Организации го в образовательном учреждении. Гражданская оборона в учреждениях образования. Задачи гражданской обороны в учебном заведении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

ОБЖ 10 класс МАОУ СОШ №6

Учитель ОБЖ

Агранович Геннадий Владиславович


ГО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ организуется так же, как и на объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей.

Начальником ГО учебного заведения (школы, техникума, ПТУ) является директор, который своим приказом может назначить начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей) по совместительству.


В учебном заведении разрабатывается ПЛАН ГО , который доводится до исполнителей - преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).

Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директора (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями.


Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.



В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.


На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.

Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.


  • Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.
  • На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.
  • Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.

  • На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения
  • Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта.
  • На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

Звено ПР и ПХЗ . Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.



Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города.


ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.

Задачи в области гражданской обороны:

Обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение мероприятий по световой маскировке;

Проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Директор УЗ– начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Формирования создаются для проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно – технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.

ликвидация учебный мирный должностной

Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях

Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы – начальник ГО.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения

Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) – подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении – начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

По распоряжению директора-начальника ГрОб учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

Заместителем начальника ГО по эвакуации , он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.

Он обязан:

1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

^ При угрозе и возникновении ЧС:

5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Он обязан:

участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник – из постоянного состава персонала учебного заведения.

Начальник штаба ГО ЧС имеет право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО и ЧС.

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:

организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;

оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;

разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;

осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;

организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;

создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;

обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.

Другими словами, начальник штаба ГО ЧС учебного заведения организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирования, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО ЧС.

На штаб ГО ЧС возлагается задача организации и проведения «Дня защиты детей».

Невоенизированные формирования создаются в учебном заведении из персонала и учащихся старших курсов (классов). Руководителями назначаются преподаватели, которые выполняют по совместительству функциональные обязанности командиров соответствующих формирований.

Спасательная группа (команда) – ее командиром назначается, как правило, преподаватель физкультуры или другое, подготовленное для этих целей лицо из преподавательского состава.

На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

На сандружину возлагаются следующие задачи:

проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

Командир дружины отвечает за:

подготовку сандружины к действиям в ЧС;

оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»

«План гражданской обороны» – на военное время.

Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел – «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время – это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т.д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

В плане ГО на военное время – это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации – с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

В обязанности персонала входят:

1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

действий при угрозе возникновения ЧС;

пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

действий в составе поста РХН и других формирований;

быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

оказания первой помощи пораженным и раненым.

Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС – долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

Учебное заведение любого типа – это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей – принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки .

Размещ

В данный момент очень актуальным является обеспечение высокого уровня безопасности различных образовательных действующих учреждений. Это текущее состояние защиты учреждения от различных реальных и возможных угроз при мирном времени и в период внезапного возникшего военного конфликта.

Организация гражданской обороны в образовательных организациях в данный момент является важной функцией современного государства. Все без исключения образовательные учреждения подготавливаются к ГО в мирный по времени период.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Сегодня главными задачами учреждения образования в области мероприятий по ГО являются:

  • Обеспечение защиты самих обучающихся, а также руководства от опасных поражающих средств.
  • Обучение непосредственных учащихся и руководства методам защиты от различных опасностей, неизменно появляющихся при военном времени.
  • Создание эффективной системы предупреждения обучающихся при возникновении опасности.
  • Проведение эвакуации персонала в спокойные районы при начале военного конфликта.

Директор такого учреждения подготавливает приказ об организации гражданской обороны в школе и несет полную ответственность за все подготовленные мероприятия по обеспечению защиты обучающихся. Данным приказом назначается работник, который должен решать вопросы в сфере ГО.

Для эффективного решения поставленных задач по обеспечению защиты всех учащихся и обучающего персонала организуется объектовая действующая комиссия под руководством директора. Для грамотного организованного и достаточно быстрого вывода обучающихся и учительского персонала из опасных зон разных по характеру ЧС, их оперативного размещения в специальных подготовленных укрытиях и местах, которые находятся вне досягаемости опасных факторов, должны быть созданы эвакокомиссии. Руководителем комиссии является один из заместителей директора. Таким же образом проводится организация гражданской обороны в колледже.

В плане предусмотрено проведение следующих важных мероприятий:

  • надежное укрытие обучающихся вместе с персоналом в подготовленных помещениях во время оказываемого воздействия опасных источников при внезапной ЧС;
  • проведение эвакуации учащихся;
  • применение СИЗ дыхательных органов, а также порядок их непосредственного получения;
  • проведение медзащиты и обязательное оказание ПМП всем пострадавшим.

