Методика проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автомобилей (фактически не применяется). Как организовать медосмотры водителей Должностные обязанности медработника по предрейсовым осмотрам

Состояние здоровья водителя влияет на качество вождения, а значит, и на количество ДТП. Как это можно контролировать? Прежде всего ответственность лежит на самом водителе, а также на предприятиях, отвечающих за его допуск к автотранспорту. Как осуществляется а также их послерейсовое освидетельствование, рассмотрим далее в статье.

Зачем нужен медосмотр

На любых предприятиях в автотранспортных или в строительных организациях есть должность водителя. И не важно, каким видом транспортного средства он управляет, главное - в каком состоянии.

Большое количество строительной техники подразумевает наличие таких специальностей, как тракторист, экскаваторщик, машинист и многие другие. Все эти категории должны пройти осмотр в самом начале рабочего дня.

Конституция обязывает охранять труд наемных работников. А это значит, что необходимо создать все условия, которые будут обеспечивать безопасность их работы. Для водителя одним из таких условий будет его состояние здоровья. Только здоровый адекватный человек способен правильно реагировать на сложившиеся дорожные условия или производственные ситуации, а от этого напрямую зависит аварийность на дорогах и производстве.

Медосмотр водителей - это прежде всего определение их готовности безопасно управлять транспортным средством. При выдаче прав на это обязательным является контроль психического состояния, а также выявление зависимости от алкоголя и наркотиков. Ежедневный же предрейсовый осмотр позволяет проводить наблюдение за состоянием здоровья водителя и своевременно обнаруживать возникшие отклонения и нарушения.

Виды медосмотра водителя

Для проведения такой процедуры, как медосмотр водителей, существуют специально разработанные условия. Так, законодательством предусмотрено несколько видов медосмотра:

  1. Предрейсовый.
  2. Текущий.
  3. Послерейсовый.

Кто несет ответственность

На предприятиях ответственность за проведение перечисленного выше лежит на должностных лицах, которые отвечают за эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств. Кроме того, в их обязанности входит:

  1. Осуществлять отбор водителей.
  2. Следить за своевременным повышением их профессионального уровня.
  3. Обязаны контролировать состояние здоровья и выполнение режима труда и отдыха.
  4. Не допускать к управлению транспортными средствами.

В последнем случае существует целый перечень таких лиц:

  • водители, которые не имеют соответствующей категории прав;
  • не прошли в указанные сроки медицинского осмотра;
  • принимали лекарственные препараты, понижающие скорость реакции и вызывающие сонливость;
  • работники в нетрезвом состоянии или находящихся под влиянием наркотических средств.

Все эти условия должностные лица могут выполнить, лишь проведя предрейсовый медосмотр водителя. Его выполняет медицинский работник, на котором в последующем и лежит ответственность за выдачу допуска к управлению транспортом. перед рейсом?

Организуем осмотр водителей

Для того чтобы организовать предрейсовый медосмотр, необходимо выполнить следующие условия. Так, на предприятии должна быть должность медицинского работника, который будет осуществлять осмотр водителей. Для этого разрешено нанимать работника по договору, допускается и привлечение медицинских работников с ближайшего медицинского учреждения.

Главное, что осмотр должен осуществлять специалист, который перед этим прошел специальное обучение.

Передрейсовый осмотр проводят непосредственно перед выездом, после получения путевого листа. Для этого должно быть отведено специальное помещение с достаточным освещением для тщательного осмотра. Итоги фиксируются в журнал предрейсового осмотра. Этот документ скреплен печатью предприятия.

Как заполнить журнал

Требования к ведению журнала жесткие и не допускают небрежности. В журнале обязательно соблюдается следующее:

  1. Страницы пронумерованы.
  2. Переплет прошнурован.
  3. Запись скрепляется печатью предприятия или медицинского учреждения, если осмотр проходит в больнице.

