Дисквалификация назначается кем. Административное наказание в виде дисквалификации назначается – дисквалифицированные лица. Прием на работу

Вот и закончилась такая долгожданная олимпиада в Сочи. Конечно, в первую очередь хочется поздравить наших спортсменов, показавших все свое мастерство и умение, с победой. Но тема этой статьи, к сожалению, не слишком радостная — разговор пойдет о таком виде наказания (без которого, как правило, не проходит ни одно спортивное мероприятие), как дисквалификация. Одной из основных причин дисквалификации является обнаружение того факта, что спортсмен принимал допинг. Но могут быть и другие — грубая игра, неспортивное поведение и т. п. В статье рассмотрим, что такое спортивная дисквалификация и чем она отличается от обычной дисквалификации, каковы действия работодателя в случае дисквалификации, как она оформляется и к каким последствиям может привести.

Что такое дисквалификация?

По общему правилу дисквалификация является одним из видов административного наказания, которое назначается судьей.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности и может быть применена к лицам, замещающим должности государственной гражданской и муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством РФ, либо к экспертам в области промышленной безопасности, медицинским, фармацевтическим работникам.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Обратите внимание, что она может быть применена не ко всем работникам, а к государственным и муниципальным служащим, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. В области спорта дисквалификация как мера административного наказания может применяться к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Минспорттуризма РФ от 16.04.2012 N 347, к которым относятся врач, директор спортивной организации, инструктор и др.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в связи с дисквалификацией или иным административным наказанием, исключающим возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Таким образом, если работник дисквалифицирован, он не может исполнять свои обязанности согласно трудовому договору. При этом работодателю установлена обязанность, прежде чем уволить работника, предложить ему другую работу.

Обращаем внимание на основные моменты процедуры дисквалификации:

— дисквалификация — мера административного наказания;

— дисквалификации подлежат только определенные лица, установленные КоАП РФ и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами;

— наказание в виде дисквалификации может назначить только суд;

— дисквалифицированный работник подлежит увольнению со своей должности;

— до увольнения ему должна быть предложена другая вакантная должность;

— срок дисквалификации составляет от шести месяцев до трех лет.

Спортивная дисквалификация

Понятие спортивной дисквалификации спортсмена раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон N 329-Ф3). Это отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта, или положений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями.

Если спортсмена дисквалифицировали, он может быть уволен, но не по п. 8 ч. 1 ст. 83, а по ст. 348.11 ТК РФ, которой предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом:

— спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев;

— нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации.

Итак, сделаем выводы:

1. Спортивная дисквалификация заключается в отстранении спортсмена от участия в соревнованиях.

2. Дисквалифицировать спортсмена имеет право международная или общероссийская спортивная федерация по соответствующему виду спорта.

3. Основанием дисквалификации спортсмена является нарушение:

— правил вида спорта или положений (регламентов) спортивных соревнований;

— антидопинговых норм;

— норм, утвержденных международными или общероссийскими спортивными организациями.

4. Если спортсмен нарушил антидопинговые правила и дисквалифицирован менее чем на шесть месяцев, он может быть уволен по п. 2 ст. 348.11 ТК РФ. Если же спортсмен был дисквалифицирован на срок шесть и более месяцев, основанием увольнения будет п. 1 ст. 348.11.

5. Поскольку в силу ст. 192 ТК РФ увольнение спортсмена по основаниям, установленным ст. 348.11 ТК РФ, относится к дисциплинарным взысканиям, при увольнении должна соблюдаться процедура, установленная ст. 193 ТК РФ.

Разберемся во всем по порядку.

Отстранение спортсмена

В статье 76 ТК РФ установлены общие основания отстранения от работы (недопущения к работе), по которым может быть отстранен и спортсмен:

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— непрохождение в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;

— непрохождение в установленном порядке обязательного медицинского осмотра;

— другие.

А в ст. 348.5 ТК РФ перечислены два дополнительных основания отстранения спортсмена:

— спортивная дисквалификация;

— требование общероссийской спортивной федерации по соответствующим виду или видам спорта, предъявленное в соответствии с нормами, утвержденными этой федерацией.

Спортсмен отстраняется от участия в спортивных соревнованиях на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.

Основным отличием отстранения спортсмена является то, что в период его отстранения от участия в спортивных соревнованиях работодатель обеспечивает его участие в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям с сохранением за ним части заработка в размере, определяемом трудовым договором, но не менее установленного ст. 155 ТК РФ.

Обратите внимание! Исходя из ст. 155 ТК РФ, если в отстранении спортсмена виноват работодатель, он должен оплатить время отстранения в размере не ниже средней зарплаты работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени. Если отстранение произошло по причинам, не зависящим от работодателя и работника, — не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени, а если по вине спортсмена — в соответствии с выполненным объемом работ.

Таким образом, следуя нормам ст. 348.5 ТК РФ, спортсмен может быть отстранен или из-за дисквалификации или по требованию общероссийской спортивной федерации за нарушение антидопинговых правил. Поскольку решение о дисквалификации также принимает международная или общероссийская спортивная федерация по соответствующему виду спорта, то отстранить спортсмена по основаниям, предусмотренным ст. 348.5, или уволить его согласно ст. 348.11 ТК РФ работодатель по собственной инициативе не может, а только на основании решения или требования такой федерации.

Отстранение осуществляется приказом работодателя, изданным в произвольной форме, как основание которого указываются реквизиты документа, полученного от международной или общероссийской спортивной федерации.

Санкции об отстранении в связи с нарушением антидопинговых правил или дисквалификации в отношении спортсменов, принявших участие во всероссийских и иных соревнованиях на территории РФ применяет РУСАДА, а в международных спортивных соревнованиях ВАДА либо международная спортивная федерация.

При этом каждая международная спортивная федерация имеет право определять собственные правила, обязательные для исполнения спортсменами.

Нарушение спортивных норм и правил

Как уже было сказано, спортсмен может быть дисквалифицирован за нарушение правил вида спорта или положений (регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых норм и норм, утвержденных международными или общероссийскими спортивными организациями.

Например, согласно Правилам вида спорта «шахматы», утвержденным Приказом Минспорттуризма РФ от 21.11.2011 N 1463, игрок должен соблюдать настоящие правила, положения (регламенты) о спортивных соревнованиях, которыми запрещается использовать в виде спорта «шахматы» средства (допинг) и (или) методы (компьютерные подсказки). В противном случае игрок может быть дисквалифицирован на срок от 6 до 12 месяцев, а за нарушения, допущенные на соревнованиях более высокого ранга, — на срок от 12 до 24 месяцев. В исключительных случаях возможна пожизненная дисквалификация.

В своей деятельности по реализации антидопинговой политики Госкомспорт руководствуется законодательством РФ, Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА, правилами и регламентами медицинских комиссий Международного олимпийского комитета и международных спортивных федераций по видам спорта, приказами и распоряжениями руководства Госкомспорта и Положением об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомспорта РФ от 20.10.2003 N 837. Согласно данному приказу нарушением антидопинговых правил являются:

— присутствие запрещенных субстанций или их метаболитов или маркеров в пробе, взятой у спортсмена;

— использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода;

— отказ или непредоставление проб после того, как спортсмен был проинформирован о необходимости их сдачи, если нет уважительных причин их непредоставления, а также уклонение от сдачи проб;

— нарушение существующих требований относительно доступности спортсмена для взятия у него проб во время внесоревновательного периода, включая непредоставление информации о местонахождении спортсмена и пропуски очередных тестирований;

— фальсификация или попытка фальсификации в любой сфере допинг-контроля;

— обладание запрещенными субстанциями и методами;

— распространение любой запрещенной субстанции или запрещенного метода;

— назначение или попытка назначения спортсмену любой запрещенной субстанции или запрещенного метода или содействие, подстрекательство, помощь, потворство, укрывательство и любой другой вид соучастия в нарушении антидопинговых правил или в попытке нарушения.

Обратите внимание! Обязанность спортсмена соблюдать общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями, проходить допинг-контроль является обязательным условием трудового договора. Кроме этого, может быть предусмотрено дополнительное условие об обязанности спортсмена соблюдать положения (регламенты) о спортивных соревнованиях в части, непосредственно связанной с его трудовой деятельностью (ст. 348.2 ТК РФ).

До заключения трудового договора работодатель обязан ознакомить спортсмена не только с локальными актами организации, но и с положениями (регламентами) спортивных соревнований, антидопинговыми нормами и нормами, утвержденными международными или общероссийскими спортивными организациями.

Порядок и сроки дисквалификации

Конкретная процедура дисквалификации и сроки привлечения спортсмена к ответственности законодательством не регламентированы и устанавливаются спортивными федерациями самостоятельно.

Так, согласно Приказу Минспорта РФ от 02.10.2012 N 267 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» (далее — Правила) после выявления у спортсмена запрещенных средств результаты передаются на рассмотрение Дисциплинарного антидопингового комитета. В отношении дела комитет проводит слушания, срок которых не должен быть более трех месяцев с момента уведомления спортсмена о нарушении им правил. Если спортсмен не возражает против того, что нарушил правила, слушания могут не проводиться.

Решение Дисциплинарного антидопингового комитета передается в орган РУСАДА, осуществляющий руководство текущей деятельностью, который высылает свое решение в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта для применения санкции на основании и во исполнение данного решения.

К сведению. Если в ходе расследования нарушения антидопинговых правил РУСАДА станет известно о возможном нарушении антидопинговых правил персоналом спортсмена, то РУСАДА обязана сообщить о данном факте в федеральный орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях в указанной сфере.

О решении, принятом общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта на основании и во исполнение решения РУСАДА, общероссийская спортивная федерация по соответствующему виду спорта информирует международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, РУСАДА, Минспорт, органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ в разумные сроки.

Согласно Правилам срок дисквалификации в связи с нарушением антидопинговых правил может быть от одного года до пожизненного. Срок дисквалификации отсчитывается с даты, установленной решением соответствующей спортивной федерацией. При этом он может быть уменьшен, если выяснится, что нарушение совершено при незначительной вине спортсмена или его небрежности, но не более чем вдвое относительно минимального срока, предусмотренного за данное нарушение. Если срок пожизненный, то уменьшенный срок не может быть менее восьми лет.

Примечание. Решения, принимаемые в соответствии с Правилами, могут быть обжалованы в установленном ими порядке.

Дисквалификация спортсменов-футболистов регламентирована ст. 16 Дисциплинарного регламента РФС, согласно которой дисквалификация налагается на матчи, дни или месяцы, годы. Если не оговаривается иное, она не может превышать 24 матчей или двух лет.

Если дисквалификация наложена на определенное число матчей, то в счет ее реализации идут лишь матчи, сыгранные командой дисквалифицированного лица. Если матч не доигран до конца, а результат матча аннулирован или если одной из команд будет присуждено поражение, дисквалификация считается реализованной. Если будет назначена переигровка матча, дисквалификация не считается реализованной.

Если дисквалификация сочетается со штрафом, она продлевается до тех пор, пока штраф не будет выплачен в полном объеме.

Все дисквалификации (включая автоматические), не реализованные в текущем сезоне, переносятся на следующий сезон.

Регламентом, например, предусмотрена дисквалификация за грубую игру, наказываемую удалением, — на три матча, за нанесение тяжелой травмы другому игроку, повлекшей стойкую или временную потерю трудоспособности, — не менее чем на семь матчей (ст. 35), за драку до, во время или после окончания матча — не менее чем пять матчей (ст. 37) и т. д.

Последствия дисквалификации

Итак, если работодатель получил требование общероссийской или международной спортивной федерации об отстранении спортсмена от участия в соревнованиях или о его дисквалификации, то обязан издать приказ об отстранении, с которым следует ознакомить спортсмена под подпись.

При этом, если спортсмен отстраняется в связи с нарушением антидопинговых правил на основании решения соответствующей антидопинговой организации, работодатель может его уволить по п. 2 ст. 348.11 ТК РФ.

Увольнение, предусмотренное ст. 348.11, как уже было отмечено, осуществляется с соблюдением процедуры, установленной ст. 193 ТК РФ. То есть до применения дисциплинарного взыскания от спортсмена нужно затребовать письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней объяснение не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Возможно, пока спортивная федерация после отстранения спортсмена примет решение о его дисквалификации, срок привлечения к дисциплинарной ответственности истечет. Но поскольку данный вопрос законодательством не урегулирован, по Трудовому кодексу уволить спортсмена за дисциплинарный проступок работодатель уже не сможет.

