Процедура следующая после введения процедуры наблюдения. Основные юридические последствия введения процедуры наблюдения. На какой срок вводится процедура наблюдения

На какой срок вводится процедура наблюдения? Начнем с того, что срок для такой процедуры банкротства, как наблюдение, законодательно не установлен. Однако в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что наблюдение должно быть окончено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве (п. 3 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Он в свою очередь составляет 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В связи с этим дата завершения наблюдения в определении суда о введении данной процедуры не указывается. Но в нем может быть назначена дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. А не позднее чем за 5 дней до наступления этой даты временный управляющий должен представить в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы составляются по сути уже на финальной стадии наблюдения.

Отметим, что при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей суд должен назначить заседание исходя из наименьшего срока, объективно необходимого для проведения процедуры наблюдения, т. е. для оценки размера задолженности, объема активов должника и т.д. (п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

При невозможности рассмотрения дела в срок заседание может быть отложено, но опять же в пределах срока, отводимого на рассмотрение дела о банкротстве, - 7 месяцев, о которых было сказано выше (см. например, Определение АС Архангельской области от 02.10.2013 N А05-3413/2013).

Окончание наблюдения

На первом собрании кредиторов, как правило, принимается одно из ниже перечисленных решений (п. 1 ст. 73 , ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении следующей процедуры в рамках дела о банкротстве (финансового оздоровления или внешнего управления);
  • о признании должника банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • об утверждении мирового соглашения.

На основании такого решения арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 1 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Но если решение на собрании принято не было, возможно ли продлить срок процедуры наблюдения?

В такой ситуации суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, но опять же в пределах указанных 7 месяцев, и обязать кредиторов принять решение к новому сроку, установленному судом. А если откладывать рассмотрение дела уже некуда и сроки поджимают, то судья самостоятельно принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (

  • Как начинается процедура банкротства?
  • Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?
  • Период, в течение которого ведется наблюдение
  • Мероприятия в период наблюдения
  • Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?
  • Проведение первого собрания кредиторов
  • Когда заканчивается процедура наблюдения?

Необходимость введения процедуры наблюдения вызвана требованием сохранности имущества должника по причине его несостоятельности (банкротства). Введение этой процедуры помогает сделать полноценный анализ финансового состояния банкрота, чтобы максимально расплатиться с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Как осуществляется наблюдение и в какие сроки проводится?

Как начинается процедура банкротства?

Наблюдение при банкротстве не применяется:

  • к должникам, по которым принято решение об их ликвидации;
  • если должник отсутствует;
  • предприятие ведет деятельность по привлечению финансов незаконно;
  • к физическим лицам.

Наблюдение, как подготовительная процедура, необходима перед ликвидацией или оздоровлением предприятия (организации, компании). В этот период необходимо собрать необходимую документацию, оповестить заинтересованные стороны, подготовить решения, основанием для которых служит анализ финансового состояния должника.

Наблюдение это обязательная процедура, без которой во время реализации мероприятий банкротства, обойтись нельзя.

Для того чтобы ввести наблюдение, необходимо в определении арбитражного суда установить:

  • обоснованы ли требования заявителя, и нужно ли введение наблюдения;
  • утверждение кандидатуры временного управляющего;
  • в каком размере устанавливается вознаграждение временному управляющему, и из какого источника средств оно будет выплачиваться.

В случае невозможности выдвижения кандидатуры управляющего во время определения о введении наблюдательной процедуры, суд откладывает этот вопрос на срок до 15 дней.

Наблюдение начинается подачей заявления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа после того как арбитражный суд рассмотрит обоснование требований заявителя, адресованных должнику. Основанием служит определение суда. Заявление также может подать сам должник. При этом наблюдение начинается с даты, которой арбитражный суд примет заявление о признании должника в его несостоятельности.

Органом управления в этот период является руководство предприятия-должника, контролируемое временным управляющим.

Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?

Предприятие, являющееся должником, работает под наблюдением управляющего со своим прежним руководством.

В этот период запрещается:

  • ликвидировать и проводить реорганизацию предприятия-должника;
  • создавать на его основе другие компании, филиалы, представительства;
  • выпускать ценные бумаги;
  • выходить из состава участников;
  • выплачивать дивиденты;
  • проводить имущественные сделки, превышающие 5% стоимости активов по балансу.

Временный управляющий имеет право принимать решения по проведению сделок, связанных с выдачей гарантий, кредитов, займов, поручительств и др. Формирование реестра требований кредиторов также проводит управляющий.

Период, в течение которого ведется наблюдение

Законодательно срок наблюдения не установлен. Но оно должно завершиться в период, пока рассматривается дело о банкротстве. Срок, в течение которого ведется дело и срок наблюдательного периода совокупно должны закончиться не позднее 7 месяцев от его начала.

Период, по истечению которого должно быть завершено наблюдение :

  • с момента признания должника в несостоятельности (банкротстве) и открытия конкурсного производства;
  • при введении внешнего управления предприятие;
  • при утверждении мирового соглашения.

Введение наблюдения при банкротстве

Мероприятия в период наблюдения

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требует обязательного опубликования сведений о введении наблюдения на предприятии.

У временного управляющего после получения определения АС есть срок – 10 дней для отправки в специальный орган (ст.28 ФЗ №127) сведений для опубликования информации о введении наблюдательного периода на предприятии должника. Платить за опубликование сведений обязан должник. Если на его счету нет средств, расплачивается управляющий с последующим возмещением затрат должником.

Правительство Российской Федерации определило печатное издание, которое осуществляет опубликование данной информации – газету «Комерсантъ». Кроме того, данные сведения о банкротстве могут опубликовываться в электронных средствах массовой информации.

В арбитражный суд отправляется копия опубликованной информации с сопроводительным письмом.

С момента получения определения, выданного арбитражным судом, в срок до 5 дней уведомляется руководитель должника о том, что на его предприятие введен временный управляющий, о последствиях введения процедуры и тех ограничения, которые накладываются на все действия в рамках наблюдения.

Руководитель должника в срок до 3 дней получает запрос на предоставление документации предприятия, которая свидетельствует о финансовом состоянии предприятия:

  • уставная документация;
  • бухгалтерские балансы;
  • расчетные счета;
  • отчеты (срок – за 2 последние года);
  • дебиторская, кредиторская задолженность (с расшифровкой).

Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?

Чтобы выявить все имущество должника и предотвратить его незаконное отчуждение, необходимо в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сообщить следующим органам о начале проведения процедуры несостоятельности:

  • Федеральную налоговую службу;
  • Федеральную службу судебных приставов;
  • Фонд социального страхования;
  • Банки, в которых открыты счета должника;

Также необходимо проконтролировать руководство должника в отношении уведомления работников, учредителей, акционеров. Это обязательное действие требуется законом «О несостоятельности» и должно быть выполнено в период до 10 дней со дня вынесения определения арбитражным судом.

Проведение первого собрания кредиторов

Первое собрание кредиторов является значительным этапом для банкрота, так как здесь решается его дальнейшая судьба.

Определение даты проведения первого собрания кредиторов возлагается на временного управляющего. Управляющим должны быть уведомлены все лица, имеющие права на принятие участия в собрании кредиторов, которое проводится впервые.

На этом собрании могут присутствовать:

Принятие решений, которые обсуждаются на первом собрании, осуществляется большинством голосов от общего количества голосов.

Управляющий должен сообщить на собрании результаты анализа финансового состояния банкрота и изложить перспективы восстановления его платежеспособности. Все заключения, которые делает временный управляющий, являются рекомендационными и кредиторы не обязаны их принимать безоговорочно. Их мнение может не совпадать с мнением управляющего.

Временный управляющий направляет протокол этого собрания арбитражному суду в период не позднее 5 дней со дня проведения собрания кредиторов.

Когда заканчивается процедура наблюдения?

Арбитражный суд подводит итог в процедуре наблюдения, вынося решение по результатам первого собрания кредиторов или в соответствии с ФЗ о банкротстве. АС может признать должника банкротом или начать конкурсное производство. Есть вариант вынесения определения по введению внешнего управления или утверждения решения о принятии мирового соглашения.

Наблюдение может быть прекращено АС в случае признания должника банкротом, с началом конкурсного производства, введения мероприятий по финансовому оздоровлению или при мировом соглашении.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица — это ряд мероприятий, которые позволяют составить объективную картину финансового состояния компании (организации). Их цель сделать так, чтобы собственник не успел продать или переписать на подставных лиц свое имущество, ведь в этом случае (совершенно неожиданно) может оказаться, что у должника ни гроша за душой, и кредиторы вернуть свои средства уже не смогут.

Важность процедуры

Даже если налицо все признаки финансовой несостоятельности юридического лица, доказать факт его банкротства в короткие сроки не получится: ему придется пройти через множество процедур. Прежде всего, суд выясняет обоснованность требований истца, делает выводы о том, насколько возможно финансовое оздоровление юр. лица и что для этого нужно предпринять.

Лишь после того, как будут улажены все формальности, а долги погашены, в том числе и за счет распродажи имущества компании, юридическое лицо получает официальный статус банкрота и освобождается от обязанности и далее выплачивать долги.

Компания, прежде чем будет объявлена банкротом, обязана пройти через:

  • наблюдение ;
  • после него предпринимаются попытки финансового оздоровления;
  • затем осуществляется внешнее управление ;
  • следующий шаг — конкурсное производство ;
  • и завершается банкротство мировым соглашением .

Из всех названых «наблюдение» — тот этап, избежать которого не удастся: он позволяет понять, в каком финансовом положении находится юридическое лицо и можно ли всё исправить. Положительное решение данного вопроса выгодно обеим сторонам: и самой компании, и ее кредиторам.

Успех санации (финансового оздоровления) во многом зависит от того, была ли дана верная оценка сложившейся ситуации. Если на стадии наблюдения допустить ошибку, то восстановить бизнес уже не удастся. Владельца компании в лучшем случае ждет аукцион, в худшем — уголовное преследование.

Заметим, в нашей стране этот этап является обязательной стадией банкротства. Для сравнения: в Соединенных Штатах его нет, там сразу же приступают к реорганизации или ликвидации юридического лица. В Германии так и вовсе, минуя упомянутые выше стадии, переходят непосредственно к конкурсному производству.

Этапы проведения

Решение о том, что следует начать процедуру банкротства и приступить к наблюдению, принимает Арбитражный суд. Он:

  • уведомляет заявителя о том, насколько обоснованы его требования и признается ли необходимость указанной процедуры;
  • назначает временного управляющего;
  • определяет порядок оплаты его услуг (источник и размер финансирования).

Заметим, найти подходящую кандидатуру на эту должность удается не сразу. В этом случае суд может принять решение о переносе рассмотрения дела, но на поиски отводит не более двух недель.

Срок действия наблюдения как процедуры банкротства законодательно уровне не закреплен, однако процесс должен быть завершен в рамках дела о признании финансовой несостоятельности юридического лица, то есть в течение семи месяцев.

После того как начата процедура наблюдения, компания продолжает работу под руководством своей администрации, но любые финансовые сделки заключаются лишь после одобрения временного управляющего. При этом:

  • временно приостанавливаются выплаты займодателям (это делается для того, чтобы оценить реальное финансовое положение юридического лица и понять, можно ли спасти бизнес);
  • замораживается производство по делам о взысканиях (теперь все претензии принимаются в рамках дела о несостоятельности);
  • исполнительные документы передаются лицу, назначенному судом;
  • с объектов собственности снимаются аресты;
  • акционерам отказывают в возможности выхода из состава АО, выплаты дивидендов прекращаются.

Временный управляющий на протяжении семи месяцев должен:

  • установить имена всех кредиторов и обоснованность их претензий;
  • назначить дату первого собрания займодателей (его следует провести в течение десяти дней после начала процедуры наблюдения);
  • передать заключение в Арбитражный суд.

В последнем случае временный управляющий не просто дает рекомендации специальному органу, он предоставляет отчет о проделанной работе и выносит свое заключение о переводе дела о банкротстве на другие стадии.

В последнее время часто банкротами признаются строительные компании, которые не сумели выполнить свои обязательства перед дольщиками. В этом случае обманутым гражданам необходимо обратиться в суд, который слушает дело о банкротстве, и предъявить свои претензии. Возможно два решения вопроса: передача земельного участка и недостроенного здания дольщикам (они имеют право выбрать другую стройкомпанию для завершения строительства, но для этого им придется создать жилищно-строительный кооператив или иную схожую организацию) либо возврат денежных средств.

Стоит отметить, что дольщики имеют право не только на возврат уже уплаченных денег, но и на получение компенсации (разница между уже уплаченной суммой и стоимостью квартиры на момент расторжения договора ДДУ). Важно подать заявление в течение двух месяцев после того, как была начата процедура наблюдения.

Итак, наблюдение — это первая стадия процедуры банкротства. В нашей стране она обязательна и проводится с целью установить истинное финансовое положение юридического лица. На нее отводится не более семи месяцев. За этот период временный управляющий обязан оценить всю сложность ситуации и определить, есть ли шанс спасти бизнес.

Статья 62. Введение наблюдения

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.

3. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона.

Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

(см. текст в предыдущей редакции)

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. В отношении обязательств, возникающих из финансовых договоров, размер которых определяется в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет применяется только в части прекращения нетто-обязательств должника;

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 64. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения

1. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

3. Органы управления должника не вправе принимать решения:

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

о заключении договоров простого товарищества.

3.1. Собственник имущества должника - унитарного предприятия не вправе:

принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах;

давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника;

принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

3.2. Не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

4. Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

5. Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Статья 65. Временный управляющий.

1. Временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим;

в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

4. Временный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании:

его заявления;

ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, в случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации или решения коллегиального органа управления, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Статья 66. Права временного управляющего

1. Временный управляющий вправе:

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

2. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Статья 67. Обязанности временного управляющего:

1. Временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

2. Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

К отчету временного управляющего прилагаются:

заключение о финансовом состоянии должника;

обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 69. Отстранение руководителя должника от должности

1. Арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований настоящего Федерального закона.

2. При обращении с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от должности временный управляющий обязан направить копии ходатайства руководителю должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Арбитражный суд выносит определение о рассмотрении в судебном заседании ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника и уведомляет представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия о дате проведения заседания и необходимости представить в суд кандидатуру исполняющего обязанности руководителя должника на период проведения наблюдения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника.

5. Арбитражный суд по ходатайству временного управляющего может отстранить исполняющего обязанности руководителя должника в случае нарушения требований настоящего Федерального закона. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника, в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, в случае непредставления кандидатуры - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей руководителя должника - на одного из работников должника.

Арбитражный суд на основании заявления временного управляющего может запретить исполняющему обязанности руководителя должника совершать определенные сделки и действия или совершать их без согласия временного управляющего.

Статья 70. Анализ финансового состояния должника

1. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Статья 71. Установление размера требований кредиторов.

1. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

4. Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

5. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.

Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.

6. При необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения дела, обязывающее временного управляющего отложить проведение первого собрания кредиторов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

8. Требования кредиторов, предусмотренные пунктами 1 - 6 настоящей статьи, рассматриваются судьей арбитражного суда в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов. (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 71.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения.

1. В ходе наблюдения требования к должнику об уплате обязательных платежей, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Лицо, имеющее намерение погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей в полном объеме, направляет заявление о таком намерении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должнику, временному управляющему, а также в уполномоченные органы.

3. В заявлении о намерении погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей в полном объеме (далее также - заявление о намерении) должны быть указаны:

наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) заявителя;

срок погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей, который не может превышать тридцать рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения.

4. Заявление о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом в течение четырнадцати рабочих дней с даты его поступления.

В случае поступления в арбитражный суд от нескольких лиц заявлений о намерении они рассматриваются в порядке их поступления в арбитражный суд.

Статья 72. Созыв первого собрания кредиторов

1. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в порядке и в сроки, которые предусмотрены статьей 13 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

2. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, и внесены в реестр требований кредиторов.

3. В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов.

1. К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;

определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

(см. текст в предыдущей редакции)

определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;

(см. текст в предыдущей редакции)

выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

2. Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать дополнительные требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих. (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 74. Решение первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых в деле о банкротстве . (см. текст в предыдущей редакции)

1. Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В решении первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый срок конкурсного производства.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные статьей 151 настоящего Федерального закона.

Статья 75. Окончание наблюдения

1. В случае, если иное не установлено настоящей статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

2. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

(см. текст в предыдущей редакции)

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

3. В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

В случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое наблюдение? На какие виды можно условно делить наблюдение?

2. Назовите основные меры по предотвращению банкротства.

3. Дайте определение досудебной санации.

4. Назовите лиц, участвующих в деле о банкротстве.

5. Кто обладает правом на обращение в суд о введении процедур банкротства?

6. Назовите основные требования к назначению арбитражного управляющего.

7.Даите определение арбитражному управляющему.

8.Назовите основные права и обязанности арбитражного управляющего.

9.Перечислите основные задачи процедуры наблюдения.

10.Перечислите полномочия органов управления должника.

11.Назавите обязанности временного управляющего.

12.Назовите полномочия первого собрания кредиторов.

Однако в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что наблюдение должно быть окончено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве (п. 3 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Он в свою очередь составляет 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В связи с этим дата завершения наблюдения в определении суда о введении данной процедуры не указывается. Но в нем может быть назначена дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. А не позднее чем за 5 дней до наступления этой даты временный управляющий должен представить в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы составляются по сути уже на финальной стадии наблюдения.

Отметим, что при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей суд должен назначить заседание исходя из наименьшего срока, объективно необходимого для проведения процедуры наблюдения, т. е. для оценки размера задолженности, объема активов должника и т.д. (п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).


При невозможности рассмотрения дела в срок заседание может быть отложено, но опять же в пределах срока, отводимого на рассмотрение дела о банкротстве, – 7 месяцев, о которых было сказано выше (см. например, Определение АС Архангельской области от 02.10.2013 N А/2013).

Окончание наблюдения

На первом собрании кредиторов, как правило, принимается одно из ниже перечисленных решений (п. 1 ст. 73, ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении следующей процедуры в рамках дела о банкротстве (финансового оздоровления или внешнего управления);
  • о признании должника банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • об утверждении мирового соглашения.

На основании такого решения арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 1 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Но если решение на собрании принято не было, возможно ли продлить срок процедуры наблюдения?

В такой ситуации суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, но опять же в пределах указанных 7 месяцев, и обязать кредиторов принять решение к новому сроку, установленному судом. А если откладывать рассмотрение дела уже некуда и сроки поджимают, то судья самостоятельно принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 2 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Бесплатная юридическая консультация:


На какой срок вводится процедура наблюдения

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  • обеспечения сохранности имущества должника,
  • проведения анализа финансового состояния должника,
  • составления реестра требований кредиторов,
  • проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51) .

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  • требования кредиторов, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику);
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (в том числе снимаются аресты на имущество и иные ограничения), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Бесплатная юридическая консультация:


Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения (ст. 64):

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

Вход на сайт

ВНИМАНИЕ!

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

Бесплатная юридическая консультация:

Какие этапы у процедуры наблюдения при банкротстве

Любое коммерческое предприятие может стать банкротом, но прежде чем за ним будет закреплен данный статус, нужно пройти несколько этапов, одним из которых является процедура конкурсного наблюдения при банкротстве. К этому этапу невозможно перейти сразу после невыполнения своих долговых обязательств, должно пройти минимум 3 месяца с момента предполагаемого внесения денежных средств на счет кредитора.

Кроме того, статус банкрота нельзя получить автоматически, для этого заинтересованное лицо должно обратиться со специальным заявлением и пакетом документов в суд. В качестве заявителя может выступить как кредитор, так и сам должник. В случае успешного рассмотрения заявки арбитражным судом, начнется довольно длительная процедура банкротства.

Главные положения

Процедура наблюдения является относительно новым явлением в российском законодательстве. Она вводится сразу после принятия судом заявки по признанию должника банкротом.

Главной целью данной процедуры является предотвращение «оттока» имущества должника в чужие руки, чтобы скрыть истинные доходы. Кроме того, данная стадия проверяет, является ли банкротство истинным, нет ли признаков фиктивного банкротства.

Бесплатная юридическая консультация:


Для понимания сути процедуры можно выделить основные моменты, происходящие в ее ходе:

  • приостановление производства по делам, которые связаны с взысканием денег и иного имущества должника (по ходатайству кредиторов);
  • предъявление различных имущественных требований к должнику, произведенное не через временного управляющего (при признании судом требований кредиторов установленными) или не через суд (в случае неустановленного размера требований) становится невозможным;
  • временная приостановка исполнения все исполнительных документов о имущественных взысканиях, кроме исполняемых судебных решений по взысканию долга по заработной плате, алиментов, возмещению вреда для жизни или здоровья, а также выплате вознаграждений, установленных в авторских договорах;
  • удовлетворение требований, выдвинутых участником должника – юридического лица о доле имущества должника, которую он получает в случае выхода из состава участников, становится невозможным.

После старта наблюдения должник ограничен в своих правах по распоряжению имуществом. Кроме того, извещения о начале производства направляются кредитным организациям, в которых у должника имеются банковские счета, в налоговую службу, судебному приставу, в судебный орган общей юрисдикции и другие уполномоченные органы.

Для данной стадии очень важным этапом является выбор временного управляющего. Его избирают из числа лиц, представленных кредитора в качестве исполнителя обязанностей по управлению, в случае отсутствия таковых – из арбитражных управляющих, зарегистрированных в самом суде.

Во время наблюдения руководство не отстраняется и не перестает выполнять свои обязанности, однако, для предотвращения неверных и ухудшающих положение будущего банкрота поступков, происходит ограничение их полномочий. Данный шаг позволяет сохранить оставшееся имущество должника.

Руководство лишается возможности:

Бесплатная юридическая консультация:


  • выплачивать дивиденды;
  • создавать филиалы и представительства;
  • принимать решения о ликвидации должника или его реорганизации;
  • создавать юридическое лицо либо принимать участие в других юридических лицах;
  • выходить из состава должника – юридического лица;
  • приобретать у акционеров данного юридического лица ранее выпущенные акции;
  • размещать от лица должника облигации либо другие эмиссионные ценные бумаги.

При согласовании с временным управляющим должник может получить право участвовать в различных холдингах, объединениях, финансово-промышленных группах и т.д.

Когда процедура заканчивается, временному управляющему необходимо предоставить отчет о выполненной работе в суд. В нем указывается финансовое состояние должника, наличие или отсутствие возможности по восстановлению платежеспособности. Если это возможно, то предлагаются варианты достижения этой цели, суммы, которые кредиторы могли бы получить при благоприятном стечении, а также необходимые затраты.

Если восстановить платежеспособность должника нельзя, то кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд об открытии конкурсного производства.

В этом случае судом может быть принято одно из решений:

  • Должник признается обанкротившимся, после чего идет начало конкурсного производства. Данное решение принимается по требованию кредиторского собрания либо же по инициативе самого суда, если по истечении недели со дня первого кредиторского собрания не было принятия решения по назначению внешнего управления или о заключении мирового соглашения (если в наличии признаки банкротства).
  • Внедрение внешних управителей:
    1. Если было в наличии заявление кредиторского собрания по внедрению внешних управителей.
    2. При наличии достаточных оснований предположить, что у должника в наличии возможность восстановить свои платежные способности, а его решения по банкротству и открытию конкурсного производства идет в обход интересов основной массы кредиторов.
    3. После первого кредиторского собрания появились поводы считать, что платежеспособность восстановится.
  • Приход сторон к мирному урегулированию.

С начала конкурсного делопроизводства и закрепления за должником статуса банкрота, или мирового соглашения, либо внедрения внешнего управления наблюдательская стадия заканчивается.

Бесплатная юридическая консультация:


До назначения конкурсного либо внешнего управляющего временному нужно продолжать выполнять свои обязанности

Особенности процедуры наблюдения при банкротстве

Подготовка дела

Рассматривает дела по банкротству только Арбитражный суд, причем обязательно по месту нахождения того, кто признается банкротом. Обычно заявления подают кредиторы, налоговые органы или другие службы, однако иногда сам должник должен подать заявление о своем банкротстве.

Это происходит в случае, если срок исполнения данных им обязательств еще не наступил, но приближение финансового провала ощущается, либо в том случае, когда, выполнив требования одного из кредиторов, должник лишается возможности удовлетворить запросы остальных.

Заявление должника должно включать размер долга по всем обязательным платежам, требования кредиторов, другие долги, обоснование для невыплат, сведения об имуществе и другие сведения при необходимости.

В случае обнаружения признаков фиктивного банкротства должнику грозят серьезные проблемы вплоть до уголовного наказания.

Бесплатная юридическая консультация:


Временный управитель будет назначаться в зависимости от того, кто выступил инициатором банкротства. Если выступили кредиторы, то они могут предложить свои варианты, иначе выбор будет сделан исключительно судом. Закон о несостоятельности прописывает полномочия управляющего.

Кандидатура, предложенная суду в качестве временного управляющего должна иметь высшее образование, а также опыт работы на руководящих постах не менее 2 лет. Необходима успешная сдача специального экзамена и полугодичная стажировка.

Согласно ст.2 ФЗ «О банкротстве» арбитражный управляющий выбирается судом из некоммерческой организации, включенной в Единый гос. реестр.

Образец справки об отсутствии банкротства вы можете найти вот здесь.

Позиция суда

Арбитражный суд в любой момент имеет право на отстранение руководителя юридического лица от занимаемой должности в случае неоднократного неприменения мер, обеспечивающих сохранность имущества и ценностей должника, создания неблагоприятных обстоятельств для временного управляющего, во время выполнения его должностных обязанностей либо при других нарушениях требований, которые установлены законодательными актами РФ. При отставке руководителя его функции будет выполнять временный управляющий.

Если он не может в определенный период исполнять свои обязанности в силу различных форс-мажорных обстоятельств, суд должен назначить на это время другого управляющего.

В случае, если того потребует временный управляющий, арбитражный суд имеет все права для отстранения руководства либо запрета совершать любые сделки без согласования с временным управляющим

Права и запреты

Различия категорий

Роль временного управляющего

Участие временного управляющего очень важно. Его действия во многом определяют дальнейшую судьбу предприятия-должника. Именно поэтому в случае отсутствия у суда подходящего кандидата для роли управляющего заседание может быть отложено на 15 дней.

Самыми главными задачами для временного управляющего становятся анализ действий и поступков руководящего состава и изучение состояния финансов предприятия. Он преследует в своей деятельности лишь две цели: определение истинного положения дел относительно восстановления платежеспособности должника и сбор информации о кредиторах.

Временный управляющий после своего назначения берет на себя контроль над всеми операциями, которые относятся к получению и выдаче финансовых средств и гарантий, связаны с передачами прав требования и оформлением доверенностей на имущество предприятия или имеют отношение к распоряжению имуществом должника, если его оценочная стоимость выше 5% общей цены акций на начало процедуры.

Бесплатная юридическая консультация:


Данный список может быть расширен по решению суда. Любая сделка не может быть совершена без одобрения временного управляющего. После его назначения все финансовые проблемы должника становятся и его проблемами также.

После назначения временного управляющего должник лишается прежней самостоятельности и уже не может как-либо реструктурировать предприятие, как-либо взаимодействовать с другими юридическими лицами, выдавать дивиденды, делить прибыть между руководством компании и возможности выйти из юридического лица.

Финал

Наблюдение заканчивается, когда цель процедуры становится достигнутой: либо должник признается банкротом, либо начинается материальное оздоровление предприятия. Сколько длится срок проведения – индивидуальный вопрос. Обычно он заканчивается через 7 месяцев после направления заявления на банкротство.

Результатом процедуры станет следующая ситуация:

  • Все имущественные взыскания будут приостановлены, также будут отменены аресты имущества, за исключением исполнения судебных предписаний по выплате зарплатных задолженностей, алиментов и компенсаций за физический либо моральный вред.
  • Запрос займодателя может остановить делопроизводство взимания с должника финансов. В этом случае кредитору разрешено выдвигать требования к предприятию в пределах дела о банкротстве.
  • Организация может функционировать вне зависимости от размера долгов, поскольку требования кредитора не будут удовлетворены в индивидуальном порядке, а только через общее кредиторское собрание.
  • Участник организации-должника не может получить свою долю (пай) вследствие своего выхода из состава должника.

Как проводится банкротство субъектов естественных монополий - мы расскажем далее.

Бесплатная юридическая консультация:


Читайте также, как работает закон о банкротстве физических лиц и какие там имеются нюансы.

Получите БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию прямо СЕЙЧАС:

Москва и область

Санкт-Петербург и область

Бесплатная юридическая консультация:


Процедура наблюдения при банкротстве

Факт того, что организация или частное лицо является неплатежеспособным, подтверждается признанием банкротства в судебном порядке. Однако желающие признать свои долги списанными должны давать себе отчет в том, что процедура присвоения статуса банкрота представляет собой многоступенчатый процесс. Нормы, прописанные в законодательной базе, устанавливают, что получить статус банкрота может лишь то лицо или организация, которые не просто испытывают временные финансовые затруднения, а в принципе потеряла способность выполнять свои обязательства даже при стандартном ведении дел. Для выявления сданного фактора предназначена процедура наблюдения при банкротстве, которая является обязательным для любого заявителя и представляет собой первоначальный этап процесса признания банкротства. Рассмотрим более подробно, в чем заключается данная стадия.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве?

Процедуру наблюдения можно охарактеризоваться как реабилитацию, которая включает в себя меры по восстановлению платежеспособности организации.

Для того чтобы реализовать предполагаемые процедурой наблюдения мероприятия привлекается внешний управляющий. Он назначается судом и представляет собой замену имеющихся управленцев компании в подавляющем большинстве вопросов. Данному управляющему передаются в полном объеме полномочия по управлению имеющимся имуществом и по принятию решений касательно дальнейшей деятельности организации. Что касается руководства компании, то они сохраняют за собой возможность решать узкий спектр вопросов. Например, без согласия управляющего может быть проведена сделка на сумму менее пяти процентов общей стоимости активов организации. Также они не могут проводить реорганизацию предприятия и инициировать создание филиалов.

Отметим, что при наблюдении деятельность фирмы продолжается, поэтому работники остаются на своих рабочих местах и продолжают выполнять свои функции.

Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве

Можно выделить две основные цели, на реализацию которых направлено осуществление наблюдения:

Бесплатная юридическая консультация:


  • оставить компанию на рынке для того чтобы она продолжала свою хозяйственную деятельность и после экономического восстановления осуществила погашение имеющихся долгов;
  • принять решение об осуществлении ликвидации юридического лица в том случае, если меры по улучшению ее экономического состояния не принесут желаемых результатов, поэтому единственным способом удовлетворить запросы кредиторов является реализация имущества должника.

Для выполнения одной либо второй цели проводится ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:

  • сохранение имущества, которое числится на балансе организации;
  • провести комплексный анализ финансового положения, в котором оказалась компания;
  • собрать информацию о выставляемых должнику требованиях, упорядочить их и оформить в виде реестра, после чего оповестить кредиторов о начатой в отношении должника процедуре банкротства в виде первоначального этапа наблюдения;
  • организация собрания кредиторов и его проведение.

По итогам выполнения всего комплекса мер необходимо сделать вывод о том, возможно ли спасение платежеспособности организации, или необходимо рассматривать вариант о ее ликвидации.

Таким образом, сложно недооценить важность позиции и поведения внешнего управляющего, ведь именно от него зависит, как будет организована деятельность компании во время реализации процедуры наблюдения. Оптимальный результат достигается в том случае, если поставленные управляющим цели соответствуют интересам как самой фирмы, так и ее кредиторам.

Следует подчеркнуть, что за свою работу внешний управляющий получает гонорар, размер и источник которого указывается в подаваемом заявлении на банкротство и утверждается арбитражным судом.

Сроки, в течение которых осуществляется наблюдение при банкротстве

Согласно действующим нормам законодательства максимальный срок, на который устанавливается проведение процедуры наблюдения, составляет семь месяцев.

Бесплатная юридическая консультация:


При окончании срока, который отведет на осуществление мер по наблюдению при банкротстве, назначенное управляющим лицо представляет специальный отчет. Он должен содержать в себе следующую информацию:

  • описание предпринятых мер по восстановлению платежеспособности потенциального банкрота;
  • оценка имеющегося на текущий момент финансового состояния должника;
  • выдвижение предложений по дальнейшей оптимизации материального положения компании, которая оказалась в затруднительном положении.

В качестве приложения к отчету выступает протокол о проведении собрания кредиторов.

Далее на основе представленных данных судом принимается решение о дальнейших действиях по отношению к должнику. В том случае если все долги были погашены, дело о банкротстве объявляется закрытым. Промежуточное выступающее следствием процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление направлено на дальнейшее восстановление экономических показателей деятельности компании с целью приобретения возможности погашения имеющейся задолженности перед кредиторами. При невозможности реализации данного мероприятия по упрощенной процедуре производится переход к финальной стадии – конкурсному производству и ликвидации организации.

Стадия наблюдения в несостоятельности юридического лица

Законом Российской Федерации «О несостоятельности(банкротстве)» определен четкий механизм и последовательность введения этапов банкротства юридических лиц. Самым важным из пяти законодательно установленных стадий процедуры является наблюдение, результаты которого определяют дальнейшую судьбу организации. Наблюдение является подготовкой для запуска процесса ликвидации либо оздоровления компании и носит обязательный характер, что нельзя сказать о других этапах банкротства предприятия.

Бесплатная юридическая консультация:


Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве предприятия?

Введению стадии наблюдения при банкротстве предприятия предшествует принятие арбитражным судом ходатайства об инициировании процесса и проведение проверки на соответствие организации критериям банкротства:

  • сумма долга перед кредиторами составляет болеерублей;
  • просрочка по выплатам кредитору составила более 90 дней.

Организация может самостоятельно подать заявление о несостоятельности и признать свою неплатежеспособность или же инициатором процесса может выступать кредитор, желающий погасить свою дебиторскую задолженность.

Проверка обоснованности заявления о банкротстве предприятия требует изучения судом финансовой отчетности компании. Бланки отчетности на дату, предшествующую текущему отчетному периоду, организация-должник как ответчик обязана предоставить в обязательном порядке в пятидневный срок после требования суда.

Запуская процедуру наблюдения, суд преследует следующие цели:

  • анализ исков кредиторов, подсчет общего размера задолженностей и формирование списка;
  • обеспечение максимальной сохранности имущества юридического лица;
  • определение дальнейшего направления деятельности компании либо ее прекращение.

При незаконном привлечении денежных средств в отношении юридических лиц применение стадии наблюдения, как и само банкротство невозможно. Также вводить наблюдение как этап банкротства нельзя, если организация запустила процесс ликвидации.

Бесплатная юридическая консультация:


Как проводится наблюдение при несостоятельности юридического лица?

Статья 28 ФЗ 128 обязывает информировать действующих и потенциальных контрагентов юридического лица об инициировании стадии наблюдения путем опубликования соответствующих данных в газете “Коммерсантъ”, которую Правительство определило официальным изданием. О начале процедуры несостоятельности предприятия также должны быть уведомлены банки, в которых имеется действующий расчетный счет должника, налоговый орган по месту регистрации, судебные приставы и иные контролирующие органы.

В период процедуря наблюдения деятельность организации осуществляется в прежнем режиме, за исключением некоторых ограничений:

  1. юридическое лицо не вправе проводить реорганизацию либо открывать дополнительные филиалы;
  2. запрещен выпуск ценных бумаг и перепродажа акций компании;
  3. состав учредителей не может быть изменен;
  4. запрещено перечисление дивидендов владельцам акций;
  5. имущественные сделки ограничены суммой, равной не более 5% от балансовой стоимости активов юридического лица.

Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия

Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом - временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  1. контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  2. анализ финансовых показателей организации;
  3. формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  4. подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Бесплатная юридическая консультация:


Дата проведения собрания с целью совместного определения дальнейшей деятельности юридического лица назначается временным управляющим не позднее 10-ти дневного срока до окончания процедуры. На собрании управляющий озвучивает результаты собственной финансовой проверки и рекомендует варианты выхода из сложившейся ситуации, которые могут быть приняты либо оспорены кредиторами. Решение по каждому из выдвинутых вопросов принимается путем голосования. Результаты голосования и перечень вопросов фиксируется в протоколе процедуры наблюдения, который временный управляющий должен в пятидневный срок передать в арбитражный суд. К основным рассматриваемым вопросам относятся:

  1. определение дальнейших действий относительно должника - введение следующего этапа банкротства либо полное прекращение процедуры, что снимает все ограничения с деятельности организации и восстанавливает полномочия руководителя;
  2. если не было принято мировое соглашение и процесс признания несостоятельности перешел на следующий этап, большинством голосов назначается ответственный за его проведение арбитражный управляющий. Кроме того из числа присутствующих на собрании определяется кредиторский комитет, который будет представлять интересы всех кредиторов и назначается держатель реестра.

По завершении наблюдательного этапа формируется пакет документов, который временный управляющий должен передать в арбитражный суд для принятия окончательного решения о прекращении процедуры банкротства либо введении следующего этапа. Пакет документов включает отчет о деятельности управляющего, его экспертное заключение и рекомендации, а также протокол собрания кредиторов.

Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации?

Максимальный срок с момента принятия арбитражным судом заявления до передачи результатов наблюдения временным управляющим составляет 7 месяцев. Из этого срока месяц уходит на обоснование заявления и назначение судом управляющего и полгода непосредственно на его работу. На практике длительность этапа в среднем составляет 4-5 месяцев.

Если во время наблюдения юридическое лицо и его кредиторы сумели найти выход из ситуации и заключили мировое соглашение, по ходатайству кредиторов процедура наблюдения прекращается досрочно.

Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности юридического лица

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

Бесплатная юридическая консультация:


  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

  • самостоятельно начать процесс признания несостоятельности;
  • осуществлять деятельность в период наблюдения с учетом введенных ограничений;
  • ознакомиться с заключением управляющего;
  • оспаривать решение арбитражного суда в установленном порядке.
  • соблюдать установленные судом ограничения;
  • действовать по согласованию с временным управляющим;
  • предоставлять все запрашиваемые документы управляющему;
  • не препятствовать работе управляющего;
  • оплачивать все расходы, связанные с процессом.
  • подать заявление о начале процедуры банкротства;
  • участвовать в собрании кредиторов и изучать результаты работы управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру при формировании комитета кредиторов;
  • оспорить решение суда.
  • предоставить документальное обоснование иска;
  • предоставлять достоверные данные;
  • соблюдать закон о банкротстве и иные законодательные акты в период проведения процедуры.
  • изучать любые документы, связанные с деятельностью юридического лица;
  • осуществлять контроль за работой организации и ее руководителями;
  • получить вознаграждение, установленное законом о банкротстве;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
  • провести независимую оценку деятельности организации и предложить в качестве рекомендации мероприятия для выхода из сложившейся ситуации;
  • контролировать действия и решения руководства;
  • формировать реестр кредиторов;
  • провести совет первых кредиторов и зафиксировать его результаты в протоколе;
  • предоставить в арбитражный суд отчетную документацию.

Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.

Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия

Этапу наблюдения не случайно отводится большая доля от общей длительности процесса банкротства юридического лица. Опираясь на последствия работы временного управляющего и протокол первого собрания, арбитражный суд определяет дальнейшие действия в отношении должника. Последствия полугодового наблюдения в зависимости от принятого в суде решения могут нести как негативный, так и позитивный посыл.

При заключении мирового соглашения между юридическим лицом и его кредиторами стороны самостоятельно оговаривают условия погашения долгов, такие как выплата долга частями, поставка дополнительного объема продукции или услуг или передача кредитору имущества, эквивалентного размеру задолженности, и возможности дальнейшего сотрудничества. В этом случае процесс признания несостоятельности юридического лица прекращается, и организация получает право осуществлять прежнюю деятельность. Однако несвоевременная выплата долгов и иски кредиторов негативно отражаются на репутации компании, что может привести к недостатку контрагентов для осуществления дальнейшей деятельности.

Бесплатная юридическая консультация:


Если же к мирному соглашению прийти не удалось, на основании предоставленных документов о результатах наблюдения по решению суда осуществляется переход к одной из возможных стадий банкротства:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Следует отметить, что переход к следующему этапу не всегда означает крах компании и признание его полной несостоятельности. Напротив, если наблюдение было направлено на анализ текущей ситуации и разработку мероприятий, направленных на решение проблем, то последующие стадии включают конкретные действия, направленные на стабилизацию платежеспособности организации, возврат существующих долгов и преодоление кризисного периода.

Банкротство является весьма сложным и дорогостоящим процессом, требующим четкого соблюдения действующего закона “О банкротстве” в последней редакции. Особое внимание требуется уделить этапу наблюдения как основополагающему при определении дальнейшей стратегии деятельности юридического лица.