В каких случаях и в какие сроки нужно менять загранпаспорт? Можно ли получить компенсацию в случае замены отеля туроператором в одностороннем порядке? Можно ли в случае

Информация о потребительских свойствах туристского продукта, в том числе о программе пребывания, условиях проживания и питания, является существенным условием договора оказания туристских услуг, которое не может быть изменено туроператором без согласия туриста (ст. 310 ГК РФ; абз. 6 ч. 2 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).

При этом туроператор несет ответственность перед туристами (ч. 4 , 5 ст. 9 Закона N 132-ФЗ):

  • за ненадлежащее оказание услуг, входящих в состав туристского продукта, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги;
  • за действия (бездействие) третьих лиц, если ответственность перед туристом законодательно не возложена на третьих лиц.

В случае замены отеля туроператором в одностороннем порядке турист имеет право на получение компенсации во внесудебном порядке или в судебном порядке.

1. Получение компенсации во внесудебном порядке

В зависимости от времени получения информации об изменении отеля существует несколько вариантов получения компенсации и направления соответствующих требований.

1.1. Компенсация при получении информации об изменении отеля после подписания договора, но до начала поездки туриста

В этом случае турист вправе (абз. 4 п. 1 ст. 18 , абз. 7 п. 1 ст. 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):

  • совершить путешествие на предложенных условиях и в последующем предъявить требование о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта либо о предоставлении дополнительных услуг;
  • отказаться от поездки и направить претензию с требованием вернуть денежные средства и полностью возместить убытки в связи с существенными отступлениями от условий договора.

В данном случае договор расторгается не в силу одностороннего отказа одной из сторон, а ввиду существенного нарушения условий договора туроператором, при этом фактических расходов, связанных с выполнением договора с первоначальными условиями, не возникает, поэтому при отказе от договора по данному основанию турист не обязан компенсировать туроператору фактические расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

В случае возникновения судебного спора обязательства по доказыванию надлежащего оказания услуг туристу, а также обязанность по возмещению дополнительных убытков будут лежать на туроператоре (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

1.2. Компенсация при получении информации об изменении отеля по прибытии туриста в страну временного пребывания

В этом случае турист вправе (абз. 4 , , 7 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1):

  • потребовать полностью возместить убытки, в том числе оплатить проживание в другом отеле;
  • заселиться в предложенный отель и потребовать соразмерного уменьшения цены путевки, то есть возместить разницу в стоимости номеров в отеле;
  • направить требование туроператору о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков — переселении в отель, предусмотренный договором.

На случай возможных судебных споров необходимо собрать максимальное количество документов в подтверждение своих требований. Это могут быть:

1) фотографии фактически предложенного средства размещения;

2) справка (акт, претензия) или иной документ, свидетельствующий о факте заселения в отель соответствующей категории, подписанный представителем принимающей стороны;

3) видеофиксация отказа сотрудников отеля или принимающей стороны от предоставления справки или выписки о несоответствии категории отеля;

4) описание отелей в интернете и в каталогах;

5) буклеты из отелей с указанием категории отеля (количества «звезд»);

6) свидетельские показания.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора, то есть с момента окончания поездки, и должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня получения претензий (ч. 8 ст. 10 Закона N 132-ФЗ).

Направить претензии и требования необходимо таким способом, который позволял бы зафиксировать время получения претензии туроператором. Это может быть вручение претензии под подпись, заказное письмо с уведомлением о вручении, телеграмма.

2. Получение компенсации в судебном порядке

В случае неудовлетворения требований в предусмотренный законом 10-дневный срок турист вправе обратиться в суд с исковым заявлением и дополнительно к компенсации ущерба потребовать выплаты (п. 6 ст. 13 , абз. 1 ст. 15 , п. 5 ст. 28 Закона N 2300-1; абз. 6 ст. 6 Закона N 132-ФЗ):

  • неустойки за каждый день просрочки в размере 3%, но не больше разницы в стоимости отелей;
  • уплаты штрафа в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований добровольно;
  • компенсации морального вреда.

При подаче иска о защите прав потребителей госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2 , п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

Суд рассматривает дело и принимает решение.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209 , ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (

Работодатель вправе произвести перерасчет заработной платы работника за 2012 год. В соответствии со ст. 21 ТК РФ право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы является одним из основных прав работника.

В свою очередь одной из основных обязанностей работодателя является обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором (ст. 22).

Следовательно, в случае, когда обнаружена ошибка, повлекшая начисление заработной платы в меньшем размере, работник имеет право потребовать доначисления и выплаты всей невыплаченной ему суммы, а работодатель обязан удовлетворить это требование.

