Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям. Общие требования пожарной безопасности Основные требования по пожарной безопасности

В каких случаях используется технический регламент о требованиях пожарной безопасности, и к каким объектам он применяется? В статье мы расскажем о ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2017-2018.

из статьи вы узнаете:

Проблемы пожарной безопасности остаются актуальными как в целом для страны, так и для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Ежегодно по всем регионам регистрируются десятки тысяч пожаров, ущерб от которых считается в миллиардах рублей. Возгорания приводят не только к повреждению имущества, но и к гибели людей. Каждый год в России на пожарах погибает несколько тысяч человек.

Государство с такой ситуации вынуждено ежегодно ужесточать требования к обеспечению пожарной безопасности. Они касаются как зданий и сооружений, так и выпускаемой продукции и материалов. Главный нормативный акт, в деталях описывающий требования в данном направлении – ФЗ 123 о ;.

Технический регламент о пожарной безопасности ФЗ 123

ФЗ 123 о пожарной безопасности выпущен именно в качестве технического регламента, определяющего:

  • основные моменты технического регулирования в части защиты от пожаров;
  • главные принципы, с опорой на которые обеспечивается пожарная безопасность.

Соблюдение прописанных в этом документе положений позволит защитить жизнь и здоровье граждан, а также сберечь частное, коммерческое и государственное имущество.

Требования закона распространяются на различные защищаемые объекты. Помимо строений к ним относятся изделия самого разного характера. Положения федерального закона 123 ФЗ о пожарной безопасности принимаются в расчет как при подготовке строительного проекта, так и в процессе эксплуатации объектов.

В законодательном акте представлена информация самого разного свойства. Здесь указываются классы строительных объектов, разрешенное расстояние между ними, допустимые первичные средства тушения пожаров и так далее. Положения документа обязательно учитываются при:

  • разработке проектов, ведении строительных работ, капитальном ремонте и реконструкции зданий;
  • смене функционального назначения объектов и их техническом перевооружении;
  • в процессе эксплуатации и технического обслуживания объектов и изделий, а также при выполнении в отношении них утилизационных мероприятий;
  • создании, принятии, использовании и выполнении прочих нормативных актов, в которых содержатся требования противопожарной безопасности;
  • подготовке документов на самые разные объекты и изделия.

Техрегламент о пожарной безопасности 123 ФЗ начал работать в 2009 году, и с того момента подвергался неоднократным корректировкам. Его появление привело к оформлению серьезных последствий для владельцев защищаемых объектов. Эти последствия имели как административный, так и технический характер.

В соответствии с регламентом пожарная безопасность в нашей стране начала обеспечиваться по новому принципу – ее декларированию. Это позволило разгрузить контролирующие органы. По ФЗ 123 о пожарной безопасности основная ответственность за ее обеспечение была переложена на владельцев. Именно они теперь сами определяют те нормативные требования, которые должны выполняться для конкретного объекта.

Подготовка декларации пожарной безопасности может производиться силами владельца объекта либо с участием специализированной организации. Декларация должна быть зарегистрирована. В процессе регистрации проводятся испытания, по результатам которых может последовать отказ в декларировании (при выявлении недостатков).

Для определенных объектов сохраняется также и схема сертификации. Она может быть добровольной или обязательной, здесь все зависит от типа объекта или изделия.

В технический регламент в этом году было внесено несколько важных корректировок. Одним из изменений стало появление статьи 6.1, которая предусматривает идентификацию объектов. С этого момента все строения и изделия разделяются на классы. Классификация происходит с учетом функциональных и конструктивных особенностей, влияющих на пожарную опасность, а также степени стойкости к возгораниям. Для производственных объектов разделение на классы происходит на основе уровня опасности их возгорания и риска взрывов.

Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния


Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения


Классы пожарной опасности строительных материалов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды

В ФЗ 123 о пожарной безопасности расширился список возможных преград от огня. К их числу отнесены шторы, занавесы и экраны. В разрешенные первичные средства пожаротушения внесены мобильные аэрозольные генераторные огнетушители.

Определенные изменения коснулись и порядка декларирования пожарной безопасности. По действующему закону собственники объектов размером до 1 500 м2 в некоторых ситуациях могут в добровольном порядке готовить такую декларацию. В нее включается информация о наличествующих защитных средствах. Эти сведения нужно обновить в течение 1 года, если на объекте происходят следующие изменения:

  • проводится капитальный ремонт и реконструкция;
  • происходит перевооружение;
  • меняется собственник.

В ФЗ 123 о пожарной безопасности также произошел пересмотр санкций за нарушение предпринимателями установленных норм. Для предприятий и должностных лиц штрафы остались теми же. Для индивидуальных предпринимателей были предусмотрены специальные санкции – им были назначены штрафы в размере 20 000-30 000 рублей.

Если ИП не соблюдает нормы в случае с особым режимом, то наказание для него может составить 30 000-40 000 рублей. Для предприятий эта санкция на порядок больше – 200 000-400 000 рублей. Должностные лица наказываются штрафами в размере 6 000-30 000 рублей, конкретный размер определяется тяжестью допущенных нарушений.

На этой странице вы можете скачать ФЗ 123 о пожарной безопасности в его актуальной редакции. Документ обновляется по мере внесения в него изменений.

Вложенные файлы

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.docx

В своем стремлении сэкономить на противопожарном оборудовании или специальных электронных устройствах, контролирующих концентрацию дыма, жара и огня в помещении, предприятие рискует не только производством, жизнями и здоровьем своих сотрудников, но и загрязнением окружающей среды. При этом нередко у собственников организация противопожарной безопасности по важности стоит на одном из последних мест.

Именно поэтому владельцам и руководителям каждого предприятия необходимо ответственно относиться к вопросам пожарной безопасности, установки необходимого оборудования и проведения регулярного обучения своего персонала.

