Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Локальные нормативные акты по охране труда в организации Нормативные документы содержащие акты по охране труда

Трудовой кодекс детально прописывает меры по регулированию трудовых отношений между работником и руководителем . Одной из таких мер является обеспечение условий по охране труда в любой организации.

Соблюдение методов охраны труда контролируется путём назначения особой комиссии. Её создание инициируется самим работодателем, работниками или лицами, уполномоченными защищать права рабочих.

Что такое акт проверки состояния охраны труда

В этом акте отражается результат проверки соблюдения условий охраны труда. Он составляется по результатам проверки, проведённой комиссией. Руководитель данной комиссии разрабатывает и утверждает план проведения проверок на предприятии.

Обычная практика – одна проверка в квартал, но не реже двух раз в год.

Проверка проводится полным составом комиссии или неполным. В ходе проверок проводится мониторинг следующих моментов:

  • проведение мероприятий по технике безопасности;
  • меры по предотвращению ;
  • ведение , наличие в них дат и росписей сотрудников предприятия;
  • устранение нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Все замечания и недочёты заносятся в текст акта. Результаты устранения недочётов, обнаруженных в предыдущие разы, в текст документа не вписываются.

Акты составляют в двух экземплярах, проставляются подписи всех членов комиссии. Руководитель предприятия также заверяет акт своей подписью. Один экземпляр остаётся у комиссии, другой – у директора, который обязан донести данные акта до должностных лиц, ответственных за участки, на которых комиссия обнаружила недостатки.

По результатам, занесённым в акт, разрабатывается программа мероприятий по устранению выявленных недочётов. В этот план вносятся также даты проведения, ответственные лица и сроки исполнения.

Бланк образец АП охраны труда в школе можно скачать .

Акт проверки охраны труда в школе

Проверке охраны труда посвящено данное видео:

Комиссия по проверке

Комиссия для проверки соглашения не является постоянно действующим звеном на предприятии, её необязательно назначать заранее, обычно она создается в случае необходимости. Непрерывное наблюдение за охраной труда осуществляет инженер по технике безопасности (ч.1 ст. 217 ТК РФ).

Правовой основой работы такой комиссии служит приказ № 412н Минтруда РФ «Об утверждении…», который отражает основные положения по её организации и работе. Согласно этого документа работа комиссии должна проводиться в соответствии с внутренними документами организации, которые учитывают её специфику и требования типового положения.

Целью работы такой комиссии являются:

  • проверка соблюдения трудовых договоров: индивидуальных и коллективных;
  • отражение полученных результатов проверок;
  • внесение предложений по улучшению и усовершенствованию данных соглашений.

Два первых пункта вносятся в акт о проверке. Для предложений и рекомендаций создаётся отдельный документ.

Акт проверки пишется в произвольной форме, если на предприятии официально не введён унифицированный бланк такого документа.

Законодательство России не установило единый бланк акта, поэтому каждое предприятие вправе применять любой вариант составления акта.

Проверка знаний по охране труда, действующее законодательство в этой сфере и особенности составления АП рассмотрены в этом видеосюжете:

Соглашение об охране труда

Если коллективный трудовой договор в организации не подписан, требуется в виде отдельного документа издать соглашение об охране труда, главное предназначение которого – защита прав работников и работодателей. Является частью трудового договора между работодателями и работником и создаётся в качестве приложения к нему. Отражаются взаимоотношения работников и руководителей предприятия с точки зрения безопасных условий труда, нормативов по обеспечению такой безопасности, критерии ответственности каждой из сторон.

Главная цель соглашения — создание условий для предотвращения несчастных случаев при полноценном функционировании предприятия.

Нормативная база соглашения:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право на труд с одновременным созданием условий, соответствующих требованиям по обеспечению санитарно-гигиенических стандартов и безопасности.
  2. Трудовой кодекс. Положения по охране труда, основные права и обязанности работодателей и работников по созданию условий для охраны труда.
  3. ФЗ № 52. Обязанность руководства проводить регулярные медосмотры сотрудников и обеспечивать условия труда согласно санитарных норм.

Соглашение включает в себя следующую информацию:

  • наименование предприятия и его организационная форма;
  • список лиц, ответственных за обеспечение охраны труда;
  • виды деятельности по оперативному контролю;
  • меры усовершенствования и улучшения безопасности;
  • ресурсы для обеспечения охраны труда.

