Что такое конфедерация, ее плюсы и минусы. Признаки конфедерации

государство устройство конфедеративный

Конфедерация - форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные органы для координации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает как форма союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее время нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной организации, она под воздействием ряда причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Типы конфедерации

Согласно западной этнополитология, конфедерации подразделяют на три группы:

Сообщество (содружество)

Европейское сообщество, СНГ Оставаясь, например, суверенными государствами, ЕС создало целый ряд общих властных институтов: Европейский Совет, состоящий из глав государств и правительств; Совет Минис встретил ° С, в которую входят министры иностранных дел, экономики и финансов и сельского хозяйства; Комиссия ЕС, которая состоит из председателя и 16 сопредседателей, Европейский парламент, Суд ЕстьС.

Ассоциация

Это свободное объединение малых государств с великой державой (как правило, метрополией) Свободны ассоциации существуют в трех основных подтипах: ассоциированное государство (объединение, где большая и малая государства в одностороннем порядке могут расторгнуть договор) федериса - изменения происходят только с согласия обеих сторон; кондоминиум - управление какой-либо территорией осуществляется двумя и более государствами (довольно редкий и необычный тип конфедерации На сегодняшний день Испания и Франция осуществляют кондоминиум над Долиной Андорры).

Это объединение независимых государств, создается для специфических целей. Например, НАТО, Лига Арабских Государств .

Итак, сегодня существует значительное количество разновидностей форм государственного устройства Последовательность их развития можно изобразить следующим образом: 1) этническая унитарное государство - империя, 2) национальное государство в форме и унитарного государства (централизованной или децентрализованной), 3) федерация (конфедерация).Так же обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако, разница между ними принципиальная. Конфедерация, иначе говоря, над или сверх-федерация означает нечто, выходящее за пределы государственности, хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.Примерами конфедераций могут быть США с 1781 по 1787 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. И всегда конфедерация была вынужденной формой соединения государств, либо перерастающей в федерацию, либо разрушающейся на самостоятельные национальные государства.Об этом свидетельствуют и примеры из истории. Например, преобразование Северо-американской конфедерации в XVIII в. в федерацию, объединенная Арабская Республика образованная Египтом и Сирией в 1858 г., распалась уже в 1961 г. Сенегамбия, созданная путем объединения Сенегала и Гамбии в 1982 г., распалась лишь несколькими годами позднее.В качестве типичных черт конфедерации Ю.А. Тихомиров называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов.Раскрывая понятие конфедерации, можно и иначе выделить характеризующие ее в совокупности признаки:

Во-первых, конфедерация является надгосударственным образованием, образованным союзом (объединением) сохраняющих свой суверенитет государств.

Во-вторых, такое объединение имеет определенную функциональную направленность, то есть императивный мандат действия, определяющий и временные рамки существования конфедерации.

В-третьих, в основании объединения лежит принцип рекомендательности его решений.

В-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство - субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии, право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества.

К признакам, характеризующим определенное организационное устройство в форме конфедерации, А.В. Бутаков относит и наличие у каждого субъекта такого объединения непосредственного представительства.Весьма спорным остается вопрос о том, является ли конфедерация формой государственного устройства.С.Н. Бабурин не соглашается с попыткой А.В. Бутакова представить конфедерацию как одну из форм государственного устройства. Он пишет, что конфедеративная структура имеет как бы вторичный, надстроечный характер его отношению к государственной структуре.М.Л. Костенко и Н.В. Лавренова считают, что конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединение) государств.

Далее они подчеркивают, что, сравнивая эти две структуры, следует в первую очередь подчеркнуть, что отношения в рамках федерации регулируется внутренним государственным правом, тогда как в рамках конфедерации - международным правом.

Следует согласиться, что образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств. И правильно замечено, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. «Но такие союзы, как конфедерация, уния или протекторат определяют не только внешнеполитическое положение их участников, но и некоторые стороны национальной государственности. Поэтому конфедеративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.

