Создается ли реестр лицензий для ТСЖ? Лицензия для тсн Нужно ли лицензирование для тсж

До 1 мая 2015 года организации и ИП, которые управляют многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, должны будут получить лицензию органа государственного жилищного надзора на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии допускаться не будет. Применительно к этому необходимо учитывать, что заявление о предоставлении лицензии рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Правительством еще не утверждено положение о порядке лицензирования. Однако ЖК закрепляет, что для получения лицензии необходимо: свидетельство о государственной регистрации, квалификационный аттестат ; отсутствие у должностного лица судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; отсутствие факта дисквалификации; отсутствие аннулированных лицензий, а также соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

Для получения квалификационного аттестата необходимо будет сдать квалификационный экзамен. Порядок проведения такого экзамена, перечень вопросов, порядок определения результатов в данное время также не утверждены.

Лицензия выдается бессрочно, в то время как срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет.

Первоначально законопроект предусматривал необходимость получения лицензии для ТСЖ, которые управляют двумя или более многоквартирными домами. Однако согласно редакции закона об изменении ЖК, которая была принята, лицензирование относится только к деятельности управляющих компаний. ТСЖ не будут подлежать лицензированию.

Тем не менее, для ТСЖ, созданных в нескольких многоквартирных домах, все же введены ограничения. Такие товарищества собственников должны быть реорганизованы до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами, в случае их несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ, а именно: данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    • Юридические лица;
    • В качестве заявителей могут выступать юридические лица, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
    • Индивидуальный предприниматель;
    • В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
  • Стоимость услуги и порядок оплаты


    За предоставление лицензии в соответствии с пунктом 134 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина.

  • Перечень необходимых документов

  • Сроки предоставления услуги

    45 рабочих дней.

  • Результат оказания услуги

    Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (оригинал, 1 шт.).

  • Форма получения

    Лично;
    Через законного представителя;

  • Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать юридические лица, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

      Индивидуальный предприниматель

      В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Государственная пошлина - 30000.0 руб.

      За предоставление лицензии в соответствии с пунктом 134 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина.

    • Перечень необходимых сведений:

      Заявление о предоставлении, переоформлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      В случае обращения за предоставлением государственной услуги в электронной форме с использованием Портала заявление заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

      Копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии (копия, 1 шт.)

      • Обязательный

      Копия приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      документ по шаблону

      Документ, удостоверяющий личность (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу запроса, получение результата предоставления государственной услуги (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц) (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Опись прилагаемых документов (лицензирование МКД) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
    • Сроки предоставления услуги

      45 рабочих дней

      Основания для приостановления предоставления услуги не предусмотрены.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (оригинал, 1 шт.)

        Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия государственных органов в процессе предоставления государственной услуги.

    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

    • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

      5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

      и действий (бездействия) Мосжилинспекции

      и ее должностных лиц

      5.1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Мосжилинспекции и ее должностных лиц, государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги.

      5.2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

      5.3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

      5.3.1. Нарушения срока регистрации заявления (запроса) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении заявления (запроса) и иных документов (информации) от заявителя.

      5.3.2. Требования от заявителя:

      5.3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

      5.3.2.2. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      5.3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

      5.3.4. Отказа заявителю:

      5.3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

      5.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Мосжилинспекции рассматриваются начальником (уполномоченным заместителем начальника) Мосжилинспекции.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) начальника Мосжилинспекции, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

      5.5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

      5.5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

      5.5.2. Почтовым отправлением.

      5.5.3. С использованием официального сайта Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

      5.5.4. С использованием Портала с момента реализации соответствующей технической возможности.

      5.6. Жалоба должна содержать:

      5.6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

      5.6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

      5.6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

      5.6.4. Дату подачи и регистрационный номер заявления (запроса) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме заявления (запроса) и его регистрации).

      5.6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

      5.6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      5.6.7. Требования заявителя.

      5.6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

      5.6.9. Дату составления жалобы.

      5.7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

      Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с действующим законодательством.

      Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

      Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

      5.8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

      5.9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

      5.9.1. Отказа в приеме документов.

      5.9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      5.9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

      5.10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

      5.11. Решение должно содержать:

      5.11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

      5.11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

      5.11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

      5.11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

      5.11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

      5.11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

      5.11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

      5.11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

      5.11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

      5.11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

      5.11.11. Порядок обжалования решения.

      5.11.12. Подпись уполномоченного должностного лица Мосжилинспекции.

      5.12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков Мосжилинспекции.

      5.13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

      5.13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

      5.13.2. Обеспечение приема и регистрации заявления (запроса), оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

      5.13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

      5.13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      5.13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      5.14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

      5.14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

      5.14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      5.14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

      5.14.4. Наличия:

      5.14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

      5.14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

      5.15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

      5.15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

      5.15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

      5.15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

      5.15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

      5.16. Решения об удовлетворении жалобы и об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

      5.17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      5.18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      5.19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

      5.20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

      5.20.1. Размещения соответствующей информации на стендах в местах предоставления государственной услуги.

      5.20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

      5.21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

      - В случае обращения за выдачей копии лицензии:

      Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.

      - В случае обращения за решением о прекращении действия лицензии:

      Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.

      Непредставление оригинала действующей лицензии.

      - В случае обращения за предоставлением сведений о конкретной лицензии:

      Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      Основания для отказа в приеме документов

      Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, отсутствуют.

      Ведомство:

      (Мосжилинспекция)

      По услуге "Выдача лицензии"

Государственный жилищный надзор по-прежнему вправе признать действия председателей правлений товариществ и решения о создании некоторых товариществ собственников жилья незаконными

До весны управдомам необходимо сдать экзамены и получить лицензию, без которой они не смогут работать в многоквартирных домах. Однако председателям товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов такие разрешения не нужны, из-за чего среди них зачастую могут попадаться мошенники.

"В этой сфере крутятся огромные денежные потоки, поэтому вполне очевидно, что зачастую за пост председателя идут жестокие бои. В домах появляются воинствующие группировки, происходят даже силовые нападения", — поясняет исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, отмечая, что зачастую жилищная инспекция не может решить тот или иной конфликт.

Как устранить проблему своими силами выяснила "Российская газета". Издание предлагает найти альтернативного председателя, договориться с соседями, провести общее собрание и переизбрать главу ТСЖ или ЖСК. Если же претензии более серьезные и без жилищной инспекции не обойтись, инспекторы придут с внеплановой проверкой и выдадут предписание об исправлении ошибок. А если и это не поможет, советует Светлана Разворотнева, то надо менять форму управления, например, заключить договор с управляющей компанией.

Кстати, уже в ближайшее время потенциальных мошенников в домах россиян станет меньше. С июля 2016 года ТСЖ, которые объединяют сразу несколько многоквартирных домов, должны либо реорганизоваться, либо ликвидироваться.

"С введением лицензирования в отношении предпринимательской деятельности управляющих компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся управлением дома, мы ни в коем случае не снижаем уровень контроля за ТСЖ", отмечает Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ. "Государственный жилищный надзор по-прежнему вправе признать действия председателей правлений товариществ и решения о создании некоторых ТСЖ незаконными. Все полномочия госжилинспекций остаются в силе, поэтому если у вас есть проблемы с ТСЖ, государство в любом случае обязано на это реагировать. То же самое касается и ЖСК", — отметил он.

Проект закона предусматривает выдачу лицензий УК и ТСЖ с 1 сентября 2014 года, а запрет на управление домами без лицензии может вступить в силу с 1 мая 2015-го. По словам зампредседателя комитета ГД Павла Качкаева, новые правила затронут около 22 тысяч компаний. Поправки, в частности, предполагают введение коллегиального принципа (с участием профессионального сообщества) принятия решения о выдаче лицензии УК и ее аннулировании. Также предусматривается возможность привлечения к административной ответственности УК только при наличии доказательств ее вины. Кроме того, предполагается появление в России должности главного жилищного инспектора для контроля региональных инспекций. Одновременно с этим законопроект вводит ужесточение административной ответственности УК за ненадлежащее управление жилищным фоном. Лицензия не нужна тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу.

