Порядок предоставления жилья детям сиротам в. Как происходит обеспечение жильём детей сирот. Какие квартиры дают детям-сиротам и где предоставляется жилье

КТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ЖИЛЬЯ

Социальная поддержка в виде выдачи бесплатного государственного жилья оказывается детям-сиротам, а также детям, которые остались без попечения родителей. Прежде чем разъяснять механизм получения такого жилья, необходимо разобраться, кто и по какому принципу попадает под вышеназванные категории.

Дети-сироты - это дети до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Ребенок признается оставшимся без родительского попечения, если до совершеннолетия его родители:

  • умерли или признаны умершими решением суда;
  • признаны без вести пропавшими;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • недееспособны или признаны частично дееспособными (это должно быть подтверждено судебным решением);
  • серьезно больны и не могут выполнять родительские функции;
  • избегают выполнения своих родительских обязанностей;
  • подозреваются или обвиняются в совершении преступления;
  • отбывают наказания в исправительных учреждениях;
  • отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • просто неизвестны (как оба, так и один из родителей).

КАКОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БЕСПЛАТНОГО ЖИЛЬЯ

Существует ряд обязательных условий, без которых сироте откажут в выдаче государственного жилья.

Поэтому, если сирота или лишенный родительского попечения ребенок претендует на такое жилье, он должен:

1. Достигнуть возраста 18-ти лет, либо быть признанным дееспособным до достижения совершеннолетия (например, если вступил в брак).

2. Окончить пребывание в соцучреждении для детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей), либо окончить вуз (если учится), либо пройти службу в армии (если служит) и иметь при этом подтверждающие это документы. Если же сирота отбывал наказание и освободился, он должен иметь соответствующий документ об отбывании наказания.

3. Не иметь собственного жилья или выделенного социального жилья, полученного по договору найма. Это касается и ближайших родственников или членов семьи, если они живут вместе с сиротой.

Если у родственников имеется жилье в социальном найме, сирота имеет право на получение бесплатной квартиры лишь в следующих случаях:

  • если проживает на жилплощади вместе с лишенными родительских прав родителями;
  • если вместе с сиротой проживают имеющие серьезные хронические заболевания люди;
  • если жилплощадь, где живет кандидат на получение бесплатного жилья, официально признана непригодной для проживания;
  • если жилье не соответствует санитарным и техническим нормам;
  • если жилье не соответствует положенным нормативам по своей квадратуре.

Дополнительные основания для признания невозможности проживания в жилом помещении могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации. Узнать об особенностях можно, обратившись в орган исполнительной власти субъекта РФ. Как правило, это региональный департамент образования, либо муниципальные отделы опеки и попечительства.


ВАЖНО ЗНАТЬ! Если сирота имеет свое жилье, и оно соответствует всем условиям проживания, то на квартиру от государства он претендовать не может!

КАКОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫДЕЛЯЕМОМУ БЕСПЛАТНОМУ ЖИЛЬЮ

Выделяемое для сирот жилье имеет четко прописанные требования:

  • отдельная квартира (не коммуналка) или дом;
  • благоустроенное - с наличием всех коммуникаций (водоснабжение, теплоснабжение и электроснабжение);
  • соответствие нормам предоставления площади по договору соцнайма определяется муниципальными органами с учетом уровня обеспеченности населения жильем.

Более подробные требования к выделяемому жилью:

  • несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в исправном состоянии;
  • жилье должно быть обеспечено инженерными системами: электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение (в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных);
  • жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды, возможных бытовых утечек воды из инженерных систем;
  • доступ к квартирам выше пятого этажа должен осуществляться при помощи лифта;
  • комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение;
  • размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Жилплощадь не должна быть меньше учетной нормы, которая устанавливается органами местного самоуправления. Если семья сироты состоит их двух человек, то минимальная площадь выдаваемого жилья будет увеличена. Если в семье сироты более двух человек, то на каждого должно быть предоставлено еще дополнительное количество квадратных метров.

КАКОВА ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ЖИЛЬЕ

1. Встаем на учет в реестр детей-сирот или детей без родительского попечения

При достижении 14-летнего возраста ребенок-сирота включается в список детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилье. Соответствующее заявление подается попечителем, опекуном или администрацией того учреждения, где ребенок находится.

Если по какой-то причине заявление не подавалось, то его может подать сам претендент на жилплощадь, но только после достижения совершеннолетия. Делается это в специальном уполномоченном органе, который в каждом регионе свой (более точную информацию дадут в местной администрации).

2. Собираем необходимые документы

За год до совершеннолетия ребенку собирается необходимый пакет документов, который может отличаться в разных регионах РФ. После подачи документов в соответствующий орган местные власти принимают решение включить сироту в список на получение жилья или нет.

Что касается тех сирот, которые обращаются в госорганы после достижения совершеннолетия самостоятельно, то необходимые документы человек должен собрать и иметь с собой непосредственно в момент обращения.

Список необходимых документов:

  • заявление на получение жилья (2 экземпляра);
  • паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • документ, подтверждающий статус сироты;
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, удостоверяющий отсутствие собственной недвижимости;
  • справку с места учебы или работы (об окончании обучения в вузе/службы в армии/отбывания наказания);
  • свидетельство о заключении брака (для тех, кто состоит в браке);
  • свидетельство о рождении детей (если имеются дети);
  • документ, подтверждающий место жительства.

Одно заявление на получение жилья подается в администрацию (или уполномоченный орган), второе - в органы опеки и попечительства.

Заявление пишется в свободной форме, но в нем обязательно необходимо указать просьбу о выделении жилья, фамилию, имя и отчество заявителя, паспортные данные, реквизиты удостоверения ребенка-сироты, дату составления и возможные дополнительные просьбы заявителя.

ВАЖНО ЗНАТЬ! До совершеннолетия сирота может подавать заявления только через законных представителей, но сделано это должно быть не позднее 2-х месяцев после достижения 14-летнего возраста.

После совершеннолетия - только лично. Обращение через доверенное лицо не допускается!

Если сирота обучается в вузе, проходит службу в армии или отбывает наказание в исправительном учреждении, то жилье может быть предоставлено ему только после завершения обучения/службы/отбывания наказания.

3. Подаем документы в соответствующий орган власти

Для постановки на учет для получения жилья обратитесь в местную администрацию (или иной уполномоченный орган). Если администрация не занимается этим вопросом, ее сотрудники подскажут вам, куда обратиться для подачи заявления и пакета документов для постановки в очередь на получения жилья.

4. Ожидаем подбора и выделения жилья

Обычно заявка рассматривается в течение одного месяца. Если ответ положительный, то уже в течение следующего года претендент должен получить квартиру. На практике, к сожалению, ожидание может затянуться - все зависит от нормативных правовых актов органов местного самоуправления и возможностей региональных властей строить и сдавать жилье льготным категориям граждан.

5. Заключаем договор найма жилого помещения

Когда жилье подобрано и готово к выдаче, между муниципальными властями и сиротой заключается договор найма специализированного жилого помещения. В нем четко прописано, что жилье может использоваться исключительно для личного проживания заявителя и членов его семьи.

Договор действует в течение пяти лет. По истечению срока он трансформируется в стандартный договор социального найма. Однако в исключительных случаях договор найма специализированного жилого помещения может быть продлен на новый срок. Например, если сирота не исполнял обязанности по договору должным образом ввиду сложных жизненных обстоятельств.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

В каком возрасте лучше подавать заявление о предоставлении бесплатного жилья?

Попасть в реестр сирот, нуждающихся в бесплатном жилье, можно, начиная с 14-ти лет. Напомним, до достижения совершеннолетия встать на учет можно только через законного представителя.

Подача же заявки на получение жилья осуществляется не раньше 17-летнего возраста, а получить квартиру можно не раньше 18 лет. Если ребенок-сирота находится на учебе и получает профессиональное образование, проходит срочную службу в армии или отбывает наказание в исправительном учреждении, то получает квартиру он только после окончания вуза/службы в армии/отбывания наказания.

В какой срок после подачи заявления выдадут квартиру?

По регламенту квартиру заявитель получит не ранее, чем через год после положительного решения госоргана. Однако крайний срок законодательно не установлен. На практике процедура может занять больше времени.

