Штраф за оставление места дтп. Как избежать наказания за оставление места ДТП? Если был пьяным за рулём в момент ДТП, после которого скрылся

Согласно ПДД, участники аварии обязаны оставаться на месте происшествия до приезда ГИБДД. Касательно вопросов связанных с оставлением места ДТП, много разных тонкостей. Наказание предусмотрено по статье 12.27 ч.2. КоАП РФ.

Когда разрешается покинуть место ДТП?

Прежде чем рассуждать о вине субъекта, необходимо четко разделять и понимать, как трактуется понятие ДТП. По законам - это событие, в котором могут быть задействованы движущиеся транспортные средства, причинен вред здоровью, нанесен материальный ущерб другому имуществу (дома, магазины, ограждения и т.д.). Таким образом, факт произошедшего ДТП, не может обойтись без двух условий:

Наличия различного урона как транспорту, имуществу, людям.

Наличия непосредственного движущегося транспортного средства.

Исходя из этого, обратите внимание, какие положения позволяют покинуть место происшествия и по каким причинам?

1. При согласии сторон. Когда нет пострадавших между участниками, есть согласие и понимание, по произошедшей аварии. При таком раскладе, участники без вызова ДПС, вправе самостоятельно составить схему ДТП, оформить все и отправится к ближайшему посту, чтобы заверить составленную схему.

Без заверения сотрудника ДПС, страховая компания вправе отказать в возмещении ущерба, помните про этот факт.

2. Европротокол. Не путайте с предыдущим пунктом, есть весомые отличия. Да, европротокол позволяет избежать вмешательства инспектора, но в тоже время, требует совпадения четырех условий:

Ущерб нанесен только «железу», без пострадавших и жертв;

У обоих водителей имеется оформленный полис ;

В аварии изначально задействовано не более двух ТС;

Отсутствуют любые разногласия, по вине в произошедшем.

Помимо этого, помните, что максимальная выплата на сегодняшний день по европротоколу составляет 50 000 руб. Однако с 1 июня 2018 года, в силу вступают законопроект подписанный президентом 28 декабря прошлого года, согласно которому, максимальная сумма выплат по европротоколу будет увеличена до 100 000 руб.

3. Необходимо освободить проезд. Допускается убрать ТС с дороги, чтобы не мешать движению другого транспорта. Но, есть оговорка, что участник должен обязательно зафиксировать изначально положение автомобиля после столкновения. Желательно делать это при свидетелях. Перемещение автомобиля в пределах 1000 метров от места происшествия, не считается «побегом».

Допускается видео и фото фиксация, с учетом внесенных весной 2016 года изменений в законодательство, суды обязаны рассматривать такие доказательства.

4. Имеются пострадавшие. Согласно ПДД, водитель обязан предоставить первую помощь пострадавшему. В случае необходимости отвезти его в больницу, водителю разрешено покидать место происшествия. Однако обязательно после этого нужно вернуться.

Наказание

Теперь же, что касается «побега» после ДТП, какие последствия грозят скрывшемуся? Для начала необходимо понимать, что если действительно возникают разногласия между сторонами, есть пострадавшие и т.д., дело рассматривается судом. В первую очередь рассматривается дело о «побеге» участника, за основу берутся показания свидетелей, данные с камер. После чего выносится приговор виновнику.

Розыском заниматься должны в зависимости от ситуации собственные дознаватели ГИБДД, оперативники и следователи. В некоторых случаях, допускается привлечение к помощи родственников потерпевших.

Законодательством предусмотрены три формы наказания , в зависимо от ситуации:

* Лишение ВУ на срок по решению судьи от года до полутора лет.

* Заключение под стражу сроком до 15 суток.

* лишение свободы до одного года, арест до двух месяцев, исправительные работы, лишение прав, штраф в пределах 80 000 руб.

Последний перечень применяется для тех, кто сбил пешехода и сбежал. Применяется так называемая градация наказания, от более слабого к более сильному. При нанесении легкого, среднего вреда здоровью рассматривается вопрос о назначении одного или двух видов наказания, статья ст. 12.24 КоАП РФ. Итак:

Лишение прав до года.

Штраф 80 000 руб.

Наказание может быть применено совокупно, то есть одновременно по двум пунктам, в зависимости от степени вреда и решения суда. Также не забывайте, что потерпевшая сторона может подать иск на возмещение материального и морального вреда, согласно статей - ст. 15, 1064 ГК РФ и ст. 151, 1099-1101 ГК РФ.