Новосибирская область

ГЖИ Новосибирской области будет добиваться дисквалификации директоров управляющих компаний за нарушения. По ее данным, сейчас двенадцать УК игнорируют штрафы и предписания, наложенные прокуратурой и инспекцией. "В случае систематического невыполнения в установленный срок предписаний ГЖИ мы намерены ходатайствовать в суде о назначении дисквалификации руководителя УК", - отметил Игорь Лобарев. В Новосибирской области работает более 170 УК, жилой фонд многоквартирных домов составляет 43 миллиона квадратных метров.

В России любая без исключений управляющая компания обязана получать специальную лицензию на управление домом с множеством квартир и тем более, если мы говорим о какой-либо компании, которая под своим управлением имеет два и более дома. Поэтом вопрос о том, нужна ли она для ТСЖ отпадает. Лицензия будет действительна только для того региона в котором она была выдана. У руководства должен быть соответствующий аттестат, подтверждающий его квалификацию.

Для отзыва лицензии могут служить разные нарушения и жалобы от жильцов подконтрольного дома, что дает возможность отсеять недобросовестные компании, которых в данный момент уже в избытке.

Такая лицензия выдается определенными органами государства основываясь на решениях комиссии по лицензиям, и такая лицензия не подлежит передаче другой компании.

Лицензию управ компании должны получить до 1.05.2015 иначе по наступлению данной даты не смогут на законных основаниях продолжать свою деятельность. Без документа деятельность могут продолжать только ТСЖ и ЖК. С первого мая 2015 года жилищный надзор за получившими лицензию отменяется и сменяется на контроль лицензий.

Плюсы/минусы

Данный вид управлениями жилищными массивами имеет как недостатки, так и преимущества, и каждый жилец обязан их знать перед тем, как вступать. Следует взвесить все за и против , чтобы определить, чем оно выгодно.

К минусам такого вида компании можно причислить:

  1. Высокие платежи за эксплуатацию . В основном те платежи, которые есть обязательными не превышают среднестатистических по городу, но стоит помнить, что некоторые жильцы могут изъявлять желание благоустроить дом и тогда придется слегка потратиться.
  2. Плохо закрепленный законодательством механизм действий взаимно со структурами города. Если кто-то укрывается от обязательных платежей, то в идеале с него можно получить эти платежи через суд, но как показывает практика такие суды тянуться годами безрезультатно, а выплачивают в результате остальные жильцы.
  3. Также иногда происходят недоразумения с льготной группой лиц и возвратом компании разницы по платежам.

К плюсам же можно отнести:

  1. Возможности жильцов всячески влиять на решения товарищества . В таких организациях важное место занимают собрания, на которых и принимаются общие решения. Если общим решением будет пока что не тратить деньги на обустройство, то так и будет.
  2. Сокращение затрат со стороны жильцов с помощью резервов дома и качественной работы управляющих. К этому пункту относится деятельность, при которой на фасадах размещается реклама и сдаются пустующие помещения, доход от которых пополняет бюджет товарищества.

Преимущество перед управляющей компанией

Сейчас мы постараемся опередить, что лучше! Такой вид товарищества имеет множество преимуществ по сравнению с управляющей компанией. Стоит знать, что создание товариществ поощряется и часто им идут на уступки. Ввиду того что предатель, как и члены управления сами живут в этом же доме, то они действуют в интересах обычных участников и создают самые лучшие и наиболее комфортные условия для всех кто там проживает.

Неплохим преимуществом является также то, что владелец квартиры может в любой момент ознакомиться с документацией и сметой , разобравшись, за что с него берут деньги. Более того специальная комиссия проводит в финансовой документации отчитываясь после этого перед собственниками на собраниях.

Не стоит упускать тот момент что при расчете с компаниями снабжающими ресурсами за уже поставленные ресурсы идут прямо со счета товарищества что дает в результате минимальную задолженность, а то и вовсе ее отсутствие в отличие от управляющей компании.

Отличие от ЖСК, ТСН и управляющей компании

ТСЖ от ЖСК отличается на многих уровнях . Все начинается с организации – если для создания первого нужные 50% + 1 голос, то для второго это единогласное решение.

Товарищество является некоммерческим юридическим лицом, а значит доход от деятельности, направленной на достижение целей не распределяется между членами, в то время как в жилищном кооперативе все с точностью до наоборот.

Отличия от ТСН скрываются в составе учредителей – он стабилен и не меняется. Также ТСН не могут открыть счет для будущего капитального ремонта своего дома. Фактически по закону изначально товарищества должны были стать частью ТСН, а позднее переименоваться в них, но даже под страхом штрафов данная процедура не выполняется, так как все ждут поправок.

По поводу сравнения с управляющей компанией, то в данной жильцы при несоответствии услуг могут в ускоренном порядке отказаться от услуг. Если сравнивать с ТСЖ, то тут очень сложно получить какую-либо информацию об организации. Все зависит от того насколько профессиональными являются управляющие.

Информация и характеристики

С 2010 года на основании закона был утвержден стандарт раскрытия информации, об организациях, которые управляют жилыми массивами.

Какую же информацию должно открывать товарищество?

  • общую информацию;
  • важные показатели по своей деятельности – хозяйству и финансах;
  • условия по которым выполняются работы содержания и ремонта общего имущества;
  • сведения о работах, приведенных выше;
  • сведения, раскрывающие стоимость работ по содержанию и ремонту;
  • данные о ценах коммунальные ресурсы.

Если вам отказали в данной информации, то вы можете обжаловать это решение в суде.

Общие характеристики ТСЖ :

  • все без исключений платежи идут на расчетный счет дома и их распределение ведется по решению членов;
  • расход средств полностью контролируется специальной комиссией из членов товарищества;
  • все члены берегут имущество в понимании что дом в хорошем состоянии благодаря их средствам;
  • управление следит за качеством обслуживания.

Реквизиты

Кроме всего прочего, товарищество также должно предоставлять вступающим персональные данные о государственной регистрации, а также реквизиты о том, что они внесены в единый реестр юридических лиц, стоят на учете в налоговой по месту нахождения и реквизиты, на которые должны поступать оплаты за содержание и услуги. Такая информация также не должна скрываться.

Кому подчиняется?

Как и говорилось ранее эта организация создается из собственников квартир и имеет свои органы управления в виде общего собрания и председателя, которые в свою очередь подчинены правлению и решают вопросы в плане деятельности товарищества.

Если жильцов не устраивает председатель, то его переизбрание происходит все том же собрании либо через жалобу в суд.

Так что вопрос «кому подчиняется?» не можно считать не совсем правильным в данной ситуации. Если было обращение и вашу просьбу не удовлетворили, то этот отказ можно обжаловать в суде, прокуратуре либо жилищной инспекции. Эти решения закреплены в законодательстве РФ, а точней в Жилищном Кодексе.

Кто контролирует деятельность?

Важным вопросом для вступающих является то, кто же и как может контролировать деятельность товарищества. С некоторого времени на товарищество можно пожаловаться в жилищную инспекцию , которая имеет на него влияние и может проводить инспекции на основании недовольных жильцов абсолютно правомерно. В том числе они могут проверять насколько чистую правовую базу имеет создание товарищества, как и на каком основании выбирался председатель и правление ТСЖ.

Это в разы уменьшает шансы создать «липовые» организации, которые будут доставлять неудобства жильцам. Если жалобы по заявлению подтвердились, то выписывается предписание на устранение указанных нарушений. В случае если срок указан, а ничего не изменилось — комиссия передает дело во все тот же суд. По мнению многих это только увеличило количество бюрократов, но не увеличило эффективность.

Какие есть варианты структуры?

Структура товарищества не ограничивается как раньше упоминалось только председателем, которого выбрало собрание, общим собранием из вступивших жильцов и правлением, которое имеет права разрабатывать свои варианты управления и улучшения недвижимости , которая находится в общей собственности.

Сюда кроме них еще входят:

Заместитель председателя, который заменяет его при отсутствии или когда тот не может вести дела и выбирается он из правления.
Комиссия по ревизиям, которая рассказывает при ежегодном собрании о состоянии финансов. Часто привлекается независимый человек, который помогает дать более прозрачный отчет.

  1. Казначей чьи обязанности определены инструкцией. Выбор идет предпочтительно из правления. Он может выполнять также работу бухгалтера либо контролировать оного и выполнять планирование финансов.
  2. Секретарь — протоколирует собрания, заседания, следит за рабочей документацией и архивом товарищества если было такое поручение.
  3. Комитеты инициатив из членов товарищества, которые могут создаваться по мере необходимости и решать спорные вопросы и конфликты между всеми уровнями организации при проведении выборов, мероприятий в учете тех, кто получает льготы, а также в многих других вопросах.
  4. Управляющий которого нанимают на основании решения собрания членов. Для него разрабатывают специальная инструкция, в которой прописано какие именно функции он выполняет. Он несет ответственность за свою деятельность и принимает решения в рамках компетенции.

Также иногда товарищества нуждаются в узких специалистах разных областей. Они могут приглашать их либо на постоянную работу или использовать более удобный вариант – на время проведения определенный работ. Контролируют штатных председатель или управляющий.

Может иметь место помощь от управляющей компании. Плюс такого решение в том, что такая компания уже имеет всех специалистов, которые только могут понадобиться.

Что на счет обязанностей перед жильцами?

В жилищном кодексе указанно что если основывается товарищество, которое управляет многоквартирным домом, то оно несет ответственность за любую общую собственность в доме и основываясь на правилах содержания общего имущества, установленного правительством РФ, за своевременное предоставление ком. услуг перечень которых зависит напрямую оттого насколько благоустроен дом, при этом услуги должны быть соответственны требованиям.

Должен быть составлен четкий план действий на год или на следующие несколько лет чтобы жильцы наглядно понимали, чем и кто занимается. Товарищество обязано вести учет жалоб, по письменному запросу выдавать цены на услуги как по содержанию, так и коммунальные. Дом должен быть убран и отвечать санитарными требованиям, что подразумевает чистоту в подъездах и регулярные уборки. Также при отключении каких-либо услуг жильцы должны быть проинформированные за десять рабочих дней. Важным моментом остаётся .

Полномочия

Товарищество имеет свои права, которые указаны в статье 147 жилого кодекса. Порядок создания ТСЖ подразумевает наличие устава , в котором четко определены полномочия правления. Выбор в правление ведется строго по уставу, там же и указано время, на которое избираются лица, но не более чем на два года. В уставе записано как часто происходят заседания – актуальными можно читать сборы раз в месяц.

Опираясь на статью 148, правление обязано следить за тем чтоб каждый член товарищества соблюдал законы и требования устава. На него также накладывается ответственность по формированию схем расходов и доходов, а также доставление этой информации собранию в сроки.

Самым главным полномочием есть управление многоквартирным жилым массивом, а также подписание различных договором связанных с управлением. Кроме этого, на правление могут возложить и другие обязанности, которые есть в статье 138, в том числе представление интересов членов товарищества в отношениях с третьими лицами.

Техническое обслуживание

В расходы на техническое содержание дома входят на материал и инвентарь нужный для поддержания состояния, причем величина расходов основывается на объеме и качестве услуг которые запрашивают члены товарищества. Расходы для оплаты труда или годовой бюджет на оплату труда рабочим, которые содержат дом в надлежащем состоянии.