Пример соглашения по охране труда в ДОУ можно скачать .

Образец соглашения

Срок действия соглашения – 1 год. Каждый год по итогам выполнения положений данного соглашения предоставляется отчёт. Отчёт служит основанием для внесения изменений и дополнений в обновлённое соглашение об охране труда.

Проверка соблюдения условий соглашения

  • Комиссия следит за соблюдением положений трудового соглашения. Производится осмотр и аттестация каждого рабочего места предприятия и на этой основе выдвигаются конкретные шаги по обеспечению охраны труда.
  • Подписывается документ, в котором фиксируются все необходимые меры по обеспечению охраны труда организационного, технического, санитарно-профилактического характера, а также .
  • Комиссия действует совместно с профсоюзами, одной из важных функций которых является наблюдение за созданием безопасных условий труда для работающих и проведение различных мероприятий по этому поводу.
  • Комиссия, состоящая из руководителя и других лиц, уполномоченных для контроля за охраной труда, в том числе профсоюзов, составляет акт, в который заносятся обнаруженные нарушения и недочёты, мероприятия по устранению этих недостатков.

Акт заполняется по такому порядку:

  • порядковый номер мероприятия;
  • его название;
  • срок реализации;
  • лицо, ответственное за проведение мероприятия и документальное оформление;
  • планируемые результаты мероприятия.

Контроль за выполнением условий соглашения (аудит) должен проводиться каждые полгода. Это позволяет обеспечить беспрерывное усовершенствование условий по безопасности труда.

Проверки госинспекции труда — тема видео ниже:

Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и прочие законы об охране труда

Базовым и имеющим наивысшую юридическую силу нормативным документом по охране труда 2017-2018 годов является ТК РФ, регулирующий права и обязанности работников и администрации, их взаимную ответственность, порядок государственного регулирования трудовых отношений и иные значимые вопросы такого рода. Вторым по значимости документом являлся профильный закон «Об основах…» от 17.07.1999 № 181-ФЗ, который утратил силу 30.06.2006.

Отмена базового закона не нанесла вреда правовому регулированию отношений в сфере охраны труда, а ТК РФ, в свою очередь, стал дополнительно определять:

  • гарантии и права работников, касающиеся безопасного труда;
  • способы обеспечения их защиты;
  • порядок контроля со стороны государства, ответственность сторон трудовых отношений за их нарушения и т. д.

Однако при всей полноте и универсальности правового регулирования трудовых отношений нормы ТК РФ не предполагают полного и всеобъемлющего регламентирования сферы трудовой безопасности. Поэтому помимо ТК РФ отношения в сфере охраны труда в той или иной степени регулируются следующими законами:

  • «О промышленной безопасности…» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  • «О безопасности гидротехнических...» от 21.07.1997 № 117-ФЗ;
  • «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
  • «О специальной оценке…» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и т. д.

Важное место в регулировании базовых для охраны труда вопросов занимают и международные договоры. Например, Договор о Евразийском…, подписанный в Астане 29.05.2014. Значительная часть его норм (разделы X, XI, XX, XXI, XXIV-XXVI) определяет порядок сотрудничества стран — членов ЕврАзЭС в области промышленности, энергетики, транспорта, защиты прав трудящихся, что также является отправной точкой при разработке нормативных актов в сфере охраны труда стран — членов указанной организации.

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

Не знаете свои права?

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.

В этой статье мы разберемся, какие государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый специалист по ОТ и ТБ, какие нормативные документы по охране труда нужно использовать для решения конкретных производственных задач, что может входить в перечень нормативных документов по охране труда на конкретном предприятии. В конце статьи обязательно посмотрите видеоролик на эту тему.

Чтобы правильно понимать суть своей работы и , профильные специалисты должны четко знать требования действующих нормативных документов по охране труда. Основные наиболее часто используемые документы должны быть всегда под рукой. Какие же нормативные документы по охране труда в 2019 году специалисты чаще всего помещали на свой письменный стол?

Базовый перечень нормативных документов по охране труда

Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни. В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы. Не допускается противоречия положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:

1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:

√ задач госнадзора за состоянием ОТ;
√ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием;
√ организации обучения вопросам ОТ;
√ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля;
√ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ;
√ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность;
√ подбора и передачи трудящимся СИЗ;
√ организации медосмотров;
√ организации госэкспертизы условий труда;
√ функционирования комиссий по ОТ;
√ расследования и постановки на учет НС, ПЗ;
√ санитарно-бытового обслуживания.

