Умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки. Что такое плагиат и как за него наказывают. Наказание за плагиат

Многих авторов (особенно начинающих) беспокоит возможность кражи и опубликования их произведений под чужим именем. Соответственнно, они задаются вопросом о какой-либо регистрации своего произведения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 19 июля 1995 г. Љ 110-ФЗ "Об авторском праве и смежных правах ", "авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания .
Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей ".
Т.е. в идеале, как только у вас в ПК появился фрагмент (даже фрагмент!) текста, вы автоматически стали автором, и у вас появились определенные права.
Но, спросите вы, зачем же тогда говорят о необходимости регистрации?
Дело в возможном нарушении ваших прав. Ведь тогда вам необходимо будет доказать три вещи:
- что написанное произведение ваше;
- что использовано третьим лицом именно ваше произведение;
- что ваше произведение использовано незаконно.

Итак, случилось нехорошее и вы обнаружили своё произведение под чужим именем.
Здесь вам необходимо будет доказать, что это произведение написано именно вами и раньше, чем произведение вора. В качестве доказательств можно будет даже использовать показания свидетелей, но стоит при этом помнить, что показания родных и близких cудом принимаются с оговоркой в силу их предвзятости. К тому же стоит припомнить старый юридический анекдот о том, что "на двух ваших свидетелей я найду трёх своих". Поэтому лучше всего заранее обзавестись документальным подтверждением авторства.
В качестве таковых могут использоваться два основных способа:

1. Обнародование произведения.
Согласно статьи 4 вышеупомянутого Закона: "Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным образом"
Если ваше произведение опубликовано в бумажном виде, то с доказыванием не будет особых проблем - вот книга (журнал), вот дата подписания в печать, вот произведение и имя автора. Dura lex sed lex и вор удаляется горько плача (а его ведь можно ещё и к ответственности привлечь за кражу, но об этом как-нибудь потом).
Если произведение было опубликовано в Интернете, здесь ситуация сложнее.
Первоначальное размещение в Интернет произведения самим автором или с его разрешения безусловно является обнародованием, и теоретически разницы между публикацией оффлайн и онлайн нет никакой. Но практика гораздо сложней теории.
Разница в том, что публикацию в Интернете доказать несколько сложнее. Книга (журнал) это, скажем так, вещь, которую можно потрогать, "помацать", и где всё написано отчетливо читаемым шрифтом (дата, автор и т.п.). А вот с Интернетом и способами заверения онлайн-публикации большинство судей знакомы не слишком хорошо. К тому же не так просто найти нотариуса, умеющего и согласного заверить подлинность распечатки и web-страницы. Да и недёшево это (см., например, ).
Когда произведение было опубликовано на каком-нибудь бесплатном ресурсе (вроде Самиздата Мошкова), то можно получить у владельца ресурса данные о времени (дате) размещения вашего произведения.
А вот если текст был выложен на вашем сайте и неоднократно рдактировался (в том числе после опубликования вашего произведения вором под его именем), тут могут возникнуть проблемы, так как провайдер может подтвердить дату последнего обращения к файлу, которое может быть позже публикации вора.

2. Отправка рукописи самому себе заказным письмом.
Способ позиционируется как весьма надёжный, но мне не встречались ссылки на апеллирование к такому способу в суде, и лично у меня он вызывает долю сомнения. В конце концов, если вор, что называется, "упрётся рогом", вам вдобавок ко всему придётся доказывать, что вы не отпаривали конверт над кипящим чайником и не копировали почтовый штемпель свежесваренным яйцом.
Возможно это паранойя, но, ИМХО, более надёжным способом является заверение прошитой рукописи у нотариуса. Обойдётся это не в самую большую сумму (
Есть и другие варианты подтверждения авторства, например, регистрация в РАО (Российское Авторское Общество), но в принципе, для доказательства авторского права (точнее того, что в определённый момент времени у вас на руках было такое-то произведение) вполне годится заказное письмо. К тому же финансовые затараты на заказное письмо будут ниже всего, а эффект от наличия этого письма будет не намного ниже эффекта от наличия красивого (и дорогого) свидетельства РАО.
Ещё раз повторю, что все вышеперечисленные способы не доказывают ваше авторство, а лишь подтверждают его, вернее даже подтверждают то, что в определённый момент времени у вас на руках было такое-то произведение.
Также, не забывайте ставить на ваших произведениях знак охраны авторского права (в просторечии "копирайт"). Знак этот состоит из трех элементов:
- значок - буква "С" (copyright) в круге - ©
- имя (наименование, псевдоним) автора или обладателя авторских прав по договору (это, например, издательство);
- год первого опубликования произведения.
Пример знака охраны авторского права вы можете увидеть в конце данной статьи. В полном виде выглядит он так - © Тень, 2006 . Иногда в Интернете значок © изображается как буква "с" в скобках вот так - (с) . Пример можно посмотреть в конце этой страницы. Код значка © выглядит так - © или так
Автор (или обладатель исключительных авторских прав по договору) не обязан размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права - это его право и отсутствие "копирайта" не означает отсутствия автора или того, что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать. Но употребление "копирайта" может в будущем избавить вас от некоторых хлопот, а сложности в расстановке "копирайтов" нет никакой.

2. Чьё произведение?

В спорах, связанных с незаконным использованием произведения (особенно в Интернете), самым сложным является доказывание факта использования именно вашего произведения.
Основных сложностей здесь две:

1. Произведение было опубликовано в Интернете под чужим именем, а после убрано.
Если вы добивались именно удаления произведения с сайта и не слишком заинтересованы в извинениях вора, то такой результат должен вас устроить. Но если вы желаете привлечь вора к ответственности, то тут может помочь только распечатанная и заверенная нотариусом web-страница (о сложностях см. выше). Как вариант - та же распечатанная и заверенная web-страница, сохранённая в кэше поисковиков - Yandex, Google, Rambler.
Но тут тоже имеются сложности. Первая связана с доказыванием. Я, например, не уверен, что из наших судей Приморского края хотя бы 10% знают о том, что такое кэш web-страниц. Это означает необходимость привлечения технических специалистов - экспертов. Кроме того, роботы поисковиков "обходят дозором" сайты с некоторым запозданием, так что довольно свежее произведение может и не попасть в кэш.
Помимо этого, здесь имеется сложность, связанная с доказательством вины того, под чьим именем опубликовано ваше произведение. Во-первых, не исключено, что такую "шутку" с ним сыграл какой-то недруг. Во-вторых, иногда просто невозможно найти виновного (см., например, решение суда по иску ряда авторов к ООО "ИК "Некстер").

2. В опубликованном произведении использованы лишь фрагменты из вашего произведения.
А если такие фрагменты ещё и "творчески переработаны", то доказать плагиат очень сложно (многие, наверное, помнят долгие разбирательства владельцев (или держателей) прав Роулинг на Гарри Поттера с создателями всевозможных Харри Проглоттеров и Тань Гроттер).
Здесь какие-то определённые советы дать сложно, так как во многом всё зависит от конкретной ситуации.

3. Законно или незаконно?

Этот пункт связан со сложностью Љ 2 из пункта выше. Здесь требуется доказать, что использование было осуществлено в нарушение закона (или договора), которые предусматривают (и, если речь о договоре, могут предусматривать) ряд случаев использования произведения без согласия автора.
Вообще, тут могут быть как случаи прямой кражи текста без его переработки, так и случаи плагиата с переработкой текста. И если в первом случае доказать незаконность использования несложно, то отделить плагиат от пародии или авторской переработки оригинального текста (обратите внимание на второй обзац определения плагиата в сноске) - задача весьма нетривиальная.

Резюме.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что какая-либо регистрация вашего произведения не является необходимой. Если вы сможете доказать наличие второго и третьего пункта из вышеперечисленных, то доказать ваше авторство будет несложно. В крайнем случае, для подстраховки можно использовать следующие способы подтверждения того факта, что в указанный момент времени такое-то произведение находилось у вас в руках :
- заказное письмо самому себе (дёшево и вполне надёжно),
- заверение рукописи у нотариуса (чуть дороже и чуть более надёжно),
- регистрация в РАО (очень дорого и не надёжней двух вышеуказанных способов).
А вообще, правильно говорят, что лучший способ от кражи идеи - хранить в загашнике ещё сотни две лучших идей;)
________________________________
(лат.) закон суров, но он - закон.
от лат. Plagio - похищаю. Плагиат - умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства. По законодательству РФ плагиат влечет уголовную ответственность.
Не считается плагиатом заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения.

ПЛАГИАТ (от лат. plagio - похищаю) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично). Предусматривается уголовная и гражданская ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав. Большой энциклопедический словарь

  • плагиат - Плагиат, плагиаты, плагиата, плагиатов, плагиату, плагиатам, плагиат, плагиаты, плагиатом, плагиатами, плагиате, плагиатах Грамматический словарь Зализняка
  • плагиат - ПЛАГИ’АТ, плагиата, ·муж. (от ·лат. plagium, ·первонач. похищение и продажа чужих рабов) (·книж., юр.). Незаконное опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение. Толковый словарь Ушакова
  • плагиат - см. >> повторение, подражание Словарь синонимов Абрамова
  • плагиат - Плагиата, м. [от лат. plagium, первоначально похищение и продажа чужих рабов] (книжн., право). Незаконное опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение. Большой словарь иностранных слов
  • плагиат - Умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части, один из случаев нарушения авторских прав (наряду с незаконным использованием объектов авторских прав). Большой юридический словарь
  • плагиат - ПЛАГИАТ, а, м. Выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства. Толковый словарь Ожегова
  • плагиат - Литературная подделка, присвоение чужого сочинения, чужой мысли Ср. (В предполагаемом романе Гончарова) героиня должна была удалиться в монастырь... Фразеологический словарь Михельсона
  • плагиат - орф. плагиат, -а Орфографический словарь Лопатина
  • ПЛАГИАТ - ПЛАГИАТ (от лат. plagio - похищаю) - англ. plagiary /plagiarism; нем. Plagiat. Присвоение или самовольное использование чужого художественного, на - учного произведения без согласия автора и без ссылки на него. Социологический словарь
  • Плагиат - (от лат. plagio - похищаю) вид нарушения прав автора или изобретателя. Состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения (научного, литературного, музыкального) или изобретения... Большая советская энциклопедия
  • плагиат - -а, м. Выдача чужого произведения за свое или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора. [От лат. plagiatus - похищенный] Малый академический словарь
  • плагиат - Умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. По законодательству РФ влечет уголовную ответственность. ПЛАГИАТ признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет. Финансовый словарь терминов
  • Плагиат - ПЛАГИАТ - присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем. Бегло набросанная тема, напр. Литературная энциклопедия
  • Плагиат - Литературное воровство. Это значение усвоено слову П. лишь в XVII в.: в римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas). Теперь под... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • плагиат - Заимств. из франц. яз., где plagiat < народнолат. plagiatus «ограбление», суф. производного от plagiare «грабить». Этимологический словарь Шанского
  • плагиат - ПЛАГИАТ а, м. ПЛАЖИАТ а, м. plagiat m. <�лат. plagio похищаю. Присвоение или использование без разрешения автора и без ссылки на него художественного или научного произведения, а также оглашение изобретения до его оформления без согласия изобретателя. Словарь галлицизмов русского языка
  • плагиат - плагиа́т Через нем. Рlаgiаt (XVII–XVIII вв.; см. Шульц–Баслер 2, 545) или франц. рlаgiаt – то же из народнолат. plagiātus "ограбление", plagiāre "грабить", plagium "похищение" от греч. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • плагиат - плагиат м. Присвоение или использование без разрешения автора и без ссылки на него художественного или научного произведения, а также оглашение изобретения до его оформления без согласия изобретателя. Толковый словарь Ефремовой
  • плагиат - сущ., кол-во синонимов: 9 заимствование 49 контрафакция 6 копипаста 3 литературное воровство 1 передер 3 повторение 73 подражание 25 присвоение 17 самоплагиат 1 Словарь синонимов русского языка
  • Авторы произведений, созданных их творческим трудом, являются главными обладателями авторского права. Предназначение авторского права состоит в охране и защите прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства, а также самих произведений от различных посягательств.

    Значение слова плагиат находит истоки в римском праве от латинских слов plagio - похищаю и plagium litterarium - кража литературной собственности. В русскую речь слово вошло из французского языка: plagiat - ограбление, похищение.

    В юриспруденции под плагиатом понимаются умышленные действия по незаконному присвоению авторства на чужое произведение литературы, искусства или науки, влекущие за собой гражданскую и даже уголовную ответственность.

    Чаще всего плагиат находит свое выражение в присвоении авторства на чужие результаты интеллектуального труда путем публикации их под своим именем. Плагиат возможен и в частичном использовании чужого произведения или цитировании без ссылки на источник. Плагиатом также могут быть признаны неправомерные действия по принуждению к соавторству .

    Для плагиата необязательно опубликование созданного произведения, достаточно нахождение его в какой-либо объективной форме, например в виде рукописи или в составе другого произведения. Главный и обязательный признак плагиата - это присвоение авторства на произведение.

    Понятие «плагиат» достаточно определено, но содержание его остается расплывчатым. Не всегда можно отличить действительно плагиат от других пограничных с ним понятий. Так, действия по неправомерному использованию, копированию, опубликованию чужих авторских материалов сами по себе не могут быть признаны плагиатом. Такие нарушения относятся к другому виду нарушений авторских прав и часто называются «пиратством». Плагиатом такие действия можно назвать только тогда, когда они повлекут за собой присвоение авторства на эти труды или материалы.

    Использование сюжета, темы произведения или научной идеи, с облачением их в другую форму выражения, а не в ту, из которой они заимствованы, не признается плагиатом. Совпадение некоторых идей также само по себе не может быть признано плагиатом, так как авторы часто приходят к похожим результатам творчества независимо друг от друга.

    К плагиату необходимо относить своеобразное оформление, индивидуальную форму нового произведения, его внешнюю оригинальную оболочку, присвоение которых и будет называться плагиатом.

    В практике имеется также такое понятие как «непреднамеренный» (подсознательный) плагиат, под которым понимается опубликование либо иное распространение чужого труда под своим именем, ошибочно принятого как собственное произведение, в результате неосведомленности либо незнания о существовании автора на этот труд. Чаще всего такое заимствование встречается в студенческих работах и в музыкальных произведениях.

    Ответственность за плагиат

    Плагиат. 1

    Что такое плагиат?. 1

    Основные виды плагиата. 2

    Умышленный плагиат. 2

    Неумышленный «плагиат». 2

    Завуалированный «плагиат». 3

    Наказание за плагиат. 6

    Самонаказание за плагиат. 6

    Выгоден ли плагиат?. 8

    Что такое плагиат?

    Плагиат (БЭС) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение

    невольно

    Основные виды плагиата

    Имеется множество видов умышленного неумышленный «плагиат» и завуалированный

    Умышленный плагиат

    авторским плагиатом, заключающемся в умышленном присвоении авторства на чужое рекламным плагиатом, и даже диверсионным плагиатом

    Рекламный плагиат умышленно используют популярные имена и/или названия

    Диверсионный плагиат также является умышленным

    Неумышленный «плагиат»

    новому

    Подсознательный «плагиат»

    Случайный «плагиат»

    «Тиражируемый плагиат

    Завуалированный «плагиат»

    произведения творческой

    как на обнародованные произведения, так и на необнародованные объективной

    «Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или ЛЮБОЙ ее части, экранизация книги или любой ее части, использование принципов работы….в любых научно-технических устройствах или коммерческих целях запрещается без письменного согласия автора. В случае нарушения – преследуется в судебном порядке».

    Казалось бы, такую самозащиту можно только приветствовать. Однако некоторые авторы книг, имеющих такие предупреждающие надписи, сами преподносят уже известное без ссылок на предшественников, и излагают его так, как будто бы именно они являются его первооткрывателями.

    Читая книгу такого автора, невольно возникает вопрос, почему же он требует, спрашивать у него разрешения, причем письменного, на воспроизведение ЛЮБОЙ части его книги, если в отдельных (или даже многих) ее частях описывает то, что сделано другими, причем без соответствующих ссылок. Ведь это также плагиат, хотя и завуалированный, и (увы!) ненаказуемый.

    Закон РФ допускает в некоторых (специально оговоренных) случаях цитирование и обзор правомерно обнародованных произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора , произведение которого используется, и источника заимствования.

    Ни официальная защита авторских прав, ни самозащита, не в состоянии искоренить плагиат во всех его многочисленных проявлениях. Но это могут сделать сами авторы, если, руководствуясь авторской этикой, будут соблюдать следующие основные принципы:

    · Не заниматься умышленном плагиатом ни в одном из его проявлений.

    · Исключить из своих работ не только завуалированный плагиат, но, по возможности, и неумышленный .

    Для этого следует:

    • Давать ссылки на чужие произведения , которые послужили основой данного авторского произведения, а на те из них, материалы которых были использованы непосредственно, - давать ссылки в обязательном порядке.
    • Преподносить уже известный материал со ссылкой на ПЕРВОисточник, а если он из-за многократного тиражирования неизвестен, то начиная словами: «Как известно…», «Как полагают…», Как считается…» (и подобными им), а не от себя лично.
    • Не накладывать запрета на использование (без разрешения) тех частей своего произведения, изначальный материал для которых был заимствован у других.

    Совершенно очевидно, что найдется не так уж много авторов, которые будут следовать авторской этике из благородных побуждений.

    Для принципиального изменения катастрофической ситуации с плагиатом необходимы более весомые сдерживающие факторы. Одним из таких сдерживающих факторов является НАКАЗАНИЕ и САМОНАКАЗАНИЕ за плагиат, который в настоящее время приобрел гигантские масштабы.

    Наказание за плагиат

    Самонаказание за плагиат

    Кроме правового (законодательного) наказания существует САМОНАКАЗАНИЕ, причем за ЛЮБОЙ плагиат, включая неумышленный . Об этом наказании мало кто задумывается, хотя оно, в отличие от правового, является практически неизбежным . В чем же выражается самонаказание при разных видах плагиата?

    Выгоден ли плагиат?

    Если серьезно подойти к ответу на этот вопрос, то в свете сказанного выше, на него следует ответить однозначно:

    Плагиат (в любой его форме) НЕВЫГОДЕН. В первую очередь, он НЕ выгоден самому плагиатору, так как за любой плагиат неизбежно последует самонаказание , которое может оказаться даже страшнее уголовных и гражданских санкций, которые предусмотрены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".

    А чтобы не подвергнуться ни наказанию, ни самонаказанию, чтите ЗАКОН и не забывайте давать ссылки на первоисточники .

    ÓА. Поис, 07.10.2008.

    Постоянный адрес статьи (и книги) на сайте : http://www.pois.ru/

    Вопросы и ответы

    Плагиат. 1

    Что такое плагиат?. 1

    Основные виды плагиата. 2

    Умышленный плагиат. 2

    Неумышленный «плагиат». 2

    Завуалированный «плагиат». 3

    Наказание за плагиат. 6

    Правовое наказание за плагиат. 6

    Самонаказание за плагиат. 6

    Самонаказание за умышленный плагиат. 6

    Самонаказание за неумышленный «плагиат». 7

    Выгоден ли плагиат?. 8

    Что такое плагиат?

    Плагиат (БЭС) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение (полностью или частично). За нарушение авторских прав предусматривается уголовная и гражданская ответственность.

    В последние годы появляются новые виды авторских произведений, включая электронные, которые ранее в законе "Об авторском праве и смежных правах" отражены не были. Кроме того, объем информации по любому виду произведений и их тематике столь обширен, что в полном объеме ее проанализировать невозможно ни автору очередного нового произведения, ни экспертам, тем более, что многие авторы невольно «дублируют» друг друга, так как приходят к одним и тем же выводам, решениям и открытиям совершенно самостоятельно и независимо от других.

    Плагиат также идет «в ногу со временем» и приобретает все более и более изощренные формы. Поэтому защита авторства и борьба с плагиатом становится чрезвычайно трудной задачей. И, несмотря на то, что за нарушение закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" существует уголовная и гражданская ответственность, привлечь плагиатора к той или иной форме ответственности во многих случаях не представляется возможным, так как все труднее установить (и доказать) присутствии или отсутствие УМЫШЛЕННОГО присвоения чужих авторских прав.

    Основные виды плагиата

    Имеется множество видов умышленного плагиата (официально наказуемого). Однако, наряду с умышленным плагиатом, существует неумышленный «плагиат» и завуалированный «плагиат», которые формально плагиатом НЕ являются и, естественно, никакому гражданскому и уголовному наказанию НЕ подлежат. Но отделить умышленный плагиат от завуалированного и неумышленного «плагиата» иногда бывает просто невозможно.

    Умышленный плагиат

    Умышленный плагиат может быть не только авторским плагиатом, заключающемся в умышленном присвоении авторства на чужое произведение (целое или части), но и рекламным плагиатом, и даже диверсионным плагиатом . Рекламный и диверсионный плагиат наиболее часто встречается в Интернет.

    Рекламный плагиат выражается в том, что рекламные плагиаторы (с целью привлечения покупателей и/или посетителей) в качестве заголовков и/или ключевых слов умышленно используют популярные имена и/или названия , не имеющие ничего общего с сайтом плагиатора.

    Диверсионный плагиат также является умышленным плагиатом. Он преследует те же цели, что и рекламный, но, кроме того, может использовать в качестве заголовков и ключевых слов имена людей и названия тех сайтов, которые являются антиподами сайта-плагиатора, а поэтому способны представить известных людей и популярные сайты в совершенно неверном свете. Некоторые плагиаторы используют специальные приемы, не позволяющие (после обнаружения обмана) уйти с сайта-плагиатора. Диверсионные сайты, включая порнографические, могут даже нанести вред компьютеру того человека, которого они заманили на свой сайт обманным путем. Поэтому будьте осторожны и имейте в виду, что такие сайты, чтобы избежать закрытия, очень часто меняют не только свое название, но и имя домена.

    Неумышленный «плагиат»

    Неумышленный «плагиат» (подражание, заимствование, случайное сходство, совпадение идей или открытий, высказанных или сделанных разными авторами независимо друг от друга, и т.п.) в той или иной степени свойственен любому, даже совсем новому , произведению вне зависимости от его вида и темы.

    Вообще-то все НОВОЕ, созданное тем или иным автором, так или иначе, основано на знаниях и опыте множества предшественников, которые, хотя формально соавторами и не считаются, но фактически ими являются. И это следовало бы помнить тем, кто склонен считать себя первооткрывателем, описывая от своего имени уже давным-давно изобретенный другими «велосипед», и, не делая соответствующих ссылок, а как бы пытаясь претендовать на авторство того, что фактически сделано другими, а ими просто пересказывается.

    Неумышленный «плагиат» может быть подсознательным, случайным (невольным) и «тиражируемым».

    Подсознательный «плагиат» проявляется в том, что человек, «переваривший» множество информации и пришедший, благодаря этому, к тем или иным решениям и выводам, включая, возможно, и новые, может использовать при их изложении то (из «перелопаченных» им работ других авторов), что наиболее полно совпадает с его личным видением проблемы. При этом он может не помнить и/или не понимать, что фактически присваивает себе авторство на то, что изначально ему не принадлежит, и искренне считать, что к данным решениям и выводам пришел совершенно самостоятельно.

    Случайный «плагиат» (невольный), который в научной литературе встречается довольно часто, заключается в том, что к одним и тем же выводам, решениям и даже изобретениям могут самостоятельно придти разные люди, причем совершенно независимо друг от друга, и даже излагать их они могут почти одинаковым образом.

    «Тиражируемый плагиат » получил почти массовое распространение, особенно в научной литературе. Он возник из-за того, что ссылаться принято (и удобно) на тот источник информации, который наиболее популярен и издан наибольшим тиражом. При этом почти никто из ссылающихся не задается вопросом, является ли данная монография истинным первоисточником того конкретного материала, на который ссылаются и/или который заимствуется. И хотя любая солидная монография, использующая, как правило, материалы множества других (более мелких) авторских работ (менее популярных и менее востребованных из-за своего малого тиража и узости тематики), дает на них соответствующие ссылки, но авторы последующих книг ссылаются обычно на монографию, а не на приведенные в ней первоисточники.

    Так как интересные и полезные материалы обычно многократно «тиражируются», переходя из одной монографии в другую со ссылкой на одну из предшествующих монографий, то имя истинного автора того или иного конкретного материала, оказывается, зачастую, в полном забвении. И хотя такое многократное «тиражирование», причем наиболее интересных и полезных материалов и даже изобретений, формально плагиатом не считается, но фактически им все же является.

    Завуалированный «плагиат»

    Завуалированный «плагиат» наиболее часто используется в научно-популярной и научной литературе. Он выражается в том, что уже известное (или даже общеизвестное) излагается (умышленно или неумышленно) без соответствующих ссылок и преподносится с претензией на первоначальное авторство, которая часто подчеркивается запрещением на использование ЛЮБОЙ части данной книги без письменного разрешения автора.

    http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM

    Ниже приведены всего лишь несколько пунктов (Раздела II) этого очень обширного закона.

    1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

    2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах.

    3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

    5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

    1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания . Для возникновения и осуществления авторского права НЕ требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права , который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности: "©"; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.