Расчет нужного количества рабочих для технического обслуживания происходит на 100 кв. м. площади . То есть где-то примерно на эту площадь два человека сантехника, один электромонтёр, три лифтера. Специальный расчет ведется для обслуживания как систем отопления и оборудования для лифтов, так и для ремонта газопроводов и домофонов если такой в доме имеется. Должен быть расчет средств на аварийные ситуации, а также на переучивание обслуживающего персонала с повышением их квалификации.

В ведении товарищества может быть как движимое имущество, так и недвижимое . При этом необязательно чтоб имущество находилось внутри дома. Это закреплено статьей 151. Во время своего существования оно имеет во владении два вида имущества – то, которое является собственностью МЖД и то, которое является собственностью товарищества внутри МЖД.

Имущество товарищества - это то, которое покупалось из , было отписано либо принималось в дар. Также под эту категорию подпадают и те вещи, которые члены организации отдали в дар для улучшения работоспособности, как, например, организационную технику. Поощряется если собственники привносят что-либо полезное в общее имущество.

Рассмотрев данные вопросы можно с уверенностью сказать, что товарищество есть самым хорошим вариантом если вы хотите жить в доме, в котором вы имеете голос при решении проблем и в котором все обслуживается и работает на приличном уровне. Кроме того, есть масса рычагов влияние на данную организацию что дает прозрачный отчет о том куда тратились ваши деньги и как дальше собираются поступать чтобы обустроить ваш дом председатель и правлении, а также возможность быстрого переизбрания оных если обязанности не выполнялись.

Жилищный Кодекс РФ в его новой редакции не включает в себя понятия управления многоквартирным домом.

Собственно управление МКД – это совместные самостоятельные действия собственников , направленные на обеспечение функционирования общедомовых коммуникации, а также использование придомовой территории и общей собственности.

Жильцы в праве выбирать свой способ управления. Этот выбор зависит от количества квартир, платежеспособности участников ТСЖ, их финансовой дисциплинированности. Кроме того, стоит учитывать наличие на территории местонахождения объекта компаний, способных взять на себя управление жилья.

Если договора со сторонними организациями не заключаются, жители самостоятельно организуют управление домом.

Совет! Для самостоятельного управления домом нужны люди, имеющие экономические и юридические знания, обладающие личностными качествами, необходимыми для взаимодействия с госструктурами.

Органы управления

Особенности управления домом при помощи ТСЖ подробно регламентированы статьей 161 ЖК РФ . Непосредственное управление домом, в котором организованно ТСЖ, может осуществляться путем принятия решений общим собрание членов товарищества и правлением ТСЖ. Также, за отдельную плату, жильцы могут воспользоваться услугами управляющей компании.

Общее собрание

Это высший орган принятия решений в ТСЖ, в который входят все собственники.

К компетенции общего собрания относят:

Иные вопросы и компетенции включаются в Устав также с согласия собрания.

Справка! Уведомление о проведении Общего собрания вручается собственникам лицом, инициирующим созыв членов, в письменном виде. Каждый должен получить уведомление лично под расписку или заказным письмом з 10 дней до назначенной даты.

Уведомление должно содержать сведения о лице, инициирующем собрание, о месте и времени проведения, а также о повестке дня. Собрание считается состоявшимся при условии присутствия не менее 50% членов. Только в этом случае возможно принятия решения по повестке дня, при этом, согласие с решением должны высказать не менее двух третей присутствующих.

Правление товарищества

Правление ТСЖ является избираемым исполнительным органом. Его полномочия, периодичность созыва заседаний, сроки, на которые оно избирается, также определяются Уставом организации. Члены правления избираются на общем собрании, путем голосования.

В обязанности и полномочия правления входит:


Состав

В него могут входить собственники, лица с которыми заключены договора на управление товариществом. Количество членов зависит от общего числа собственников. Главным условием является нечетность числа лиц, входящих в орган. В составе обязательно определяются бухгалтер и секретарь.

