Инженерная защита населения. Пути накопления фонда защитных сооружений. Режимы работ зсго и их оснащение Порядок проведения осмотров защитных сооружений

Укрытие населения в защитных сооружениях


В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло.

Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны, классификация которых представлена на рис. 4.3.1.

Рис. 4.3.1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Заблаговременное накопление фонда убежищ и укрытий решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.

В результате реализации инженерно-технических мероприятий сегодня в отрасли создан значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья человека не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и иного характера.

Создание фонда защитных сооружений осуществляется на базе следующих основных принципов:
* защитные сооружения для персонала потенциально опасных объектов, населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг этих объектов, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов) возводятся заблаговременно;
* накопление убежищ и укрытий планируется и осуществляется дифференцированно в зависимости от степени возможной опасности на данной территории, с учетом экономических возможностей, исходя из принципа разумной достаточности, который предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, повышение уровня универсальности защитных сооружений.

Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.

Имеющийся опыт и расчеты показывают, что наиболее эффективно в чрезвычайных ситуациях используются убежища, оборудованные системами вентиляции с тремя режимами: чистая вентиляция (режим I), фильтровентиляция (режим II), регенерация внутреннего воздуха с созданием подпора режим III). Такие убежища обеспечивают защиту людей при радиационных, химических и биологических авариях, пожарах, задымлениях, загазованностях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах, бурях, сильных снегопадах и т.п.

Кроме того, в убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской и другой неотложной помощи, сбора пострадавших и другие.

Дизельные электростанции убежищ могут быть использованы для электроснабжения и освещения участков, проведения аварийно-спасательных работ.

Пребывание населения в противорадиационных укрытиях увеличивает надежность режимов радиационной защиты при радиоактивном загрязнении местности.

Укрытия простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, внутренние помещения зданий, траншеи, овраги и др.) также снижают уровень воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

Проблемы создания фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения в современной социально-экономической обстановке решаются в соответствии с "Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.

Настоящий порядок определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов.
Предусматривается заблаговременное накопление убежищ для работников атомных электростанций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала.

По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы.
Для защиты работников и населения территорий, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий.

Задания по заблаговременному созданию фонда защитных сооружений на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений этих объектов.

В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях:
* определяют потребности в защитных сооружениях;
* осуществляют контроль за созданием защитных сооруже-
ний и поддержанием их в готовности;
* ведут учет существующих и создаваемых защитных соору-
жений.
В качестве путей накопления фонда защитных сооружений в
мирное время рекомендуется:
* приспособление существующих, реконструируемых и
вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы для целей защиты людей;
* строительство этих объектов.
Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ представлены в табл.4.3.1.

Таблица 4.3.1
Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
* освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
* постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
* строительства, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
* возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Мероприятия по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в разделах "Мероприятия гражданской обороны" территориальных и отраслевых планов, а также в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС.
Эти планы, как правило, включают:
* количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;
* порядок изготовления конструкций и внутреннего оборудования для защитных сооружений, производства строительно-монтажных и других работ в объемах, обеспечивающих создание необходимого фонда убежищ и укрытий;
* порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;
* приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;
* строительство укрытий простейшего типа.

Потребность в защитных сооружениях определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами исполнительной власти - для рабочих и служащих подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности.

На предприятиях, в учреждениях, организациях, ЖЭКах, ДЭЗах, домоуправлениях разрабатываются схемы привязки укрытий простейшего типа и указания по производству работ для руководителей строительных бригад. В ходе практических мероприятий по подготовке населения к защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется опытное приспособление и возведение защитных сооружений.

Установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

Защитные сооружения на атомных станциях, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению. Конкретные нормативы и требования в этом направлении определены строительными нормами и Временной инструкцией о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны от1998 года.. Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитного сооружения представлена в табл.4.3.2

Таблица 4.3.2.
Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитного сооружения


В целях выполнения задач по созданию и содержанию защитных сооружений МЧС России и органы управления ГОЧС на местах осуществляют следующие функции:
* принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию защитных сооружений и поддержанию их в состоянии постоянной готовности;

* участвуют в проведении госэкспертизы проектов строительства, реконструкции и расширения объектов;
* организуют согласование типовых и индивидуальных
проектов защитных сооружений;
* организуют учет существующих и создаваемых объектов;
* осуществляют методическое руководство и контроль за
созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в постоянной готовности.

Периодичность и содержание проверок состояния защитных сооружений

Состояние защитных сооружений проверяется при ежегодных и специальных (внеочередных) смотрах и комплексных проверках.

