Дтп с участием сотрудников гибдд. Дтп на служебном автомобиле. В каких случаях не вызываются сотрудники гибдд

Полицейские на служебных автомобилях нередко становятся участниками дорожного происшествия. И такие аварии вызывают опасения у простых граждан, уверенных в безнаказанности служащих правоохранительных органов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но полицейские также несут ответственность перед законом при нарушениях ПДД. И добиться справедливости можно в судебном порядке, как при рассмотрении дела при столкновении обычных граждан.

Статистика

Согласно неофициальным данным, каждое 13-е дорожное происшествие случается с участием сотрудника полиции.

Учитывая все происходящие ДТП в России, можно составить статистику аварий, произошедших, в том числе, с участием служителей порядка:

Но с каждым годом количество ДТП, произошедших по вине сотрудников полиции, увеличивается. Так, с 2014 года показатель вырос на 40%.

Хотя в МВД данный параметр отрицают. Они утверждают, что, наоборот, полицейские стали более аккуратными и количество ДТП с их участием стремительно снижается.

Наиболее часто столкновение с полицейской машиной происходит по вине другого участника движения или при выполнении служебных обязательств.

Например, во время погони за правонарушителем. Также столкновения связаны с отказом других водителей пропускать машину на светофорах со спецсигналами.

Но нередко в ДТП виновником становятся и сами полицейские. Большая часть аварий происходит на личных автомобилях, вне времени выполнения служебных обязательств. Связано это с мнением о безнаказанности, наличием удостоверения.

Проигнорировав необходимость оформления места ДТП, водитель остается без компенсации на восстановление поврежденного автомобиля, несмотря на свою правоту.

Сотрудники полиции нередко нарушают ПДД, что становится причиной столкновения с другими участниками движения.

Они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения, превышать скорость, парковаться в неположенных местах. И за все нарушения предусмотрены штрафные санкции, как и для гражданских лиц.

Действия сотрудников полиции при ДТП

Если произошло ДТП с полицейской машиной, оформление производится по стандартной схеме:

  1. Оказание помощи пострадавшим. Если в аварии пострадали люди, требуется оказать первую помощь и вызвать медиков.
  2. Вызов ГАИ на место происшествия. Оформлять ДТП не может полицейский, ставший участником аварии.
  3. Оба водителя принимают участие в составлении протокола. Важно обратить внимание на корректность указанных данных. Если причиной аварии стали внешние факторы, а также при наличии алкогольного опьянения у одного из водителей, то сведения должны быть занесены в протокол.
  4. Составление . Для получения страховой выплаты участники ДТП должны заполнять извещение. В нем описываются данные водителей, рисуется , указываются факторы, повлекшие столкновение автомобилей.
  5. Опрос свидетелей. Если происшествие видели люди, то следует заручиться их поддержкой, попросив написать показания на бумаге и записав контактные данные.
  6. Получение документов. После оформления происшествия необходимые справки и документы можно получить в отделении ГИБДД. В течение 5 дней со дня аварии следует забрать документы и обратиться в страховую компанию для выдачи компенсации.

Сотрудник полиции, ставший одним из участников , приравнивается к обычным гражданам. Он также должен следить за корректностью указываемых сведений и заполнять извещение для страховой компании.

Сотрудник полиции может активно содействовать в составлении протокола и других документов, но не имеет права искажать данные.

Наказание за происшествие на служебной машине

Фактически, ответственность несут все лица, действия которых стали причиной аварии на дороге. Наказание не смягчает служебное положение и спецавтомобиль.

Но в некоторых случаях полицейский может быть признан невиновным, если выполнение служебных обязательств потребовало нарушить , о чем другие водители были предупреждены сигнальными маячками.

Если полицейский нарушил данное правило, то он признается виновным. Каждый случай со служебной машиной рассматривается индивидуально.

Сейчас ведется активная борьба с нарушителями-полицейскими. Если раньше служители порядка могли уйти от ответственности благодаря «связям», то сейчас наказания ужесточились.

Штрафы едины для всех лиц, независимо от правового статуса и занимаемой должности. Но именно полицейские должны быть примером для других водителей, показывая езду с соблюдением правил.

Для нарушителей предусмотрено три вида ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

При возникновении гражданской ответственности нарушитель обязуется возместить материальный ущерб пострадавшей стороне.

Основная часть расходов ложиться на плечи страховой компании, но второй водитель может обратиться в суд для взыскания морального ущерба.

Гражданская ответственность возникает при условии, что в аварии не пострадали люди. Если пешеходы, второй водитель или пассажиры автомобилей получили даже незначительные увечья, наказание рассматривается по административному кодексу.

Более серьезная, административная ответственность. Она предполагает наказание:

  • штраф за нарушение ПДД;
  • если в аварии пострадали люди и получили легкие травмы, то нарушителю придется заплатить штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей ;
  • если люди получили травмы средней тяжести, характеризующиеся лечением продолжительностью более 21 дня, то размер штрафа составляет от 10 000 до 25 000 рублей .

Дополнительно нарушителю может потребоваться оплатить моральный ущерб пострадавшим лицам через суд.

Более тяжкое наказание предусмотрено при возникновении уголовной ответственности.

Она определяется в нескольких случаях:

  1. Человеку или нескольким лицам был причинен серьезный вред здоровью . Травмы оцениваются как тяжкие. Это приводит к наказанию в виде лишения свободы сроком до 3 лет или принудительными работами сроком до 2 лет. Также водитель лишается права управлять автомобилем на период до 3 лет.
  2. Гибель одного человека. Для нарушителя рассматривается наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет, лишения водительского удостоверения на 3 года, принудительных работ на 4 года.
  3. Гибель двух и более лиц. Наказание ужесточается и предполагает лишение свободы сроком до 7 лет, принудительные работы на 5 лет и лишение водительского удостоверения на период до 3 лет.