После того как совершен предрейсовый осмотр водителя, ведется учет следующих данных:

  • фамилия, имя, отчество;
  • возраст;
  • место работы;
  • дата и время, когда был проведен осмотр;
  • заключение об осмотре;
  • принятые меры;
  • Ф.И.О. медицинского работника.

Если у медика нет претензий к водителю, он ставит штамп в путевом листе. Также указывает дату и время, когда он был пройден, свои Ф.И.О. и подпись.

Как проходим медосмотр предрейсовый

Осмотр водителя перед рейсом, как правило подразумевает проведение беседы с шофером о его состоянии здоровья. При этом следует обращать внимание на поведение и психическое состояние водителя. Не менее важными являются и показатели:

  • температуры;
  • артериального давления;
  • частоты пульса.

Врач проводит визуальный осмотр, не забывая обратить внимание на остаточные или явные признаки употребления алкогольных напитков или наркотических препаратов.

В случае выявления выше указанных признаков необходимо провести лабораторное обследование и инструментальное, а также осуществить контроль трезвости.

Как проводится контроль трезвости

Один из самых важных показателей осмотра водителя - это его трезвость, ведь значительное количество аварий происходит из-за нарушения этого правила. Поэтому проведение предрейсовых осмотров обязательно предусматривает контроль трезвости водителя.

Врач обращает внимание, прежде всего, на такие факторы:

  • сильный запах спиртного;
  • поведение водителя подозрительно, наблюдается нарушение реакции;
  • учащенный пульс;
  • нарушение речи;
  • реакция зрачков имеет отклонение от нормы.

Врач анализирует выдыхаемый воздух. В случае подозрения на или присутствие наркотических средств в организме следует взять на анализ мочу. Эта процедура проводится с помощью экспресс-теста. Брать кровь на анализ запрещается. Популярный метод проверки трезвости - это ходьба по прямой линии, резкие повороты или поднятие предмета с пола.

Если есть подозрения на наличие алкоголя или наркотических средств в организме водителя, а он с этим не согласен, необходимо отправить его на освидетельствование.

При явном алкогольном опьянении водителя, если он отказывается от экспертизы, необходимо составить акт о его нетрезвом состоянии в рабочее время. в двух экземплярах. Один остается у медицинского работника, а другой передается руководителю предприятия. Этот факт, кстати, может быть основанием для увольнения.

Группы риска

В момент проведения предрейсового осмотра, больше всего уделяют внимания лицам, у которых часто выявляют следующие отклонения от нормы:

  • повышенная температура;
  • частые простудные заболевания;
  • наличие хронических заболеваний;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • было использование препаратов, в составе которых есть ;
  • использование лекарственных препаратов для проведения регулярной терапии.

Все эти показатели фиксируются в журнале. Водители, имеющие такие проблемы со здоровьем или со спиртными напитками, входят в «группу риска», сюда же относятся лица старше 55 лет.

К работе не допускаются

Водителя могут не допустить к управлению, если будут выявлены такие отклонения:

  • признаки обострения хронических заболеваний;
  • повышенная температура тела;
  • потеря сил.
  • головная или зубная боль;
  • сильное или очень слабое сердцебиение;
  • повышенное артериальное давление;
  • явные признаки алкогольного опьянения или наркотического воздействия;
  • прием лекарственных препаратов, замедляющих реакцию.

При подозрении на наличие алкоголя или наркотиков в крови проводят контроль трезвости, о котором мы рассказали ранее.

Если обнаружены признаки обострения хронических заболеваний, то водителю выписывается направление в больницу к специалисту. Он подтверждает нетрудоспособность шофера и выписывает ему больничный лист. В противном случае, если врач не видит никаких признаков болезни, он выдает справку, что пациент здоров и может работать.

Данные водителей, которые имеют хронические заболевания, записывают в отдельный журнал, кроме того, на них заводятся карты. Медицинский работник ежегодно составляет списки с указанием диагноза таких людей и рекомендаций по допуску к работе. Если обычно мы проходим медосмотр раз в год, то для данной категории это показано каждые полгода, в зависимости от состояния здоровья.

Послерейсовый осмотр

Послерейсовый осмотр прежде всего дисциплинирует работников. Зная о нем, водитель не станет употреблять спиртное, понимая, что в любой момент его могут проверить. Ведь в результате можно лишиться заработка или, нарушив в таком состоянии правила дорожного движения, остаться без прав на вождение. А мы знаем, что большое количество дорожно-транспортных происшествий, совершается по вине

Предрейсовые и послерейсовые проводятся одинаково. За исключением того, что в последнем случае водителю уже не выдается путевка. Однако если существуют признаки употребления алкоголя, или подозрение, что водитель употреблял наркотические препараты, он может быть уволен.

Для тех, кто имеет хронические заболевания, послерейсовый контроль также необходим. Чтобы предотвратить обострение болезни и своевременно принять необходимые меры.

Стоит отметить, что провести контроль трезвости водителя нельзя без его согласия. Оно оформляется документально в письменной форме. Также такое согласие заранее может быть оговорено в трудовом договоре или оформляется как отдельный документ. Чаще всего этот важный момент предусмотрен при оформлении на работу.

Согласно закону «О безопасности дорожного движения», проведение предрейсовых осмотров водителей является обязательным, а послерейсовые необходимы для всех, входящих в «группу риска». Только так можно быть уверенным, что на наших дорогах будут сидеть за рулем только трезвые и здоровые шоферы.

Образец бланка (пример шаблона) инструкции:

Типовая должностная инструкция
медицинского работника, который проводит ежесменные предрейсовые
и послерейсовые медицинские осмотры водителей

1. Общая часть

1.1. Медицинский работник относится к категории специалистов предприятия, принимается на работу и освобождается от должности директором предприятия.

1.2. Основными задачами медицинского работника является проведение медосмотра водителей перед выездом на линию и определения пригодности к управлению транспортным средством, проведение медосмотра других работников по направлению администрации.

1.3. Медицинский работник подчинен руководству предприятия, учреждения, организации, инженеру по охране труда. Должен иметь связи с главой медицинской комиссии территориального медицинского учреждения.

1.4. В своей деятельности медицинский работник руководствуется: действующим законодательством Украины в сфере здравоохранения, уставом предприятия, приказами (указаниями) руководства предприятия, нормативно-методическими материалами по проведению медицинских осмотров водителей и других работников предприятия, настоящей должностной инструкцией.

1.5. На должность медицинского работника, который проводит ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей назначается медработник (медсестра, фельдшер, врач), который прошел обучение методам их проведения в Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения ГП "ЦИТ" и его филиалах в соответствии с Порядком обучения медицинских работников методам проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и получил соответствующее свидетельство на право их проведения и намерений штамп.

1.6. Медицинский работник должен обладать навыками проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей перед выездом на линию и возвращении в гараж, оказания первой и неотложной медицинской помощи, проведения медосмотров других работников предприятия в случае такой необходимости, знать антиалкогольное законодательство для возможности его разъяснения работникам предприятия.

2. Задачи и обязанности

2.1. На медицинского работника возлагаются следующее:

Проведение предрейсового и послерейсовых медицинских осмотров водителей, который заключается в:

Сбор анамнеза

Определение частоты пульса, температуры тела, артериального давления

В случае необходимости постановка пробы на алкоголь

Формирование заключения о пригодности водителя к управлению транспортным средством;

Проведение медицинского осмотра других работников предприятия по направлению администрации;

Контроль за состоянием здоровья водителей и своевременным прохождением ими периодических медосмотров, соблюдением водителями режима труда и отдыха;

Предоставление амбулаторной первой и неотложной медицинской помощи работникам предприятия и водителям;

Обучение водителей методам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

Проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни;

Контроль за пополнением медицинских аптечек на предприятии и транспортных средствах предприятия, и пополнением медикаментов, у которых заканчивается срок годности;

Проведение разъяснительной работы в коллективе по антиалкогольному и антинаркотическом законодательству;

Укомплектования на рабочем месте шкафчики и сумки для неотложной медицинской помощи.

3.Функциональни права:

3.1. Медицинский работник имеет право:

Требовать от водителей прохождения предрейсового и послерейсовых медосмотров;

Осуществление медосмотров других работников по направлению администрации;

Докладывать руководству предприятия о выявленном ухудшение состояния здоровья или усталости водителя или иного работника;

Докладывать руководству предприятия о выявленных признаки наличия алкоголя в организме работников предприятия или о выявленных токсического и наркотического воздействия на них;

Принимать решения в пределах своей компетенции;

Составлять соответствующий вывод о непригодности к управлению определенного водителя;

Получать от должностных лиц предприятия документы, справки и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Несет ответственность

За качество проведения предрейсового и послерейсового медосмотров водителей;

Своевременное выполнение мероприятий по профилактической работе;

Соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности;

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины;

Точное и своевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;

И в установленных законом случаях материальную ответственность за выполнение своих должностных обязанностей.


Нравится? Лайкни!

«Утверждаю»

Председатель Правления

Дрожжановской РО РОГО ДОСААФ РТ

И.Ш. Раимов

«____»_______________________2013 г.
Должностная инструкция
медсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств

. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", изданный во исполнение п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта. Приказ обязывает все предприятия, имеющие в своём распоряжении водителей, выполнять предрейсовые и послерейсовые осмотры; ст. 213 ТК РФ и в нормативных актах по обеспечению безопасности дорожного движение п. 1 ст. 20, 23 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", опубликованного 10 декабря 1995 года; на основании Письма Министерства Здравоохранения Российской Федерации №25109468-03-32 от 21 августа 2003 г.

1. Общие положения

1.1. На должность медсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств назначается лицо со средним медицинским образованием, прошедшее специальное обучение и имеющее соответствующий сертификат.

1.2. Подчиняется непосредственно руководителю организации.

1.3. В практической работе руководствуется Методическими рекомендациями «Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», утвержденными Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29 января 2002 года.

2. Должностные обязанности

2.1. Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей автотранспортных средств признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

2.2. Принимать водителей автотранспортных средств для проведения предрейсового медицинского осмотра индивидуально каждого, с путевым листом.

2.3. Начинать осмотр с опроса водителя, выясняя его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. При высказывании водителем каких-либо жалоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность.

2.4. Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:

наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37.0 С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.).

повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя.

нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.

2.5. Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносить в журнал установленного образца.

2.6. При отсутствии жалоб и объективных оснований для отстранения от работы (п. 2.4.) допускать водителя к работе с отметкой в путевом листе (простановкой штампа) с указанием даты, точного времени прохождения медицинского осмотра, фамилии, инициалов и подписи медицинского работника, проводившего обследование.

2.7. При выявлении вовремя предрейсового медицинского осмотра признаков употребления водителем алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ проводить контроль трезвости водителя. При определении контроля трезвости для определения состояния здоровья осматриваемый водитель в обязательном порядке должен быть подвергнут клиническому обследованию и должна быть проведена лабораторная диагностика биологических сред водителя (выдыхаемый воздух и моча). Забор крови категорически запрещается. При проведении контроля трезвости в обязательном порядке составлять протокол контроля трезвости установленной формы в двух экземплярах, четко и конкретно заполняя каждый пункт документа. Один экземпляр протокола остается у медработника, второй выдается руководителю организации.

2.8. Каждый случай контроля трезвости должен быть зарегистрирован в специальном пронумерованном, прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации. В журнале записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и должность, причина направления на обследование, кем направлен, дата и время проведения контроля трезвости, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

2.9. При наличии резко выраженных признаков опьянения, а также отказа обследуемого лица от освидетельствования, аппаратного либо тестового исследования, администрацией организации составляется акт о появлении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

2.10. Отстраненных от работы по состоянию здоровья водителей направлять в рабочее время к врачу в поликлинику по месту его жительства или в обслуживающую его поликлинику по медицинской страховке, в нерабочее время – рекомендовать явиться в поликлинику на следующий день для решения вопроса о признании отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным и выдаче ему больничного листа в установленном порядке. При этом выдавать водителю справку за своей подписью, в произвольной форме, с указанием часа освобождения от работы и кратких данных о характере заболевания или травмы.

2.11. Допуск к работе лиц, страдающих гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществлять строго индивидуально по рекомендациям врача. Эти рекомендации заносятся в карту состояния здоровья. Карта заполняется медицинским работником на водителей, имеющих хронические заболевания.

2.12. Один раз в год, а также при первичном выявлении больных составлять списки лиц, состоящих на диспансерном учете, с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе.

2.13. Ежемесячно подводить итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей, результаты доводить до сведения руководителя организации.

2.14. Обеспечивать учет и хранение лекарств в специальном лекарственном шкафу.

2.15. Обеспечивать строгое соблюдение всех правил асептики и антисептики в кабинете при проведении процедур. Стерилизовать инструментарий и материал в соответствии с действующими инструкциями.

2.16. Обеспечивать санитарно-гигиеническое содержание медкабинета.

2.17. Вести по установленной форме необходимую учетную документацию кабинета, своевременно составлять заявки на инструментарий, оборудование, медикаменты и перевязочный материал.

2.18. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию путем участия в конференциях для среднего медицинского персонала в медицинских учреждениях по заявкам через руководителя организации.

3. Права

3.1. В отсутствие врача оказывать экстренную доврачебную медицинскую помощь больным в медкабинете.

3.2. Повышать профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке.

3.3. Требовать от сотрудников компании соблюдения правил асептики и антисептики при работе в медкабинете.

3.4. Получать информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Вносить предложения руководству компании, направленные на улучшение работы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

4. Ответственность

4.1. Медицинский работник несет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, и другую ответственность за качество предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством.

4.2. Несет ответственность за невыполнение, нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка компании.

Должностная инструкциямедсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотровводителей автотранспортных средств

1. Общие положения
1.1. На должность медсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств назначается лицо со средним медицинским образова-нием, прошедшее специальное обучение и имеющее соответствующий сертификат.
1.2. Подчиняется заведующему медицинским кабинетом и…, а при совмещении должностей заведующего медкабинетом и медсестры –….
1.3. В практической работе руководствуется Методическими рекомендациями «Орга-низация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», утвержденными Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29 января 2002 года.
2. Должностные обязанности
2.1. Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей автотранспортных средств признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.
2.2. Принимать водителей автотранспортных средств для проведения предрейсового медицинского осмотра индивидуально каждого, с путевым листом.
2.3. Начинать осмотр с опроса водителя, выясняя его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. При высказывании водителем каких-либо жа-лоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность.
2.4. Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:
наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 370 С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.).
повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя.
нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.
2.5. Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносить в журнал установленного образца.
2.6. При отсутствии жалоб и объективных оснований для отстранения от работы (п. 2.4.) до-пускать водителя к работе с отметкой в путевом листе (простановкой штампа) с указанием даты, точного времени прохождения медицинского осмотра, фамилии, инициалов и подписи медицинского работника, проводившего обследование.
2.7. При выявлении во время предрейсового медицинского осмотра признаков употребления водителем алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ проводить контроль трезвости водителя. При определении контроля трезвости для определения состояния здоровья осматриваемый водитель в обязательном порядке должен быть подвергнут клиническому обследованию и должна быть проведена лабораторная диагностика биологических сред водителя (выдыхаемый воздух и моча). Забор крови категорически запрещается. При проведении контроля трезвости в обязательном порядке составлять протокол контроля трезвости установленной формы в двух экземплярах, четко и конкретно заполняя каждый пункт документа. Один экземпляр протокола остается у медработника, второй выдается руководителю организации.
2.8. Каждый случай контроля трезвости должен быть зарегистрирован в специальном прону-мерованном, прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации. В журнале записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и должность, причина направления на обследование, кем направлен, дата и время проведения контроля трезвости, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.
2.9. При наличии резко выраженных признаков опьянения, а также отказа обследуемого лица от освидетельствования, аппаратного либо тестового исследования, администрацией организации составляется акт о появлении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии.
2.10. Отстраненных от работы по состоянию здоровья водителей направлять в рабочее время к врачу в поликлинику по месту его жительства или в обслуживающую его поликлинику по медицинской страховке, в нерабочее время – рекомендовать явиться в поликлинику на сле-дующий день для решения вопроса о признании отстраненного от работы водителя вре-менно нетрудоспособным и выдаче ему больничного листа в установленном порядке. При этом выдавать водителю справку за своей подписью, в произвольной форме, с указанием часа освобождения от работы и кратких данных о характере заболевания или травмы.
2.11. Допуск к работе лиц, страдающих гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществлять строго индивидуально по рекомендациям врача. Эти рекомендации заносятся в карту состояния здоровья. Карта заполняется медицинским работником на водителей, имеющих хронические заболевания.
2.12. Один раз в год, а также при первичном выявлении больных составлять списки лиц, со-стоящих на диспансерном учете, с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе.
2.13. Ежемесячно подводить итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей, результаты доводить до сведения руководителя организации.
2.14. Обеспечивать учет и хранение лекарств в специальном лекарственном шкафу.
2.15. Обеспечивать строгое соблюдение всех правил асептики и антисептики в кабинете при проведении процедур. Стерилизовать инструментарий и материал в соответствии с действующими инструкциями.
2.16. Обеспечивать санитарно-гигиеническое содержание медкабинета.
2.17. Вести по установленной форме необходимую учетную документацию кабинета, своевременно составлять заявки на инструментарий, оборудование, медикаменты и перевязочный материал.
2.18. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию путем участия в конференциях для среднего медицинского персонала в медицинских учреждениях по заявкам через руководителя организации.
3. Права
3.1. В отсутствие врача оказывать экстренную доврачебную медицинскую помощь больным в медкабинете.
3.2. Повышать профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке.
3.3. Требовать от сотрудников компании соблюдения правил асептики и антисептики при работе в медкабинете.
3.4. Получать информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Вносить предложения руководству компании, направленные на улучшение работы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
4. Ответственность
4.1. Медицинский работник несет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законо-дательством, и другую ответственность за качество предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством.
4.2. Несет ответственность за невыполнение, нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка компании.

В опросы регулирования труда водителей актуальны для многих компаний. Тем более что законодательных требований и ограничений в этой сфере достаточно, а соблюдать их, особенно небольшим фирмам, удается не всегда. Причиной может быть как нежелание нести дополнительные расходы, так и просто незнание отдельных вопросов. Но в связи с участившимися в последнее время случаями дорожно-транспортных происшествий, которые вызвали волну законодательных инициатив по ужесточению ответственности за нарушения правил дорожного движения, следует ожидать и усиление контроля исполнения уже существующих требований транспортной безопасности. Одним из основных мероприятий, призванных не допустить к управлению автомобилями потенциальных нарушителей, являются предрейсовые медицинские осмотры водителей. И руководителям любых предприятий, использующих труд наемных водителей, следует соблюдать все требования к проведению таких осмотров.

Кто обязан проводить

Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.

Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11).

В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в постановлении от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель - определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.

Кому поручается проверка

Согласно п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение № 2 к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») проводить такие осмотры могут медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат; медицинское учреждение должно иметь лицензию. Исходя из этого у предприятия есть три варианта организации предрейсовых осмотров водителей.

Свой человек

Осмотр может проводить медик, состоящий в трудовых отношениях с предприятием. В наличии у него должен быть сертификат с неистекшим сроком действия, подтверждающий прохождение обучения по Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение № 8 к приказу Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»). Такое обучение проводят региональные наркологические диспансеры (больницы). Лицензия медработнику, состоящему в штате компании и обслуживающему только ее работников, не нужна (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 № Ф04-1311/2009(1741-А45-43).

А вот оформлять медика, имеющего сертификат, по гражданско-правовому договору (например, подряда) организации не следует. Дело в том, что выполнение такой работы на систематической основе можно будет квалифицировать как предпринимательскую деятельность, следовательно, ее осуществление без лицензии будет являться незаконным, а значит, под вопросом окажется и законность самих проводимых медосмотров.

Привлеченная организация

Компания может заключить договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров со специализированной организацией. Обратите внимание, что проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров является лицензируемым видом деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; приложение к постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»).

В лицензии у медицинского учреждения должно быть указано именно на наличие права проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых). Это важно, поскольку лицензируются и иные виды медосмотров, близких по смыслу, но не относящихся непосредственно к предрейсовым. Например, отдельные лицензии могут выдаваться на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров либо работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Кроме того, держателем лицензии может быть не только медицинское учреждение в общепринятом смысле (больница), но и любая иная организация. При этом предрейсовые медицинские осмотры могут быть для них единственным медицинским видом деятельности.

Реквизиты и номер лицензии, на основании которой действует организация, проводящая осмотр, желательно указать в тексте договора. В любом случае копия лицензии должна быть предоставлена организации - заказчику услуг по медосмотру.

Также в договоре важно отразить обязательность следующих действий проверяющего:

  • сбор анамнеза (сведений о проверяемом водителе путем его расспроса);
  • определение артериального давления и пульса;
  • определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
  • при наличии показаний - проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе.

Кроме того, следует закрепить обстоятельства, при обнаружении которых водители не допускаются к управлению транспортным средством. К ним относятся:

  • выявление признаков временной нетрудоспособности;
  • положительная проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
  • выявление признаков воздействия наркотических веществ;
  • выявление признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

Важно также прописать обязанность лица, проводящего проверку, незамедлительно сообщать заказчику по договору о случаях и причинах отстранения водителя.

Лицензия для себя

Организация может самостоятельно получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Такая лицензия позволит не только эффективно контролировать сотрудников своими силами, но и сэкономить на договорах со сторонними организациями.

Конечно, более целесообразно получение таких лицензий крупными автотранспортными предприятиями. Ведь им в любом случае приходится оплачивать труд медика в течение полного рабочего дня и строго соблюдать требования по оснащению медицинского кабинета ввиду большего риска проведения проверок. А значит, затрачивая примерно одинаковые ресурсы, можно получить и выгоду от сторонних клиентов.

Требования к соискателю лицензии изложены в п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Порядок проведения осмотров

Медицинские осмотры должны проводиться в специально оборудованном и оснащенном для этих целей медицинском кабинете. Требования к нему установлены Методическими рекомендациями об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приведены в письме Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, далее - Методические рекомендации).

Водитель должен явиться для прохождения осмотра с оформленным на текущий день путевым листом. Если в ходе осмотра медик не выявит противопоказаний для допуска водителя к работе, то по окончании осмотра он поставит соответствующий штамп в путевом листе. Именно эта отметка и будет являться единственным доказательством прохождения медосмотра, если водителя остановят для проведения соответствующей проверки сотрудники ГИБДД. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152)).

Осмотр начинается с опроса водителя. Медик выясняет его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. Также он обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций, бледность или покраснение кожи. Особую значимость при осмотре имеет состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет как показатель возможного опьянения. Артериальное давление и частота сердечных сокращений измеряются в любом случае, температура тела - при наличии объективных показаний.

Если выявлены признаки опьянения, то должен быть оформлен протокол контроля трезвости установленной формы (приложение 3 к Методическим рекомендациям) в двух экземплярах. Один экземпляр остается у медработника, второй выдается руководителю организации, в которой работает водитель.

Общий примерный перечень случаев для отстранения приведен в уже упомянутом письме Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Кроме того, п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) устанавливает запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

К сведению

Свернуть Показать

Время проведения медицинского осмотра перед выездом на линию относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15). Значит, оно должно оплачиваться в рамках существующей системы оплаты его труда. Чтобы избежать споров о времени прохождения медосмотра, подлежащего оплате, в локальных актах компании желательно закрепить его нормативную продолжительность на одного человека. Она и будет служить основанием для расчета.

Отстранение

Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указывается точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.

Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:

  • самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;
  • направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то, что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Какими бы курьезными и подозрительными для работодателя ни казались утверждения водителя, что он не пил, а принимал лекарства, освежал дыхание мятными пастилками и т.п., не стоит сразу подозревать его во лжи. В качестве примера можно привести случай, когда алкотестер при предрейсовом осмотре водителя показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Водитель при этом настаивал, что такой эффект дают его леденцы от кашля. Работника направили на освидетельствование в наркологический диспансер, и проведенное буквально через час исследование показало, что признаков опьянения не обнаружено. Для чистоты эксперимента предприятие на следующий день вновь обследовало этого водителя, предварительно попросив его не употреблять подозрительных леденцов. Первый анализ был отрицательным, затем работник при медике съел леденец - и через 10 минут алкотестер показал 0,3 промилле. А вот результаты проверки еще одного работника, которому был вручен точно такой же леденец, оказались отрицательными.

Последствия для работника

Недопуск к управлению автомобилем работника, находящегося в состоянии опьянения, оформляется работодателем как отстранение от работы согласно ст. 76 ТК РФ. Заработная плата за период такого отстранения работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Несмотря на то, что ст. 76 ТК РФ не предусматривает обязательного письменного оформления факта недопуска, целесообразно все же зафиксировать его с указанием причин отстранения. Сделать это может руководитель организации либо непосредственный начальник провинившегося, если внутренними документами ему предоставлены такие полномочия. Кроме того, непосредственному руководителю следует служебной запиской (либо иным применяемым в организации внутренним документом) поставить в известность директора фирмы с предложением по привлечению работника к ответственности. Отстранение от работы оформляется приказом или распоряжением. Фиксация всех этих действий позволит в дальнейшем четко определить момент, с которого начинает отсчитываться срок для применения дисциплинарного взыскания.

За появление на рабочем месте в состоянии опьянения к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения на основании подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

Даже если опьянение работника зафиксировано медиком в протоколе контроля трезвости, при применении дисциплинарной ответственности получение его объяснений является обязательным. Если он от них откажется, следует составить соответствующий акт.

Вместе с тем чтобы избежать в дальнейшем споров о способности работника привести объективные аргументы, которые могли бы объяснить его поведение и смягчить ответственность, запрос пояснений правильнее будет сделать на следующий день, когда работник, скорее всего, вернется в нормальное состояние.

Если причиной недопуска к управлению транспортным средством послужило не злоупотребление алкогольными напитками, а общее состояние здоровья, то правила ст. 76 ТК РФ применяться не будут. Данная статья относится только к случаям отстранения по указанным в ней причинам, среди которых отсутствует физическое недомогание. Работник, не допущенный к работе медиком по причинам, не связанным с опьянением, и направленный в больницу, может получить больничный лист, который будет оплачен.

Если же обстоятельства, послужившие для недопуска водителя к работе, не подтвердились при посещении врача и работник вернулся для продолжения работы, то ситуацию возможно рассматривать как простой по не зависящим от сотрудника и работодателя причинам (оформляется приказом или распоряжением). Время недопуска в этом случае будет оплачиваться исходя из требований ч. 2 ст. 157 ТК РФ - не менее 2/3 его тарифной ставки (оклада).

Ответственность

Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица - 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб., для юридического лица - 30 000 руб.

При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит 20 000 руб. для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб. - для юридических лиц.

Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398)). Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).