Категория а1 а2 тракториста. Расшифровка категорий прав тракториста. Описание категории «В»

19.01.2013 в Германии были приняты новые положения в обучении и присвоении водительского удостоверения на категории А (мотоцикл) и В (легковой автомобиль).

В программу обучения на категории А, А1 и А2 для начинающих водителей, не имеющих никакой категории, входят:

    Обязательное посещение теоретического курса, состоящего из 12 общеобразовательных тем и 4 тем по категории А. Продолжительность каждого занятия 90 минут. Теоретический экзамен можно, по желанию, сдавать на русском языке.

    Практическое обучение вождению на мотоцикле согласно установленному плану, включая обучение на автобане или скоростном шоссе, дорогах вне населенных пунктов и в темное время суток.

При переобучении одного из классов мотоцикла на другой также меняется объем теоретических занятий и практического вождения. (См. подробную информацию по интересующему Вас классу)

Обучение проходит на новых современных мотоциклах, при желании на русском языке.

Водительское удостоверение на категорию А выдается при условии, что обучающемуся исполнилось полных 24 года.

В качестве альтернативы возможны следующие варианты:

    Поэтапное обучение через два года

А1 (возраст 16 лет) –> А2 (возраст 18 лет) – > А (возраст 20 лет)

При переобучении через два года на возрастающую категорию требуется пересдать только лишь практический экзамен продолжительностью 40 минут.

Водителю, имеющему уже категорию А1 и желающему получить категорию А, должно исполниться полных 24 года. Для получения водительского удостоверения на класс А ему необходимо пройти теоретическое и практическое обучение в полном объеме и сдать оба экзамена.

    Поэтапное обучение менее чем через два года

При переобучении менее чем через два года на возрастающую категорию, например, с класса А1 на класс А2, или с класса А2 на класс А, или с класса А1 на класс А необходимо учитывать достигнутый возраст:

Имеющему водительское удостоверение на категорию А1 с переобучением менее чем через два года на категорию А2 должно быть полных 18 лет, с переобучением с категории А2 на категорию А должно быть полных 20 лет.

В данном случае обучающийся должен прослушать теоретический курс, состоящий из 6 тем по основам дорожного движения и 4 тем по управлению мотоциклом, и выполнить обязательные практические занятия на проселочных дорогах (3 х 45 минут), автобане (2 х 45 минут) и в темное время суток (1 х 45 минут). Во время обучения предписано сдать оба экзамена.

После завершения обучения на категорию А разрешается управлять следующими транспортными средствами:

    Двухколесные мотоциклы, также с коляской

    с объемом двигателя более 50 см3

    или скоростью от завода – изготовителя более 45 км/час

    Трехколесные мотоциклы (Trikes)

    мощностью более 15 киловатт

    симметрично расположенными колесами

    с объемом двигателя более 50 см3 и максимальной скоростью более 45 км/час

- «легкий» мотоцикл, также с коляской, объемом цилиндра до 125 см3 и мощностью двигателя не более 11 киловатт

Трехколесные мотоциклы (Trikes) с симметрично расположенными колесами и объемом двигателя более 50 см3 или мотоциклы с максимальной скоростью более 45 км/ час и мощностью двигателя до 15 киловатт.

Программа обучения на категорию А1 для начинающих :

Теоретическое обучение

Практическое обучение

Если Вы решили через два года получить водительское удостоверение на категорию А, то Вам следует сдать только практический экзамен (укороченный вариант: продолжительность экзамена – 40 минут) .

Программа обучения на категорию А2 для начинающих :

Теоретическое обучение

12 общеобразовательных тем и 4 темы по категории А

Практическое обучение

уроки вождения для подготовки к практическому экзамену и предписанные часы обучения на проселочных дорогах (5 х 45 минут), автобане или скоростном шоссе (4 х 45 минут) и в темное время суток (3 х 45 минут)

В программу теоретического обучения входят 12 общеобразовательных тем по правилам дорожного движения и 2 темы по категории АМ.

В практическое обучение входят уроки вождения для развития навыков самостоятельного управления транспортным средством и подготовки к практическому экзамену.

После завершения обучения на категорию АМ разрешается управлять следующими траспортными средствами:

    двухколесные транспортные средства (мопед)

    трехколесные транпортные средства (Trikes)

    четырехколесные транспортные средства

    с максимальной скоростью от завода – изготовителя до 45 км/час

    оснащенные электроприводом или ДВС с объемом двигателя не более 50 см3

    мощностью до 4 киловатт для электромоторов

Несколько лет назад в России введены водительские права нового образца. Это документы, имеющие современный формат. Здесь увеличено число категорий и подкатегорий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но ни одна из них не позволяет управлять трактором и любыми другими транспортными средствами, называемыми самоходными.

Важные аспекты

Документы, допускающие к управлению самоходной техникой, называют «удостоверениями тракториста-машиниста».

Они подразумевают:

Категорий Шесть
Подкатегорий Четыре

В отличие от водительских прав, выдаваемых в Госавтоинспекции, тракторные права выдает Гостехнадзор . Там же производится техосмотр самоходной техники.

Полученные тракторные права, в отличие от обычных водительских прав, не позволяют управлять самоходной техникой за пределами нашей страны.

Что это такое

Несмотря на внешнюю схожесть с обычными водительскими правами удостоверения тракториста, все-таки, открывают совершенно другие возможности в праве управления техникой.

Ведь водитель грузовика, имеющий в удостоверении международного образца кат. «С» не может работать на экскаваторе-погрузчике, и точно также водитель, управляющий коммунально-уборочной машиной, не может водить легковушку.

Это две отдельных области управления транспортом, поднадзорные разным ведомствам, имеющие свою терминологию, программы обучения, спецтехнику и разные документы (права):

Самоходные машины (СМ) Тракторы, другая техника, используемая в дорожном строительстве и наземные безрельсовые механические средства передвижения, имеющие соответствующие параметры двигателей. Исключение составляет военная СТ, выполняющая боевые задачи по повышению государственной обороноспособности
Удостоверение тракториста Документ, подтверждающий право гражданина управлять одним из типов самоходных машин. Его выдают сроком на 10 лет
Категории (подкатегории) Разграничение права тракториста управлять определенной группой СТ

С какой целью предоставляется

В годы Великой Отечественной войны мальчишки, которым было по 12-14 лет, работали на тракторах в поле, не имея никаких прав.

Да, это было нужно для победы нашей страны. Управлять техникой тогда было не так сложно, как в настоящее время.

Сейчас самоходная техника (СТ) доведена практически до совершенства, став средством передвижения, оснащенным сложнейшим рабочим функционалом, электроникой и компьютерами.

А ее многообразие уже позволяет подразделение на категории и даже подкатегории. Чтобы управлять такой техникой, необходимо получить документы, удостоверяющие:

При допуске к обучению и сдаче квалификационных экзаменов по некоторым из категорий (подкатегорий) предусмотрены ограничения по возрасту.

Правовая база

Право управления СМ, тракторами, получение соответствующих прав тракториста-машиниста регулируются несколькими нормативными актами:

Категории водительских прав на трактор и спецтехнику

В недалеком прошлом в правах трактористов были категории А, Б, В, Г, Д, а стали такие — A, B, C, D, E, F, а также А1, А2, А3, А4.

Каждая из указываемых в удостоверении категорий (подкатегорий) допускает к управлению тракторами или спецтехникой.

Это сельхозтехника (СХТ) и самоходные машины (СМ), имеющие определенные показатели мощности (от 27,5 до 110 кВт и более).

Подробная расшифровка

Рассмотрим все существующие категории (подкатегории) с расшифровкой:

Катег. «A» Авто- и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час
Подкатег. А1 Внедорожный мототранспорт. К этой подкатегории относятся: мотовездеходы (снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы)
Подкатег. А2 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и число сидячих мест (с водительским) не больше 8. К этой подкатегории относятся вездеходы
Подкатег. А3 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу, превышающую 3,5 тонны. К данной категории относятся вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы
Подкатег. А4 Внедорожный автотранспорт, предназначенный для пассажироперевозок, имеющий более 8 (с учетом водительского) сидячих мест. Под данную категорию подходят перронные и вахтовые автобусы
Катег. «B» Гусеничные и колесные машины, имеющие двигатель мощностью менее 27,5 кВт. В этой категории – тракторы-миниэкскаваторы, коммунально-уборочные машины
Катег. «C» Колесные СМ с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики
Катег. «D» Колесные машины, имеющие двигатели мощностью более 110,3 кВт – пневмоколесные краны, тракторы
Катег. «E» Гусеничная техника с двигателями мощностью свыше 27,5 кВт: бульдозеры, экскаваторы
Катег. «F» Самоходная сельхозтехника: зерноуборочная техника и пр.

Уточнение — наличие прав тракториста категории А2 не дает их обладателю права управлять СМ категории A4 и наоборот.

Как узнать, какая нужна

Для получения удостоверения тракториста следует пройти соответствующий курс обучения по конкретной категории (подкатегории).

Определяется это по типу техники, имеющейся в собственности предприятия. Следует знать, что кроме категории (подкатегории) в правах тракториста указывается еще и разряд.

Разрядность определяет инспектор Гостехнадзора, принимающий экзамены. Рассмотрим, как присваиваются разряды:

2 Для имеющих право управлять СТ под контролем опытного наставника, ремонтировать погрузочные и самозахватывающие механизмы и приспособления
3 Для обладающих правом управления аккумуляторным погрузчиком, другими самозахватными механизмами, осуществлять погрузку, складировать груз штабелем, осуществлять ремонт и обслуживание тракторных механизмов
4 Для машинистов, получивших допуск для работы на погрузчиках, имеющих мощность менее 100 л. с., и на других механизмах, которые используются для переноса и складирования грузов
5 Для трактористов, получивших право управления СТ мощностью свыше 100 л. с. или менее, если она используется как скрепер, экскаватор, бульдозер
6 Для машинистов, имеющих право управлять тракторами, имеющими мощность 200 л. с. в случаях их бульдозерного или экскаваторного использования

Для получения услуги по обучению и сдаче квалификационных экзаменов кандидат подает в территориальный орган Гостехнадзора заявление с приложением:

  • паспорта;
  • медсправки;
  • документа о пройденном обучении;
  • тракторные права (если выдавались ранее);
  • водительские права (если есть);
  • фотографии на матовой бумаге (3х4).

Прием, обучение и проведение аттестационных экзаменов, предоставляющих право управления СТ, проводят специализированные и аккредитованные учебные центры, школы, расположенные в регионах проживания обучающихся.

Тракторные права нельзя получать в другом, даже соседнем регионе. В зависимости от категории, большинство учебных курсов длится около полутора месяцев.

Обучающие программы школ, центров утверждаются Минобром и Гостехнадзором. Обучающие курсы подразумевают теоретический и практический этапы.

Теоретический этап предполагает изучение конструкции СТ, правила работы с различными грузами.

При отсутствии у обучающихся обычных водительских прав в программу вводится и изучение . Проверка теоретических знаний проходит в виде экзамена.

Практический этап обучения проводится на полигонах и подразумевает обучение вождению, маневрированию СТ и обращению с грузами в реальных условиях (на грунтовом и асфальтовом покрытии).

Нехватка практических навыков, минимальное число наработанных часов на полигоне может привести к неудовлетворительному результату на экзамене.

Аттестационные экзамены тоже проходят поэтапно. Сначала теоретический – на компьютере или в устной форме.

Успешная сдача теоретического этапа является допуском до практического экзамена.

Практический экзамен позволяет экзаменатору определить способность обучающегося управлять СТ в разных условиях – созданных стационарно (на полигоне или трактородроме) и на реальном объекте.

Экзаменатором является инспектор Гостехнадзора, имеющий право вынесения решения:

  • «Допущен к управлению СМ»;
  • «Не допущен к управлению СМ».

В случаях, когда курсант не сдает один из этапов экзамена, не менее через неделю ему предоставляется право сдачи повторно.

Видео: сдаем практику на удостоверения тракториста-машиниста категории B,C,D,E,F

Всего дается три попытки. Если неудачной окажется и третья, то ученика вновь отправляют на обучение.

Отдельно стоит отметить, что для сдачи экзаменов, допускающих к управлению СМ, имеют право лица определенного возраста:

Отметим также, что после изъятия прав тракториста их выдача возможна только после прохождения теоретического экзамена.

Если изъятие произведено на основании состояния тракториста (установлено, что он в алкогольном опьянении), то для допуска к экзаменам в Гостехнадзор необходимо представить .

Но только по истечении половины срока лишения тракторных прав, не раньше.

Пример нового образца

Гостехнадзором регламентирована единая для всех регионов РФ форма бланков удостоверений трактористов.

Основание для выдачи удостоверения тракториста-машиниста – документ, свидетельствующий об окончании спецкурса теоретического и практического обучения.

Бланк нового образца – это заполненная с двух сторон карточка. На одной стороне данные владельца, его фотография, подпись. На другой стороне сведения о технике, к управлению которой он допускается.

От обычных водительских прав международного образца права тракториста могут отличаться лишь наименованием категорий и цветом самой карточки.

Раздел «Особые отметки» заполняется дополнительными сведениями об ограничениях и разрешениях, информационными отметками:

  • о вождении в очках;
  • группе крови;
  • о стаже вождения;
  • по категориям.

Прежде чем призвать юношу в армию, военный комиссариат собирает о нем возможные сведения. Они представлены местом проживания, обучения, семейным положением, общей характеристикой и, конечно же, состоянием здоровья. Все данные, кроме последних, гражданин лично собирает и передает на рассмотрение комиссии. Для объективной же оценки состояния здоровья привлекаются узкие специалисты, которые на основании ранее проведенных обследований могут вынести свое заключение.

Результат работы призывной комиссии венчается постановкой призывника на воинский учет, формированием личного дела, внесением данных в приписное свидетельство или в военный билет. Все эти мероприятия являются основой военно-учетной работы, которая позволит рационально и эффективно пополнять ряды ВС.

Зачем нужна категория годности

Нередко можно услышать ошибочное мнение о том, что при проведении медицинского освидетельствования всех призывников можно поделить на две группы.

  • Первая группа отправится на срочную службу.
  • Вторая, куда относятся юноши с проблемным здоровьем, будет отправлена в запас.

Такое суждение рассыпается о ряд возникающих нюансов. Например, абсолютно здорового человека можно встретить очень редко. Разные виды войск предъявляют к призывникам различные требования. Причем эти требования связаны не со здоровьем, а с антропометрическими показателями. Этих примеров достаточно, чтобы понять, что такой способ деления юношей на группы не сможет обеспечить должного пополнения воинского состава.

Решение вопросов подбора контингента к срочной службе регулируется на законодательном уровне посредством введения положения о военной комиссии. Одним из сопутствующих документов является Расписание болезней. В нем составлен перечень заболеваний с соответствующими категориями годности, которые может получить призывник. Таким образом, все граждане, прошедшие медицинское освидетельствование, причисляются к одной из пяти категорий.

Принятая классификация

Все существующие категории годности к военной службе имеют строго определенное значение. Так как расшифровка производится однозначно, то такой подход обеспечивает непредвзятое отношение со стороны военного комиссариата к лицу, у которого в военном билете стоит соответствующая запись.

  • Успешно пройденное освидетельствование, проводимое врачами-специалистами, указывает на годность к службе в армии и отражается в категориях «А» и «Б». Однако это две совершенно разные группы, несмотря на то, что служба предусмотрена в обоих случаях. Под попадают те граждане, у которых не было выявлено серьезных нарушений здоровья.
  • Юноша годен к службе и с категорией «Б», с тем отличием, что некоторые ограничения по роду войск все же присутствуют. Это значит, что после постановки на воинский учет призывник ожидает повестки на общих основаниях. Но в силу выявленных незначительных отклонений в физическом развитии он не может служить, например, в силовых структурах, ВДВ, спецподразделениях.

  • Некоторые заболевания могут давать более серьезные последствия, приводящие к физиологическим изменениям. Длительное течение, осложнения, постоянные обращения к врачу дают повод освободить юношу от срочной службы. Категория «В» обозначает, что гражданин считается пребывающим в запасе. На период мобилизации он будет призван, хотя и в нестроевые части.
  • Полное освобождение от воинской обязанности возможно лишь только в самых тяжелых случаях, когда в процессе болезни возникают необратимые последствия. Полный перечень заболеваний и симптомов, при которых призывнику назначается категория «Д», представлен в Расписании болезней.
  • Достаточно часто в военный билет вносится запись о присвоении категории «Г». Она ставится тогда, когда гражданину необходимо предоставить определенное время для лечения или же после продолжительной болезни в качестве реабилитации. После отсрочки юноша будет снова призван на комиссию, где обязательно произойдет назначение другой категории. Он отправится служить, или получит военный билет на руки.

Но наличие пяти категорий все равно не дают полного выхода из ситуации распределения. Как мы уже упоминали, лица, получившие «зеленый свет» от комиссии, имеют разный рост или вес, а это может служить основным показателем для некоторых родов войск.

Например, в танковые войска берут низкорослых парней, в то время как десантник отличается своими показателями роста. В связи с этими нюансами, категории «А» и «Б» подразделяются на четыре группы. Номер группы называется показателем предназначения. Он служит для уточнения пригодности призывника к службе в конкретных войсках.

Что подразумевается под категорией А1

Как мы уже отметили, цифры, стоящие рядом с литерой, значат соответствие требованиям различных родов войск. Негласно считается, что А1 – это категория, которую заслужил юноша не только показателями здоровья, но и антропометрическими параметрами. При таких значениях становится доступной служба в частях спецназа, ВДВ или в морской пехоте.

Основные медицинские требования позиционируются по следующим направлениям:

  • ограничения зрительного поля;
  • цветочувствительность;
  • рост;
  • масса;
  • показатели слуха.

Ограничение поля зрения должно полностью отсутствовать. В некоторых случаях допускается значение до 20 градусов. Рост юноши лежит в диапазоне с нижней границей от 175 см. Масса – это параметр, который не может иметь абсолютного показателя, так как в зависимости от роста он может менять номинальное значение. Для категории А1 важно, чтобы не было ожирения II степени. Норма слуха определяется расстоянием, с которого различается шепотная речь. В нашем случае оно не меньше 6 метров.

Комментариев:

Что такое категория годности А1? Призыв в армию длится на протяжении определенного времени, в процессе необходимо выявить, к какой категории годности отнести гражданина. Как известно, всего категорий 5: А, Б, В, Г и Д. Зачастую они имеют цифровые обозначения, которые пишутся рядом, при определении на службу эти данные принимаются во внимание. Вначале призывники проходят медицинское освидетельствование. На данном этапе врач расспрашивает о ранее перенесенных заболеваниях и возможных недугах, которые имеются на данный момент.

Специалист анализирует полученные показатели и делает вывод, могут ли они помешать службе в армии. Немаловажно выявить психологические характеристики гражданина. Что касается категории А, следует отметить, что эта группа здоровья означает годность к армии, она может иметь цифровые обозначения, например, А1 или А2. Имеются ли отличия между ними? Очень важно разобраться в этом вопросе, также требуется узнать, в какие войска определят мужчину, которому присвоили данную категорию.

Буква А означает то, что на данный момент гражданин является психически и физически здоровым.

Она указывает на то, что ранее человек не переносил серьезных болезней, которые помешали бы службе. Цифра 1 нужна для того, чтобы специалист мог четко обозначить здоровье призывника. Исходя из категории А, можно сделать вывод о том, где он будет находиться, в какие войска его отправят. Чтобы призывнику в военкомате присвоили категорию годности А, необходимо соответствие определенным критериям. Рост должен быть от 177 до 185 см. Важно, чтобы гражданин правильно и полноценно питался, чрезмерный лишний вес недопустим. Важно подтвердить отсутствие цифровой слабости и дихромазии. Чем отличается категория годности А2? В какие войска могут взять призывника? В данном случае есть вероятность, что гражданин переносил травмы, которые были связаны с переломами, возможно, ранее он перенес тяжелую болезнь, но на теперешний момент человек является здоровым и пригодным к военной службе.

Показатели для категории А2

Чтобы призывника взяли для экипажа подводных лодок и наводных кораблей, необходима хорошая цветовая чувствительность и полнейшее отсутствие дихромазии, призывник должен быть не выше 1,85 см. Важно, чтобы он придерживался правильного питания и не имел проблем с лишним весом. В категорию А2 входят члены танковых экипажей и инженерных машин. Если у гражданина зрительное поле ограничено более чем на 20 градусов, ему присваивается отметка НГ, которая означает то, что он не годен к службе в армии. У водителей должно быть отличное зрение и отсутствие цветовой слабости. Рост у призывника колеблется в пределах 175 см, если есть ожирение или человек питается слабо, он признается негодным к службе в армии.