При возникновении уголовной ответственности нарушитель снимается с должности и лишается возможности заниматься профессиональной деятельностью. Восстановление на службе возможно, но после окончания срока наказания.

Если скрылся с места аварии

Сокрытие с места ДТП является административным правонарушением. Смягчающим обстоятельством является два фактора:

  • водитель покинул место происшествия для транспортировки пострадавших людей в медицинское учреждение;
  • полицейскому требуется незамедлительно выполнить служебное задание (например, догнать правонарушителя).

Если водитель скрылся без уважительных причин, то ему грозит наказание:

К сотрудникам полиции применяются и особые наказания в виде выговора от руководства и увольнение со службы.

Если был пьяным

Для водителей, находящихся во время ТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, предусматривается более жесткое наказание.

Этот фактор является отягощающим обстоятельством и приравнивается к причине столкновения автомобилей.

Основное наказание для водителей, управляющих автомобилем в алкогольном опьянении – лишение водительского удостоверения на 3 года. Ответственность применима при любых обстоятельствах, даже если действия пьяного человека не привели к аварии.

Если один из участников ДТП находится в алкогольном опьянении, ему грозит наказание:

Алкогольное опьянение всегда ужесточает наказание для нарушителя. В суде не работают отговорки, например, рождение ребенка, свадьба и т.д.

Законы действительны в отношении всех лиц, независимо от правового статуса и служебного положения. Конечно, многим полицейским удается уйти от сурового наказания, но при любом решении суда их обязывают оставить занимаемую должность.

Меры по предупреждению среди сотрудников полиции

Среди сотрудников полиции является обязательной мерой. Работники правоохранительных органов должны соблюдать правила дорожного движения и показывать пример другим участникам движения.

От руководства требуется проведение специальных профилактических мер, состоящих из тренингов и семинаров:

  1. Тренинги с целью изучения и выявления наиболее частых причин аварий. Это позволяет усилить контроль над водителями, повысить меры безопасности на опасных участках дорог.
  2. Изучение новых правил дорожного движения, изменений в законодательстве. Сотрудники полиции должны знать законы, а также статьи из Кодекса об административных правонарушениях.
  3. Практическое изучение местности, выявление наиболее опасных участков. Руководители могут направить запрос на установку светофора, дорожных знаков.
  4. Руководители должны быстро реагировать на поломки светофоров, чтобы незамедлительно направить сотрудника для регулировки движения.

Ежеквартально или ежегодно сотрудники полиции должны проходить экзамен на знание ПДД, законов и размерах штрафов.

Повышение должности или квалификации невозможно без предварительной проверки. Ответственность за проведение профилактических мер возлагается на руководство.

Дорожное происшествие с участием сотрудника полиции не должно пугать водителя. Место ДТП оформляется обычным способом, для чего вызывается ГАИ.

Любой владелец машины не застрахован от неприятностей на дороге. При этом автолюбитель необязательно является виновником происшествия. Но для успешного отстаивания собственных прав следует проследить за тем, чтобы оформление ДТП сотрудниками ГИБДД прошло по установленной процедуре – .

В процессе разбирательства инцидента полицейский патруль составляет несколько документов. От их содержания напрямую зависит порядок защиты водителем собственных интересов.

Административный протокол, справка по ДТП – вот те основные материалы, которые помогут водителю отстоять свои права. На правильности заполнения упомянутых документов мы сделаем основной акцент по тексту материала.

В этой статье:

Что считается ДТП

Ответ на данный вопрос дают правила дорожного движения, а именно их пункт 1.2. Если пересказать вкратце его содержание, то под ДТП подпадают события на магистрали, влекущие за собой причинение ущерба транспорту, пассажирам, пешеходам, дорожным конструкциям.

В качестве ДТП рассматриваются действия, произошедшие в процессе движения автомобиля. Если на стоящую машину упали дерево, дорожный знак, рекламная конструкция, глыба льда, такие события под ДТП не подпадают.

Обязательной причинно-следственной связью для ДТП является наличие ущерба. Поэтому незначительные столкновения машин, повлекшие за собой незначительные царапины, в качестве дорожного происшествия рассматривать сложно.

В некоторых случаях правила дорожного движения можно трактовать двояко. Поэтому советы автоюриста с упором на практику помогут прояснить ситуацию.

Первые действия после аварии

Если сидевший за рулем попал в ДТП, то есть свод правил, которых следует придерживаться. Первое из них состоит в том, чтобы оставаться на месте события, включив аварийные огни. В противном случае существует риск наложения крупного штрафа, лишения водительских прав.

Отъезд даже на несколько метров может быть квалифицирован, как оставление места происшествия. Указанное деяние влечет за собой лишение прав на управление автомобилем.

Следует также связаться с представителями своей страховой компании, которая выдала полис ОСАГО. В дальнейшем такой контакт может способствовать своевременному возмещению по страховке.

Когда инспектор ГИБДД на месте составляет протокол, важно вписать в него свои пояснения. Это является правом, а не обязанностью водителя. Но, тем не менее, мнение человека может быть принято во внимание судом.

Водитель может написать о том, что он действовал под влиянием дорожной обстановки, плохих погодных условий, отсутствия дорожных знаков. А также допускается сослаться на плохое состояние здоровья.

Важно записать контакты пострадавшей стороны, очевидцев. Они могут выступать в суде в качестве свидетелей. Если есть возможность, необходимо сделать с разных ракурсов фотографии с мобильного телефона. Помогут также данные видеорегистратора (если он установлен в машине).

Правильную линию поведения может подсказать юрист. Его советы относительно первоначальных поступков можно получить в режиме телефонной консультации.

Когда можно не вызывать сотрудников ГИБДД

Существуют ДТП, при которых вызывать сотрудников полиции нет необходимости. На языке автолюбителей это именуется европротоколом. Все разногласия решаются мирным путем с участием одной или нескольких страховых компаний. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

  • в аварии пострадал только транспорт без ущерба здоровью людей;
  • у каждого из водителей при себе был действующий полис по ОСАГО;
  • все участники согласны решить конфликтную ситуацию мирным путем.

Для урегулирования проблемы каждый из автовладельцев должен заполнить извещение о дорожной аварии. Его бланк прилагается к страховому полису. Этот документ вместе с остальными материалами по ДТП передается в страховую компанию. На это по существующим ныне правилам отводится 5 дней.

Могут ли отказать в оформлении ДТП

По упрощенной процедуре авария не оформляется, если в ходе нее пострадали люди (сам водитель, его пассажиры, пешеходы, граждане, находившиеся в другом транспорте). Отсутствие у кого-либо из участников происшествия страховки ОСАГО также обязывает вызывать на место ГИБДД.

Правило европротокола не действует в том случае, когда ущерб нанесен только одной машине (падение того же дерева, столкновение со светофором, рекламной конструкцией). Тогда подразумевается также приезд патрульной полиции.

Если есть пострадавшие

В дорожном инциденте зачастую наносится вред человеческому здоровью. И если травмы серьезные, то водитель должен предпринять определенные шаги, предписываемые ПДД, нормами другого законодательства.

Действия водителя при ДТП с пострадавшими

В первую очередь следует позаботиться об оказании первоначальной медицинской помощи пострадавшим. Для этого могут пригодиться элементы автомобильной аптечки.

Если человек не знаком с правилами врачебной помощи, он должен вызвать на место аварии бригаду медиков. До ее приезда следует обеспечить стабильное положение тела пострадавшего человека.

Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД с пострадавшими

В документах об аварии указывается характер нанесенных потерпевшему повреждений. Более точно определить степень вреда здоровью призвана медицинская экспертиза. Человек, причастный к ДТП, может принимать необходимое участие в ее проведении.

Если существуют возможности, в документах ГИБДД должно быть зафиксировано время приезда медиков. Это поможет водителю при предъявлении обвинений в оставлении человека в опасности.

От тяжести телесных повреждений зависит ответственность водителя. Легкий, средний ущерб здоровью может обернуться административным наказанием в виде штрафа, лишения водительских прав. Более серьезный вред чреват уголовным наказанием, подразумевающим исправительные работы или заключение на определенный срок. При этом ответственность наступает также тогда, когда для нанесения вреда здоровью не было никакого умысла.

Какие выдаются документы при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Любое происшествие нуждается в составлении определенного набора материалов. От их содержания зависит способ дальнейшего отстаивания водителем своих прав. Разберемся с тем, что же должно фиксировать дорожную аварию.

Что должно быть указано в справке о ДТП

Сейчас этот документ уже не заполняется. Связано это с тем, что в 2017 году, а точнее 20 октября в действие вступил обновленный административный регламент, которым руководствуются сотрудники ГИБДД. По нему составление справки по дорожной аварии отменено.

Чтобы уладить вопросы со страховой компанией достаточно предоставить упомянутое выше извещение, прилагаемое к страховому полису. Его можно заполнить и до приезда полицейского экипажа.

Некоторые страховые компании предусматривают в своем документообороте получение памятки в отношении заполнения уведомления о случае на дороге. Ее следует внимательно изучить, поскольку ошибки в бланке могут затруднить получение возмещения.

Схема дорожного происшествия

Она отображает в графическом виде картину дорожного события. Если водители не подпадают под европротокол, схему чертит сотрудник ГИБДД. На ней отображаются положение транспортных средств в момент аварии, наличие дорожных знаков, светофоров, разметки проезжей части.

К схеме можно приложить фотографии с места события. Чем их больше, тем лучше.

Рисунок должен отображать ширину дороги и другие особенности. После его подготовки, на нем свои подписи ставят все участники ДТП. Стоит также отметить, что исправления, зачеркивания в схеме не допускаются. В противном случае это будет дополнительным основанием для оспаривания постановления о штрафе.

Единых нормативов по составлению схемы о ДТП законодательство на сегодняшний день не содержит. Поэтому следует четко проследить за тем, чтобы чертежи были максимально объективными.

Протокол

Он необходим для того, чтобы зафиксировать факт дорожного происшествия. В самом протоколе не идете речи о размере штрафа или лишении водительских прав.

Если нарушение запечатлено в автоматическом режиме дорожной камерой, админпротокол не выписывается. Водителю сразу приходит почтой постановление о штрафе. При оплате в течение 20 дней с момента совершения правонарушения, размер штрафа уменьшается на 50%.

Сам протокол об административном правонарушении должен иметь несколько обязательных реквизитов.
В их число входит.

  1. Дата, место составления документа.
  2. Указание инициалов, должности работника ГИБДД, составившего документ.
  3. Информация по водителю.
  4. Обстоятельства совершения ДТП (место, время, данные об автомобилях).
  5. Ссылки на пункты правил дорожного движения и нормы КоАП, которые были нарушены.

У сидевшего за рулем есть право как подписать протокол, так и отказаться от этого шага. К нему гражданин может приобщить свои пояснения. Это же могут сделать свидетели дорожной аварии.

Квитанция

Она выписывается, если назначается штраф. В квитанции содержатся необходимые реквизиты для осуществления платежа. Внести деньги по указанному счету можно через учреждение банка, в режиме онлайн.

Например, заплатить сумму штрафа можно с помощью платежных терминалов Сбербанка. Подойдет и электронный кабинет. Даже существует вариант погашения санкций с помощью мобильного телефона.

Как определить виновника аварии

Для этого законодательство допускает несколько способов. За основу берутся материалы, составленные по месту ДТП. В частности, важное значение имеет схема, о которой рассказывалось выше. Однако вина водителя при ДТП устанавливается и другими путями. В их число входят данные камер наблюдения, установленные на окрестных объектах (офисах, кафе, магазинах).

Разбор ДТП в ГАИ

При вынесении постановления о нарушении, работники ГИБДД изучают составленные ранее документы по происшествию. Водитель может участвовать в данном процессе и давать дополнительные пояснения.

При этом не исключено появление новых свидетелей. Если это так, то их объяснения группа разбора ДТП в ГИБДД приобщает к материалам административного дела. В дальнейшем данный тип доказательств исследуется в суде наравне с прочими собранными на момент вынесения решения материалами.

Обоюдная вина

При обоюдной вине водителей отвечает каждый автовладелец. Степень санкций определяется пропорционально участию каждого гражданина в ДТП. При таком раскладе есть вероятность, что все стороны аварии примут на себя обязательства возместить материальный, моральный вред потерпевшим лицам.

Степень основного наказания определяет ГИБДД или суд в зависимости от характера, сложности ДТП. Свои претензии может выдвинуть и страховая компания. В первую очередь это касается регрессных выплат, взыскиваемых по отдельному механизму.

Личная ответственность

Ее вид зависит от типа нанесенного ущерба, его размера. В расчет берется и степень повреждения здоровья пострадавших лиц. Исходя из этого, водитель может быть наказан в административном, уголовном порядке.

Если во время ДТП у человека отсутствовал полис ОСАГО или был просрочен, он должен компенсировать весь нанесенный вред. Его размер определяется судебным решением с учетом всех обстоятельств дела.

Определение виновника ДТП в суде

Это происходит в том случае, когда рассмотрения дела об административном правонарушении отнесено к компетенции органа правосудия положениями КоАП. Сказанное касается и случаев, когда дорожный инцидент имеет признаки уголовного преступления.

С целью подтверждения вины суд может по собственной инициативе или на основе ходатайства заинтересованной стороны назначить дополнительные экспертизы. При этом очерчивается круг вопросов, которые должен выяснить специалист и описать в своем заключении.

Существует несколько типов экспертиз. Медицинская призвана еще раз удостовериться в состоянии здоровья водителя при ДТП. Трасологическая, анализирует все оставшиеся на месте аварии следы. В их число входят не только видимые невооруженным взглядом повреждения автомобиля, но и осколки поврежденного стекла, автомобильных фар.

Можно ли оспорить виновность или невиновность

Составленный по факту ДТП протокол об административном нарушении обжалованию не подлежит. Пересмотреть можно постановление о наказании, вынесенное инспектором ГИБДД или районным судом (мировым судьей).

Практика показывает, что жалоба на постановление ГИБДД в суд является более эффективной, чем оспаривание наказания в административном порядке. Однако обратиться в орган правосудия следует в сжатые сроки, а именно в рамках 10 дней со дня вручения или получения документов о штрафе. Восстановить упомянутый срок можно по уважительным причинам.

При пересмотре санкций судом изучаются документы по ДТП, объяснения самого водителя, показания очевидцев. Кроме того, исследуются фотографии, видеоматериалы. На основании указанных данных выносится итоговое решение.

Заключение: ключевые правила оформления ДТП

Последствия ДТП бывают разными. Это не только повреждение транспорта, но и здоровья. Соответственно, законодательство предусматривает разные степени ответственности для участников дорожного инцидента.

Кроме того, стоит обратить внимание, что немного изменилась процедура оформления ДТП с ГИБДД, теперь справка о дорожном происшествии не выдается.

Не стоит забывать о грамотной правовой поддержки, которая поможет заинтересованной стороне восстановить свои права в соответствии с нормативно-правовым регулированием и предписаниями.

  1. Не оставлять места ДТП, до тех пор, пока не станут все последствия совершенной аварии. Проследите за тем, чтобы были включены аварийные огни. Нелишним будет выставить специальный знак в форме треугольника, который должен иметь в своем распоряжении каждый из водителей.
  2. Убедитесь в наличии пострадавших среди пассажиров водителя, пешеходов, гражданах, находившихся в других транспортных средствах. Обязательны первая медицинская помощь, вызов врачебного экипажа.
  3. Проследите за правильностью оформления всех материалов по инциденту, что поможет в дальнейшем отстоять собственные права.

Есть также несколько рекомендаций относительно того, что делать не рекомендуется. Даже если есть устные договоренности со вторым участником аварии, покидать место ДТП не следует до приезда ГИБДД, представителей страховой компании.

Споры патрулем органов правопорядка также могут усугубить ситуацию. Поэтому вести необходимо себя сдержанно и толерантно к представителям власти, другим участникам происшествия.

Основной вывод по сказанному всему в материале можно сделать один. Правильные действия при ДТП помогут отстоять собственные права, а также важно изучить законодательство и советы опытных коллег.

Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.

Читайте в этой статье

Что делать, если попал в аварию на служебной машине

Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:

  • включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
  • узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
  • не менять положение поврежденных ТС;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
  • осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
  • сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;
  • найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
  • объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
  • не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
  • проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
  • в документе так же должна быть информация о свидетелях;
  • если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
  • забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.

Какая ответственность за ДТП

Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.

В рабочее время

Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

  • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

  • Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.

В нерабочее время

Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

  • Работник признан потерпевшей стороной . В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.

  • Он признан виновным в ДТП . Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:

«Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: … причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;… причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.».

Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.

Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных

Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.

Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.