Ежегодные осмотры производятся в порядке, установленном руководителями предприятий, учреждений и организаций, эксплуатирующих защитные сооружения в военное время.

Специальные осмотры производятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.
При осмотрах защитных сооружений должны проверяться:

общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;
исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;
исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;
наличие и состояние средств пожаротушения.
Комплексная проверка защитного сооружения проводится один раз в три года, для чего в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляются перспективные планы проведения комплексных проверок.
При этом проверяется:
герметичность убежища;
работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;
возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом;
эксплуатация в режиме защитного сооружения в течение 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции.

Комплексная проверка состояния защитного сооружения на объекте проводится в порядке, установленном руководителями предприятия, учреждения или организации, эксплуатирующей сооружение.
Кроме проверок, планируемых руководителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляются периодические проверки по планам органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В состав комиссий по проведению проверок состояния защитных сооружений должны включаться: представители органов управления ГОЧС, соответствующие специалисты объектов экономики и служб; представители территориальных комитетов по управлению государственным имуществом.
Председателями комиссий могут быть: объектовой - заместитель председателя объекта, главный инженер, главный энергетик; районной - заместитель главы администрации района; городской (областной) - заместитель руководителя городской (областной) администрации.

Результаты проверки состояния защитного сооружения оформляются актом. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе осмотров и проверок, предложения по их устранению отражаются в журнале проверки состояния убежища (противорадиационного укрытия).

С результатом проверок должны быть ознакомлены руководители предприятий, учреждений и организаций, на балансе которых находятся защитные сооружения, с целью принятия мер по устранению недостатков и улучшению их содержания и использования.

На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющихся защитных сооружений, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

· накопление и содержание фонда ЗС ГО;

· подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

· прогнозирование инженерной обстановки;

· планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

· подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

· подготовка и содержание дорожной сети;

· подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

· подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО

Накопление и содержание фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения потенциально опасных объектов.

Накопленный фонд защитных сооружений необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Однако, вызывает беспокойство состояние защитных сооружений и их готовность к использованию по прямому предназначению, и особенно на потенциально опасных объектах, хотя укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени.

В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации, практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм и форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10%, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40% и в косметическом ремонте - около 30% сооружений.

Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

· нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

· износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

· предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

· нарушение целостности дренажных систем;

· использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

· отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

· отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон «О гражданской обороне» предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.

Со стороны руководящего состава предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль за состоянием объектов проводится не регулярно, от случая к случаю. Налицо отсутствие должного отношения к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, хотя события в Югославии показали негативного последствия такого подхода.

Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.

Для более эффективного решения указанных мероприятий органы управления по делам ГОЧС субъектов РФ должны руководствоваться СП 11-107-98 и СП 11-113-2002.

Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО нестандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов. Исходя из этого, заводы местной промышленности перестали выпускать элементы оборудования для защитных сооружений. В ежегодном Государственном оборонном заказе планируется и выделяются недостаточные средства на закупку нестандартизированного оборудования и требующего замены фильтровентиляционного и другого оборудования для ЗС ГО, а средства на строительство новых сооружений, обслуживание и эксплуатацию существующих вообще не выделяются.

Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.

При ликвидации этих предприятий и смене собственника часть защитных сооружений долгое время оказывалась бесхозным и не обслуживалась, вследствие чего системы жизнеобеспечения и инженерно-техническое оборудование постепенно приходили в негодность.

Ликвидационные комиссии, занимаясь оценкой и продажей имущества этих предприятий, не учитывали то, что ЗС ГО должны находиться в федеральной собственности и их приватизация запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Так, некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.

Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

Результаты проверок и анализа отчетных документов в последние годы показывают, что лучше эти вопросы решаются в Центральном регионе (Курская и Московская области), хуже в Приморском крае и Иркутской области. Некоторые руководители предприятий, вместо того, чтобы организовать ремонт, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию ЗС ГО идут по пути наименьшего сопротивления и в ряде случаев пытаются списать их с учета. К сожалению, эти факты в ряде случаев находят поддержку у отдельных начальников органов управления по делам ГОЧС. Так, например, начальник главного управления по делам ГОЧС Иркутской области согласовал списание 20 убежищ в г. Ангарске на 2640 человек под предлогом, что они не нужны.

Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты сыграла существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

· Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;

· Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994 г. № 1513-р «О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.

В настоящее время, когда этап приватизации, в основном, завершен, сформировались условия для создания, роста и расширения предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 359 играет не только положительную, но и сдерживающую роль в создании и накоплении фонда ЗС ГО. На практике появился ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для урегулирования пробелов в вопросах собственности и арендных отношениях.

Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.

Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.

Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.

Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.

Как показывает практика наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.

При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» и № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.

Так, например сдача в аренду защитных сооружений на территории г. Москвы регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 г. № 689 «Об аренде нежилых помещений» и «Положением о порядке использования защитных сооружений гражданской обороны двойного назначения в г. Москве в мирное время», утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 26.12.91 г. № 102/29с.

На сегодняшний день из 7057 защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории г. Москвы, в интересах экономики и обслуживания населения используется 77,3%.

Из общего числа убежищ, находящихся на предприятиях, используется под размещение складов, бытовых помещений, спортивных залов и других потребностей этих предприятий - 84,4%.

В жилой застройке для нужд городского хозяйства и других организаций сдается в аренду государственным и частным предприятиям - 71,5% сооружений.

Финансовые средства, полученные от аренды ЗС ГО в составе других платежей поступают в городской бюджет, после чего из городского бюджета 47,5% выделяется префектурам на оплату работ по поддержанию жилого фонда, в том числе и убежищ. Таким образом, обезличенность средств, поступающих от аренды защитных сооружений, не позволяет в полной мере направлять их на ремонт и поддержание в готовности этих объектов. Так, в 1999-2000г.г. из 3867 убежищ, расположенных в жилом секторе было отремонтировано всего 252, что составляет - 7%.

В Московской области сдача защитных сооружений в аренду осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Московской области от 06.04.94 г. № 119 «О порядке заключений и переоформлений договоров аренды имущества госпредприятий, организаций и учреждений» и распоряжением Председателя Мособлкомимущества от 15.04.94 г.

№ 133. Расчет арендной платы производится по методике, утвержденной областным комитетом по имуществу, в соответствии с которой часть средств идет на ремонт, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения, содержание, правильную эксплуатацию ЗС ГО и зарплату обслуживающего персонала.

Как уже говорилось большую роль в улучшении содержания и эксплуатации ЗС ГО играет определение четкого механизма финансирования.

В качестве примера можно привести г. Фрязино Московской области, где издано постановление Главы Администрации города от 09.12.95 г. № 1021 «О порядке финансирования, ремонта и обслуживания защитных сооружений города». Этим постановлением городскому финансовому управлению предписано 50% денежных средств, получаемых от аренды защитных сооружений в жилой части города направлять городскому жилищному управлению для обеспечения своевременного ремонта и обслуживания защитных сооружений, а городскому жилищному управлению поручено составлять ежегодно денежные ведомости, смету на планируемые работы и план проведения работ, согласованный с управлением по делам ГОЧС города. По окончании финансового года жилищное управление обязано представить в городское финансовое управление отчетные документы за полученные и израсходованные для ремонта защитных сооружений средства. Подобная практика имеется не во всех субъектах Российской Федерации.

Практику принятия постановлений администраций субъектов по организации содержания и эксплуатации ЗС ГО и механизма направления финансовых средств на поддержание в готовности фонда средств коллективной защиты можно рекомендовать и для администраций других городов и субъектов Российской Федерации. Даже незначительные объемы финансовых средств, получаемые от аренды ЗС ГО, позволят поддерживать их в относительно пригодном состоянии.

Проведенные исследования по технико-экономическому обоснованию выделения средств на содержание, обслуживание и ремонт ЗС ГО показывают, что средняя удельная стоимость проведения ЕТО и ремонта для убежищ составляет 170 руб./год на чел., для ПРУ – 40 руб./год.

Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

· увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

· уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

· при проектировании зданий и сооружений предусматривать усиленные перекрытия и ограждающие конструкции в первых, цокольных и подвальных этажах для оборудования в них в особый период убежищ;

· приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

· строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

· дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;

· повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);

· разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

· создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;

· включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

· определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО нестандартизированным оборудованием;

· проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Таким образом, реализация большинства направлений зависит в первую очередь от законодательного и нормативного правового обеспечения вопросов инженерной защиты населения.

Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО

Как уже было сказано, мы не достигли 100% укрытия населения в защитных сооружениях. Поэтому возникает необходимость строительства недостающего фонда в угрожаемый период, с введением в действие плана на военное время. Но для того, чтобы строительство недостающего фонда защитных сооружений было осуществлено в короткие сроки и обеспечено материально, необходимо заблаговременно выполнить ряд подготовительных мероприятий:

· в частности, определяется недостающее количество защитных сооружений, их вместимость, место строительства;

· разрабатывается план строительства быстровозводимых защитных сооружений на территории области и другие документы, связанные с процессом строительства;

· определяется общая потребность в рабочей силе и механизмах для строительства, количество и номенклатура материалов, оборудования, механизмов и автотранспорта для обеспечения строительства;

· заключаются хозяйственные договора на поставку конструкций, оборудования и ведения строительных работ;

· разрабатывается недостающая проектно-сметная документация и осуществляется обеспечение ею объектов экономики.