Расторжение трудового договора осуществляется по приказу работодателя. Спортсмен должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

В трудовую книжку вносится запись в соответствии с формулировками ст. 348.11 ТК РФ, например: «Трудовой договор прекращен в связи со спортивной дисквалификацией на срок семь месяцев, пункт 1 статьи 348.11 Трудового кодекса Российской Федерации».

Отметим, что сведения о спортивной дисквалификации вносятся в спортивный паспорт спортсмена — документ единого образца, удостоверяющий принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена (ст. 27 Закона N 329-ФЗ).

Обратите внимание! Наличие записи о дисквалификации в паспорте спортсмена не является основанием для отказа ему в приеме на работу и в случае такого отказа работодатель по требованию спортсмена должен в письменной форме сообщить и обосновать причину такого отказа, что не лишает спортсмена оспорить такой отказ в суде (ст. 64 ТК РФ).

Помимо того, что дисквалифицированный спортсмен может быть уволен, в силу ст. 348.12 ТК РФ при увольнении он будет обязан произвести в пользу работодателя денежную выплату, если такая обязанность установлена в трудовом договоре. Размер и срок такой выплаты также определяются трудовым договором. Если срок договором не определен, то согласно ч. 5 ст. 348.12 ТК РФ он составляет два месяца.

Кроме этого, дисквалифицированный спортсмен (помимо того, что лишается призов и медалей) лишается определенных преференций. Так, спортсмену, дисквалифицированному на срок более одного года за нарушение правил вида спорта или за использование допинговых средств, не могут присваиваться спортивные и почетные спортивные звания. Если же звания имелись у спортсмена ранее, то он может быть их лишен.

С другой стороны, согласно п. 6.7 Отраслевого соглашения по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2012-2014 годы, утвержденного Минспорттуризмом РФ, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 21.12.2011, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами могут предусматриваться условия о дополнительных гарантиях и компенсациях спортсменам и тренерам, в том числе в случае спортивной дисквалификации.

Обобщая вышесказанное, отметим, что дисквалификация спортсмена, в отличие от дисквалификации других категорий работников, не приводит к его увольнению. То есть решение о том, уволить спортсмена или нет, принимает работодатель. При этом в случае дисквалификации руководствоваться работодателю следует не только специальными нормами Трудового кодекса, регламентирующими особенности трудовой деятельности спортсменов, но и общими нормами трудового законодательства, общероссийскими антидопинговыми правилами, а также положениями или другими нормативными документами, утвержденными по каждому виду спорта.

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее - Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 - далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Свернуть Показать

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).


Что такое дисквалификация?

Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Дисквалификация – это лишение физического лица права замещать (занимать) определенные должности. К ним относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

в) должности муниципальной службы;

г) должности в исполнительном органе управления юридического лица.

Кроме того, дисквалификация выражается также в лишении физического лица права:

а) входить в совет директоров (наблюдательный совет);

б) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

в) осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

д) деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий;

е) осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности;

ж) осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от 6-ти месяцев до 3-х лет.

Таким образом, в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении лица права либо занимать должности на госслужбе, либо занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом судебным решением устанавливается запрет на осуществление:

1) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица;

2) полномочий члена совета директоров;

3) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление предпринимательской деятельности.

Это означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством.

Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Дисквалификация может быть применена:

а) к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы;

б) к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета);

в) к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателями);

г) к лицам, занимающимся частной практикой;

д) к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества;

е) либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) либо к экспертам в области промышленной безопасности, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

Административная дисквалификация, как вид административного наказания существует не так уж и давно. Началом ее «практики» можно по праву считать 1 июля 2002 года .

Данное наказание заключается в лишении человека возможности работать на руководящих должностях в разного рода управляющих органах, заниматься предпринимательством юридического направления, быть членом совета директоров и заниматься управлением юридического лица в любых случаях, которые указаны в российском законодательстве.

Дисквалификация в административном праве описана в статье 3.11. КоАП РФ . Так же немаловажным является тот факт, что данного рода наказание может иметь право на существование, отталкиваясь исключительно от этого кодекса, и оно существует только как основное наказание (административное).

К кому может применяться?

Итак, дисквалификация это административное наказание , и оно назначается человеку, который нарушил правила касающиеся непосредственно его обязанностей (должностных).

А так же такого рода наказание имеет право на существование в тех случаях, когда человек единовременно нарушил правила закона, независимо от того на сколько опасны последствия его проступка.

Стоит отметить, что необходимо различать лишение специального права и дисквалификацию, так как первое наказание применяется исключительно к людям, которые на постоянной основе нарушают доверенное им право или их деятельность привела к грубому нарушению пунктов прописанных в законодательстве.

То есть прежде чем предпринять к человеку это наказание, необходимо установить наличие морального вреда или какого-либо ущерба имуществу.

Поэтому эти наказания применяются в зависимости от того, каким статусом обладает человек.

Дисквалификация применяется как к людям занимающимся частным правом , то есть разного рода предпринимателям, людям занимающих должностные места в организациях управления (корпоративного).

Дисквалификация должностного лица также применяется к людям, занимающимся деятельностью в муниципальных и государственных организациях.

Когда дисквалификация применяется непосредственно к предпринимателям , тогда им запрещают заниматься своей деятельностью, также запрещается пользоваться имуществом, которое было задействовано для работы. К тому же таким людям на определенный период вообще не разрешается осуществлять какого-либо рода экономическую деятельность.

Более того данное наказание применяется для людей которые работают юристами в некоммерческих и коммерческих фирмах.

И совершенно не имеет значение их организационная и правовая форма.

Так же дисквалификация применяется к человеку, который является арбитражным управляющим . То есть к человеку, которого назначил на проведение каких-либо полномочий арбитражный суд.

Кто назначает?

Такого рода наказания применяются непосредственно должностными людьми и «наказываемыми» органами посредством создания специальных личностных актов .

Естественно такая принудительная мера не может максимально гарантировать, то что человек в дальнейшем не будет нарушать закон, но тем не менее специализированные штрафы и временный запрет на деятельность того или иного рода повлияют на него и человек прежде чем совершит проступок не один раз подумает.

На сегодняшний день в кодексе нашей страны были произведены кардинальные изменения, касающиеся перераспределения деятельности разных субъектов занимающихся административной юрисдикцией, а также судов.

Так как если ранее для решения вопросов касающихся правонарушений (административных) занималось 43 органа (федеральных), то сегодня их количество увеличено до 63 . Причиной этому послужило то, что в значительной степени увеличилось количество правонарушений (административных).

Так же назначать дисквалификацию могут коллегиальные региональные органы , а также специально созданные комиссии (административные). Более того, такого рода рассмотрением занимаются как судьи, так и мировые судьи, а также комиссии занимающиеся делами несовершеннолетних.

Особенности


К такому наказанию относятся люди, занимающие высокого уровня должности , которые нарушили общие правила исполнения своих прямых обязанностей.

Если они не придерживались соблюдения обязанностей, которые им доверили, тогда они гарантированно становятся правонарушителеми и в отношении к ним будет задействовано наказание (административное).

Более того такому человеку придется отвечать не только за себя , но и за того работника который был его самым ближайший подчиненным.

Само понятие «должностное лицо» появилось не так давно, так как раньше в административном кодексе было уточнено определенное количество людей, которые находились на должностных местах, и к которым применялось наказание.

Поэтому судебным органам иногда было сложно принять правильное решение и назначить законное наказание, так как подобного рода указания просто на просто отсутствовали.

Но на сегодняшний день максимально ясно определено, какое именно наказание применяется к тому или иному человеку совершившему тот или иной проступок. Об этом в полной мере описано в статье 2.4 КоАП .

К должностным лицам относятся: люди, которые временно или на постоянной основе являлись представителями российской власти . То есть те, кто может производить распорядительные функции относительно других людей работающих в той или иной сфере.

Так же люди на должностных местах в административно-хозяйственных и организационно-распорядительном направлениях. Это могут быть органы самоуправления (местного), государственные органы, муниципальные и государственные организации, вооруженные силы России и пр.


Что касается наказания относительно предпринимателя, который занимается индивидуальной деятельностью и в свою очередь стал причиной банкротства или других полномочий, которые установлены непосредственно законом.

Этому причиной напрямую могли послужить как халатное отношение к общим правилам, которые имели место в наблюдении за внешним управлением производства исполнения и заключения соглашения (мирового), а также другого рода процедур, которые повлекли за собой банкротство.

Такого человека наказывают штрафом, который составляет 40-50 минимальных размеров зарплаты , а также может быть по отношению к нему применена дисквалификация на срок около трех лет .

Сроки

Такого рода наказание должно быть применено к человеку который совершил проступок в течение одного года и ни днем позже с того дня когда о нем стало известно.

Сам срок, на который назначается административное наказание в виде дисквалификации, зависит от степени правонарушения , минимальный – два месяца.

Хотя в законе есть разногласия по этому поводу, так как считается что данный минимальный срок недостаточен для того чтобы установить абсолютно все признаки касающиеся нарушения, так как срок проступка и того когда о нем узнали достаточно часто не совпадают.

Поэтому за это время невозможно узнать об убытках, которых потерпела та или иная организация. Именно поэтому только в течение одного года можно узнать о причиненных последствиях посредством годового отчета и после собрания акционеров, которое производится не раньше второго месяца и не позже истечения шести месяцев после окончания финансового года.

Решение о наказании должен принимать непосредственно суд , решением которого может быть как административное наказание, так и непосредственно закрытие дела по причине недоказанности обвиняемого.

Но если судебные органы все-таки назначили наказание, то дисквалификация устанавливается на срок до трех лет , но она не может быть менее шести месяцев .

Случай применения


21.08.2013 в районный суд города Орел поступил иск от компании Р., которая обвиняет своего сотрудника А., являющегося руководителем финансового отдела в том, что он в полной степени не выполняет свои прямые обязанности, что в следствии может повлечь к банкротству фирмы.

24.08.2013 года было совершено заседание судебных органов по отношению рассмотрения дела относительно гражданина А.

В ходе проведенных мероприятий были предоставлены доказательства его виновности, а также заслушаны свидетели.

После рассмотрения дела суд принял решение снять гражданина А. с должности и запретить ему заниматься трудовой деятельностью в сфере руководства на двух летний срок. И перенаправить дело непосредственно в арбитражный суд для того, чтобы гражданин А. возместил все убытки фирмы Р., возникшие из-за его неправомерной деятельности.

Инспекция нашла нарушения в работе директора и вынесла постановление о дисквалификации. Как его обжаловать и что делать, пока оно не вступило в силу.

Когда директора могут дисквалифицировать

Трудовая инспекция вправе дисквалифицировать руководителя компании. Дисквалификация - это лишение физического лица права замещать должности. Должностное лицо компании дисквалифицируют, если его повторно привлекли к ответственности (ст. 3.11 ).

Угроза дисквалификации сильно влияет на директоров компаний. Руководитель предпочтет поскорее исполнить предписание ГИТ, чем остаться без работы и права занимать прежнюю должность в течение долгого времени. В результате директор попадает в невыгодное положение: если он уже привлекался за нарушение, любая жалоба подчиненного может стоить ему рабочего места.

Ситуация для директоров усложнилась после того, как увеличили срок давности по повторному нарушению. Раньше повторным считалось нарушение, совершенное в течение двух месяцев с даты, когда лицо привлекалось к ответственности за первое. Теперь этот срок равен одному году (). Повторное привлечение к ответственности всегда грозит более серьезным наказанием. Проблема в том, что за год независимо друг от друга в ГИТ несколько раз могут обратиться работники, которые считают свои права нарушенными. По каждому заявлению инспекция может вынести отдельное постановление и привлечь работодателя к ответственности. Сама инспекция также вправе прийти с проверкой.

Для руководителей дополнительный риск состоит также в том, что некоторые нормы закона включают различные нарушения. Например, состав правонарушения по статье 5.27 КоАП РФ закон не конкретизирует. Нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов может считаться включение в трудовой договор незаконного условия, а также невыдача расчетных листков сотрудникам. Если в штате компании-нарушителя большая численность сотрудников, появляется риск нового взыскания. Повторное и первое нарушения, даже если они идентичны, образуют два независимых друг от друга состава. Так произойдет, если будут отдельные обращения работников в инспекцию.