Из числа лиц избирается ответственное, организующее работу органа лицо – председатель правления. После утверждения кандидата на эту должность, в Единый реестр юрлиц подаётся заявление для определения его прав действия от имени товарищества. Срок полномочий составляет 2 года.

Обратите внимание! Должность председателя и членов правления товарищества является оплачиваемой.

Председатель все свои действия (подпись платежных документов, совершение сделок) производит без доверенности от имени собственников. Он обязан контролировать ход работ по ремонту и обслуживанию имущества многоквартирного дома, ведение технической документации и бухгалтерской отчетности.

Председатель несет ответственность за организацию работы правления, состояние делопроизводства. Он также отчитывается перед собранием собственников за свою деятельность, деятельность управляющего и управляющей компании.

На эту должность может претендовать только человек, обладающий психологической устойчивостью, так как в ходе работы ему необходимо будет решать спорные вопросы, испытывать давление со стороны жильцов и внешних организаций. Товарищество должно за счет собственных средств обеспечить обучение председателя на специальных курсах для получения сертификата.

Председатель – главная фигура в управлении МКД. От его грамотных и умелых действий зависит благополучие существования всех жильцов. Именно он ответственен за осуществление решений правления, непосредственно контактирует с управляющей компанией и другими государственными органами.

Важно! Законами РФ не предусмотрена ответственность председателя за убытки, возникающие при неэффективном управлении общим имуществом. В связи с этим, Уставом необходимо определить размер и порядок взыскания.

Для регламентации деятельности и осуществления контроля над ней, должна быть разработана инструкция по работе Председателя. Размер оплаты труда председателя определяется собранием собственников и, как правило, составляет от 5 до 10 процентов от общей суммы расходов и доходов ТСЖ.

По окончании сроков полномочий председателя, он сдает всю документацию, отчитывается за свою деятельность. Общим собранием выбирается новый кандидат, который в свою очередь набирает новый состав правления. Если действия предыдущего руководителя и его команды признаются удовлетворительными, тот же состав может быть избран на новый срок.

Порядок и форма отчета председателя перед собственниками не определяется законодательством РФ, поэтому он должен быть закреплен в Уставе.

Делопроизводство

Правление обязано вести следующие документы:


Управляющая компания

Зачастую Председатель не может или не хочет оставить свою основную работу для осуществления деятельности в товариществе. В этом случае возникает необходимость привлечь стороннее лицо для управления многоквартирным домом.

УК — коммерческая организация, с которой товарищество может заключить договор на управление МКД . При такой форме управления, все необходимые работы будут проводиться профессионалами управляющей компании, имеющими для этого специальные технические возможности.

Задачами управляющей компании является поддержание систем дома в рабочем состоянии для того, чтобы жильцы находились в комфортных условиях. Перечень обязанностей компании составляется общим собранием и правлением.

Совет! Прежде чем выбрать управляющую компанию, узнайте о её деятельности в сфере ЖКХ, ознакомьтесь с отзывами о ней. Чтобы выбрать из нескольких претендентов, попросите каждого составить план развития дома и предложения о методах улучшения его обслуживания.

После выбора компании с нею составляется договор. Её услуги оплачиваются из общих средств ТСЖ.

Заключение договора

Заключение договора с управляющей компанией – обязательное условие сотрудничества с нею.

Типового договора не существует и многие управленцы пользуются этим, заключая договора на выгодных для себя условиях.

Документ регламентирует порядок предоставления услуг по содержанию и ремонту общеквартирного имущества, коммунальных услуг и прочих направлений по организации жизнедеятельности ТСЖ.

Договор с УК заключается исключительно на добровольной основе собственников , с их согласия на общем собрании.

Управляющая компания не вправе навязывать свои условия, не совпадающие с интересами жильцов. Для утверждения условий договора, свое согласие должно выразить большее количество членов товарищества.