В некоторых случаях, когда нанесен тяжкий вред здоровью, помимо назначения штрафа, рассматривается вопрос о взятии под стражу. Этот срок может варьироваться в зависимости от силы причиненного вреда, как выше написано арест до двух месяцев или лишение свободы до 1 года.

Также хотелось уточнить такой нюанс, о сроках давности оставления места ДТП. Этот срок оговорен статьей 4.5 КоАП РФ, как три месяца, но есть исключения. Согласно поправкам в статьи ст. 12.8 и 12.24 КоАП РФ, срок на вынесение постановления составляет 12 месяцев, в нескольких случаях. В первом статья касается, если ДТП совершенно в состоянии опьянения. Во втором случае причинен легкий или средний тяжести вред здоровью потерпевшей стороне.

Запомните, многие выпускают из вида такой нюанс, виновнику не предоставляется права выбора наказания - это исключительно компетенция суда. Однако есть практика, что суд может пойти навстречу виновнику. Итак, ситуация для разбора:

На оживленном проспекте произошла авария, повреждения получили только ТС, виновник, не пропустивший участника движения (потерпевшего) скрылся с места ДТП. Однако в скором времени был пойман, не без помощи бдительных граждан. В итоге со слов потерпевшего, виновник желает ходатайствовать на суде о наказании в виде ареста.

Безусловно, выбор наказания это только компетенция суда и права выбора, нет. Однако позволяется просить суд о применении той или иной меры. Есть условия, с которыми суд может согласиться и назначить наказание в виде ареста. Это:

Необходимость сохранения ВУ.

Работа связана с вождением автомобиля.

В семье имеются люди, которые нуждаются в частом использовании машины - поездки в больницу и т.д.

Один интересный факт, даже несмотря на то, что статье 12.27 ч.2. КоАП РФ предусмотрен арест на 15 суток, судья может назначить любой срок на свое усмотрение, сутки, двое, пять, но не более 15. Все зависит от обстоятельств, если повреждения незначительные, единственный кормилец в семье, ухаживает за больными родственниками, имеет детей на иждивении, за которыми нужен уход и т.д.

Кстати, такой фактор, если виновной стороной выступает женщина и у неё имеются на воспитании дети, возрастом до 14 лет, наказание в виде ареста для неё не применяется, статья ст. 3.9 ч.2 КоАП.

Кто возместит ущерб потерпевшей стороне?

В случае если виновник скрылся с места происшествия, для потерпевшей стороны два варианта, развития ситуации:

Хорошо если удалось зафиксировать номера скрывшейся машины, полиция найдет его.

Не удалось зафиксировать никакие данные.

Что касается первого варианта, то для потерпевшей стороны ситуация складывается положительно. Нанесенный ущерб будет возмещаться страховой компанией. После чего, страховая вправе требовать с виновника возмещения ущерба, так называемое регрессионное право.

Но, есть нюанс, даже если вы записали данные скрывшейся машины, его нашли, страховая не оплатит ремонт, восстановление, если у виновника не окажется страхового полиса. В таких случаях, приходится обращаться в суд и в принудительном порядке взыскивать компенсацию с виновной стороны.

Вторая ситуация, когда, несмотря на проведенные розыскные мероприятия, машина не была найдена, водитель не уставлен, никаких выплат вам добиться не удастся. Если, конечно, у вас нет КАСКО. Кроме того, есть такой нюанс, если автомобиль найден, однако в процессе следственных действий установлено, что он в розыске, за рулем не владелец, лицо не вписано в полис, страховая вправе отказать в выплате компенсации.
Единственная возможность получить выплаты в таком случае только, если нанесен вред здоровью человека. В таких случаях, компенсации выплачивает РСА (российский союз страховщиков). У них есть специальный резервный фонд, в который перечисляются 3% с дохода каждой страховой компании.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Вопрос Ответ
1. Остановка ТС.

2. Включение аварийной сигнализации.

3. Выставление знака, информирующего об аварийной остановке.

4. Звонок в ГИБДД для вызова экипажа.

1. Оказание первой помощи с вызовом полиции и скорой.

2. Отправить пострадавшего на попутной машине, а если таковой нет, то на отвести на собственном ТС в медучреждение. Сказать сотрудникам больницы своё ФИО, номерные знаки ТС и отправиться к месту ДТП.

3. Убрать ТС с проезжей части, если затруднено движение других машин, сначала сфотографировав их положение после ДТП.

4. Записать ФИО и контактные данные свидетелей и ждать ГИБДД.

Штраф 1000 рублей.
Лишат ВУ на 1 – 1.5 года или арестуют на 15 суток.
Штраф 30 000 и забирают ВУ на 1.5 – 2 года.
1. Штраф 80 000 или взыскание зарплаты за полгода.

2. Работы — 360 часов.

3. Исправительные, принудительные работы – 12 месяцев.

4. Арест на 2 месяца.

5. Тюремный срок 1 год.

Вправе, на 1 – 1.5 лет.
Есть, составляет 3 месяца.
Перемещение ТС на расстояние до 1 км не считается бегством с места аварии.
Надо ждать не меньше 3-х часов.
1. Совершить повторный звонок после истечения времени, проинформировав, что сотрудник ГИБДД не прибыл.

2. Ехать по своим делам.

3. Составить расписку о том, что у водителей отсутствуют претензии друг к другу.

4. Расписка может быть заменена европротоколом.

Когда пострадавшие отсутствуют, и нет взаимных претензий.
1. Разрешается оформление ДТП при участии полицейских в отделении ГИБДД или полиции.

2. Заполнение европротокола без привлечения сотрудников ГИБДД.

3. Обойтись без оформления документов.

Разрешается заполнить европротокол при соблюдении ряда условий:

1. Причинён ущерб только машинам.

2. Участвовало в ДТП не больше 2-х ТС.

3. Надо, чтобы водители имели в наличии ОСАГО.

4. Отсутствуют разногласия относительно характера повреждений и того, кто является виновником аварии.

Разрешено, если отсутствуют попутные машины. Сразу после транспортировки человека, надо вернуться к месту аварии.
Надо, прибегнув к помощи очевидцев, зафиксировать, в каком положении находились ТС, предметы и следы. Надо заснять на фотокамеру все детали, а затем отогнать ТС.
Если существует между водителями договорённость о фиксации схемы аварии и следовании на пост. Обязательно надо иметь при себе ОСАГО.
Компания выплачивает ущерб, но затем его взыскивает деньги с виновника.

До 2015 года водитель, попавший в ДТП должен был обязательно дождаться ГИБДД для составления протокола. Следовательно, даже незначительные происшествия без пострадавших нужно было оформлять. Это создавало заторы на дорогах и прочие неудобства. В связи с этим в ПДД были внесены поправки, допускающие в виде исключения возможность отъезда с места ДТП.

В ПДД четко установлено, что с места случившейся аварии уезжать нельзя. Если водитель скрылся с места ДТП, то его ожидает серьезное наказание.

Стоит обозначить, что значит «оставить место ДТП». В ст.12.27 ч. 2 КоАП РФ обозначено, что оставлением является удаление участника аварии на значительное расстояние от места, произошедшего на длительное время. То есть, когда участник не дожидается прибытия ГИБДД, представителей страховой компании и других.

Нарушением будет считаться, если водитель уехал на авто, участвовавшим в аварии или другим способом (на другой машине, такси, пешком и т. д.). Не является нарушением передвижение автомобиля с точки столкновения, например на обочину (10–15 метров), передача ТС другому лицу, которое перевезет его на существенное расстояние от места случившегося происшествия.

Когда нельзя уезжать

Если человек, находившийся за рулем ТС, попавшего в аварию, покинул место ДТП по причинам, не разрешенным по ПДД, то его действия являются преступлением. Не зачтется как оправдание, если водитель спешит на совещание, рейс или любое другое место, даже когда он оставил информацию для связи.

Чтобы смягчить наказание, нужно явиться с повинной, добровольно возместить ущерб и содействовать выяснению обстоятельств происшествия.

В некоторых случаях могут быть зачтены такие причины оставления, как беременность, тяжелое эмоциональное состояние или несовершеннолетие.

В каких случаях разрешено

В 2019 году согласно ст. 265 УК РФ участник ДТП может уехать в таких случаях:

  • если водитель спасал пострадавшего (требуется оставить информацию о себе сотрудникам ГИБДД, включая госномер авто);
  • если участники оформили европротокол (при отсутствии пострадавших).

Стоит отметить, что после оказания помощи потерпевшему участник аварии должен сразу вернуться на место ДТП. Водитель должен фиксировать все детали случившегося даже, если оставляет место аварии по законным причинам. Иначе наказание остается в силе.

Обязанности водителя при ДТП

В ПДД четко обозначен порядок действий водителя, попавшего в ДТП.


Порядок таков:

  • Надо прекратить дальнейшее движение ТС (остановиться).
  • Включить аварийный сигнал.
  • Выставить аварийный знак.
  • Сделать все необходимое, чтобы сохранить ТС и другие предметы в том виде и положении, в котором они были на момент аварии.
  • Оказать первую помощь пострадавшим (если есть), вызвать полицию, медицинскую службу.

При наличии потерпевших, участник ДТП обязан доставить их в ближайшее отделение больницы. Если на месте аварии образуется затор, затрудняющий движение других ТС, то следует освободить проезжую часть после того, как будет закреплено положение всех предметов (фото, видео, составление схемы). Участники происшествия обязаны ждать сотрудников полиции, а также записать данные очевидцев для свидетельствования.

Оставление места ДТП, независимо от того, кто виноват - серьезное нарушение закона, за которое придется нести ответственность.

Когда можно не дожидаться ГИБДД

Если в происшествии задействовано два водителя, ущерб нанесен только автомобилю, а пострадавших нет, то вмешательство сотрудников ГИБДД не обязательно. Достаточно составить схему аварии, заверить ее подписями обоих сторон и составить протокол, добравшись до ближайшего поста ПДД.

Мера наказания за оставление места ДТП

Без установленных законом оснований все причастные к ДТП должны оставаться на месте аварии, независимо от того виновник это или пострадавший.

Если водитель уехал, то по ст. 12. 27 ч. 2 КоАП РФ его ждет:

  • лишение прав на срок от одного до полутора лет;
  • или 15 суток ареста.

В дополнение согласно части 3 статьи 12. 27 КоАП РФ и пункта 2. 7 ПДД водителю после происшествия запрещено употреблять алкоголь, наркотики и психотропные вещества. Иначе ему грозит штраф в 30 000 рублей или ограничение вождения на 1,5–2 года.

Если виновник ДТП был пьяным, то этот факт существенно ужесточит меру наказания.

Если никто не пострадал

В этом случае можно уехать с места аварии, но только если водители не имеют друг к другу никаких претензий.


Если оба участника на ближайшем посту ДПС юридически грамотно запротоколируют случившееся, то их отъезд с места случившегося наказания не влечет.

С пострадавшими

Когда водитель уехал, чтобы отвезти потерпевшего в больницу, то этот факт поможет избежать наказания за нарушение ПДД. При этом участник обязан вернуться после и перед отъездом зафиксировать положение автомобиля на момент ДТП.

Со смертельным исходом

Если водитель покинул место ДТП, в котором есть погибшие или потерпевшие, то его будут разыскивать, как преступника нарушившего закон. Вести разбирательство будет уголовный суд, а ответственность за оставление будет более строгой.

С незначительными повреждениями

Даже при минимальном ущербе, если в действие не вступают оговоренные законом исключения отъезд с места ДТП серьезное нарушение.

Даже если задел неумышленно машину на парковке и нанес ей небольшие повреждения, придется нести полную ответственность.

Если нет водительского удостоверения

Водителя, который скрылся с места столкновения ТС, чаще всего лишают прав, даже если они требуются для работы.

Оставление обоими участниками

Участники ДТП по договоренности могут уехать с места происшествия после оформления письменной расписки об отсутствии взаимных претензий. Передвижение автомобилей на 500–100 метров не значит оставить место ДТП. Но, это нарушением ст. 12. 27 КоАП РФ ч. 1, в которой обозначено, что убирать ТС до приезда сотрудников ДПС запрещено.

Предметы должны находиться в том положении, что и на момент аварии. Впоследствии это поможет выяснить, кто спровоцировал столкновение.

Если образовалось препятствие, мешающее проезду транспорта, то в соответствии с ч. 2. 5 ПДД нужно обеспечить его объезд.

Как смягчить наказание

Все обстоятельства, которые могут смягчить ответственность за уезд с места аварии, обозначены ст. 4. 2 КоАП РФ:

  • явка с повинной;
  • добровольная компенсация ущерба;
  • раскаяние в содеянном;
  • сильное волнение на момент правонарушения (психологические факторы);
  • нарушитель не достиг совершеннолетия, беременная женщина или с детьми.

В данных случаях наказание будет смягчено до изъятия прав на один год. Административный арест к перечисленным лицам применяться не будет.

Как доказать невиновность

Чтобы доказать невиновность за покинутое место ДТП нужно зафиксировать все обстоятельства сделав фото, видео или документально.


Даже при наличии законного основания для отъезда и отсутствии вины за произошедшее стоит дождаться сотрудников ДПС, чтобы не:

  • стать виновником аварии;
  • платить штраф за уезд с места аварии или изменение положения ТС;
  • компенсировать ущерб за поцарапанное или разбитое авто.

При наличии страховки нужно также оставаться для разбирательства, так как отсутствие правильно составленных документов приведет к тому, что возмещать расходы на ремонт или лечение придется самостоятельно.

Срок давности

В соответствии со ст. 4. 5 КоАП РФ срок давности дела при побеге с места аварии составляет три месяца. Пунктом 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ обозначено, что после трех месяцев старое дело прекращается, а новое заводить нельзя.

Срок розыска продлевается, если:

  • нанесен вред здоровью;
  • водитель был нетрезв, в том числе после аварии или передал управление пьяному;
  • зафиксирован отказ от медэкспертизы на опьянение.

В этих случаях срок увеличивает до одного года.

Если в результате произошедшего сильно пострадали или погибли люди, то наступает уголовная ответственность, то есть применяются другие сроки давности (от 2 до 6 лет).

Уважительные причины

Законом обозначены ситуации, в которых можно покинуть место ДТП, не опасаясь наказания. Если есть фото, видео или документальная схема произошедшего события, отсутствуют потерпевшие и разногласия между участниками аварии, то вмешательство сотрудников ГИБДД необязательно.

Если спустя три часа сотрудники ДПС на вызов не явились, то следует сообщить об этом диспетчеру и можно ехать домой. Все обращения по телефону 02 фиксируются и могут стать доказательством невиновности в суде.

Составление европротокола

Участники дорожно-транспортного происшествия имеют возможность оформить произошедшее ДТП по европротоколу. Но при этом важно, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • В аварии участвовало только два автомобиля.
  • Нет пострадавших или нанесен только материальный ущерб.
  • У обеих сторон есть действующая страховка ОСАГО на автомобиль, ставший участником ДТП.
  • Водителям удалось договориться, нет разногласий и претензий друг к другу.

В некоторых случаях составление европротокола недопустимо. Например, если участником аварии стал только один автомобиль (сбита собака, въезд в ограждение или дерево). Также вызова сотрудников ГИБДД не избежать, если при выезде со двора случайно задето авто на стоянке.

Поскольку при вождении делается много ошибок, нужно знать способы их исправления. Эта статья подробно опишет, как лучше всего поступить, если , не поняв, что это было ДТП. Принципиальное значение в такой ситуации имеет факт добровольной явки нарушителя. В некоторых случаях спровоцировавшим ДТП даже удается . Обо всем этом, а также о том, когда можно оставить место ДТП, читайте в нашем обзоре.

Что делать, если уехал с места ДТП, не заметив повреждений

Не всякий контакт с другим транспортным средством может быть замечен водителем. Вследствие этого и возникает большинство проблем у ответственных автовладельцев. Чаще всего они сталкиваются с ситуацией, когда , но сам этого не заметил и покинул место ДТП. То есть в конкретном случае имеет место неумышленное правонарушение.

Оставление места происшествия, независимо от его тяжести, – это проступок, носящий административный характер. Ответственность за него регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Поэтому виновному нужно знать, как минимизировать тяжесть последствий своего неумышленного поступка. Однако в этом случае все зависит от оперативности пострадавшего. Если он заметит ущерб и вовремя обратится с этой проблемой в соответствующие органы, то нужно быть готовым нести ответственность.

Однако в некоторых случаях нарушителям улыбается удача. Если водитель , не нанеся тяжелого ущерба имуществу пострадавшего и не причинив вред здоровью человека, то данное правонарушение имеет статус административного. Следовательно, существует определенный срок давности, по истечении которого претензии к виновному гражданину предъявляться не могут. Об этом говорится в ст. 4.5 КоАП (п. 1) :

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения …безопасности дорожного движения.