В действующих заведениях обучения при необходимости создаются различные службы ГО:

  • Звено поддержания связи с назначением для руководства любого выбранного преподавателя. Также назначается дежурство у телефона на случай возникновения ЧС.
  • Команда по охране и поддержанию общественного порядка с назначением руководителя, который занимается охраной объекта. Созданная команда обеспечивает охрану заведения и обеспечение порядка при внезапной ЧС. Она контролирует соблюдение необходимой светомаскировки и помогает руководству проводить эвакуационные мероприятия.
  • Команда противопожарной службы с назначенным руководством сотрудником. Входящие в состав команды участники должны уметь работать с современными средствами пожаротушения. Также их непосредственной задачей является разработка важнейших противопожарных мероприятий.
  • Специальная созданная на базе медкабинета дружина. Руководителем назначается начальник медпункта. Задачами дружины являются первая помощь всем пострадавшим при ЧС и оперативное проведение их эвакуации в учреждения для курса лечения, а также выполнение обработки пораженных людей.
  • Звено ПР и ПХЗ с назначением руководителем преподавателя химии. Команда занимается выполнением радиационной, а также химической разведки, выполняет с помощью различных подручных средств обработку верхней одежды и обуви для устранения возможного заражения.

Важнейшая организация ГО в учреждениях образования считается достаточно сложным выполняемым разносторонним процессом, который требует серьезной подготовки рабочего персонала и обучающихся к проведению положенных мероприятий. Правильная организация гражданской обороны в учебных заведениях - гарантия спокойного обучения подрастающего поколения и стабильной работы персонала заведения.

Международная организация гражданской обороны

Сегодня МОГО включает 56 стран, из которых 18 государств присутствуют в роли наблюдателей. В данный момент она полностью признана международным сообществом по оказанию гуманитарной помощи. Основными целями такой организации стали:

  • Объединение и последующее представление на гражданском уровне необходимой для действующих организаций эффективной защиты.
  • Создание и существенное усиление защитных структур.
  • Обмен полученным опытом между обладающими им государствами.
  • Разработка программ обучения для обеспечения современных служб по защите населения.

В данный момент наша страна стала важным партнером МОГО с представителем в виде МЧС России. При этом выполняется реализация важнейших разработанных проектов. Это может быть поставка необходимых тренажерных силовых комплексов и специального снаряжения, предоставление образцов используемой техники для обеспечения спасательных служб, выполнение подготовки квалифицированных кадров для служб быстрого реагирования, а также развертывание центров по оказанию гуманитарной помощи.
Подробнее о читайте в отдельной статье. подготавливается ее непосредственным руководителем.

Объекты классифицируются между собой по степени своей важности:

  • Особая высокая важность.
  • Первая важная категория.
  • Вторая категория.
  • Некатегорированные виды объектов.

На категорию производственного объекта влияет вид изготавливаемой продукции, количество задействованного в работе персонала, а также важности продукции для обеспечения государственной безопасности. Первые три категории объектов обладают особыми государственными обязательствами по изготовлению важной для современной экономики используемой продукции.
Подробнее о читайте по ссылке.

Организация работы ГО

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата. Соблюдение требований по ГО для организаций в 2019 году убережет от штрафных санкций.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, возникновения пожара или совершенного теракта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях(ЧС), обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в нем может быть создана объектовая комиссия по ЧС. Ее возглавляет руководитель образовательного учреждения (директор училища).

Кроме того, может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Эту комиссию возглавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе(при наличии такой должности). Он же обычно отвечает за организацию деятельности по вопросам гражданской обороны(ГО) и ЧС в образовательном учреждении.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО и правил безопасного поведения в ЧС.

В подсистемах и звеньях РСЧС в целях предупреждения ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий.

В образовательном учреждении для защиты учащихся и персонала разрабатываются план действия в ЧС и план ГО. В них предусматриваются следующие мероприятия:

Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

Эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

Организация медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов - антидотов и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебных целях в общеобразовательном учреждении, как правило из числа учащихся старших классов (курсов), могут создаваться формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост.

ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Каждый учащийся образовательного учреждения должен уметь:

Действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

Предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

Проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

Работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

Пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

Оказывать само- и взаимопомощь в условиях ЧС.

ПОМНИТЕ: Учащийся, не умеющий пользоваться средствами защиты и не знающий правил оказания само- и взаимопомощи, в условиях чрезвычайных ситуаций будет беспомощен и не сможет сохранить жизнь себе, а также помочь товарищу.

Лекция 10

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.

1. Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении

2. Система комплексной безопасности школы

Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.

Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей, на основании приказов, инструктивных писем, касающихся ГО и ЧС изданных министерством образования и рекомендаций УМЦ ГО и ЧС.

Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательного учреждения

являются:

· защита учащихся и постоянного состава образовательного учреждения от воздействия современных средств поражения;

· обучение учащихся и постоянного состава образовательного учреждения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· создание системы оповещения учащихся и постоянного состава образовательного учреждения;

· эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;

· организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.

Директор образовательного учреждения несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите постоянного состава и учащихся.

Начинается ведение гражданской обороны в образовательном учреждении с издания приказа директором образовательного учреждения “Об организации защиты персонала и обучающихся школы от опасностей ЧС природного и техногенного характера, опасностей военных действий и назначении должностных лиц”.

Данным приказом назначены должностные лица в области гражданской обороны:

1. работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС. Этим лицом назначается заместитель директора по безопасности жизнедеятельности.

2. заместитель директора по материально-техническому обеспечению (МТО) – это заместитель директора по АХЧ.

3. для организации и проведения эвакуации персонала и учащихся за пределы зон ЧС назначается эвакогруппа в составе:

§ председатель эвакогруппы - зам. директора по УВР

§ и члены эвакогруппы: из числа постоянного состава образовательного учреждения.

4. для защиты учащихся и персонала образовательного учреждения и выполнения неотложных работ при ведении ГО создаются формирования в составе звеньев самозащиты:

· звено охраны общественного порядка - для поддержания общественного порядка, контроля за режимом светомаскировки, оказание помощи при эвакуации;

· звено оповещения и связи - для оповещения руководящего состава образовательного учреждения, работников и преподавателей, учащихся, передачи сигналов оповещения и срочных сообщений, поддержания средств связи в постоянной готовности;

· противопожарное звено - для участия в противопожарных, профилактических мероприятиях, обеспечения постоянной готовности средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализации и тушения пожаров;

· санитарное звено - для организации проведения санитарно- гигиенических и профилактических мероприятий, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, осуществления мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

В формирования зачисляются сотрудники:

Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет,

Женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением:

· военнообязанных, имеющих моб. предписания, инвалидов I, II и III группы,

· беременных женщин,

· женщин имеющих детей в возрасте до 8 лет,

· а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Оснащение формирований имуществом и инструментами осуществляется за счет имущества имеющегося в образовательном учреждении.

Формирования приводятся в готовность по распоряжению директора образовательного учреждения. Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир. Готовность формирований проверяется на занятиях и тренировках по ГО, в “День защиты детей”.

Обучение в образовательном учреждении осуществляется в единой системе подготовки по ГО и ЧС, организуется и планируется на основании:

ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 21.12.94 г. № 68

ФЗ “О гражданской обороне” от 12.02.98 г. № 28

Постановлений Правительства РФ:

- №547 от 4.09.03г. “О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного”

- № 841 2.10.2000 г. “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО” (в ред. ППРФ № 501),

А также “Организационных указаний МЧС по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС на 2006–2011 г.”

Обучению подлежат следующие категории:

· директор образовательного учреждения, работник уполномоченный на решение задач в области ГОЧС, командиры формирований, руководители групп занятий, преподаватель ОБЖ);

· личный состав формирований;

· работники образовательного учреждения;

· учащиеся образовательного учреждения.

Документы, которые должны быть разработаны в образовательном учреждении по ГО и ЧС

1. Законодательные, нормативные правовые документы (законы, постановления, приказы и т.д.).

2. Документы по ГО.

3. Документы по действиям в ЧС.

4. Документы по подготовке.

Все эти документы должны находиться у работника уполномоченного на решение вопросов в области ГО и ЧС. Кроме того, согласно общим требованиям по оформлению документации на объектах, предприятиях, организациях, папка № 2 по гражданской обороне должна быть красного цвета, а папка №3 по чрезвычайным ситуациям – синего.

Организация гражданской обороны является обязательной для всех образовательных учреждений. Эта организация является сложным разносторонним делом, требующим для своего осуществления большой подготовительной работы и специальной подготовки персонала и учащихся.


Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ Схема организации ГО в школе

самозащиты

Похожая информация.