Кто такие половцы? Половцы – степные кочевники

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ – кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха


Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев – Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».

Издавна считалось, что половец - это враг земли русской, так как представители данного племени были замечены в многократных набегах на земли нашего государства. Однако историкам известны эпизоды соседского существования половецких племен и славян, а также их совместные походы против, к примеру, венгров, волжских булгаров, монголов и др. Материальных свидетельств, раскрывающих тайны племени, осталось достаточно мало, но и по ним можно отследить своеобразную историю половецкого народа.

Предки половцев были китайцами?

Значение слова «половец» в древнерусском языке указывает на то, что славяне называли так людей или пришедших из степей (от слова «поле»), или имевших желтоватый оттенок кожи (от слова «половъ» - «желтый»).

Действительно, предки половцев были кочевниками, проживавшими в степях между Восточным Тянь-Шанем и Монгольским Алтаем, которых китайцы называли народностью сеяньто. В том районе существовало древнее государство, образованное в 630 году, которое, однако, было быстро уничтожено уйгурами и теми же китайцами. После этого жители указанных мест сменили родовое имя «сиры» на «кипчаки», что означало «несчастливые, злосчастные», и ушли к Иртышу и в восточные степи Казахстана.

Трактовки девятнадцатого века и мнение Д. Сахарова

Значение и толкование слова «половец» также трактуется некоторыми специалистами как произошедшее от слова «лов», что означает охоту (в смысле на имущество и людей), а также от слова «полон» - плен, куда уводились представителя славян.

В девятнадцатом веке (в частности Е. Скрижинская и А. Куник) отождествляли наименование этих племен с корнем «полъ», означающим половину. Как предполагали вышеуказанные исследователи, жители находившегося на правом берегу Днепра, называли кочевников, пришедших с другой стороны реки, «с оного полу». Академик вообще считал все предлагаемые версии неубедительными. Он думал, что тайна происхождения названия этого племени никогда не будет разгадана, так как кипчаки-половцы оставили минимальное количество собственных письменных документов.

Половцы - это не отдельное племя

Сегодня полагается, что половец - это представитель конгломерации кочевых племен, и эти данные основываются на том, что в одиннадцатом веке нашей эры народ кипчаков был покорен монголоязычными племенами кумоси-кимаки, а потом мигрировал на запад вместе с представителями монголоидных племен - киданами. К концу тридцатых годов одиннадцатого века эта совокупность народов захватила степи между Волгой и Иртышом и подошла к границам древнерусского государства.

«Желтые» люди пришли к границам Руси

О том, кто такие половцы с точки зрения документальной русской истории, впервые дала разъяснения в 1055 году. По данным этого манускрипта, к границам Переславского царства пришли люди «светлые, желтые», что и позволило присвоить кипчаками и монголоидным племенам обобщенное название «половцы».

Новоприбывшие народы обосновались в Приазовье, течении Нижнего и Северного Дона, где обнаружены каменные «бабы», которые, как полагают ученые, устанавливались кочевыми племенами в память о предках.

Кто такие половцы тех времен с точки зрения религиозных учений? Полагается, что в среде этого кочевого племени изначально практиковался культ предков, который реализовывался через установку каменных изваяний на высоких участках степи, на водоразделах в специальных святилищах. При этом непосредственные захоронения находились рядом не всегда. В половецких же могилах часто было распространено погребение покойника вместе с бытовыми предметами и тушей (чучелом) его боевого коня.

Две тысячи каменных идолов и минимум письменности

Поверх могилы выдающихся по меркам половцев людей насыпался курган. В более поздние периоды, когда кипчаков покорили мусульмане, часть языческих памятников была истреблена. К настоящему моменту на территории современной России сохранилось около 2000 каменных «баб» (от «балбал» - «пращур»), которые до сих пор считаются обладающими силой для увеличения плодородия земли, восстановления природы. Эти памятники пережили многие века, в том числе период христианизации половцев. Язычники, мусульмане, христиане - вот кто такие половцы в разные периоды развития этой совокупности народов.