2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2019 год):

125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ» , в котором прописаны основы соцстрахования и порядок возмещения причиненного травмой или заболеванием вреда;

123-ФЗ «Техрегламент о требованиях ПБ» , который устанавливает базовые требования к различным объектам общественного, производственного и бытового назначения;

и Приказ от 15.02.2014 №835н , утверждающие основания и порядки проведения предварительных, периодических, предсменных, послесменных, предрейсовых и послерейсовых медосмотров;

Перечисляющий его функции и раскрывающий содержание каждой из них.

Также специалисту понадобятся правила и нормы охраны труда, предназначенные для отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность его компания. Например, в автотранспортных организациях в базовый перечень нормативных документов по охране труда в 2019 году входит постановление Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003, которое вводит в действие ПОТ РМ-027-2003, а на предприятиях строительной отрасти в перечень наиболее часто используемых нормативно правовых актов по охране труда включены многочисленные СНиПы.

Краткий перечень нормативных документов по охране труда, который поможет выполнить конкретные задачи

Правильно:

< организовать обеспечение трудящихся молоком , спецпитанием или компенсировать их отсутствие помогут постановление Правительства РФ от 13.03.2008 №168, приказы Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №45н и №46н;

< организовать спецоценку условий на рабочих местах помогут постановления Правительства от 14.04.2014 №290 и от 03.07.2014 №614, приказы Минтруда от 25.12.2012 №625н и Роструда от 30.10.2014 №384;

< наладить выдачу СИЗ помогут приказы Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, от 20.04.2006 №97, от 25.04.2011 №340н, от 31.12.2010 №1247н, от 14.12.2010 №1104н, от 07.12.2010 №1077н, от 18.06.2010 №454н, от 22.06.2009 №357н, от 09.12.2009 №970н, от 24.12.2009 №1028н, от 12.08.2008 №416н, от 22.10.2008 №582н, от 16.07.2007 №477н и приказы Минтруда РФ от 09.12.2014 №997н, от 03.11.2015 №844н, от 01.11.2013 №652н, от 02.08.2013№341н и его же постановление от 31.12.1997 №70, которые устанавливают соответствующие правила и нормы охраны труда для разных отраслей;

< организовать работу трудящихся младше 18 лет, женщин и инвалидов помогут постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и №163, от 06.02.1993 №105, постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 №7 и его же приказ от 19.11.2013 №685н, а также СП 2.2.9.2510-09;

< организовать работу кабинета, уголков ОТ поможет постановление Минтруда от 17.01.2001 №7. В нем освещены основные задачи, для решения которых они оборудуются, перечень необходимого оснащения (оборудование, наглядная агитация, документы, макеты, образцы СИЗ и др.) и рекомендации по организации их работы;

< организовать работу уполномоченного трудового коллектива по ОТ поможет постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 №30;

< разработать и внедрить СУОТ помогут приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н, ГОСТ 12.0.230.1-2015, а оценить качество ее построения и эффективность работы – ГОСТ 12.0.230.2-2015;

< разработать инструкции по ОТ специалисты смогут после изучения требований РД 11 12.0035-94 «ССБТ. Инструкция по ОТ. Требования к разработке, оформлению, изложению и обращению»;

< создать комиссию по ОТ поможет приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н;

< укомплектовать службу ОТ персоналом помогут постановления Минтруда от 22.01.2001 №10 и 08.02.2000 №14;

< укомплектовать аптечки поможет приказ Минздрава и соцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н, в котором прописаны названия необходимых изделий и медикаментов, нужное их количество и параметры (форма выпуска, размеры).

Больше всего полезной для специалиста по ОТ информации содержится в нормативно-правовых актах по охране труда, образующих ССБТ. Часть включенных в ее состав госстандартов, правил и норм охраны труда носит рекомендательный характер, т. е. организациям дано право самостоятельно решать, пользоваться конкретным ГОСТом или нет. Например, качественно организовать обучение трудящихся ОТ в дополнение к обязательному для выполнения постановлению 1/29 поможет . В ССБТ многочисленные правила и нормы охраны труда систематизированы и разбиты на подсистемы (в настоящее время их 6 – с 0 по 5 включительно), поэтому выбрать нужные нормативные документы по охране труда отсюда не составит труда.

Рекомендательный характер носят и Типовые инструкции, утверждаемые, как правило, на федеральном уровне. В ходе разработки собственных инструкций текст типовых инструкций можно изменять и дополнять либо не использовать их вовсе и работать «с чистого листа», соблюдая требования РД 11 12.0035-94.

Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;
√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;
√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.
√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК — охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);
√ права и обязанности работника;
√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: - межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); - межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), правила безопасности (ПБ); - правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) - строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

  1. труд свободен и принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37);
  2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);
  3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);
  4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы (ч. 3 ст.

Статья 211. государственные нормативные требования охраны труда

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА). В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321, к компетенции Минздравсоцразвития России отнесены подготовка и внесение в Правительство РФ проектов ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.Министерство также самостоятельно принимает НПА в установленной сфере деятельности, включая межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.

Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: — межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); — межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ); — правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) — строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

3. нормативные правовые акты о труде

Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы. В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г.

» О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками. Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Правовые акты по охране труда

Внимание

Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ.

Инфо

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими.

Нормативные правовые акты об охране труда

Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

1. правовые основы охраны труда

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда.
Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется: — на работодателей; — на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; — на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии; — на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику; — на военнослужащих, направляемых на работы в организации; — на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему.
Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизо-отии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).
К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др.

Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Иные федеральные законы;

Указы Президента Российской Федерации:

Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

Межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

Межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

Правила устройства и безопасной эксплуатации (Г1УБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Конвенция - международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами - членами Международной организации труда.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Инструкции по охране труда, содержание основных разделов

Инструкции по охране труда для работника разрабатываются исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации, с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников, с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проекты инструкций по охране труда разрабатывают руководители подразделений, служб, отделов и согласовывают их со службой охраны труда. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет, а для работ с вредными и (или) опасными условиями труда - не реже одного раза в три года. Контрольный пакет инструкций по охране труда хранится у работодателя или инженера по охране труда. Руководителям подразделениям необходимые им инструкции выдаются под роспись в журнале учета выдачи инструкций. Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения, организации, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения. Местонахождение инструкций, по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации, с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними. Инструкции по охране труда, для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

Инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы: «Общие требования по охране труда»; «Требования по охране труда перед началом работы»; «Требования по охране труда при выполнении работы»; «Требования по охране труда по окончании работы»; «Требования по охране труда в аварийных ситуациях».

В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии, вида работ (услуг) могут включаться другие главы. В главе «Общие требования по охране труда» отражаются:

Требования по охране труда по допуску работающих к работе по соответствующей профессии или виду работ (услуг) с учетом возраста, пола, состояния здоровья, наличия необходимой квалификации, прохождения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и тому подобного;

Обязанности работающих соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, немедленно сообщать руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, ухудшении состояния своего здоровья, оказывать содействие по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;

Недопустимость нахождения работающих в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсичных веществ, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ на рабочем месте или в рабочее время, курения в неустановленных местах;

Перечень опасных и (или) вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;

Перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам;

Требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;

Порядок уведомления работодателя об обнаруженных неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента, нарушениях технологического процесса;

Требования о необходимости уметь оказывать первую помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве;

Требования по личной гигиене, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы, оказании услуг;

Ответственность работающего за нарушение требований инструкции по охране труда.

В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражается порядок:

Проверки годности к эксплуатации и применения средств индивидуальной защиты;

Подготовки рабочего места, проверки комплектности и исправности оборудования, приспособлений и инструмента, эффективности работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и других);

Проверки состояния исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

Приемки рабочего места при сменной работе.

В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражаются:

Способы и приемы безопасного выполнения работ (оказания услуг), использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

Способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

Указания по безопасному содержанию рабочего места;

Основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;

Действия, направленные на предотвращение условий возникновения взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;

Требования по применению работающими средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемой работы и обеспечивающих безопасные условия труда.

В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражаются:

Порядок безопасного отключения (остановки), разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

Порядок уборки рабочего места;

Порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе - порядок передачи их по смене;

Требования по соблюдению мер личной гигиены;

Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, выявленных во время работы.

В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются:

Возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, а также причины, их вызывающие;

Действия работающих при возникновении аварийных ситуаций;

Действия по оказанию первой помощи потерпевшим при аварии, в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания;

Порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве.