Особенности правового статуса федеральной службы. Федеральные службы. Правовое положение, руководство, структура, компетенция Правовой статус федеральных служб и их виды

Характеристика и функции федеральных служб

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

При этом под функциями по контролю и надзору понимаются:

Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

Выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные службы индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы . Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Характеристика и функции федеральных агентств

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, a также ведение реестров, регистров, кадастров.

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) . Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление Приволжской железной дороги и т.д.) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов управления.

Одним из видов федеральных органов исполнительной власти является федеральная служба.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба по надзору не вправе.

Особенности административно-правового статуса федеральных служб:

1. Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления.
2. Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она может быть подчинена как одному органу, так и двум одновременно.

3. Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

4. Особенностью правового статуса федеральной службы является и ее функциональное назначение. Этот орган осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, зашиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Исходя из данного определения, следует разграничивать федеральные службы, выделяя несколько их видов.
Первый тип характеризуется выполнением специальных функций в сфере обороны и безопасности страны. Такие службы находятся в ведении Президента РФ.

Второй вид - федеральная служба, специально созданная для выполнения контрольно-надзорных функций государства. При этом следует различать службы:


Находящиеся в ведении федерального министерства, которые наделены лишь контрольно-надзорными функциями и не вправе осуществлять функции управления государственным имуществом, оказания услуг, а также функции по нормативно-правовому регулированию (за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ);

Находящиеся в ведении Правительства РФ, которые наряду с функцией контроля исполняют и функции по принятию нормативных правовых актов. Таким образом, последние сочетают в себе признаки статуса и федерального министерства, и федеральной службы, осуществляющей функции контроля и надзора.
5. Особенностями правового статуса федеральных служб должно стать и решение вопросов построения вертикали органов контроля и надзора, а также взаимодействия с иными органами государственной власти.

Действующее законодательство не полностью определяет специфику статуса федеральной службы. Лишь часть созданных федеральных служб, подведомственных федеральным министерствам, можно отнести, согласно утвержденным положениям о них, к отличному от других типу федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), ФСИН, и др.)

подведомственные Правительству (например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.)

подведомственные Министерству (например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения)

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту).

По функциональному назначению федеральные службы делятся на:

Контрольно-надзорные (ФНС)

Правоохранительные (в области обороны и безопасности)

Сочетающие первую и вторую функции.

Функции федеральных служб:

1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы.

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления.

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомственным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ):

Министерство РФ является ФОИВ

· осуществляет функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

· самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств.

· В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента.

· Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ

· осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

· ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

· ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.

Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности,

· осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом.

· ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

· В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры.

· ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Структура ФОИВ:

Первый блок - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ -

· 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России;

· 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и

· 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ -

· 11 федеральных министерств: здравоохранения и социального развития; культуры и массовых коммуникаций; образования и науки; природных ресурсов; промышленности и энергетики; регионального развития РФ; сельского хозяйства; транспорта; информационных технологий и связи; финансов; экономического развития и торговли);

· 6 федеральных служб: антимонопольная; по тарифам; гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по финансовым рынкам; по экологическому, технологическому и атомному надзору).

· 3 федеральных агентства: по атомной энергии; космическое агентство; по туризму.

В введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством, если иное не установлено законом. Руководители ФОИВ, подведомственные Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Еще по теме 26. Правовой статус федеральных министерств, агентств, служб:

  1. § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  2. 2.3. Федеральная налоговая служба России как специализированный орган налогового контроля
  3. Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу