Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации. Что включает проверка по охране труда

Трудовым законодательством РФ предусмотрены различные виды контроля по охране труда. Выбор зависит от производственных факторов. Регулярный контроль предусматривает улучшение условий труда и проведение профилактических инструкций, что поможет не допустить аварийных случаев на производстве и исключить возможность развития профессиональных заболеваний у сотрудников организации.

За проведение контроля отвечают штатные или внештатные инспектора. Это может быть и управляющий структурного подразделения компании. Если речь идет о государственном контроле, то за соблюдением правил охраны труда наблюдают представители исполнительной власти.

Инспектирование предприятий происходит на основе составленных функциональными инстанциями правовых актов, которые вмещают требования об охране труда, возможные травматические случаи для определенной специальности, а также санитарные нормы по работе с объектами производства. В случае получения производственной травмы работник может рассчитывать на выплату материальной компенсации.

Главным органом, который отвечает за проверку соблюдения условий ОТ, является Генпрокуратура Российской Федерации. Работу местных предприятий регулируют нижестоящие прокуроры.

Действующий ГОСТ Р 12.0.006-2002 включает перечень видов контроля по охране труда, которые позволяют определить, насколько тщательно соблюдаются правила ОТ, а также разработать план улучшения охраны труда в организации на основе актуального анализа. В компании могут применяться следующие типы надзора:

  • текущий (подразумевает исполнение запланированных мероприятий по ОТ);
  • постоянный (непрерывный контроль над условиями производственного процесса);
  • многоуровневый;
  • реагирующий;
  • внутренний;
  • внешний (после его проведения филиал или цех получает сертификат соответствия).

Важно! К проведению любой из вышеуказанных оценочных мероприятий можно привлекать только тех сотрудников, которые прошли первичный инструктаж по ОТ. Начальное инструктирования является обязательным для всех сотрудников, которые поступают на новое рабочее место.

Принадлежность инспекторов

Исходя из принадлежности тех, кто занимается оценкой охраны труда на предприятии, выделяют классификацию видов контроля, который может быть государственным, внутриведомственным и общественным.

Государственный

Данный вид надзора осуществляется сотрудниками профильных государственных органов. Может производиться контроль как федерального, так и местного масштаба. Государственный контроль за охраной труда регламентируется нормами российского законодательства (статья №360 ТК РФ).

Внутриведомственный

Внутриведомственный контроль охраны труда осуществляется руководствующими институтами. Так, могут проверять условия труда в ведомстве более низкого ранга. Проверяющий и проверяемый должны быть частью определенный структуры (акционерное объединение, концерн и т. д.). Функционирование служб охраны труда также проходит в рамках внутриведомственного контроля.

Общественный

Подобный надзор присущ всем либеральным государствам, где ценится свобода слова. Общественный контроль должен осуществляться непосредственно гражданами, а в качестве инициатора проверки может выступать любое лицо. В большинстве случаев таким правом пользуются фонды, социальные группы, представители медиа, члены профсоюзов. Особенно активно данный метод развивается в последние годы, когда можно опубликовать на страницах соцсетей результаты проверки условий работы на предприятии.

Также различают технический и социальный контроль за состоянием охраны труда. Контроль за состоянием охраны труда первого типа относят к инструментам труда, а цель второго – проверка деятельности самих сотрудников (в частности, соблюдают ли они правила ОТ). Также социальная оценка касается и самого начальника, который обязуется обеспечить подходящие условия труда на предприятии.

Частота контроля

В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Методика проведения

1-я ступень

За надзор отвечает руководящее лицо (начальник цеха, мастер, бригадир и т. д.). Он проходит только на том участке предприятия, за который оно отвечает. Контроль над работой оборудования, санитарными нормами, соблюдением охраны труда проводится регулярно перед началом выполнения работ. Любые нарушения должны регистрироваться в письменной форме в журнале по трудовой безопасности.

2-я ступень

Проверку проводит вышестоящее лицо – начальник филиала. Программа проверки не имеет существенных отличий, однако руководителя может интересовать выполнение графиков чтения инструктажей, ремонтов, осмотров определенного участка и т. д. Также начальник, который часто сопровождается членом комиссии по ОТ, может проверить факт освидетельствования оборудования и средств защиты. Все нарушения записываются в журнале, а от подчиненного руководящего лица могут потребовать объяснений, почему те или иные условия труда не были соблюдены.

3-я ступень

Проходит под руководством руководителя компании, при этом осуществляется масштабная оценка каждого цеха и филиала предприятия. Управляющего интересует, были ли устранены недочеты, выявленные в рамках первых двух ступенях проверки. Кроме того, проводится мониторинг медосмотров, плановых мероприятий по улучшению ОТ в организациях.

Результаты проверки закрепляются приказом в двух экземплярах, после чего его анализируют на заседании комиссии. Комплексное обследование директором обычно проходится не чаще раза в год.

Правила проведения оценки

  1. Инспектор должен иметь официальное удостоверение, где содержится информация о его полномочиях.
  2. Руководителя филиала в письменной форме предупреждают о проверке, если речь не идет о регулярном надзоре.
  3. Для участников экспертной группы нужно подготовить пропуски, так как в противном случае они могут быть не допущены к участию в процессе.
  4. Члены комиссии должны придерживаться принципов конфиденциальности и возвращать переданные для проверки бумаги в первоначальном виде. Инструктор имеет право запрашивать любые документы, которыми он может оперировать.
  5. Обычно выделяют два этапы оценки – работа с документацией проверяемого подразделения и проверка технической составляющей филиала.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в организации (примерное). В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Такие проверки направлены на выявление различных нарушений, отрицательно влияющих на комфортную, полноценную и безопасную работу наемных работников.

Так, представительства федеральной инспекции труда проводят всевозможные проверки, позволяющие улучшить условия труда для сотрудников проверяемого юридического лица.

Проверки по охране труда призваны изучить условия работы людей на предприятии и предпринять меры по устранению каких-то нарушений.

Выделяют следующие виды проверок:

  • плановые и повторные осмотры;
  • тематические, комплексные и целевые мероприятия;
  • совместные проверки.

Во время любого вида проверки инспекторы могут свободно перемещаться по любым служебным помещениям изучаемой фирмы или предпринимателя.

Кроме этого они имеют право требовать документы и получать объяснения каких-то событий и неясностей в моментах, связанных с охраной труда.

Плановые и повторные

Для проведения плановых проверочных мероприятий составляется специальный график проверки инспекции по труду.

Он может составляться и инспекцией, и инспекторами по отдельности. В этот план может быть вписана любая организация, которая находится на той территории, которая подведомственна территориальной инспекции.

Особое внимание при составлении графиков проведения плановых проверок уделяется тем фирмам, на которых в недавнее время наблюдались какие-то нарушения или несчастный случай на производстве.

Прежде чем приехать с проверкой, инспектор заранее предупреждает осматриваемое юридическое лицо в телефонном режиме.

Если в ходе осмотра выявляются какие-то нарушения, контролирующий орган выписывает предписания, а также устанавливает срок на их выполнение. Когда срок исполнения таких обязательных рекомендаций истекает, инспектор приходит на исследуемое предприятие с повторной (контрольной) инспекцией.

Повторного осмотра можно избежать. Для этого необходимо проверяющему органу предоставить (до момента окончания срока выполнения предписаний) доказательства того, что все требования выполнены и нарушения устранены.

Целевые проверочные посещения фирмы осуществляются по жалобам сотрудников. Такие инспекции являются наиболее частыми.

Это связано с тем, что любая жалоба ведет к приходу на предприятие инспектора. В случае поступления жалоб составляется график целевых проверок по охране труда. При этом в расчет не берутся анонимные заявления.

Если все же работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству компании, в которой он работает, инспекция проводит тематическую проверку. Тема данного мероприятия напрямую связана с заявлением сотрудника и адаптирована под разделы Трудового кодекса.

При этом могут быть выбраны следующие темы:

  • и отдыха;
  • проблемы с трудовым договором;
  • оплата работы;
  • , компенсации и так далее.

Иногда плановые мероприятиям могут совмещать в себе элементы тематических осмотров. В таком случае инспектор посещает организацию с целью выявления особенностей соблюдения законодательных требований в целом. Такая проверка будет считаться комплексной.

Кроме сотрудников фирм информация о каких-то нарушениях может поступать также от других ведомств, контролирующих деятельность компаний. В таком случае инспекция может провести совместную инспекцию с этим ведомством.

Сроки и периоды проверки охраны труда

Согласно законодательству выездная проверка инспекции по труду может осуществляться не более одного месяца. Однако на практике этот срок сокращается от 1-2 дней до недели.

За этот период инспектор просматривает все необходимые документы компании и получает копии требуемой документации. После этого он может продолжить изучение через пару дней, предварительно предупредив фирму о продолжении осмотра.

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза за 2 года. Однако целевые или тематические инспекции (при наличии жалобы со стороны сотрудников) могут проводиться в любое время. При этом никаких временных ограничений в них нет.

Еще одними причинами для проведения внеплановых мероприятий, является появление следующих моментов:

  • поступление жалобы о нарушении от другого ведомства;
  • возникновение угрозы здоровью или жизни сотрудников, происхождение несчастного случая на производстве.

Документы при проверке охраны труда

Трудовая инспекция может изучать и осматривать любую компанию либо индивидуального предпринимателя.

При этом в первую очередь особое внимание уделяется тем юридическим лицам, которые ущемляют права сотрудников, нарушают требования законодательства, имеют опасные для жизни и здоровья условия работы.

Источникам информации о наличии каких-то нарушений в фирме могут быть сотрудники, прокуратура, другие проверяющие ведомства, милиция, фонды, налоговые органы, печатные издания.

Однако информация, поступившая из газет, не может быть основанием для проведения внепланового посещения компании. Такие данные могут послужить для включения фирмы в плановую проверку.

При осуществлении проверочных мероприятий инспекторы изучают качество соблюдения компанией трудового законодательства. За какие-то нарушения законов на должностные лица изучаемой фирмы или предприниматель могут быть наложены штрафы.

При изучении происходит осмотр следующих документов:

  • устав и свидетельство о регистрации;
  • трудовые договоры (в том числе срочные) и дополнения к ним (их наличие или отсутствие, особенности оформления и содержание);
  • коллективное соглашение (его особенности и правильность оформления);
  • трудовые книжки и журнал их учета, личные карточки сотрудников (наличие, правильность заполнения);
  • правила внутреннего трудового распорядка (наличие в нем описания процедуры приема работников и их увольнения, режим работы, сроки выдачи зарплаты, ответственность сторон, премии и так далее).

Это основные документы, которые проверяются во время исследования предприятия. Кроме документации инспекторы изучают правильность переведения работников с одной должности на другую, законность , снижения заработной платы, предоставления отпусков и прочее.

Оформление проверки охраны труда

Проверка начинается с того, что инспектор предоставляет руководителю исследуемой компании свое служебное удостоверение, а также приказ или распоряжение на проведение проверочной работы.

Такое распоряжение должно быть закреплено печатью, и иметь следующую информацию:

  • вид проверки;
  • причины, повлекшие проведение проверочных мероприятий;
  • сроки и предмет проверки;
  • ФИО инспектора, который проводит работу.

Также следует обратить внимание, что бы данное распоряжение было выписано именно на ту фирму, в которую пришел инспектор с проверкой., обязаны встать на учет в налоговой службе в качестве налогоплательщиков единого налога. Для этого следует обратиться в налоговую службу по месту ведения бизнеса.

Грамотная отчетность в налоговую при УСН позволяет предприятию уменьшить издержки на работу с документацией и сосредоточиться на производственном процессе. Подробнее о отчетности при УСН читайте .

По результатам проведенных работ инспектор составляет протокол и акт поверки. В протоколе указываются выявленные нарушения, за которые на предприятие налагаются штрафы.

Любое предприятие, организация или предприниматель должны быть готовы к прохождению плановых или внеплановых проверок со стороны различных проверяющих инспекций. Одной из таких служб является федеральная инспекция труда.

Для того, что бы с представителями данного ведомства сталкиваться как можно реже, следует соблюдать все требования трудового законодательства, не нарушать права сотрудников и не подвергать их здоровье и жизнь опасности.

Ведь кроме плановых проверочных мероприятий инспекторы могут проводить целевые и тематические, организованные по жалобам работников.

Считается важнейшей составляющей системы управления безопасностью на любом предприятии. Проведение данного мероприятия является обязательным для любого производства.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ каждый работодатель обязан обеспечить проведение проверок состояния условий труда на рабочих местах в своей компании. От того, насколько грамотно проводится контроль на производстве, насколько эффективны меры корректировки существующих недочетов, зависит в целом репутация организации и общая удовлетворенность своей работой участников трудового процесса.

Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?

  1. Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
  2. Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами. Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.
  3. Систематичным. Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.
  4. Своевременным. Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.

Виды контроля

Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:

  1. Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
  2. Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.

Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:

  1. Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
  2. Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.

Существует 3 формы проведения проверок состояния охраны труда в организации:

  1. Постоянный контроль. Предусматривает ежедневную проверку работником организации состояния охраны труда. Он прежде всего проверяет исправность техники, грамотность применения защитных ограждений и установок на травмоопасных производствах, состояние спецодежды, чистоту рабочего места, наличие средств тушения пожара.
  2. Оперативный контроль. Периодическая проверка состояния охраны труда, которая проводится руководителями подразделений предприятия вместе с членами профсоюзов или трудовых коллективов. Эти уполномоченные лица проверяют правильность проведения мероприятий по контролю производства, соответствие проводимых работ действующим инструкциям, безопасность аппаратуры и инструментов, соблюдение правил безопасности жизнедеятельности при работе со взрыво- и пожароопасными материалами, санитарное состояние всех помещений предприятия.
  3. Выборочный контроль. Проверка на предприятии проводится 1 раз в месяц (или чаще) специальной комиссией, в которую входят инженер по охране труда и представитель вышестоящей организации. В данном случае проверяется наличие и грамотное применение средств защиты работниками, соблюдение всех законов и нормативов ТК РФ работодателями, выполнение всех мероприятий, контролирующих безопасность рабочих, выполнение планов по совершенствованию условий труда, проведение аттестации рабочих мест, эффективность проведения обучающих курсов для работников, санитарно-гигиеническое состояние помещений и спецодежды и т. д.

Методика проведения проверки состояния охраны труда

Одна из самых эффективных форм проверки состояния охраны труда на предприятиях - трехступенчатый контроль.

1 ступень . Проверка проводится руководителем данного вида работ (бригадиром, мастером, начальником участка) ежедневно или ежесменно в начале рабочего дня, а в некоторых случаях и в течение всей смены.

Проверяется состояние рабочих мест, исправность технического оснащения, вентиляции, освещения, состояние помещения, наличие средств тушения пожара и других средств безопасности. При выявлении каких-либо недостатков намечаются мероприятия по их устранению. Если устранить все неполадки собственными силами невозможно, руководитель отдела сообщает о существующих проблемах вышестоящему начальнику и просит принять должные меры.

2 ступень . Проверка осуществляется руководителем подразделения (начальником цеха, старшим мастером, инженером) не реже 1 – 2 раз в месяц при участии уполномоченных лиц по охране труда. В ходе проверки выявляется, выполняются ли мероприятия по устранению неполадок, которые были найдены во время контроля «первой ступени». Также проверяется исправность оборудования, автомобилей, выявляется наличие несчастных случаев и проверяется работа по их предотвращению.

3 ступень . Проверка проводится не реже 1 раза в квартал специальной комиссией, в которую входят руководитель предприятия и представители вышестоящих организаций. Также в этом мероприятии могут принимать участие заместители директора, главный инженер, представители профсоюза, технологи и другие ответственные за охрану труда лица. Проверка «третьей ступени» касается всех производственных подразделений предприятия. Комиссия проверяет выполнение мероприятий, намеченных во время контроля 1 и 2 уровня, соблюдение всех законов ТК РФ и прочих нормативов, состояние зданий и помещений, в которых работают люди, планы по совершенствованию условий труда и т. д.

Результат проверки состояния охраны труда

По окончании контрольных мероприятий на предприятии все замечания заносятся в «Журнал проверки» и составляется специальный акт. В нем указываются наименование учреждения, члены проверяющей комиссии, все выявленные нарушения (если есть). Затем этот акт с результатами проверки передается руководителю организации.

Результаты обсуждаются в недельный срок на совещании у директора предприятия при участии всех руководителей отделов, а также представителей профсоюзов. Здесь анализируются все выявленные недочеты и нарушения, намечаются методы и сроки исправления этих ошибок, назначаются ответственные за данные мероприятия лица. После устранения всех погрешностей в «Журнал проверки» вносятся данные руководителей подразделений, которые при проведении следующих мероприятий по контролю охраны труда назначаются ответственными за корректировку недостатков на производстве.

Я думаю, будет полезным определить некоторые важные моменты и особенности при проведении проверки по охране труда , государственным инспектором труда! Имея в виду должный порядок проведения проверки, права инспектора труда, его обязанности и ограничения в действиях, можно как минимум минимизировать последствия после проведения проверки по охране труда!

Для начинающих, пожалуй, начну с основ проверки как таковой.

Проверка по охране труда подразделяется на плановую и внеплановую проверки. Так же подразделяются на документальные и выездные, но о них я не буду сейчас.

Теперь что касается внеплановой проверки по охране труда. Такая проверка также отображается в годовом плане проверок. Внеплановая проверка по охране труда может иметь большее количество и частоту ее проведения т.к. ее проведение напрямую зависит от поступления письменных заявлений (жалоб) от сотрудников организации. Принцип таков: чем хуже отношение руководителя организации к своим сотрудникам, в плане трудовых отношений и условий труда на рабочих местах, тем большее количество проверок по охране труда ожидает этого руководителя.

О правилах проведения проверки.

Основной ссылкой в этом разделе, пожалуй, будет все тот же ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ". Приведу основные статьи и пункты из этого чудо закона, которые стоит иметь в виду.

>Пункт 1, статья 13. Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней (20 дней).
Пункт 3, статья 13. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (не более 20 дней).
Статья 16. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье приводятся требования к форме и содержанию такого акта.
Статья 20. Результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.

Имейте в виду, что к таким нарушениям относиться:

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— превышение установленных сроков проведения проверок;
— непредставления работодателю акта проверки.

Так же следует знать что, проверка по охране труда проводиться исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки. К примеру, предметом проверки является трудовые правоотношения. В таком случае, государственный инспектор труда не имеет право проверять документы по охране труда. Инспектор так же не имеет право требовать документы, информацию, образцы продукции, проб обследования производственной среды, если таковые не являются объектами проверки и/или не относятся к предмету проверки.

Стоит еще отметить, что при проведении проверки, инспектор труда не вправе изымать оригиналы документов даже в том случае, если они являются предметом этой проверки.

Об ограничении прав инспектора труда.

Привожу три законодательных документа, которые достаточно серьезно ограничивают полномочия государственного инспектора труда и регламентируют его работу в целом. Итак, об «ограничителях»:

1. Все тот же Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ";
2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
3. Конвенция № 81, принятая в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Тут стоит принять во внимание один момент. Эти три нормативных документа в некоторых моментах имеют противоречия. Вот некоторые из них. В соответствии с ФЗ № 294, государственный инспектор труда не имеет право проводить проверку в том случае, если при ее проведении нет руководителя организации или иного доверенного или ответственного лица. Не смотря на это, в противоречие вступает трудовой кодекс Российской Федерации, который дает право государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии руководителя организации или его доверенного лица (представителя), что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля статья 360 ТК РФ и статья 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда. Противоречия имеются в моментах, регламентирующие количество и частоту проведения проверок. В действующем любимом ФЗ № 294, установлено ограничение, а именно проверять организацию не чаще одного раза в 3 года, тогда как в не менее действующей конвенции МОТ № 81 есть статья 16 в которой говориться о том, что предприятия подвергаются проверке столько, сколько надо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Несмотря на то, что все три нормативных документа являются на данный момент действующими, приоритет при проведении проверки имеет замечательный ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ".

Памятка сотрудников при проверке.

Для минимизирования или полного исключения нештатной ситуации при проверке. Необходимо проводить специфическое обучение персонала по взаимодействию с проверяющими лицами.

Примерная памятки или инструкция (Московский бухгалтер. Октябрь 2004 №10) может содержать следующие пункты:

1. Незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.
2. Проверьте документы контролеров и, по возможности, снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. инспектора, его должность, подразделение и т.п.).
3. Попросите у контролера копию или экземпляр постановления о проверке.
4. Скажите проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.
5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая это тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите. В крайнем случае отвечайте, что все происходит в соответствии с действующим российским законодательством.
6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.
7. Если инспектор составит протокол о правонарушении, не отказывайтесь ставить свою подпись. Однако рядом с подписью напишите фразу: «С возражениями». Если проверяющий спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что уполномоченный представитель фирмы с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
8. Всегда держите памятку при себе. Не давайте ее в руки проверяющему.

Как-то так может выглядеть примерная памятка для сотрудников организации.

Примерный перечень документов, запрашиваемых при проверке.

Обжалование предписания инспектора
В случае, когда государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданным этим инспекторам предписание об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.

Напомню, что если при проведении проверки явно есть нарушения со стороны инспектора труда, при вручении им этого предписания, напишите рядом с подписью «С возражением». Если инспектор труда спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что доверенное лицо организации с ним свяжется и обговорит этот вопрос.

Имейте ввиду, что после того как Вы получили постановление о привлечении к административной ответственности (его копию), жалобу можно подать в течении десяти суток (10 суток) со дня вручения. А в суд же можно обратиться в трех месячный срок (3 месяца) со дня, когда стало известно о нарушении прав.

P.S. Помните самое главное, что государственные инспекторы труда, то же люди. Они такие же обычные люди, как и большинство остальных. У них в работе свои заботы, свои проблемы. Излишне бояться их как некто опасных и злых, наивно. Страх перед проверяющим, дает только повод этому проверяющему. Поэтому при взаимодействии с инспектором труда, ведите себя спокойно и обособленно. Поддерживайте диалог. Ведь теперь Вы знаете, как пройти проверку по охране труда в своей организации.

На этом всё. Спасибо за внимание!