В договор управления необходимо включить пункты:

  1. Список имущества, передаваемого в управление.
  2. Перечень работ по содержанию, ремонту общедомового имущества.
  3. Список предоставляемых жильцам коммунальных услуг.
  4. Порядок определения стоимости работ и услуг.
  5. Порядок выполнения контроля за деятельностью УК.

Нельзя подписывать договор в случае отсутствия в нем следующих пунктов:

  • Перечень имущества многоквартирного дома.
  • Список работ и услуг ЖКХ.
  • Ответственность управленцев за неисполнение условий договора.
  • Порядок и сроки рассмотрения жалоб, запросов членов ТСЖ.
  • Право жителей дома контролировать показания общедомовых приборов учета.

Договор с организацией заключается на срок от года до пяти лет, в простой письменной форме. Копия договора должна быть на руках у собственников жилья для осуществления контроля над работой УК.

К договору в обязательном порядке следует приложить техпаспорт здания с описанием его оборудования, оснащения коммуникациями и их состоянием.

Справка! Жилищным Кодексом РФ устанавливается обязательное обеспечение свободного доступа к информации о деятельности управляющей компании, порядка установления тарифов на коммунальные услуги.

Роль ревизионной комиссии в товариществе

В структуру ТСЖ обязательно должен входить контролирующий орган. Функции контроля ТСЖ исполняет ревизор или ревизионная комиссия. Она осуществляет контроль над ведением финансово-хозяйственной деятельности. Результаты ревизии предоставляются общему собранию собственников.

Ревизионная комиссия только знакомит собственников с результатами проверки деятельности органов управления. В случае несогласия с результатами их работы, члены ТСЖ могут потребовать смещения правления и возмещения причиненных убытков.

Требуется ли ТСЖ лицензия?

Лицензирование деятельности ТСЖ не предусмотрено законом. Исключение составляет деятельность по обслуживанию инженерных сетей. В частности, без лицензии товарищество не может осуществлять добычу воды.

Кроме того, местные власти могут принять подзаконные акты, предусматривающие получение разрешения на другие виды деятельности и осуществлять проверку деятельности правлений ТСЖ.

Согласно 19 главе ЖК РФ , управляющие компании обязаны получать лицензию на осуществление собственной деятельности. Таким образом, УК, с которой заключается договор собственниками жилья, должна быть обязательно лицензированной .

Надзор государства

Деятельность товарищества собственников контролируется государством. До недавнего времени, органы госконтроля не занимались проверкой деятельности товариществ и в этой сфере возникало много проблем. Сейчас надзор за деятельностью органов самоуправления в сфере эксплуатации жилфонда взят под контроль органами прокуратуры.

Важно! Прокурорский надзор деятельности ТСЖ и его правления осуществляется по жалобам граждан о нарушении органами самоуправления прав собственников жилья. Такие жалобы могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Прокуратура проводит проверку деятельности правления и управляющей компании ТСЖ и в случае выявления нарушений, обращается от имени граждан в суд.

Органы прокуратуры могут подавать исковые заявления по коллективным жалобам. Отдельный собственник должен подавать иск самостоятельно, за исключением тех случаев, когда такое обращение невозможно по каким-либо причинам (состояние здоровья, возраст, недееспособность гражданина).

Кроме проверок по жалобам граждан, прокуратура также проводит внеплановые проверки деятельности органов самоуправления по поступившим сигналам о правонарушениях.

Основную долю нарушений несут в себе неправильно составленные положения и договора по деятельности организаций.

В случае нарушения прав собственников жилья в многоквартирном доме правлением или управляющей компанией, жильцы подают коллективную жалобу в органы прокуратуры, в которой описывают факты нарушений, сведения о недобросовестности исполнения обязанностей председателя или управляющего.

Организация управления товариществом собственников жилья – сложный и строго регламентированный процесс. От того, насколько грамотно он ведётся, зависит комфорт жильцов многоквартирного дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .