Рубрика: Дагестанские сказки. Проданный мальчик (Кумыкская сказка)

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МКОУ «Новосаситлинская СОШ» Хасавюртовского района

Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся

общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан

«Науки юношей питают»

Предмет: Русская литература.

Направление: «Культура»

Исследовательская работа по теме:

Выполнила: ученица 5 класса

МКОУ «Новосаситлинская СОШ»

Сапигулаева Джамиля Магдиевна

с.Новосаситли, Хасавюртовского района

Руководитель:

Исаева Айшат Магомедовна

учитель начальных классов

МКОУ «Новосаситлинская СОШ»

2017 год

Аннотация на исследовательскую работу.

Тема исследовательской работы: «Дагестанские народные сказки»

МКОУ «Новосаситлинская СОШ» с.Новосаситли Хасавюртовского района

В этой работе я исследовала, что общего у русских и дагестанских сказок, я увидела что все сказки рассказывают про борьбу добра со злом. Сказочные персонажи конечно у разных народов свои, но общее у них одно: они показывают нам пример того как нельзя себя вести. Как сказал великий русский поэт А.С Пушкин «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

Свою работу я представила на уроке литературного чтения, на внеклассных мероприятиях. Желание узнать больше о народных сказках стало ещё одной причиной выбора данной темы исследовательской работы. Я рассказала о том, что я узнала нового своим одноклассникам.

В ходе своей исследовательской работы мною было замечено некоторое сходство русских и дагестанских народных сказок. Сделала для себя вывод, что всегда добро побеждает зло.

Некоторые сказочные герои вызывают у меня антипатию.

Таких героев я определяю по их отрицательным качествам и поступкам.

Мне неприятна и внешность таких героев.

Поэтому и не нужно стараться быть похожими на таких героев.

Содержание

1. Понятие сказки, виды сказок

2. Анализ исследуемых сказок

3. Сравнение исследуемых сказок

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы

Приложение

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

А.Н. Толстой

    Введение.

Я, Сапигулаева Джамиля, ученица 5 «а» класса и кличка у меня «Сказочница» . Я очень люблю не только читать, но и сочинять, а также рассказывать ребятам разные интересные сказки. Мне нравится, когда малыши слушают меня с огромным интересом. Я часто хожу в гости к младшим классам. Сказки любят и ребята моего класса, которые учатся вместе со мной.

Вот я и поставила перед собой цель, узнать много интересного из сказок других народностей Дагестана и России и ознакомить с моими выводами моих одноклассников.

Цель моего исследования – выяснить, всегда ли добро побеждает зло на примере народных сказок.

Задачи исследования :

    Узнать, что такое сказка.

    Исследовать сказки разных видов и сравнить их.

    Выявить основные мысли сказок.

Можно предположить, что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.

Методы исследования:

    чтение сказок,

    изучение литературы по теме,

    сравнительный анализ сказок.

Раньше сказки нам читали родители и учителя, а сейчас мы научились читать их сами. Мне кажется, что в каждой сказке можно познакомиться с народной мудростью, народным приданием. В каждой сказке очень много жизненных моментов. Всегда бывает борьба между добром и злом, справедливостью и нечестностью. Но я заметила, что только доброе и справедливое побеждает всегда. Я считаю, что так должно быть и в жизни.

Многие древние традиции моего дагестанского народа заложены в дагестанских и русских народных сказках. А в Дагестане, я слышала, 44 национальности, и значит на стольких языках, написаны сказки народов Дагестана. И каждая сказка таит в себе свои традиции, свои адаты, свои притчи. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» . Я считаю, что каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Когда я читаю сказки, я окунаюсь в волшебный мир, и испытываю иногда радость, а иногда грусть за героев любимых сказок. Иногда по нашей просьбе наша учительница литературы Патимат Тораловна в конце урока или на классном часе читает нам сказки. Как то раз она сказала, что русская и дагестанская сказка – это один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а в каждой сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает нам мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. И я с ней полностью согласна.

Я предполагаю, что изучение сказок поможет мне лучше понять историческое прошлое, культуру, традиции моего народа, воспитает во мне гордость и уважение к нашим предкам. Я прочитала 40 аварских, 6 кумыкских, 10 лакских, 5 даргинских и очень много русских народных сказок. Да сейчас это и не проблема найти сказки. Очень много электронных книжек. Главное чтобы было желание их прочесть.

    Основная часть.

    Понятие сказки

Сказка – один из основных видов народного устного повествования с фантастическим вымыслом.

Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые. Когда мы произносим слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться.

Виды сказок

Я узнала из прочитанного, что сказки делятся по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые, кумулятивные , докучные и юмористические. Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские, дагестанские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских, дагестанских писателей и зарубежных писателей.

    Анализ исследуемых сказок

Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для исследования мы взяли три русские народные сказки и три сказки народов Дагестана. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

(русская народная сказка)

Главные персонажи:

Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, купец, ведьма.

Положительные черты:

доброта, умение приходить на помощь, храбрость, смелость, любовь к родным

Отрицательные черты:

Непослушание, злость, коварство.

Основные мысли сказки:

Слушайся старших, не обижай никого, друзья помогут злу противостоять, добро всегда побеждает зло.

Гуси – лебеди

(русская народная сказка)

Главные персонажи: девочка, братец, баба – яга, гуси лебеди

Положительные черты:

смелость, храбрость, ум, находчивость.

Отрицательные черты:

коварство, злодейство.

Основные мысли сказки: надо верить в то что добро всегда побеждает зло.

Аварская народная сказка

«Как бедняк отказался от богатства»

Главные персонажи: бедняк и аульчане

Положительные черты: терпимость, степенность,

Отрицательные черты:

Алчность, жадность, скупость, зависть.

Основные мысли сказки:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За все приобретенное мы в ответе.

Аварская народная сказка

«Волк, медведь и лиса»

Главные персонажи: волк, лиса, медведь

Положительные черты: дружба, друзья верят друг друга.

Отрицательные черты: ложь, жадность, коварство и лицемерие

Основные мысли сказки: нельзя обманывать друзей. Друзьям надо помогать.

Сравнение исследуемых сказок

У большинства народностей есть множество сказок, схожих по тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.

Прочитав выбранные сказки, я сравнила их основные мысли и черты характеров героев. Я думаю, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются. Например:

Три мудрых совета

К огда-то задумал один царь построить большой город. Для этого повелел он собрать всех каменщиков и плотников, что жили в его стране. Среди них был молодой каменщик, которому пришлось идти строить город на следующий же день после своей свадьбы. Город строили двенадцать лет…..

Скупясь, не сбережешь, жадничая, не накопишь

Р ассказывают, что некогда в Азайни жили по соседству две вдовы. Одна была молодая, могучая женщина, полная сил и здоровья. Другая же - дряхлая старуха.

Каждую неделю - обе соседки ходили вместе в лес за дровами. Молодая набирала обычно огромную, тяжелую вязанку дров, а старуха могла при-нести на своей спине лишь столько дров, на сколько хватало ее слабых сил.

Каменный мальчик (Дагестанская сказка)

Матери Дагестана, если хотите чтобы ваши дети росли настоящими горцами и горянками, патриотами своей земли, не забывайте также читать им наше народное. В Дагестане они уже не увидят те качества о которых постоянно слышат, так пусть хотя бы знают, как было раньше…

Если рассмотреть сюжеты и образы сказок народов Дагестана, то первое чем мы знакомимся, что сказка возникла позже мифа и отразила новую ступень в развитии народного поэтического творчества.

В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.

По словам кандидата филологических наук Фатимы Алиевой, в большом многообразии дагестанских сказочных произведений нашли яркое отражение такие извечные для искусства темы, как борьба добра со злом, поиски счастья, торжества справедливости. «Они проникнуты идеями гуманизма, добра, стремлением к лучшей жизни. Сказочные образы утверждают здоровые моральные качества, любовь к земле, к человеку, воспитывают в людях нравственный и эстетический идеал, и в этом их непреходящая ценность и значение».

Я прочитала сказки о животных и сделала вывод, что объектом сказки стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни".

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни". В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит вера в тотемного зверя, покровителя рода, вылившаяся в культ животного.

Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных («Волк, лиса и собака» «Волк, медведь и лиса» и др.), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса . Например такие сказки как:

Птица Куклухай (даргинская сказка)

С тояло в поле дерево, было в дереве дупло, в дупле-гнездо, в гнезде-трое птенцов, а с ними их мать, Куклухай-птица. Пробегал однажды полем хан-волк, увидал Куклу-хай с ее детками и зарычал: Это поле мое, в поле дерево мое, в дереве дупло мое, что в дупл...

Лиса и волк

О днажды лиса бродила по горам и нашла какую-то старую

книгу. Уселась лиса под деревом и стала ее читать. П р о бегал

мимо волк, увидел лису и спросил:…

Змея и лисица

З мея и лисица считались друзьями, а сами только и думали, как бы друг друга погубить.

Однажды змея говорит лисице:

- Народ ходит на поклонение святым местам в Мекку, давай-ка и мы пойдем туда.

Лиса согласилась, и они отправились в Мекку. Шли ночью, шли днем и дошли до берега моря……..

Лиса

О днажды медведь, лиса, кабан, заяц, шакал, волк и петух решили жить вместе.

Медведь стал мартом, кабан - старейшиной, волк - охотником, шакал - чавушем, заяц - пастухом, петух - муллой. Только одна лиса осталась без дела……

Волк, медведь и лисица

Ж или волк, медведь и лисица. Однажды они все вместе отправились за добычей.

Медведь и лиса засели на страже, а волк подполз к отаре и стащил одного барашка. С этой добычей они вернулись к себе в пещеру…….

Лиса и журавль

Л иса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости.

Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!

Как лиса шила волку шубу

И дет волк по лесу. Видит, дятел долбит дерево; он ему и говорит: Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь, работаешь, а хатки за свой век построить не можешь!

А дятел волку и говорит: А ты, волк, все режешь и режешь скот, а кожуха за свой век не сошьешь! Подумал волк, что дятел правильно ему говорит. Приходит волк к лисе и говорит ей: Лиса, сшей мне шубу. …..

Помимо сказок о животных, больше всего люблю волшебные сказки. Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки.

Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. В волшебных сказках широко распространен мотив превращения в камень. Герою стоит только прикоснуться к камню или скале, как происходят чудесные превращения: отодвигается скала, или сам герой превращается в камень. Особенно распространены разнообразные формы магических воздействий: стоит герою бросить пучок волос или шерсти, как тут же возникают горы, ущелья, реки и т.п. Нередки в сказках и формы магических воздействий слова, воды. Достаточно произнести нужное слово, как моментально происходят всевозможные чудесные превращения, а выпив воды или съев яблоко, герой мгновенно преображается, превращаясь в птицу, животное, богатыря и т.д.

Нередко герои волшебных сказок вступают в борьбу с фантастическими персонажами - дэвами , драконами, аждахами . Иногда эта борьба носит длительный характер, но чаще всего герой с легкостью побеждает своих противников. Герои волшебных сказок борются и с ханами, шамхалами, царями. Проявляя исключительную силу, храбрость и мудрость, они завоевывают себе счастливую жизнь. Таковы сказки о хане-соблазнителе, который хитростью и коварством старается отобрать у юноши его красавицу-жену или невесту; о хане, который обижает ни в чем неповинного героя, дает ему трудные поручения, но оказывается побежденным; о трех братьях, младший из которых совершает подвиги и достигает всех благ и многие другие. Когда читаешь эти сказки это так таинственно, аж дух захватывает. Например:

Волшебные сказки

Зулум-Магома

М ы вам расскажем о том, каким обжорой был Зулум-Магома.

Однажды, проголодавшись, он вернулся домой и говорит матери:

- Мать, дай мне хлеба……

Чудеснорожденный богатырь

К огда-то жили муж и жена. Они владели большим богатством, но детей у них не было. Как-то раз, когда муж и жена печально сидели дома, к ним пришла одна бедная старуха………

Безносый всадник

В отдаленной земле, в неизвестном городе, в незапамятное время жили или не жили юноша и девушка. Этот юноша был влюблен в девушку, и она тоже не презирала его. Однажды на чьей-то свадьбе случилось им встретиться……

Клюка

Ж ил-был один бедный юноша. Не было у него ни отца, ни матери, но остался ему от отца хороший дом. Однажды, когда юноша развлекался стрельбой из лука, он увидел на дереве трех голубей…….

О трех братьях.

Ж ил па белом свете один богатый старик, и было у него три сына. Выросли они, стали заниматься хозяйством, а их отец одряхлел и ослеп. Вот он и говорит сыновьям: Ступайте в такое место, где я никогда в жизни не был, и привезите мне оттуда листьев……

Морская девушка

Ж ил или не жил Джахан-шах, и было у него три сына.

Однажды, когда Джахан-шах гулял по берегу моря, из воды показалась девушка необыкновенной красоты, помахала ему рукой и скрылась в волнах...

Жар-птица и Василиса-царевна

В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.

Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою – и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!........

Волшебное кольцо

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь свою занимался старик охотою, бил зверя и птицу, тем и сам кормился, и семью питал.

Пришло время – заболел старик и помер; оставался Мартынка с матерью, потужили-поплакали, да делать-то нечего: мертвого назад не воротишь. ……….

Белая уточка

О дин князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть…….

Но оказывается бывают бытовые сатирические сказки.

В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Это и сказочные богатыри из волшебных сказок, и герои социально-бытовых сказок – борцы за правду и справедливость, и смелые, мужественные женщины, вступающие в единоборство с представителями власть имущих, и скромные и трудолюбивые девушки, мечтающие о лучшей жизни. Такие герои воплощают в себе лучшие черты характера своего народа.

В системе сказочных образов бытовых сказок особенно выделяются образы мудрых девушек. Это героини аварской сказки «Хромоножка», кумыкской – «Пеймаханум», которая своими хитроумными ответами ставит в тупик старшину и помогает людям выйти из беды, дочь пастуха из лакской сказки, восстановившая справедливость, героини даргинских сказок – «Кадий и старуха», «Мудрая девушка», победившие в споре хана, и многие другие. Они способны достойно выйти из сложной ситуации, защитить свою честь и честь своей семьи, наделены обаянием и внутренней красотой. Например:

Бытовые сказки.

Брат и сестра

Б рат и сестра после смерти своих родителей остались круглыми сиротами. Сами они вели свое хозяйство, и помощи пи от кого не ждали. Постоянная забота друг о друге еще больше укрепила их взаимную любовь…..

Четыре ума

Ж ил один неумный человек. Захотелось ему быть умным, и решил он добыть себе четыре ума. Отправился он на поиски. После долгого странство-вания пришел он в одно селение и повстречал там седобородого старца…..

Цицали

Б ыло это или не было, жил один пастух по имени Цицали. И была у него жена. Однажды в городе умер человек. В доме покойного должны были собраться женщины. Случилось так, что жена пастуха пришла раньше всех. В комнате никого не выло, и она села около очага………

Мудрая дочь пастуха

У одного пастуха была умная и красивая дочь. А у одного царя было три нукера. Захотелось царю опозорить своих нукеров. Вот он и приказал им отправиться на поляну, выкроить ее и вернуться……..

Охотник и соловей

В одном городе жил охотник. Он никогда не возвращался с охоты без добычи, так как был хорошим стрелком. И жители города очень уважали его.

Однажды охотник не сумел……..

Про царя, вора и муллу

Ж ил когда-то один богатый царь. У него при дворе было не меньше сорока охранников. Неизвестно как, но одному пройдохе удалось проникнуть во дворец царя и украсть его добро. Царь не знал, что делать……..

Я очень люблю юмор и сама люблю шутить. И оказывается есть и юмористические сказки.

В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты. Многие из них имеют семейно-бытовую тематику, построены на взаимоотношениях в быту и семье, мужа и жены, невестки и свекрови.

Сказки с такими юмористическими персонажами, как Чалтук-хан – у кубачинцев, Накрикуцул – у урахинцев, Кульбай – у кумыков, Заллал Киши – у лакцев, Кас-Буба – у лезгин, Джийренши – у ногайцев сплошь изобилуют комическими ситуациями и эпизодами, содержат элементы местного колорита, обычаев народа и часто связаны с самим родом занятий людей.

Я считаю и согласно с мнением ученых, что «Дагестанские сказки» – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.

Заключение

Результаты моего исследования и выводы показали мне, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё любая сказка учит жить. В каждой сказке – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою на что намекают в сказке не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».

Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов будешь оценён по заслугам своим.

Я думаю, что по сказкам можно проводить много разных исследований. Мне было очень интересно. Хотелось бы и дальше продолжить работу в этом направлении.

Список литературы

1. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007

2. А. Квятковский Поэтический словарь - Москва «Советская энциклопедия», 1966

3. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946

4. Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989

5. l - skazki . ru

6. skazbook . ru

7. tvoyaskazka.ru

8. hyaenidae.narod.ru – русские народные сказки о животных, волшебные и бытовые

Приложение 5.



Приложение 6.

МКОУ «Новосаситлинская СОШ» Исаева А.М.

Проданный мальчик

(Кумыкская сказка)

В близком селении, в далёком ханстве жил-был бедняк.

Был у него сын.

В доме у них всегда было пусто, и жили они так голодно, что отец даже и охать не мог.

Однажды сын говорит:

– Отец, а почему бы тебе не продать меня?

– Да кто же тебя купит? – удивился отец. – Ты маленький и ничего не знаешь.

– И всё-таки меня купят, – сказал сын. – Я знаю три вещи на свете: знаю коня, знаю камень и знаю человека.

Отец засмеялся, а сын так стал его уговаривать, что отцу ничего не оставалось делать, как согласиться,

Отец и сын пошли в город. Здесь было много народа и на самом бойком месте торговали людьми.

Отец посадил сына перед собою в пыль и стал ждать покупателей. Но на такого маленького мальчика никто и смотреть не хотел. Только к вечеру подошёл к ним какой-то хан и спросил:

– Зачем вывезли на базар этого ребёнка? Ведь он ничего не умеет делать.

– Зато он знает три вещи на свете, – сказал отец, – он знает коня, знает камень и знает человека.

Хан рассмеялся и спросил:

– А сколько же стоят эти три знания мальчика?

– Оцени сам, – сказал бедняк.

Хан дал бедняку один золотой и увёл мальчика.

В доме хана на мальчика взвалили тяжёлую работу, а кормили так, что и собака не позавидует. «Ничего, – думал мальчик, – зато мой отец не умрёт теперь с голоду».

Хан между тем позабыл о купленном мальчике.

Но однажды в день большого базара, когда хан вздумал купить нового коня, он вдруг вспомнил об одном из знаний мальчика.

Они пошли на базар, но во всех лошадях, на которых останавливался взгляд хана, мальчик находил какой-нибудь недостаток.

Наконец хан остановился перед таким жеребцом, которого все только хвалили.

– Ну, – сказал он мальчику, – об этом жеребце ты уж ничего не сможешь сказать плохого.

Мальчик осмотрел жеребца и сказал:

– Этот жеребец, действительно, хорош, но он принесёт когда-нибудь тебе гибель.

Хан рассмеялся:

– Я не собираюсь жить тысячу лет, – сказал он, – и, если мне суждена гибель от жеребца, то это может случиться и в чужой конюшне.

Он купил жеребца, а дома, довольный тем, что мальчик не желал его смерти, сказал, чтобы его получше кормили.

«Ну что ж, – подумал мальчик, – теперь будет легче не только моему отцу, но и мне».

Однажды дочь хана, снимая с руки кольцо, уронила его и потеряла драгоценный камень. Она собралась в город, чтобы купить другой, а хан вспомнил, что мальчик знает толк в камнях, и велел ему сопровождать дочь. Они обошли все лавки города, осмотрели много драгоценных камней, но в каждом из них мальчик находил какой-нибудь изъян. Наконец дочь хана остановила свой выбор на красивом яхонте.

Мальчик сказал:

– Нет слов, этот камень хорош, но в нём притаился червяк и, если ты купишь камень, он будет причиной твоей смерти.

– Разве может быть в камне червяк? – рассердился ювелир.

Тогда мальчик разбил камень, и в нём действительно оказался червяк.

Вернувшись домой, ханская дочь рассказала отцу об удивительном камне, и хан приказал, чтобы мальчика кормили ещё лучше. «Ну что ж, – подумал мальчик, – теперь станет лучше не только мне, но и другим людям хана, – я смогу делиться с ними пищей».

Все стали так много говорить об уме и добром сердце мальчика, что хан в один из дней снова вспомнил о нём.

– Послушай, – сказал он,– твой отец говорил, что ты знаешь толк не только в лошадях и в камнях, но и в людях. Скажи-ка, кто я такой?

Мальчик не хотел отвечать, но хан так настаивал, что мальчик сказал:

– Ты, хан, может быть, человек и не плохой, но всё же ты – из рабов.

Хан рассердился и закричал:

– Твоя голова уцелела на плечах только потому, что ты спас мою дочь. Но, если твои слова окажутся ложью, я всё равно казню тебя!

И он сказал, чтобы мальчика посадили в темницу.

Но слова мальчика не давали покоя хану. Он отправился к своей матери и стал расспрашивать её о своём происхождении.

Ханша испугалась.

– Ты ведь хан, – сказала она, – от кого может происходить хан, как не от достойных людей?

Хан почувствовал, что мать что-то скрывает, и обнажил меч.

– Если я, – сказал он, – не узнаю правду, я убью себя. Мне сказали, что я не сын своего отца.

Мать ещё больше испугалась и сказала:

– Это правда, мой сын. Твой отец был хан, но у нас с ним не было детей, и я полюбила раба. Слава Аллаху, это был очень достойный человек.

Хан убедился, что сын бедняка говорил правду, и приказал освободить его из темницы. Он призвал мальчика к себе, одел его в красивые одежды и сделал своим визиром.

Прошли годы. Дочь хана полюбила сына бедняка, и хан решил сыграть свадьбу.

На свадебном пиру хан, хвастаясь, решил показать, какие раньше были джигиты. Он сел на жеребца, купленного когда-то на базаре, и поскакал. У ворот жеребец споткнулся, и хан разбился.

Так оказались верными все три знания сына бедняка.

Проданный мальчик стал ханом, но об этом он раньше не знал, ибо все знания человека бессильны, когда речь идёт о том, что будет с ним самим.

Три человека, сложившись, вели дела совместно. Отправились они вместе торговать и в одном селении остановились у старой женщины. Все свои деньги они передали этой женщине и наказали ей, чтобы она вернула их только всем троим. Потом они пошли на речку мыть головы, но забыли гребень. Тогда они поручили одному из своей компании: - Сходи к женщине и […]

29Мар

Жадный глупец

Жил или не жил на свете один жадный глупец. Этот человек был недоволен своей судьбой. Решил он поискать счастья и отправился туда, где людям его раздают. Прибыв туда, человек стал просить себе счастья, и ему сказали: - В таком-то месте, в ханском поле, на участке в одну десятину никогда не родится хлеб. Иди раскопай это поле, и ты найдешь свое […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Ум и счастье

Однажды Ум и Счастье поспорили. Счастье говорит: - Я сильнее! А Ум возражает: - Нет, я. Наконец Счастье сказало: - Так мы никогда не решим, кто сильнее. Покажу-ка я на деле свою силу. На этом они расстались. О ком вам рассказать? Расскажу о плешивом бедняге. Этот качал был слугой в доме царя. Он получал не меньше двух […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Хан и портной

Жил в одной стране хан. Он слыл в народе очень умным, но странным человеком. Однажды он приказал позвать всех портных, живущих в городе, и сказал им: - Каждый из вас должен сшить для меня платье за один день. Ночью хан, выйдя из дома, стал подслушивать, что говорят о нем портные. Остановившись под окном одного портного, хан услышал, как портной […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Мудрая дочь пастуха

У одного пастуха была умная и красивая дочь. А у одного царя было три нукера. Захотелось царю опозорить своих нукеров. Вот он и приказал им отправиться на поляну, выкроить ее и вернуться. Пришли нукеры на поляну, а что делать - не знают. Дочь пастуха подошла к ним и спросила, что они тут делают. - Да вот велел нам […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29Мар

Цицали

Было это или не было, жил один пастух по имени Цицали. И была у него жена. Однажды в городе умер человек. В доме покойного должны были собраться женщины. Случилось так, что жена пастуха пришла раньше всех. В комнате никого не было, и она села около очага. Через некоторое время пришла жена богача и, оттеснив жену пастуха, сама уселась около очага. […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 17Мар

Сын охотника и говорящий заяц

Некогда жил один бедный охотник со своей женой и сыном. Однажды охотник увидел зайца, прицелился в него и хотел выстрелить, как вдруг заяц заговорил человеческим голосом: - Не убивай меня, охотник! Может быть, я тебе когда-нибудь помогу. Охотник пощадил зайца, принес его домой и подарил сыну. Тот очень обрадовался и целыми днями играл с зайцем. А через несколько дней […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 15Мар

Мальчик-богатырь

У одного человека долго не было детей. Наконец жена родила ему сына, да такого, что он был совсем похож на взрослого. Обрадованный отец устроил пир, а после пира мальчик вдруг заговорил: - Отец, я уже большой. Разреши мне сесть на коня и пасти твои стада. - Да что ты, - возразил отец, - ты же еще ребенок! Но мальчик […]

Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 11Мар

Сказка - один из самых популярных и распространенных жанров в фольклоре народов Дагестана. Возникнув позже мифа, сказка отразила новую ступень в развитии народно-поэтического творчества. В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.

По словам старшего научного сотрудника отдела фольклора Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, кандидата филологических наук Фатимы Алиевой, в большом многообразии дагестанских сказочных произведений нашли яркое отражение такие извечные для искусства темы, как борьба добра со злом, поиски счастья, торжества справедливости. «Они проникнуты идеями гуманизма, добра, стремлением к лучшей жизни. Сказочные образы утверждают здоровые моральные качества, любовь к земле, к человеку, воспитывают в людях нравственный и эстетический идеал, и в этом их непреходящая ценность и значение», – говорит Алиева.

Сказки о животных

Специфика сказки о животных – в её особой системе образов, поэтических приемов и средств. Перенесение свойств человека на животных, их живая разговорная речь в сказках создают особую атмосферу эмоционального настроя, психологической напряженности, поэтизируют привычный для человека окружающий мир. Показывая животных в конкретных жизненных ситуациях, взаимоотношениях и конфликтах, сказки объясняют сущность многих жизненно важных явлений, способствуют раскрытию их причинно-следственной связи. Именно эта познавательная сущность сказок о животных делает их особенно доступными для детского восприятия, для воздействия на психику и сознание ребенка.

Волшебная сказка

Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки. Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. В волшебных сказках широко распространен мотив превращения в камень. Герою стоит только прикоснуться к камню или скале, как происходят чудесные превращения: отодвигается скала, или сам герой превращается в камень. Особенно распространены разнообразные формы магических воздействий: стоит герою бросить пучок волос или шерсти, как тут же возникают горы, ущелья, реки и т.п. Нередки в сказках и формы магических воздействий слова, воды. Достаточно произнести нужное слово, как моментально происходят всевозможные чудесные превращения, а выпив воды или съев яблоко, герой мгновенно преображается, превращаясь в птицу, животное, богатыря и т.д.

Нередко герои волшебных сказок вступают в борьбу с фантастическими персонажами - дэвами, драконами, аждахами. Иногда эта борьба носит длительный характер, но чаще всего герой с легкостью побеждает своих противников. Герои волшебных сказок борются и с ханами, шамхалами, царями. Проявляя исключительную силу, храбрость и мудрость, они завоевывают себе счастливую жизнь. Таковы сказки о хане-соблазнителе, который хитростью и коварством старается отобрать у юноши его красавицу-жену или невесту; о хане, который обижает ни в чем неповинного героя, дает ему трудные поручения, но оказывается побежденным; о трех братьях, младший из которых совершает подвиги и достигает всех благ и многие другие.

Бытовые сатирические сказки

В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Это и сказочные богатыри из волшебных сказок, и герои социально-бытовых сказок – борцы за правду и справедливость, и смелые, мужественные женщины, вступающие в единоборство с представителями власть имущих, и скромные и трудолюбивые девушки, мечтающие о лучшей жизни. Такие герои воплощают в себе лучшие черты характера своего народа.

В системе сказочных образов бытовых сказок особенно выделяются образы мудрых девушек. Это героини аварской сказки «Хромоножка», кумыкской – «Пеймаханум», которая своими хитроумными ответами ставит в тупик старшину и помогает людям выйти из беды, дочь пастуха из лакской сказки, восстановившая справедливость, героини даргинских сказок – «Кадий и старуха», «Мудрая девушка», победившие в споре хана, и многие другие. Они способны достойно выйти из сложной ситуации, защитить свою честь и честь своей семьи, наделены обаянием и внутренней красотой.

Юмористические сказки

В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты. Многие из них имеют семейно-бытовую тематику, построены на взаимоотношениях в быту и семье, мужа и жены, невестки и свекрови и т.д.

Элементами национальной специфики проникнуты сказки с такими юмористическими персонажами, как Чалтук-хан – у кубачинцев, Накрикуцул – у урахинцев, Кульбай – у кумыков, Заллал Киши – у лакцев, Кас-Буба – у лезгин, Джийренши – у ногайцев и многие другие. Они сплошь изобилуют комическими ситуациями и эпизодами, содержат элементы местного колорита, обычаев народа и часто связаны с самим родом занятий людей, населяющих ту или иную местность, район, аул.

Дагестанские сказки – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.

СУЛМАЛАГУЗ

Жил на свете богатый и важный жук по имени Сулмалагуз. Всё имел Сулмалагуз, только не было у него верного друга.

«Не сладка жизнь без друга, - подумал однажды Сулмалагуз, - пойду-ка я по свету, поищу его».

Надел Сулмалагуз сафьяновые сапожки, заломил каракулевую папаху, вышел из своего белокаменного дворца и пустился в путь-дорогу.

Долго ли, коротко ли шёл Сулмалагуз по Большой дороге и встретился ему Лягушонок.

Глаза как озёра, сапожки сафьяновые, папаха каракулевая, куда путь-дороженьку держишь, Сулмалагуз? - спрашивает Лягушонок.

Иду я, Лягушонок, искать себе друга, но не какого-нибудь, а друга задушевного, равного мне по уму и богатству, - отвечает Сулмалагуз.

Наслышан я про твои достоинства и готов стать тебе другом, - говорит Лягушонок.

А чем ты богат? И что умеешь?

Все родники - мои, все озёра - мои, все реки - мои. Могу я по воде плавать, и по земле прыгать, и красиво петь, - отвечал Лягушонок, - а главное - я готов стать тебе верным другом в беде и в радости.

Взглянул Сулмалагуз на невзрачного Лягушонка и засмеялся гордо.

Хвастун же ты, Лягушонок! Не стоят все твои богатства и твоё уменье даже моей папахи, - сказал и пошёл дальше.

Долго ли, коротко ли шёл Сулмалагуз - навстречу ему Мышонок.

Здравствуй, Сулмалагуз!

Здравствуй и ты, Мышонок!

Глаза как озёра, сапожки сафьяновые, папаха каракулевая, куда путь-дороженьку держишь, Сулмалагуз? - спрашивает Мышонок.

Иду я, Мышонок, искать себе друга, но не какого-нибудь, а друга задушевного, да чтобы не уступал мне по уму и богатству.

Сердце у Мышонка запрыгало от радости.

Ты богат, и я богат, вот и будем мы с тобой друзьями верными, задушевными.

А чем ты богат и что ты умеешь? - спросил Сулмалагуз. - Достоин ли ты быть другом такому, как я?

Все лавки - мои, все кладовые - мои, все стога на полях - мои, овины, полные зерна, - мои, кувшины с мёдом - мои, кринки со сметаной - мои, винные бочки - мои, всякие сладости, какие только есть на свете, - мои.

Довольно! Довольно! - крикнул Сулмалагуз, как только узнал, сколько сладостей в кладовых Мышонка. - Я согласен быть твоим другом!

От радости он даже забыл спросить, на что способен Мышонок. И решили Сулмалагуз и Мышонок стать друзьями и жить вместе.

Жили они, жили, вместе ели, вместе пили и были довольны друг другом.

Но вот однажды пригласили Мышонка на свадьбу в соседний аул, за Великой рекой.

Собрался Мышонок в дорогу и говорит Сулмалагузу:

Друг мой задушевный! Если я не вернусь через три дня, запряги карету и приезжай за мной!

Хорошо, друг мой верный! Поезжай на свадьбу. Но только береги себя: не ешь и не пей слишком много.

Взял Мышонок подарок для невесты и отправился на свадьбу.

Прошло три дня, а Мышонок не возвращается.

Затосковал Сулмалагуз, запряг карету и поехал за своим другом.

Ехал Сулмалагуз, ехал и, когда добрался до берегов Великой реки, провалился в наполненный водой след от конского копыта и стал тонуть.

Рвался Сулмалагуз изо всей мочи, кричал, но выбраться не мог. Пролетала над ним Муха, и Сулмалагуз обратился к ней:

Любезная Муха! Прошу тебя, сообщи моему верному другу Мышонку, что я в море тону!

Прилетела Муха на свадьбу, села на тарелку с пловом и поведала Мышонку о случившемся.

А Мышонок тем временем успел съесть плов и с аппетитом грыз кость.

Но как только он услыхал, что его друг попал в беду, забыл про кость и сломя голову бросился на помощь.

Примчался Мышонок к тому месту, где тонул Сулмалагуз, бегает, суетится, а помочь не может: сам боится утонуть.

Совсем отчаялся Сулмалагуз, пуще прежнего плачет, бранит, проклинает Мышонка, из-за которого попал в беду.

Тут на крик прибежал Лягушонок. Увидел его Сулмалагуз и снова появилась у него надежда на спасение.

Милосердный Лягушонок, будь другом, спаси меня! Я отдам тебе все свои богатства! - взмолился он.

Отдать Лягушонку все свои богатства! Да ты с ума сошёл! - крикнул Мышонок.

Отдам, всё отдам, только ты, Лягушонок, спаси меня! - отчаянно молил Сулмалагуз.

«Как не помочь в такой беде», - подумал Лягушонок и кинулся на помощь Сулмалагузу.

Но не тут-то было. Мышонок вцепился в него своими острыми зубами и крепко держал его. Насилу справился с ним Лягушонок, схватил, наконец, за хвост и бросил в бурный поток Великой реки. Да сам обессилел от раны.

И некому было спасти Сулмалагуза.

Лишь любопытная Муха кружилась над ним, когда шёл он ко дну.