О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:

Если вина обоюдная

Дорожно-транспортные происшествия в настоящее время не редкость. Поэтому бухгалтеру следует четко понимать, каковы последствия дорожно-транспортного происшествия (ДТП), произошедшего на служебной или личной машине сотрудника, и быть готовым выполнить предусмотренные законом обязанности по оформлению необходимых документов. В большинстве имеющихся по данной тематике статей проблема рассмотрена с точки зрения налогового учета затрат на ремонт автомобиля и оприходования пригодных к использованию деталей. В настоящей публикации Н.В. Фимина, юрист, эксперт по вопросам налогообложения, рассматривает последствия ДТП с точки зрения кадровых решений и выплат в пользу работников (в том числе членам семьи работника).

Лишение водительских прав

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу). Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит. Зарплата за период отстранения от работы не начисляется. В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ. Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд. Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2. ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один. Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя. Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном. Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством - это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае - он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ).

Сроки, когда работника могут направить на медико-социальную экспертизу (МСЭ), оговорены в пункте 27 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Так, по решению врачебной комиссии после травм и реконструктивных операций, больничный лист может быть выдан на срок не более 10 месяцев, а при лечении туберкулеза - на срок не более 12 месяцев. По истечении этих сроков и при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе работника направляют на МСЭ либо выписывают. Если же прогноз неблагоприятен, больного направят на МСЭ раньше - в срок, не превышающий четырех месяцев с начала болезни.

При этом если врач выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение), он должен одновременно оформить предыдущий больничный. И по нему работодатель не просто может, но и обязан назначить и выплатить пособие, несмотря на то, что процесс выздоровления еще продолжается.

Дополним, что дополнительные ограничения по максимальному оплачиваемому периоду больничного установлены:

  • для лиц, которые на момент страхового случая (в данной ситуации - ДТП) были признаны инвалидами;
  • для лиц, с которыми заключен трудовой договор на срок менее 6 месяцев.

Инвалидам пособие начисляется за период не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев при суммарном расчете за год*. Лицам, с которыми заключен трудовой договор на срок не более шести месяцев, оплачивается не более 75 дней больничного.

Примечание:
* Подробнее о расчете пособий и исчислении налогов и страховых взносов в случае признания работника инвалидом читайте в № 12 «БУХ.1С» за 2012 год, стр. 26.

Порядок расчета пособия будет различным в зависимости от того, признается ли ДТП травмой производственного характера (несчастным случаем на производстве) или нет (см. таблицу 1).

Таблица 1

Классификация ДТП

№ п/п

Ситуация*

Является ли травмой производственного характера (несчастным случаем на производстве)

Комментарий

Сотрудник получил травму при ДТП на служебном транспорте в рабочее время

В большинстве случаев такие травмы признаются производственными

Сотрудник получил травму при ДТП на личном транспорте в рабочее время

Травма может быть признана производственной, если имеются документы, обосновывающие использование личного автомобиля работника в служебных целях: договор аренды или трудовой договор с сотрудником, в котором предусматривается выплата компенсации за использование личного имущества в служебных целях. Такую позицию ФСС РФ высказывает в письме от 26.03.2009 № 02-15/06-646л.

Если указанных документов нет, не исключены споры с ФСС РФ. В качестве примера положительного для работодателя исхода дела можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11775/10.

По материалам дела

ФСС РФ отказал работодателю в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в следующей ситуации. По устному распоряжению непосредственного руководителя работники поехали на личном автомобиле одного из них в магазин для приобретения товаров для производственных нужд.

ФСС РФ полагал, что организация должна была предоставить документы, подтверждающие факт поездки и ее производственный характер:

Приказ руководителя об использовании личного автомобиля для служебных поездок;

Путевой лист;

Документы, подтверждающие приобретение товаров для производственных нужд.

Президиум ВАС наличие указанных документов обязательным не посчитал.

Сотрудник получил травму при ДТП во время обеденного перерыва

Из подпункта «б» пункта 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73 (далее Положение № 73) следует, что несчастными случаями на производстве считаются случаи, произошедшие «на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды, ... либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы)... ». Таким образом, если ДТП произошло за пределами территории работодателя, оснований признавать его производственной травмой нет.

Сотрудник получил травму при ДТП в нерабочее время

Сотрудник получил травму при ДТП во время движения к месту работы или от места работы домой. Служебный транспорт сотрудник не использовал.

В соответствии с нормами статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ)

несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом № 125-ФЗ случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем. В данном случае служебный транспорт не использовался.

Сотрудник получил травму при ДТП в командировке

Конкретное решение по страховому случаю можно принять только после анализа обстоятельств его наступления: выполнял ли сотрудник в момент ДТП поручение работодателя, произошло ли ДТП в рабочее время или за его пределами и т. п. (см., например, http://fss.perm.ru/docs/20.doc).

Сотрудник получил травму в результате ДТП при движении к месту командировки на служебном транспорте

Данный вывод подтверждают нормы подпункта «д» пункта 3 Положения № 73

Сотрудник получил травму при ДТП в период нахождения в отпуске

Сотрудник получил травму при ДТП на следующий день после увольнения

Поскольку травма наступила после расторжения трудового договора, нет оснований считать ее производственной.

В ДТП пострадал сотрудник, уволенный по сокращению штата. Период болезни пришелся на период, который уже оплачен по среднему заработку (работник имеет право на сохранение среднего заработка на предусмотренный законодательством период трудоустройства).

Работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы. Размер данного пособия будет составлять 60 % от среднего заработка работника.

Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности не связана с основаниями увольнения работника и фактом сохранения среднего заработка на период трудоустройства. Аналогичные консультации можно найти на сайтах региональных отделений ФСС РФ (см., например

Пример 1

И.И. Иванов работает водителем в ООО «База» с декабря 2011 года. Это его первое место работы. В результате ДТП сотрудник получил травму. Вины сотрудника в произошедшем ДТП нет.

Иванов предъявил в бухгалтерию организации листок нетрудоспособности, подтверждающий, что он болел с 11 по 30 января 2013 года. Сотруднику полагается пособие в размере 100 % среднего заработка.

Бухгалтер рассчитал пособие по временной нетрудоспособности сотруднику следующим образом. Расчетный период для исчисления пособия декабрь 2011 - декабрь 2012 года (два календарных года, предшествующих году начала страхового случая).

В 2011 году работнику начислена зарплата в размере 20 000 руб.

В 2012 году Иванову начислены:

Зарплата в сумме 470 000 руб.;

Отпускные в сумме 21 000 руб.;

Больничное пособие в сумме 2 000 руб.

Сумма заработка, учитываемого при расчете пособия по временной нетрудоспособности, равна:

470 000 руб. + 21 000 руб. = 491 000 руб.

Сумма больничного пособия в расчете не участвует, т. к. данные выплаты освобождены от взносов в ФСС РФ, а в расчет включаются только выплаты, входящие в базу для начисления взносов.

Заработок работника за расчетный период равен:

491 000 руб. + 20 000 руб. = 511 000 руб.

Средний дневной заработок Иванова составляет:

511 000 руб. / 730 дн. = 700 руб./дн.

Пособие по временной нетрудоспособности, которое нужно начислить работнику, равняется:

700 руб./дн. х 20 дн. = 14 000 руб.

Пособие выплачивается за счет ФСС РФ. Сумму пособия бухгалтер организации включил в базу для расчета НДФЛ.

Иванов является налоговым резидентом, права на стандартные вычеты у него нет. Сумма налога с пособия по временной нетрудоспособности составила:

14 000 руб. х 13 % = 1 820 руб.

Сотруднику выплатили за период болезни:

14 000 руб. - 1 820 руб. = 12 180 руб.

Для принятия к зачету расходов по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве страхователь предоставляет в исполнительный орган ФСС материалы расследования данного случая.

В комплект материалов расследования несчастного случая на производстве входят:

  • извещение о несчастном случае на производстве;
  • медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (форма 315у) - представляется копия;
  • приказ работодателя о создании комиссии - копия;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования - копия;
  • трудовая книжка - страница с записью о приеме на работу, и далее с изменениями и страница обложки - копия;
  • акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (при расследовании тяжелых, групповых, со смертельным исходом случаев - акт о расследовании по форме 4) - подлинники;
  • протокол осмотра места несчастного случая - копия;
  • протоколы опроса пострадавшего, очевидца несчастного случая, должностного лица - копии;
  • копии листков нетрудоспособности, бухгалтерский расчет среднедневного заработка - копии;
  • справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве по форме 316у - копия;
  • сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8 - подлинник;
  • путевой лист, маршрутный лист, паспорта транспортного средства, водительские права (если речь идет о ДТП на служебном транспорте), схема ДТП, справка о дорожно-транспортном пришествии, постановление следственных органов, судебное решение о причине и виновных в ДТП - копии.

Начисление пособия при травме непроизводственного характера

При решении вопроса о начислении пособия по временной нетрудоспособности работнику, пострадавшему в результате ДТП, важно проверить, не относится ли страховой случай к ситуациям, при которых пособие не начисляется (см. таблицу 2).

Таблица 2

Случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается*

№ п/п

Ситуация

Работник пострадал в результате ДТП в период освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска

Работник пострадал в результате ДТП в период прохождения судебно-медицинской экспертизы

Работник пострадал в результате ДТП, находясь на простое. Исключение составляет случай, когда болезнь наступила до периода простоя и продолжилась в период простоя.

Работник умышленно причинил вред своему здоровью

Работник совершил попытку самоубийства

Работник потерял трудоспособность вследствие умышленно совершенного им преступления

Примечание:
* Помимо этого в законодательстве установлены случаи, когда размер пособия снижается. При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, пособие выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ с учетом районного коэффициента (ст. 8 Закона № 255-ФЗ).

Сумма пособия зависит от страхового стажа работника. В соответствии со статьей 7 Закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме, за исключением размера пособия уволенного работника, зависит от страхового стажа в следующем порядке: страховой стаж до 5 лет - 60 % среднего заработка; страховой стаж от 5 до 8 лет - 80 % среднего заработка; страховой стаж 8 и более лет - 100 % среднего заработка.

Если работник предъявил листок после увольнения и начало страхового случая приходится на период не позднее 30 дней после увольнения, ему выплачивается пособие в размере 60 % среднего заработка.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. При расчете пособия учитывается не фактическая зарплата, а заработок, рассчитанный исходя из МРОТ. Минимальный размер оплаты труда умножается на 24 месяца.

Как следует из части 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ, застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в размере 60 процентов среднего заработка. Размер дневного пособия работнику, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, исчисляется путем умножения среднедневного заработка, рассчитанного в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, на 60 процентов ((МРОТ х 24 / 730) х 60 %). Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных отделений ФСС РФ.

Пособие при ДТП в состоянии алкогольного опьянения

При решении вопроса о начислении пособия по временной нетрудоспособности сотруднику, получившему травму в результате ДТП и находящемуся в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения, необходимо проверить, нет ли оснований невыплачивать больничное пособие (см. таблицу 2).

Если таких оснований нет, следует применять нижеуказанные правила.

Заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (ст. 8 Закона № 255-ФЗ). Пособие выплачивается работнику в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Данная норма не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (см., например, http://r57.fss.ru/answers/index.shtml).

Алгоритм расчета пособия в данном случае будет следующим. Вначале осуществляем расчет из фактического заработка с учетом страхового стажа. Затем определяем предельный размер дневного пособия исходя из количества календарных дней в месяце, на который приходится период болезни. Дополнительно применять к размеру МРОТ процент в зависимости от страхового стажа работника (60 %, 80 % или 100 %) при этом не нужно.

Затем необходимо сравнить размеры пособий. Если из фактического заработка размер пособия будет выше, чем из МРОТ, то пособие выплачивается из МРОТ. Если из фактического заработка размер пособия будет меньше, то выплачивается пособие, исчисленное из фактического заработка.

При заполнении оборотной стороны листка нетрудоспособности при этом необходимо иметь в виду следующее.

Оба расчета необходимо сделать на отдельном листке, а в строках «Средний заработок» и «Среднедневной заработок» листка нетрудоспособности следует указать их значения, исчисленные из фактического заработка.

Такие разъяснения можно найти на сайтах региональных отделений ФСС РФ (см., например, http://www.fss.vrn.ru/faq/1/8 , http://www.fss.penza.ru/root/consultation/disabilities/138).

С 2013 года размер МРОТ составляет 5 205 руб. В 2012 году МРОТ был равен 4 611 руб. Актуальным является вопрос, как рассчитывать пособие при больничном, переходящем с 2012 на 2013 год? Поскольку в действующем законодательстве РФ не сказано, что МРОТ исчисляется в данной ситуации только на дату начала страхового случая, следует применять тот размер МРОТ, который действует в соответствующем месяце.

Пример 2

Сотрудник попал в больницу 17.12.2012 после ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Он предъявил в бухгалтерию организации листок нетрудоспособности, подтверждающий период болезни с 17.12.2012 по 11.01.2013.

Средний дневной заработок работника равен 700 руб./дн.

Максимальная сумма дневного пособия за декабрь 2012 года составит:

4 611руб. / 31 дн. = 148,74 руб./дн.

Максимальная сумма пособия за январь 2013 год составит:

5 202 руб. / 31 дн. = 167,81 руб./дн.

Сотруднику начислили пособие в сумме:

15 дн. х 148,74 руб. /дн. + 11 дн. х 167,81 руб./дн. = 4 077,01 руб.

Работник права на стандартные налоговые вычеты по НДФЛ не имеет. Вся сумма пособия по временной нетрудоспособности вошла в базу для расчета налога:

4 077,01 руб. х 13 % = 530,01 руб.

Работник получил пособие в сумме:

4 077,01 руб. - 530,01 руб. = 3 547 руб.

На практике возможна следующая ситуация: имеется сразу несколько оснований уменьшить размер пособия по временной нетрудоспособности. Например, помимо того, что в момент ДТП работник находился в состоянии алкогольного опьянения, в листке нетрудоспособности имеется также отметка о нарушении режима, предписанного лечащим врачом.

В таком случае пособие также выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Дополнительно уменьшать размер пособия по временной нетрудоспособности не нужно.

ДТП со смертельным исходом

В случае дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом у бухгалтера может возникнуть вопрос по порядку выплаты неполученной зарплаты умершего, а также пособия на погребение.

Пособие на погребение

По заявлению родственника умершего работника работодатель может выплатить пособие на погребение или вместо этого оплатить специализированной службе ритуальные услуги (п. 4 Временного порядка, утв. постановлением ФСС РФ от 22.02.1996 № 16).

С учетом коэффициента индексации с 1 января 2013 года максимальный размер выплат - 4 763,96 руб.

Чтобы получить пособие на погребение, родственник умершего сотрудника должен представить:

  • справку из ЗАГСа о смерти;
  • письменное заявление о назначении пособия.

При решении вопроса о выплатах по месту работы умершего сотрудника в качестве совместителя необходимо учитывать рекомендации, изложенные специалистами региональных отделений ФСС РФ (см., например, http://fss.perm.ru/answers2.php). Так как действующее законодательство (Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле») не предусматривает выплату пособия на погребение по месту работы умершего сотрудника по совместительству, данное пособие выплачивается только по основному месту работы.

Сумма пособия на погребение или стоимость ритуальных услуг не облагается:

  • НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
  • взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

На сумму пособия на погребение (стоимости ритуальных услуг) можно уменьшить страховые взносы в ФСС РФ (п. 13 Временного порядка, утв. постановлением ФСС РФ от 22.02.1996 № 16).

Неполученная зарплата

Вопрос о том, какие лица имеют право на получение зарплаты умершего работника, не является однозначным. Он регулируется нормами двух отраслей законодательства - трудового и гражданского. Статья 141 ТК РФ вступает в противоречие со статьей 1183 ГК РФ и ни один из данных актов не может быть признан безусловно обладающим большей юридической силой.

Согласно статье 141 ТК РФ заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Таким образом, круг возможных получателей зарплаты и иных полагающихся умершему выплат включает в себя: членов семьи; лиц, не являющихся членами семьи, но находившихся на иждивении умершего ко дню его смерти (то есть не обязательно родственников умершего).

В соответствие с пунктом 1 статьи 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Данная статья устанавливает дополнительное, не предусмотренное статьей 141 ТК РФ, требование по отношению к лицам, являющимся членами семьи умершего сотрудника. Они должны доказать, что проживали вместе с умершим.

До устранения имеющихся в законодательстве противоречий мы рекомендуем указанное дополнительное требование гражданского законодательства РФ учитывать.

Если зарплата сотрудникам перечисляется на банковские карточки, у практикующих специалистов могут возникнуть дополнительные вопросы. Предположим, дата смерти сотрудника 04.02.2013, а срок перечисления зарплаты за январь - 09.02.2013. В таком случае бухгалтер должен определиться, стоит ли перечислить зарплату на карточку или дождаться обращения лиц, имеющих право на неполученную ко дню смерти зарплату работника, погибшего в результате ДТП.

По нашему мнению, правильным является именно второй вариант.

Дело в том, что при перечислении зарплаты в безналичном порядке не исключен риск претензий со стороны лиц, которые имеют право на неполученную ко дню смерти зарплату умершего. Со смертью сотрудника теряют силу положения трудового договора, предусматривающие перечисление зарплаты в безналичном порядке. Следовательно, обязанности перечислить зарплату на карточку в работодателя нет.

Увольнение умершего

Увольнение сотрудника, умершего в результате ДТП, оформляется в обычном порядке. Работодатель обязан оформить приказ по форме № Т-8 и внести соответствующую запись в трудовую книжку.

Увольнение следует оформить после получения свидетельства о смерти, поскольку до этого момента у работодателя нет доказательств того, что сотрудник умер. День увольнения при этом - день смерти работника.

В случае смерти работника трудовая книжка (после внесения в нее соответствующей записи о прекращении трудового договора) выдается на руки одному из его родственников под расписку или высылается по почте по письменному заявлению одного из родственников.

Бывает, что за получением трудовой книжки обращаются сразу несколько родственников. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм о необходимости выдачи трудовой книжки родственнику умершего работника с учетом степени родства, а также не обязывает работодателя устанавливать наличие и местонахождение всех родственников, заинтересованных в получении трудовой книжки. Трудовая книжка обычно выдается первому обратившемуся и представившему свидетельство о смерти родственнику.

В МВД России по данному факту начали проверку, расследованием инцидента занимаются следователи военной прокуратуры, в чью подследственность входят происшествия с участием сотрудников спецслужб, подтвердили оба источника РБК. Результаты расследования будут переданы в службу собственной безопасности ФСБ. РБК отправил соответствующие запросы в пресс-службу МВД и ФСБ.

«На видео с камер наружного наблюдения видно, как инспектор ДПС Сергей Грачев останавливает движение по одной из полос, переходит ее и останавливается на краю выделенной линии», — рассказал собеседник. Инспектор отслеживал поток, двигающийся в сторону центра, в то время как служебная машина ударила его в спину, отметил источник в ГУ МВД по Москве. «По результатам экспертизы можно будет точно сказать, что стало причиной столкновения автомобиля с инспектором. Водитель мог не заметить сотрудника, ослепленный светом фар встречных машин», — добавил собеседник. В ходе дознания будет установлено, была ли у водителя служебная необходимость находиться в этом районе: следователи проверят наличие у водителя путевого листа и спецталона.

Спецталон, известный как «непроверяйка», выдается сотрудникам спецслужб для оперативного прикрытия автомобиля. Этот документ дает право его обладателю избежать проверки находящихся в салоне лиц, а также провозимого груза. Спецталон выдают на оперативные машины и машины чиновников высокого ранга. Все нормативные акты о спецталонах относятся к категории информации «для служебного пользования».

Движение служебных автомобилей со спецсигналами регламентируется правилами дорожного движения (ПДД), никаких секретных инструкций, делающих исключение для машин силовых ведомств, не существует, сказал РБК председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. «Спецтранспорт может ехать и по встречной полосе, и пересекать двойную сплошную, но только в том случае, если у него включен проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал», — рассказал юрист. Если же сигнала не было, то водитель должен был следовать общим правилам дорожного движения. Сотрудник ГИБДД не вправе останавливать автомобильс проблесковым маячком, добавил собеседник. Источник в ГИБДД сообщил РБК, что следователи проверяют, был ли на автомобиле включен специальный звуковой сигнал. ​

В правилах дорожного движения говорится о том, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований светофоров и регулировщиков. Но воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

По ситуации c ДТП возникает много вопросов ко второму спецбатальону ДПС ГИБДД Москвы, обслуживающему спецтрассу, проходящую через Новый Арбат, сказал РБК председатель Московского профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин. Устав ППС запрещает находиться сотруднику одному в темное время суток, вопросы вызывает и отсутствие патрульной машины, объясняет собеседник РБК. «Как мне кажется, погибшего послали через дорогу обеспечивать спецпроезд, который, возможно, его и сбил. По выделенной полосе может ехать любой спецтранспорт: и полиция, и пожарные, и скорая, и ФСБ, и ФСО. Я не понимаю, зачем его туда отправили руководители второго спецбатальона, — продолжил профсоюзный лидер. — И где сотрудник ФСО, с которым они должны были вместе обеспечивать спецпроезд, и как должны были перекрывать дорогу». Впрочем, подчеркнул Пашкин, если Mercedes ехал без звукового сигнала, то «виноват 100% водитель спецтранспорта». Инспектор мог переходить улицу, направляясь в сторону стационарного поста ГИБДД, который расположен на противоположной стороне Нового Арбата, отметил источник в ведомстве.

В Кремле сообщили, что обратили внимание на ДТП, что это не вопрос администрации президента. Расследование ДТП с участием спецтранспорта относится к сложной категории дел, которые обычно «спускаются на тормозах», комментирует ситуацию для РБК адвокат Александр Молохов, специализирующийся на уголовных делах, связанных с дорожными происшествиями.​

Берегись мигалки

ДТП с участием автомобилей силовиков или высокопоставленных чиновников.

15 сентября 2017 года в дорожной аварии пострадали командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков и еще трое военнослужащих. ДТП произошло на трассе «Кола» в Мурманской области. Микроавтобус, в котором находились военные, столкнулся с автомобилем, водитель которого в итоге погиб.

13 июля 2017 года в Кабардино-Балкарии в результате инцидента с участием служебного автомобиля ФСБ погиб шестилетний ребенок, катавшийся на скейтборде.

8 сентября 2016 года в центре Москвы автомобиль с номерами серии АМР, в котором находился помощник президента Владислав Сурков, столкнулся с такси. Машина Суркова двигалась с включенным проблесковым маячком. Виновником аварии признали таксиста, в отношении него было составлено шесть административных протоколов.

2 сентября 2016 года в ДТП погиб водитель Управления делами президента. Автомобиль марки BMW, который был закреплен за Советом Федерации, на Кутузовском проспекте столицы столкнулся с Mercedes.