Подготовка должна предусматривать выбор мест строительства, организацию работ по их возведению, обеспечение материалом, инструментом и механизмами, силы и средства строительно-монтажных организаций, выделяемых на усиление команд, созданных из числа населения.

При разработке планов строительство простейших укрытий следует предусматривать их возведение в жилом секторе, на объектах народного хозяйства, на сборных эвакопунктах, пунктах посадки и других местах скопления людей.

Прогнозирование инженерной обстановки

С целью получения данных для планирования инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо заблаговременно спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории области, города, района, объекта.

В ходе прогнозирования возможной инженерной обстановки определяются объемы возможных разрушений и инженерных работ, силы и средства для их выполнения, время года и другие необходимые данные, от которых будет зависеть успех выполнения тех или иных задач.

Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основным критерием для создания аварийно-спасательных инженерных и аварийно-технических формирований, их оснащения инженерной техникой, средствами малой механизации и обучения.

Прогнозирование проводится по разработанным методикам, в соответствии со справочными данными, данными учений и научных исследований, а также данными, полученными в результате проводимых рекогносцировок.

В настоящее время на практике применяются ведомственные методики. В некоторых случаях это сказывается на результатах определяемых показателей или в сторону занижения, или завышения. С целью исключения такой практики – разработкой методик должны заниматься страховые компании.

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС осуществляется по результатам прогноза возможной инженерной обстановки.

Мероприятия по инженерному обеспечению отражают в планах РСЧС на мирное время (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и планах ГО на военное время.

В разделах плана предупреждения и ликвидации ЧС излагаются выводы из оценки возможной инженерной обстановки:

· степень разрушения населенных пунктов, объектов экономики; состояние защиты населения и защитных сооружений;

· состояние коммунально-энергетических сетей, инженерных сооружений, дорожной сети, а также: организацию инженерной защиты населения и инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

· силы и средства, привлекаемые к выполнению инженерных мероприятий, последовательность их применения и сроки выполнения задач;

· особенности инженерного обеспечения, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План отрабатывается в виде графической части (на карте или на схеме) и пояснительной записки.

Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях

Серьезной проблемой остается организация обеспечения надежного водоснабжения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Значение воды велико и потребление ее с каждым годом растет.

Достаточно сказать, что на одного жителя крупного города расходуется в среднем 400-600 литров воды в сутки.

В чрезвычайных ситуациях водопотребление не только не сократиться, а ряде случаев увеличится. Например, для тушения пожаров на одном километре фронта огня необходимо подать 800 литров воды в секунду. Кроме того, вода необходима для санитарной обработки пораженных и специальной обработки техники, других нужд, не считая хозяйственно-питьевых нужд.

В результате чрезвычайных ситуаций, могут возникнуть разрушения ряда сооружений и сетей водоснабжения, или заражение источников воды. Такие примеры имели место в Уфе, Хабаровске, Ленске.

Наименее не устойчивыми (критическими) элементами системы водоснабжения являются водозаборные и водоочистные сооружения, наземные части насосных станций, водонапорные башни и домовые (цеховые) сети.

С целью повышения устойчивости работы существующих систем необходимо заблаговременно предусмотреть проведение целого ряда инженерно-технических мероприятий.

Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы систем водоснабжения возлагается на начальников всех рангов, органы управления и соответствующие службы.

Подготовка и содержание дорожной сети

Развитость и состояние дорожной сети существенно влияет на выполнение мероприятий РСЧС, особенно при проведении эвакомероприятий, массового строительства защитных сооружений, при выдвижении и вводе сил РСЧС в очаг поражения, для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Мероприятия по подготовке дорожной сети, которые проводятся заблаговременно, включают:

· совершенствование существующих и строительство новых дорог по планам развития транспортных коммуникаций;

· связей городов и районов сельской местности с учетом требований Норм проектирования ИТМ ГО;

· согласование с органами военного командования вопросов совместного использования дорожной сети для военных перевозок, целей РСЧС и ГО;

· рекогносцировка дорожной сети, определения наиболее узких и уязвимых мест;

· выбор мест для постройки временных мостов и наводки переправ на случай разрушения существующих мостов;

· выбор направления колонных путей, изучение проселочных дорог, объездов в случае отсутствия или недостаточности существующих дорог с твердым покрытием;

· определение проходимости местности вне дорог, по результатам анализа состояния дорожной сети разрабатывается план дорожно-мостового обеспечения. План разрабатывается на карте с пояснительной запиской.

Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики

Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики планируется и организуется на основании требований Норм проектирования гражданской обороны СНиП 2.01.51-90, 2.03.53-84.

Она заключается в снижении освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, с целью затруднения обнаружения и опознавания в темное время суток оптическими средствами разведки.

Световая маскировка выполняется в полном объеме на территории страны, отнесенной к зонам световой маскировки, по двум режимам: частичного и полного затемнения.

Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов до отмены военного положения. Время введения режима не должно превышать 16 часов. Цель данного режима заключается в снижении общей освещенности без нарушения производственной деятельности объектов и работы транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов и подготовиться к введению режима полного затемнения.

Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется по сигналу «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен быть осуществлен за время не более 3-х минут, в отдельных случаях, при световой маскировке наружных производственных огней, допускается увеличивать время перехода до 10 минут.

Световая маскировка осуществляется электрическим, светотехническим, механическим и технологическим способами. Выбор способа или сочетания способов должен производиться в зависимости от характера деятельности того или иного населенного пункта или объекта.

Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований

Для выполнения основных, наиболее сложных задач инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО создаются службы и аварийно-технические формирования.

К числу инженерно-технических служб относятся:

· инженерная;

· коммунально-техническая;

· энергетики и светомаскировки;

· дорожная;

· убежищ и укрытий.

Базой создания инженерно-технических служб служат родственные или близкие по специализации министерства, ведомства и их подведомственные учреждения, организации, предприятия в зависимости от территориального расположения.

Для непосредственного выполнения инженерных задач мирного и военного времени, требующих использования специально подготовленного личного состава и применения инженерной техники, должны создаваться инженерные и аварийно-технические формирования. Количество инженерно-технических формирований, их состав и оснащение должны определяться непосредственно на местах, в соответствии с предстоящими задачами, решаемыми по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и задач военного времени, объем которых определен в ходе прогнозирования инженерной обстановки.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов).
Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Укрытия создаются:

1. для для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;

2. для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

3. для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязнённой местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

В целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Москвы, и определения их фактического состояния:

4.1. Организует проведение инвентаризации всех защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

4.3. В срок до 31 августа 2014 г. направляет установленным порядком в Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент городского имущества города Москвы и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве результаты инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы.

5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. N 968-РП "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы".

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

1.1. Комиссия по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы (далее - Городская инвентаризационная комиссия) создается в целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории города Москвы, уточнения их наличия и определения их фактического состояния.

1.2. Городская инвентаризационная комиссия является коллегиальным рабочим органом Правительства Москвы. Городская инвентаризационная комиссия осуществляет контроль за ходом инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы, дает рекомендации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы и организациям, а также обобщает результаты инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы.

1.3. Городская инвентаризационная комиссия организует проведение инвентаризации всех ЗС ГО (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

1.4. Городская инвентаризационная комиссия обеспечивает сбор и несет ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременность оформления отчетных материалов по инвентаризации.

1.5. Городская инвентаризационная комиссия в своей деятельности руководствуется Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

1.6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Городской инвентаризационной комиссии осуществляет Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы.

2.7. Определение перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий в области гражданской обороны и защиты населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3.1. Городская инвентаризационная комиссия вправе принимать решения в части, касающейся повышения эффективности и качества проведения инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы:

3.1.2. Заседания Городской инвентаризационной комиссии проводятся по инициативе председателя, первого заместителя председателя Городской инвентаризационной комиссии.

3.1.4. В целях полного и всестороннего рассмотрения вопросов для участия в заседаниях Городской инвентаризационной комиссии установленным порядком могут приглашаться представители органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, общественных и иных организаций, присутствие которых целесообразно при рассмотрении вопросов повестки дня заседаний.

3.1.5. Городская инвентаризационная комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Городской инвентаризационной комиссии. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Городской инвентаризационной комиссии является решающим.

3.1.6. Члены Городской инвентаризационной комиссии, не согласные с принятым решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к принятому решению.

3.1.7. Решения Городской инвентаризационной комиссии оформляются протоколом заседания Городской инвентаризационной комиссии, который подписывается ответственным секретарем и утверждается председателем Городской инвентаризационной комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании первым заместителем (заместителем) председателя Городской инвентаризационной комиссии.

«Защитные сооружения гражданской обороны, их оборудование. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации».

Учебные вопросы:

    Классификация защитных сооружений гражданской обороны

(убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), быстровозводимые убежища (БВУ), простейшие укрытия).

    Накопление фонда защитных сооружений.

1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Один из наиболее надежных способов защиты населения от воздействия аварийно – химических опасных веществ (АХОВ) при авариях на химически опасных объектах (ХОО) и от радиоактивных веществ при авариях на АЭС, во время стихийных бедствий: бурь, ураганов, смерчей и, конечно, в случае применения современных средств массового поражения (ССП) - это укрытие в защитных сооружениях (ЗС). К таким сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты служащих и членов их семей применяются и простейшие укрытия.

Защитные сооружения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания служащих.

По срокам строительства ЗС подразделяются на построенные заблаговременно, т.е. в мирное время и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких-либо чрезвычайных ситуаций или при внезапном нападении противника.

Убежища

Убежища характеризуются наличием прочных стен, перекрытий и дверей, наличием герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств. Все это создает благоприятные условия для нахождения в них людей в течение нескольких суток. Не менее надежными делаются входы и выходы, а так же аварийные выходы на случай завала или повреждения основных выходов.

Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (второй и третий ярусы): малые - до 600, средние - от 600 до 2000 и большие - свыше 2000 человек.

Убежище защищает человека от обломков разрушающихся зданий, от проникающей радиации и радиоактивной пыли, от попаданий внутрь помещений сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, бактериальных средств, повышенных температур при пожарах, угарного газа и других опасных веществ в чрезвычайных ситуациях. Для этого убежища должны герметизироваться и оснащаться фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и неплотности.

Длительное пребывание людей возможно благодаря надежному электропитанию (дизельная электростанция), санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление), радио- и телефонной связи, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов. Система воздухоснабжения в свою очередь обеспечивает укрываемых не только необходимым количеством воздуха, но и придает ему нужную температуру, влажность и газовый состав.

Во всех убежищах предусматривается два режима вентиляции: чистой - наружный воздух очищается от пыли; фильтровентиляции - воздух пропускается через фильтры-поглотители, где он очищается от всех вредных примесей, веществ и пыли. Если убежище расположено в пожароопасном месте (нефтеперерабатывающее предприятие) или в районе возможной загазованности активными химическими веществами, предусматривается и третий режим - изоляции и регенерации (т.е. восстановления газового состава, как это делается на подводных лодках).

Система водоснабжения питает укрываемых водой для питья и гигиенических нужд от наружной водопроводной сети. На случай выхода водопровода из строя предусмотрен аварийный запас или самостоятельный источник получения воды (артезианская скважина). В аварийном запасе - только питьевая вода (из расчета 3 литра в сутки на человека). При отсутствии стационарных баков устанавливаются переносные емкости (бачки, бидоны, ведра).

Каждое защитное сооружение имеет систему канализации. Санузел размещают в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, и обязательно устраивают вытяжку.

Электроснабжение необходимо для питания электродвигателей системы воздухоснабжения, артезианских скважин, канализации, освещения. Электропитание осуществляется от городской (объектовой) электросети, а в аварийных случаях - от дизельной электростанции, находящейся в убежище. В сооружениях без автономной электростанции предусматриваются аккумуляторы, фонари, свечи.

Запас продуктов создается из расчета не менее чем на двое суток на каждого укрываемого.

Каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления и громкоговоритель радиотрансляции, подключенные к городской или местной сети радиовещания. Резервным средством связи являются радиостанции.

В убежище должны обеспечиваться необходимые санитарно-гигиенические условия для укрываемых: содержание углекислого газа в воздухе не более 1%, влажность не более 70%, температура не выше 23°С.

В помещении (в отсеках), где находятся укрываемые, устанавливаются двухярусные или трехярусные скамьи (нары): нижние - для сидения, верхние - для лежания. Места для лежания должны составлять не менее 20% от общего количества мест в убежище при двухярусном расположении нар и 30% - при трехярусном.

Для встроенных убежищ важной частью является аварийный выход, который устраивается в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком. Выход из убежища в тоннель оборудуется защитно-герметическими и герметическими ставнями, устанавливаемыми соответственно с наружной и внутренней стороны стены. Оголовки аварийных выходов удаляются от окружающих зданий на расстояние, составляющее не менее половины высоты здания плюс 3 метра (0,5Н+3м). В стенах оголовка высотой 1,2м устраиваются проемы, которые оборудуются жалюзийными решетками, открывающимися внутрь. При высоте оголовка меньше 1,2м устанавливается металлическая решетка, открываемая вниз.

Все убежища обозначаются специальными знаками, размер которых 0,5х0,6м. Знаки располагаются на видном месте у входа и на наружной двери. Маршруты движения к убежищу обозначаются указателями. Знаки и указатели окрашиваются в белый цвет, надписи делаются черной краской. На знаке указывается номер убежища, принадлежность, у кого ключи (должность, место работы, телефон).

