Подписание контракта по результатам аукциона. Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика. Уклонение от заключения и исполнения контракта

Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика

Порядок подписания контракта с победителем регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ).

Какие ошибки может допустить поставщик (подрядчик, исполнитель) на этапе заключения контракта?

Несоблюдение сроков заключения государственного контракта

Нарушение сроков, в которые государственный контракт должен быть подписан и передан государственному или муниципальному заказчику со всеми сопутствующими документами, может стать причиной отказа заказчика подписать контракт. Такой отказ будет законодательно обоснован и оспорить его в надзорных и судебных органах невозможно. Кроме того, компания-победитель, которая нарушила сроки подписания государственного контракта, будет признана уклонившейся от его заключения и с высокой долей вероятности попадет Реестр недобросовестных поставщиков. Компании, включенные в Реестр недобросовестных поставщиков, лишаются возможности участвовать в системе государственных закупок.

В какой срок контракт должен быть подписан со стороны поставщика и передан заказчику?

Сроки подписания контракта устанавливаются положениями Закона 44-ФЗ и зависят от способа, посредством которого был выбран подрядчик по государственному контракту.

При выборе исполнителя посредством проведения открытого конкурса, а также конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса контракт должен быть заключен в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие. Если был проведен закрытый конкурс, то срок заключения контракта отсчитывается с даты подписания протокола. При этом поставщик обязан подписать и передать заказчику все экземпляры контракта в течение десяти дней . Кроме того, одновременно с подписанным контрактом победитель конкурса должен предоставить документы, которые подтверждают оформление обеспечения исполнения контракта.

Если в течение предусмотренного Законом 44-ФЗ срока заказчик не получил подписанный победителем государственный контракт - участник считается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик вправе не возвращать такому поставщику обеспечение заявки на участие в конкурсе, обратиться в суд для возмещения издержек, связанных с уклонением участника от подписания контракта которые не покрыты обеспечением заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником, заявке которого по результатам проведенного конкурса присвоен второй номер (при наличии). Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в течение десяти дней или отказаться от заключения контракта. Если участник конкурса, заявке которого было присвоен второй номер, не предоставит заказчику подписанный контракт и обеспечение исполнения контракта в срок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, такой участник не будет признан уклонившимся от заключения контракта. Конкурс будет признан несостоявшимся.

При проведении электронного аукциона срок, в который победитель обязан подписать контракт - пять дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе. В течение данного периода уполномоченное лицо победителя электронного аукциона обязано подписать государственный контракт и разместить его в единой информационной системе с одновременным размещением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.

При наличии разногласий к проекту государственного контракта победитель электронного аукциона вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий. Протокол разногласий является отличным инструментом, позволяющим поставщику урегулировать возможные неточности в формулировках государственного контракта на этапе его согласования и подписания. В протоколе необходимо указать замечания к проекту контракта, связанные с несоответствием условий извещению о проведении аукциона, документации о нем или направленной заявке на участие. Протокол подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего полномочия действовать от имени победителя электронного аукциона. В соответствие с Законом 44-ФЗ протокол должен быть направлен исполнителем не позднее, чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты его размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе. По результатам рассмотрения заказчик должен либо разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо проект контракта без изменений, но с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

При проведении закрытого аукциона срок подписания контракта устанавливается в документации о закрытом аукционе, но не может быть менее 10 дней с даты подписания протокола закрытого аукциона.

Нарушение участником сроков подписания контракта по итогам электронного аукциона, либо сроков размещения протокола разногласия - повод для признания такого участника уклонившимся от заключения контракта.

При проведении запроса котировок победивший участник должен предоставить подписанные экземпляры государственного контракта в срок, определенный в извещении о проведении запроса котировок. При этом в соответствии с Законом 44-ФЗ такой контракт должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, но не позднее, чем через 20 дней.

Государственный контракт при проведении запроса предложений должен быть заключен не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания.

Сроки подписания контракта при различных способах определения поставщика:

Способы определения поставщика Срок подписания контракта
Конкурс
открытый конкурс
конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
закрытый двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
Аукцион
аукцион в электронной форме 5 дней с даты размещения проекта контракта
закрытый аукцион 10 дней с даты размещения протокола
Запрос котировок определяется в извещении на проведение запроса котировок, но не ранее 7 дней и позже 20 дней
Запрос предложений не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания

Ошибки при предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта

Закон N 44-ФЗ регламентирует обязательность предоставления обеспечения исполнения контракта, заключаемого с государственным или муниципальным заказчиком. Параметры обеспечения, которое должен предоставить участник, победивший в конкурсе или аукционе, содержатся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в конкурсе на выбор поставщика, закупочной документации.

Законом №44-ФЗ предусмотрено только два вида обеспечения исполнения контракта, из которых участник закупки может самостоятельно выбрать наиболее удобный и приемлемый для него вариант: предоставление банковской гарантии или перечисление денежных средств на счет заказчика.

Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, поэтому исполнитель вправе определить, при выборе какого способа он гарантировано сможет предоставить требуемое обеспечение исполнения контракта. Еще до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе на заключение государственного контракта, организации стоит убедиться в возможности предоставить обеспечение исполнения. Компания либо должна иметь свободные денежные средства, которые способна перечислить в счет обеспечения на счет заказчика, либо иметь возможность оперативно договориться с банком о выпуске банковской гарантии.

Несвоевременное предоставление обеспечение либо его отсутствие влечет за собой признание участника-победителя уклонившимся от заключения контракта. Следствием такого уклонения является внесение подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков. На оформление обеспечения участнику-победителю дается совсем немного времени - подтверждение предоставления обеспечения необходимо предоставить заказчику при передаче подписанных экземпляров государственного или муниципального контракта.

Предоставление в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковской гарантии является наиболее распространенным способом, так как позволяет не использовать собственные оборотные средства, дефицит которых характерен для большинства компаний. Вместе с тем, предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика - одна из основных причин отказа государственного заказчика заключить контракт с участником-победителем.

Требования к банковской гарантии предусмотрены статьей 45 Закона 44-ФЗ. Гарантия должна быть безотзывной и содержать следующую информацию:

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом обязательств по контракту;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых она обеспечивает, а также срок действия банковской гарантии;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки перечисления денежных средств;
  • условие, в соответствии с которым гарант может считаться исполнившим свои обязательства по банковской гарантии со дня фактического поступления денежных средств на счет заказчика;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • перечень документов, которые должен будет предоставить заказчик в банк в случае предъявления требований по банковской гарантии. Перечень таких документов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 и предусматривает следующие документы:
    • расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
    • платежное поручение о перечислении аванса принципалу с отметкой об исполнении;
    • документ о наступлении гарантийного случая (если требование предъявлено в период гарантийного срока);
    • документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, подписавшего требование по банковской гарантии. Не допускается указание документов, за предоставлением которых заказчик должен будет обращаться в судебные органы;
  • гарантия должна быть выдана банком, который включен в перечень кредитных организаций, сформированный Министерством финансов;
  • сведения о гарантии должны содержаться в едином реестре банковских гарантий, который формируется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками, выпустившими такие гарантии. Такой перечень находится в свободном доступе (на сайте www.zakupki.gov.ru) и еще до передачи оригинала банковской гарантии заказчику, исполнитель сам может узнать о наличии гарантии в этом перечне.

Гарантия, выпущенная с нарушением требований Закона 44-ФЗ, может стать обоснованным поводом для отказа заказчиком заключить контракт с компанией - победителем.

При использовании в качестве обеспечения исполнения контракта способ, предусматривающий перечисление денежных средств на счет заказчика, необходимо учесть, что датой, с которой обязательство по предоставлению обеспечения считается выполненным, является дата зачисления средств на банковский счет заказчика. Для расчетов по государственным контрактам лучше использовать счета в надежных банках, которые не допускают задержки перевода платежей, так как отсутствие поступления денежных средств на счет заказчика в положенный срок - причина признания участника уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

  • On 15.04.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, НМЦК, СМП, Электронная подпись, Электронный аукцион, ЭТП

В этом материале мы собрали всю информацию об электронном аукционе , которая содержится в 44-ФЗ. Не секрет, что этот закон местами сложен для понимания, поэтому мы постарались изложить его положения максимально доступно и просто.

Что такое электронный аукцион и когда он проводится

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП );
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения.

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта .

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки;
  • оценить заявку исключительно по цене.

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором , то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре .

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию . Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Обмен документами

Название процедуры подразумевает электронный документооборот . Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью . Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.

Обратите внимание! С 1 июля 2018 года поставщики должны использовать квалифицированную электронную подпись. Пока разрешено использовать неквалифицированную.

Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта - он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.

В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.


Аккредитация на ЭТП

Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако - процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС. Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание.

В комплект документов, подаваемый оператору торгов , входит:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
  3. Копии учредительных документов для юридического лица.
  4. ИНН или аналог (для иностранцев).
  5. Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица - копия удостоверяющего личность документа.
  6. Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
    • решение о назначении или избрание директором;
    • копия приказа о назначении на должность.
  7. Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое - оригинал доверенности, выписанный компанией.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Электронный адрес.

Обратите внимание! От участников, прошедших аккредитацию на ЭТП, заказчик не вправе требовать предоставление каких-то иных документов.

После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации . На это ему отводится 5 рабочих дней . В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.

Отказ может быть в нескольких случаях:

  • не представлены какие-либо документы для аккредитации;
  • документы представлены, но не соответствуют требованиям;
  • компания зарегистрирована в офшоре.

Иных оснований для отказа в аккредитации быть не может. Если недочеты устранены, поставщик может подать повторное заявление об аккредитации.

В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года. Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:

  • изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
  • поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
  • выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.

Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.

Важно! Оператор торгов не проверяет достоверность сведений и документов, которые ему предоставляют участники. Вся ответственность за это ложится на них самих.

Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП . В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.

Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.

Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников . В нем указываются следующие данные:

  • сведения из заявки на аккредитацию;
  • документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • последний день действия аккредитации.

Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.

Документация

Извещение об аукционе

Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:

  • если цена контракта меньше 3 млн рублей - не менее чем за 7 дней до окончания срока приема заявок;
  • если цена контракта более 3 млн рублей - не менее чем за 15 дней .

В извещение включается информация, обязательная для всех закупок :

  1. Реквизиты заказчика - название, адрес, контактные данные, ФИО ответственного за закупку лица.
  2. Условия контракта - описание закупки в соответствии со статьей 33, сведения о количестве закупаемых товаров или объеме работ, услуг, а также месте их выполнения.
  3. Срок исполнения контракта.
  4. НМЦК и источник финансирования.
  5. Идентификационный код.
  6. Ограничение или преференции для отдельных групп участников. Например, проведение информация о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
  7. Способ определения поставщика.
  8. Информация о подаче заявок.
  9. Сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки.
  10. Сведения об обеспечении контракта - размер, порядок представления, информация о банковском или казначейском сопровождении.

Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре : адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику - общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).

Аукционная документация

В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения :

  1. Полное описание объекта закупки, условия госконтракта, а также обоснование цены.
  2. Требования к содержанию заявки, включая инструкцию по заполнению.
  3. Порядок расчетов, включая вопросы применение курса иностранной валюты.
  4. Сведения о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем либо лице, которое ответственно за этот аукцион.
  5. Информация об изменении условий контракта.
  6. Срок подписания контракта.
  7. Условия, при которых победитель будет признан уклонившимся от.
  8. Период, в которой участники могут послать запрос на разъяснение положений документации.
  9. Информация об одностороннем расторжении контракта.
  10. Проект контракта.


Запрос на разъяснение

Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:

  1. Запрос направляется не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. ЭТП передает его заказчику в течение 1 часа.
  3. Заказчик размещает свои разъяснения в течение 2 дней. При этом информация об участнике, подавшем запрос, не публикуется.

Изменения в документации

В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:

  1. Изменить документацию можно не позже, чем за 2 дня до конца приема заявок.
  2. Изменение публикуется в течение 1 дня после принятия такого решения.
  3. Срок принятия заявок продлевается таким образом, чтобы до его окончания оставалось 7 или 15 дней в зависимости от цены контракта.
  4. Разъяснение должны уточнять или вносить дополнения в документацию, но не менять ее суть.
  5. Запрещено менять объект закупки, увеличивать обеспечение контракта.

Подача заявки

Заявка на электронный аукцион состоит из двух частей. Подробно мы писали в отдельном материале.

Вторая часть заявки состоит из информации о поставщике и объекте закупки. Поставщик предоставляет:

  1. Сведение о себе - наименование, нахождение, контакты и так далее.
  2. Документы, которые подтвердят, что он соответствует единым требованиям к участникам закупки.
  3. Документы (копии), подтверждающие соответствие объекта закупки требованиям законодательства.

    Обратите внимание! Если такие документы передаются вместе с товаром, представлять их в составе заявки поставщик не должен.

  4. Решение об одобрении крупной сделки, если применимо к данной закупке для этого поставщика.
  5. Документы, которые подтверждают право поставщика на получение преференций (например, для организаций инвалидов).
  6. Документы, подтверждающие, что товар соответствует условиям национального режима, если для него установлены такие требования.
  7. Если закупка для СМП и СОНО - декларация принадлежности к таким субъектам.

Обрати внимание! Заказчик не может требовать от поставщика представление иных документов либо информации.

Подавать заявку можно в любое время, включая последний день приема. Обе части заявки направляются одновременно. Подается заявка на ЭТП, далее оператор в течение часа подтверждает, что она получена, и присваивает ей номер. Подавать более одной заявки на участие в аукционе запрещено.

На первом этапе заявка проверяется самой площадкой. Оператор не может отвергнуть заявку по иным основаниям , кроме:

  • нарушения участником правил подписания документов ЭЦП;
  • подачи участником второй заявки, если первая не отозвана;
  • нарушения участником срока подачи заявки;
  • нехватки денежных средств для обеспечения заявки;
  • окончания срока аккредитации поставщика на ЭТП (заявки перестают приниматься за 3 месяца).

Направляя участнику отказ от приема заявки, оператор должен объяснить причину. Отозвать заявку до окончания срока приема может и сам участник - для этого не установлено никаких ограничений.

Когда срок приема заявок окончен, ЭТП направляет их первые части заказчику. Сделать это он должен не позже следующего рабочего дня.

Бывает, что ни одна заявка так и не подана. В этом случае аукцион признается несостоявшимся .

Рассмотрение первых частей заявок

Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:

  1. Участник неправильно оформил согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнение работы либо же указал неверные параметры объекта закупки.
  2. Участник указал в заявке недостоверную или неполную информацию.
  3. Рассмотрев все заявки, комиссия составляет протокол, в котором перечисляют всех участников с присвоенным им порядковыми номерами и указывает в отношении каждого из них информацию о допуске либо недопуске к участию в аукционе. Если участник получил отказ, это решение должно быть обоснованным. Следует указать положение документации или закона, которые нарушил этот участник.
  4. Протокол направляется на ЭТП и размещается в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок. Оператор торгов в течение часа после получения протокола должен направить всем участникам уведомление о решение заказчика.
  5. Случается, что ни одна заявка в итоге рассмотрения их первых частей к аукциону не запускается. В этом случае считается, что аукцион не состоялся.

Процедура торгов

Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.

Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно , ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.

Если в течение 10 минут после последней заявки никто ее «не перебил», аукцион считается завершенным.

Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.

Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя . Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.

Протокол проведения аукциона

По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1» . В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок всех участников, которые ранжированы в протоколе под номерами 1-10;
  • документы из реестра аккредитованных участников.

Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.

Бывает, что за первые 10 минут торгов никто так и не подал ни одного предложения. Тогда считается, что аукцион не состоялся. Оператор публикует протокол, в котором указывает адрес ЭТП, время начала и окончания аукциона и начальную цену контракта.

Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня .

Если цена «перешла через ноль»

В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.

Рассмотрение вторых частей заявок

Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки - отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений .

Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.

Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.

Победителем аукциона признается участник, предложивший минимальную цену – при условии, что вторая часть его заявки соответствует требованиям. Если аукцион «перешел через 0», то побеждает участник, предложивший наибольшую цену.

Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.

Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся .

Если участник не согласен с действиями заказчика или оператора ЭТП, он может .

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

С участником, который признан победителем, заказчик заключает госконтракт. В течение 5 дней после размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. В него должны быть внесены данные из заявки победителя и предложенная им цена. Сначала контракт подписывает исполнитель. У него есть 5 дней с даты размещения проекта в ЕИС на то, чтобы внести обеспечение и поставить свою подпись. В результате он должен разместить подписанный контракт и документ, подтверждающий внесение обеспечения.

Последним свою подпись в контракте ставит заказчик. Он может это сделать не раньше 10 дней с даты опубликования итогового протокола.


Борьба с демпингом и дополнительные меры обеспечения

Если в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на четверть от начальной, вступают в силу антидемпинговые меры. Заключаются они в следующем:

  1. Если НМЦК более 15 млн рублей, размер обеспечения повышается в полтора раза .
  2. Если НМЦК менее 15 млн рублей, можно внести либо повышенное обеспечение (пункт 1), либо предоставить исполненные без штрафов контракты.

Для некоторых объектов закупки, которые относятся к категории жизненно необходимых товаров, установлены дополнительные требования. Это продукты питания, лекарственные препараты, средства для оказания неотложной помощи, топливо. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, участник должен предоставить заказчику один из документов:

  1. Гарантийное письмо от изготовителя, в котором указывается цена и количество отгруженных поставщику товаров.
  2. Документ, который подтвердит, что поставщик располагает нужными для поставки товарами.
  3. Другие документы, подтверждающие, что поставщик в состоянии исполнить свои обязательства и поставить объект закупки по той цене, которую предложил.

Составление протокола разногласий

Закон 44-ФЗ не разрешает изменять существенных условий контракта. Однако поставщик может заметить в проекте, предложенном заказчиком на подпись, некоторые неточности: несоответствие данных тому, что указано в извещении, документации аукциона или заявке участника . В этом случае составляется протокол разногласий. В нем указывается, что именно и чему не соответствует.

Следующие 3 дня даются заказчику на ответ. А он может быть таков:

  • новый вариант контракта с исправленными неточности, на которые указал поставщик (без подписи заказчика);
  • контракт в старой редакции плюс документ-обоснование, почему правки не могут быть внесены.

Теперь уже 3 дня есть у поставщика на то, чтобы подписать контракт либо направить новый протокол разногласий. Подавать таких протоколов можно неограниченное число. Однако должно исполняться такое правило: последний протокол можно направить заказчику не позже 13 календарных дней с даты опубликования итогового протокола аукциона.

Когда все разногласия улажены, и исполнитель подписал контракт, у заказчика есть 3 дня на то, чтобы поставить свою подпись.

Уклонение от подписания контракта

Победитель аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта, если нарушит правила:

  • в установленный срок не подпишет контракт и не направит его заказчику;
  • направит протокол разногласий по прошествии 13 дней с даты публикации итогового протокола аукциона;
  • не внесет обеспечение либо предоставит обеспечение, не соответствующие требованиям.

У заказчика есть право обратиться в суд с целью истребовать с победителем аукциона убытки, которые повлек его отказ от заключения контракта. Что же касается закупки, то контракт может быть заключен с участником № 2 . Если он дает свое согласие, то в течение 10 дней заказчик направляет ему проект контракта. Если же участник № 2 отказывается, то принимается решение о признании аукциона несостоявшимся.

Аукцион не состоялся

Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.

Есть лишь один претендент

На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком .

Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.

Участники есть, но ценовых предложений нет

Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся - допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.

Претендентов нет

Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести . Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.

На какие нормы следует прежде всего ориентироваться при заключении контракта по результатам электронного аукциона в случае, когда победитель аукциона размещает протокол разногласий, продлевая общий срок процедуры заключения контракта, изложенный в ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ таким образом, что этот срок превышает предельный для заключения контракта срок, установленный п. 4 ст. 528 ГК РФ (контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов)?
Можно ли считать, что при исчислении сроков для размещения подписанного проекта контракта/признания победителя уклонившимся имеет значение, что подписанный проект контракта размещен тогда, когда работник заказчика (либо сама организация) завершил свою работу (то есть, например, рабочий день закончился в 18.00, тогда как до окончания времени фактической работы торговой площадки - 23.00 - еще есть время)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как специальные, имеют приоритет перед общими нормами гражданского законодательства.
Относительно окончания времени совершения действий в течение последнего дня срока при заключении контракта по итогам электронного аукциона существуют различные толкования норм законодательства.

Обоснование позиции:
1. Прежде отметим, что нормы от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) носят специальный характер по отношению в общим нормам гражданского законодательства ( РФ), а соответственно, пользуются приоритетом (смотрите Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О, а также ответ на вопрос N 81 приложения к Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирован Закона N 44-ФЗ.
Как указано в Закона N 44-ФЗ, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) предусмотренного Закона N 44-ФЗ протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации, цены контракта, предложенной участником, с которым заключается контракт, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника. Обращаем внимание, что здесь, в отличие от некоторых приводимых ниже норм, нет оговорки о том, какие именно дни имеются в виду, полагаем очевидным, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Далее, если у победителя аукциона отсутствуют разногласия по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель аукциона в силу Закона N 44-ФЗ в течение 5 дней (очевидно также календарных) с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, согласно Закона N 44-ФЗ победитель аукциона размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона. В этом протоколе указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим объявленным условиям аукциона, с указанием соответствующих положений данных документов. Отметим, что документ, поименованный как "протокол разногласий" к проекту контракта, содержание которого не соответствует этим требованиям, в частности, при отсутствии в нем замечаний к проекту контракта, по существу протоколом разногласий не является (постановления Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15414/15, Седьмого ААС от 09.10.2015 N 07АП-8838/15).
Срока для размещения победителем протокола разногласий Закона N 44-ФЗ формально прямо не установлено. По мнению ФАС России, изложенному в п. 1 письма от 17.09.2014 N АЦ/37487/14, из совокупности положений ч. и Закона N 44-ФЗ следует, что срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий составляет 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Однако из буквального прочтения Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что если по истечении срока для размещения победителем аукциона подписанного им без разногласий проекта контракта не будет размещен ни такой проект контракта, ни протокол разногласий, победитель должен считаться уклонившимся от заключения контракта. Поэтому нам представляется, что для размещения протокола разногласий должен применяться тот же срок, что и для размещения подписанного победителем аукциона проекта контракта - в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС первого протокола разногласий, как указано в Закона N 44-ФЗ, заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
После этого согласно Закона N 44-ФЗ победитель аукциона в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, или протокол разногласий.
В силу Закона N 44-ФЗ в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС подписанного победителем контракта проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить подписанный им контракт в ЕИС.
Анализ приведенных норм показывает, что законодатель предполагает, что разногласия по условиям контракта будут разрешены после совершения предусмотренных законом действий в установленные для их осуществления сроки. Сложение же всех таких сроков (с учетом того, что 9 рабочих дней, отводимых на урегулирование разногласий и подписание контракта, при отсутствии в данном периоде праздничных рабочих дней может быть эквивалентно 11-13 календарным дням) показывает, что подписание контракта в соответствии с этой процедурой предполагается не позднее 21-24 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Вместе с тем видно также, что Закона N 44-ФЗ в принципе допускает выдвижение победителем аукциона не одного, а, как минимум, двух, протоколов разногласий (смотрите также АС Поволжского округа от 21.10.2016 N Ф06-12305/16, п. 2 разъяснений, данных в Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982), не предусматривая, однако, каких-либо действий заказчика в этом случае. Полагаем, что в таком случае должен применяться тот же порядок действий и те же сроки для их совершения, что и при размещении в ЕИС победителем аукциона первого протокола разногласий (косвенно это подтверждается п. 4 разъяснений, данных в Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982).
Тем не менее следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный им проект контракта, или направил протокол разногласий по истечении 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта). Поскольку в данной норме также нет оговорки о том, что имеются в виду рабочие дни, полагаем, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Из приведенных норм в совокупности следует, что, допуская наличие разногласий по условиям контракта между заказчиком и победителем аукциона, законодатель ограничивает срок для их урегулирования, устанавливая предельный срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий, поскольку Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой победитель аукциона, направивший протокол разногласий по истечении названного срока, признается уклонившимся от заключения контракта, не делит протоколы разногласий на первый и последующие. N 44-ФЗ вообще не ограничено количество протоколов разногласий, которые победитель аукциона вправе разместить в ЕИС в ходе заключения контракта, а в том случае, если стороны будут выполнять действия раньше предусмотренных нормами Закона N 44-ФЗ сроков, обменов протоколами разногласий и проектами контрактов может быть более двух. Однако представляется, что последний протокол разногласий должен быть размещен не позднее 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Сказанное подтверждается судебной практикой ( АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8470/15 (определением ВС РФ от 18.11.2015 N 305-КГ15-14398 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Западно-Сибирского округа от 14.07.2015 N Ф04-21175/15, Двенадцатого ААС от 16.11.2015 N 12АП-10871/15).
Следует учесть, что после размещения в ЕИС победителем аукциона последнего возможного протокола разногласий у заказчика будет еще 3 рабочих дня для рассмотрения протокола разногласий, учета его положений или отклонения и размещения в ЕИС проекта контракта, а у победителя аукциона - единственный вариант подписания в течение 3 рабочих дней проекта контракта и размещения его в ЕИС, поскольку в случае направления нового протокола разногласий он будет однозначно считаться уклонившимся от заключения контракта. После чего заказчик должен будет разместить подписанный контракт в ЕИС в течение еще 3 рабочих дней.
В таком случае общий срок подписания контракта составит 24-26 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Указанные сроки действительно превышают установленные ГК РФ для заключения государственного или муниципального контракта по результатам торгов - не позднее 20 дней со дня проведения торгов, хотя и незначительно (представляется очевидным, что завершением торгов должно считаться подведением их итогов, фиксируемое в данном случае в протоколе подведения итогов электронного аукциона).
С учетом приведенного принципа приоритета специальных норм над общими заключить, что нормы Закона N 44-ФЗ допускают возможность заключения контракта по результатам участия в электронном аукционе за пределами двадцатидневного срока, предусмотренного ГК РФ (смотрите аналогичный вывод в решении Ульяновского областного суда от 13.10.2016 по делу N 7-460/2016, решение УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, постановление Восьмого ААС от 12.10.2015 N 08АП-9894/15).
2. Поскольку N 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, по данному вопросу также следует обратиться к нормам РФ. Правила исчисления сроков предусмотрены ГК РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных этой главой, к отношениям по закупкам в соответствии с N 44-ФЗ, даются в Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3561, от 16.12.2016 N , от 22.01.2016 N , от 01.06.2015 N , от 08.04.2015 N , смотрите также ФАС России от 25.01.2016 N К-85/16, от 17.01.2017 N .
Согласно ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. При этом если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Однако при применении этой нормы к процессу заключения контракта по итогам электронного аукциона возникают определенные вопросы, которые приводят к неоднозначности ее толкования в правоприменительной практике.
С одной стороны, как отмечено в решении УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, положениями ст. 70 Закона 44-ФЗ, регламентирующей порядок заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, не закреплено, что заключение контракта или какие-либо иные действия, связанные с заключением контракта, должны осуществляться в организации заказчика. Формально это абсолютно правильно: процедура проведения электронного аукциона предполагает проведение торгов на электронной площадке - не в организации заказчика. Соответственно, должно применяться общее правило, предусмотренное ГК РФ, то есть предусмотренное действие (например, размещение победителем аукциона подписанного им проекта контракта в ЕИС) должно совершаться до 23:59:59 последнего дня срока. Данная точка зрения отражена в постановлении Третьего ААС от 07.07.2017 N 03АП-3388/17, постановлении АС Московского округа от 28.10.2016 N Ф05-16447/16.
Отметим, что практическое применение такого толкования в любом случае встречает трудности, связанные даже с чисто природными факторами - протяженностью нашей страны и наличием в связи с этим в ней множества часовых поездов. Так, например, в АС Дальневосточного округа от 04.03.2016 N Ф03-620/16 суд пришел к выводу, что соответствующие действия должны совершаться с учетом часового пояса заказчика.
С другой стороны, как указывается в АС Северо-Западного округа от 19.01.2017 N Ф07-12462/16, "победитель аукциона, совершая действия в пределах временного интервала, указанного электронной площадкой, должен был логично допускать осуществление операций подобным образом и со стороны Комитета". В данном случае суд принял во внимание, что у заказчика было установлено определенное рабочее время для приема корреспонденции, и счел решение заказчика о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта по истечении этого времени в последний день срока для размещения победителем в ЕИС подписанного им проекта контракта.
В связи с этим следует заметить, что в правоприменительной практике существует даже такая позиция, согласно которой направление документов в последний день процессуального срока, установленного законодательством для подписания проекта контракта, является самонадеянным, поскольку победитель контракта в любом случае должен предвидеть наступление вредных последствий в виде незаключения контракта, поскольку фактически необходимые документы поступают в адрес заказчика за пределами рабочего времени в его организации. В такой ситуации реальная возможность заключения контракта без нарушения процессуальных сроков фактически отсутствует. Тем более это касается совершения действий в последние часы последнего дня срока. Эта позиция отражена в решения УФАС по Омской области от 26.01.2016 N 03-10.1/14-2016, N 03-10.1/14-2015, постановлении АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2015 N Ф08-10528/14, постановлении АС Поволжского округа от 25.04.2017 N Ф06-19130/17.
Обе позиции имеют под собой формальные нормативные и логические обоснования и трудно отдать предпочтение одной из них. Полагаем, что некоторая неопределенность в этом вопросе сохранится до обобщения практики на уровне высших судебных инстанций или внесения изменения в законодательство.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )

  • Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

По результатам аукциона в электронной форме поставщику победителю, предложившему лучшую цену и прошедшему проверку по , предстоит заключение государственного контракта с заказчиком. Вся процедура от А до Я происходит в электронном формате, в пространстве интернета с помощью . Не зависимо от того, на какой этп прошли торги, контракт придется подписывать исключительно в личном кабинете на площадке.

В течении трех дней после дня проведения торгов заказчик (организатор) вправе рассматривать вторые части участников аукциона, далее после выкладки итогового протокола с результатами рассмотрения вторых частей заказчик в течении пяти дней (вообще календарных, но в практике часто бывает пять дней рабочих) обязан прислать вам проект контракта на подпись.Поставщик-победитель должен в течении последующих пяти дней (в личном кабинете независимо от этп в разделе Контракты будет указано время, в течении которого поставщик должен подписать проект контракта) удобным ему способом предоставить обеспечение контракта (либо живые денежные средства перечисленные на реквизиты, указанные заказчиком, либо ), войти в личный кабинет площадки, на которой проводились торги, внимательно изучить проект контракта, и если нет никаких разногласий, приложить скан платежного поручения или скан банковской гарантии и подписать проект контракта электронной подписью. Если же возникли разногласия, то поставщик имеет возможность составить протокол разногласий (чаще всего в свободной форме), подгрузить его и подписать эцп, после чего у заказчика будет три дня на ознакомление с протоколом, на внесение изменений в проект контракта (если заказчик согласен с протоколом) и на отправку поставщику нового проекта. В любом случае даже если заказчик с протоколом не согласен, он подгрузит прежний проект и отправит его поставщику на подпись повторно (некоторые поставщики таким образом тянут время, когда происходит задержка с выдачей бг или поиском средств по обеспечению контракта). После подписания проекта контракта поставщиком, заказчик должен в течении трех дней подписать проект контракта со своей стороны, после этого контракт считается заключенным.

Таким образом ни заказчику, ни поставщику не приходится при подписании контрактов по результатам аукционов, пользоваться синими печатями и стандартными физическими подписями. Никто не запрещает после основной процедуры заключения контракта (с помощью эцп) распечатать два экземпляра контракта на принтере и подписать их с заказчиком с обеих сторон, если это необходимо например вашей бухгалтерии).