Наказание за движение по обочине. Штрафы за движение по обочине. Кто может ездить по обочине

Когда водитель торопится куда-либо, и перед ним образовался затор, первая мысль, которая приходит в голову – свернуть на обочину и опередить “пробку” по ней. Но мало того, что такое действие само по себе образует состав правонарушения, существует риск сбить пешехода или велосипедиста, которым разрешается движение по обочине.

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

ПДД дают определение такому понятию, как обочина.

Если же автолюбитель осуществляет движение по левой обочине в тех местах, где Правилами запрещено движение и обгон по встречной полосе, наказание будет куда более серьезным. Помимо нарушения правил расположения ТС на дороге и маневрирования, водитель нарушит еще и требование о недопустимости движения по “встречке”.

Важно! В случаях, когда водитель выезжает на встречную полосу, в том числе, и на левую обочину, проступок будет классифицироваться по ч. 4 ст. 12.15. КоАП, если были нарушены требования знаков или разметки, а также по ч. 1 этой же статьи (на основании норм – несколько правонарушений).

Наказание в таком случае:

  • денежный штраф 5000 р. или же изъятие ВУ на время от 4 до 6 мес.;
  • денежный штраф 1500 р.

Вторичное нарушение ПДД

Если водителя повторно заметят за движением по встречной обочине, ответственность будет грозить уже по ч. 5 ст. 12.15., предусматривающей:

  • лишение прав на 1 год – если нарушение зафиксировал сотрудник ДПС;
  • штраф за езду по обочине 5000 рублей – если нарушение зафиксировали камеры фото-/видеофиксации.

Обратите внимание! Прогрессивная модель наказания действует только в случае езды по обочине с выездом на встречку. При движении по правой обочине наказание каждый раз будет одинаковым.

Размер

Согласно ч. 1 ст. 12.15. КоАП, размер штрафа за езду по правой обочине составляет 1,5 тыс. рублей. Иных видов наказания не существует – за это не лишают прав. При согласии водителя с вмененным ему нарушением инспектор составляет постановление, в иных случаях – административный протокол.

Если при езде по обочине было совершено другое правонарушение, или даже преступление (например, наезд на пешехода), ответственность последует за каждое нарушение (преступление) в отдельности.

Закон о езде по обочине

Важный нюанс, который должны запомнить все автомобилисты. Закон не регламентирует пройденное расстояние по обочине, после чего назначается штраф.

Нужно как можно меньше времени проводить на обочине, стараясь сразу выехать на проезжую часть. Так и опасности другим участникам движения меньше, и вероятность привлечения к административной ответственности ниже.

Фото и видеофиксация на МКАДе

В небольших населенных пунктах не всегда удается фиксировать неправомерные движения ТС по правым или левым обочинам. Но в крупных городах дела обстоят по-другому. Во многих “миллионниках” установлены автоматические средства фиксации, такие как фото- или видеокамеры.

В Москве наибольшее число автоматических регистраторов нарушений, в частности, на МКАДе. В апреле 2015 года на кольцевой автодороге установили 100 приборов.

Уже за первый квартал работы техника зафиксировала более 80000 водителей, нарушающих ПДД. Всем им были отправлены официальные требования по почте о необходимости оплатить штраф.

Если водителя обнаружит прибор автоматической фиксации, придется заплатить штраф за езду по обочине на МКАДе – 1,5 тыс. рублей – так же, как и при остановке сотрудником ГИБДД.

Важно! По некоторым статьям КоАП в городах федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, установлены повышенные размеры штрафов за отдельные нарушения ПДД. Однако за движение по обочине МКАДа ответственность такая же, как и в регионах – штраф 1500 рублей.

Как опротестовать

В говорится о запрете движения ТС по обочинам (кроме специальных исключений). Эту норму закона следует понимать буквально – то есть нельзя именно ехать по обочине, а вот осуществлять заезд для остановки или стоянки, или же, наоборот, выезд, можно. В противном случае, как бы водитель мог попасть на обочину, не съехав на нее?

Именно на этом аспекте многие инспекторы и предпочитают ловить нарушителей. В тот момент, когда водитель выезжает на проезжую часть с обочины, или же съезжает с дороги для остановки, сотрудники полиции и останавливают машины.

Если движения по обочине как такового не было, следует заручиться поддержкой свидетелей и очевидцев. Не помешает также доказывать инспектору на месте об отсутствии состава правонарушения. Если машина оборудована видеорегистратором, нужно заявить ходатайство о приложении видеофайла к материалам дела.

Важно! Обжаловать постановление можно в стандартный 10-дневный срок. Подать на незаконные действия можно как в суд, так и в территориальное подразделение ГИБДД.

Как правило, жалобы в суд не подаются, а рассматриваются на местном уровне (в ГИБДД). Многие автомобилисты считают, что лучше оплатить штраф 1500 рублей, чем искать хорошего адвоката и тратить время на сбор доказательной базы.

Обгон по обочине встречной полосы

Ни в ПДД, ни в КоАП нет такого понятия, как запрет на движение по обочине встречной полосы. Но это не значит, что по встречной обочине можно ездить. Но вот по какой статье идет классификация данного деяния?

Ч. 4 ст. 12.15. регламентирует ответственность за выезд на встречку в нарушение ПДД. В ПДД дано определению обгону – это опережение ТС, которое связано с выездом на встречку (сторону проезжей части).

Поскольку движение по обочине, относящейся к другой проезжей части, это, по сути, обгон, то действуют все правила и запреты, связанные с обгоном.

Важно! При движении по обочине, которая примыкает к полосе встречного движения, наказание последует по ч. 4 и ч. 1 ст. 12.15. Такая норма следует из положений ст. 4.4., в которой говорится о наложении наказания за каждое административное правонарушение в отдельности.

Парадоксы КоАП

В КоАПе содержится подробное описание касаемо специфики наказаний, а вот технические нюансы не регламентированы. Так, автомобилист легко может заработать штраф, просто припарковавшись на тротуаре там, где это разрешено (не создает помех для пешеходов).

В общем случае, ситуация выглядит так:

  • водитель останавливает машину в положенном месте;
  • после выезда на дорогу он замечает, что инспектор ГИБДД все видел;
  • ДПС-ник предъявляет обвинение в нарушении ПДД;
  • получается, что останавливаться можно, а ездить нет;
  • автолюбителю выписывают штраф за то нарушение, которого он не совершал.

Езда по обочине, согласно ПДД – это правонарушение, которое облагается штрафом. Штраф за данный маневр был введен уже давно и формулировка, за что налагается взыскание, остается неизменной, меняется лишь размер наказания. Чаще всего автолюбители двигаются по краю дороги, чтобы объехать пробку. Однако вряд ли ссылка на срочные дела помогут им в данном случае избежать взыскания, которое назначит инспектор ГИБДД. Сегодня мы расскажем, какой штраф за езду по обочине автолюбителям придется заплатить в 2017 году.

Как гласит пункт 1.2 правил дорожного движения, под обочиной следует понимать крайнюю часть проезжей части. От основной дороги ее чаще всего отличает другой тип покрытия. Помимо этого, обочина бывает обозначена разметкой 1.2.1 или 1.2.2.

Движение по обочине строго запрещено, поскольку может создать угрозу для пешеходов, находящихся в это время на ней либо для велосипедистов. Об этом гласит пункт 9.9 правил дорожного движения.

Автолюбитель может поворачивать на обочину только для того, чтобы припарковать на время свое транспортное средство и только с правой стороны проезжей части. Об этом говорится в пункте 12.1 правил дорожного движения. Также в нем рассказывается, когда можно совершить остановку на левой стороне обочины, а именно:

  • С одной полосой движения транспортных средств. В данном случае стоянка автомобиля на обочине разрешается для каждого направления и только при отсутствии посредине дороги трамвайных путей.
  • При одностороннем движении. Если речь идет о транспортных средствах, чья грузоподъемность более 3,5 тонн, то им разрешается вставать с левой стороны обочины только для того, чтобы выгрузить и (или) загрузить груз.

Движение по обочине разрешено для:

  • автотранспорта служб коммунального хозяйства;
  • автотранспорта служб дорожного хозяйства;
  • автотранспорта, подвозящего груз к объектам для погрузки-выгрузки, если таковые находятся вблизи края дороги.

Помимо этого, двигаться по обочине, не создавая помех пешеходам, разрешается:

  • велосипедистам, чей возраст перешел отметку в 14 лет, если при этом на дороге отсутствуют специальные места для движения велосипедов (пункты 24.2 и 24.6 ПДД);
  • мопедам (пункт 24.7 ПДД);
  • гужевому транспорту и вьючным животным (пункт 25.5 ПДД).

В остальных случаях подобные маневры запрещены. Какой штраф за езду по обочине придется заплатить автолюбителям, об этом речь пойдет далее.

Штраф за езду по обочине

Штраф за обочину предусмотрен статьей 12.15 части 1 КоАП. Если говорить о том, сколько составляет его размер, то сумма взыскания определена в 1500 рублей. Такое наказание назначается в том случае, если автолюбитель совершил объезд по обочине с правой стороны .

Чаще всего такой маневр совершается для объезда затора на дороге. Многие активисты считают, что наказание в 1500 рублей слишком мягкое и предлагают ввести более суровое взыскание. Однако на сегодняшний день КоАП в этой части пересмотрен не был.

Штраф за движение по краю дороги, а именно – по обочине может иметь больший размер.

Если автолюбитель свернул налево для объезда пробки, и совершил маневр по левой стороне обочины , то это уже считается грубым нарушением ПДД. В данном случае последует не только наказание за езду по обочине, а и за выезд на встречную полосу движения. Размер штрафа в такой ситуации может составить 5000 рублей.

Помимо этого, автолюбитель, объезжавший затор с левой стороны обочины, может быть подвергнут более суровому наказанию. Сотрудник ГИБДД, зафиксировавший данное правонарушение, имеет право передать дело в суд, чтобы виновника лишили прав. Срок в данном случае может составить от 4 месяцев до полугода. Если в течение года данное правонарушение оштрафованный автолюбитель совершит повторно, то он имеет все шансы стать пешеходом на 1 год.

Помимо того, что запрещено ездить по краю дороги, запрещено также объезжать впередиидущий транспорт в том случае, если автолюбитель не сумеет вернуться на полосу движения, не создав при этом помех другим участникам дорожного движения. Это предусмотрено пунктом 11.2 ПДД. В том случае, если сотрудник ГИБДД квалифицирует нарушение правил именно по этому пункту, то размер штрафа составит 5000 рублей. Это наказание предусмотрено статьей 12.15 части 4 КоАП. Помимо этого, данное правонарушение может иметь более суровое наказание в виде лишения автолюбителя водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода. Повторное правонарушение имеет взыскание в виде лишения прав сроком на 1 год.

Выписать штраф за езду по краю дороги может сотрудник ГИБДД. Также квитанция со штрафом может прийти по почте, если правонарушение было зафиксировано камерой видеонаблюдения. Лишить водителя прав может только суд.

Автолюбитель, поворачивающий на обочину дороги, создает помехи и угрозу для других транспортных средств, а также пешеходов. Поэтому данный маневр подвергается взысканию. Даже при движении по краю дороги с аварийным сигналом не является исключением. Избежать наказания не получится в любом случае, поэтому лучше всего набраться терпения и переждать пробку.

Информация на сайте актуальна в 2018 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2019 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.

Очень часто водители, желая сэкономить время и не стоять при этом в пробках, выезжают за пределы дороги. В народе и согласно ПДД они именуются обочиной.

Однако возможна ли езда по обочине, и какими неприятностями она чревата для водителя? Ведь на полосах движения могут быть разные ситуации.

В этой статье:

Что такое езда по обочине

В обиходе и согласно ПДД обочиной принято считать территорию, расположенную вне проезжей части. Порою по ней двигаться безопаснее, чем по основной магистрали. Однако, несмотря на все кажущиеся преимущества, такой маневр может представлять опасность для других участников движения.

Также, выезд на обочину может быть чреват и последствиями и для самих водителей, ведь в гололед или в туман можно выехать на полосу встречного движения со всеми вытекающими последствиями.

Сейчас существует не один пункт правил за езду по обочине. Так, пункт 9.9 ПДД запрещает езду по обочине за исключением стоянки. Кроме того, отдельные поблажки существуют и для обладателей велосипедов или мопедов, при условии, что они своим движением не мешают пешеходам.

Например, в правилах есть пункт 24.7, который разрешает двигаться по обочине водителям мопедов.

Какой размер штрафа за езду по обочине

В настоящее время административная ответственность за езду по обочине предусмотрена статьей 12.15 КоАП РФ. И если соответствующий факт будет зафиксирован сотрудником ГИБДД или внешними системами наблюдения, то водитель может быть оштрафован на 1500 рублей. Не исключено, что в ближайшее время будут приняты поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за данное нарушение.

Наказание за езду по обочине может быть строже, если водителем был допущен одновременно выезд на встречную полосу. Тогда размер штрафа за езду по обочине может составить свыше пяти тысяч рублей.

Вдобавок, такими своими действиями можно поставить под удар и водительские права. В зависимости от степени тяжести нарушения их могут забрать на срок от 4-х месяцев до полугода.

Штраф выписывается инспектором ГИБДД, остановившим автомобиль. Если же нарушение правил движения было зафиксировано внешними камерами, то постановление придет водителю по почте. К нему обязательно должна быть приложена и фотография машины.

Можно ли оспорить наказание

Любые санкции, примененные к водителю сотрудником в форме, не являются истиной в последней инстанции. И езда по обочине в этом отношении не является исключением. Тем более, что при фиксации нарушения с помощью техники, установленной на дороге, всегда существует вероятность ошибки. Ведь в поле зрения объектива часто попадает не та машина.

Часто допускаются нарушения и при составлении протокола об административном правонарушении. Например, не опрашиваются свидетели или отсутствуют понятые. Это также может быть причиной для отмены наложенных санкций.

Итак, получив постановление, в котором выписан штраф, водитель должен подать на него жалобу в орган ГИБДД, а лучше всего – в суд. Для этого ему или его юристам закон отводит 10 дней. Если изложенные в жалобе доводы окажутся убедительными, водитель избежит административного наказания. В противном случае у нарушителя есть 2 месяца на оплату штрафа.

Но в большинстве случаев вам полагается штраф. Сделано это, чтобы облегчить движение на крупных трассах, а так же в целях уменьшения аварийных ситуаций. Штраф позволяет:

  1. Механические средства.
  2. Тракторы.
  3. Медленный транспорт.
  4. Коммунальный транспорт.


Езда по обочине

Внимание


  • 3 Штрафы за нарушение
  • Штраф за езду по обочине

    • Понятие «Обочина» в ПДД ↓
    • Противоречия штрафа ↓
    • Езда по встречной обочине ↓

    Дорога состоит из:

    1. Проезжей части.
    2. Обочины.
    3. Тротуаров.
    4. Трамвайных путей.
    5. Разделительных полос.

    При этом вы также не должны мешать движению пешеходов. Если же обочины нет, то движение велосипедиста осуществляется по проезжей части, но не далее 1 метра от правого края.

    Какой штраф за езду по обочине: размер штрафа, фиксация, ответственность

    Также по обочине могут ездить водители мопедов. Допускаемое расстояние – 1 метр от правого края. Выезд далее разрешается, если нужно объехать препятствие или для осуществления поворота/разворота. Согласно п.25.2 Правил Дорожного Движения в один ряд по обочине могут ехать гужевые повозки. Езда по встречной обочине Отдельным правонарушением является езда по встречной обочине. Такое возможно, если выехать с второстепенной дороги на главную и попасть в пробку.

    Если у вас есть собственный автомобиль, ездить на нем желательно непосредственно по дороге общего пользования. Если вы решите проехать на своем авто там, где это делать запрещено законом, придется уплатить штраф. Пока в большинство городов России штраф придется платить только в том случае, если свидетелем вашей езды по обочине станет инспектор ГИБДД, остановит вас и выпишет протокол. В больших городах действуют системы автоматической фиксации нарушения на многих участках дороги, что позволяет рассылать «письма счастья» с немалыми штрафами.

    Сегодня мы поговорим о целесообразности, природе, а также размере штрафа при езде по обочине. Эта финансовая санкция может быть наложена, согласно нынешним правилам дорожного движения и положениям КоАП, на любого водителя, который решил объехать препятствие по обочине или просто движется на своем автомобиле по этой самой обочине.

    Размер штраф за нарушение езды по обочине в 2018 году

    Здесь есть несколько противоречащих факторов.

    Главные противоречия штрафа за езду по обочинам

    В КоАП прекрасно расписали сумму штрафа и процесс его наложения, но вот о технических моментах явно не подумали. К примеру, водитель может запросто получить штраф за езду по обочине, если он парковал свой автомобиль на этой самой обочине, вполне соблюдая правила дорожного движения. Ведь в правилах есть пункт, который позволяет парковать авто на тротуаре и в пешеходной зоне, если для движения пешеходов остается достаточно места.

    Тем не менее, этот пункт правил очень сложно доказать инспектору, который после введения штрафов за езду по обочине активно старается найти нарушителей этой сравнительно новой нормы. Кстати, придумали данную норму правил и провели инициирование ее внедрения общественные организации, так что народ сам себе подставил неприятные моменты в следующих случаях:

    • водитель паркует автомобиль на обочине в положенном для этого процесса месте;
    • при выезде с данной обочины оказывается, что рядом находится инспектор ГИБДД;
    • инспектор вполне законно останавливает водителя и предъявляет обвинение в нарушении ПДД;
    • выходит, что стоять на обочине можно, а вот двигаться по ней запрещено;
    • водитель получает протокол с обязательством уплатить определенную сумму денег;
    • теперь абсолютно невиновный владелец авто стал беднее на немалую сумму штрафа.

    Такие особенности действительно делают механизм наложения штрафа несколько непонятным. Большинство инспекторов закрывают глаза на проявления съезжания с обочины, но помните, что сотрудник дорожной полиции имеет все права для остановки водителя в том случае, если он производит движение по обочине в любом проявлении такого правонарушения.

    Тем не менее, такая норма закона диктовалась необходимостью разгрузки движения в больших городах. Объезжая пробки, многие принимали решение ехать по тротуарам, чем сильно мешали движению пешеходов, а также обостряли аварийную обстановку. Тем не менее, подобные решения должны быть качественно продуманы со стороны государства, а не просто внедрены без должного согласования с иными законами.

    Размер штрафа за езду по обочине и особенности его наложения

    Пока прецедентов автоматической фиксации подобного нарушения не было известно. Тем не менее, камеры на дорогах настроены на улавливание таких нарушителей. Зачастую штрафы выписываются за движение по тем обочинам, ширина которых не превышает четыре метра. В таком случае водитель при выезде на подобный тротуар однозначно нарушает правила дорожного движения.

    Размер штрафа является фиксированным и составляет 1500 рублей. Согласитесь, немалая сумма за привилегию поездить по пешеходной зоне. Выписать штраф может любой инспектор ГИБДД, находящийся при исполнении служебных обязанностей. Введение такого положения, конечно, несколько усложняет жизнь российского автомобилиста, но вместе с тем происходит и некоторое облегчение дорожной ситуации, благодаря такому действию закона:

    • достаточно большая сумма штрафа предупреждает водителей от выезда на обочину;
    • с момента внедрения данного положения количество травм пешеходов от авто на обочинах реально снизилось;
    • пробки перестали создавать парализованное движение по всей ширине проезжей и пешеходной части;
    • для пешеходов гарантируется комфорт и безопасность передвижения по улицам города;
    • решилась проблема с парковкой на пешеходных зонах, где совсем не остается места для людей;
    • при согласовании с остальными нормами закона данная поправка будет работать действительно хорошо.

    Единственным недостатком такого положения для общества является несогласование с другими положениями о штрафах и нарушениях дорожных правил. Тем не менее, положительный эффект от внедрения такого запрета присутствует. Если законодательное действие имеет реализацию в снижении количества травм на дорогах и прочих видов дискомфорта в отношениях водителя и пешехода, значит, оно выполняет свои главные задачи.

    Современные правила нацелены на создание равноправной и комфортной обстановки на дороге. Но власти больших городов должны параллельно решать возникшие проблемы перенасыщения улиц транспортом. Для этого следует строить новые дороги, вводить запреты на въезд в центральные части города и регулировать количество машин прочими методами. Штрафы — это не самый действенный вариант. Правда, иногда езда по обочине оказывается не самым лучшим вариантом ускорения поездки, как в следующем варианте:

    Подводим итоги

    Одним из главных положительных эффектов запрета на движение по обочинам стало снижение ДТП с участием пешеходов и автомобилей. Такая тенденция говорит о том, что поправка принималась не зря. Тем не менее, техническая реализация инициативы не слишком качественная, потому возникают определенные проблемы с соответствием принятого текста в КоАП уже существующим положениям.

    Заплатить штраф в 1500 рублей имеют все шансы и те, кто совершенно не нарушает правила дорожного движения. Обратите внимание, при патрулировании на выездных участках инспекторы ГИБДД нередко останавливают свой автомобиль на обочине. До этого им приходилось однозначно ехать по этой обочине, так что напарник инспектора, который пребывал за рулем, должен по закону оштрафовать своего коллегу. Попадали ли вы под действие этой относительно новой нормы?

    Социальные комментарии Cackl e

    Но в большинстве случаев вам полагается штраф. Сделано это, чтобы облегчить движение на крупных трассах, а так же в целях уменьшения аварийных ситуаций.

    Штраф за езду по обочине какое грозит наказание водителю

    Штраф позволяет:

    • оградить автомобилистов от лишних выездов на обочину;
    • уменьшить количество аварийных ситуаций и травм пешеходов и велосипедистов;
    • решить вопрос с парковками, которые теперь осуществляются в специально отведенных местах.

    Кому можно ездить по обочине? Есть ряд транспортных средств, которым все же разрешено ездить по обочине:

    1. Механические средства.
    2. Тракторы.
    3. Медленный транспорт.
    4. Коммунальный транспорт.
    5. Дорожно-эксплуатационный транспорт.
    6. Транспорт, который подвозит грузы к торговым и другим объектам.

    По обочине разрешается ездить велосипедистам при условии отсутствия велосипедной дорожки.

    Сколько составляет штраф за езду по обочине в 2017 году

    Фактически, находящийся за рулём человек имел возможность искать такое место, двигаясь в общем потоке машин и не нарушая правил.
    Видео:Мгновенная и беспощадная карма обочечников Жителям крупных российских городов становится всё труднее оправдывать свои действия при выезде на обочину.

    Способы предотвращения штрафа Противоречия статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях позволяют водителям оспаривать факт нарушения.

    Согласно этой статье, транспортное средство не может ехать по этому участку, но допускает возможность стоять на этом месте.

    Езда по обочине

    Ранее штраф за езду по обочине составлял 500 рублей, затем его сумма поднялась до 1000 рублей.

    На данный момент статья 12.15 КоАП определяет размер штрафа – 1500 рублей.

    Внимание

    Отметим, что термин обгон в данном случае неприемлем, поскольку он определяет выезд автомобиля на встречную полосу движения для объезда впереди идущего транспортного средства.

    А объезд препятствия или другого транспортного средства (которое не обязательно является препятствием) по правой стороне определяется как езда по обочине и наказывается штрафом.
    С учетом того, что суммы штрафов на данный момент небольшие, многие водители рискуют передвигаться по правой стороне для объезда пробки или неровного участка дороги.

    Чтобы снизить численность подобных нарушений, на данный момент активно обсуждается идея повышения штрафов.

    Будет ли штраф за езду по обочине и какой?

    Во время такого движения каждое неосторожное движение руля, нажатая педаль тормоза и встретившаяся на пути колеса неровность почвы могут привести к потере водителем контроля над машиной. Результатом этого может стать серьёзная авария с неприятными последствиями, включая тяжёлые травмы и даже смертельные случаи.

    Проезд водителя по встречной обочине Для водителей, которые совершают не обгон справа по обочине, а выезжают на неё слева, наказание будет более серьёзным.

    Размеры штрафа в этом случае увеличиваются. При первом нарушении п.

    Штрафы за движение по обочине

    Что нужно знать Под определением “обочина” подразумевается часть дороги, которая различается от основного типа дорожного полотна.
    Согласно утвержденным правилам дорожного движения, основным предназначением обочины принято считать передвижение по ней пешеходов либо велосипедистов, включая возможность парковки транспортного средства по мере необходимости.

    Передвижение транспортных средств по обочине законом признается таковым, как грубое правонарушение.Основные последствия от передвижения по обочине отображены в ПДД.

    Разрешена ли езда по обочине? штрафы за нарушение

    • 1 Обозначение термина «обочина»
    • 2 Правила движения транспорта по обочинам
    • 2.0.1 Видео:Движение По Обочине - Главная дорога.
  • 3 Штрафы за нарушение
  • 3.0.1 Видео: Езда по обочине, опасная обочина, правила ПДД
  • 4 Проезд водителя по встречной обочине
  • 4.0.1 Видео:Мгновенная и беспощадная карма обочечников
  • 5 Способы предотвращения штрафа
  • Обозначение термина «обочина» Для того чтобы не нарушать правила, каждому водителю следует знать, что такое обочина по ПДД. Нередко этим термином называют участки, расположенные непосредственно по бокам от основной дороги. В правилах это понятие расшифровывается как расположенная у проезжей части территория, которая не только отличается видом покрытия, но и обозначается специальной разметкой.

    Штраф за езду по обочине

    Правила движения транспорта по обочинам ПДД РФ (п. 9.9) запрещают движение транспорта и по разделительным полосам, и по обочинам – кроме случаев выезда на эти участки для парковки автотранспорта.

    Пункт правил касается, в первую очередь, правой стороны трассы. Однако в определённых случаях машину можно остановить на территории населённых пунктов и слева на обочине:

    • при однополосном движении с каждой стороны и отсутствии трамвайных линий посередине дороги;
    • на трассах, по которым осуществляется только одностороннее движение.
    • Понятие «Обочина» в ПДД ↓
    • Наказание за движение по обочине ↓
    • Противоречия штрафа ↓
    • Кому можно ездить по обочине? ↓
    • Езда по встречной обочине ↓

    Для чего предназначена обочина? Кто может ездить по обочине и в каких случаях водитель будет оштрафован при выезде на нее – все это разберем в данной статье. Понятие «Обочина» в ПДД Обочина является составной частью дороги, которая, в свою очередь, представляет собой поверхность земли, обустроенную и используемую для движения любых транспортных средств.

    Дорога состоит из:

    1. Проезжей части.
    2. Обочины.
    3. Тротуаров.
    4. Трамвайных путей.
    5. Разделительных полос.

    Дорога может быть частью земельного участка, либо это искусственно созданная местность.

    Участок обочины отделяется от проезжей части дороги горизонтальной линией.

    Езда по обочине или плевок против ветра

    Единственное условие, когда водитель может выехать на обочину, – это временная остановка. Выезжая на обочину, вы создает следующие ситуации:

    1. Мешает движению пешеходов и велосипедистов.
    2. Поднимаете пыль, которая мешает нормально продвигаться другим машинам.
    3. Затрудняете движение при возвращении на дорогу.

    За передвижение по обочине предусматривается административное наказание. Регулируется это статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за езду по обочине периодически повышается из-за несоблюдения правил. Изначально он составлял 500 рублей, сейчас вам уже нужно будет заплатить 1500 рублей. Многих водителей такой штраф не пугает, поэтому нарушения имеют место быть.

    Какой штраф за езду по обочине

    При этом вы также не должны мешать движению пешеходов. Если же обочины нет, то движение велосипедиста осуществляется по проезжей части, но не далее 1 метра от правого края. Также по обочине могут ездить водители мопедов. Допускаемое расстояние – 1 метр от правого края. Выезд далее разрешается, если нужно объехать препятствие или для осуществления поворота/разворота. Согласно п.25.2 Правил Дорожного Движения в один ряд по обочине могут ехать гужевые повозки. Езда по встречной обочине Отдельным правонарушением является езда по встречной обочине. Такое возможно, если выехать с второстепенной дороги на главную и попасть в пробку.

    Водители, которые не любят терпеть или очень спешат, сворачивают на встречную обочину и объезжают автомобили.

    В данном случае наказание последует более серьезное, чем штраф в размере 1500 рублей.

    Борьба с несанкционированной торговлей

    Рабочая группа Администрации Неклиновского района проводит мониторинг незаконной торговли в неустановленных местах.

    С 20 ноября вступают в силу новые штрафы ГИБДД

    В целях усиления контроля над использованием придорожной полосы автомобильных дорог района согласованы планы мероприятий по упорядочению торговли в придорожной полосе автодорог федерального, областного и местного значения в Неклиновском районе.

    В ходе совместных проверок специалистов администраций района и сельских поселений и сотрудников Отдела МВД России по Неклиновскому району выявлено, что торговля в придорожных местах зачастую ведется с множеством нарушений. Как правило, у продавцов отсутствуют документы на занятие данным видом деятельности, личные медицинские книжки. Вызывает серьезные опасения и качество предлагаемого товара - пролежавшие целый день на обочине проезжей части фрукты, овощи и другие продукты впитывают вредные выхлопные газы.

    Но торговля у дороги запрещена не только потому, что на продаваемые продукты отсутствуют сертификаты соответствия, но и потому, что стихийные мини-рынки у проезжей части отвлекают внимание водителей, создают аварийные ситуации, так как нарушаются правила дорожного движения.

    В результате проверок с 1 июля этого года выявлено 19 административных правонарушений, составлено 19 административных протоколов по ст. 8.2 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 г.

    Жителям района, реализующим вблизи своих домов вдоль дорог выращенные на приусадебных участках овощи и фрукты, даны разъяснения о том, что их действия относятся к административным правонарушениям, влекущим наложение штрафа в размере от 1 тысячи рублей.

    Рабочая группа Администрации Неклиновского района проводит мониторинг незаконной
    торговли в неустановленных местах. В целях усиления контроля над использованием
    придорожной полосы автомобильных дорог района согласованы планы мероприятий по
    упорядочению торговли в придорожной полосе автодорог федерального, областного и
    местного значения в Неклиновском районе.В ходе совместных проверок специалистов администраций района и сельских поселений и
    сотрудников Отдела МВД России по Неклиновскому району выявлено, что торговля в
    придорожных местах зачастую ведется с множеством нарушений. Как правило, у продавцов
    отсутствуют документы на занятие данным видом деятельности, личные медицинские
    книжки. Вызывает серьезные опасения и качество предлагаемого товара - пролежавшие
    целый день на обочине проезжей части фрукты, овощи и другие продукты впитывают
    вредные выхлопные газы.Но торговля у дороги запрещена не только потому, что на продаваемые продукты
    отсутствуют сертификаты соответствия, но и потому, что стихийные мини-рынки у
    проезжей части отвлекают внимание водителей, создают аварийные ситуации, так как
    нарушаются правила дорожного движения.В результате проверок с 1 июля этого года выявлено 19 административных
    правонарушений, составлено 19 административных протоколов по ст. 8.2 Областного
    закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 г.Жителям района, реализующим вблизи своих домов вдоль дорог выращенные на приусадебных
    участках овощи и фрукты, даны разъяснения о том, что их действия относятся к
    административным правонарушениям, влекущим наложение штрафа в размере от 1 тысячи
    рублей.
    Наталия Штенникова, пресс-служба Администрации Неклиновского района

    Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

    Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

    Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

    Наказание за езду по обочине

    Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

    Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

    Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

    Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

    Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

    Наказание за езду по встречной обочине

    Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

    В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

    Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

    Дополнительные нарушения

    Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

    • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
    • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
    • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

    Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

    Почему закон запрещает езду по обочине

    Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

    1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
    2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
    3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
    4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

    Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

    Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

    Что считается ездой по обочине

    Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

    Допускается ли езда по обочине в автопробках

    Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

    Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

    Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

    На трассе

    Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

    Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

    На МКАДе

    МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

    Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

    Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

    В каких случаях допускается езда по обочине

    Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

    Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

    В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

    Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

    Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

    В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

    Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

    Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

    Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

    Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

    Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

    За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

    В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

    Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

    Вам нужно:

    • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
    • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
    • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

    При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

    Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

    Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

    • Создание опасности для других участников дорожного движения.
    • Выезд на обочину задним ходом.
    • Отсутствие знаков аварийной остановки.

    На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

    Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

    • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
    • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
    • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
    • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
    • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

    Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

    Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

    Как может осуществляться фиксация езды по обочине

    Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

    • Инспектором Госавтоинспекции.
    • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

    В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

    В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

    Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

    Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

    Для этого нужно:

    1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
    2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
    3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
    4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

    Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

    Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

    • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
    • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
    • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

    И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

    Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

    Подведем итоги

    Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

    • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
    • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
    • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
    • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
    • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
    • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
    • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
    • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
    • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
    • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
    • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
    • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
    • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
    • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

    Заключение

    Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.