Инструкция о ведении ученических дневников. Электронные оценки является

Считанные дни остаются до школьных каникул. В школах подводят итоги второй четверти, и многие родители, мягко говоря, в недоумении. Итоговые оценки их детей не сходятся с данными электронных дневников. Некоторые отличники превращаются в хорошистов, а двоечники — наоборот — радуются результатам. Как так вышло?

- Я в принципе не понимаю, как выставляются оценки в электронном дневнике, потому что тут есть вот эти промежуточные баллы.

Разобраться в электронном дневнике своей дочери у Олеси Старцевой получается с трудом. Ей не понятно, почему при большинстве пятерок по алгебре итоговая оценка — "твердая" четверка.

- Если ребенок учится хорошо — вот, допустим, 4,60, — то учитель не поставит 5, поставит 4, потому что ребенок до 5 не дотягивает. То есть, двоечников мы вытягиваем, а хорошистов? Я не понимаю!

А вот Оксане Кучеровой — маме сразу троих школьников — подсчет среднего балла кажется задачей несложной

- Наверно, всем понятно, что это складывается и делится на количество выставленных оценок.

Но все не так просто — ведь от итоговой оценки за четверть этот средний балл тоже может отличаться. Вот пример. Оценки за первый триместр — семь пятерок и четыре четверки. Средний балл — 4,64, но итоговая оценка — 4. Почему? Оказывается, оценка оценке рознь.

"Все понимают, что значимость контрольной работы все-таки неизмеримо выше, нежели даже блестящий, но устный ответ у доски", — объясняет директор школы № 1995 Елена Норенко.

Оценки за контрольные работы в электронном дневнике выделены жирным шрифтом.

Сколько "весит" оценка, решают сами учителя.

"Конечно, в первую очередь руководствуемся локальным нормативным актом о выставлении оценок. Мы обращаем внимание на те работы, которые показывают умение ребенка применять знания, полученные на практике, то, насколько он овладел программным материалом", — говорит учитель русского языка и литературы школы № 109 Лариса Евстратова.

"У меня был такой случай, что у меня было на грани тройки или четверки, и учитель поставил мне 4, потому что контрольную я писала на хорошую оценку", — рассказывает одна из учениц.

Получается, средний балл итоговой оценкой автоматически не становится. Более того — администрация учебного заведения не вправе устанавливать некий коэффициент, при котором оценка округляется в одну или другую сторону. Это когда в одних школах, чтобы получить 5 по предмету, достаточно набрать 4,5 средних балла, а в других — 4,7. Решение по-прежнему остается за учителем, который знает возможности каждого ребенка.

"Какой может быть коэффициент, когда у нас только одно — ребенок знает, а если нет, то что еще нужно сделать для того, чтобы он это освоил?" — говорит Елена Норенко.

При этом оценить эти знания по пятибалльной шкале сложно. Чтобы сделать это объективно, по мнению многих педагогов, правильнее применять, к примеру, 100-балльную шкалу. Такая система оценки знаний в качестве эксперимента уже работает в некоторых московских школах.

Необходимо и обязательно заполнять!!!

Положение о порядке ведения школьного дневника должно иметься и имеется в каждой школе как локальный нормативный акт. обязательный к исполнению.

1. Общие (положения) правила

1.1. Дневник - основной школьный документ учащегося, подтверждающий принадлежность последнего к данному образовательному учреждению

1.2. Ведение дневника обязательно для учащихся со 2 по 11 класс.

1.3. Дневник учащегося рассчитан на учебный год.

1.4. Все записи учащиеся в дневнике выполняют чернилами синего и фиолетового цвета.

1.5. Ответственность за обязательное и аккуратное ведение дневника несет сам ученик и его родители (или лица, их заменяющие).

1.6. Для заметок учителей и классного руководителя в конце дневника выделена страница.

1.7. Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.

2. Обязанности учащегося

2.1. Заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, название месяца и числа. Посторонние записи и рисунки недопустимы.

2.2. Ежедневно записывает домашнее задание и задания для самостоятельной работы в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий.

2.3. Следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя.

3. Обязанности педагогов

3.1. Своевременно выставляет оценки за устные и письменные работы учащихся в их дневники (устный ответ – в конце урока; письменный – в течение недели).

3.2. Оценки в дневник учащегося выставляет синими и фиолетовыми чернилами, при необходимости красными.

3.3. Имеет право выставлять в дневник оценок за поведение ученика. В случае нарушения учебной дисциплины учитель имеет право обратиться к классному руководителю с просьбой об уведомлении родителей (по телефону, письменно, в личной беседе) о совершенном нарушении.

4. Обязанности классного руководителя

4.1. Классный руководитель предоставляет ученику сведения, необходимые для заполнения основных разделов дневника: расписания занятий; фамилии, имена и отчества учителей, ведущих предметы.

4.2. Классный руководитель обязан регулярно проверять дневники:

4-9 классы – каждую неделю;

10-11 классы - 1 раз в 2 недели

4.3. Классный руководитель следит за наличием в дневниках всех оценок, полученных учащимися. В случае необходимости вписывает отсутствующие оценки, подтверждая их своей подписью.

4.4. Классный руководитель имеет право обращается к учителю-предметнику в случае отсутствия оценок по предмету.

4.5. Классный руководитель контролирует аккуратность ведения учащимися дневника.

4.6. Классный руководитель имеет право вызова родителей с помощью записи в дневнике.

4.7. В конце дневника классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости.

4.9. Один раз в месяц классный руководитель имеет право сделать выписку всех текущих оценок триместра на отдельном листочке и вклеить в дневник.

5. Обязанности родителей

5.1. Родители еженедельно, а также в конце учебного триместра, полугодия и года просматривают и подписывают дневник, контролируют его ведение.

6.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневника по следующим критериям:

Информированность родителей и учащихся о педагогах класса;

Запись расписания уроков и домашних заданиях;

Наличие и этичность замечаний учащимся и обращений к родителям;

Текущий учёт знаний учащихся;

Итоговый учёт знаний;

Качество и частота проверки дневников классными руководителями;

Наличие подписи родителей в дневниках учащихся;

Культура ведения дневников.

6.2. Контроль за ведением дневников осуществляется администрацией школы не реже 2-х раз в год.

6.3. По результатам контроля за ведением дневников администрация имеет право на поощрение и дисциплинарное взыскание классных руководителей.

7. Заключительные положения.

7.1. Положение вступает в силу с момента утверждения настоящего локального акта директором образовательного учреждения и действует на неопределенный срок;

7.2. Изменения в настоящем положении возможны в соответствии с действующим законодательством.

Настоящее положение составлено в соответствии с требованиями Устава школы.

1. Общие положения

1.1. Дневник является школьным документом обучающегося. Ведение его обязательно для каждого учащегося 2 по 11 класс. Ответственность за аккуратное и ежедневное ведение дневника несет сам ученик.

1.2. Дневник служит для записи расписания уроков, домашних заданий, учёта знаний, пропусков уроков и информации для родителей.

1.3. Дневник рассчитан на один учебный год.

1.4. Система работы классных руководителей и учителей-предметников контролируется заместителем директора по организации учебного процесса и заместителем директора по воспитательной работе 1 - 2 раза в год.

2. Ответственность классных руководителей при работе с дневниками.

2.1. Классный руководитель в течение первой учебной недели предоставляет ученику сведения, необходимые для заполнения основных разделов дневника: режим работы школы, расписание звонков, список предметов, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, администрации школы.

2.2. Классный руководитель проверяет ведение дневников один раз в неделю. Еженедельно выставляет текущие оценки во 2 - 4 классах, один раз в две недели - 5 - 11 классах, а также осуществляет ежемесячный контроль накопляемости оценок в 5 - 11 классах (на отдельных листочках-вкладышах). На первом родительских собрании, в сентябре, родители должны быть оповещены о том, каким образом осуществляется выставление отметок, о чем обязательно фиксируется запись в протоколе родительского собрания и подкрепляется подписью всех родителей (копия протокола родительского собрания сдается заместителю директора по УВР).

Если дневник не сдается учащимся на проверку классному руководителю, об этом должна быть произведена запись для осведомления родителей.

2.3. Итоговые оценки за каждую четверть (2 - 9 классы) и каждое учебное полугодие (10 - 11 классы) выставляются учителем на классном часе в конце четверти (полугодия), классный руководитель расписывается за проставленные оценки, родители ученика, ознакомившись с выставленными отметками, расписываются в соответствующей графе.

2.4. Классный руководитель контролирует своевременное и аккуратное ведение дневника.

2.5. Все записи классный руководитель осуществляет красными или черными чернилами. Так же можно использовать печатный вариант.

2.6. Классный руководитель имеет право записать в дневник обращения к родителям, благодарности, замечания обучающемуся. В начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и про-чих записей

3. Ответственность учителей-предметников и учителей начальных классов при работе с дневниками.

3.1. Учитель-предметник и учитель начальных классов контролирует наличие дневников у учащихся в начале урока.

3.2. Учитель-предметник и учитель начальных классов обязан выставлять отметки за урок в дневники обучающимся.

Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает её в дневник, заверяя своей подписью (в день получения отметки).

3.3. В дневнике учеником в обязательном порядке фиксируется, а учителем контролируется запись домашнего задания.

3.4. Все записи классный руководитель осуществляет красными или черными чернилами (синий, зелёный и другие цвета не используются).

3.5. Учитель-предметник имеет право записать в дневник обращения к родителям, благодарности, замечания обучающемуся в корректной форме, в специально отведенное место «для заметок» или на странице в конце дневника.

3.6. Учитель-предметник не имеет право ставить отметку за поведение.

4. Ответственность обучающегося при работе с дневниками.

4.1. Наличие дневника на уроке обязательно, учащийся должен предъявить дневник учителю по его требованию.

4.2. Записи в дневнике выполняются грамотно, аккуратным, разборчивым почерком и только чернилами синего цвета.

4.3. Обучающийся должен вести записи систематически: регулярно заполнять расписание уроков, расписание факультативных занятий, внешкольных и, по необходимости, внеклассных мероприятий, название месяца и числа учебных дней недели.

Домашние задания записывают ежедневно.

Посторонние записи и рисунки не допустимы.

4.4. Страницы, на которые выпали каникулы, не пропускаются, а оформляются записью о плане мероприятий во время каникул, информацию о котором предоставляет классный руководитель.

4.4. Название месяца и предметов следует писать со строчной буквы. При заполнении расписания уроков допускается использовать сокращенное написание (матем., литер., физ-ра., изо, окр.мир, МХК, СПб, англ.яз., рус.яз., информ., чтен. и.д.).

4.5. В начале учебного года обучающийся должен заполнить титульный лист дневника, режим работы школы, сведения об администрации школы, внести сведения о наименовании предметов, а также учителях, ведущих данные предметы. В специально отведенных графах заполнить необходимую информацию о владельце дневника: ФИО, домашний адрес, домашний телефон, телефон для связи с родителями.

4.6. Ученик обязан предъявлять дневник родителям для подписи страниц и ознакомления с результатами успеваемости после каждой проверки и выставления текущих отметок классным руководителем.

5. Ответственность родителей при работе с дневниками.

5.1. Родители ежедневно просматривают дневник. Знакомство с информацией текстового содержания (замечания, поощрения, пожелания) подтверждают своей подписью.

5.2. Родители подписывают дневник еженедельно, а также в конце четверти (полугодия), подтверждая осведомленность об успеваемости, успехах и неудачах своего ребенка.

5.3. Родители несут ответственность за наличие дневника у ребёнка.

5.4. Родители не имеют право заполнять дневник за ребёнка, писать отзывы, замечания и т.д.

6. Контроль администрации.

Контроль за состоянием ведения учащимися дневников осуществляется по следующим критериям:

  • информированность родителей и учащихся о педагогах класса;
  • запись расписания уроков и домашних заданий учащимися;
  • текущий учет знаний учащихся;
  • итоговый учет знаний учащихся;
  • качество и частота проверки дневников классным руководителем;
  • наличие подписи родителей в дневниках;
  • культура ведения
Методические рекомендации на основании документов МинОбра.

Промежуточная аттестация является удобным способом контроля успеваемости учащихся. При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. Таким образом можно получить объективную оценку его знаний. Хотя по ряду предметов, таких как физическая культура, музыка и ИЗО рекомендуется введение безотметочной системы.

В Вашей школе должно быть разработано Положение об оценивании достижений учащихся по предметам, учитывающее также спорные моменты. Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в Уставе учреждения (ст.13 закона РФ «Об образовании»). Заметим, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся (ст. 55 закона РФ «Об образовании»).

  1. При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.
    Далее оценка округлялась до целых чисел в большую сторону если первая цифра после запятой равна или больше 5, и в меньшую сторону если эта цифра меньше 5.
    Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.
    Именно поэтому сейчас этот способ не рекомендован к применению МинОбром.
  2. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.
    Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые.
    Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося.
  3. Если в четверти ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл.
    Но и из этого правила могут быть исключения.
    Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной.
  4. Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат.
    Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы.
    Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося.
    Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.
  5. Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ.
    Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его четвертным итогом.
    Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы.
  6. В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок.
    Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
  7. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок.
    Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним.
    Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
  1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»;
  2. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»;
  3. Письмо Минобразования России от 19.11.1998г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе";
  4. Письмо Минобразования России от 20.02.1999г. № 220/11-12, п. 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»;
  5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64);
  6. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;
  7. Письмо Минобразования РФ от 16.05.2002 N 14-55-353ин/15 "О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов";
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».