Они стрелой сбивали птиц на лету

После появления на территории степей восточной Европы в XI веке н.э. половцы не остановились в этой местности и продолжали расселяться дальше, благо этому способствовало наличие такого мощного средства передвижения того времени, как лошадь, и хорошего вооружения в виде лука.

Половец - это в первую очередь воин. Детей этих племен с малых лет учили верховой езде и приемам боя, чтобы впоследствии они поступили в состав кошуна - ополчения от одного рода. В кошун могли входить десятки людей или три-четыре сотни, которые лавинообразно нападали на врага, окружали его кольцом и засыпали стрелами. Помимо сложносоставных, технически продвинутых для того времени луков половцы обладали саблями, клинками, копьями. Они носили доспехи в виде прямоугольных пластин из железа. Их военное мастерство было настолько высоко, что на скаку из лука всадник мог сбить любую летящую птицу.

Походная кухня… под седлом

Кто такие половцы с точки зрения их быта? Эти народности были типичными кочевниками, весьма неприхотливыми даже по меркам того времени. Изначально они жили в крытых повозках или войлочных юртах, питались молоком, сыром и сырым мясом, которое размягчали под седлом лошади. Из набегов они привозили награбленное добро и пленников, постепенно перенимая от других культур знания, привычки и обычаи. Несмотря на то что происхождению слова не найдено точное определение, что значит половец, прочувствовали на себе многие народы того времени.

Перенимать культурные традиции половцам было от кого, так как кочевые племена кипчаков в двенадцатом веке дошли до Предкавказских степей (на р. Сунже была ставка половецких ханов), побывали в Поморье, Суроже и Корсуни, Поморье, Тмутаракани, совершили в общей сложности около 46 набегов на Русь, в которых часто побеждали, но и бывали побежденными. В частности, около 1100 года н.э. около 45 тысяч кипчаков были вытеснены русичами в грузинские земли, где смешались с местными народностями.

Половецкие привычки хватать все и всех, кто попался под руку, привели к тому, что к определенному времени часть кочевых народов научилась строить жилища на зиму, где даже были обустроены печи по подобию русских обогревательных элементов. Примитивные одежды из кожи украшались лентами на рукавах, как у византийских вельмож, среди племен появились признаки организации.

Половецкие царства были не меньше европейских

К моменту своего покорения монголо-татарскими войсками в XIII веке орды половцев представляли собой объединения, самыми сильными из которых были Донское и Приднестровское. В те времена половец - это представитель народа, проживавшего на территории, не уступавшей по размерам европейским королевствам. Данные квазигосударственные образования препятствовали проходу караванов по пути «из варяг в греки», осуществляли самостоятельные набеги на Русь и были активны до 90-х годов двенадцатого века, после чего кипчаки воевали преимущественно в русских дружинах во время межкняжеских усобиц того времени.

Так как же можно ответить на вопрос о том, кто такие половцы? Из древней истории можно сделать вывод, что этот народ, несмотря на некоторую примитивность, сыграл важную роль в формировании политической карты мира того времени и в образовании различных народностей, в том числе современных.

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

1068 Первый набег половцев на Русь, битва на реке Альте

Правление Изяслава и Всеволода, распри их родственников происходили в то время, когда впервые из степей пришел новый враг – половцы, или кипчаки. Эти тюркские кочевые племена в начале XI в. пришли из Заволжья в степи Причерноморья, изгнали печенегов и захватили все пространство Великой степи, которая стала называться Половецкой степью. В 1068 г. в ночном сражении на реке Альте близ Переяславля они разбили русские полки и принялись дерзко грабить русские земли. С тех пор не проходило и года без половецких набегов. Их орды доходили до Киева, половцы сожгли знаменитый княжеский дворец в Берестове. Враждующие друг с другом русские князья ради власти и богатых уделов вступали в соглашения с половцами и приводили их орды на Русь. Особенно трагичным оказался июль 1093 г., когда половцы на берегу речки Стугны разбили объединенную дружину русских князей, которые, увы, действовали недружно. Поражение было страшным: вся Стугна была забита трупами русских воинов, а поле боя дымилось от крови павших. В тот же год хан Боняк чуть было не захватил Киев, разорив его неприкосновенную раньше святыню – Киево-Печерский монастырь.

Из книги Война с Ганнибалом автора Ливий Тит

Битва при реке Тицине. Римляне принялись наводить мост через Тицин, а Ганнибал тем временем отправляет отряд нумидийской конницы грабить владения союзников римского народа, чтобы заставить эти галльские племена отказаться от союза с Римом. Когда же мост был готов и

Из книги Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова автора Потто Василий Александрович

V. ПОДВИГ ПЛАТОВА (Битва на реке Калалах третьего апреля 1774 года) ...Витязь Дона, Русской рати оборона, Неприятелю аркан, Где наш вихорь-атаман? Жуковский. Оригинальная и в высшей степени своеобразная личность донского атамана Матвея Ивановича Платова занимает в сонме

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Битва на реке Калке 1223 г. В первой четверти XIII в. на Центральную, Среднюю и Переднюю Азию из глубины Евразийского континента накатилась очередная волна восточных кочевников, стоявшая в общем ряду с нашествиями гуннов (IV–V вв.), авар-обров (VI–VIII вв.), булгар, печенегов,

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Битва на речке Альта (1068 год) Но беда пришла не от князей-изгоев, беда пришла из степи. Начались постоянные набеги половцев. В 1068 году состоялась битва трех русских князей с половцами на речке Альта, русские были разбиты и бежали каждый в свой город.«Когда Изяслав со

Из книги Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима автора Габриэль Ричард А.

Битва при реке Метавр лето 207 года до н. э Во главе 20-25-тысячной армии Гасдрубал прибыл в Италию в начале весны, раньше, чем предполагали римляне. Ливий сообщает, что он осадил Плацентию, возможно, рассчитывая произвести впечатление на галлов и пополнить ими ряды своей

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

БИТВА НА РЕКЕ ЛЕХ. КОНЕЦ МАДЬЯРСКИХ НАБЕГОВ Если на море западные государи отдали инициативу норманнам и арабам, то на суше они столкнулись с очередным нашествием кочевых орд с востока, которым долгое время мало что могли противопоставить. Карл Великий избавил Европу от

Из книги Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»! автора Шляхторов Алексей Геннадьевич

Битва на реке Воже Гибель мамаевой конницы «В год 1378 ордынский князь, поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав об этом, собрал много воинов и

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

"Альте кемпфер" ("Alte KImpfer" - "Старые бойцы, соратники"), традиционно принятое в Третьем рейхе именование старых боевых товарищей, стоявших у истоков нацистского движения, особо почитаемых за их вклад в развитие национал-социализма. Гитлер высоко ценил их старые заслуги,

автора Светлов Роман Викторович

Глава 5 БИТВА НА РЕКЕ ИНД – ЧИНГИСХАН НАНОСИТ ПОРАЖЕНИЕ АРМИИ ХОРЕЗМШАХА ДЖЕЛАЛ-АД-ДИНА (1221 год) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ XII век – период медленного, но упорного подъема политического могущества Хорезма. Уже в предшествующий период Хорезмийское

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

Глава 8 БИТВА НА РЕКЕ КУНДУРЧА – ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТАМЕРЛАНА И ТОХТАМЫША (18 июня 1391 года) ИСТОРИЧЕСКАЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В 1342 году умер хан Узбек, один из самых могущественных представителей дома Джучи. В течение 30 лет его правления Золотая Орда достигла своего

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

БИТВА НА РЕКЕ ВОЖЕ «В год 1378 ордынский князь, поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав об этом, собрал много воинов и пошел навстречу врагу с

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Битва при реке Калке Перед битвой татары прислали к русским князьям послов.– Мы вас не тронем, и вы нас не трогайте, – сказали послы. – Мы пришли наказать половцев. Они у нас служили в конюхах и ушли, не предупредив, как полагается по закону, за две недели вперед. Кроме

Из книги Неизвестные страницы русско-японской войны. 1904-1905 гг. автора Шишов Алексей Васильевич

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ БИТВА НА РЕКЕ ШАХЭ Маршал Ивао Ояма в это время, испытывая большие трудности в согласовании наступательных действий своих армий и чувствуя, что они выдохлись в атаках на Ляоянские позиции русских, решил с утра отвести 1-ю армию генерала Тамесади Куроки

Из книги Князь Святослав II автора Поротников Виктор Петрович

Битва на Альте В лето 6576 (1068) пришли пленники на Русскую землю, Половцев множество. Изяслав, Святослав и Всеволод Вышли им навстречу на Альту. Повесть временных лет Трудно сказать, что побудило Изяслава навестить в темнице пленного полоцкого князя. Может, на него

Из книги Чеченцы в Русско-Кавказской войне автора Хожаев Далхан

Битва на реке Валерик Весной 1840 года плоскостная Чечня присоединилась к непрерывно воюющим против царских захватчиков горным чеченцам. По приглашению равнинных чеченцев 7 марта из Шатоевского общества в селение Урус-Мартан прибыл имам Шамиль с 200 мюридами. Вся Чечня

Из книги Повесть о суровом друге автора Жариков Леонид Мижайлович

Глава шестая БИТВА НА РЕКЕ КАЛЬМИУС Час битвы близок. Сегодня грозно Враги сойдутся померить силы. Пусть трус уходит, пока не поздно, Сегодня многих снесут в

Cодержание статьи:

Половцы (половчане) – кочевой народ, который некогда считался самым воинственным и сильным. Первый раз мы слышим о них на уроках истории в школе. Но тех знаний, что может дать учитель в рамках программы недостаточно, чтобы понять кто они, эти половцы, откуда пришли и как влияли на жизнь Древней Руси. А между тем они на протяжении нескольких столетий не давали покоя киевским князьям.

История народа, как он возник

Половцы (половчане, кипчаки, куманы) – кочевые племена, первое упоминание о которых относится к 744 году. Тогда кипчаки находились в составе Кимакского каганата, древнего государства кочевников, сформировавшегося на территории современного Казахстана. Основными жителями здесь были кимаки, занимавшие восточные земли. Земли же возле Урала занимали половцы, считавшиеся родственниками кимаков.

К середине 9 века кипчаки достигли превосходства над кимаками, и уже к середине 10 века поглотили их. Но на этом половчане решили не останавливаться и уже к началу 11 века, благодаря своей воинственности, они вплотную придвинулись к границам Хорезма (историческая область республики Узбекистан).

В то время здесь проживали огузы (средневековые тюрские племена), которым из-за нашествия пришлось переселиться в Среднюю Азию.

К середине 11 века кипчакам подчинилась почти вся территория Казахстана. Западные же пределы их владений достигли Волги. Таким образом, благодаря активной кочевой жизни, набегам и желанию завоёвывать новые земли, некогда небольшая группа людей, заняла обширные территории и стала одной из сильных и богатых среди племен.

Образ жизни и социальная организация

Их социально-политическая организация представляла собой типичный военно-демократический строй. Весь народ подразделялся на рода, названия которым давались по именам их старшин. Каждый род имел в собственности земельные участки и летние кочевые маршруты. Главами были ханы, являющиеся и главами определенных куреней (мелких подразделений рода).

Добытое в походах богатство делилось между представителями местной элиты, участвующей в походе. Простые же люди, не имея возможности кормиться самостоятельно, попадали в зависимость к аристократам. Мужчины-бедняки занимались выпасом скота, женщины же прислуживали у местных ханов и их семьи.

По поводу внешности половцев до сих пор ведутся споры, продолжается изучение останков с использованием современных возможностей. Сегодня ученые имеют некоторый портрет этих людей. Предполагается, что они не относились к монголоидной расе, а больше походили на европейцев. Самым характерным признаком является белокурость и рыжеватость. В этом сходятся ученые многих стран.

Независимые китайские специалисты также описывают кипчаков, как людей с голубыми глазами и «красными» волосами. Были среди них, конечно и темноволосые представители.

Война с половцами

В 9 веке куманы были союзниками русским князьям. Но скоро все изменилось, в начале 11 века половецкие отряды стали регулярно нападать на южные регионы Киевской Руси. Они разоряли дома, уводили пленных, которых потом продавали в рабство, забирали скот. Их вторжения всегда были внезапными и жестокими.

В середине 11 века кипчаки перестали воевать с русскими, так как были заняты войной со степными племенами. Но затем опять взялись за свое:

  • В 1061 году переяславский князь Всеволод терпит поражение в битве с ними и Переяславль полностью разоряют кочевники;
  • После этого войны с половчанами стали регулярными. В одном из сражений в 1078 году погиб русский князь Изяслав;
  • В 1093 году уничтожено войско, собранное тремя князьями для борьбы с врагом.

Это были тяжелые времена для Руси. Бесконечные налеты на деревни разоряли и без того нехитрое хозяйство крестьян. Женщин забирали в плен, и они становились служанками, детей продавали в рабство.

Чтобы хоть как-то защитить южные границы, жители стали устраивать укрепления и селить туда тюрков, которые являлись военной силой князей.

Поход северского князя Игоря

Иногда и киевские князья шли с наступательной войной на врага. Такие мероприятия обычно оканчивались победой и наносили большой урон кипчакам, остудив ненадолго их пыл и дав возможность приграничным деревням восстановить свои силы и быт.

Но были и неудачные походы. Примером такого может служить поход Игоря Святославовича в 1185 году.

Тогда он, объединившись с другими князьями, вышел с войском к правому притоку Дона. Здесь они столкнулись с основными силами половчан, завязалась битва. Но численное превосходство врага было настолько ощутимо, что русские сразу попали в окружение. Отступая в таком положении, они пришли к озеру. Оттуда Игорь поскакал на помощь к князю Всеволоду, но не смог осуществить задуманное, так как попал в плен, а многие воины погибли.

Окончилось все тем, что половчане смогли разрушить город Римов, один из крупных древних городов Курской области и разбить русское войско. Князь Игорь сумел бежать из плена и вернулся домой.

В плену остался его сын, который вернулся позже, но для того, чтобы получить свободу, ему пришлось жениться на дочери одного половецкого хана.

Половцы: кто они сейчас?

На данный момент не существует однозначных данных о генетическом сходстве кипчаков с какими-то народами, живущими сейчас.

Есть малочисленные этносы, считающиеся отдаленными потомками половцев. Встречаются они среди:

  1. Крымских татар;
  2. Башкир;
  3. Казахов;
  4. Ногайцев;
  5. Балкарцев;
  6. Алтайцев;
  7. Венгров;
  8. Болгар;
  9. Поляков;
  10. Украинцев (по мнению Л. Гумилева).

Таким образом становится понятно, что кровь половцев течет сегодня во многих народах. Не стали исключением и русские, учитывая богатую совместную историю.

Чтобы рассказать о жизни кипчаков более подробно, надо написать не одну книгу. Мы коснулись самых ярких и важных ее страниц. Прочитав их, вы будете лучше понимать кто они – половцы, чем известны они и откуда пришли.

Видео о кочевых народах

В данном ролике историк Андрей Пришвин расскажет, как возникли половцы на территории древней Руси:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!