Ни ТК РФ, ни иные нормативно-правовые акты не содержат какой-либо общей нормы, устанавливающей период, за который работодатель может произвести перерасчет недоначисленного заработка. Соответственно, такой перерасчет может быть произведен за весь период, в течение которого заработная плата подлежала выплате в большем размере, в том числе за 2012 год.

Спор о правильности начисления и выплаты заработной платы является индивидуальным трудовым спором (ст. 381 ТК РФ). Если при непосредственном обращении работника к работодателю за перерасчетом и выплатой недоплаченной части зарплаты его требования не удовлетворяются добровольно, индивидуальный трудовой спор может быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам или судом (ст. 382 ТК РФ).

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не касающегося увольнения, в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам указанного срока он может быть восстановлен судом. Таким образом, в рассматриваемом случае срок для обращения работника с требованием о взыскании заработной платы составляет три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Обращаем внимание, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора (п. 56 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Однако в данном случае спор касается не взыскания начисленной, но невыплаченной заработной платы, а взыскания неначисленной части заработной платы, поэтому однозначно утверждать о длящемся характере правонарушения пока преждевременно.

Аналогичным образом следует толковать определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 295-О-О, согласно которому закрепленный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд не ограничивает период, за который возможно взыскание, тремя месяцами, предшествующими обращению в суд за разрешением спора, и позволяет удовлетворить денежные требования работника в полном объеме (при условии признания этих требований правомерными органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор). Таким образом, в случае признания судом требований работника правомерными работодатель обязан выплатить работнику не полученную им заработную плату за весь период недоплаты без ограничения срока.

Можно ли ездить в течение 10 дней без полиса ОСАГО после покупки транспортного средства? Очень распространённый вопрос. Верховный Суд в своём Решении указал, что управление без полиса ОСАГО в данном случае законно.

Законодательство

В соответствии с ПДД водитель обязан иметь полис ОСАГО только в том случае, если такая обязанность установлена Федеральным законом.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при возникновении права владения транспортным средством водитель обязан застраховать свою ответственность в течение 10 дней.

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им .

Таким образом, водитель имеет право управлять транспортным средством в течение 10 дней после приобретения без оформления полиса ОСАГО.

И, кстати, не только после приобретения в собственности, но и при возникновении иного права владения транспортным средством, например, получения транспортного средства в оперативное управление.

Решение Верховного Суда

17 апреля 2012 года Верховный Суд вынес Решение N АКПИ12-205. Заявитель ссылался на противоречие пункта 2.1.1 ПДД и Федерального закона N 40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Вот что указал Верховный Суд.

Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону N 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса , что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Заключение

Не стоит забывать, что в случае управления без полиса ОСАГО, ответственность за любой возможный ущерб лежит на вас. Также стоит задуматься над оформлением полиса добровольного страхования ДАГО/ДСАГО. Стоит полис добровольного страхования недорого, при этом расширяя лимит выплат до нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей.

Зимой часто по работе езжу на север области. Долгое время не попадается ни одной встречной машины, а ситуации случаются разные. Можно ли в случае поломки машины звонить в ГИБДД? Или если застрял? Входит ли помощь в таких ситуациях в их обязанности?

Валерий Петрович

Отвечает Виктор Карташов, старший инспектор Управления ГИБДД по Томской области

– С начала зимы сотрудники ГИБДД уже не раз оказывали помощь водителям в сложных ситуациях на дороге. Иногда авто просто ломается, иногда замерзает в мороз. Сотрудники ГИБДД всегда приходят на помощь. Мы оказывали помощь не только томичам, но и жителям Кемерова, Новосибирска, Санкт-Петербурга (мужчина с женой приехал в Томск на грузовике, и авто замерзло в районе Кузовлева, наши сотрудники им помогли). Таких ситуаций достаточно много.

Если вы попали в беду на дороге, вы можете позвонить в любое подразделение ГИБДД, в дежурную часть ГИБДД Томской области (8 (382-2)-66-44-22, 66-44-24), а также по телефону 02 (020, если звонок производится с мобильного телефона). Экипаж ДПС обязательно приедет, посмот­рит, что случилось, поможет, обогреет, замерзнуть не даст.

Но просим обратить внимание на наши предупреждения. Если вы отправляетесь в дальнюю дорогу, возьмите с собой теп­лые вещи, спички, телефон с заряженным аккумулятором (а лучше два). Родственники должны быть в курсе, откуда и куда вы выезжаете, как и принимающая сторона, и вести вас по маршруту. Если есть возможность, лучше выезжайте не одной, а двумя-тремя машинами. В случае если объявлено предупреждение о непогоде, лучше по возможности перенести поездку.