Жилье ветеранам вов. Многие ветераны войны до сих пор остаются без жилья Обеспечение жильем ветеранов вов в

Государство отдает дань уважения тем гражданам, которые защищали наше Отечество и его интересы в ходе военных конфликтов. Одной из гарантированных социальных привилегий является выдача жилищных субсидий и сертификатов. Рассмотрим порядок и условия получения жилья ветеранами боевых действий.

Кому положен сертификат

По президентскому Указу, правомочия на федеральные субсидии возникают у ветеранов, которым требуется улучшение жилусловий на основе ФЗ-5 «О ветеранах». Реализация таких прав происходит единожды вне зависимости от финансового состояния претендентов;

Правообладатели:

  • участники ВОВ;
  • инвалиды ВОВ;
  • лица, работавшие в период ВОВ на оборонных объектах;
  • инвалиды боевых действий, а также служащие ОВД, войск национальной гвардии, гос.противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами в результате получения увечья при исполнении служебных обязанностей;
  • ветераны боевых действий;
  • военные, служившие в в/ч, пребывавшие от полугода в военно-учебных учреждениях, не числящиеся в рядах регулярной армии в 22.06.1941 - 3.09.1945 гг., военнослужащие-орденоносцы СССР за службу в это же время - при выселении их из спецжилфонда;
  • лица, имеющие знак «Жителя блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов/участников ВОВ;
  • члены семей погибших инвалидов и ветеранов боевых действий;
  • члены семей служащих ОВД, войск национальной гвардии, гос.противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Скачать для просмотра и печати:

Перечень необходимых документов

  • заявление установленного формата (бланк предоставляется администрацией);
  • ксерокопия паспорта получателя меры соцподдержки и копии документов, удостоверяющих личность членов его семьи, документы, подтверждающие их родственные отношения;
  • ксерокопия ;
  • ксерокопия удостоверения ветерана ВОВ или копия иного документа, подтверждающего наличие права на меру социальной поддержки;
  • документальное подтверждение юридического статуса занимаемой недвижимости - (ксерокопии свидетельства о регистрации собственнических прав или договор соцнайма), справка из органов Регистрации недвижимости об отсутствии в собственности недвижимости;
  • справка о семейном составе или выписка из поквартирной карточки (выдается УК, ТСЖ и т.д.);
  • выписки из домовых книг или справки о жилищно-коммунальных лицевых счетах (выдается УК, ТСЖ и т.д.);
  • документы, подтверждающие право на получение жилплощади сверх установленной нормы.

Удостоверение нотариусом ксерокопий документации не нужно, достаточно предоставить оригиналы документов при подаче заявления. Документы могут отличаться в зависимости от региона проживания, так как каждый субъект разрабатывает программу обеспечения жильем самостоятельно, определяя очередность получения жилья ветеранами.

Важно! При получении прав на меру соцподдержки по обеспечению ветерана жильем, не рассматривается условие достаточности дохода ветерана. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Где можно получить ветеранский жилищный сертификат

До 2005 г. жилплощадь предоставлялась из регионального жилфонда. С 2005 г. - путем выдачи сертификата с денежным обеспечением на покупку/обмен недвижимости - в последнем случае с доплатой. Однако везде необходима предварительная постановка на жилищный учет.

По нормам ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, учет вышеперечисленных лиц в качестве нуждающихся в новом или хотя бы единственном собственном жилье производится органом местного самоуправления на основе заявлений данных граждан, поданных ими в этот орган по месту своего постоянного проживания.

Важно! Так как в рамках рассматриваемой программы выделяются федеральные средства, то очередь (очередность выдачи) имеет 2 уровня: федеральный и региональный.

Соответственно, получить жилищный сертификат после того, как подошла федеральная и региональная очередь, можно будет также в органе, который поставил ветерана на учет.

Претендовать на фиксацию в рамках муниципального/регионального жилищного учета вправе:

  • не нанимающие или не являющиеся членами семьи граждан, снимающих жилплощадь по соглашениям о соцнайме, не выступающие собственниками или членами семьи собственников таких помещений.

Иными словами, россияне, прошедшие какую-либо войну, должны соответствовать таким критериям:

  • отсутствие как собственного жилья, так и муниципального/государственного,
  • быть нанимателями или членами семьи граждан, снимающих жилплощадь по соглашениям о соцнайме, либо обладающими собственными правами или выступающие членами семьи собственников и обеспеченные общей жилплощадью на 1-го члена семьи меньше допустимой нормы;
  • занимаемое жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений;
  • если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой хронической формой заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Это предполагает, что у претендента на соцпомощь имеется либо собственное либо муниципальное жилье, или хотя бы часть в нем, но его жилплощадь в расчете на каждого проживающего члена семьи менее 6-10 кв.м, проживающие в помещениях, не отвечающих имеющимся для жилфонда регламентам.

Существует министерское разъяснение в части обеспечения жилплощадью граждан, прошедших ВОВ, родственников - по нормам ЖК РФ - погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, живущих без какого-либо благоустройства.

На что потратить средства


Люди, прошедшие войны, вправе реализовывать субсидиарно выдаваемые средства на:

  • Покупку собственного недвижимого имущества (жилфонда) как на первичном, так и на вторичном региональном рынке недвижимости. Причем территория поиска ограничена регионом проживания. Что касается продавца, то это могут быть организации или физлица (1 или несколько) в виде ИЖД (какой-то его отдельной части, доли в нем), 1-й или нескольких квартир (комнат).
Важно! Основное требование здесь - соответствие действующим СНиПам, СанПиНам, благоустроенность по актуальным санитарным, строительно-техническим нормам конкретного города, поселка и т.д., выбранного для постоянного проживания.
  • Обмен имеющегося у гражданина жилья на другое, которое по техническим параметрам улучшит его нынешнее условие проживания (включая вариант с доплатой за счет субсидиарных средств, поступающих из федерального бюджета), с соблюдением обязательного учета размера общей площади помещения, приходящегося на 1-го человека, который не может быть менее учетной нормы.
  • Приобретение жилья путем участия в долевом строительстве.
  • ИЖС на принадлежащем получателю субсидии земельном наделе. Субсидиарные средства перечисляются лишь после официального ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.

Нюансы


Период фактически допустимой реализации субсидиарных средств составляет полгода, начиная с момента подписания акта муниципалитета о пофамильном распределении субсидий.

В 2016 году не менее 8350 ветеранов Великой Отечественной войны должны получить новое жилье. В бюджете на эти цели предусмотрено более 10 миллиардов рублей.

Программу предоставления ветеранам ВОВ новых квартир правительство начало в 2008 году, когда вышел соответствующий указ президента. С тех пор более 290 тысяч ветеранов обрели новое жилье. Это стоило федеральному бюджету 308 миллиардов рублей.

В то же время в очереди по состоянию на 1 апреля еще стоят около 10 тысяч человек. "Чтобы они получили то, что положено, в текущем бюджете предусмотрено около 10 миллиардов рублей", - сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. Это позволит обеспечить жильем более 8,3 тысячи ветеранов ВОВ, в том числе всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

"По состоянию на сегодня за счет средств федерального бюджета, выделенных в этом году, жильем уже обеспечены 3165 ветеранов Великой Отечественной войны, - подчеркнул министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. - В 22 субъектах Российской Федерации все участники и инвалиды Великой Отечественной войны жильем обеспечены". Это сделали в Бурятии, Марий Эл, Мордовии, Татарстане, Ивановской, Владимирской, Калужской и Рязанской областях.

Кроме того, минстрой разработал и довел до регионов методические рекомендации по организации капитального ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, не имеющие основания для обеспечения жильем. Эта работа, уточнил Мень, налажена во всех субъектах Федерации.

Просил бы руководителей субъектов Федерации действительно продолжить работу по ремонту и помощи тем ветеранам, которые не имеют права на улучшение жилищных условий или которые уже воспользовались этим правом, но которые нуждаются в таком ремонте, потому что он требует, как правило, довольно значительных денег, - заявил Дмитрий Медведев. - Не у всех ветеранов они есть, и здесь от внимательного отношения регионов многое зависит. Прошу держать этот вопрос на контроле.

На заседании правительство рассмотрело законопроект, направленный на совершенствование процедуры кадастровой оценки стоимости недвижимости. "Очень важно, чтобы мы смогли сохранить все то, о чем договаривались, в части неповышения налоговой нагрузки на бизнес и граждан, сделать так, чтобы налогообложение недвижимого имущества было адекватным ситуации на рынке и, стало быть, более справедливым", - подчеркнул премьер.

Сейчас кадастровую стоимость определяют через систему независимых оценщиков, а им, как выразился глава кабмина, не всегда хватает возможностей, чтобы учесть все факторы. К тому же один и тот же объект может оцениваться по-разному, что вызывает нарекания граждан.

Законопроект должен как минимум частично эту ситуацию исправить, - пояснил Медведев. - Предлагается ввести институт государственных кадастровых оценщиков. Для этого региональные власти могут передать полномочия уже действующим госучреждениям или создать новые учреждения.

Также по всей стране вводится единая методика проведения оценки. Государственные оценщики теперь будут предоставлять детальные разъяснения по определяемой ими кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, отслеживать состояние рынков. "В случае резкого падения цен может использоваться и переоценка кадастровой стоимости, чтобы ни граждане, ни бизнес не переплачивали за имущество, которое в силу колебаний на рынке быстро подешевело", - отметил председатель правительства.

В самом начале заседания премьер-министр сообщил о подписании им ряда постановлений, направленных на поддержку автомобильной промышленности страны. Одним документом в 2016 году продлены программы льготного кредитования и лизинга. 16 миллиардов рублей из федерального бюджета направят на сохранение кредитных и лизинговых ставок на приемлемом уровне.

Вторым постановлением производителям предоставят 23 миллиарда рублей, чтобы компенсировать часть затрат на производство автомобилей для сокращения накопленных убытков и ряда текущих расходов. Это должно сказаться на себестоимости продукции. "Рост не должен быть таким значимым, и это должно увеличить загрузку мощностей, сохранить уровень занятости как в автопроме, так и у смежников", - рассчитывает Дмитрий Медведев.

Некоторым фронтовикам ждать новую квартиру приходится десятилетиями. Фото Reuters

Российские власти уже не первый год обещают разобраться с проблемой бесквартирных участников войны в стране. С 2008 года бюджет выделил ветеранам более 300 млрд руб. для улучшения жилищных условий. Однако жилье получили не все. На сегодня около 2,5 тыс. участников Великой Отечественной войны и членов их семей все еще стоят в очереди за государственной помощью. Две трети из этих нуждающихся смогут улучшить жилищные условия в будущем году, обещают в Минстрое РФ.

Можно также предположить, что ветеранов, нуждающихся в жилье, в РФ куда больше, чем показывает статистика Минстроя. Ведь многие участники боевых действий зачастую даже не могут встать на учет в качестве нуждающихся.

К примеру, ранее в СМИ проходили сообщения о том, что 92-летний ветеран ВОВ умер в своем аварийном доме, так и не сумев за 12 лет добиться улучшения жилищных условий.

Напомним, обеспечение ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, жильем действует согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года «О ветеранах» и производится на основании указа президента РФ от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ) 1941-1945 годов». И в целом, рапортуют в Минстрое, за все время действия указа президента РФ, то есть с мая 2008 года, за счет средств федерального бюджета жильем были обеспечены 300,4 тыс. ветеранов ВОВ и членов их семей. Из федерального бюджета было выделено 317,8 млрд руб.

При этом траты правительства на улучшение жилищных условий ветеранов и их семей последовательно сокращаются. Так, по состоянию на 1 октября 2017 года свои жилищные условия улучшили 3,4 тыс. ветеранов ВОВ, из них 394 непосредственных участников и инвалидов войны. Об этом, в частности, сообщил замминистра строительства Никита Стасишин. На эти цели было выделено 4,5 млрд руб.

Еще год назад в Минстрое отчитывались о том, что предусмотренные бюджетом 10 млрд руб. пойдут на улучшение жилищных условий 8,5 тыс. ветеранов ВОВ.

На следующий год власти намерены потратить куда меньше средств. «В законопроекте о федеральном бюджете на будущий год запланировано 1,9 млрд руб., что позволит обеспечить жильем около 1,6 тыс. человек, в том числе всех инвалидов и участников ВОВ, которые в соответствии с поручением президента РФ обеспечиваются в приоритетном порядке», – заявил Никита Стасишин.

Он отметил, что общее количество не обеспеченных жильем ветеранов ВОВ и членов их семей из вставших на учет сегодня составляет 2,5 тыс. человек, из них непосредственных участников и инвалидов – 147 человек. «Более 75% вставших на учет граждан составляют члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны», – сообщил чиновник, уточнив, что ежемесячно список очередников пополняется в среднем на 265 человек.

При этом еще в начале года в Минстрое обещали, что вот-вот завершат программу жилищной помощи ветеранам. «По состоянию на 1 апреля 2017 года количество ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 278 человек, членов семей погибших ветеранов ВОВ – 4403 человека. Все они в этом году будут обеспечены жильем, и сегодняшняя очередь будет полностью закрыта», – обещал в интервью СМИ глава Минстроя Михаил Мень, подчеркивая, что в 26 субъектах РФ все инвалиды и участники ВОВ обеспечены жильем.

Впрочем, чиновники не в первый раз заявляют, что программа близка к завершению. Так, еще весной 2015 года президент РФ Владимир Путин сообщал, что все нуждающиеся участники ВОВ и их семьи получат новые квартиры в 2015–2016 годах. «В этом году должны обеспечить еще 10 тыс., и останется еще 5 тыс. Несмотря на такое резкое увеличение нуждающихся и на неточные предварительные расчеты, мы приняли решение довести эту работу до конца в этом году и следующем. Это будет сделано», – обещал в ходе «Прямой линии» глава государства. Уже осенью вице-премьер Ольга Голодец обещала поставить точку в вопросе с квартирами для ветеранов ВОВ в 2016 году. «В нашем бюджете предусмотрены средства на обеспечение жильем ветеранов, и все ветераны в следующем году в обязательном порядке должны его получить», – говорила тогда вице-премьер.

Всего же в стране по состоянию на 1 апреля проживало около 1,8 млн инвалидов и ветеранов ВОВ. Такие данные приводили в Минтруде. Кроме того, в стране живет около 1,28 млн тружеников тыла, 125,8 тыс. бывших малолетних узников фашизма, 22,4 тыс. вдов инвалидов и участников ВОВ.

«Открытым остается вопрос, почему с учетом того, что за последние 10 лет было выделено свыше 300 млрд руб. на обеспечение всех нуждающихся в жилье ветеранов, блокадников, тружеников тыла и семей погибших в боях, все еще остаются те граждане в данной категории, которые своего права не реализовали» – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, полагая, что все упирается в бюрократические проволочки. Ведь для того чтобы претендовать на получение жилья по договору социального найма или же субсидию на приобретение нового жилья, необходимо подтвердить факт необходимости в них. «Надо доказать, что на горожанина приходится жилплощадь менее законодательно установленного норматива, либо что она непригодна для проживания. В первом случае для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие, что в квартире метражом, скажем, 36 кв. м проживает один ветеран и еще трое членов его семьи, таким образом, на него приходится менее 18 кв. м жилья. Во втором случае все сложнее, поскольку, если норматив нарушен, но здание, в котором проживает ветеран, являясь ветхим или аварийным, таковым не признано, получить право на улучшение жилищных условий будет крайне непросто. Как правило, муниципалитеты крайне неохотно признают дома подлежащими выселению или аварийными, а до тех пор считается, что никаких проблем с жилплощадью у ветерана нет», – говорит эксперт.

Ситуацию также обостряет спад объемов ввода жилья в регионах, продолжает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы Александра Бурдяк. «А пока жилье не построено, физически предоставить нечего даже приоритетным категориям семей. Жилье ветерану предоставляется в том же населенном пункте, где он проживает, и даже при наличии средств федерального бюджета строительство жилья занимает примерно два года. А готовые квартиры или дома нужного качества и площади есть далеко не во всех населенных пунктах РФ», – обращает внимание эксперт. «Дотационным регионам особенно сложно это сделать на фоне кризиса в строительной отрасли, где один за другим банкротятся застройщики и новостройки превращаются в долгострои», – полагает директор развития сети компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.

В 2008 году, к 65-летию Великой Победы, Президентом России был издан указ об обеспечении ветеранов ВОВ жильем в качестве дополнительной социальной поддержки.

В январе 2010 года в силу вступили изменения в Федеральный закон «О ветеранах». Речь в данном законе идет о наделении ветеранов правом получения новой квартиры. На реализацию данной программы Правительством изначально было выделено более 100 миллиардов рублей.

Не смотря на то, что изначально указ был рассчитан на три года, реализацию программы было решено продлить, чтобы довести данную работу до конца и обеспечить жильем всех нуждающихся в этом ветеранов .

Количество претендующих на жилье ветеранов ежегодно увеличивается, поэтому Правительством выделяются дополнительные средства на реализацию программы.

В 2015 году из федерального бюджета выделили более двенадцати миллиардов рублей для обеспечения жильем ветеранов ВОВ .

К апрелю 2015 почти 300 тысяч ветеранов были обеспечены жильем. На 2015 год планируется обеспечить еще 10 тысяч человек.

Кроме того, было принято решение обеспечить жильем и Крымских ветеранов Великой Отечественной . Для этой цели из Федерального бюджета в текущем году перечислили почти 300 миллионов рублей.

Какие ветераны могут претендовать на получение нового жилья?

  • Инвалиды ВОВ;
  • Участники ВОВ;
  • Вдовы участников ВОВ;
  • Жители блокадного Ленинграда.

Важно понимать, что если даже ветеран входит в одну из перечисленных выше категорий, это не гарантирует ему право получения нового жилья.

Для того, чтобы получить жилье нужно также, чтобы было соблюдено одно из условий:

  • официально стоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  • площадь проживания ветерана должна быть меньше установленной местной властью нормы (в столице эта норма составляет 10 квадратных метров, в Московской области – 6 метров квадратных).
  • жилье ветерана признано ветхим или аварийным.

Если ветеран входит в одну из перечисленных категорий, а состояние жилья не соответствует норме по площади или состоянию, а в очереди еще не стоит, то необходимо обращаться в жилищный отдел местных органов власти с заявлением о постановке на учет.

Как стать официальным очередником?

Для того, чтоб встать в очередь и получить право на обеспечение жильем, необходимо собрать и предоставить в жилищный отдел такие бумаги:

  • оригиналы и копии паспортов или других подтверждающих личность ветерана и личности членов его семьи документов;
  • оригиналы и копии документов о степени родства и составе семьи;
  • ветеранам, проживающим в многоквартирных домах также необходимо предоставить копию лицевого счета;
  • копия пенсионного удостоверения;
  • ветеранам, проживающим в частных домах, необходимо предоставить копию домовой книги;
  • документ из Росреестра и БТИ, подтверждающих отсутствие или же наличие у каждого из членов семьи собственного жилья;
  • если ветеран проживает в аварийном или ветхом жилье, то необходимо предоставить документы о тех.состоянии помещения.

Могут понадобиться и некоторые другие документы.

Что делать после подачи документов?

Когда документы были поданы, местная администрация принимает решение о том, ставить ли ветерана на жилищный учет. Такое решение принимается за срок не более тридцати дней со дня подач документов. Если решение будет отрицательным, отказ можно обжаловать в суде.

Каким образом происходит улучшение жилищных условий?

Существует несколько различных схем предоставления жилья ветеранам ВОВ , они могут быть такими:

  • может быть предоставлено готовое жилье по договору соцнайма или в собственность;
  • может быть предоставлена субсидия на строительство или покупку жилья из расчета в 36 метров квадратных согласно средней стоимости одного метра квадратного;
  • может быть предоставлено право приобрести квартиру или принять участие в долевом строительстве многоквартирного дома;
  • может быть построен индивидуальный жилой дом;

Наиболее популярным способом решения жилищной проблемы ветеранов – предоставление субсидии или сертификата на покупку или строительство жилья.

В среднем федеральная субсидия предоставляется в размере одного миллиона рублей. Если же средняя рыночная стоимость жилья выше одного миллиона, то разница компенсируется из бюджета субъекта Федерации, где ветеран проживает.

Если ветеран хочет приобрести квартиру большей площади, чем полагается по закону, то добавление собственных средств к субсидии допускается. Но при покупке жилья меньшей стоимости, разницу между субсидией и стоимостью жилья государство не возвращает.

Вконтакте