского сада).

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

(На картине изображена ранняя весна, потому что на земле ещё лежит снег и только в некоторых местах видны проталины, деревья стоят голые).

Что делают дети на участке детского сада?

(Дети рассматривают цветы мать-и-мачехи, играют с Петрушкой, мальчики пускают бумажный кораблик в ручейке).

Какое настроение у детей?

(Ребята радуются приходу весны. Детям весело, они улыбаются).

Кого вы видите на картине справа?

(Мы видим девочку в красном пальто, жёлтых сапожках. Она сорвала несколько цветов мать-и-мачехи на проталине и рассматривает их).

Кого вы видите на картине слева?

(Слева мы видим на картине мальчика в синей куртке. Ему стало жарко, и он расстегнул куртку).

Что делают дети, нарисованные в центре картины?

(Мальчик в полосатой шапочке и шарфе пускает в ручейке бумажный кораблик).

Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

(Девочка в зелёном пальто и оранжевой шапке сидит на скамейке с Петрушкой. Около неё лежит ведёрко, формочки. Девочка хочет сделать куличики из снега).

Обратите внимание на деревья.

(Солнышко пригрело, и на дереве появились почки. На берёзе грачи свили гнездо и будут выводить птенцов).

Почему дети одеты тепло?

(На улице прохладно. Солнце светит, но греет мало. Сейчас ранняя весна).

Физкультурная пауза «Весна».

Иди, весна, иди красна

(Дети руками выполняют движения, зазывая весну).

Принеси ржаной колосок, овсяный снопок, яблоки душистые, груши золотистые.

(Загибают на каждое название по одному пальцу на обеих руках).

Большой урожай в наш край

(Разводят руки в разные стороны).

Составление плана рассказа с помощью вопросов воспитателя в мнемотаблицу (кодирование символов).

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

Образец рассказа воспитателя.

РАННЯЯ ВЕСНА.

Наступила ранняя весна. Солнце ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки. На проталинках зацвела мать-и-мачеха. На деревьях стали набухать почки. С юга прилетели грачи и стали строить гнёзда.

Дети из детского сада вышли на прогулку. Они одеты тепло, потому что на улице ещё прохладно. Вышли ребята на полянку. Девочка в красном пальто сорвала несколько цветочков мать-и-мачехи и рассматривает их. Мальчик в полосатой шапке и шарфе пускает бумажный кораблик в ручейке. Его товарищ стоит рядом и улыбается, ему весело. Девочка в зелёном пальто сидит на скамейке и рассказывает Петрушке о весне. Она хочет сделать куличики из последнего снега. детям весело весной на прогулке!

3). Заключительная часть.

Подведение итогов занятия, оценка работы детей.


Ольга Андрюшова
Конспект НОД в средней группе Тема: Составление рассказа по картине «Весна идет»

Конспект НОД в средней группе

образовательная область "Речевое развитие".

Тема : "Весна идет "

Воспитатель : Андрюшова О. А.

Петропавловск – Камчатский

городской округ

Тема : Составление рассказа по картине "Весна идет ".

Цель : Развитие устной речи детей посредством систематизации знаний о весне

Задачи :

Учить подбирать слова-определения к существительным, активизировать словарь по теме "Весна ".

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы.

Стимулировать активную речь детей. Ключевые слова (сосулька, скворечник, подснежник, таять, журчать)

Формировать способность к построению предложений по опорным словам, развивать монологическую форму речи, упражнять в составлении рассказов по картине .

Закрепить знания о смене времен года, представления об изменениях, происходящих весной в природе .

Воспитывать у детей чувства любви к природе.

Интеграция : образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познание".

Словарная работа : Проталины, перелётные птицы.

Оборудование : картина "Весна пришла "

Ход НОД:

1. Мотивационная часть. (Дети стоят в кругу, движения по тексту)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера (дети здороваются с гостями)

2. Основная часть.

Воспитатель :

Сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой, а кто это вы узнаете, отгадав загадку (чтение загадки)

Этот мальчик - коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

(Незнайка)

Воспитатель : Молодцы! Ответ детей : Незнайка.

Воспитатель :

Ребята, а вы, знаете, зачем к нам пришел Незнайка? Он не знает, какое сейчас наступает время года? И хотел бы у вас узнать. А вы знаете, какое сейчас время года?

Ответ детей : Весна .

Воспитатель : Правильно.

Я распускаю почки,

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна,

Зовут меня … (весна )

Воспитатель : Ребята, Незнайка с собой принес загадки. Давайте ему поможем ему отгадать. Я вам буду читать загадки, а вы будите поднимать руку и отгадывать (чтение загадок)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели,

И пахнет весной . (Сосулька)

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

В голубенькой рубашке,

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Дни погожие не редки,

Греют на солнце ветки.

И, как маленькие точки, набухают на деревьях… (Почки)

Воспитатель : Незнайка спрашивает, а как узнать, что наступила весна ? Давайте посмотрим на картину . Что происходит весной ?

Воспитатель :

Почему вы так решили?

Обратите внимание на небо.

Какое небо весной ?

А солнце, весной какое ?

Что происходит с солнцем весной ?

Что происходит с деревьями весной ?

Снег растаял и появились первые цветы, как они называются?

А кто еще изображен на картине ?

Во что они одеты?

Чем заняты ребята?

Ответ детей :

Снег тает, на деревьях набухают почки, прилетаю птицы, солнышко теплое и яркое.

Воспитатель :

Ребята, вы так много знаете о весне .

А зиму с весной не перепутайте ?

- Давайте проверим :

Зима ушла, а весна - …пришла .

Зима холодная, а весна - …теплая .

Зимой солнце морозит, а весной - …греет .

Зимой сугробы высокие, а весной - …низкие .

Зимой надевают шубы, а весной - …куртки .

Все правильно ответили, молодцы.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Незнайка понял, что вы знаете много весенних признаков. Незнайка тоже знает. А значит любите весну , а хотите поиграть?

Ответ детей : (Да)

Воспитатель : Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет !

Проведение Подвижной игры «Веснянка »

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)

Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают) .

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Воспитатель : Ребята, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Кто хочет рассказать об этой картине . Вызываю ребенка, который хорошо запоминает и рассказывает , затем еще двух-трех детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД (область «Познание» и «Речевое развитие») Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла» Тема: «Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла». Предварительное содержание. Развивать речевые способности детей, стимулируя.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Московского района Санкт- Петербурга.

Конспект НОД в средней группе «Составление описательного рассказа по картине «Зима» Задачи: -рассмотреть картины с изображением зимнего пейзажа. Ответы на вопросы воспитателя. Развивать творческое воображение детей. - Чтение.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Тема: Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Цель: -связная речь: развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Цель: - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ.

Образовательные цели. Сформировать представления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда. Расширить и уточнить словарь.

Программное содержание:

Выявить уровень сформированности навыков связной речи, умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине о весне. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Словарная работа: ранняя, поздняя, весенний, весенняя, подснежник, проталина.

Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровой сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Технологии: Моделирование, компьютерная (интерактивная доска), здоровьесберегающая (электронная физминутка).

Материал демонстрационный: картина о весне, письмо от весны, сундучок, изображения животных, презентация, схема.

Материал раздаточный: картинки о весне пейзажные и сюжетные.

Структура занятия:

1 часть – организационный момент.

Пальчиковая гимнастика.
Загадки.
Чистоговорка.
Чтение письма от Веснянки.
Беседа по теме.
Игровые упражнения.
Пословицы о весне.
Физминутка.

Составление предложений по индивидуальным картинкам.
Электронная физминутка для глаз.
Составление рассказа по картине.
Игра “Угадай кто?”

Ход занятия

1. Пальчиковая гимнастика:

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться,
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем.
Снова в кулачок сжимаем-
Заниматься начинаем.

2. Ребята сегодня у нас гости, поздоровайтесь со всеми и на осетинском языке. Подготовим наши язычки для чистоговорки:

На – на-на – наступила весна,
Но-но-но – распахнем окно,
Не – не – не – рады мы весне.

3. Детки послушайте загадки:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет?
Кто знает?
Когда это бывает?

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

– Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?

4. Ребята, посмотрите какой интересный сундучок стоит. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Письмо. Прочитаем.

Дорогие ребята, Здравствуйте!

Пишет Вам Веснянка из весеннего леса. У нас случилась беда. Пока Весна проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок Весны, где находились волшебные слова о весне и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Весне собрать эти слова.

Веснянка.

Ребята поможем Веснянке собрать слова о Весне. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о Весне будем складывать в него.

5.

– Какое у нас сейчас время года? А как сказать на осетинском языке?

– После какого времени года наступает весна?

– Назовите весенние месяцы?

– Назовите месяц начала весны,– какая весна в этом месяце (ранняя)?

Назовите месяц середины весны.

Назовите месяц конца весны,– какая весна в этом месяце (поздняя)?

Чем отличается весна от другого времени года?

Какие птицы прилетают первыми?

Что происходит со снегом? (почками, природой, с животными)

Что одевают люди весной?

6. Игровое упражнение “Какая погода”

Какая погода бывает весной, если на улице:

– идет дождь;
– светит солнце;
– дует ветер;
– туман?

Солнце весной какое?
Травка вырастает какая?
Сосульки весной что делают?
Снег что делает?
Ручьи что делают?
Птицы что делают?
Листочки что делают?

Скажите со словом весенний: – лес, солнце, трава, ручеек, ветер, проталинка, одежда, сад, месяцы, гроза, погода, день, настроение, дождь, небо, цветы.

7. Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок. А давайте сложим в сундучок пословицы о весне:

1.Вода с гор потекла – весну принесла.
2.Март с водой, апрель с весной.
3.Где в апреле река, там, в июле лужица.
4.Весна красна цветами, а осень – плодами.

8. Назовите слова ласково и во множественном числе (По схеме): ветер, ручей, снег, вода, облако, проталина, ветка, трава, небо, солнце, день.

Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок.

Поработали, а теперь давайте отдохнём.

Физминутка.

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два
Капли медленно сперва.
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

9. Составление предложений по пейзажным картинкам.

Ребята пройдите за столы, посмотрите внимательно на свои картинки. И составьте по ним предложения (3-4 ребенка).

Молодцы ребята, постарались. А сейчас посмотрите на экран, понаблюдайте глазками за солнышком и цветочками. (Электронная физминутка для глаз).

Замечательно, а сейчас мы будем составлять рассказы по картине. Как можно ее назвать? Эту картину мы с вами уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите, какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинах, ручьях.(3-4 ребенка).

Молодцы вы составили подробные и интересные рассказы о весне. Ваши рассказы очень понравились Веснянке, и она их тоже сложит в волшебный сундучок.

Весне рады все и животные тоже, давайте поиграем в игру “Угадай кто?”

Моделирование (используется интерактивная доска).

Это что за животное, как назвать его на осетинском языке:

Белка – тыртына;
Медведь – арш;
Лиса – руваш;
Заяц – таркуш;
Волк – бирах.

Молодцы ребята. Мы собрали полный сундучок красивых слов о весне. Закроем его, чтобы слова не вылетели и отправим его Весне. Вы справились со всеми заданиями, я вами горжусь.

Занятие окончено.

Составление рассказов на тему «Весна»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Программные задачи:

  1. Учить детей составлять рассказы по сюжетным картинкам, пользуясь схемами.
  2. Развивать умения детей проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
  3. Формировать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
  4. Расширять и систематизировать знания о весне и её признаках.
  5. Упражнять детей в подборе определений к заданным словам.

Словарная работа: март, апрель, май, ранняя, поздняя, лучистое, голубое.

Методы и приёмы: беседа, самостоятельная работа детей.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Весна», мольберт, схемы.

Предварительная работа: сезонные наблюдения в природе, беседы о временах года, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Ход занятия

— Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся. Посмотрите все глазками на меня, давайте подойдём к окошку. Какой хороший сегодня день. Солнышка нет (есть), но давайте улыбнёмся хорошему деньку. Улыбнёмся как котик на солнышке, а теперь как хитрая лисичка. А сейчас как если бы вам подарили маленького хомячка; улыбнитесь от всей души.

На поляке, у тропинке
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит.

— О каком времени года эти стихи?
— Правильно ребята эти стихи о весне. А после какого времени года наступает весна? Давайте вспомним и назовём весенние месяцы: март, апрель, май.
— Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, припекает, ярко светит.)
Небо голубое, высокое, чистое… Облака лёгкие, белые. Деревья оживают, просыпаются. Почки начинают набухать. Снег тает, темнеет, появляются сосульки.
Днём с них капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель). Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче). Ночью ещё холодно, морозно.
Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у неё появляется детёныш. Заяц, лиса, белка, волк — линяют. Просыпаются ёж, барсук.) Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (Ранняя весна)
Дети вы любите отгадывать загадки? Я сейчас проверю, готовы?
-Белое одеяло всю землю одевало. Весной солнце припекло. (снег)
— Бегут, звенят, в речку хотят. (ручьи)
— Жёлтый мяч на голубом платке катается, Людям улыбается. (солнце)
— Белая морковка вниз головой повисла. (сосулька)
— Домой прилетают, гнёзда свивают, песни распевают, лето поджидают. (птицы)
Молодцы ребята.

А теперь я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Скажи ласково.»
Ручей — ручеёк,
лужа — …………
солнце — …..,
дерево — ……….,
туча — …………,
проталина — …………. и т. д.
Молодцы.

Физкультминутка

На лужайке поутру (дети встают в круг)
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре (расходятся)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, (бегают)
Побежим наперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять (снова встают в круг)
Будем в солнышко играть.
Мы — весёлые лучи.
Мы резвы и горячи.
— Ребята, а давайте придумаем красивые слова о весне. Какая она?
(тёплая, красивая, красная, горячая, разноцветная, яркая)
— Какое весной солнце?
(ласковое, лучистое, яркое, тёплое, золотое, горячее)
— А какое небо бывает весной?
(голубое, чистое, высокое, глубокое)

— А сейчас подойдите и выберите себе картинку. Рассмотрите внимательно картинки. На них отражены все приметы о которых мы говорили: прилёт птиц, животные просыпаются, деревья просыпаются, игры детей весной.
(Рассказ: Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе пушистые, лёгкие, перистые (как пёрышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зелёные, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, тёплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зелёная, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнёзда, ищут корм. Просыпаются животные. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они одевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.)

татьяна сивохина

ткрытое занятие в подготовительной группе

Составление описательного рассказа по картине И . И. Левитана «Весна . Большая вода»

(подготовительная группа )

Цель :

Обучение детей описывать пейзажную картину ;

Задачи :

1. Учить детей понимать замысел картины , видеть особенности композиции и цветового фона.

2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа .

5. Развивать интерес к пейзажной живописи , помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

6. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа : наблюдения за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций о весне ; чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок о весне ; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «подснежник» из цикла «времена года» , произведения композитора Н. А. Римского- Корсакова, Вивальди.

Оборудование :

портрет И. И Левитана , репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода» ; схемы-карточки .

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (весна )

А скажите мне за что вы любите это время года (ответы детей)

(Опрашиваю несколько детей)

Да, мы все очень ждали прихода весны . Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне , какая она?

(долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)

2. Сообщение темы занятия

А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.

(зачитываю четверостишие)

Полюбуйся : весна наступает ,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят …

Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины .

С весенними пейзажами мы познакомились на занятии , когда сравнивали натюрморты и пейзажи. Сегодня вы станете настоящими искусствоведами, будете описывать замечательный весенний пейзаж.

(перед детьми выставляется мольберт с репродукциями картины И . И. Левитана и его портрет .)

3. Беседа по картине

(Выставляется репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода.» )

Вспомните, как называется эта картина ? Кто её написал?

(И. И. Левитан «Весна . Большая вода» )

По каким признакам мы видим, что это весна (ответы детей : много воды, листья ещё не распустились на деревьях, ясно светит солнце, и. т д.)

Как называется явление природы, которое изобразил художник. (ответ детей : половодье, разлив, потоп, когда много воды вокруг)

Это явление называется половодьем, повторите пожалуйста, все вместе- половодье.

Слово половодье произошло от слова – полная вода- значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, и привольно и бескрайне разлилась вода так, что, кажется, будто она слилась с голубым небом.

Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (дети : прозрачная, спокойная, обильная, холодная)

Что ещё можно сказать о воде, глядя на картину (Ответы детей : в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная как зеркало)

А что вы можете сказать о деревьях? (в чистом зеркале воды отражаются деревья, в воде стоят тонкие, стройные, извилистые берёзки, старое дерево, высокая сосна, старая корявая осина)

Ребята, а почему вода кажется голубого цвета? (дети : небо отражается в воде)

А что можно сказать о небе? (оно голубое, по нему плывут белые облака)

А что изображено на переднем плане картины ? (изогнутый берег, пес чанный берег, маленькая лодка)

А что вы можете сказать о лодке? как она там оказалась (дети : деревянная лодка стоит у согретого позолоченного солнцем берега. Наверное, на ней приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры , людям нужна лодка чтобы добраться до домиков или амбара)

Глядя на это произведение, можем ли мы сказать в какой день художник рисовал картину : в солнечный или ненастный (ответ детей)

Как вы узнали,что день ясный? (ответы детей)

А что изобразил художник на дальнем плане картины ? (вдали видны домики, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, деревья)

Посмотрите на картину и скажите , какими красками пользовался художник, рисуя эту картину ? (ответы детей : неяркими, размытыми, оттенками синего и жёлтого цвета)

Что вы чувствуете, глядя на эту картину ? (Радостные чувства : наступила весна , светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

А как бы вы назвали эту картину ? (ответы детей)

4. Вхождение в картину . (Включить тихо музыку композитора Вивальди «весна » )

А сейчас я приглашаю вас в увлекательное путешествие по картине .

Ребята, закройте пожалуйста глаза и представьте, что мы находимся на том месте, которое изображено на картине .

Все хорошо представили, что мы находимся на том замечательном месте в картине ? (ответы детей)

1.-Тогда скажите мне пожалуйста, что вам захотелось сделать здесь и сейчас?

(Называя ребенка по имени спрашиваю ответ)

(побродить по берегу, покататься на лодке,ловить рыбу….)

2. Походите по берегу и прикоснитесь ко всему, что вас заинтересовало,

Постарайтесь ощутить разные предметы. Какие ощущения вы испытываете? (называю ребёнка по имени и говорю : к чему ты прикоснулся, что почувствовал) (Согретый позолоченный солнцем берег. Холодный, влажный, сырой песок. Деревянная тяжёлая лодка, шершавые корявые деревья. Дома в воде. Вода прозрачная холодная. Солнце греет, припекает. В тени холодно. Деревья холодные шершавые)

3.-Посмотрите вокруг может быть можно что- то попробовать на вкус, есть ли что- либо съедобное (если все дети молчат, обратить внимание на берёзу)

Посмотрите ребята, со ствола берёзки текут капельки, протяните ладошку и поймайте эти струящиеся капельки, это берёзовый сок, попробуйте какой он вкусный и свежий. (воду пробовать не хочется, потому что это растаял снег, а он грязный)

4. А сейчас вдохните глубоко почувствуйте запах который окружает вас, какие запахи вы чувствуете здесь? (ответы детей : свежести, сырости, влаги, сосновой смолы)

5. А сейчас я предлагаю вам послушать, какие звуки вы слышите здесь? (звук вёсел, шум волны, щебет птиц, скрип деревьев, звук капели)

Ребята наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться в детский сад, а сейчас открываем глаза .

5. Составления плана рассказа в виде картинно графического плана .

Ребята давайте составим план , который поможет вам составить рассказы . (Выставляю картинки – пункты плана ) :

2. Место действия

3. Время действия

5. Композиция картины

6. Цветовая палитра

7. Настроение картины

6. Составление рассказов

а) по цепочке (принимают участие все дети)

б) индивидуально

Ответ «идеального» ученика.

«На картине «Весна . Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная , потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

7. самооценка

Ребята, чей рассказ вам понравился ? И почему?

8. Оценка рассказов детей . (По ходу)

Воспитатель оценивает рассказы детей .

Ваши рассказы получились полными , последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения , подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине .

9. Итог занятия

Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?

(Бережно. Защищать и охранять все живое.)

Давайте любить природу, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан .