Можно ли устанавливать шлагбаум дворе. Согласование установки шлагбаума, законность и правила установки шлагбаума во дворе. Какие моменты необходимо учесть до начала работ

Установка шлагбаума во дворе жилого дома.

Проблемы недостатка парковочных мест в Москве общеизвестны. Инициативные собственники домов в центре города, желая избежать парковки автомобилей посетителей многочисленных организаций округи и сохранить парковочные места для жителей своего дома, устанавливают шлагбаумы на въезде во двор дома. Такая возможность и процедура установки описана в постановлении Правительства г. Москвы от 02.07.2013 г. № 428-ПП «Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

Инициативная группа жильцов одного из домов на Смоленской набережной организовала общее собрание собственников дома, на котором было принято решение об установке шлагбаума на въезде во двор, установке видеонаблюдения, заключения договора с частной охранной организацией. Был утвержден порядок допуска во двор. Для получения магнитного пропуска собственник (или арендатор) помещения в доме должен обратиться к уполномоченному решением собственников лицу, оплатить стоимость изготовления пропуска. В заявке необходимо указать номерной знак автомобиля и представить документы о владении указанным автомобилем. Для въезда автотранспорта, не принадлежащего жильцам (машины доставки), подаются заявки в службу охраны.

Попытка получения пропуска.

Собственник одного из нежилых помещений, с которым у остальных жильцов сложились неприязненные отношения (в его помещении несколько лет назад произошел пожар, испортивший подъезды дома, что заставило жильцов скинуться на ремонт), пожелал получить пропуск в обход установленного порядка, т.е. бесплатно и не указывая машину, за которой этот пропуск будет закреплен, для чего обратился с соответствующим заявлением к ответственному за выдачу пропусков. Пропуск выдан не был. Также собственник помещения обратился в Совет депутатов муниципального округа Арбат с просьбой отменить принятое решение об установке ограждающих устройств.

Обжалование невыдачи пропуска для въезда во двор. Позиция истца.

Собственник помещения, оставшийся без пропуска, решил получить его в судебном порядке: обратился в Пресненский районный суд г. Москвы к ответственному за выдачу пропуска и Совету депутатов муниципального округа Арбат с иском об устранением нарушений права пользования помещением и земельным участком придомовой территории.

В исковом заявлении он указал, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в т.ч. введение ограничений пользования им, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (более 2/3 голосов). Истец считал, что запретов на использование придомовой территории конкретно для него общим собранием не принималось, но фактически после принятия ограждающих устройств Советом депутатов муниципального округа Арбат решения об установке двух ограждающих устройств придомовой территорией распоряжается единолично ответчик – уполномоченное решением собственников физическое лицо.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения. В связи с вышеизложенным истец просил суд обязать ответчика – уполномоченное собственниками физическое лицо выдать истцу два комплекта ключей и брелоков для открывания двух ограждающих устройств для доступа на придомовую территорию.

Позиция ответчика. Решение суда.

Ответчик (уполномоченное собственниками физическое лицо) обратился ко мне с просьбой защитить его в суде. Позиция, избранная мной, состояла в том, что истцом не соблюдена процедура, установленная решением собственников. Истцом не внесена плата за магнитный ключ, а также не указана марка и номер автомобиля, на который выдается пропуск, не представлены документы о владении автомобилем.

В своих судебных выступлениях я стараюсь использовать различные метафоры, которые часто позволяют более убедительно и наглядно представить свою позицию судье. В этот раз в прениях я рассказал суду старый анекдот:

Один очень верующий человек в течении 20 лет каждый день молил Господа, чтобы тот дал выиграть ему в лотерею. Но его молитвы оставались напрасными. И вот однажды, он поднял к небесам седую голову и со слезами на глазах вопросил Господа:
- О Господи, я ли не молил тебя, я ли не служил тебе, я ли не вел праведную жинь, так почему ты так и не даёшь мне то, что я так долго у тебя прошу???
Тут разверзаются небеса и Господь ему говорит
- Купи, конце концов, хотя бы один лотерейный билет!!!

Суд принял решение в мою пользу: удовлетворении исковых требований – отказать.

Апелляционная жалоба была рассмотрена Мосгорсудом и оставлена без удовлетворения.

О том, какие документы нужны для суда, читайте .

В современном городе трудно представить дороги, территорию организаций и предприятий, торговых и офисных центров без шлагбаумов автоматических и механических. Их простая конструкция и компактные размеры гарантируют высокие темпы пропуска транспорта и простоту эксплуатации. Установка шлагбаума во двор давно перестало быть чем-то необычным.

Необходимые условия для установки шлагбаума во дворе

Поставить шлагбаум на придомовой территории - целесообразный метод предотвращения стихийной парковки во дворе. Это обезопасит игру детей на своем участке, даст возможность беспрепятственно ставить свой личный автомобиль у дома и выезжать за пределы двора без загромождения проезда чужими машинами.

В мегаполисах всегда ощутим недостаток места для парковки, из-за чего автолюбители блокируют проезд и к своим, и чужим домам. В качестве противоугонного средства они тоже дают некоторый бонус. Ограничительные меры помогают частично решить эту проблему, например, с помощью установки шлагбаума на придомовой территории. С другой стороны, через перекрытый проезд не могут проехать скорая помощь, аварийная газовая служба, технический транспорт коммунальных служб, пожарная машина, снегоуборочная техника и др. Поэтому ограничения проезда к придомовой территории нежелательны, и на это требуется получить законное одобрение.

1. Получение документов и разрешения инспекции пожарного надзора:

  • важный этап - документы, установка шлагбаума начинается не с монтажа, а с посещения инстанций для получения всех подписей. Неприятно получить все разрешительные документы от чиновников и потом получить отказ от инспекторов пожарного надзора. И этому есть свои основания - при возникновении возгорания пожарная машина не сможет проехать на территорию и погасить пожар в доме, и об этом у них есть законодательная статья;
  • есть правило и в Градостроительном кодексе, и по нему до 5-8 м от стены зданий до 10-ти этажей не разрешено устанавливать какие-либо ограждения и высаживать деревья.

2. Другие ограничения и законы:

  • многие предписания тоже препятствуют установке автоматического шлагбаума, даже если принято решение жильцов на общем собрании, где за монтаж приспособления проголосуют свыше 51%, а также будут подготовлены документы на прилегающую территорию;
  • по законодательству земельный участок у многоквартирного дома с другими объектами недвижимости для жильцов является совместной долевой собственностью;
  • на основании решения собрания собственников многоквартирного дома ответственное лицо обращается в органы самоуправления по месту жительства для оформления прав на земельный участок;
  • границы земельных участков на территории общего дома закрепляют специалисты БТИ, и за оформленную справку и паспортизацию объектов тоже необходимо заплатить. Эти границы земельных участков определяют с учетом городского проекта размежевания территорий;
  • на юридически оформленной территории могут не разрешить самовольно размещать средства организации дорожного движения, то есть шлагбаум;
  • монтаж средств ограничения движения и парковки требует разрешения местной администрации, в согласовании с коммунальными службами, инспекцией пожарного надзора и ОГИБДД;
  • механический шлагбаум установить возле дома в этом отношении чуть проще. Однако все правильно оформленные документы на землю дают право жильцам дома отстаивать права на оформление и благоустройство придомовой территории. В это право входит запрет посторонним лицам использовать участок возле многоквартирного дома для организации торговли и личной парковки;
  • до оформления прав на придомовую территорию нет оснований блокировать доступ автотранспорта у дома. Решением окружной комиссии демонтаж любых некапитальных объектов считается законным.

3. Затраты:

  • законной считается установка устройства при условии круглосуточного дежурства ответственного за работу шлагбаума охранника, пропускающего служебный транспорт. Однако из-за оплаты посменной работы обслуживающего персонала во многоэтажных домах это почти нереально, жильцы редко проявляют единодушие в сборе денег на оплату такого обслуживания;
  • при возникновении возгорания, пожарная машина пластиковый шлагбаум преодолеет без вопросов, и возмещать за этот ущерб жильцам дома никто не станет;
  • штраф за несанкционированный монтаж автоматического шлагбаума - не менее 1-2 тысяч руб. Для юридических лиц это больше вдесятеро, но и после оплаты штрафа обнаруженный шлагбаум без документов обяжут демонтировать;
  • на автоматические шлагбаумы цена установки длиной до 4 м «под ключ» обходится не менее 45 тыс. руб;
  • жильцы дома редко поступают законно, и шлагбаум устанавливается без согласования. Фирма, которая занимается его монтажом, отвечает за схему подключения шлагбаума, а не за законность установки. Штрафы выплачивать жильцам, а не монтажникам.

4. Дополнительные сложности:

  • могут возникнуть сложности при отключении электроэнергии, обеспечивающей работу шлагбаума. У большинства современных автоматических моделей прилагается дистанционный пульт - для обеспечения его разблокировки;
  • при срабатывании системы разблокировки шлагбаум открывается как обычная дверь, а с возобновлением подачи электротока привод снова ставят в рабочее положение.

Как поэтапно установить легальный шлагбаум

1. Собрать подписи не мене 51% жильцов во дворе дома для получения документов на монтаж шлагбаума.

2. Определить пределы придомовой территории, подтвердив справкой БТИ.

3. Признать объектом долевой собственности участок придомовой территории, согласно законодательным нормам, и по решению собрания собственников жилья оформить документы на собственность.

4. Зарегистрировать все справки в местных органах самоуправления, а также согласовать их в пожарной инспекции, в ЖКХ и ГИБДД. Только после этого можно приобретать шлагбаум и искать фирму, занимающуюся его монтажом.

Основные параметры шлагбаумов

Для выбора шлагбаума важно знать все его технические характеристики, чтобы сделать правильный выбор и не заплатить лишнее. Электрогидравлический шлагбаум отвечает всем требованиям по интенсивной рабочей нагрузке.

1. Как и любой другой товар, шлагбаум должен быть надежен и прост в эксплуатации, иметь несложную схему установки, подтвержденное удобство в обслуживании и доступную цену.

2. Важна доступная схема подключения шлагбаума и возможность быстрого его монтажа.

3. Сегодня готовые шлагбаумы купить несложно, но наиболее доступны механические шлагбаумы, то есть ручного управления. У них бывает складная или прямая стрела.

4. Для установки механического шлагбаума не понадобится электропитание, а эксплуатация у них наиболее простая, требуется минимальное обслуживание.

5. Механический шлагбаум не требует особого контроля его технического состояния.

6. На сегодня есть широкий выбор, как автоматических, так и ручных шлагбаумов и отечественного, и зарубежного производства.

7. Наиболее распространены электромеханические шлагбаумы, которые предлагаются в среднем ценовом диапазоне. Шлагбаумы с электроприводом отвечают основным запросам владельцев придомовой территории, наиболее доступны при обслуживании техническим персоналом.

8. Хорошо зарекомендовал себе шлагбаумы от компании Nice, которая вывела на рынок несколько вариантов товара. В некоторых случаях достаточно 2/3 длины проезда, например, если за пределами шлагбаума забор, и важно оставлять проход для пешеходов.

9. Среди наиболее дорогих и надежных предложений можно назвать автоматический шлагбаум CAME на гидроусилителе. Эти шлагбаумы не имеют ограничений по мощности и ширине проезда, поскольку длина стрелы у них достигает 15 метров.

10. Ширина перекрываемого проезда - важный параметр при покупке. Она определяется при помощи измерительной рулетки, и к этой величине прибавляют или минусуют ширину прохода для пешеходов.

11. Многие стрелы шлагбаумов по длине можно регулировать в процессе монтажа, в соответствии с размерами перекрытия, поэтому важно все параметры уточнять при покупке и установке.

12. Не менее важно брать в расчет и общую нагрузку шлагбаума или интенсивность его нагрузки. В частном дворе, где машины выезжают чаще всего утром и вечером, шлагбаум используется в минимальном режиме. На парковке у супермаркета или у платной стоянки нужна такая модель шлагбаума, которая способна работать в круглосуточном режиме с коротким интервалом пропуска автотранспорта.

13. Также шлагбаумы оцениваются по скорости открывания, особенно в местах с интенсивным движением. В таких местах и оперативность поднятия, и способность быстрого опускания стрелы одинаково важны.

Отличие шлагбаумов по типу привода и системам безопасности

Кроме предупреждающей окраски, большинство шлагбаумов дополнительно снабжают сигнальными лампами - для ночной видимости, это важно в сыром холодном климате с частыми туманами. Нередко стрелы снабжены дополнительными элементами безопасности, брелками с датчиками управления, мобильными приложениями для управления стрелой шлагбаума по мобильному телефону. Эти компактные аксессуары предназначены для большего удобства эксплуатации шлагбаумов на электроприводе. Перечень электромеханических приспособлений также дополняется пультом управления для разблокировки шлагбаума, в случае его обесточивания.

Электрогидравлический привод дает ряд сопутствующих преимуществ, но они могут давать сбой при критически низких температурах, где самым надежным остается механический или ручной способ управления устройством для регулировки проезда. Однако всесезонное масло, используемое в работе наиболее сложных шлагбаумов, помогает решить и эту проблему.

Стоимость установки шлагбаума

Невозможно однозначно ответить на вопрос, в какую сумму обойдется установка шлагбаума на придомовой территории, поскольку это во многом зависит от комплектации устройства.

К примеру, стандартную комплектацию шлагбаума можно считать отправной точкой в ценовом отношении. Светоотражающие наклейки с обеих сторон - обязательная часть стрелы, но они оплачиваются отдельно. Оснащение стрелы небольшой сигнальной лампой и другим элементами безопасности для ночной видимости могут дать существенную прибавку к основной цене. Опция управления шлагбаума с телефоном тоже имеет свою дополнительную стоимость, и даже со спутника, при желании, можно заблокировать шлагбаум во дворе, управляя им с любого сотового телефона или смартфона, занесенного в память.

Среди факторов ценообразования также важно назвать стоимость монтажа самого шлагбаума.

Минимальные цены:

  • тумба шлагбаума - от 5500 р.,
  • стрела до 4 м - от 1200 р.,
  • сигнальная лампа - от 800 р.,
  • светоотражающие наклейки - от 500 р.,
  • датчик безопасности - от 3790 р.
  • накладка на стрелу для упрощения амортизации - от 700 р.,
  • брелок для радиосигналов - от 1500 р.
  • суммарно комплектация шлагбаума обойдется порядка не менее 10 тысяч рублей, без стоимости его монтажа.

Монтажные работы по установке шлагбаума могут существенно отличаться в Москве и по регионам. Купленный в пределах МКАД шлагбаум по столице доставляется бесплатно, однако в регионах у строительных организаций могут существенно варьироваться цены на установку. Цена не зависит от того, будет шлагбаум установлен в небольшой двор или на место интенсивной нагрузки, хозяин приспособления для пропуска машин частник или юридическое лицо, большая организация или владелец придомовой территории.

Например, при монтаже шлагбаума CAME Gard с длиной стрелы 4 м нужно рассчитывать не менее чем на 53 тыс. руб. В эту стоимость не входит прокладывание кабеля электропитания до тумбы шлагбаума, которая стартует от 200 руб/м.

Дополнительно шлагбаумы ставят для ограничения пешеходной и парковой зоны, для ограждения детской площадки или парковки служебного автотранспорта. Современный дизайн и компактность ограждающей конструкции не портят общий вид придомовой территории и садово-парковой зоны. Однако важно помнить, что в ряде случаев, приходится убирать шлагбаум, особенно незаконно установленный или не отвечающий техническим требованиям. Во избежание претензий на законный монтаж, важно иметь инженерно-топографический план, где указаны границы землеотведения придомовой территории.

В последние годы шлагбаум, перегораживающий въезды на стоянки, на заводские территории, парковки возле торговых комплексов, во дворы стал привычной деталью городских пейзажей в Российской Федерации. Автоматические шлагбаумы надежно регулируют городские потоки машин, отсекая лишние автомобили. Без них бы во многих местах больших городов царил бы автомобильный хаос.

Для заводов, гипермаркетов установить шлагбаум не такая уж и большая проблема. Территория, куда перекрывается въезд, принадлежит им, а рядом стоит будка охранника. Но поставить шлагбаум у въезда на дворовую зону около жилых домов, задача не из легких. Решить ее можно лишь с помощью профессионала, специализирующего в области автоправа и обладающего знаниями по юридической стороне действий с объектами недвижимости.

Согласование с жильцами

Понять жильцов можно и нужно. Во дворе нередко паркуются «чужие» машины. Припаркованные сужают обзор, что чревато опасностью. В любой момент из-за машины могут выскочить дети - прямо под колеса. «Свои» автовладельцы ведут себя более-менее аккуратно, не превышают скоростной режим при движении на дворовых территориях, стараются не парковаться на зеленой зоне. Поэтому у жильцов многих дворов возникает объяснимое желание перекрыть к себе въезд и стоянку чужих машин, транзит транспорта. Однако, самостоятельно осуществить такую мечту сложно. Требуется целый ряд согласований и разрешений. Сперва, следует провести собрание жильцов и заручится поддержкой более половины дворового населения. Так же необходимо документальное оформление земельного участка (двора), как собственности жильцов. Потом - разрешение местных властей, согласование с ГИБДД и с пожарными службами.

Начнем с собрания жильцов. Казалось бы, это несложно, развесил объявления - указал место и время. Но, мало провести собрание по факту. Необходимо еще осуществить полноценное голосование, подсчет голосов и оформить все протоколом. Это может сделать только тот, кто имеет подобный опыт и знает слабые места таких документов. При любительском подходе дворовых активистов вполне может оказаться, что в голосовании принимали участие и те, кто не имел на это права. Не собственники квартир, а арендаторы, не уполномоченные выступать от лица владельцев. Кворум в начале собрания будет, но к голосованию часть людей, не заинтересованных в установке шлагбаума, могут разойтись. Подобные неточности могут впоследствии привести к тому, что само собрание и голосование будут признаны неправомочными. Собрание следует провести быстро и по существу, не затрагивая побочные, накопившиеся друг к другу у жильцов вопросы. Для этого необходимо оговорить с юристом, помощь которого желательна и в проведении самого собрания, круг тем и возможные варианты ответов, на вопросы, которые будут обсуждаться.

Участок или двор не оформлен в собственность

Если земельный участок - двор не оформлен, как собственность жильцов, проблему установки шлагбаума не решить в принципе. Распоряжаться, кому тут ездить, а кому нет, никто не имеет права. Это тоже отдельная работа для профессионала. В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме». Регистрация права общей долевой собственности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и никак иначе.

Не стоит надеяться, что проколы на начальных этапах сойдут с рук активистам. Очень часто существуют те, кого установка шлагбаума не устраивает. Ведь, если лишние машины отсекаются, то это создает их владельцам определенные неудобства. Возможно, в цокольном этаже одного из домов арендует площади туристическая фирма. Ее сотрудники привыкли парковать свои машины во дворе, к ним приезжают клиенты. Шлагбаум отсечет не только машины, но и часть клиентуры. Вот эта фирма и приложит усилия, чтобы впоследствии установка шлагбаума была признана незаконной.

Согласование с пожарной охраной

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной на первый взгляд кажется вообще невозможной. Последняя структура редко готова дать разрешение. Мотивация у них железная. Правила противопожарной безопасности требуют, чтобы спасатели имели постоянный доступ во двор на случай возникновения пожара. Как вариант, они предлагают, чтобы возле шлагбаума круглые сутки дежурил охранник - поднимал его и опускал. Такое удовольствие дорого стоит, не все автовладельцы согласятся платить круглосуточной охране зарплату или дежурить у шлагбаума по очереди. Однако, каждый отказ должен быть мотивирован. Дело в том, что легкий пластмассовый шлагбаум не может стать препятствием для тяжелой пожарной техники. Правда, доказать это в подразделении МЧС под силу лишь опытному юристу.

Шлагбаумы - привычный атрибут инфраструктуры города, представляющий собой заграждение дороги перед въездом в госучреждения, частную собственность, складские комплексы, коммерческие предприятия, дворы жилых домов. Установка шлагбаума во дворе жилого дома позволяет сохранить участок для парковки, ограничивая въезд посторонним автомобилям.

Легально - или нет?

Без согласования установки шлагбаума с пожарной охраной его монтаж будет считаться нелегальным. Пожарная служба потребует обеспечение круглосуточного свободного доступа к зданию, поэтому для управления шлагбаумом должна предусматриваться специальная должность дежурного или данное действие должно стать обязанностью швейцара.

Следует отметить, что транспорт пожарной службы при необходимости без труда способен преодолеть преграду, сломав шлагбаум. И при незаконной установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома компенсацию по восстановлению устройства будет получить невозможно.

Если ограничитель въезда установлен на придомовой территории без согласования с законом, после плановой проверки органами МЧС это повлечёт его демонтаж со штрафом. Легальная же установка обойдётся не совсем легко, но в дальнейшем эксплуатация шлагбаума не вызовет проблем.

Требования закона

Участок, выделенный для жилого здания, является объектом долевой собственности что даёт основание на оформление собственности методом собрания собственников для формирования придомовой территории.

По статье 15, согласно правилам ПДД, запрещены ограждения, сдерживающие проезд по дороге. Поэтому перед получением разрешения на шлагбаум необходимо удостовериться, что предлагаемый участок действительно является придомовой территорией.

Если жителями было принято решение установить автоматический шлагбаум, им предстоит выполнить следующие действия:

  1. Организовать собрание собственников, чтобы определить площадь участка для ограничителя въезда и его официального оформления.
  2. Обратиться в БТИ и соответствующие органы местного самоуправления, чтобы зарегистрировать площадь участка и осуществить её кадастровый учёт.

Условия

Условия установки шлагбаума во дворе жилого дома:

  1. Письменное согласие от половины жильцов и более. Если число согласившихся не превышает 51%, лучше зафиксировать отказавшихся от услуги ограничителя, если они займутся взысканием своих прав или возникнут новые обстоятельства по вопросу.
  2. Документы для госорганов на установку ограничителя въезда:
  • протокол решения собственников;
  • проект технической установки;
  • схематический план двора со шлагбаумом.

Перечисленные документы должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, включая подключение электричества, если планируется работа устройства от него.

При оформленной собственности на участок следующим шагом становится согласование прав на установку шлагбаума с привлечением органов МЧС, ГИБДД, ЖКХ. от имени жильцов подаёт запрос в перечисленные госорганы.

Требования к системе автоматического шлагбаума:

  • Жильцы должны иметь свободный доступ к самостоятельному управлению шлагбаумом и возможность прохода с детской коляской.
  • Перед тем как установить шлагбаум, нужно выбрать ответственного за работу устройства. Ему выдаётся ключ, чтобы при неисправности можно было обеспечить въезд при необходимости.
  • Для материала имеет значение лёгкость, если придётся открывать шлагбаум вручную.
  • Наличие блокирующего механизма движения стрелы, если под ней находится человек.

Если все организационные моменты успешно пройдены, на установку шлагбаума во дворе жилого дома есть полное основание.

Требования властей

Важно учитывать, что нет чётко определённого перечня относительно установки шлагбаума во дворе жилого дома, поэтому городские власти могут поставить дополнительные условия.

Оборудование обойдётся сравнительно недёшево (от 40 тыс. рублей), и по этой причине жильцам необходимо тщательно обдумать соответствие всем требованиям и условиям, чтобы не возникло потребности в переносе шлагбаума или его дорогостоящем демонтаже.

Чтобы оспорить нелегальную установку шлагбаума, нужно направить запрос в районную администрацию, обратиться в органы ГИБДД, МЧС. Ограничитель въезда не должен препятствовать выезду на улицу города, а также заграждать проезд общего пользования.

Штраф и демонтаж шлагбаума

Самовольно воздвигнутый шлагбаум может быть снесён и без жалоб людей, кто в нём незаинтересован. Госинспекция постоянно проверяет дворы и улицы. И при обнаружении нарушений правил установки шлагбаума во дворе жилого дома уполномоченными органами оформляется предписание на его демонтаж. Ответственные за установку лица обязаны понести административное наказание. Если шлагбаум не был снесён по предписанию, городские власти уполномочены обратиться в суд.

После оформления штрафа (от 2 тыс. руб для физлиц, до 10 тыс. руб. - должностных и до 150 тыс. руб. - юридических) шлагбаум может быть устранён.

Дополнительные условия

Если на территории двора находятся технические службы, от них нужно получить разрешение на преграждение свободного проезда, приложить его к основному пакету документов, а затем отправляться в уполномоченные органы.

Если планируется шлагбаум, перекрывающий сразу несколько въездов, то прежде чем получить разрешение от местного самоуправления, необходимо взять соглашение от каждого из заинтересованных участников. Если в процессе эксплуатации поступит жалоба от тех, кого забыли учесть, конструкция будет снесена, и при этом компенсации стоимости шлагбаума не предусматривается.

Администрация города может изменять расположение шлагбаума, если необходимо благоустройство территории, а также демонтировать его. Средства, потраченные на его установку, будут возвращены жильцам. Но шлагбаум не обязательно будет снесён, если оформить прошение о пересмотре плана и создании альтернативного.

Если жильца интересует вопрос, законна или нет установка шлагбаума во дворе жилого дома, для начала следует обратиться в ГИБДД или МЧС - орган госслужбы, который проверит наличие разрешения на монтаж и вынесет решение о его законности или незаконности.

Виды шлагбаумов

Выбор ограничителя зависит от интенсивности движения и требованиям к самой конструкции.

Механический шлагбаум экономичный, отличается ручным управлением, но предполагает наличие ответственного человека для управления им. Владелец авто в состоянии открыть и закрыть шлагбаум самостоятельно, но это требует затрат времени и приносит неудобства.

Механический шлагбаум изготавливают на заказ: он бывает вертикальным, горизонтальным и индивидуальным парковочным. Его установка осуществляется бетонированием, фиксацией на анкерные болты и закрывается при помощи навесного замка. Лёгкость и компактность механического ограничителя упрощают монтаж и демонтаж.

Автоматический шлагбаум отличается функциональностью, долговечностью, удобством, современным дизайнерским оформлением, а также типом привода - гидравлическим и механическим, что влияет на скорость работы.

Гидравлическая система привода сохраняет функциональность при низких температурах, а относительно прочих особенностей характеристики приводов схожи.

Автоматический тип управления позволяет направлять сигнал с помощью радиоканала, прокси-карты, кнопки, клавиатуры, мобильного телефона. Если по какой-нибудь причине случится сбой электричества, шлагбаумом можно управлять вручную.

Интенсивность, скорость работы

Выбор устройства относительно интенсивности зависит от силы потока автомобилей в данной местности. Для небольшой парковки нецелесообразно заказывать высокофункциональный ограничитель движения, вполне подойдёт показатель интенсивности до 80 процентов.

Если шлагбаум перекрывает значительную ширину, для поднятия стрелы будет требоваться больше времени, поэтому возможен вариант в виде двух перекрывающих стрел с каждой стороны.

Подсветки, светодиодные лампы, сигналы и другие дополнения буду повышать эксплуатационные свойства шлагбаума.

Установка

Процесс установки подразумевает разметку и подготовку участка как основы для бетонного основания. Затем площадку заливают бетоном и устанавливают стойку со стрелой.

Подготовительные этапы:

  • очищение территории от растений, проводов, различных препятствующих объектов;
  • длина запорной рамки должна быть соразмерна ширине территории;
  • подготовка основания для столба глубиной от 1 метра;
  • подготовка углубления для фундамента;
  • установка металлической закладной квадратной формы в углубление и её заполнение бетоном;
  • сборка заграждения в соответствии с инструкцией;
  • покрытие шлагбаума антикоррозийными средствами и окраска (стрелу окрашивают в яркие цвета).

Спорные вопросы

Если в результате собрания собственников принято решение об установке шлагбаума во дворе жилого дома с соблюдением требований ЖК РФ, то оно имеет отношение и к собственникам, не принимавшим участия, поэтому указанные лица обязаны оплатить установку.

Если шлагбаум установлен на основании меньшего числа голосов, чем две трети, то решение можно обжаловать в суде.

Если новому собственнику квартиры предстоит пользование шлагбаумом, стоимость установки устройства должна быть возложена на предыдущего владельца квартиры, от которого также в пользование новому должны перейти ключи от шлагбаума. При отсутствии ключей он их получает от председателя совета дома, также вопрос может быть рассмотрен в суде (ст. 304 ГК РФ).

Возможно, с целью экономии времени и во избежание ошибок стоит поручить организационную работу по установке шлагбаума во дворе профессионалам - посредническим службам, занимащимся подобными вопросами.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.