Одно действие работодателя может повлечь несколько привлечений к ответственности. Например, подразделению не выплатили зарплату. Сначала в ГИТ обратился один сотрудник, а следом заявления направили остальные. Если первое постановление о привлечении работодателя к ответственности вступит в силу на момент рассмотрения второго обращения, компании грозит штраф, а ее руководителю дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Руководитель лишится права замещать должности в совете директоров, в исполнительном органе юридического лица (ст. 3.11 КоАП РФ).

  • постановление о привлечении к ответственности за первое нарушение не вступило в силу или
  • годовой срок давности истек.

Избежать или оспорить дисквалификацию поможет разрыв во времени между рассмотрением двух нарушений.

Как оспорить постановление о дисквалификации директора

Статья 31.1 КоАП РФ определяет дату, когда вступает в силу постановление по делу об административном правонарушении. Ею признается момент, когда истекает срок для обжалования, если привлеченное к ответственности лицо не опротестовало постановление. Поэтому основным способом оттянуть нежелательное событие и наступление его правовых последствий будет обжалование такого постановления. В этом случае оно вступит в силу позже. По общему правилу постановление вступает в силу в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии лицом, привлеченным к ответственности (ст. 30.3 КоАП РФ).

Таким образом, в случае привлечения руководителя организации к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ, нужно обжаловать постановление. Делать это необходимо в любом случае, даже если вина очевидна и должностное лицо согласно с вменяемым нарушением.

Пока постановление не вступило в силу, необходимо воздержаться от действий, которые свидетельствуют о признании решения. Таким действием может признаваться добровольное исполнение в период до вступления постановления в законную силу (например, уплата административного штрафа).

Так, суд посчитал, что лицо признает свою вину в нарушении, поскольку оно добровольно и своевременно оплатило штраф (решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 18.03.16 по делу № 12-13/2016).

Еще одним выходом из ситуации может быть добровольное устранение последствий правонарушения.

Например, суд рассматривал дело о повторном нарушении в сфере трудового законодательства. В суде выяснилось, что к моменту заседания лицо погасило задолженность перед работниками. Это позволило освободить его от ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности ( по делу 5-1439/2016).

Как доказать, что директор допустил однократное нарушение

Нарушение не считается повторным, если трудовая инспекция привлекла лицо к ответственности до того, как постановление по первому делу вступило в силу. Это следует из закона. Статья 4.6 КоАП РФ указывает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу соответствующего постановления.

Например, инспекция привлекла генерального директора компании к ответственности за повторное нарушение трудового законодательства. Суд переквалифицировал действия лица с повторного нарушения на однократное. Правонарушение, за которое ГИТ привлекла директора к повторной ответственности, произошло до того, как он подвергся наказанию за первое нарушение. Это значит, что генеральный директор не мог считаться повторно совершившим правонарушение (постановление Самарского областного суда от 13.01.16 № 4а-67/2016).

Подобная ситуация происходит и по другим категориям дел. Например, статья 14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве) также предусматривает наказание в виде дисквалификации лица, которое совершило повторное нарушение.

Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии привлекла к ответственности арбитражного управляющего. Суд не признал нарушение повторным, поскольку управляющий совершил его до того, как было вынесено решение по первому делу, а значит, до момента вступления решения в законную силу. Кроме того, арбитражный суд назначил наказание в виде административного штрафа в минимальном размере (2500 рублей). Суд посчитал, что избранная мера административной ответственности соразмерна характеру правонарушения и иным обстоятельствам правонарушения, а также согласуется с разъяснениями Конституционного суда РФ, содержащимися в (решения АС Республики Хакасия от 08.11.13 по делу № А74-4956/2013, от 25.03.14 по делу А74-407/2014, оставленное в силе постановлением Третьего ААС от 27.05.14).

Руководителю организации выгодно отложить вступление постановления о привлечении к административной ответственности как можно на более поздний срок. В этом поможет оспаривание постановления либо своевременное добровольное устранение последствий правонарушения. Только нарушения, совершенные после вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности, будут квалифицированы как повторные. Если государственный орган сам не учел срок действия административного наказания, нужно доказать в суде незаконность второго постановления.