Меры, направленные на осуществление пожарной профилактики

Организация противопожарной безопасности на предприятии включает в себя:

  • Контроль над правильной эксплуатацией вверенных машин и станков, производственного транспорта и территорий, а также проведение регулярного инструктажа по соблюдению пожарной безопасности.
  • Режимные мероприятия направлены на запрещение курения в местах, не предназначенных для этого, а также запрет на проведение работ, связанных с открытым огнем или опасностью возникновения искр в помещениях, где хранятся легко воспламеняемые вещества.
  • Технические меры противопожарной безопасности на предприятии требуют соблюдения всех установленных норм и правил еще на стадии проектировании здания, а также профессиональной, корректной установки электрооборудования, электропроводки, вентиляции и водоснабжения.
  • В эксплуатационные мероприятия входит своевременный осмотр и ремонт оборудования, находящегося в собственности и распоряжении предприятия.

Основные требования противопожарной безопасности предприятия

Для предприятия обязательно выполнение следующих требований:

  • Определение лиц, обеспечивающих контроль и надзор над соблюдением правил противопожарной безопасности, и установление их должностных обязанностей.
  • Введение противопожарного режима.
  • Оборудование территории противопожарными устройствами, сигнализацией, объектами пожаротушения, огнетушителями, водонапорными кранами и пожарными рукавами.
  • Организация и обучение правилам противопожарной безопасности сотрудников предприятия. Ведение журнала учета проведенных инструктажей. Уведомление подчиненных о расположении эвакуационных выходов, рубильников подачи тревожного сигнала и кнопок включения сигнализации.
  • Утверждение порядка оповещения персонала при возникновении аварии или пожара, ознакомление сотрудников с этой системой. Установка на территории предприятия и в помещениях знаков пожарной безопасности, табличек с номерами экстренных служб и телефонных аппаратов для их вызова.

Общие правила

  • В обязанности руководства входит организация противопожарной безопасности на предприятии, размещение и установка специального оборудования для пожаротушения.
  • На всех производственных объектах, вне зависимости от их сферы деятельности, проводятся инструктажи и контроль по безопасному хранению, отпуску и приему горючих материалов.
  • Руководство предприятия должно назначить лиц, ответственных за организацию обучения вновь поступивших на работу сотрудников правилам пожарной безопасности.
  • Обязательным является осуществление обучения и повторных периодических инструктажей с фиксацией их проведения в специальных журналах учета, а также проверка полученных знаний специальной комиссией и выдача удостоверения соответствия.
  • Предприятие должно быть снабжено противопожарной сигнализацией, оборудованием пожаротушения, эвакуационными выходами.
  • При утечке горючих жидкостей необходимо засыпать участок разлива песком, после чего удалить его в безопасное место. Площадь разлива нейтрализуется составами, специально предназначенными для каждого конкретного вещества.
  • Противопожарная техника безопасности на предприятии предполагает проведение уборки служебных и производственных помещений не реже одного раза за рабочую смену. При этом запрещается использовать горючие или легковоспламеняющиеся жидкости.
  • Проходы, лестничные пролеты, служебные помещения, эвакуационные выходы не должны быть загромождены какими-либо предметами или транспортом.
  • Категорически запрещено использовать пространство под лестничными пролетами для организации кладовок и складов.
  • Сотрудниками, относящимися к административной части, также строго должна соблюдаться противопожарная безопасность на предприятии. Документы и бумаги необходимо хранить вдали от возможных источников возгорания.
  • Каналы и лотки производственных помещений должны разделяться огнестойкими плитами, которые в случае возникновения необходимости можно легко снять.
  • На территории предприятий запрещено использовать источники открытого огня для обогрева или освещения помещений.
  • Курение на территории предприятия категорически запрещено, исключение могут составлять специально оборудованные места или участки, обозначенные соответствующими табличками.
  • Подъезды к гидрантам и щитам с пожарным оборудованием всегда должны быть свободными. Запрещено нагромождение предметов и материалов перед ними или перекрытие подходов техникой.

Правила работы с оборудованием

При работе с оборудование запрещено:

  • производить подогрев источниками открытого огня;
  • вводить в эксплуатацию неисправное оборудование;
  • ремонтировать или обслуживать оборудование, подключенное к сети электроснабжения;
  • чистить оборудование или его детали горючими и легковоспламеняющимися жидкостями;
  • работы на взрывоопасных производствах проводят только с инструментами, исключающими искрообразование.

Правила противопожарной безопасности для сотрудников

  • К работе не могут быть допущены сотрудники, не прошедшие инструктаж по пожарной безопасности с занесением данных в специальный журнал учета под роспись.
  • Противопожарная безопасность на предприятии запрещает нахождение сотрудников, работа которых связана с рисками возгорания, на рабочем месте без спецодежды, изготовленной из негорючего материала.
  • Предприятие обязано выдавать сотрудникам, работа которых связана с рисками возгорания или использования горючих материалов, спецодежду, имеющую защиту от плавления и возгорания, а также соответствующую требованиям пожарной безопасности.
  • Запрещено стирать спецодежду горючими или легковоспламеняющимися средствами.
  • Рабочий костюм и следует хранить в индивидуальных шкафах.
  • Промасленная ветошь, используемая в работе, должна храниться в плотно закрытой металлической таре.
  • По окончанию рабочей смены тара с промасленной ветошью должна опустошаться, а содержимое убираться в безопасные места, специально отведенные для этого.
  • Запрещено обрабатывать или мыть руки растворителями.
  • Сотрудникам строго запрещается заниматься работой, к которой у них нет доступа или специального обучения, а также инструктажа по соблюдению правил безопасности.

