Обеспечение безопасности жизни и здоровья

Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека.

В настоящее время очевидным становится факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.

Важным является то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшейся ситуации, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Сообщение на родительском собрании.

«Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей»

Мы сегодня пригласили вас, чтоб поговорить на одну из злободневных и актуальных тем нашего времени – об обеспечении безопасности жизни детей.

Проблема обеспечения детской безопасности в наше время одна из самых

актуальных проблем всего населения. Не смотря на то, что общество в своем

развитии идет далеко вперед, дети остаются самыми уязвимыми и их

подстерегает множество опасностей угрожающих их жизни и здоровью как

дома, в быту, так и на улице.

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются

предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей.

Наше дошкольное учреждение проводит большую работу с воспитанниками в меру их возраста по воспитанию и обучению их безопасности

жизнедеятельности: это непосредственно образовательная деятельность.

Хочу напомнить самые распространенные «опасности»:

Дома: бытовые приборы, медикаменты, колющие и режущие предметы, окна

На улице: это дорога, транспорт, незнакомые люди и предметы, водные объекты, бездомные животные, ядовитые растения.

Все мы должны приложить максимум усилий, чтоб избежать любых чрезвычайных ситуаций с ребенком, а значит и с вами.

Если вы будете выполнять элементарные правила, беды можно избежать:

Не оставляйте ребенка дома одного или с несовершеннолетним!

Сразу определите предметы домашнего обихода, которыми ребенок может

пользоваться сам или с вашей помощью.

Пример: он может помочь вам пропылесосить, но не включать вилку

В электророзетку. Но он может подмести пол.

Нельзя брать медикаменты! Любые!

Нельзя брать в руки ножи, булавки, гвозди, иголки, лезвия, спички, зажигалки и др.!

Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить ребенка от возможных проблем:

Нельзя оставлять включенную плиту или опасные электроприборы без

присмотра.

емкости с горячей жидкостью, поскольку ребенок может всё перевернуть на

себя.

Электрические розетки должны иметь заглушки или поворотный механизм.

Низкие углы мебели должны быть скругленные или иметь смягчающие

накладки. Нельзя чтобы на уровне ребенка торчали острые предметы, о

которые он может пораниться.

В доме не должно быть открытых проводов.

Число домашних пожаров тоже впечатляющее, и в них гибнут дети.

Такие правила должны быть категоричны, и приниматься всеми членами семьи, родственниками и гостями и обсуждению не подлежать!

Нельзя отпускать ребенка на улицу без присмотра взрослого человека. Если

ваш ребенок идет гулять к соседским детям, отведите его, узнайте, кто из

взрослых будет смотреть за детьми, узнайте номер телефона, оставьте свой, спросите через какое время забрать ребенка.

При прогулках с ребенком всегда следите чтобы:

1. В ближайшем окружении ребенка не было неадекватных детей с

опасным поведением или предметами.

2. Смотрите, чтобы ребенок не подходил близко к качелям или каруселям.

3. Следите за тем, чтобы вокруг не находились пьяные люди или люди со

странным поведением.

4. Обращайте внимание на собак на улице, иногда даже мирное с виду

животное может внезапно напасть на ребенка.

5. Просматривайте те места, где играет ребенок, следите, чтобы там не

было шприцов, стекла и других опасных предметов.

6. Не разрешайте ребенку играть в местах, где есть острые углы, об

которые он может травмироваться, например, такие углы могут быть на

старых металлических площадках.

7. Будьте внимательно, когда находится на лестницах, возле ограждений с

острыми краями или вблизи дороги.

Учите детей, даже гуляя у своего дома, быть внимательным. Если кто-то

подошел ко двору, звать взрослых. Нельзя подходить к незнакомым людям,

нельзя разговаривать с незнакомыми. Число пропавших детей, детей, подвергшихся насилию из года в год не становиться меньше. В наших силах научить детей быть более осмотрительными, научить избегать опасности. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Никогда не думайте, что если вы будете осторожны, то это каким-то образом

отразиться на развитии ребенка. Конечно, не стоит запугивать ребенка и держать его возле юбки, но вы как взрослый человек, должны четко осознавать возможный уровень опасности и оградить собственного ребенка. При этом не последнюю очередь играют профилактические беседы с детьми, ведь часто ребята просто не представляют себе, что, например, лежащий на земле провод может их ударить электричеством.

Не запугивайте! Специалистами давно подмечено, что попытки родителей

обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные

истории, иногда приводят к обратному результату - ребенок в сложной

опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию.

Будьте внимательны к вашим детям, давайте им свободу в безопасных рамках и не переоценивайте возможности ребенка. Дети дошкольного возраста имеют множество физических и психических ограничений. Еще одной сложностью является отсутствие опыта, многие ребята просто не придают значение тем вещам, которые очевидно для них опасны. Поэтому и происходят многие трагедии, когда ребята выпадают из окон, суют спицы в розетки, обвариваются кипятком, падают в обрывы, тонут и так далее.

С достижением младшего школьного возраста возможности детей по усвоению опасностей будут расти. Они будут уже лучше видеть, осознавать источник шума, научатся контролировать тело, осознавать возможную беду. Но всё равно учтите, что их параметры тела и мозга максимально приблизятся к параметрам взрослого лишь при достижении подросткового возраста.

Бывают ситуации, когда нам, в силу обстоятельств, приходится оставить ребёнка дома одного. Именно о том, какие опасности подстерегают маленького человечка дома, мне и хочется напомнить. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться

(ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана,

соседи).

2. Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

3. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте

примером.

4. Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также

домашний адрес и телефон.

5. Исключите в квартире малейшую возможность возгорания, потопа, и прочих техногенных «катастроф». Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.

6. Уберите все предметы, которыми он может пораниться.

7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.

Блиц – опрос для родителей

Попробуйте ответить на мои вопросы.

Вопрос №1: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104-, оповестить других соседей о случившемся.

Вопрос №2: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону

101-, сообщите о пожаре соседям.

Вопрос №3: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу! » или «Нельзя! ».

А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.

(каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)

Ситуация №1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику) : «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь? » Как должна ответить девочка незнакомке?

Возможные ответы: «Вот я сейчас маму (папу) позову! »; «Простите, но я очень спешу! ».

Ситуация №2: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

Возможные ответы:

Везде бегать и искать маму.

Стоять на месте, где потерялся.

Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь.

Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

Обратиться к продавцу в магазине за помощью.

Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.


  • 1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации
  • 1.3.2. Культура безопасности жизни человека
  • 2.1. Национальная безопасность России
  • 2.1.1. Концепция национальной безопасности России
  • 2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе
  • 2.1.3. Система национальных интересов России
  • 2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
  • 2.1.5. Государственный материальный резерв
  • 2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских работников
  • Раздел I данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
  • 2.2. Современные войны и средства поражения
  • 2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты
  • 2.2.2. Определение и классификация войн и
  • 2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы
  • 3. Безопасность общества и личности
  • 3.1. Основы организации системы безопасности
  • 3.1.1. Безопасность общества и личности
  • 3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека
  • 3.1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности
  • Как действовать при нахождении на митинге (в толпе):
  • Аварии на автомобильном транспорте.
  • Аварии на железнодорожном транспорте.
  • Правила безопасности на водном транспорте.
  • Меры безопасности при купании.
  • 3.1.9. Безопасность жизни детей
  • Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного?
  • 4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.1. Организация защиты населения в мирное и военное
  • 4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
  • 2. Закон рф « о гражданской обороне» №28 - фз от 12.02.1998г.
  • Постановление Правительства рф «о подготовке населения в области защиты от чс природного и техногенного характера» 04.09.2003г. №547 .
  • 4.1.2. Система защиты населени от поражающих
  • 4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
  • Организация оповещения населения.
  • Эвакуация населения.
  • 4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
  • 4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
  • 4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
  • 4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
  • 4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения
  • 4.1.8. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
  • 4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.2.2. Защитные сооружения
  • 4.2.4.Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)
  • 4.2.7. Специальная и санитарная обработка поражённых в чс
  • 5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинского
  • 5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях
  • 5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала
  • 5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала
  • 2.Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов.
  • 3.Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами.
  • 4.Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.
  • 5.Особенности обеспечения психологической безопасности медперсонала.
  • 5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций
  • 5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов
  • 5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций
  • 5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима в специализированных отделениях больницы
  • 5.2.7. Санитарная обработка пациентов
  • Алгоритм эвакуации – а, Тс, Тн, нт.
  • Обеспечение готовности к эвакуации в обычном режиме работы:
  • 1.2.1. Безопасность жизни человека

    Безопасность жизни человека - это такое состояние его организма в течение жизни, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти или болезням и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей.

    Решение проблемы безопасности жизни состоит в обеспечении комфортных условий для проживания людей, в защите человека от воздействия вредных факторов окружающей среды, превышающих нормативно - допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности!

    Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизни человека является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «Человек – окружающая среда».

    Основополагающая формула безопасности жизни человека это предупреждение любой потенциальной опасности.

    28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации N 390-ФЗ «О безопасности». Он определяет основные принципы и содержание деятельности граждан нашей страны по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции всех органов государственной власти в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

    1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека

    Существуют следующие виды безопасности :

      национальная безопасность;

      экологическая безопасность;

      промышленная безопасность;

      пожарная безопасность;

      информационная безопасность;

      экономическая безопасность;

      военная безопасность;

      внутренняя безопасность;

      внешняя безопасность.

    Национальная безопасность – это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

    Обеспечение национальной безопасностиэто комплекс политических, военных, экономических, социальных, здравоохранительных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормального существования и устранение возможных угроз личности, обществу и государству.

    Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

      защиту государственного строя;

      защиту общественного строя;

      обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государства;

      обеспечение политической и экономической независимости нации;

      обеспечение здоровья нации;

      охрана общественного порядка;

      борьба с преступностью;

      обеспечение безопасности от чрезвычайных ситуаций.

    Для обеспечения национальной безопасности в государстве создаются специальные органы.

    Органы обеспечивающие национальную безопасность :

      вооружённые силы;

      службы разведки и контрразведки;

      правоохранительные органы;

      санитарно-эпидемиологическая служба.

    Экологическая безопасность -это предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения факторов биосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов в результате деятельности человека.

    Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или техногенным воздействием человека на окружающую среду.

    Промышленная безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах и их последствий.

    Это достигается с помощью охраны труда, улучшением условий труда, механизацией и роботизацией производства, повышением профессионализма работников.

    Основная цель охраны труда – это сохранение жизни и здоровья работников.

    Вполне возможны чрезвычайные ситуации, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может причинен без чрезвычайных ситуаций. Такое может произойти например, при нарушении санитарно-гигиенических требований к производственному процессу.

    Пожарная безопасность – это состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

    Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

    Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды.

    Защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение системы обеспечения информационной безопасности данного объекта.

    Экономическая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода, который позволяют поддержать приемлемый уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

    Она включает в себя :

      сохранение платежеспособности;

      возможность планирования будущих денежных доходов;

      безопасность занятости.

    Экономическая безопасность государства это такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов .

    Военная безопасность - защищенность личности, общества и государства от военных угроз .

    Это также состояние, когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности.

    Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты :

      внешние аспекты - отражают способность сдерживать военную силу извне;

      внутренние аспекты - охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны .

    Внутренняя безопасность - это безопасность внутри страны .

    В России существует коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стоны населения. Появилось, то, чего раньше не было - массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги. Всё это существенным образом дестабилизирует обстановку в стране и повышает градус недовольства населения таким положением дел.

    Внешняя безопасность - это отсутствие опасностей исходящих от угроз вне государства, направленных на его дестабилизацию, потерю суверенитета и даже на его уничтожение.

    Она исходит из политических, экономических, социальных ситуаций в других странах.

    Главная внешняя опасность на сегодняшний момент это международный терроризм .

    В мире появилось много террористических групп, разного толка, названия, назначения, направления и вероисповедания. Есть террористические группы и в России. Большая озабоченность для России - это размещение близ границ с Россией ракет и баз НАТО. Немаловажный вопрос для России - это слабая защита границ государства, особенно на Дальнем востоке. Россия огромная, богатая страна, и многие мечтают раздробить Россию и заполучить её богатства. Внешняя безопасность России также зависит от иных факторов, происходящих в мире, как-то: войны, природные катаклизмы, возможно, космические факторы и угрозы. Россия должна быть готова в любое время защитить себя при внешней угрозе и по возможности помочь защититься иным странам при их прошении о помощи.

    Направления деятельности по обеспечению безопасности жизни человека – это элементарные составляющие этого процесса

    Направления безопасности жизни человека позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «человек - окружающая среда», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений.

    Направления безопасности жизни человека могут быть применены в различных сферах :

    • медицине;

      организации труда;

    По сфере реализации, т.е. в зависимости от того, где они применяются направления безопасности жизни могут быть подразделены на :

      инженерно-технические;

      методические;

      медико-биологические.

    По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются направления безопасности жизни человека подразделяются на следующие группы:

      ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности. К ориентирующим направлениям относятся - направления системного подхода, профессионального отбора, нормирования негативных воздействий и т.п .;

      управленческие , к ним относятся - направления контроля, стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, направления ответственности, обратных связей и др.;

      организационные , к ним относятся - защита временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, направление рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.;

      технические, э та группа направлений подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

    Направления обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

    Методы обеспечения безопасности.

    Метод - это путь достижения цели, исхо­дящий из знания наиболее общих закономерностей.

    Методы обеспечения безопасности:

      предотвращение нападения (разрыв дистанции, уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении) ;

      повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);

      создание системы защиты;

      создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;

      уничтожение (или изоляция) источников угроз.

    Способы обеспечения безопасности.

    Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных.

    Человек ищет способы защиты от опасностей :

      предвидением развития событий;

      оценкой последствий своих действий;

      анализом причин опасностей;

      выбором наиболее эффективного варианта действий.

    Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации, но и, предвидя опасности, старается избежать их. Установив причины опасностей, своей деятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин.

    Именно преобразовательная деятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

    Средства обеспечения безопасности - это специальные устройства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных факторов окружающей среды .

    Средства обеспечения безопасности человека:

      коллективные;

      индивидуальные.

    Ели взять техносферу, то в настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды, то это коллективные средства обеспечения безопасности. Использование прочных кабин, очков, масок, касок и др.- это индивидуальное обеспечение безопасности.