Убежища - самое надежное средство защиты и в мирное время при авариях, катастрофах техногенного характера и в большинстве стихийных бедствий.

Быстровозводимые убежища (БВУ)

БВУ строятся в городах и на объектах, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводятся такие сооружения в короткие сроки (в течении нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, а иногда и из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая - от 30 до 200 человек.

БВУ, как и заблаговременно построенные убежища, должны состоять из помещений для укрываемых, мест для расположения фильтровентиляционного оборудования, санитарного узла, располагать аварийным запасом воды. В убежищах малой вместимости санитарный узел и емкости для отбросов размещаются в тамбуре, а баки с водой - в помещении для укрываемых.

Внутреннее оборудование БВУ включает в себя средства воздухоподачи, песчаные и шлаковые фильтры, матерчатые фильтры, воздухозаборные и вытяжные отверстия (короба), приборы освещения, нары и скамьи.

Вентиляция БВУ выполняет работу по двум режимам. Для этого используются различные типы механических и ручных вентиляторов.

Противорадиационные укрытия (ПРУ)

ПРУ используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения в небольших городах и сельской местности. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или при возникновении угрозы вооруженного конфликта.

Обычно ПРУ устраивают в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях, овощехранилищах.

ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивного излучения, защищают при авариях на химически опасных объектах и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера: бурях, ураганах, смерчах и т.д. Поэтому располагаются они вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений ПРУ, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых - до 50 чел. - допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого принимается, как и в убежище, равной 0,5м? при двухярусном расположении нар.

Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при одном из входов.

В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с механическим побуждением. Естественная - осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные - в верхней зоне.

Водоснабжение - от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, то устанавливают бачки для питьевой воды из расчета 2 литра в сутки на человека.

Освещение - от электрической сети, аварийное - от АКБ, различного типа фонарей и вело (ручных) генераторов.

Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень) строительных материалов.

Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повышению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Все лишние проемы - двери, окна - заделывают.

Простейшие укрытия

К простейшим укрытиям относятся - щели, траншеи, окопы, блиндажи, землянки и т.д. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

Щель может быть открытой и перекрытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8 - 2 м, шириной по верху 1 - 1,2 м, по низу 0,8 м. Обычно щель строится на 10 - 40 человек. Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого из которых не более 10 м. Входы делаются под прямым углом к примыкающему участку.

Перекрытие щели делается из бревен, брусьев, железобетонных плит или балок. Сверху укладывают слой мятой глины или другого гидроизоляционного материала (рубероида, толя, пергамина и т.д.) и все это засыпается слоем грунта 0,7-0,8 м.

2. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны

Защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия) постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» отнесены к объектам гражданской обороны.

Убежища 1 создаются для защиты служащих наибольшей работающей смены, расположенных в зонах возможных сильных разрушений 2 городов, отнесенных к группам по гражданской обороне и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время.

Противорадиационные укрытия 3 создаются для защиты:

служащих, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время;

служащих, эвакуируемых из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления 4 .

В учреждениях, имеющих собственные ЗС ГО, приказами руководителей назначаются должностные лица, ответственные за организацию правильного содержания помещений, обеспечение работоспособности и надежности систем жизнеобеспечения ЗС ГО.

Для обслуживания ЗС ГО в период пребывания в них укрываемых создаются нештатные группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО из расчета одна группа (звено) в зависимости от вместимости на каждое сооружение.

Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются материальными средствами (средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки и контроля, специальной обработки, связи, медицинским имуществом, медикаментами и инструментом) в соответствии с нормами положенности и табелями.

Ответственность за содержание, эксплуатацию и готовность ЗС ГО к приему укрываемых несут начальники гражданской обороны учреждений – руководители учреждений, на балансе которых находятся данные сооружения.

В обязанности начальника гражданской обороны учреждения по обеспечению готовности ЗС ГО к приему укрываемых входит:

организация мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и оборудования;

обеспечение эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд учреждений в соответствии с проектом;

организация подготовки личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучение служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

___________________________________

1. Убежище – защитное сооружение, в котором в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ.

2 Территория с расположенными на ней городами, отнесенными к группам по гражданской обороне и организациями, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, на которой может возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны равное 30 кПа (0,3 кгс/см²) и более.

3 Противорадиационное укрытие – защитное сооружение, предназначенное для укрытия людей от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии. Далее – «ПРУ или укрытие».

4 Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

осуществление систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому предназначению;

обеспечение доступа в ЗС ГО и исполнение обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными лицами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подведомственных ему территориальных органов.

Порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми

Заполнение ЗС ГО осуществляется по сигналам гражданской обороны. При внезапном нападении противника допускается двойное переполнение ЗС ГО. В ПРУ при опасной концентрации АХОВ и отравляющих веществ укрываемые должны находиться в средствах индивидуальной защиты.

Укрываемые прибывают в ЗС ГО со средствами индивидуальной защиты. Личный состав групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО должен иметь при себе положенные по табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинское и другое необходимое имущество.

Закрывание защитно-герметических и герметических дверей убежищ и наружных дверей ПРУ производится по команде руководителя учреждения или, не дожидаясь команды, после заполнения сооружений до установленной вместимости по решению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. При наличии в убежищах тамбур-шлюзов заполнение сооружений может продолжаться способом шлюзования и после их закрытия.

Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны

Укрываемые в ЗС ГО обязаны:

быстро и без суеты занять указанные места в помещении;

выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;

поддерживать чистоту и порядок в помещениях;

по распоряжению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО выполнять работу по подаче воздуха в убежище с помощью электроручного вентилятора;

оказывать помощь группе (звену) по обслуживанию ЗС ГО при ликвидации аварий и устранении повреждений инженерно-технического оборудования;

выполнять уборку помещений по распоряжению старших групп;

соблюдать правила техники безопасности (не входить в фильтровентиляционное помещение и помещение дизельной электростанции; не прикасаться к электрорубильникам и электрооборудованию, к баллонам со сжатым воздухом, регенеративным установкам, гермоклапанам, клапанам избыточного давления, запорной арматуре на водопроводе и канализации, к дверным затворам и другому оборудованию).

Укрываемым в ЗС ГО запрещается:

курить и употреблять спиртные напитки;

приводить (приносить) в ЗС ГО домашних животных (собак, кошек и др.);

приносить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и едкие вещества, а также громоздкие вещи;

шуметь, громко разговаривать, ходить по ЗС ГО без надобности, открывать двери и выходить из ЗС ГО;

включать радиоприемники, магнитофоны и другие радиосредства;

применять источники освещения с открытым огнем (керосиновые лампы, свечи, карбидные фонари и др.). Указанные источники освещения применяются только по разрешению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО на короткое время в случае крайней необходимости – при проведении аварийных работ, оказания помощи пострадавшим и т.д.

Основными задачами воспитательной работы среди укрываемых в ЗС ГО являются: поддержание морального духа, выдержки и самообладания, организованности и дисциплины; доведение до укрываемых правил поведения в ЗС ГО; разъяснение мер безопасности и обязанностей каждого укрываемого по обслуживанию ЗС ГО.

Решение задач достигается: инструктированием старших групп укрываемых и всего личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; проведением групповых и индивидуальных бесед; оперативным информированием укрываемых об обстановке вне ЗС ГО; снабжением укрываемых заблаговременно подготовленными памятками и листовками.

3. Накопление фонда защитных сооружений

Инженерная защита населения от обычных средств поражения обеспечивается укрытием его в защитных сооружениях гражданской обороны. Она предусматривает накопление фонда защитных сооружений в городах и на объектах с необходимыми защитными свойствами.

Защитные сооружения на потенциально опасных объектах и в зонах возможного заражения (загрязнения) должны обеспечивать защиту от радиационных излучений, аварийно химически опасных веществ, биологических агентов и продуктов горения.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения страны от поражающих факторов ядерного оружия.

Населению предоставляется право строить убежища на правах личной и кооперативной собственности.

Фонд защитных сооружений для наибольшей работающей смены предприятий должен создаваться на территории предприятий или вблизи их, для остального населения - в районах жилой застройки. Защитные сооружения размещаются в пределах радиуса сбора укрываемых.

При приспособлении под защитные сооружения горных выработок действующих объектов не должна нарушаться их производственная деятельность в мирное время. Устраиваемые в соответствии с рекомендациями и нормативными документами защитные сооружения размещают в протяженных выработках, штреках, штольнях, выработках околоствольных дворов.

Размещение укрываемых в метрополитене предусматривают на платформах станций, в поездах, стоящих у платформы, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках.

В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений, разрабатываются меры по освоению подземного пространства городов и населенных пунктов в интересах защиты и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях (без ущерба для выполнения своих функций по предназначению).

При проектировании и строительстве защитных сооружений необходимо предусматривать наиболее экономичные объемно-планировочные решения с учетом требований по эффективному использованию их площадей и объемов в обычных условиях.

Предприятия, учреждения и организации, на балансе которых находятся защитные сооружения, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в нормативные сроки.

Защитные сооружения на АЭС, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.