Правила пожарной безопасности в аварийных ситуациях

  • Все помещения, вне зависимости от их назначения должны быть оснащены средствами пожаротушения.
  • Использование оборудования пожаротушения не по назначению строго возбраняется.
  • Обслуживающий персонал предприятия при передаче смены обязан делать пометки в вахтенном журнале о наличии и целостности оборудования пожаротушения.
  • Каждый работник должен в случае возникновения поломок оборудования, искрения или возгорания сообщать непосредственному руководителю.
  • Работник обязан знать и помнить номера телефонов и других способов связи с аварийными службами и уметь ими пользоваться.
  • Сотрудники должны знать назначение разных видов средств огнетушения и уметь ими пользоваться.
  • До прибытия аварийной службы работники обязаны принять меры по устранению аварии или возгорания, а также оказать помощь пострадавшим.
  • При возникновении пожара или аварии работник должен покинуть здание по эвакуационным выходам. В проходах и над дверными проемами необходимо располагать направляющие указатели.

Риски, возникающие при несоблюдении пожарной безопасности

Производственные объекты очень уязвимы в плане возможности возгорания, поскольку как малые, так и крупные объекты снабжены большим количеством электроприборов высокой мощности, используют в своей работе жидкие и твердые горючие вещества. По статистике, есть несколько наиболее распространенных причин возгорания на производствах:

  • Нарушение инструкции по использованию и эксплуатации оборудования – 33%.
  • Несвоевременный ремонт электрооборудования – 16%.
  • Неправильно организованное рабочее место, плохая подготовка персонала – 13%.
  • Самовозгорание горючих веществ, промасленной ветоши – 10%.

Источником возгорания может быть как открытый огонь, так и раскаленные детали электрического оборудования, искры и статическое электричество. Неосторожное обращение с открытым огнем, курение в неустановленных местах, незнание элементарных правил техники пожарной безопасности, отсутствие контроля со стороны руководства – все это влечет за собой возгорание и, как следствие, пожары на производствах.

Грамотная противопожарная безопасность на предприятии, инструкции, четко определяющие для каждого сотрудника ее исполнение, обезопасят коллектив и все производство в целом.

Проверки пожарной безопасности

Периодически каждое предприятие проходит проверку на соблюдение правил противопожарной безопасности. Есть несколько видов проверок, которые проводятся службами МЧС и пожарными инспекторами. В исследование предприятия на предмет пожаробезопасности входит много пунктов, которые учитывают как организацию пожаротушения, так и проверку ведущейся документации, наличие и состояние пожарного оборудования и эвакуационных выходов, а также грамотность произведенных расчетов категорий.

Еще во время планирования строительства рассчитывается категория здания, закладка всех коммуникаций, оборудования для соблюдения пожарной безопасности. От того, к какой категории относится эксплуатируемое здание, зависит техника противопожарной безопасности. В производственных цехах обязательно должна быть проведена внеочередная проверка, а при необходимости – оказана помощь с системой противопожарной безопасности занимаемого помещения. При этом не стоит ждать штрафных санкций, неприятностей со службами и законом.

Виды законных проверок пожарной безопасности

Проверка противопожарной безопасности на предприятии бывает плановой, документарной, выездной, повторной или внеплановой.

Плановые проверки проводятся с периодичностью один раз в три года. Они включают в себя обследование всех объектов пожаробезопасности и территории предприятия, а также изучение пакета документов.

Документарная проверка аналогична плановой. Перед ее началом приходит официальное предупреждение – не позднее, чем за три дня до назначенной проверки. В ходе такой проверки контролю подвергается не столько противопожарная безопасность на предприятии, сколько пакет документов по ней.

Выездные проверки обычно назначаются в связи с поступившей жалобой или при подозрении на наличие нарушений или проблем с противопожарной безопасностью. О таких проверках предприятие будет извещено заранее. Длиться они могут до 20 календарных дней, в течение которых будет проведено тщательное расследование, изучены все аспекты обеспечения противопожарной безопасности, а также произведены испытания и экспертизы.

Внеплановые проверки могут проводиться с уведомлением предприятия за сутки до начала или по факту прибытия инспектора. Такие мероприятия могут быть обоснованы поступлением жалобы, а также проводиться в качестве контроля над соблюдением правил пожарной безопасности предприятия.

Повторные проверки осуществляются при условии выявления нарушений во время предыдущих инспекций. Как правило, они проводятся по истечении срока, выделенного на исправление ошибок.

Противопожарная безопасность на предприятии. Документы

Документация, которая должна присутствовать и храниться на предприятии:

  • Приказы о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность.
  • Приказ о порядке проведения специальных инструктажей и контроля знаний сотрудников.
  • Программы для вводного и первичного противопожарных инструктажей.
  • Список контрольных вопросов, по которым осуществляется проверка знаний сотрудников.
  • Журнал регистрации проведения противопожарных инструктажей работников предприятия.
  • Экспертное заключение о правильности и полноте выполнения противопожарной безопасности. Наличие проектной сметной документации на строительство, реконструкцию, техническое оснащение.
  • Разрешение на осуществление деятельности предприятия, аренду всех помещений, зданий и сооружений, а также ввод в эксплуатацию электрооборудования.
  • Сертификат соответствия всех видов пожарной техники и оборудования.
  • Перечень должностных обязанностей, возложенных на ответственных лиц по пожарной безопасности.
  • Распоряжения, приказы, инструкции об установлении противопожарного режима на предприятии.
  • Планы и схемы эвакуационных выходов, дубликаты которых должны быть расположены в производственных помещениях.
  • Правила противопожарной безопасности на предприятии, утвержденные Кабинетом Министров РФ.
  • Инструкция для работников предприятия и службы охраны по пожарной безопасности.
  • Правила по эксплуатации оборудования и объектов производства с учетом противопожарной безопасности.
  • Наряды и специальные допуски на выполнение огневых работ.
  • Графики и акты произведенных ремонтных и профилактических работ.

Вне зависимости от того, к какой форме собственности относится предприятие, а также, какими работами оно занято, все сотрудники, согласно приказу руководства, проходят первичное и повторные обучения и инструктажи по пожарной безопасности на производстве. Нарушение этих правил влечет за собой наступление ответственности как работника, так и руководителя. Только при условии соблюдения всех установленных норм, может быть гарантирована противопожарная безопасность на предприятии.

В данной публикации мы поговорим о том, каким образом определяется соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

Заодно рассмотрим основные подходы, применяемые на практике, исходя из требований действующих нормативных документов.