Можно ли приватизировать бесплатное жилье?

Социальное жилье может быть приватизировано сиротой в частную собственность. Однако для этого прожить он там должен не менее 5 лет. Это связано с тем, что при выдаче квартиры на этот срок заключается договор найма специализированного жилья. Приватизировать квартиру ранее этого срока невозможно.

После 5 лет проживания с сиротой заключается бессрочный договор социального найма. И вот с этого момента жилище можно приватизировать.

Можно ли получить деньги вместо бесплатного жилья?

Заменить обретение жилья ребенком-сиротой на получение наличными рублями невозможно. Жилплощадь нельзя перевести в денежный эквивалент и выдать вместо него сумму денег, равную его стоимости. Кроме того, нельзя получить квартиру в виде субсидии на приобретение или строительство жилья самостоятельно.

Можно ли получить бесплатное жилье в другом городе?

Жилье для сирот предоставляется в том регионе, где проживает претендент на получение жилплощади. Для получения жилья в другом городе сироте потребуется оформить регистрацию в том населенном пункте, где он хочет получить жилплощадь.

Можно ли отказаться от получения бесплатного жилья?

Если по какой-либо причине сирота хочет отказаться от полученной квартиры, например, если квартира не соответствует прописанным в законе нормам, он вправе это сделать. В этом случае необходимо потребовать от администрации замены ненадлежащей жилплощади, грамотно аргументировав претензию. Если госорган отказывается менять квартиру на ту, которая действительно соответствует всем законодательным нормам, то необходимо обращаться с иском в суд.

ВНИМАНИЕ! В этом случае квалифицированная юридическая помощь сироте должна быть оказана бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Если интересы сироты представляет доверенное лицо, на него может потребоваться нотариальная доверенность.

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Чтобы сироте получить бесплатное жилье от государства, нужно действовать по следующей схеме:

1. Достичь совершеннолетия или быть признанным дееспособным.

2. Окончить пребывание в соцучреждении для детей-сирот.

3. Если ребенок учится/служит/сидит в тюрьме, то получить справку в учебном заведении об окончании учебы или в военкомате об окончании службы, или же справку о наличии судимости, если заявитель отбывал наказание.

4. Подготовить необходимый пакет документов, в том числе бумаги, подтверждающие отсутствие жилья или же, в случае его наличия, подтверждающие невозможность проживания в нем.

5. Написать два заявления на получение бесплатной жилплощади и подать их в местную администрацию (или иной уполномоченный орган), а также в органы опеки по месту проживания. Сделать это надо до 23 лет.

6. Дождаться решения по заявке (обычно оно принимается в течение одного месяца).

7. В случае положительного решения дождаться получения квартиры.

8. Удостовериться, что выделяемое жилье соответствует всем необходимым требованиям.

9. При получении жилья заключить договор пользования жилым помещением.

10. Через 5 лет заключить договор социального найма с правом бессрочного пользования жильем (возможно только при отсутствии долгов за коммунальные услуги).

4 сентября 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

4 сентября 2019 , Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92 , ст. ст. 98.1 , 109.1 ЖК РФ).

Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем.

Примечание. Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности законодательством г. Москвы (ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Порядок , утв. Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ч. 3 — 5 ст. 13 Закона N 61; п. 2 Приложения N 1 к Постановлению; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 Приложения N 1 к Постановлению):

  • имеющие место жительства в г. Москве;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом под местом жительства понимается фактическое место проживания, а не место регистрации (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Заявление о включении ребенка в список должно быть подано законным представителем в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, а также лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список законными представителями, вправе обратиться с заявлением о включении в список самостоятельно (п. п. 4 , Приложения N 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. п. 10 , , , , , Приложения N 1 к Постановлению).

2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и принятие решения по нему

В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — Комиссия) (п. п. 1.1 , 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления; п. 1.2

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения (п. п. 2.3 , 2.4 Приложения N 3 к Постановлению).

Вместе с заявлением представляются:

  • документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-сироты);
  • документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
  • справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.

Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению).

На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.

В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1 , 3.2 , 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению).

3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения

Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7 Приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (