Верховный суд разъяснил, почему суды должны принимать заявления с неверной подведомственностью и самостоятельно исправлять ошибку, а не прекращать дело. Еще он разрешил дело, в котором нижестоящие инстанции отказались принимать заявление истца и по ГПК, и по КАС. А юристы рассказали о процессуальных сложностях выбора между административным и гражданским производством.
До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке - согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности - например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».
Сложный выбор
Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, - здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, - приводит примеры Пустовит. - Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».
По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат Михаил Гусев.
Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.
Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского - значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.
Нельзя спорить бесконечно
Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке - получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17 . В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.
Как определить подведомственность спора
Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер - то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.
По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:
- договоры и другие сделки;
- акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
- причинение вреда;
- неосновательное обогащение.
В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок - ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ - ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.
Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда
- Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
- Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
- Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
- ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
- Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).
Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда
- Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
- Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
- Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).
Разрушить процессуальный барьер
Если истец ошибся и подал неправильное заявление - это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.
Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом - гражданском - судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8 .
Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27 :
Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.
*Имя и фамилия изменены редакцией.
В прошлом году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства. Во многом он имеет сходство с Гражданским процессуальным кодексом. Однако некоторые нормы КАС РФ по праву можно считать новеллами. Рассмотрим их в статье.
Cуды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику (ст. 38 КАС РФ). Процессуальное положение указанных участников дела практически совпадает с положением сторон в гражданском процессе. Однако Кодекс административного судопроизводства расширяет понятие института соучастия. Теперь наряду с предусмотренным ГПК РФ процессуальным соучастием введено понятие коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 42 КАС РФ). Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.
КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования
Нововведения затронули процессуальные сроки. В административном судопроизводстве увеличено количество категорий дел, по которым установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования. Десятидневный срок на обжалование судебных постановлений установлен для дел (ст. 298 КАС РФ):- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
- об административном надзоре;
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
- о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
- о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование
Наиболее важным отличием КАС РФ от ГПК РФ является то, что в качестве представителей по административному делу могут выступать только лица, имеющие высшее юридическое образование (ст. 55 КАС РФ). Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. Если при подаче административного искового заявления не указаны сведения о наличии у гражданина или его представителя высшего юридического образования, а к заявлению не приложены копии подтверждающих документов, суд принимает решение об оставлении заявления без движения.Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).
Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.
КАС РФ расширил меры процессуального принуждения
КАС РФ предусматривает и меры процессуального принуждения, такие как обязательство о явке и привод (ст. 116 КАС РФ). Однако в отличие от ГПК РФ (где привод может применяться только к надлежаще извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание), нормы КАС РФ можно оценить как более строгие и жесткие. Так, он регламентирует применение привода не только в отношении свидетелей, но и в отношении сторон административного разбирательства (ст. 120 КАС РФ).Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.
Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).
Введен механизм замены упраздненных органов
Статья КАС РФ о процессуальном правопреемстве вводит механизм замены упраздненных органов (ст. 44 КАС РФ). В таких случаях суд привлекает к участию орган или организацию, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.В заключение отметим, что пока сложно сделать однозначные выводы о том, нужен ли был КАС РФ российской судебной системе и как его новеллы повлияют на разрешение административных дел. Однако совершенно ясно одно: новшества практически не коснутся предпринимательства, так как его дела по-прежнему будут рассматриваться в соответствии с ГПК РФ.
Особенности административного судопроизводства юристы обсуждали давно, что и предопределило введение в нашей стране отдельного нормативного правового акта – Кодекса административного судопроизводства РФ.
До 15 сентября 2015 г. отдельно не выделялись, административные споры рассматривались в соответствии со специальными нормами ГПК РФ. Все административные дела после 15.09.2015 г. рассматриваются исключительно в порядке КАС РФ.
Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора
Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.
Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.
- , определения ;
- вынесения ;
- составления ;
- составления и подача , и др.
Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.
Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим
Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.
Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).
Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.
Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.
При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.
Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.
В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.
Особенности производства об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора. Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней. Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.
В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.
Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.
При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.
В
марте 2015 года был принят Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации . Часть
положений КАС РФ уже вступили в
силу, некоторые вступят в силу только с 1 января 2017 года.
Верховный Суд РФ в целях
обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции
положений КАС РФ принял Постановление Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N
36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации" (далее
- Постановление Пленума ВС РФ N
36 , Постановление), в котором разъяснил некоторые положения
КАС РФ .
По своей структуре
Постановление схоже со структурой
Кодекса , ВС РФ постарался дать
разъяснения по ключевым вопросам каждой главы КАС .
К
сожалению, многие положения Постановления повторяют положения
КАС РФ , лишь слегка перефразируя
их, но содержатся и важные интересные разъяснения.
В
настоящем комментарии рассматриваются основные положения Постановления Пленума ВС РФ N 36
поглавно.
Общие положения
В
п.п.1 -
рассмотрены вопросы двух групп - подведомственности дел СОЮ и ВС РФ
и гласности судебных актов, принимаемых судами.
1. В частности, ВС РФ
разъяснил, что по правилам КАС РФ
обжалуются дела, вытекающие из административных правонарушений и
иных публичных правонарушений, а именно:
-
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных
интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части
1 и 2 статьи
1 КАС РФ);
-
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и
обоснованностью реализации государственных и иных публичных
полномочий, в том числе административные дела, связанные с
осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации
отдельных административных властных требований к физическим лицам и
организациям (части
1 и 3 статьи
1 КАС РФ).
Названные дела
объединяются в единую группу административных дел.
Особенностью
правоотношений, споры по которым рассматриваются по правилам
КАС РФ , является
неравенство сторон в таких правоотношениях
. Один
участник в таких правоотношениях реализует административные и иные
публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и
подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Например, гражданке К.
было отказано в принятии искового заявления к ИФНС о возложении
обязанности возвратить сумму излишне взысканного в рамках
исполнительного производства налога, поскольку такое заявление
подлежит рассмотрению по правилам КАС
РФ , в то время как К. обратилась с заявлением в порядке,
предусмотренном ГПК РФ (Апелляционное определение Саратовского
областного суда от 14.06.2016 N 33-4156/2016).
Споры, вытекающие из
правоотношений, в которых участники обладают равным статусом,
автономией воли, имущественной самостоятельностью, не
рассматриваются
по правилам КАС . Не рассматриваются дела по
оспариванию актов государственных органов и органов местного
самоуправления, которые порождают при исполнении гражданские права
и обязанности. Например, ВС РФ указал, что не рассматриваются
по правилам
КАС РФ :
Служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и
прохождением различных видов государственной службы, муниципальной
службы;
-
дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией
гражданами социальных прав;
-
дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального
найма, договору найма жилищного фонда социального использования,
договору найма специализированного жилищного фонда.
Так, суд отказал в
принятии административного искового заявления об оспаривании
решения УПФ РФ об отказе включения в общий страховой стаж периода
нахождения в ссылке, так как данное решение оспаривается по
правилам ГПК РФ (Апелляционное
определение Нижегородского областного суда от 24.08.2016 по делу N
33а-9498/2016).
Таким образом,
оспариваемые по правилам КАС РФ
акты государственных органов и органов местного самоуправления
должны отвечать следующим критериям:
-
Вытекают из правоотношений, в которых стороны не обладают равным
статусом; отношения основаны на реализации административных и иных
публично-властных полномочиях;
-
Не порождают гражданские права и обязанности при своем
исполнении;
-
Не связаны с осуществлением экономической и предпринимательской
деятельности и не отнесены напрямую к компетенции арбитражных
судов;
-
Не рассматриваются по иным, отличным от установленных КАС, правилам
и в ином порядке в соответствии с законом.
Например, гражданину было
отказано в принятии административного искового заявления об
обжаловании ответа прокурора на свое заявление, поскольку суд в
рамках административного судопроизводства не вправе давать оценку
обстоятельствам, имевшим место при рассмотрении уголовного дела
(Апелляционное определение Саратовского областного суда от
17.03.2016 N 33а-1788/2016).
Или другому гражданину
отказано в принятии административного иска об обжаловании
постановления следователя, так как данное постановление подлежит
обжалованию в порядке ст.125
УПК РФ (Апелляционное определение
Верховного суда Республики Дагестан от 25.08.2016 по делу N
33а-3535/2016).
В
еще одном деле отказ в принятии заявления о признании незаконным
отказа администрации о предоставлении земельного участка суд
обосновал тем, что данный отказ подлежит обжалованию в порядке,
установленном ГПК РФ (Апелляционное определение Саратовского
областного суда от 18.08.2016 N 33а-5918/2016).
В
другом споре суд пришел к выводу о подсудности спора арбитражному
суду в порядке, предусмотренном АПК
РФ , и указал, что из текста искового заявления следует, что
административный истец является субъектом экономической
деятельности, с осуществлением которой привлечен к
административному штрафу, который, по объективным причинам,
Общество не может выплатить единовременно, при этом орган,
подвергший истца административному наказанию, незаконно отказывает
в рассрочке уплаты штрафа.
При этом судебная
коллегия областного суда отклонила доводы частной жалобы касательно
того, что предметом обжалования является процессуальное бездействие
ответчика, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления
истца, а потому подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ судом общей юрисдикции, поскольку
в своем административном исковом заявлении истец указывает, что его
заявление о рассрочке уплаты штрафа рассмотрено, в рассрочке -
отказано, следовательно, бездействие отсутствует, а имеется
решение, принятое по заявлению Общества. Оформление такого решения
письмом, а не мотивированным определением на определение
подсудности не меняет (Апелляционное определение Севастопольского
городского суда от 26.07.2016 по делу N 33а-2325/2016).
2. Суды должны
предпринимать меры по обеспечению гласности судебного процесса, в
частности, обеспечить право на ознакомление со вступившими в
законную силу судебными решениями, в т.ч. путем размещения
судебного акта в сети "Интернет".
Законом могут быть
введены ограничения доступа к тексту судебного акта посторонних
лиц, не участвовавших в деле, в частности, может быть ограничен
доступ к тексту в следующих случаях:
-
Дело рассмотрено в закрытом судебном заседании;
-
Решение суда затрагивает права и законные интересы
несовершеннолетних. В этом случае оглашается только результативная
часть независимо от открытости/закрытости судебного заседания;
-
Законом установлено ограничение на доступ к судебному решению.
Ограничения на
ознакомление с материалами дела и судебными решениями могут быть
связаны с необходимостью защиты прав и законных интересов
участников спора, иных лиц. В частности, если дело рассматривалось
в закрытом судебном заседании, то ознакомление лиц, участвующих в
деле, с записями, сделанными в ходе аудио- и (или)
видеопротоколирования судебного заседания, их воспроизведение
осуществляется в условиях, при которых невозможно скопировать
записи или передать другим лицам.
Особенности размещения
судебных актов в сети "Интернет" указаны в ст.15
Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа
к информации о деятельности судов в Российской Федерации" , в
части 5
названной статьи установлен перечень случаев, в которых текст
не размещается в свободном доступе в Интернете.
Подсудность административных дел
Частично повторяются
положения КАС РФ о подсудности
дел. Установлен принцип определения подсудности в случаях, когда
полномочия государственного органа, органа местного самоуправления,
должностного лица распространяются на несколько районов. В таких
случаях административное исковое заявление подается:
-
По месту исполнения оспариваемого решения;
-
По месту возникновения или потенциального возникновения правовых
последствий оспариваемого акта.
Данное разъяснение в
принципе уже реализуется на практике судами. Например, в одном деле
суд пояснил, что исходя из предмета административного иска о
заявленном ненадлежащем исполнении должностных обязанностей
должностными лицами УФССП по НСО, в частности должностными лицами
ОСП по Ленинскому и Калининскому району г.Новосибирска,
административное исковое заявление М. подлежит рассмотрению по
месту исполнения в настоящее время судебным приставом-исполнителем
своих должностных обязанностей в рамках конкретного исполнительного
производства, то есть в Калининском районном суде г.Новосибирска.
(Апелляционное определение Новосибирского областного суда от
12.07.2016 по делу N 33-7565/2016).
Между тем в Постановлении
содержится и указание на право административного истца обращаться в
суд по месту жительства или месту нахождения организации-истца при
оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной
власти, иных органов, органов местного самоуправления и др.
Состав суда
Данный раздел
Постановления повторяет положения статьи
28 КАС РФ о неизменности состава суда при рассмотрении
административного дела. Замена судьи или нескольких судей возможна
в случаях, указанных в ч.3
ст.28 КАС РФ , и осуществляется путем вынесения специального
определения в виде отдельного судебного акта без проведения
судебного заседания. Определение о замене судьи (ей) могут
выносить:
-
Председатель суда;
-
Заместитель председателя суда;
-
Председатель судебного состава.
Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)существовала уже достаточно давно. Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.
До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли. В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов.В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.
Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).
- дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
- дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).
Так, к первой группе споров относятся:
- оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
- оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
- оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
- споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- и иные категории споров.
Ко второй группе, соответственно, относятся споры:
- о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
- о прекращении деятельности СМИ;
- о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
- об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
- о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
- о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
- и иные категории дел.
Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАС РФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.