Основным из документов, устанавливающим правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности однозначно определено в части 1 статьи 6 Технического регламента, которые рассмотрены далее.

Условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает нормативных значений, устанавливаемых Техническим регламентом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

Обязательные требования пожарной безопасности.

Все, казалось бы, предельно просто!

Требования пожарной безопасности, которые устанавливают технические регламенты, принятые в развитие федерального закона о техническом регулировании, должны быть выполнены в обязательном порядке. На данный момент такие требования содержатся в двух нормативно-правовых актах, а именно:

— технический регламент о требованиях пожарной безопасности (он же федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ);

— технические регламент о безопасности зданий и сооружений (он же федеральный закон от 23.12.2009 года №384-ФЗ).

Вначале определяем, соответствует ли объект защиты требованиям указанных технических регламентов. Допустим, объект соответствует.

В таком случае, государство дает нам право выбора: либо соблюдать наряду с требованиями пожарной безопасности, установленными Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, требования нормативных документов по пожарной безопасности, либо подтверждать, что пожарный риск не превышает нормативного значения.

Теперь по порядку…

Требования нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 ноября 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности признаются следующими:

— национальные стандарты, содержащие требования пожарной безопасности;

— своды правил, содержащие требования пожарной безопасности;

— правила пожарной безопасности;

— действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В настоящее время перечень нормативных документов по пожарной безопасности определен следующим документом:

— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года №474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Документы из этого перечня в среде специалистов и проектировщиков принято называть «пожарными» сводами правил и «пожарными» ГОСТами.

Возникает вопрос: «почему не нужно учитывать требования пожарной безопасности из перечня к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений»?
Ведь есть перечень документов, содержащих требования пожарной безопасности, т.н. «строительные» своды правил и ГОСТов:

— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данные документы содержат нормативных документы, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение требований которых позволяет обосновать соответствие объекта требованиям не пожарной безопасности, а лишь требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Ответ прост. Он содержится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:

— к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, т.е. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Некоторые специалисты, так или иначе связанные с проектированием, экспертизой или проверкой требований пожарной безопасности, относятся к слову «добровольный» напрямую.

В этой связи, хотелось бы отметить, что требования нормативных документов по пожарной безопасности носят добровольный характер тогда, и только тогда, когда пожарный риск на объекте защиты не превышает нормативного значения.

В остальных случаях, когда значения пожарного риска на объекте защиты превышают нормативные значения, то все требования нормативных документов по пожарной безопасности будут носить обязательный характер.

Еще раз, другими словами: если на объекте защиты не выполняется хоть одно из требований нормативных документов по пожарной безопасности, то это невыполнение следует обосновывать расчетом пожарного риска. При этом, пожарный риск не должен превышать нормативного значения, установленного на данный момент Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

В любом случае, либо добиваемся условий, при которых уровень пожарного риска не превысит нормативного значения, либо выполняем требования нормативных документов по пожарной безопасности! Как говорится: «третьего не дано».

Требования пункта 4 статьи 4 Технического регламента.

При установлении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, если этот объект только проектируется и фактически существует только на «бумаге» или в мыслях проектировщиков, возникает резонный вопрос:

— как подтверждается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, если он был построен очень давно, еще до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности?

Ответ на этот вопрос лежит в пункте 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который гласит (цитата из 123-ФЗ):

— В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

— При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Теперь разберем, что в этой части статьи 4 123-ФЗ имеется ввиду.

Вполне ясно, что на все объекты, которые были построены до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности распространяются «старые» требования, которые действовали на момент ввода в эксплуатацию объекта, либо на момент подачи на экспертизу проектной документации на него.

Другими словами, на все объекты, которые никак не были изменены до вступления в силу Технического регламента, в части соответствия требованиям пожарной безопасности, распространяются «старые» требования.

Да, важно отметить, что для этих же объектов (не подвергнутых капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению), расчет пожарного риска в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не требуется!

Перечень требований, перечисленных в скобках в первой части пункта 4 статьи 4, носит обязательный характер обратного действия, т.е. должны быть выполнены для всех объектов защиты, независимо от того, когда они были построены и какие изменения претерпели. Вот эти требования:

— положения статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение.

Определения капитального ремонта и реконструкции даны в Градостроительном кодексе, а вот определение технического перевооружения на данный момент отсутствует.

Каким образом подтверждается соответствие требованиям пожарной безопасности для объектов, где был проведен капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение? Ответ на этот вопрос также содержится в части 4 статьи 4 Технического регламента, а именно:

требования Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Т.е. как только в объекте защиты произошли какие-то изменения, подпадающие под определение капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, то в объеме выполненных работ объект должен соответствовать требованиям Технического регламента о пожарной безопасности, в том числе статье 6 этого федерального закона.

Другими словами, соответствие требованиям пожарной безопасности для объекта, который подвергся капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, устанавливается одновременным выполнением следующих условий:

— выполнены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами, которые действовали до момента осуществления капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, в части объекта, не затронутого указанными работами;

— объект в полной мере соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе соответствие нормативным документам по пожарной безопасности в части объема работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (равно как и пожарный риск не превышает нормативного значения).

Здесь следует отметить, что если мы провели на объекте капитальный ремонт, реконструкцию или техническое перевооружение, то к объему выполненных работ уже предъявляются «новые» требования пожарной безопасности, — либо нормативных документов по пожарной безопасности, либо проводится расчет пожарного риска, при обязательном в обоих случаях выполнении требований техрегламентов.

Какие требования пожарной безопасности можно не выполнять при расчете пожарного риска?

Этот вопрос является на данный момент ключевым и ставится практически при проектировании каждого объекта защиты. Рассмотрим его подробнее.

Как следует из требований статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расчетом пожарного риска можно уйти от требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. от всех требований пожарной безопасности, за исключением тех, что содержатся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

Но так ли это на самом деле? Прямого ответа, в самом 123-ФЗ не содержится, попробуем разобраться.

Сразу оговорюсь, что на излагаемую точку зрения могут быть другие мнения, которые с удовольствием готов выслушать в комментариях ниже.

На данный момент для объектов защиты, в зависимости от функциональной принадлежности, утверждены две методики для оценки пожарного риска (оба приказа об их введении зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ):

— методика расчетного определения пожарного риска в зданиях различного класса функциональной пожарной опасности (жилые и общественные здания, в том числе со встроенными вспомогательными складскими и производственными помещениями);

— методика для расчета пожарного риска на производственных объектах (производства, склады, сельскохозяйственные объекты).

В отличие от методики для производственных зданий, методика для расчета пожарного риска для зданий различных классов функциональной пожарной опасности (непроизводственные объекты) содержит следующую запись:

— результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.

Смысл этой записи настолько противоречив, что на основании нее мнения пожарного сообщества разделены на прямо противоположные, что отрицательно сказывается на результатах предъявления требований пожарной безопасности в целом.

Одни говорят, что пожарным риском можно обосновать только параметры путей эвакуации и систем противопожарной защиты, которые учтены в рисковой методике напрямую или в виде коэффициентов в соответствующих формулах.

Другая часть пожарного сообщества утверждает, что можно обосновать любые требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Одни из самых частых требований пожарной безопасности, споры о которых возникают и в настоящее время, являются следующие:

— необходимость внутреннего противопожарного водопровода;

— необходимость наружного противопожарного водопровода;

— обоснование степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания;

— обоснование площади пожарного отсека и этажности здания.

Мое мнение было и оставалось таким, что нужно придерживаться выполнения статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Другими словами, если мы не выполняем какие-либо требованиях нормативных документов по пожарной безопасности, то ключевым является значение пожарного риска.

Т.е., если люди в случае пожара успели эвакуироваться за пределы здания, либо достигнуть безопасной зоны, то ущерб от пожара нас уже не интересует. К тому же наличие внутреннего и наружного противопожарного водопровода никак не влияют на безопасность людей в случае пожара.

Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности вполне могут быть обоснованы при моделировании динамики опасных факторов пожара в рамках расчета пожарного риска.

Площадь пожарного отсека и этажность здания могут повлиять как на протяженность путей эвакуации, так и на динамику развития пожара, что также обосновывается при расчете пожарного риска.

Основная логика в том, что обоснованию через расчет пожарного риска могут подвергнуться те требования пожарной безопасности, которые напрямую либо не влияют на безопасность людей при пожаре, либо влияют на безопасность, но их наличие не оказывает существенного влияния на конечный результат.

Вместе с тем, по моему скромному мнению, ряд требований все же не может быть обоснован пожарным риском. Это, например, высота путей эвакуации, которая должна составлять не менее 1,9 м, различная высота ступеней лестничного марша и т.п. Эти требования напрямую будут влиять на процессы безопасной эвакуации.

Итак, в данной статье мы поговорили о том, как устанавливается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности. Для каждого объекта защиты существуют свои нюансы, но в целом его необходимо приводить в соответствие с требованием статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом требований статьи 4 того же федерального закона.

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности устанавливается на стадии разработки проектной документации, на стадии прохождения государственной экспертизы, при проведении мероприятий по контролю и надзору государственным пожарным надзором (в том числе с привлечением экспертных учреждений). Последнее может включать и проведение нормативных пожарно-технических экспертиз в рамках мероприятий по контролю и надзору, в случае пожара по уголовным, арбитражным или гражданским делам о пожарах.

Спасибо за внимание, жду вас снова на блоге о пожарной безопасности!

Коснулось собственников помещений. По новому закону они самостоятельно определяют требования, выполнение которых обеспечит сохранность объекта от воспламенения. Для этого установлена специальная форма – Декларация пожарной безопасности.

Это документ, который содержит информацию о требованиях, которые необходимо выполнять, чтобы поддерживать приемлемый уровень риска возгорания на объекте. Декларация выдается после проведения экспертизы. Чтобы экспертиза прошла успешно, здание должно поддерживать показатели пожарного риска. так же важно соблюдать нормы « «.

Показатели включают:

  • воспламеняемость;
  • огнестойкость, горючесть;
  • дымообразование;
  • скорость распространения огня;
  • выделение токсичных веществ.

Федеральный закон 23 «О пожарной безопасности» устанавливает базовые положения о поддержании сохранности помещений в противодействии воспламенению. Данный закон устанавливает основные требования по поддержанию уровня риска воспламенения на различных объектах – здания, жилые строения, промышленные объекты.

Федеральный закон 123 решает следующие задачи:

  • гарантия комплексной системы защиты от возгорания, включая безопасность таких объектов, как: здания, транспорт, техническое оборудование, и другое имущество;
  • гарантия минимального уровня пожарной безопасности;
  • появление новой системы нормирования. Такая система является гибкой, использует разные механизмы для оценки рисков пожарообразования. Система гарантирует страховку имущественной ответственности перед третьими лицами.

Среди нововведений ФЗ 123 выделяется:

  • новый документ предоставляет широкий спектр классификации пожарной безопасности, позволяющий клиенту выбрать подходящий способ защиты;
  • способ страховки ответственности за повреждение имущества третьих лиц при пожаре. Такое нововведение позволяет застраховать чужое имущество в случае возгорания подконтрольного собственнику объекта.

Регламент «О требованиях пожарной безопасности» включает следующие условия:

  • выполнение в полном объеме требований безопасности, которые устанавливаются федеральным законом. Риск возникновения пожара, не должен превышать нормы, установленной законом;
  • здания, для которых не установлены требования о противодействиях возгоранию, считаются безопасными, если обеспечен приемлемый уровень риска возгорания.

Последние изменения ФЗ-123 «О пожарной безопасности»

Последние изменения 123 Федерального закона в основном уточняющие. Из большинства статей была убрана классификация — «конструкция». Теперь, согласно закону, пожарная безопасность касается только «зданий» и «сооружений». Крупное изменение коснулось собственников помещений. Согласно новому закону, они сами назначают требования, определяющие сохранность помещений от возникновения пожаров. Также, собственники могут застраховать соседние здания от ущерба, нанесенного пожаром.

Последняя редакция 123 Федерального закона «О пожарной безопасности» коснулась следующих статей:

  • Статью 4 дополнила информация о том, что на территории Крыма и Севастополя, на защищенных объектах, действующие требования о противодействиях возгоранию, продлеваются до 1 сентября 2018 года;
  • В ст. 32, в список охраняемых объектов добавились образовательные организации;
  • Изменения в статье 54 коснулись необходимости оснащения объектов системами пожарной сигнализации. Теперь, они не обязательны;
  • Согласно изменениям в статье 64 в декларации указывается только перечень статей, требования которых соответствуют одному из объектов защиты;
  • Статья 67, в новой редакции закона, исключена;
  • Ст. 69 устанавливает протвивопожарные расстояния между различными строениями;
  • Ст. 82 предполагает установку источников бесперебойного питания в зданиях, для питания систем противопожарной безопасности;
  • Согласно статье 83, в зданиях классов функциональной опасности возгорания Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 необходимо дублирование сигналов о возгорании объекта, на пульт охраны по месту дислокации;
  • Согласно дополнениям статьи 84, здания социального обслуживания, с постоянным прибыванием людей, следует обеспечить системой оповещения при возникновении пожара;
  • Из статьи 87 исключили требования к огнестойкости для строений;
  • Из статьи 90, были исключены пункты 4 и 5 первой части, а также части с 3 по 17. Из части 2 было исключено обеспечение выходов на кровлю для строений, из п.2 ч.1 – пожарные лестницы.

Скачать

Федеральный закон 123 «О пожарной безопасности» в последней редакции можно скачать

Бумажные и Интернет СМИ Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2011,

Требования пожарной безопасности: о чем должен помнить кадровик

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение безопасности и условий труда работников, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Публикация

Кадровики порой забывают, что эта обязанность заключается в соблюдении не только требований охраны труда, но и правил пожарной безопасности. Под пожарной безопасностью в российском законодательстве понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. От правильного соблюдения правил пожарной безопасности зависит не только успех прохождения проверки органами государственного пожарного надзора, но также здоровье, жизнь работников и сохранность имущества работодателя. Рассмотрим основные требования пожарной безопасности и определим, что же должен знать и помнить кадровик.

Прежде всего кадровой службе необходимо изучить правовую базу в области пожарной безопасности, которая состоит из целого ряда объемных документов:

Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ);

Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ);

Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), введенных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ);

Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» (далее - НПБ 104-03);

Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» (далее - НПБ-110-03);

Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - НПБ Обучение);

- «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной зашиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 (далее - СП 3.13130.2009);

- «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175 (далее - СП 5.13130.2009);

- «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 179 (далее - СП 9.13130.2009).

Руководителю компании также необходимо ознакомиться с вышеуказанными актами, поскольку он осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности и несет персональную ответственность за соблюдение ее требований.

Права и обязанности работодателя и работников в сфере пожарной безопасности

Права и обязанности работодателя и работников определены в базовом документе - Законе № 69-ФЗ.

Руководители организации-работодателя, в том числе индивидуальные предприниматели, заключившие трудовые договоры с работниками, в соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

Разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

Включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности;

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

Предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

Обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

Предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

Незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

Содействовать деятельности добровольных пожарных.

Работники в соответствии со ст. 34 Закона № 69-ФЗ должны исполнять следующие обязанности:

Соблюдать требования пожарной безопасности;

Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

При обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

До прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Как организовать систему пожарной безопасности?

Из вышеперечисленных нормативных актов главным рабочим документом для работодателя являются ППБ. Именно на основе этого документа должна строиться система обеспечения пожарной безопасности в любой организации и у индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 4 ППБ работодатели на своих объектах долж¬ны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Что под этим понимается?

Приказ о порядке обеспечения пожарной безопасности

Во-первых, руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен утвердить приказ о порядке обеспечения пожарной безопасности. Этим приказом назначается ответственный за пожарную безопасность, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности, решаются вопросы проведения противопожарного инструктажа и т.п. Довольно часто ответственным назначают заведующих хозяйством либо работников кадровой службы. Но кого бы ни назначали ответственным за пожарную безопасность, кадровику важно помнить, что и руководитель организации (индивидуальный предприниматель), и ответственный за пожарную безопасность должны пройти обучение пожарно-техническому минимуму и получить удостоверение о проверке знаний. Для каждого представительства, филиала, подразделения или объекта работодателя должен быть назначен ответственный, который работает непосредственно на данном объекте. Образец приказа представлен ниже.

Если работодатель арендует помещение, то важно помнить, что арендаторы помещений в соответствии с п. 38 ППБ также должны выполнять противопожарные требования. Поэтому в договоре аренды необходимо урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения Правил пожарной безопасности.

Судебная практика

В отношении ООО МСЕ «ЭКСПОХЛЕБ» была проведена проверка соблюдения норм и правил пожарной безопасности, в результате которой был выявлен ряд нарушений требований ППБ. Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Общество обжаловало постановление в Арбитражный суд г. Москвы на том основании, «что оно, являясь арендатором, не было обязанным обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в арендуемых им помещениях». Однако суд посчитал, «что административным органом доказано совершение Обществом вмененного административного правонарушения, поскольку п. 5.1.1 договора аренды... предусмотрено, что ООО МСЕ «ЭКСПОХЛЕБ» является ответственным за соблюдение требований противопожарной безопасности в занимаемых им помещениях».

Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 31.05.2011 № 09АП-11476/2011-АК по делу № А40-22404/11-119-165) подтвердил правомерность решения Арбитражного суда г. Москвы. В постановлении указано: «ООО МСЕ «ЭКСПОХЛЕБ», перечислив в апелляционной жалобе инкриминируемые ему нарушения с указанием норм Правил, не представило обоснования тому, что им указанные требования пожарной безопасности соблюдены или обязанность их соблюдения на Общество не распространяется.

Ссылка Общества на то, что им арендуются помещения под офис, а не складские помещения, на которые в процессуальных документах административным органом сделана ссылка как на помещения, в которых допущены выявленные нарушения, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из п. 1.1 договора аренды... следует, что ООО МСЕ «ЭКСПОХЛЕБ» предоставлены в аренду и подсобные помещения.

Пунктом 2 ППБ 01-03 предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности влечет наступление административной ответственности.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает доказанным факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения».

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Второй важный элемент системы пожарной безопасности - это инструкция о мерах пожарной безопасности. Согласно п. 6 ППБ на каждом объекте должны быть разработаны такие инструкции для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка. Кроме того, в п. 14 ППБ содержится упоминание об общеобъектовых инструкциях. Поэтому работодателю следует разработать и утвердить общую инструкцию для каждого объекта, а в случае наличия на таком объекте взрывоопасного или пожароопасного участка создать для этих участков отдельные инструкции. Инструкция о мерах пожарной безопасности является локальным нормативным актом, с которым необходимо ознакомить всех работников под личную подпись, а вновь принимаемых работников с этим актом необходимо ознакомить под личную подпись еще до заключения трудового договора.

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03):

1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;

2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;

3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

4) места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

7) обязанности и действия работников при пожаре:

Правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

Порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

Порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

При разработке инструкции также необходимо обратить внимание на п. 15 ППБ, где приведен перечень вопросов, который должен быть отражен в распорядительном документе работодателя, в частности:

Определение места и допустимого количества единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Определение порядка обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня;

Регламентация порядка осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

Определение порядка и сроков прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответственных за их проведение.

Поскольку п. 15 ППБ не конкретизирует вид документа, часть вопросов можно изложить не в инструкции, а в приказе о порядке обеспечения противопожарной безопасности.

Кроме того, при составлении инструкции необходимо обратить внимание на п. 110 ППБ, где расписаны конкретные действия, которые должен предпринять руководитель организации (индивидуальный предприниматель) или лицо, ответственное за пожарную безопасность, по прибытии к месту пожара. К таким действиям относятся сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану, организация спасения людей в случае угрозы их жизни, проверка включения в работу системы оповещения о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты, отключение электроэнергии при необходимости, остановка работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, прекращение всех работ в здании, удаление работников из опасной зоны, организация эвакуации и защиты материальных ценностей и пр. В разрабатываемой работодателем инструкции целесообразно прописать вышеуказанные действия более полно и конкретно.

Кадровой службе необходимо помнить, что должностные инструкции лиц, ответственных за пожарную безопасность, должны содержать соответствующие обязанности. Если обязанности по обеспечению пожарной безопасности возложены на работника в порядке совмещения должностей, то в приказе о таком совмещении должны быть перечислены обязанности работника и размер доплаты за совмещение.

Другие требования ППБ

В качестве третьего элемента системы пожарной безопасности работодателя перечислим ряд требований ППБ. Так, п. 13 Правил требует, чтобы во всех помещениях на видных местах были вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны .

Согласно п. 16 ППБ в зданиях и сооружениях, где на этаже единовременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара , а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре . Система (установка) оповещения людей о пожаре должна соответствовать НПБ 104-03 и СП 3.13130.2009. Определить тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре индивидуальному предпринимателю поможет раздел 5 НПБ 104-3. В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, индивидуальный предприниматель должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц (п. 103 ППБ).

Если же на объекте индивидуального предпринимателя одновременно пребывают 50 человек и более, то дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации , по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников.

При этом ППБ в п. 52 требует, чтобы двери на путях эвакуации открывались свободно и по направлению выхода из здания.

Также работодатели должны помнить о своевременном обслуживании и проверке противопожарных систем и установок . В соответствии с п. 34 ППБ они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии. Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в НПБ 110-03.

Согласно п. 23 ППБ дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники , содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ).

В п. 40 Правил приведен целый ряд запретов на хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ и т.п. в подвалах и цокольных этажах, размещение в лифтовых холлах кладовых, киосков и ларьков и пр. запреты. Ряд ограничений установлен также при эксплуатации эвакуационных путей и выходов: не загромождать пути, не забивать двери, не устанавливать в тамбурах дверей сушилок и вешалок для одежды, не устраивать пороги, вращающиеся двери и турникеты и пр. (п. 53 ППБ). Также ППБ предъявляют требования к содержанию наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий и сооружений. Они должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (п. 41 ППБ). Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, где не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях этих помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены И постоянно закрыты (п. 44 ППБ).

В соответствии с п. 108 ППБ помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями и др.). Порядок определения необходимого количества, типы и виды таких средств установлены в Приложении № 3 к ППБ.

Несоблюдение вышеуказанных и иных требований ППБ может привести к привлечению к административной ответственности.

Пример

Летом 2008 года в ООО «А», арендующем помещение в деловом центре в Москве, была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

Во всех административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не были вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ);

Был затруднен доступ к шкафу внутреннего противопожарного водопровода (п. 40 ППБ);

Допускалось загромождение эвакуационных путей (лестничная клетка) мебелью (п. 53 ППБ);

Некоторые помещения не были оборудованы системами противопожарной защиты (автоматическими установками пожаротушения и сигнализации) (п. 6 НПБ 110-03).

Государственным инспектором по пожарному надзору был составлен протокол об административном нарушении. Обществу было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором были указаны следующие мероприятия по устранению нарушений:

Во всех административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

Обеспечить беспрепятственный доступ к шкафу внутреннего противопожарного водопровода;

Освободить эвакуационные пути (лестничная клетка) от мебели;

Все помещения, подлежащие защите, оборудовать системами противопожарной защиты {автоматической пожарной сигнализацией, спринклерным пожаротушением).

Для контроля выполнения предписания была проведена внеплановая проверка. Кроме того, общество было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей. (Обращаем внимание, что с 17.06.2011 года размер штрафов существенно возрос.)

Обучение мерам пожарной безопасности

Закон № 69-ФЗ устанавливает обязанность администрации работодателя обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководитель организации, индивидуальный предприниматель, ответственный за пожарную безопасность несут ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников (п 2. НПБ Обучение). Работники также несут ответственность за своевременность обучения и не вправе уклоняться от прохождения такого обучения. Обучение мерам пожарной безопасности представляет собой информирование общества и граждан о требованиях пожарной безопасности, в том числе о мерах по предупреждению пожаров, организации тушения загораний и пожаров, а также о действиях по спасению жизни и имущества при возникновении пожаров 1 .

На практике, как правило, под обучением мерам пожарной безопасности понимается только противопожарный инструктаж. Однако кадровику необходимо помнить, что подобное толкование не совсем верно. Согласно п. 4 НПБ Обучение основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум, ПТМ).

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель), ее специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму . Такое обучение проводится в течение одного месяца после приема на работу и далее не реже одного раза в три года, а при взрывопожароопасных производствах - не реже одного раза в год. Обязанность по организации обучения пожарно-техническому минимуму возлагается на работодателя. Обучение ПТМ руководитель организации, его главные специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, должны проходить с отрывом от производства на основании заключенных договоров со специализированными учреждениями (например, учебные центры Федеральной противопожарной службы МЧС) по программам пожарно-технического минимума. В связи с этим кадровая служба должна:

Составить списки лиц, подлежащих обучению ПТМ;

Организовать поиск образовательного учреждения и заключение с ним договоров на обучение (предварительно проверив наличие у них необходимых документов);

Оформить документы по направлению работников на обучение с отрывом от производства.

В соответствии с п. 7 ППБ все работники должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа . Порядок проведения регламентирован НПБ Обучение. Целью противопожарного инструктажа является доведение до работников основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной зашиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками по утвержденным программам и в порядке, определяемом в локальном акте работодателя. Порядок проведения противопожарного инструктажа может быть установлен отдельным актом или Инструкцией о мерах пожарной безопасности, а программы работодатель должен утвердить приказом, например, приказом о порядке обеспечения пожарной безопасности.

В процессе инструктажа, учитывая специфику деятельности компании, работников необходимо ознакомить:

С правилами содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления про¬цессом эвакуации людей;

Требованиями пожарной безопасности;

Мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий, оборудования, производстве пожароопасных работ;

Правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

Обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, а также применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

В соответствии с НПБ Обучение выделяют 5 видов противопожарного инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Все они различаются по характеру и времени проведения. В соответствии с п. 10 НПБ Обучение работодатель должен вести журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности , форма которого утверждена Приложением № 1 к НПБ Обучение. В этот журнал вносятся записи о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Вводный противопожарный инструктаж , согласно п. 11 НПБ Обучение, проводится:

Со всеми работниками организации, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования и стажа работы в профессии (должности);

С сезонными работниками;

С командированными к организации работниками;

С обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;

Вводный инструктаж проводится непосредственно руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов. Программу вводного противопожарного инструктажа следует разрабатывать с учетом примерного перечня вопросов, утвержденного Приложением № 2 НПБ Обучение. Заканчивается такой инструктаж практической тренировкой действий при возникновение пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

Непосредственно на рабочем месте проводится первичный противопожарный инструктаж со всеми вновь принятыми на работу работниками, с работниками, переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу; с командированными в организацию работниками; с сезонниками; с обучающимися на производстве или практикантами и др. (п. 16 НПБ Обучение). В НПБ Обучение указано, что такой инструктаж проводит лицо, ответственное за пожарную безопасность в каждом структурном подразделении, но если в организации небольшой штат сотрудников и не имеется отделов, то инструктировать может сам руководитель или лицо, на которое возложены обязанности ответственного за пожарную безопасность. Первичный инструктаж проводится лично с каждым работником. При этом сотруднику объясняют, демонстируют наглядно и отрабатывают с ним умения пользоваться первичными средствами пожаротушения (как правило, огнетушителями), действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим. Как и в случае вводного инструктажа, разработать программу первичного инструктажа поможет примерный перечень вопросов, утвержденный Приложением № 2 НПБ Обучение.

В целях проверки знаний по пожарной безопасности лицом, ответственным за пожарную безопасность, со всеми работниками проводится повторный противопожарный инструктаж не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие в соответствии с утвержденным индивидуальным предпринимателем графиком проведения занятий.

В ряде случаев, перечисленных в п. 26 НПБ Обучение, необходимо проводить внеплановый противопожарный инструктаж , например:

При введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности;

При изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов;

При нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

При установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности и др.

Внеплановый инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности, при этом объем и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин, вызвавших необходимость его проведения.

В случае проведения разовых сварочных и других огневых работ, ликвидации последствий аварий, подготовке массовых мероприятий с числом участников более 50 человек и других случаях (п. 28 НПБ Обучение) проводится целевой противопожарный инструктаж .

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности организация и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, а также должностные лица в пределах их компетенции. Поскольку часто ответственность за пожарную безопасность возлагают на кадровых работников, положения вышеуказанной статьи распространяются и на них, как на должностных лип.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена ст. 20.4 КоАП РФ, которая с 17.06.2011 действует в новой, более ужесточенной редакции. Кроме того, в КоАП РФ содержатся санкции за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32) и за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ). Нельзя забывать и о предусмотренной ст. 19.5 КоАП РФ ответственности за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного липа), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена ст. 219 УК РФ.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что соблюдение требований пожарной безопасности важно не только как гарантия от претензий проверяющих органов, привлечения к ответственности, но и как залог безопасности и предотвращения угрозы уничтожения и повреждения имущества работодателя, и, главное, угрозы жизни и здоровью его работников.