Ролевая теория личности - социология.

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Выделение взаимных различий усиливает чувство неопределенности. Более распространенной проблемой является, кроме того, неуместное, неадекватное общение, которое поддерживает только проблемы обоих супругов. Таким образом, партнерство может стать источником напряженности и, в крайнем случае, может создать чувство опасности. Сигналом его негативной трансформации является ограничение взаимной коммуникации, преобладание критики и отвержения, отсутствие солидарности и поддержки, утрата совместной совместной деятельности и невозможность сотрудничества в решении общих проблем.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Брачные отношения являются основой эмоционального благополучия и общей домашней атмосферы. Сломанные партнерские отношения могут негативно повлиять на эту атмосферу. Брак может также искажать тот факт, что каждый партнер переживает другие кризисы. Тенденция к изменению партнерских отношений, как правило, зависит от двух потребностей в среднем возрасте.

Необходимость избавиться от стереотипа и зависимость от отношения к партнеру из-за необходимости попытаться достичь более глубокого отношения к близости. В среднем возрасте меняется содержание и родительские роли. Дети постепенно растут и начинают становиться самодостаточными. Родительские роли родителей становятся ненужными в этих обстоятельствах, и родители могут или могут выбрать другой способ их выполнения. В это время большинство ролей и их отношения меняются в семье. Такое сложное преобразование также приводит к трансформации супружеской связи, ее дальнейшему направлению.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

Обучение детей, которое является их общей целью, выполняется, и необходимо искать новое чувство брака. Именно в это время различия в личностных чертах и ​​ценностной ориентации обоих партнеров проявляются больше, чем когда-либо прежде. Есть много изменений, которые бросают вызов в период подросткового возраста. Вот почему общее удовлетворение в семье уменьшается. Что также влияет на брачные отношения. С другой стороны, конфликт между поколениями может не только способствовать распаду семьи, но и может привести к солидарности и взаимной поддержке.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

В случае детей, вступающих в отношения позже, то есть через год, период среднего возраста обременен новыми обязательствами и претензиями, в отличие от предыдущего относительно комфортного образа жизни, он больше не позволяет преследовать собственные интересы и вызывает много беспокойств, опасений и конфликтов, С другой стороны, ребенок воплощает в жизнь удовлетворение основных потребностей в заботе о ком-то, кто зависит от него и кто его абсолютно нуждается. В родителях наблюдается беспрецедентная протекционистская позиция, которая придает новый смысл их жизни и дает радость в быстрых изменениях в развитии и проявлениях уязвимости ребенка.

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т.п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

В течение взрослой жизни накапливается несколько жизненных точек, что может быть кризисом в жизни человека: человек выбирает профессию, женится и становится родителем. Существует также балансировка, цель которой - думать о качестве ролей, которые они получили, о своих позитивных и негативных аспектах. Эта балансировка может быть не только источником разочарования и удручающего настроения, но также может быть основой для планирования дальнейшей жизненной стадии и поэтому может быть импульсом к изменению.

Вагнер считает период среднего возраста даже важной вехой в развитии, говоря о среднесрочном кризисе. Потребность или необходимость исправления существующего образа жизни сигнализируются чувствами депрессии, депрессии, чувства недостатка энергии, пустоты и одиночества. В это время человек все чаще и чаще замечает свой опыт. Растет тенденция справляться с самим собой. Мужчина средних лет становится более интровертированным, сосредоточенным на себе и своем опыте, чем раньше, важную роль играет трансформация лично важных ролей.

Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).

Тенденция к равновесию также способствует осознанию разрыва собственной жизни и ее будущих временных ограничений, с которыми связано и определенное сужение собственных возможностей. Балансирование также очень часто является планированием будущего. Человек ценит свою жизнь до сих пор под влиянием, которое он приобрел, под влиянием фактической психической настройки и по отношению к справочной группе своих сверстников. Оценивает ваше профессиональное положение, семью, партнера, детей, ваше здоровье, перспективы, психические и соматические навыки.

Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

Он сравнивает свою ситуацию с более ранними идеалами и ожиданиями и оценивает степень их выполнения. Кризис среднего возраста можно ощутить интенсивно. Но обычно они осознают свою уязвимость. Будущие концепции основаны на оценке их собственных фактических вариантов. Это решение также ориентировано на поиск смысла жизни, то есть целей, которые могут быть приемлемыми для второй половины жизни. Вам нужно отказаться от иллюзий, принять свои ограничения и адаптировать свои планы к реальности. Кризис среднего возраста приводит к осознанию того, что теперь это последний шанс что-то изменить, и этот выбор ограничен.

Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т.е. шаблонным, поведением; за пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

Разумеется, это может отразиться на общей удовлетворенности жизнью. Осведомленность о потере многих вариантов может быть связана с чувством печали, с тревогой и страхом перед будущим. Это также может привести к паническим и краткосрочным решениям - оставить семью, работать, друзей. Противоположность - отставка любого изменения.

Кризис среднего возраста также меняет отношение ко многим ценностям. Одной из характерных особенностей этого изменения является переход от формального выполнения стандартных ожиданий к большему акценту на индивидуальные потребности. Одно не столько в зависимости от внешних обстоятельств, сколько от его собственных потребностей. Он пытается ориентироваться, поэтому он больше занимается своими эмоциональными переживаниями, он больше думает о себе.

Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или инте-гральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Со-вокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает ин- ституциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро-левого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя ас-пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение з поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.
Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция-социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моде-лью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.
3

Личность и управляющий директор - менеджер

Если мы очень кратко определим термин «менеджер», то это фактически человек, который достигает реализации запланированных целей через других. Хороший менеджер не знает много о промышленности, бизнесе и экономике, других знаниях и навыках, но как он может работать, чтобы разделить и передать другим, как он может помочь другим через кратчайший путь к цели.

Если мы определим «управляющую личность», мы можем сказать, что она представляет собой такой комплекс личностных качеств и характеристик, которые предрасполагают его к достижению высоких индивидуальных и социальных целей. Можно сказать, что менеджер - это человек, который вместе с другими людьми и через них пытается достичь поставленных целей. Необходимые навыки менеджера - управлять и вести людей. В то же время менеджер должен иметь возможность управлять собой. В настоящее время требования к конкурентоспособности и развитию бизнеса растут, и они затем отражаются в индивидуальных требованиях к человеческому потенциалу.