Конфедерация как одна из форм государственного устройства определена в Большом энциклопедическом словаре. Большинство российских ученых- правоведов все же определяют конфедерацию государственной формой.Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся для осуществления общих политических целей и образующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.Правовой основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками.Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею.Участие в конфедерации связывает ее членов обширным комплексом обязательств. Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях.

Конфедерация принимает определенные решения в рамках своих функций. Эти решения должны выполняться на территории государств- союзников без каких либо процедур парафирования и ратификации, что необходимо, например, при принятии международных документов.В конфедерации отсутствует собственная система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в союзе.

Конфедерация не имеет собственно государственных органов, создаются своего рода межгосударственные органы, которые образуются по принципу делегирования. Могут создаваться межпарламентами советы, советы глав правительств и т.д.Глава конфедерации обладает председательными, координационными, но не руководящими полномочиями.Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно. Вместе с тем граждане государств членов конфедерации на территории друг друга пользуются равными правами: свободное передвижение по территории государств конфедерации, свободный выбор места жительства и т.д.

Бесспорным является право государств на выход из конфедерации.

Ярким примером конфедерации на современном этапе является союз России и Белоруссии.

Конфедерации имеют репутацию временных либо переходных государств. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом. В истории развития государственных форм так и происходило: конфедерациями были Североамериканские штаты; Гондурас и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация и др.

Хочется надеяться, что союз России и Белоруссии пойдет по пути интеграции и приведет к образованию федеративного государства. Но в этом вопросе спешить нельзя, ибо существует ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Одна из них лежит вы плоскости государственного устройства. Россия уже является федеративным государством. И если будет создана федерация России и Белоруссии, то, как в этой связи будет строиться собственно Российская Федерация. Уже ряд субъектов Российской Федерации (Татарстан, Ингушетия) дали понять, что в случае создания федерации России и Белоруссии они присоединяться к ней. То есть, они выйдут из состава Российской Федерации.

Для теории государства стало относительно новым и особенно актуальным изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество. Актуальность изучения такой формы вызвана образованием Содружества Независимых Государств.

Как отмечается в литературе содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, прав (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии.

Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе сотрудничества, как и при конфедерации, лежит межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств.

В науке существует мнение, что СНГ имеет форму конфедерации. Действительно, в момент своего учреждения СНГ выглядело как конфедерация. По нашему мнению, форма содружества имеет отличие от формы конфедерации. И эти отличия в следующем:

Во-первых, содружество весьма редкое, еще более аморфное объединение государств, чем конфедерация.

Во-вторых, содружество возникает, как следствие распада союзного государства. Содружество выступает как временное объединение государств, ранее состоявших в одном союзном государстве. И существует оно, покуда государства - члены содружества не определятся со стратегической государственной ориентацией. В отличие от содружества, конфедерация, выступает в основном формой, служащей этапом для объединения в союзное государство Теория государства и права под.ред. М.М Россолова, Б.С. Эбзеева: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000 г..

Конфедерация - самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации - самая слабая форма наднационального сотрудничества [ ] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации [ | ]

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
  3. Явное отсутствие лидера в органах управления, власти.

История [ | ]

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [ ] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации» , выработанной в 1777 году : «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей» .

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию . Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику , унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году .

В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа «Российская Федерация». Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например Татарстан вошел официально в состав России только в 1994 году заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.

Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I . В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением. .

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое - в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС , то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор . Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [ ]

Некоторые [кто? ] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример - ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил - равенство участников и единогласное принятие решений.

В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления - как монархии, так и республики.

Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциаци ю из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

На сегодняшний день конфедерацией можно назвать лишь Содружество наций .

Государства-конфедерации [ | ]

Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия +Черногория , -), Сенегамбия (Сенегал +Гамбия , -), Союз Африканских Государств (Мали +Гана +Гвинея , -). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет +Сирия , - ; Египет +Сирия +Ирак , ), Арабская Федерация (Ирак +Иордания , ) , Федерация Арабских Республик (Египет +Сирия +Ливия , ), Арабская Исламская Республика (Ливия +Тунис , ).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё из Северной и Южной Кореи, но проект не получил реализации, Северная и Южная Корея по прежнему не признают друг друга и считают своим владением весь Корейский полуостров. Обе Кореи по-прежнему высказываются за объединение, но каждая - на своих условиях.

Исторические конфедерации [ | ]

Исторические конфедерации (особенно те, которые предшествуют XX веку), возможно, не соответствуют нынешнему определению конфедерации, иногда они могут быть провозглашены федерациями иногда империями, и при этом современные политологи характеризуют их как конфедерации.
Само по себе понятие «конфедерация» достаточно условно и неопределенно для применения его в исторический период до XX века.

Конфедерации XXI века это в основном экономические, а не политические союзы.

Наиболее известные бывшие конфедерации [ | ]

Название Годы существования Описание Причина распада
1291 - 1848 Согласно швейцарской легенде в 1291 году представители трёх кантонов собрались вместе и дали легендарную «Клятву Рютли », которая считается основопологающей в создании Швейцарии. В 1798 году Швейцария была превращена в единую, централизованную Гельветическую республику но эта форма правления вызывала сильные противоречия у политических сил и народа, и со временем страну снова пришлось возвращать к конфедеративной форме правления. Ее кантоны были практически самостоятельными государствами но важные политические вопросы решали вместе. В наши дни Швейцария- это федерация хотя слово «конфедерация» по-прежнему осталось в ее официальном названии. Каждый кантон имеет свою конституцию и законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией. Стала федерацией в процессе принятия новой Конституции
Республика Соединённых провинций 1581 - 1795 В 1579 году, некоторые южные провинции на территории современных Нидерландов , недовольные агрессивным кальвинизмом северных провинций, присягнули на верность испанскому королю но со временем перестали считать его законным правителем и начали борьбу за полную самостоятельность. В ходе Восьмидесятилетней войны за независимость была основана Республика Семи Соединённых Провинций. Государственное устройство Республики долгое время носило достаточно неупорядоченный характер, сохранялись многие старинные феодальные административные порядки, тем ни менее Республика активно вела войны с Европейскими странами и имела обширные колониальные владения. В 1795 году войска Французской республики захватили территорию конфедерации превратив ее в «дочернюю» Франции Батавскую республику . Преобразование в Батавскую республику .
Объединённые королевства Швеция и Норвегия 1814 - 1905 В результате Наполеоновских войн , в 1814 году Дании пришлось отдать Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании . Норвежцы сразу же объявили о независимости, и Швеция вторглась на ее территорию. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году как компромисс , и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции и парламента. Со временем внутренние противоречия и разрыв в уровне экономического развития вызвал недовольство со стороны Норвегии и все более настойчивые требования уравнять в правах оба государства. Разрыв унии произошел мирным путем. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга
1861 - 1865 Объединение некоторых южных рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США и создали своё государственное объединение после прокламации президента А. Линкольна об отмене рабства. Ее политики заявляли, что возвращаются к политическим положениям которые декларировали отцы-основатели США , к таким как «Статьи Конфедерации », и свободой во внешней и внутренней политике каждого штата. Как результат началась Гражданская война в США . Фактически, государство было централизованной федерацией. Она прекратила существование после поражения в гражданской войне. Поражение в гражданской войне
Северо-Германский Союз 1866 - 1871 Стремление объединиться в разные государственные формирования у немецких народов прослеживается еще с древних времен, но в средние века они представляли собой не единую страну, а множество мелких самостоятельных государств . Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей короной осуществить объединение - Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Во время войны Пруссии с Австрией в 1866 году, победила Пруссия, ряд немецких государственных образований объединился в официальный Союз со столицей в Берлине . Во многих государствах существовали свои выработанные веками порядки и традиции, чтобы объединить разные народы, Союз некоторое время носил конфедеративный характер. Преобразование в Германскую Империю .
Австро-Венгрия Австро-Венгрия 1867 - 1918 В 1804 году была провозглашена Австрийская империя как противовес Французской Империи Наполеона . Венгрия имела в составе империи широкую автономию: это отмечалось и в названии страны, и в ее гербе и даже в праве самостоятельной законодательной инициативы, под властью единого монарха были объединены частично самостоятельные государства Австрии и Венгрии. В 1848-1849 годах в Европе активизировались национально-освободительные движения , начались многочисленные революции, Венгрия требовала независимости, но империя устояла. После этого Австро-Венгерская империя была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной центральной властью. Государство распалось в результате поражения в I мировой войне.

Для определения понятия "конфедерация" используется несколько подходов. Традиционно этот термин характеризует самостоятельную форму устройства государства, при которой страны, ее образующие, сохраняют независимость, имеют свои и госвласти. Согласно другому подходу, конфедерация - это самодостаточная форма, которую следует рассматривать в рамках федерализма.

Приверженцы традиционного понимания термина указывают на то, что государства, входящие в структуру, формируют особые объединенные органы, призванные координировать действия при наличии определенных целей (внешнеполитических, военных). Таким образом, конфедерация - это союз государств, которые сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

Кроме того, что у членов государственного союза независимость остается неприкосновенной, часто остается неизменной национальная полиция, денежная система, армия и прочие структуры. Как правило, конфедерация - это временное явление. Возникает этот союз на непродолжительный период, с целью решения каких-либо общественных задач. Эти задачи могут состоять в объединении усилий в какой-либо сфере деятельности общества: политике (внутренней или внешней), искусстве или культуре, военном деле, экономике и прочем. Обычно в конфедерации не предусмотрено собственных органов регулирования и управления. Как правило, формируются контрольные, наблюдательные или консультативные структуры.

Федерация и конфедерация исторически сложились вместе. Однако на практике вторая встречается крайне редко.

Вместе с этим, существует мнение, что эта форма впоследствии может стать довольно распространенной. В особенности она может стать конструктивной моделью устройства в условиях распада крупных держав, имевших внешние признаки федерации (как, например, СССР).

Таким образом, союз государств, обладающих независимостью, объединяется на основании соглашения о координации действий по определенному кругу проблем. Как правило, вопросы решаются в области обороны, таможенных тарифов и системы почтового сообщения, внешней политики.

Существуют и другие признаки конфедерации, отличающие ее от прочих систем государственного устройства.

Так, например, органы образованного союза не обладают прямым воздействием на составляющие его страны. В большинстве случаев эти органы свои решения принимают в соответствии с консенсусом между сторонами, заинтересованными в каком-либо вопросе. При этом фактическое вступление решений в силу наступает после их утверждения органами власти в соответствующих государствах.

Конфедерация, как правило, не обладает единой налоговой и правовой системой. Однако в этой может быть создано одно экономическое пространство, введена единая валюта и институт общего гражданства.

В конфедерации чаще всего представлена двухпалатными собраниями, которыми обладают ее субъекты. Собственного законодательного органа в этой структуре нет. Вместо него выступает союзный совет, наделенный ограниченными полномочиями. Следует отметить, что в современном мире чаще всего конфедерация воспринимается не как тип государственного устройства, а как всего лишь содружество государств, обладающих полной независимостью. И создается этот союз с определенными целями. Таким образом, считается, что конфедерация в большей степени является международно-правовым образованием, нежели формой государственного устройства.

Конфедерация – далеко не самая распространенная форма государства. В настоящее время существуют единицы стран, которые используют данный вид устройства. Он предусматривает очень широкую независимость субъектов данного государственного образования. Давайте подробно разберемся, что собой представляет конфедеративное государство.

Определение термина

Давайте сразу определим, что означает понятие конфедеративное государство. Ввиду того что значение данного термина довольно размыто, между политологами существуют разногласия, какое именно определение считать более четким. Тем не менее на основе точек соприкосновения между различными мнениями по данному вопросу, можно сформулировать значение данного термина, которое в существенной мере будет удовлетворять все стороны.

Конфедерация – форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.

Возникновение конфедерации связано с общими целями и задачами её конкретных частей. Чаще всего, они касаются сферы внешней политики и обороны. В остальном субъекты максимально независимы.

Классификация государств по форме устройству

По форме устройства существует три основных вида образований: унитарное, федеративное, конфедеративное государство.

Унитарное государство означает максимальную зависимость от центра регионов, у которых отсутствуют признаки суверенитета. Федерация предполагает наличие для своих субъектов ограниченных суверенных прав и даже элементов государственности. Но общефедеральные законы зачастую все-таки считаются приоритетнее региональных. Конфедеративное устройство государства означает ещё большую независимость субъектов. Они имеют право устанавливать внешние связи и свободно выйти при желании из состава государства. При этом внутреннее законодательство субъектов превалирует над общегосударственным.

Кроме того, в международном праве существуют различные межгосударственные образования: союзы, блоки, ассоциации, содружества, унии. Но в полном смысле слова эти образования государствами назвать нельзя, так как взаимодействие их субъектов касается только отдельных сфер да и то, с правом отказа от следования общесоюзной политики, если она идет вразрез с национальными интересами.

Конфедеративное государство, по сути, является чем-то средним между федерацией и межгосударственным объединением. Его, как и федерацию, можно считать отдельной целостной державой, но с абсолютным правом субъектов независимо решать внутренние вопросы и со свободой выхода, как у межгосударственных объединений.

В свою очередь, конфедерацию можно подразделить на традиционную и мягкую. Первая предполагает более жесткие обязательства между субъектами, чем вторая.

Основные признаки

Давайте определим основные признаки конфедеративного государства. К ним относятся следующие определяющие моменты:

  • наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;
  • право на сецессию (выход);
  • наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации;
  • отсутствие общего гражданства;
  • обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;
  • решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;
  • приоритет региональных законов над союзными;
  • наличие общего органа управления конфедерацией.

Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией. В то же время существуют различные переходные формы. Например, Европейский союз имеет признаки как мягкой конфедерации, так и межгосударственного объединения.

Таким образом, конфедеративное государство отличается очень слабой центральной властью, и предполагает ратификацию всех общих постановлений каждым субъектом в отдельности.

Исторические примеры

Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры конфедеративных государств, которые существовали в истории.

Одним из самых ранних и самых известных примеров конфедерации является Швейцария. Возникло это государственное образование в 1291 году. Именно тогда три кантона (общины) подписали союзный договор, который ознаменовал собой образование Швейцарского союза. Позже к нему присоединилось ещё 23 кантона. Впрочем, в 1848 году была принята конституция, которая превращала страну фактически в федерацию, но официальное название государства до сих пор звучит как Швейцарская Конфедерация. Тем не менее 557 лет, на протяжении которых в стране существовало конфедеративное устройство, является самым долгим периодом в истории существования подобной формации.

Средневековое государство Речь Посполитая тоже являлось своеобразной конфедерацией Королевства Польши и Великого княжества Литовского. Просуществовало это государственное образование с 1569 по 1795 года, когда произошел его окончательный раздел между Российской империей, Пруссией и Австрией.

Саму Австро-Венгерскую империю с 1867 по 1918 год тоже можно считать специфической формой конфедерации. Германский союз, существовавший в период с 1815 по 1866 год, тоже был конфедеративным государственным образованием.

США на начальном этапе своего существования также, по сути, были конфедерацией 13 колоний. Этот период в истории страны длился с 1776 по 1789 год. Но в 1789 году была принята Конституция, с поправками действующая до наших дней, которая значительно усиливала влияние центрального правительства.

Во время Гражданской войны с 1861 по 1865 годы, восставшие штаты провозгласили о создании Конфедеративных Штатов Америки, добиваясь права своей максимальной самостоятельности.

Последние конфедерации

Конфедерации возникали и на протяжении XX века. Правда, их существование было очень скоротечным. К этим государствам можно отнести ОАР, которая с 1958 по 1961 года включала Сирию и Египет, а в 1963 году ещё и Ирак. В 1958 году существовала Арабская Федерация, несмотря на свое название, имевшая конфедеративное устройство. Она состояла из Иордании и Ирака. В 1960 – 1962 годах Гана, Гвинея и Мали образовывали Союз Африканских Государств. В 1982 – 1989 году, вследствие объединения Сенегала и Гамбии существовало конфедеративное государство Сенегамбия. Кроме того, история знает о государственных образованиях ФАР (1971) и АИР (1974), которые соответственно объединяли Сирию, Ливию, Египет и Тунис, Ливию.

Конфедерации в современном мире

На сегодняшний день в мире не существует конфедераций в их типичной форме. Но некоторые из государств имеют признаки, благодаря которым, их форму устройства можно отнести скорее к конфедеративной, чем к какой-либо другой.

Прежде всего, следует упомянуть Боснию и Герцеговину. Она состоит из трех составных частей: Республики Сербской, Федерации Боснии и Герцеговины и отдельного округа Брчко, контролируемого миротворцами. На территории каждого территориального субъекта существует собственное законодательство, денежная единица, имеются войска, что соответствует признакам конфедерации.

Также, некоторые политологи считают, что устройство Европейского союза имеет признаки мягкой конфедерации.

Вот так выглядят современные конфедеративные государства.

Причины недолговечности

Если не брать во внимание историю Швейцарии и Речи Посполитой, можно прийти к заключению, что практически все государства с конфедеративным устройством являются недолговечными.

Это объясняется тем, что само объединение различных государственных образований происходит для решения конкретно поставленных целей. После того как задачи были решены, происходит либо распад государства, либо превращение его в федерацию, если субъекты понимают надобность бессрочного союза.

Значение конфедеративного устройства

Конфедеративное государственное устройство нельзя отнести к основным формациям, которые сейчас существуют в мире. Главными направлениями развития государства остаются федеративное и унитарное. Поэтому в настоящее время не существует чистых конфедераций, а когда они возникают, то представляют собой, чаще всего, временное явление.

В то же время нельзя не сказать о том, что объединение в конфедерацию является одним из эффективных инструментов решения общих для нескольких государственных образований проблем. Хотя этот союз и носит временный характер.

Ключникова Екатерина

Доклад ученицы 9 класса по теме "Конфедеративное государство"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Дергаевская средняя общеобразовательная школа № 23

Конкурс исследовательских рефератов обучающихся 9-х классов

РЕФЕРАТ

на тему «Конфедеративное государство: особенности и цели создания»

Выполнила уч. 9А кл.

Ключникова Е.

Учитель:

Руденко С.Б.

г.Раменское, 2015 год

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Во-первых, конфедерация не имеет общих законодательных,исполнительных и судебных органов,характерных дня федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии,единой системы налогов и единого государственного бюджета.Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или на оказание им необходимой экономической помощи.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе,хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах,а также единой межгосударственной кредитной политикена период существования данного государственного образования.

В-пятых, конфедеративные государства недолговечны:они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Признаки конфедеративного устройства.

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

Внутри конфедерации отсутствуют границы.

Вся территория воспринимается как единая.

Общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.

Гражданство, финансовая система, конституция – эти все элементы представлены только внутри государств-участников.

Субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.

Общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны, все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.

Все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство – это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство – это эволюция политических взаимоотношений.

В истории есть примеры и того и другого: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848), Австро-Венгрия (1867-1918). Классический пример - Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Своеобразной формой конфедерации является Содружество Независимых Государств (СНГ). Своеобразие его состоит в том, что оно образовалось в результате распада некогда единого государства - СССР В силу этого в основу процесса объединения государств СНГ положены не только военные, экономические и политические цели, но и историческая, этническая и культурная их близость, не характерная для субъектов обычных конфедераций. СНГ создан в условиях столкновения двух противоречивых тенденций - стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их хозяйственно-экономической зависимости друг от друга, явившейся результатом многолетнего совместного развития. Две тенденции - объединительная и разделительная - делают данный союз непрочным, а его субъектов -незавершенными государствами: с одной стороны, ни одно из государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, не может похвастаться своей полной самостоятельностью, т.е. назвать себя полностью суверенным, а с другой - СНГ не является конфедерацией в полном смысле этого слова, поскольку его договорно-правовая природа весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования.

Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.

Существует теория, что конфедерация – это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей денежной системы, кредитной политики среди государств и других общих институтов. Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации. В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.

Плюсы и минусы конфедерации.

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам.

Во-первых, в мире очень много военных конфликтов и локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи.

Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных.

В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод. Страны конфедеративного строя во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации.

Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.

В составе Швейцарской Конфедерации 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), из которых несколько немецкоязычных, несколько франкоязычных и один италоязычный. Некоторые кантоны двуязычные – там говорят на французском и немецком языках, а в некоторых употребляются сразу 3 языка (немецкий, ретороманский и итальянский). Одни кантоны стояли у истоков образования государства, другие присоединились позже, или отделились от ранее существующих кантонов. Самым молодым является кантон Юра, отделившийся в 1979 г. от кантона Берн после того, как осенью 1978 г. народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание. Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Некоторые кантоны практически состоят из одного города (кантон Женева), а есть и другие, большую часть которых занимают горы и долины (кантон Ури). Кантоны отличаются друг от друга не только размерами, но и плотностью населения. Согласно конституции, «кантоны являются суверенными, если только их суверенитет не ограничен конституцией конфедерации. Поэтому они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти. Таким образом, носителем источником суверенитета по конституции является кантон, а не конфедерация. Обратная же формулировка означала бы, что кантон имеет только те компетенции, которыми он официально наделен конституцией. Налицо презумпция компетентности в пользу кантонов. Однако конституция ограничивает эту правовую картину тем, что кантоны обязаны представлять свои конституции на одобрение Федеральному Собранию. Кроме того, существует принцип конституционного ранга, по которому федеральное право преобладает над кантональным.Все кантоны и полукантоны в составе Федерации имеют свои конституции, свой суд и свои законы, которые, как правило, не противоречат федеральному праву; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам). Кантоны обладают политической самостоятельностью и полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений. Так, например, каждый кантон имеет свое школьное законодательство и управление. Установление размера налогов находится также в прерогативе кантона.Системы правления в кантонах различны. В большинстве кантонов решения принимаются кантональными советами, избираемыми гражданами кантона на определенный срок. В некоторых кантонах господствует прямая демократия. Например, в двух небольших в территориальном отношении кантонах - Аппенцель-Иннерроден и Гларус, ежегодно проходят общие собрания жителей, обладающих правом голоса - ландсгемайнде, где принимаются важнейшие политические решения и проводятся выборы. Разумеется, в кантонах, практикующих проведение конгресса земельной общины, существует еще и парламент, который предварительно обсуждает дела этой земельной общины и вносит на конгресс соответствующие предложения. Все кантоны перечислены в заключительной части конституции конфедерации. Это означает, что образование нового кантона требует изменения конституции, а следовательно, и референдума. С момента образования конфедерации подобное случилось один единственный раз, когда осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за создание нового кантона Юра.

Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.