То есть если с момента незначительного ДТП прошло более 2 (или 3, если дело было подано в суд) месяцев, то виновник может просто забыть об инциденте.

Если срок давности еще не прошел, то законопослушный гражданин, виновник ДТП, для смягчения наказания должен добровольно явиться в дорожную инспекцию и сообщить о совершенном деянии, если он каким-то образом узнал о нем. Согласно ст. 4.2 (ч. 1.3, 1.4) КоАП , это является смягчающим обстоятельством:

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: …добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Что грозит, если скрылся с места ДТП, не зная, что задел машину


Последствия такого инцидента могут быть более чем серьезными. Тем, кто до сих пор не знает, чем грозит неумышленное оставление места аварии в 2019 году, рекомендуем обратиться к законодательной базе. Цитата из ст. 12.27 КоАП имеет однозначную трактовку:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Наказание виновнику ДТП за уезд с места аналогично наказанию при таком же нарушении на дороге. При этом не принимается во внимание вероятность того, что виновный мог не заметить произошедшего инцидента. В случае если при данном происшествии были свидетели, то виновный может быть определен довольно быстро. Наказанием за такие нарушения обычно служат:

  • лишение прав;
  • арест на 15 дней.

Бывали ли с Вами случаи неумышленного скрытия с места ДТП?

Однако это могут быть еще не все последствия за то, что водитель своевольно покинул место происшествия. вправе переложить ответственность по осуществлению страховых выплат на водителя, который не заметил удара и скрылся.

В каком случае можно покинуть место происшествия

Следует знать, что даже отгон своего автомобиля на несколько метров в сторону до прибытия сотрудников ГИБДД (или ) законодательство трактует, как покидание места аварии. Поэтому делать это нельзя, даже если из-за происшествия образовалась пробка, до того момента, пока ДТП не будет зафиксировано ГИБДД или не составлен Европротокол между участниками аварии.


Раздел 2.6 ПДД прописывает, когда можно уехать с места происшествия до совершения вышеуказанных действий:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: …в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию …и возвратиться к месту происшествия; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию.

Вывод – покинуть место ДТП можно в следующих ситуациях:

  1. Участники ДТП обоюдным решением пришли к соглашению, что ущерб настолько незначителен, что факт происшествия фиксировать не нужно. Оптимальный вариант в такой ситуации – взаимное написание . Это необходимо для предотвращения возможных недоразумений в дальнейшем;
  2. Водители (участники ДТП) обоюдным решением решили не привлекать сотрудников ГИБДД, а . После фиксации всех деталей происшествия с помощью письменного описания в Европротоколе, видео- или фотосъемки, водители могут уехать с места аварии;
  3. . Они могут уехать с места происшествия после фиксации факта аварии сотрудниками полиции и получения устного разрешения;
  4. При необходимости отвезти пострадавшего участника ДТП в мед. учреждение.

Все остальные причины покидания места аварии являются незаконными, и в таких случаях придется нести ответственность.

Судебная практика неумышленного оставления места аварии


Судебная практика по скрытию с места аварии насчитывает множество судебных дел. Чаще всего возникновение таких ситуаций спровоцировано незнанием водителей ПДД.

Пример первый . Гр. Иванов, выезжая с парковки у супермаркета, слегка задел крыло стоящей машины. В автомобиле водителя не было. Гр. Иванов решил отвезти своего 3-летнего ребенка, находящегося с ним, домой и вернуться на парковку. С этой целью он оставил записку с номером своего телефона под дворником поцарапанной им машины. Придя на парковку, владелец поврежденного автомобиля вызвал ГИБДД. Несмотря на то, что виновник вернулся на место инцидента, он был лишен права управлять машиной в течение года согласно ст. 12.27 КоАП. Суд не признал причины, вызвавшие отъезд с места ДТП, основаниями крайней необходимости.

Пример второй . Гр. Сидоров, совершая маневры по выезду с места парковки в своем дворе, сдавая назад, уперся задним бампером в машину соседа. Не заметив этого, он уехал на работу. Спустя некоторое время ему позвонил знакомый, который видел произошедшее. Гр. Сидоров добровольно явился в отделение ГИБДД, где проинформировал сотрудников о сложившейся ситуации. В результате после судебного разбирательства, принимая во внимание смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП), суд не стал лишать гр. Сидорова водительских прав.